В июне 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) проходила международная конференция, где обсуждались вопросы послевоенного регулирования мировой экономики. Было важно найти способ избежать повторения мирового финансового кризиса, имевшего место после Первой мировой войны и связанного с переводом экономик воюющих стран с военных на мирные рельсы.
В Бреттон-Вудс прибыли представители 44 стран, заинтересованных в обсуждении концепций международного экономического сотрудничества. Советскую делегацию возглавлял заместитель наркома по делам внешней торговли М. С. Степанов, американскую — Г. Моргентау, британскую — экономист Дж. Кейнс.
В рамках конференции работали три комиссии: по вопросам создания Международного валютного фонда (МВФ); по вопросам создания Международного банка реконструкции и развития (МБРР); по разработке мер послевоенного финансового сотрудничества.
В ходе конференции был выработан механизм международного сотрудничества и консультаций по вопросам мировых финансов и инвестиций.
Решения Бреттон-Вудской конференции:
- • создание МВФ — органа, отвечающего за обеспечение международного финансового сотрудничества;
- • создание МБРР, главной задачей которого провозглашалось предоставление средств и инвестиций, направленных на послевоенное восстановление различных отраслей хозяйства, перестройку производственных предприятий для соответствия условиям мирного времени и развитие инфраструктуры в регионах, которые нс были непосредственно затронуты войной;
- • все ценовые исчисления должны были определяться исходя из стоимости американского доллара или цены золота.
МВФ и МБРР получали самые широкие полномочия на все операции с золотом, обменными и инвестиционными процессами на международном уровне.
Примечательно, что в МВФ и МБРР распределение голосов зависело от квот, предоставляемых странам — участницам учреждений. Так, в МВФ голоса распределились следующим образом: США — 28%; Великобритания — 13,4; СССР — 12,4; Китай — 5,8; Франция — 4,8%. В МБРР США получали 34,8% голосов, Великобритания — 13; СССР — 12; Китай — 6,1; Франция — 4,6%.
Таким образом, ключевые позиции в управляющих органах МВФ и МБРР становились важным рычагом давления в ходе реализации внешней политики США, позволяя Вашингтону стать наиболее влиятельным членом этих учреждений и давая ему возможность оказывать определенное давление на других участников в процессе принятия решений.