Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-тактическое обеспечение расследования преступлений несовершеннолетних

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельно стоит отметить необходимость применения в сочетании со специализацией территориального принципа организации работы следователя и дознавателя при расследовании преступлений несовершеннолетних. Сочетание предметного и территориального принципов организации работы следователя и дознавателя повышает и усиливает эффективность их работы при расследовании преступлений несовершеннолетних… Читать ещё >

Организационно-тактическое обеспечение расследования преступлений несовершеннолетних (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация является междисциплинарной научной категорией, которая входит в предмет исследования различных наук и учебных дисциплин в зависимости от того, какие ее аспекты исследуются. В самом общем виде понятие организации можно определить как деятельность по упорядочиванию взаимосвязанных элементов определенного субъекта во времени и пространстве.

Расследование преступлений является одной из разновидностей деятельности человека и в связи с этим также нуждается в своей организации в целях эффективного достижения задач и целей, стоящих перед такой деятельностью. Поэтому исследование проблем организации расследования преступлений входит в предмет изучения наук уголовно-правового цикла.

Организация расследования преступлений, с точки зрения системного подхода, — это двухуровневая система, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Первый уровень системы организации расследования преступлений представляет собой внешнюю организацию, в которую входят такие элементы, как:

  • — определение органов государственной власти, производящих расследование преступлений, их структуры, штатного состава;
  • — определение должностных лиц, производящих расследование преступлений, их компетенции;
  • — определение подследственности расследования преступлений;
  • — определение материально-технического обеспечения деятельности по расследованию преступлений; и др.

При этом изучение внешней организации расследования преступлений входит в предмет изучения таких наук, как уголовный процесс и правоохранительные органы.

Второй уровень системы организации расследования преступлений представляет собой внутреннюю организацию расследования преступлений, в которую входят следующие элементы:

  • — определение специализации следователя и дознавателя;
  • — планирование расследования преступлений;
  • — взаимодействие следователя, дознавателя с органами ОРД, органами дознания, иными органами и учреждениями, входящими в общую систему профилактики и предупреждения преступлений.

Исследование указанного уровня входит в предмет такой науки, как криминалистика. При этом вопросы организации расследования преступлений несовершеннолетних входят в систему методики расследования преступлений.

Одним из элементов системы организации расследования преступлений несовершеннолетних является специализация следователя и дознавателя. Понятие специализации может определяться не только как разделение труда на отдельные его виды и формы, но и как приобретение специальных знаний и навыков в определенной сфере.

Специализация следователя и дознавателя призвана повысить эффективность предварительного расследования путем построения его процесса на основе предметного принципа.

Необходимость введения специализации следователя и дознавателя при расследовании преступлений несовершеннолетних обусловлена следующими причинами:

  • — наличие особенностей уголовно-правовой ответственности несовершеннолетних и процессуальной регламентации процесса расследования преступлений, ими совершенных;
  • — необходимость наличия углубленных знаний в области возрастной психологии;
  • — необходимость углубленного знания методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе частных методик расследования отдельных групп и видов преступлений, ими совершаемых;
  • — наличие особенностей взаимодействия с органами ОРД, подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и иными органами дознания, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • — наличие особенностей воспитательно-профилактической работы следователя, дознавателя при расследовании преступлений несовершеннолетних.

Применение специализации при организации предварительного расследования преступлений несовершеннолетних способствует повышению качества предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, эффективности производства по ним, усилению воспитательнопрофилактической работы следователя и дознавателя, сокращению сроков производства предварительного расследования ввиду постепенного проявления принципов алгоритмизации в работе следователя и дознавателя при расследовании преступлений несовершеннолетних.

При введении предметного принципа работы при расследовании преступлений несовершеннолетних подбор следователя и дознавателя, специализирующихся в этой области, должен осуществляться по следующим критериям:

  • — наличие у претендента высокого уровня знаний особенностей уголовно-правовой ответственности несовершеннолетних, уголовно-процессуальных аспектов расследования преступлений несовершеннолетних, методики расследования преступлений несовершеннолетних;
  • — опыт следственной работы не менее трех лет;
  • — наличие у претендента углубленных знаний возрастной психологии;
  • — наличие у претендента углубленных знаний в области общей профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних;
  • — желательно наличие опыта работы в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Указанный перечень требований, предъявляемых к следователю и дознавателю, которые специализируются на расследовании преступлений несовершеннолетних, носят рекомендательный характер, направленный на повышение эффективности применения предметного принципа организации предварительного расследования преступлений несовершеннолетних.

Отдельно стоит отметить необходимость применения в сочетании со специализацией территориального принципа организации работы следователя и дознавателя при расследовании преступлений несовершеннолетних. Сочетание предметного и территориального принципов организации работы следователя и дознавателя повышает и усиливает эффективность их работы при расследовании преступлений несовершеннолетних, поскольку знание состояния преступности несовершеннолетних на определенной территории, несовершеннолетних лиц, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики и проживающих на данной территории, делает процесс расследования более целенаправленным и оптимальным.

Несомненным преимуществом сочетания предметного и территориального принципов организации расследования преступлений несовершеннолетних является повышение качества и результативности воспитательно-профилактической работы следователя и дознавателя, поскольку им удается установить тесную связь и контакты с должностными лицами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также с несовершеннолетними лицами, попавшими в сферу интереса правоохранительных органов.

Планирование в самом общем виде представляет собой распределение ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Планирование как элемент системы организации расследования преступлений направлено на эффективное и результативное достижение целей расследования и раскрытия преступлений путем оптимального их достижения.

Планирование предварительного расследования является мыслительным процессом, направленным на определение средств достижения следственных задач и в конечном счете выражающимся в материальном носителе (письменном плане). Как и любой мыслительный процесс, планирование расследования строится на определенных принципах и состоит из конкретных элементов (стадий).

Принципы планирования:

  • — принцип динамичности, который заключается в том, что планирование расследования преступлений несовершеннолетних не является разовым актом, а характеризуется длительностью и непрерывностью процесса. Поскольку длительность процесса расследования преступлений несовершеннолетних неразрывно связана с его ситуационностыо, то это порождает его изменчивость. Другими словами, план расследования преступлений несовершеннолетних требует постоянной корректировки, выражающейся в его изменениях и дополнениях;
  • — принцип индивидуальности. Хотя процесс расследования преступлений несовершеннолетних и характеризуется общими закономерностями, не стоит забывать, что каждая отдельно взятая следственная ситуация является уникальной по своей сути, что влечет необходимость разработки индивидуального плана расследования с учетом всех особенностей расследуемого события;
  • — принцип реальности и конкретности планирования означает, что следователь, дознаватель при планировании расследования преступлений несовершеннолетних должны реально учитывать имеющиеся у них средства и способы достижения поставленных следственных задач, сроки предварительного расследования, особенности расследования преступлений несовершеннолетних, влекущих дополнительные временные и трудовые затраты. Исходя из этого, планирование расследования должно обладать предельной конкретностью программ действий, направленных на решение стоящих перед ними целей и задач.

Планирование расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних состоит из следующих этапов:

  • — постановка следственных целей и задач;
  • — составление программы действий, направленных на их достижение и выполнение, в том числе составление вариантных программ действий, исходя из изменяющихся следственных ситуаций;
  • — определение процессуальных средств и источников, обеспечивающих выполнение составленных программ действий;
  • — определение непосредственных их исполнителей и контрольных сроков исполнения;
  • — фиксация результатов планирования в материальном виде, т. е. составление письменного плана.

Как видно из приведенной структуры процесса планирования, логическим завершением планирования является составление письменного плана. Традиционно выделяют следующие виды планирования:

  • — календарный план;
  • — план расследования конкретного уголовного дела;
  • — план производства отдельных следственных действий.

Поскольку работа следователя нс ограничивается расследованием одного уголовного дела, а связана с одновременным расследованием нескольких уголовных дел, в том числе и многоэпизодных, то правильная организация работы путем планирования своей деятельности имеет важное значение. Любое расследование связано с необходимостью соблюдения процессуальных сроков, будь то предварительное расследование в целом или необходимость производства отдельных следственных действий. В этих целях и составляется календарный план работы. В основе такого плана лежат контрольные сроки расследования каждого уголовного дела, находящегося в производстве у следователя, рассмотрения сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях с принятием процессуальных решений и т. д.

Письменный план расследования конкретного уголовного дела составляется в свободной форме, которая определяется по усмотрению самого следователя и дознавателя. Как правило, составление письменного плана расследования производится исходя из выдвинутых следственных версий. В гаком случае основой письменного плана выступают следственные версии, а составленные программы действий направлены на их проверку с обязательным указанием контрольных сроков их исполнения (табл. 3.1).

В любом случае, независимо от выбранной формы письменного плана расследования, следователь и дознаватель не должен забывать о необходимости составления вариантных программ действий, поскольку процесс расследования всегда характеризуется своей ситуационностью.

Примерный план расследования конкретного уголовного дела

Версия 1

Обстоятельства, подлежащие доказыванию.

Следственные действия и ОРМ.

Исполнитель.

Контрольные сроки исполнения.

Примечание.

Версия 2

Обстоятельства, подлежащие доказыванию.

Следственные действия и ОРМ.

Исполнитель.

Контрольные сроки исполнения.

Примечание.

Описанный процесс планирования и его последовательность применим к планированию каждого уголовного дела о преступлении несовершеннолетнего. Вместе с тем для достижения эффективности и результативности выполнения плана расследования уголовного дела в отношении несовершеннолетнего необходимо также правильно организовать, в том числе спланировать, производство отдельных следственных действий как процессуальных средств достижения следственных целей.

Планирование производства отдельных следственных действий обеспечивает эффективность выполнения общего плана расследования уголовного дела о преступлении несовершеннолетнего в целом.

Одним из важнейших элементов системы организации расследования преступлений несовершеннолетних является взаимодействие следователя, дознавателя с органами ОРД, органами дознания, иными органами и учреждениями, входящими в общую систему профилактики и предупреждения преступлений несовершеннолетних.

В самом общем виде взаимодействие означает процесс воздействия субъектов друг на друга, который отражает их взаимную обусловленность и связь между собой, и направлен на достижение общей цели и задач. Субъектами рассматриваемого процесса являются:

  • — следователь, дознаватель как руководящий и координирующий субъект процесса взаимодействия;
  • — экспертные учреждения;
  • — органы ОРД;
  • — иные органы дознания, в том числе подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
  • — иные органы и учреждения, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Взаимная обусловленность и связь между собой указанных субъектов процесса их воздействия друг на друга носит системный характер. Как и любая другая система, система рассматриваемого взаимодействия строится на определенных принципах, обеспечивающих ее нормальное функционирование. К таким принципам относятся:

  • — принцип законности, означающий, что любое взаимодействие следователя и дознавателя с должностными лицами, органами и учреждениями в процессе расследования преступлений должно основываться строго на нормах закона, обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина, учитывать их законные интересы;
  • — принцип динамичности подразумевает иод собой изменчивость системы взаимодействия исходя из сложившийся следственной ситуации, что влечет необходимость внесения изменений и дополнений в ее структуру, объем и содержание;
  • — принцип взаимности обусловлен необходимостью оперативного и постоянного обмена информацией, результатами ее проверки между субъектами взаимодействия для достижения эффективности и результативности процесса взаимодействия, направленного на выполнение общих задач и достижение общих целей;
  • — принцип строгого разграничения компетенции означает, что каждый из субъектов взаимодействия действует строго в пределах своих полномочий, определенных действующим законодательством;
  • — принцип самостоятельности субъектов взаимодействия состоит в том, что каждый субъект взаимодействия самостоятелен в выборе способов и средств такого взаимодействия. При этом указанные способы и средства должны быть основаны на нормах закона.

Рассмотрим особенности взаимодействия следователя и дознавателя с указанными субъектами при расследовании преступлений несовершеннолетних.

Взаимодействие с органами оперативно-разыскной деятельности. Взаимодействие следователя и дознавателя с органами, осуществляющими ОРД, весьма распространено на практике, особенно в случаях расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе организованных преступных групп в сфере незаконного оборота наркотических средств. Анализ рассматриваемого взаимодействия позволяет выделить две основные формы его осуществления: процессуальная форма взаимодействия и непроцессуальная.

Процессуальная форма взаимодействия следователя, дознавателя при расследовании преступлений несовершеннолетних с органами ОРД осуществляется только при их уголовно-процессуальной деятельности и основана на положениях п. 4 ч. 2 ст. 38, п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ о праве следователя и дознавателя давать обязательные для исполнения поручения о проведении ОРМ.

Более того, указанное полномочие следователя и дознавателя нашло свое отражение в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которым их поручения по уголовным делам и материалам доследственной проверки сообщений о преступлении являются основанием для проведения ОРМ.

Порядок предоставления результатов ОРМ, осуществленных на основании поручений следователя и дознавателя, регулируется Инструкцией о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд[1].

В ходе взаимодействия следователя, дознавателя с органами ОРД нельзя забывать о таком принципе взаимодействия, как принцип взаимности. Так, следователь, дознаватель, получив результаты ОРМ, проведенных, но их поручениям, должны информировать их об итогах такой проверки. Такая информационная обеспеченность процесса взаимодействия дает положительный эффект в отношении его качества, слаженности и результативности.

Результатом взаимодействия следователя, дознавателя с органами, осуществляющими ОРД, являются сведения о преступлении, лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших и скрывшихся от органов дознания и следствия. Вместе с тем указанные сведения, полученные в ходе согласованных действий вышеназванных субъектов взаимодействия, носят ориентирующий, а не доказательственный характер, поскольку в соответствии со ст. 89 У11К РФ их использование в доказывании запрещается, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом.

Одной из процессуальных форм взаимодействия с органами, осуществляющими ОРД, является производство предварительного следствия следственной группой. В соответствии с ч. 2 ст. 163 УПК РФ в следственную группу могут быть включены должностные лица органов, осуществляющих ОРД. Такая форма взаимодействия применяется в случаях расследования наиболее сложных и объемных уголовных дел, что обеспечивает большую оперативность в работе, согласованность действий, возможность осуществления тактических операций и т. д.

Помимо процессуальной формы взаимодействия следователя, дознавателя с органами, осуществляющими ОРД, на практике весьма распространена и непроцессуальная форма взаимодействия. Среди непроцессуальных форм взаимодействия рассматриваемых субъектов можно выделить такие, как:

  • — совместное планирование следственных и оперативноразыскных мероприятий;
  • — совместное выдвижение следственных и оперативно-разыскных версий;
  • — оперативный обмен информацией, позволяющий достичь высокого уровня информационной обеспеченности процесса взаимодействия;
  • — участие в постоянно действующих следственно-оперативных группах; и др.

Взаимодействие следователя, дознавателя со сведущими лицами экспертных учреждений. При расследовании преступлений несовершеннолетних следователь и дознаватель довольно часто сталкиваются с необходимостью применения специальных знаний. Их использование требуется для решения многих задач, стоящих перед следователем и дознавателем. Это и выдвижение следственных версий, и получение доказательственной информации путем производства судебных экспертиз, и выявление, фиксация и изъятие следов преступлений, и обеспечение эффективности производства отдельных следственных действий, и т. д.

Среди форм рассматриваемого взаимодействия также можно выделить процессуальную и непроцессуальную формы.

Процессуальная форма взаимодействия следователя, дознавателя с указанными лицами при расследовании преступлений несовершеннолетних определяется следующими положениями уголовно-процессуального законодательства:

  • — привлечение специалиста к участию в следственных действиях в целях оказания содействия в выявлении, фиксации и изъятии следов преступления (ст. 168, 178 УПК РФ);
  • — самостоятельное проведение некоторых процессуальных действий, например освидетельствование лица другого пола (ст. 179

УПК РФ), проведение ревизий, документальных проверок при осуществлении доследственной проверки (ст. 144 УПК РФ) и т. д.;

  • — получение заключения и показаний специалиста (п. 3.1 ч. 2 ст. 74 УПК РФ);
  • — получение заключения и показаний эксперта (и. 3 ч. 2 ст. 74 УПК РФ).

Организация взаимодействия со сведущими лицами при их привлечении к производству следственного действия должна строиться с учетом руководящей роли следователя и дознавателя. От уровня и качества такого взаимодействия порой зависят полнота и эффективность следственного действия.

Следователь, дознаватель перед производством соответствующего следственного действия определяют конкретного привлекаемого специалиста, исходя из характера предполагаемого следственного действия и области специальных знаний, требуемых для достижения его целей и задач. Для этого следователь и дознаватель должны устанавливать рабочие контакты не только со сведущими лицами, но и руководителями соответствующих экспертных учреждений. Причем их взаимодействие должно носить постоянный характер, а не только осуществляться по конкретному уголовному делу.

Получение заключения и показаний специалиста как форма взаимодействия со следователем и дознавателем может потребоваться не только для решения традиционных вопросов, решение которых требует наличия специальных знаний, но и таких нетрадиционных, как: проведение рецензирования заключения эксперта, вызывающего сомнения в его достоверности, научной обоснованности и полноте, получение информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого и т. д.

Взаимодействие следователя и дознавателя с экспертом начинается задолго до назначения судебной экспертизы. Но процессуальную форму оно приобретает с момента назначения судебной экспертизы. В таких случаях следователь, дознаватель взаимодействуют с экспертом при решении следующих задач:

  • — постановка вопросов перед экспертом;
  • — участие в производстве судебной экспертизы;
  • — назначение комплексной и комиссионной судебных экспертиз.

Наиболее сложными процессуальными формами взаимодействия следователя и дознавателя со сведущими лицами являются назначение и производство комиссионных и комплексных судебных экспертиз.

В соответствии со ст. 200 УПК РФ комиссионная судебная экспертиза производится не менее чем двумя экспертами одной специальности. При этом комиссионный характер экспертизы может определяться в том числе следователем. А судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной (ч. 1 ст. 201 УПК РФ).

В таких случаях следователь или дознаватель должен определить конкретные экспертные учреждения, состав экспертных комиссий, организовать их взаимодействие друг с другом и т. д.

Непроцессуалышя форма взаимодействия следователя и дознавателя со сведущими лицами довольно обширна и включает такие формы, как:

  • — консультации со сведущими лицами по интересующим вопросам;
  • — оказание помощи при формулировке и постановке вопросов, ставящихся на разрешение экспертам при производстве судебной экспертизы;
  • — оказание содействия для определения количественных и качественных характеристик сравнительных образцов при их изъятии;
  • — оказание помощи в выдвижении следственных версий по результатам предварительных исследований выявленных следов преступлений;
  • — оказание помощи в изучении личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого;
  • — получение информации из специализированных экспертнокриминалистических учетов и коллекций; и др.

Взаимодействие следователя и дознавателя с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Такие подразделения являются одним из наиболее важных субъектов взаимодействия следователя и дознавателя при организации расследования преступлений несовершеннолетних. Необходимость выстраивания высокого уровня взаимодействия с ними обусловлена не только расширенным предметом доказывания по преступлениям несовершеннолетних, но и тем, что эти подразделения обладают огромным массивом информации о личности несовершеннолетнего, подлежащем выявлению, получению и тщательному изучению.

Так, основными направлениями взаимодействия являются:

  • — возможное изъятие и дальнейшее изучение учетно-профилактических карточек, учетно-профилактических дел на несовершеннолетнего правонарушителя, состоящего на профилактическом учете, содержащих большой массив ориентирующей информации о личности несовершеннолетнего правонарушителя;
  • — возможное наличие в подразделениях, но делам несовершеннолетних органов внутренних дел материалов, полученных из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, также содержащих большой массив ориентирующей информации;
  • — возможность истребования акта обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего правонарушителя;
  • — возможность истребования характеристик с места жительства или учебы (работы);
  • — возможное наличие справок об индивидуально-профилактической работе, проводившейся с несовершеннолетним правонарушителем;
  • — возможность истребования иных документов, содержащих сведения о личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, его связях, ближайшем окружении, проведении досуга, условиях воспитания; и др.

Кроме того, Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845, предусмотрен порядок проведения проверок, но фактам совершения преступлений несовершеннолетними. Результаты таких проверок оформляются в виде соответствующего заключения, содержащего предположительные выводы о причинах и условиях, способствующих совершению преступления, а также установленную информацию о личности несовершеннолетнего правонарушителя. Подобная ориентирующая информация оказывает колоссальное содействие и помощь следователю и дознавателю при расследовании преступлений несовершеннолетних. Но для ее получения они должны грамотно организовать соответствующее взаимодействие.

Взаимодействие с иными органами и учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Взаимодействие с такими органами и учреждениями является одним из важнейших элементов грамотной организации расследования преступлений несовершеннолетних. От уровня и качества взаимодействия следователя, дознавателя с указанными органами и учреждениями зависят не только объем и качественная характеристика получаемой доказательственной и ориентирующей информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого, причинах и условиях, способствующих совершению преступления, но и эффективное решение таких тактических вопросов, как участие педагога, психолога при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних, и др. Кроме того, нельзя забывать о воспитательно-профилактической работе следователя, дознавателя, результативность которой напрямую зависит от уровня взаимодействия рассматриваемых субъектов.

В связи с этим следователь, дознаватель, специализирующиеся на расследовании преступлений несовершеннолетних, должны знать существующую систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, субъектов указанной системы, их компетенцию.

Нельзя обойти вниманием вопросы взаимодействия следователя, дознавателя с такими субъектами процессуальной деятельности, как начальник следственного органа и начальник органа дознания. Эти должностные лица являются процессуальными фигурами, которые вступают во взаимодействие со следователями и дознавателями в ходе реализации своих процессуальных полномочий. Кроме того, указанные должностные лица взаимодействуют со следователями и дознавателями путем введения соответствующих специализаций, организации повышения их квалификации, правильного распределения рабочей нагрузки, обеспечения материально-технических условий их работы.

Таким образом, система взаимодействия следователя, дознавателя при организации расследования преступлений несовершеннолетних характеризуется усложненной структурой, в которую включаются дополнительные субъекты рассматриваемого процесса. Это обусловлено многочисленными особенностями как личности несовершеннолетних, так и самого процесса расследования преступлений, ими совершенных.

Практикум

Контрольные вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Раскройте понятие и структуру системы организации расследования преступлений несовершеннолетних.
  • 2. Каковы понятие и сущность специализации следователя и дознавателя?
  • 3. Дайте понятие и раскройте содержание планирования работы следователя, дознавателя.
  • 4. Каковы принципы планирования работы следователя, дознавателя?
  • 5. Назовите виды планирования работы следователя, дознавателя. Каково их содержание?
  • 6. Раскройте понятие и содержание взаимодействия следователя, дознавателя с иными участниками уголовного судопроизводства.

Темы для рефератов и эссе

  • 1. Взаимосвязь криминалистики и научной организации труда.
  • 2. Современные проблемы организации взаимодействия следователя, дознавателя с государственными и правоохранительными органами при расследовании преступлений несовершеннолетних.
  • 3. Планирование деятельности как эффективное средство организации следственной работы при расследовании преступлений несовершеннолетних.

Тестовые задания.

  • 1. Организация как научная категория является:
    • а) междисциплинарной;
    • б) криминалистической;
    • в) уголовно-правовой;
    • г) уголовно-процессуальной.
  • 2. Осуществление каких организационных мероприятий призвано повысить эффективность предварительного расследования преступлений несовершеннолетних:
    • а) введение дополнительных штатных единиц в следственных органах;
    • б) декриминализация преступлений несовершеннолетних;
    • в) введение специализации следователя, дознавателя на основе предметного принципа;
    • г) укрепление материально-технической базы оперативно-разыскных подразделений органов внутренних дел.
  • 3. К принципам планирования не относится:
    • а) принцип динамичности;
    • б) принцип реальности;
    • в) принцип конкретности;
    • г) принцип перспективности.
  • 4. Выделяются следующие основные виды планирования:
    • а) календарный план;
    • б) план расследования уголовного дела;
    • в) план производства отдельного следственного действия;
    • г) все вышеприведенное.
  • 5. Наличие связи процесса расследования преступлений несовершеннолетних с его ситуационностыо означает, что:
    • а) планирование является разовым актом;
    • б) планирование характеризуется длительностью и непрерывностью своего процесса;
    • в) отсутствует практическая целесообразность планирования;
    • г) нет верного ответа.
  • 6. В основе организации взаимодействия следователя, дознавателя с иными его субъектами при расследовании преступлений несовершеннолетних лежит общеиравовой принцип:
    • а) гуманизма;
    • б) законности;
    • в) социальной справедливости;
    • г) иное.
  • 7. Сущность взаимодействия как элемента системы организации предварительного расследования преступлений несовершеннолетних обусловливает:
    • а) самостоятельность всех субъектов взаимодействия в выборе его способов и средств в рамках закона;
    • б) зависимость субъектов взаимодействия в выборе его способов и средств от усмотрения следователя;
    • в) зависимость субъектов взаимодействия в выборе его способов и средств от усмотрения следователя и дознавателя;
    • г) нет верного ответа.
  • 8. Одной из процессуальных форм взаимодействия с органами, осуществляющими ОРД, при расследовании преступлений несовершеннолетних является:
    • а) прослушивание телефонных переговоров несовершеннолетнего подозреваемого;
    • б) осуществление скрытого обыска;
    • в) производство предварительного следствия следственной группой, в состав которой могут быть включены должностные лица органов, осуществляющих ОРД;
    • г) взаимодействие следователя, дознавателя с органами, осуществляющими ОРД, производится только в нспроцсссуальной форме.
  • 9. Среди непроцессуальных форм взаимодействия следователя, дознавателя с органами, осуществляющими ОРД, при расследовании преступлений несовершеннолетних выделяются следующие:
    • а) совместное планирование следственных и оперативно-разыскных мероприятий;
    • б) совместное выдвижение следственных и оперативно-разыскных версий;
    • в) оперативный обмен информацией, позволяющий достичь высокого уровня информационной обеспеченности процесса взаимодействия;
    • г) все вышеперечисленное.
  • 10. Выделяются следующие основные формы взаимодействия следователя, дознавателя со сведущими лицами при расследовании преступлений несовершеннолетних:
    • а) формальные и неформальные;
    • б) глубокие и поверхностные;
    • в) результативные и неэффективные;
    • г) процессуальные и ненроцессуальные.

Интерактивная форма занятия Ролевая игра

Из группы студентов выбирается число студентов, соответствующее количеству контрольных вопросов, подлежащих рассмотрению на семинарском занятии. Каждому выбранному студенту предлагается выступить в роли преподавателя, цель которого — изложить и донести учебный материал до каждого студента. Перед началом выступления студентов каждому из них разъясняется необходимость установления психологического контакта с аудиторией, использования грамотно выстроенной юридической речи, применения жестов и мимики при изложении учебного материала. После каждого выступления слушающим студентам предоставляется возможность задать выступающему уточняющие и разъясняющие вопросы. По окончании всех выступлений студентам предлагается указать на положительные и отрицательные стороны выступавших.

Дополнительная литература Научные монографии, учебные пособия, учебники и т. д.

  • 1. Каневский, Л. Л. Проблемы методики расследования преступлений несовершеннолетних: в 2 ч.: учеб, пособие / Л. Л. Каневский. — Уфа, 1976;1978.
  • 2. Костина, Л. Н. Проблемы психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел гто расследованию групповых преступлений несовершеннолетних: монография / Л. Н. Костина. — Орел, 2006.
  • 3. Попова, И. А. Тактико-криминалистическое обеспечение компромиссных процедур в уголовном судопроизводстве: монография / И. А. Попова, О. В. Полстовалов. — М.: Юрлитинформ, 2013.

Научные статьи, тезисы докладов на научно-практических конференциях и т. д.

4. Аширов, А. А. Организационные формы и тактические приемы расследования убийств, совершенных несовершеннолетними / А. А. Аширов // Бюллетень главного следственного управления МВД СССР. — 1989. — № 4(61).

Авторефераты и диссертации на соискание ученой степени

  • 5. Дымов, Г. А. Правовые и организационно-тактические основы раскрытия и расследования органами внутренних дел корыстно-насильственных преступлений, совершенных несовершеннолетними: авторсф. дис… д-ра юрид. наук / Г. А. Дымов. — Владимир, 2005.
  • 6. Дымов, Г. А. Правовые и организационно-тактические основы раскрытия и расследования органами внутренних дел корыстно-насильственных преступлений, совершенных несовершеннолетними: дис… д-ра юрид. наук / Дымов Г. А. — Владимир, 2006.
  • 7. Полстовалов, О. В. Процессуальные, нравственные и психологические проблемы криминалистической тактики на современном этапе: дис… д-ра юрид. наук / О. В. Полстовалов. — Уфа, 2009.
  • 8. Полстовалов, О. В. Процессуальные, нравственные и психологические проблемы криминалистической тактики на современном этапе: автореф. дис… д-ра юрид. наук / О. В. Полстовалов. — Саратов, 2009.
  • [1] Утверждена приказом МВД России № 776, Минобороны России № 703,ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42,ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК РФ № 68 от 27 сентября 2013 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой