Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Законодательство Европейского Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сознавая сложность принятия парламентом УК в целом, юристы, готовившие его проект, в целях облегчения процесса кодификации предложили провести через парламент ряд более мелких законопроектов по отдельным проблемам уголовного права. Результатом этой работы в Англии в разные годы было издано большое число уголовных законов, часть которых полностью состояла из материальных норм, а другая часть… Читать ещё >

Законодательство Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На территории Великобритании в силу Закона о Европейских сообществах 1972 г. признавалось в качестве права законодательство Европейского Сообщества1. Оно не может быть признано разновидностью подзаконных нормативных актов, так как институты сообществ ни в коей мере не подчиняются парламенту Великобритании, и только его отдельные виды могут быть названы делегированными. Большей частью это законодательство касается экономических вопросов, таких как добросовестная конкуренция, таможня, автотранспортное регулирование, сюда относятся и вопросы, связанные с иммиграцией. Такого рода правовые нормы содержатся в договорах, инструкциях, директивах и решениях органов Сообщества. Следует отметить, что влияние права Европейского Сообщества на английское уголовное право минимально и говорить о нем можно, главным образом, когда возникают вопросы, связанные с иностранцами, морским рыболовством и перевозками.

К нормативным актам Европейского Сообщества относятся в первую очередь постановления, издаваемые Советом Министров Европейского союза или Европейской комиссией, которые применяются повсеместно и имеют «прямое действие». Эти постановления, устанавливающие права и обязанности физических и юридических лиц, подлежат обязательному применению судами государств — членов Сообщества без законодательного закрепления, хотя обычно директивы и решения (Совета или Комиссии) должны быть предварительно одобрены английским парламентом. Примером такого законодательного закрепления является Закон об огнестрельном оружии (Изменения) 1992 г.[1][2], одобренный после издания Директивы Европейского Совета об опасном оружии. Что же касается европейских директив и решений в области уголовного права, то вряд ли даже те из них, которые отвечают всем установленным требованиям, могут иметь прямое действие без дополнительного законодательного одобрения. Тем не менее нельзя отрицать, что законодательство ЕС оказывает большое влияние и на развитие английского уголовного права. Так, за 12 месяцев 2014 г. из 280 новых видов преступлений каждое третье было создано под влиянием законодательства ЕС[3].

Конвенция о защите прав человека и основных свобод и решения Европейского Суда по правам человека. Следует отметить, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.[4] и Первый протокол к ней не являются частью английского права и поэтому не могут непосредственно применяться в случае противоречия английских законов их положениям. Вместе с тем предусмотренные Конвенцией права и свободы были подтверждены Законом о правах человека 1998 г.[5], в связи с чем государственные органы и суды обязаны толковать действующее английское законодательство в духе Конвенции. Как установлено этим Законом, национальное законодательство (акты Парламента) и подзаконные акты должны, «насколько это возможно, толковаться и действовать приближенно к Конвенции». Следовательно, английские судьи обязаны интерпретировать законы в духе Конвенции, однако если это невозможно, применяются нормы английского права.

На вопрос, являются ли решения Европейского Суда по правам человека источником уголовного права Великобритании, однозначно ответить сложно. В отличие от законодательства Европейского союза решения Европейского Суда по правам человека не являются прямым источником английского уголовного права — они автоматически как прецеденты применяться не могут в том случае, если английский закон противоречит Конвенции, но должны учитываться судом при вынесении решения. Последнее обстоятельство способно вызвать определенные трудности и подорвать доктрину прецедента, поскольку позволяет нижестоящему суду не следовать решению вышестоящего суда, противоречащему решению Европейского Суда по правам человека[6].

Вместе с тем говорить о том, что решения Европейского Суда оказывают какое-либо существенное влияние на английскую судебную практику, видимо, еще рано. Учитывая издание специального Закона о правах человека 1989 г., можно сделать вывод о том, что законодатель предпочитает внесение изменений в соответствующий закон, применение которого, по мнению Европейского Суда, привело к нарушению прав человека и основных свобод. Подобным образом, например, были внесены изменения в Закон о народном представительстве 1983 г., ставший предметом рассмотрения Европейского суда по правам человека в связи с жалобой госпожи Боумен на нарушение права на свободу слова положениями ст. 75 Закона. Данная норма предусматривала возможность привлечения к уголовной ответственности третьих лиц (не имеющих специальных полномочий и не состоящих в партиях, участвующих в выборах) за расходование суммы, превышающей установленный Законом предел, на издание публикаций в целях содействия или обеспечения избрания кандидата на выборную должность. В решении по делу Боумен против Соединенного Королевства, состоявшемся в 1998 г., Европейский Суд признал факт нарушения ст. 10 Конвенции (право на свободу слова) оспариваемой в жалобе нормой. Соответствующие изменения в Закон 1983 г., касающиеся определения размера пожертвований и порядка их оформления, были внесены Законом о политических партиях, выборах и референдумах 2000 г.

Кодификация. Как уже указывалось, особенность английского уголовного права состоит в отсутствии Уголовного Кодекса. Попытки кодифицировать уголовное право Англии и Уэльса имеют давнюю историю. Первые попытки такого рода были предприняты уполномоченными по вопросам уголовного права еще в первой половине XIX в. Ими было подготовлено два законопроекта, охватившие преступления против личности и кражу, которые, хотя и были приняты Парламентом в 1853 г., по мнению английских юристов, не принесли большой пользы. В последующие годы также предпринимались шаги, направленные на подготовку УК. Наиболее известным из всех последующих проектов являлся проект УК Дж. Ф. Стифена, представленный им в Парламент в 1878 г.

Несмотря на то что данный проект был отвергнут законодателями, он в дальнейшем послужил моделью для различных кодексов, впоследствии принятых в английских колониях, включая Новую Зеландию, Западную Австралию и Тасманию.

Сознавая сложность принятия парламентом УК в целом, юристы, готовившие его проект, в целях облегчения процесса кодификации предложили провести через парламент ряд более мелких законопроектов по отдельным проблемам уголовного права. Результатом этой работы в Англии в разные годы было издано большое число уголовных законов, часть которых полностью состояла из материальных норм, а другая часть включала также и процессуальные нормы. Иногда эти законы являли собой своеобразные миникодексы, охватившие определенные области уголовного права. Например, Закон о преступлениях против личности 1861 г. предусматривал ответственность за противоправное поведение, направленное против личности, и помимо норм о наказаниях за простое и тяжкое убийство ввел уголовную ответственность за тяжкие телесные повреждения, отравление, нападение, похищение ребенка, двоеженство и незаконный аборт. Законом о краже 1968 г.1 и Законом об уголовно наказуемом причинении вреда 1971 г.[7][8] была установлена ответственность за ряд преступлений против собственности. Закон о публичном порядке 1986 г.[9], явившийся ответом на сложившуюся конкретную ситуацию, установивший ответственность за ряд новых преступлений, включая футбольное хулиганство, в то же время декриминализировал устарелые деяния. В Законе о половых преступлениях 2003 г.[10], консолидировавшем нормы общего и статутного права, сформулирован новый подход к борьбе с преступлениями, совершаемыми на сексуальной почве. Наиболее значимыми из последних актов являются Закон о корпоративном убийстве 2007 г., Закон о взяточничестве 2010 г. и Закон о современном рабстве 2015 г.[11][12]

Начиная с 1981 г. в Англии развернулась работа над очередным проектом УК, который в 1984 г. был представлен на обсуждение специалистов, а в 1989 г. после доработки направлен лорд-канцлеру.

Следует отметить, что сегодня уголовно-правовые нормы содержатся более чем в 8 тыс. законах, и это, безусловно, затрудняет сам процесс кодификации. Еще в 90-х гг. прошлого века, сознавая сложность принятия парламентом УК в целом, Комиссия в целях облегчения процесса кодификации предложила провести через парламент ряд крупных законопроектов, регламентирующих общую и особенную часть уголовного права, и в 1997 г. концепция поэтапной реформы уголовного права была одобрена Правительством Великобритании.

Двадцать лет спустя поэтапная реформа, можно сказать, перешла в новую фазу, в которой кодификация как цель уголовного законодательства была снята с программы Комиссии по реформе права. И хотя, как утверждают члены Комиссии, законодатель полностью от кодификации не отказывается, работа над ней фактически приостановлена. В настоящее время главная цель реформирования английского уголовного права состоит в том, чтобы сделать его более доступным, устранить имеющуюся неопределенность и сделать его современным с тем, чтобы в будущем вернуться к кодификации. Сейчас на первый план выступает программа упрощения английского уголовного права, поскольку, как известно, его отличительной чертой является использование древних институтов и чрезвычайная сложность.

Предполагается, что нормы общего и статутного права, целиком или частично посвященные уголовному праву, а также отдельные институты уголовного права будут проверены с точки зрения целесообразности их сохранения в дальнейшем, поскольку именно такой этап должен предварять любые попытки кодификации, что может расцениваться как признание неудачи предыдущих попыток. Свидетельством этого является также мнение определенной части английских юристов о том, что детальная кодификация не только не способна привести к необходимому результату, но и может причинить значительный ущерб уголовном}' праву, поскольку приверженность нормам общего права дает ему такую гибкость[13].

Тем не менее на настоящем этапе (в рамках будущей кодификации) приоритетной целью законодателя становится упрощение уголовного нрава, которое предполагает определение в первую очередь тех его областей, которые требуют исправления, упрощения и использования современных формулировок и терминов, а также уменьшение общего числа уголовных преступлений, т. е. декриминализация устаревших деяний, составы которых полностью себя исчерпали. Так, в течение 2008 г. парламент внес частичные изменения в 68 законов и полностью отменил 260 устаревших законов. В качестве первоочередных задач выдвигается предложение о реформировании таких преступлений, как измена и киднеппинг (похищение человека), а также преступление «паблик ньюснс» (публичная зловредность), ответственность за которое наступает по общему праву и иод действие которого подпадает огромное число неправомерных деяний. Что же касается общего отношения законодателя к устоявшимся принципам, сформулированным в нормах общего права, то, как правило, они с определенными модификациями инкорпорируются в современные законы.

  • [1] European Communities Act 1972.
  • [2] Firearms Act (Amendment) 1992.
  • [3] New criminal offences statistics in England and Waleshttps://wvvw.gov.uk/govcrnment/statistics/new-criminal-offences-statistics-in-england-and-wales-may-2014.
  • [4] СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163 (с послед, изм.).
  • [5] Human Rights Act 1998.
  • [6] См.: Card R. Criminal Law. Р. 33—40.
  • [7] Theft Act 1968.
  • [8] Criminal Damage Act 1971.
  • [9] Public Order Act 1986.
  • [10] Sexual Offences Act 2003.
  • [11] Corporate Manslaughterand Corporate Homicide Act 2007 упразднил норму общегоправа об ответственности корпорации за простое убийство, новое статутное преступлениеназывается простое корпоративное убийство. Интересно, что в названии этого Закона былаиспользована терминология, традиционная и для общего нрава Англии и Уэльса и Северной Ирландии, т. е. корпоративное простое убийство (Cotporate Manslaughter), и для Шотландии — корпоративное человекоубийство (Cotporate Homicide), поскольку в Законе речь идет
  • [12] одном и том же деянии, автор предлагает ограничиваться в переводе названия английскимтермином; Bribery Act 2010; Modern Slavery Act 2015.
  • [13] См.: Elliott С., Quinn F. English Legal System. 2007. P. 126.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой