Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональные качества практического психолога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культурная продуктивность практического психолога. Квалифицированный психолог способен выработать множество мыслей, слов и моделей поведения, как в своей культуре, так и в рамках других культур. Основой для культурной продуктивности служат индивидуальная и культурная эмпатия и наблюдательность психолога, что и позволяет ему присоединиться к миру клиента и вместе с ним идти по пути решения… Читать ещё >

Профессиональные качества практического психолога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К настоящему времени накопленный опыт работы практических психологов позволил выделить и описать 10 основных качеств работы квалифицированного психолога, которые существенно отличают его профессиональную деятельность от работы неквалифицированного психолога[1]. Данное ниже описание основных характеристик профессиональной деятельности практического психолога позволяет, по мнению Г. С. Абрамовой, уточнить представление о месте индивидуальных характеристик психолога, его Я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности.

Цели психологической помощи. Квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает человеку возможность найти максимальное количество вариантов поведения. Психолог рассматривает своего клиента и его цели как цели потенциально культурно-продуктивной личности, которая способна жить в контексте культуры, обладает чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии. Все это способствует поиску разнообразных подходов к проблемам жизни клиента, позволяет расширить его потенциальные возможности.

Неквалифицированный психолог в основном преследует свои цели для реализации своих склонностей, используя при этом цели клиента (возможно, прикрываясь ими):

  • — психолог демонстрирует клиенту свою исключительность как носителя профессии, постоянно подчеркивая свою психологическую компетентность;
  • — психолог дискредитирует все высказывания клиента своими суждениями и доводами, которые направлены на обеспечение переживаний клиента.

Такой психолог формирует цели психологической помощи на основе своей личной Я-концепции, игнорируя при этом Я-концепцию клиента. Поэтому психолог не может дать необходимых рекомендаций по поддержанию и совершенствованию Я-концепции самого клиента.

Отклики или реакции практического психолога в ситуации профессиональной деятельности. Квалифицированный психолог способен найти множество реакций (вербальных и невербальных) на весь широкий спектр ситуаций и проблем своего клиента. При этом он избегает всяких оценочных суждений по поводу действий клиента.

Неквалифицированный психолог обладает типичным стилем поведения, не имеет адекватного ситуации отклика (либо этот отклик носит шаблонный характер), склонен фиксироваться лишь на нескольких откликах. Психолог со своей стороны допускает оценки поведения и действий клиента, иногда они также носят шаблонный характер.

Мировоззрение (концепция) практического психолога. Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека. Важным моментом при этом выступает осознание психологом невозможности описания и исследования данного предмета в рамках одной концепции и необходимости работы одновременно с множеством приемлемых концепций и направлений.

Неквалифицированный психолог не всегда имеет ясное представление о том, в рамках какой концепции ему предстоит работать, так как он не рефлектирует предмет своей практической деятельности. Часто работа осуществляется в рамках одной какой-либо концепции, наиболее ему знакомой.

%/

Культурная продуктивность практического психолога. Квалифицированный психолог способен выработать множество мыслей, слов и моделей поведения, как в своей культуре, так и в рамках других культур. Основой для культурной продуктивности служат индивидуальная и культурная эмпатия и наблюдательность психолога, что и позволяет ему присоединиться к миру клиента и вместе с ним идти по пути решения проблемы. Такое качество позволяет психологу обрести понимание жизненного пути клиента, отличного от его собственного. Здесь культурная продуктивность осуществляется не на основе своей Я-концепции психолога, а на основе его отношения к профессии практического психолога. Данная профессия предполагает высокую культурную продуктивность за счет рефлексии на содержание профессионального взаимодействия с клиентом.

Неквалифицированный психолог работает только в рамках одной культуры, которую он понимает через содержание своей Я-концепции. Себя, свою культурную продуктивность такой психолог рассматривает как проявление общекультурной нормы, стандарта поведения.

Конфиденциальность. В работе квалифицированного психолога конфиденциальность присутствует всегда. Психолог четко рефлектирует содержание психологической информации и ее значимость для клиента. Он должен проводить четкое разграничение между заказчиком психологической информации, клиентом и пользователем данной информации. Психолог понимает меру ответственности всех участников ситуации его профессиональной деятельности и владеет юридическими нормами регуляции ответственности.

Неквалифицированный психолог часто нарушает правило конфиденциальности, при этом склонен к распространению психологической информации, не заботится о ее хранении и передаче.

Ограничения деятельности практического психолога. Квалифицированный психолог рефлектирует содержание своей профессиональной деятельности, способен реально оценить свои возможности и уровень квалификации. Психолог понимает и принимает ограничения своих возможностей, проводит совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей (психиатрами, врачами-терапевтами, психоневрологами, иейропсихологами и пр.). Важно, что психолог не отождествляет свое отношение к профессиональной деятельности с собственной Я-концепцией, а рефлектирует это отношение как один из возможных источников профессионального роста. Он адекватно относится к профессиональному росту и необходимости постоянного профессионального взаимодействия с коллегами. Для такого специалиста не являются показателем некомпетентности и такие ответы своим клиентам, как: «Нет, я не работаю с этими проблемами». Наоборот, данные ограничения и их обоснование и для клиента, и для психолога являются источником профессионального роста практического психолога.

Неквалифицированный психолог в работе не признает каких-либо ограничений, берется за любую проблему и метод без необходимой профессиональной рефлексии над ситуацией. Такой психолог не взаимодействует с другими профессионалами, а в работе ориентируется только на свои переживания и свою Я-концепцию как источник психологической информации и критерий ее достоверности. Проблема также заключается в том, что у непрофессионального психолога отношение к своей профессии включено в его Я-концепцию и не является специальным предметом рефлексии. Чаще всего его позиция обозначается как: «То, что я делаю как психолог, всегда правильно, так как я так считаю».

Межличностное влияние в работе практического психолога. Квалифицированный психолог понимает, что его реакция влияет на клиента и так же реакция клиента влияет на него самого. При взаимодействии с клиентом психолог осознает и специально фиксирует свои чувства, мысли, желания и возможности, а также чувства, мысли, желания и возможности клиента путем пересказа этих переживаний (возможно использование открытых и закрытых вопросов). Это взаимодействие оказывают на клиента межличностное влияние, происходит изменение его мыслей, чувств, желаний и возможностей.

У неквалифицированного психолога отсутствует понимание межличностного влияния, он склонен видеть в действиях клиента отражение своих прямых воздействий, тем самым не отделяя содержание своей Я-концепции и степень ее включенности во взаимодействие с клиентом.

Человеческое достоинство. Для квалифицированного психолога уважение достоинства клиента является аксиомой, что определяет его честность в общении с клиентом при получении, использовании и передаче ему психологической информации (передача информации должна осуществляться в адекватной для клиента форме).

Для неквалифицированного психолога неуважительное отношение к клиенту не является предметом профессиональной рефлексии. Он склонен приписывать своей профессии сверхзначимость, что позволяет ему относиться к другим людям с позиции сверху. При передаче психологической информации такой психолог использует псевдоквалифицированный жаргон или перегружает свою речь специальными терминами, подчеркивая исключительность своей профессии.

Обобщенная теория. Квалифицированный психолог использует в своей работе обобщенное научное знание, содержание которого он активно рефлектирует в ходе своей работы: постоянно осваивает новые теории и подходы. На такой основе психолог создает и развивает собственную концепцию психологической помощи. При этом он может быть приверженцем одной теории, но постоянно открыт для освоения нового знания, альтернативных точек зрения и стремится к системному подходу в своей практической работе.

Неквалифицированный психолог обычно привязывается к одному теоретическому подходу, не размышляет об альтернативах, у него часто оценочное, практическое отношение к любым возможным точкам зрения. При этом другие точки зрения отвергаются, психолог ориентируется на известный ему подход, который он не анализирует как систему, а принимает за аксиому. Обобщенная теория, таким образом, для психолога не является его личным способом мышления, который возможно совершенствовать.

Отношение к обобщенной теории. Квалифицированный психолог рассматривает теорию как отражение реальности, он видит в ней манеру мышления, вытекающую из его культурной и половой принадлежности. Таким образом, отношение психолога к любой теории основано на выделении в ней моментов, как отражающих реальность психической жизни человека, так и реальность культурной и половой принадлежности автора теории, отражающего эту реальность в своей манере мышления. Иначе говоря, квалифицированный психолог понимает, что в любой теории есть предмет и способы его описания. Если предмет (внутренний мир человека) для всех исследователей один, то способы его описания, анализа, обобщения для всех авторов будут разными. Это он видит и в собственной обобщенной теории, поэтому может соотносить ее с другими теориями.

Неквалифицированный психолог игнорирует способы мышления авторов различных теорий, не выделяет предмета теории и способа мышления автора. Он не соотносит свою теорию с теориями других авторов.

Описанные выше качества профессиональной деятельности практического психолога свидетельствуют о том, что квалифицированному психологу необходима постоянная профессиональная рефлексия во взаимодействии с клиентом, т. е. постоянное напряжение, требующее точности профессионального действия для оказания эффективной психологической помощи.

  • [1] См.: Консультирование и психотерапия — сочетание методов, теории и практики /Е. Аллен [и др.]. Новосибирск, 1987; Абрамова Г. С. Практическая психология. С. 64—70.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой