Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отечественный опыт формирования основ психодиагностики и первых эмпирических психологических исследований

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие работы того времени представляют определенный интерес и для современных исследователей и практиков. В то время особое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию граждан. Значительный вклад в распространение среди населения военных знаний, популяризацию воинской службы, подготовку особо дефицитных для армии и флота специальностей внесла созданная в 1927 г. массовая добровольная… Читать ещё >

Отечественный опыт формирования основ психодиагностики и первых эмпирических психологических исследований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В России отдельные элементы тестологической, профориентационной и профконсультационной деятельности появились уже в начале XX в. Так, педагогическим музеем учительского дома в Москве был проведен ряд обследований, касающихся выбора профессий учащимися различных типов школ. В ходе этой работы была предпринята попытка определения наиболее привлекательных для учащихся профессий и выявления причин, побуждающих молодых людей идти по тому или иному трудовому пути.

Направление практической психологии, связанное с решением прикладных задач обеспечения деятельности специалистов различного профиля, появилось достаточно давно. Уже для психотехнических исследований 1920—1930;х гг. был характерен широкий диапазон решаемых задач: профессионалъный отбор и профессиональная консультация (А. И. Розенблюм, Ы. В. Петровский, С. И. Словцов, Ф. Р. Дунаевский), изучение конкретных видов деятельности (П. П. Блонский, С. Г. Геллерштейн, И. Н. Шпильрсйн, Л. И. Сслецкая), профессионального утомления и несчастных случаев (А. А. Ухтомский, К. X. Кекчеев, Н. А. Эппле), рационализации трудовой деятельности, орудий и условий труда (А. К. Гастеев, Н. А. Бернштейн, Б. М. Теплов, Н. М. Добротворский) и другие задачи. Именно в эти годы выдающимися учеными Л. С. Выготским, В. И. Бехтеревым, Н. А. Бернштейном, К. К. Платоновым, А. А. Ухтомским, Н. В. Петровским, П. П. Блонским, Б. М. Тепловым и многими другими были заложены фундаментальные теоретические и методологические основы отечественной психологии.

В ряду важнейших задач, стоящих перед отечественными психологами тех лет: выяснение специфики формирования военных знаний, умений, навыков; разработка методов отбора и оценка профессиональной пригодности кандидатов на учебу; оптимизация процесса подготовки специалистов различного профиля.

В этот период также активно идут разработка методических и организационных вопросов ориентации и отбор молодежи на военные профессии. Создается широкая сеть психофизиологических лабораторий, проводивших исследования в области психологии военного труда и осуществлявших практические мероприятия военно-профессиональной ориентации. Подготовлены профессиограммы ряда военных специальностей, предложены методы психофизиологического обследования, приемы сбора и обработки данных о допризывной молодежи.

Многие работы того времени представляют определенный интерес и для современных исследователей и практиков. В то время особое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию граждан. Значительный вклад в распространение среди населения военных знаний, популяризацию воинской службы, подготовку особо дефицитных для армии и флота специальностей внесла созданная в 1927 г. массовая добровольная общественная организация ОСОАВИАХИМ, на базе которой в дальнейшем был образован ДОСААФ.

Вместе с тем чрезмерное увлечение психотехническими методами, механизм подходов к оценке профессиональной пригодности, погоня за близким практическим результатом представителей педологического направления компрометировали идею психодиагностики.

После известного постановления ЦК ВКП (б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г. психотехническое и педологическое направления в отечественной психологии были разгромлены. Психотехнические методики перестали применяться не только в школьной практике, но и в целях отбора военных специалистов. Обследование интеллектуальных способностей учеников с помощью тестов было резко свернуто, уничтожены профконсультационные центры, профессиональная ориентация школьников практически прекратилась.

Однако уже в конце войны (1943—1945) уделяется особое внимание развитию военно-профессиональной ориентации молодежи. Создаются одиннадцать Суворовских военных училищ и три Нахимовских военноморских училища, значительная часть которых сохранилась до наших дней и расширилась за счет создания широкой сети кадетских корпусов. Социализированные средние военно-учебные заведения закрытого типа предназначались для подготовки воспитанников к поступлению в высшие военно-учебные заведения и последующей службе в офицерском звании. Они были созданы для устройства, обучения и воспитания детей погибших в борьбе с фашистами и в основном комплектовались мальчиками 10-летнего возраста со сроком обучения семь лет. Эти шаги возродили профориентационные и благотворительные традиции России XIX в. в области подготовки подрастающего поколения к офицерской службе. Тем не менее в целом специфической чертой рассмотренного этапа является регресс профориентационной работы с молодежью Лишь в начале 1950;х гг. вновь возрождается внимание к проблеме профконсультации, а в соответствии с этим и к использованию, применению и дальнейшей разработке психодиагностического инструментария.

Об этом свидетельствуют решения XIX и XX съездов КПСС, проходивших в 1952 и 1956 гг., которые поставили перед педагогической наукой и школой задачу политехнического обучения. На основе решений съездов были осуществлены меры по дальнейшему улучшению трудового воспитания и профориентации учащихся.

В этот период основное внимание уделялось психологическому изучению существующих видов профессиональной деятельности и их классификации, разработке научно обоснованных методов оценки индивидуальнопсихологических особенностей человека, решению организационных проблем профориентации. Для военно-профессиональной ориентации молодежи большое значение имело введение в школах (техникумах, ПТУ) начальной военной подготовки и штатных должностей военного руководителя. Это решение способствовало улучшению военно-патриотического и нравственного воспитания молодых людей, в частности подъему престижа военной службы.

В это время внедрялись специальные профориентационные карты и тетради, в которые заносились сведения о способностях, личностных особенностях и психофизиологических характеристиках детей, использовались различные психодиагностические методы определения профессиональной пригодности.

В этот период разрабатываются проблемы военной профессиологии и психодиагностики, теоретические и методические аспекты ориентации школьников на военные профессии, публикуются справочные издания о военных специальностях, научно-методические рекомендации по военнопрофессиональной ориентации и психологическому отбору военных специалистов.

Первая половина 1990;х гг. и последующие десятилетия, по-видимому, станут началом следующего этапа развития отечественной прикладной психологии, эмпирических психологических исследований и создания, апробации соответствующего психодиагностического инструментария.

На их развитие в стране оказывают существенное влияние следующие факторы:

  • • переход общества на многоукладную (рыночную) экономику;
  • • изменения взаимоотношений в условиях рынка между профессиональными учебными заведениями и предприятиями;
  • • изменение условий поступления, обучения и распределения после окончания училища, колледжа, техникума, вуза;
  • • изменение в связи с появлением специальных частных школ, гимназий, новыми условиями и характером школьной подготовки;
  • • переход Вооруженных сил на профессиональную основу;
  • • появление проблемы безработицы и связанной с ней необходимостью переподготовки кадров и последующего трудоустройства и др., в том числе социальные проблемы;
  • • локальные войны и межнациональные конфликты, акты терроризма и катастроф различного масштаба, что требует определенной психологической оценки и соответствующих способов психодиагностики психических состояний пострадавших людей и методов психокоррекции и психореабилитации.

В этих условиях роль и значение психологической компетенции каждого специалиста, от низшего звена до руководителя, приобретает особое значение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой