Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классификация природных систем по Бергаланфи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На шестом уровне находятся животные — биосистемы, для которых характерны адаптация, обучение и многоцелевые поведенческие реакции. Адаптацией называется приспособление к изменяющейся среде путем накопления и использования информации. Этот процесс направлен на достижение некоторого оптимального состояния. Одна из моделей адаптирующихся систем — конечный автомат — устройство с конечным множеством… Читать ещё >

Классификация природных систем по Бергаланфи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Берталанфи предложил девятиуровневую классификацию как обычных (физико-химических и техногенных), так и живых систем (табл. 2.1). Типичный пример систем первого уровня — кристаллы. Известно, что кристалл — это твердое тело, атомы или молекулы которого образуют периодическую структуру (кристаллическую решетку). При равновесных условиях образования структура кристаллов имеет форму правильных симметричных многогранников. Основной признак кристаллического состояния вещества — кристаллическая решетка. Другим примером, относящимся к системам первого уровня, может служить анатомическое описание молекулярного строения тканей тела человека.

В системном анализе зафиксированную, физически реализованную и наблюдаемую в пространстве совокупность звеньев системы принято называть морфологией.

Нетрудно отметить, что общий характерный признак систем первого уровня — статичность, т. е. неизменность во времени систем, относящихся к данному уровню.

К системам второго уровня (см. табл. 2.1), описываемым законами классической механики и специальной теории относительности, относят макроскопические системы различного рода: механические устройства, машины, формирующие мир современной техники, а также планеты, космические тела.

Общим и определяющим признаком систем второго уровня является то, что их перемещение во времени и пространстве абсолютно детерминировано (предсказуемо). Следует отметить, что го оо.

Таблица 2.1. Девятиуровневая классификация систем по Берталанфи.

№.

уровня.

Система.

Описание.

Теория и модель.

Статические структуры.

Атомы, молекулы, кристаллы, биологические структуры, наблюдаемые с помощью электронного микроскопа, томографа, относящиеся к микроуровню.

Структурные и химические формы, кристаллографические модели, анатомическое описание.

Макроскопические системы различного рода.

Часы, механические приборы и устройства, двигатели, солнечная система. Природные явления, обладающие периодичностью.

Общая физика, в том числе ряд классических законов механики (законы Ньютона), специальная теория относительности Эйнштейна.

Контролирующие механизмы (регуляторы).

Термостат, кондиционер, сервомеханизм, гомеостатическая подсистема.

Теория управления, теория обратной связи, теория информации.

Открытые системы.

Пламя, клетка, организм животного и человека.

Перенос физических теорий на системы, самоподдерживающиеся в потоке вещества и энергии (метаболизм). Хранение информации в генетическом коде (ДНК).

Низшие организмы.

Растения, простейшие (инфузории).

Теория и модели практически отсутствуют.

№.

уровня.

Система.

Описание.

Теория и модель.

Животные (возрастные изменения, передача информации).

Развитие рецепторов нервной системы, обучаемость, начала сознания.

Теория конечных автоматов, теория управления (обратной связи), теория автономного поведения.

Человек.

Память, языковое общение.

Семиотика.

Социально-культурные системы.

Культуры, сообщества, социум.

Законы роста и развития человеческих сообществ (социология, экономика, история).

Символьные системы.

Язык, логика, математика, науки, искусство, мораль.

Символьные системы (математика, грамматика), алгоритмы, теория композиции.

го со современная нелинейная динамика вносит поправки в традиционное представление о детерминированности динамики макрообъектов этого уровня. Пример системы второго уровня — механический протез конечности (БТС).

Переход на системы третьего уровня отмечен появлением такого элемента, как цепь обратной связи. Именно с третьего уровня системы подразделяются на динамические (исполнительные, силовые, энергетические) и информационные (контролирующие, управляющие) подсистемы. Виды технических устройств, относящихся к третьему уровню, весьма многочисленны и разнообразны — это все типы устройств автоматического регулирования. Пример системы с обратными связями — мини-робот для колоноскопии, который снабжен аппаратурой для визуального наблюдения за состоянием внутренней полости прямой кишки, датчиками сил проскальзывания. В системе имеется визуальная, тактильная и силовая обратная связи с постом оператора, где осуществляется обработка поступающей информации и формирование управляющих сигналов.

К системам четвертого уровня относят биообъекты, представляющие собой открытые системы, отличительным признаком которых является энергои массообмен с окружающей средой. В открытых системах возможно возникновение структур и самопроизвольное развитие, направленное в сторону усложнения внутренней организации (<самоорганизации).

На пятом уровне классификации систем по Берталанфи находятся низшие организмы, которые состоят из одной клетки или колонии клеток. Низшие организмы объединяют в классы: саркодовые, жгутиковые, споровики, инфузории. Берталанфи считал, что теория и модели здесь практически отсутствуют. Однако в настоящее время предложены различные варианты популяционных моделей, которые описывают особенности роста низших организмов (см. гл. 4).

На шестом уровне находятся животные — биосистемы, для которых характерны адаптация, обучение и многоцелевые поведенческие реакции. Адаптацией называется приспособление к изменяющейся среде путем накопления и использования информации. Этот процесс направлен на достижение некоторого оптимального состояния. Одна из моделей адаптирующихся систем — конечный автомат — устройство с конечным множеством внутренних, входных и выходных состояний.

Для систем шестого уровня характерно самообучение как приспособительная реакция, направленная на адаптацию к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Самообучением называют способность системы под влиянием внешних воздействий улучшать функционирование в соответствии с определенным критерием.

Обучение распознаванию образов находит техническое применение в диагностических БТС. Весьма перспективное направление развития обучаемых (интеллектуальных) технических систем — создание нейронных сетей, использующихся, например, в управлении комплексами экологического мониторинга.

Системы седьмого уровня характеризуются появлением знаковых (семиотических) систем, заданных на множестве объектов — знаков. Каждому знаку соответствует определенное значение, которое может быть как конкретным физическим объектом, так и абстрактным понятием. Системы седьмого уровня применяют для разработки моделей поведения сложных биообъектов.

На восьмом уровне классификации систем находятся социально-культурные системы, человеческие сообщества. Динамику человеческих сообществ невозможно свести к динамике биологических популяций, составляющих их материальную основу. В описание систем седьмого уровня необходимо включать коммуникативные функции, осуществляемые через многообразные информационные связи.

Количественные модели развития различного рода сообществ и социально-культурных систем стали развиваться в самое последнее время («историческая механика»). В основе таких моделей лежит математический и понятийный аппарат нелинейной динамики.

К высшему по классификации Берталанфи девятому уровню относят символьные системы (например, язык). В своей физиологической основе язык выступает как функция второй сигнальной системы. Язык — это знаковая структура любой физической природы, выполняющая коммуникативную и познавательную функции.

Являясь формой существования и выражения мышления, язык определяет формирование сознания (в том числе самосознания). Знаки языка, как и знаки других символьных систем, будучи по своей природе условными по отношению к тому, что они обозначают, связаны с познанием реальной действительности. Язык, как и другие символьные системы, — средство фиксирования и сохранения накопленных в социуме знаний и передачи их от поколения к поколению.

Таким образом, при переходе на более высокие уровни классификации систем возрастает их сложность, появляются обратные связи, обеспечивающие информационные взаимодействия с окружающей средой, формируются процессы структурообразования, самоорганизации и направленного эволюционного развития. Методологическая ценность такого упорядочения типов систем заключается в определении закономерностей последовательного перехода от технических систем к живым системам.

Однако девятиуровневая классификация систем по Берталанфи имеет ряд недостатков, в частности в ней в явном виде не отражены БТС.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой