Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические аспекты профессиональной деятельности адвоката

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] Консультирование — это один из самых распространенных видов оказания юридической помощи. В то же время это и наиболее психологизированный вид адвокатской деятельности. Рассматривая профессиональное общение адвоката с доверителем в процессе консультирования как коммуникативный процесс и применяя к немуимеющиеся в психологии классификации видов общения, его можно охарактеризовать как… Читать ещё >

Психологические аспекты профессиональной деятельности адвоката (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате усвоения материалов данной главы студент должен:

знать

  • • психологические характеристики консультирования как коммуникативного процесса;
  • • стадии консультирования как психологического действия;
  • • закономерности психических процессов, задействованных в консультационной деятельности адвоката и при работе в суде;
  • • психологические задачи, стоящие перед адвокатом в ходе судебного процесса с участием присяжных;

уметь

  • • отличать активное слушание от пассивного;
  • • предупреждать негативные последствия стрессовой ситуации;

владеть

  • • навыками установления и развития психологического контакта с доверителем;
  • • психологическими приемами взаимодействия со всеми участниками судебного процесса.[1][2][3][4][5][6][7][8]

Каждая из этих стадий наполнена психологическим содержанием. Без психологических знаний, умений и навыков адвокату трудно полностью решить все стоящие перед ним в ходе консультирования профессиональные задачи. К наиболее актуальным психологическим задачам, которые решает адвокат в процессе консультирования относятся: установление и поддержание психологического контакта с доверителем; составление психологического портрета доверителя (с целью определения наиболее эффективных приемов взаимодействия с ним и прогнозирования его поведения); диагностика и оптимизация психического состояния доверителя. Нередко граждане, обращающиеся за консультацией к адвокату, находятся в кризисных состояниях, нуждаются в психологической поддержке и в случае неполучения ее отрицательно оценивают профессионализм адвоката.

Работа адвоката в суде — другая разновидность оказания правовой помощи доверителю. Рассматривая психологические задачи адвоката в суде на примере суда с участием присяжных, О. А. Гулевич делит их на две группы:

  • 1 группа — задачи, которые возникают на нескольких стадиях судебного процесса:
    • — отбор и представление доказательств, разъяснение их содержания и значения;
    • — ознакомление присяжных с правовыми нормами;
    • — создание эмоционального настроя;
    • — установление и поддержание психологического контакта с присяжными;
  • 2 группа — задачи, возникающие только на одной стадии судебного процесса:
    • — отбор коллегии присяжных;
    • — коммуникация с другими участниками процесса (с оппонентом, судьей, присяжными, свидетелями, экспертом).

Невербальное общение — важнейшая составляющая профессиональной коммуникации адвоката. Примерно 60—70% всей коммуникации осуществляется за счет использования невербальных средств. Невербальные сигналы меньше контролируются сознанием и потому более правдивы.

Выделяют визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные невербальные средства общения. При толковании невербальных сигналов общения следует помнить об их неоднозначности, возможностях намеренного искажения, необходимости учитывать контекст и национальные особенности.

Умение адвоката правильно интерпретировать невербальные сигналы является эффективным инструментом для решения профессиональных задач при оказании правовой помощи доверителю.

Практикум

Вопросы для самоконтроля.

  • 1. К какому виду общения относится консультирование адвокатом доверителя?
  • 2. Какие стороны выделяют в процессе общения? Охарактеризуйте каждую.
  • 3. Какие стадии можно выделить в процессе консультирования как психологическом действии?
  • 4. Какие задачи могут быть решены адвокатом на подготовительной стадии консультирован ия ?
  • 5. Что такое психологический контакт? В чем отличие его от коммуникативного контакта?
  • 6. Каковы приемы установления психологического контакта?
  • 7. Какое взаимное расположение адвоката и доверителя является оптимальным для установления психологического контакта?
  • 8. В чем отличие активного и пассивного слушания? Назовите приемы активного слушания.
  • 9. Какие приемы способствуют запоминанию информации и стимулируют мышление адвоката в процессе консультирования?
  • 10. Каковы возможные стили общения адвоката с доверителем? Дайте характеристику каждому.
  • 11. Как можно психологически подготовить доверителя к суду?
  • 12. Какие психологические задачи решает адвокат в суде присяжных?
  • 13. Какими приемами адвокатом может быть решена задача ознакомления присяжных с правовыми нормами?
  • 14. Какие функции выполняют вопросы кандидатам в присяжные?
  • 15. Какие личностные характеристики присяжных влияют на вердикт?
  • 16. В чем заключается характеристика присяжных как малой группы?
  • 17. Какие факторы влияют на эффективность коммуникации в суде?
  • 18. Каковы психологические требования к речи адвоката в суде?
  • 19. На какие группы делятся невербальные сигналы?
  • 20. Какова роль невербальных сигналов в профессиональном общении адвоката?

Тесты.

  • 1. Процесс устного консультирования адвокатом доверителя является примером:
    • а) личного непосредственного общения;
    • б) делового межличностного общения;
    • в) массового межперсонального общения;
    • г) личного межперсонального общения.
  • 2. Перцептивная сторона общения адвоката с доверителем представляет собой:
    • а) взаимное восприятие общающихся;
    • б) обмен информацией;
    • в) обмен действиями;
    • г) обмен документами.
  • 3. Процесс обмена информацией между адвокатом и доверителем, который осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств, составляет:
    • а) интерактивную сторону общения;
    • б) перцептивную сторону общения;
    • в) коммуникативную сторону общения;
    • г) социальную сторону общения.[9]
  • 5. Оптимальным для установления психологического контакта между адвокатом и доверителем является:
    • а) положение за столом напротив друг друга;
    • б) положение рядом за одним столом;
    • в) независимая позиция за столом;
    • г) угловое расположение за столом.
  • 6. Авторитарный стиль общения адвоката с доверителем предполагает:
    • а) однозначные рекомендации адвоката в пользу одного способа решения проблемы;
    • б) самостоятельный выбор доверителем одного из нескольких вариантов предложенных адвокатом;
    • в) конфликтное взаимодействие с доверителем;
    • г) взаимные уступки участников общения.
  • 7. Группа присяжных является примером:
    • а) большой неорганизованной группы;
    • б) большой организованной группы;
    • в) малой группы;
    • г) референтной группы.
  • 8. Староста коллегии присяжных является их:
    • а) неформальным лидером;
    • б) аутсайдером;
    • в) изгоем;
    • г) формальным лидером.
  • 9. В процессе убеждения выделяют 4 стадии: внимание, понимание, принятие и
  • а) запоминание;
  • б) мышление;
  • в) воображение;
  • г) фантазирование.
  • 10. Невербальные средства общения — это:
    • а) слова и предложения;
    • б) мимика, позы, жесты;
    • в) поговорки, пословицы;
    • г) цитаты, примеры их жизни.

Задачи.

1. В книге «Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения» авторы пишут[10]:

«Из числа повторяющихся ситуаций складывается своеобразная типология психических портретов клиентов, и, наверное, каждый практикующий юрист может рассказать о подобных клиентах и даже предложить образные обозначения их различных типов.

Например, одни клиенты очень напоминают доверчивого ребенка. Они не хотят вникать в суть разъяснений юриста и уж, тем более, вместе с ним обсуждать варианты, последствия, возможные действия и шаги. Они отгораживаются от проблемы словами: «Я все равно в этом ничего не понимаю. Я не знаю, как лучше. Делайте, как вы сами считаете нужным» и т. п…

Встречаются клиенты-скептики, которые нуждаются в помощи и просят о ней, но при этом не верят в успех, сомневаются в любом из предложений юриста, совершенно не верят в собственные силы. Их излюбленные позиции в диалоге: «Все бесполезно» или: «Я же говорил, что ничего не получится». .

Иногда юристу приходится работать с невероятно упрямыми клиентами. Все доводы и объяснения юриста буквально разбиваются об их упрямство; они требуют только то, что им кажется справедливым или правильным, не считаясь ни с фактами, ни с юридическими аспектами своей проблемы".

Напоминает ли вам предложенное деление клиентов какую-нибудь психологическую типологию личности? Кто ее автор?

Какие психологические приемы рекомендованы для построения эффективного взаимодействия с описанными типами клиентов?

2. Заполните таблицу, определив значение невербальных признаков.

Визуальные признаки.

Психологическое значение.

1) руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен.

2) «нависание» над партнером, похлопывание по плечу.

3) широко расставлены на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы, закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов.

4) взгляд снизу, ситуативная сутулость.

5) частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость.

6) руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом.

7) перекрещивание ног.

8) рука под подбородком, указательный малец вытянут к виску.

  • 1) зависимость;
  • 2) критическая оценка;
  • 3) уверенность в себе и превосходство над другими;
  • 4) агрессивность;
  • 5) внутреннее беспокойство, напряженность;
  • 6) негативное или оборонительное отношение;
  • 7) доминирование;
  • 8) скрывание своих истинных намерений.
  • 3. В статье «О нравственных принципах в адвокатской деятельности» С. Л. Ария пишет[11]: «Важность системы принципов для успеха в любом деле уловил, в частности, Дейл Карнеги. Общеизвестные или скрытые, но тонко подмеченные им принципы общения, сведенные в стройную систему, производят поразительное впечатление и дают опору в отношениях с людьми, позволяют влиять па них в быту и в бизнесе. Не многие знают, что книги Карнеги по этой причине признавались опасными у пас в советские времена, а изложение его системы было разрешено издать тиражом всего в 700 экземпляров — только для верхнего слоя партийных боссов. А между тем им были собраны вполне невинные, хотя и меткие советы…

Все предельно просто. Но именно в системе эти собранные Карнеги простые приемы начинали работать как мощный инструмент влияния на людей».

Какие советы Карнеги перечисляет С. Л. Ария в своей статье? Какие еще советы по эффективному общению дает Карнеги в своих работах? В каких видах професси ональной деятельности адвоката они могут быть применены? Приведите примеры. Этично ли их применение в профессиональной деятельности адвоката?

  • 4. Изучите «Контрольный список для подготовки свидетелей в американском суде присяжных»[12]:
  • 1. Ваш внешний вид почти настолько же важен, как и то, что вы будете говорить. Идя в суд, оденьтесь опрятно и консервативно.
  • 2. Принося присягу, вы должны встать прямо и сказать: «Клянусь». Помните, что, отвечая на вопросы, вы должны сидеть прямо, не сутулиться и не опираться на стойку.
  • 3. Не держите ничего во рту — например, жвачку, конфету или спичку.
  • 4. Говорите громко, чтобы никому не нужно было переспрашивать. Не прикрывайте рот рукой.
  • 5. Давайте показания уверенно — тогда у присяжных будет больше доверия к тому, что вы говорите.
  • 6. I Те заучивайте наизусть то, что собираетесь сказать.
  • 7. Будьте серьезны. Избегайте смеха и разговоров о деле в коридорах, комнатах для отдыха или каких-либо других местах в здании суда. Помните, что присяжные могут увидеть вас, входя в здание суда.
  • 8. Отвечая на вопросы, обращайтесь к присяжным. Старайтесь как можно больше смотреть в их сторону и говорите с ними откровенно и искренне, как если бы вы обращались к другу или соседу.
  • 9. Внимательно слушайте задаваемые вам вопросы. Отвечайте на заданный вопрос, нс раскрывая добровольно никакую дополнительную информацию. Вы имеете право пояснить свой ответ, если это необходимо. Вы нс обязаны всегда отвечать «да» или «нет», если необходимо пояснение.
  • 10. Если ваш ответ был неверен, поправьтесь немедленно, а если ваш ответ был неясен, поясните его также немедленно.
  • 11. Держитесь фактов, а не слухов, мнений или умозаключений. Обычно вы не имеете права давать показания о том, что вам кто-то сказал или что вы слышали.
  • 12. Если вы не поняли вопрос, скажите об этом и попросите повторить его.
  • 13. Не выходите из себя, когда вас допрашивает прокурор.
  • 14. Будьте вежливы по отношению к представителям всех сторон и к судье.
  • 15. Если прокурор спросит вас, не говорили ли вы с кем-нибудь об этом деле — это вопрос-ловушка, — просто скажите «да», вы говорили с адвокатом (или полицией и т. д.). Не позволяйте прокурору взвинтить темп допроса. Думайте об ответах столько, сколько необходимо, и только после этого отвечайте.
  • 16. Если я приношу протест по вопросу, не отвечайте на него до тех пор, пока судья не примет решение по протесту. Если судья поддерживает протест, это означает, что вы не должны отвечать. Если же судья отклоняет протест, это означает, что на вопрос нужно ответить. Если вы к этому времени забыли вопрос, вы можете попросить его повторить.
  • 17. Если вы не знаете ответа па вопрос, не нервничайте. Просто скажите: «Я не знаю».
  • 18. Если вы не хотите отвечать на вопрос, не спрашивайте судью, обязательно ли вы должны это делать. Если вопрос некорректен, я принесу протест и обсужу это с судьей.
  • 19. Отвечая на вопрос, не смотрите на меня или на судью, как бы прося о помощи.
  • 20. Уходя со свидетельского места после дачи показаний, держитесь уверенно, а не подавленно.

Какими рекомендациями из этого списка вы воспользуетесь при подготовке доверителя (свидетеля) к суду?

Составьте свой список из пяти рекомендаций.

5. Прочтите отрывок из книги известного американского юриста Ф. Л. Веллмана «Искусство перекрестного допроса»[13]:

«При лжесвидетельстве свидетели, не обладающие развитыми умственными способностями, обычно выдают себя следующим образом: голосом, отсутствующим взглядом, нервным ерзаньем на стуле, вызванным попыткой вспомнить точную формулировку показаний, особенно когда они используют нехарактерный для их положения стиль речи. С другой стороны, есть нечто, присутствующее в манере честного, но необразованного свидетеля, что явно показывает опытному адвокату, что он рассказывает о вещах, которые действительно видел или слышал. Выражение лица его меняется, когда он вспоминает ситуацию, о которой рассказывает, он смотрит прямо на допрашивающего, его глаза блестят, когда он вспоминает разные события, он использует жесты, соответствующие его жизненному положению, и использует их как часть рассказа, который излагает, и речь его соответствует тому, как он обычно говорит».

Какие разновидности лжи известны современной психологии?

Каковы психологические признаки правдивости/лживости свидетельских показаний? Каковы признаки того, что показания свидетеля свободны от воздействия со стороны других лиц не являются результатом заучивания?

О каких из них пишет Ф. Л. Веллман?

Что такое «лингвистический стереотип»?

Имеются ли в современной психологии научно обоснованные критерии, позволяющие делать экспертам-психологам категоричное заключение о правдивости/лживости свидетельских показаний ?

  • 1. Адвокатура России: учебник для магистров / под ред. С. С. Юрьева. — 4-е изд., 2017. — (Глава 19).
  • 2. Ария, С. Л. Жизнь адвоката. — 3-е изд., доп. и испр. — М.: Американская ассоциация юристов, 2010.
  • 3. Ария, С. Л. О нравственных принципах в адвокатской деятельности // Адвокатура. Государство. Общество. — Сборник материалов Всероссийских научнопрактических конференций, 2004—2005. — М.: Новая юстиция, 2006. — С. 140—146.
  • 4. Веллман, Ф. Л. Искусство перекрестного допроса / пер. с англ. К. Адамович. — М.: Американская ассоциация юристов, 2011. — С. 68—69.
  • 5. Гаррис, Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел. — М.: СГУ, 2008.
  • 6. Гулевич, О. А. Психологические аспекты юриспруденции: учеб, пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
  • 7. Еремина, Г. И. Визуальная психодиагностика: экспресс-методы идентификации личности, но внешности, мимике и жестам. — Ростов н/Д: Феникс, 2012.
  • 8. Защита, но уголовному делу: пособие для адвокатов / под ред. Е. Ю. Львовой. — М.: Юристъ, 2000.
  • 9. Правила адвокатской профессии в России: Опыт систематизации постановлений советов присяжных поверенных по вопросам профессиональной этики / сост. А. Н. Марков. — М.: Типография О. Л. Сомовой, 1913.
  • 10. Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. — М.: Дело, 2001.
  • 11. Скабелина, Л. А. Практикум по психологии профессиональной деятельности адвоката. — М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафииа (МПОА),
  • 2015.
  • 12. Скабелина, Л. А. Психологические основы адвокатской деятельности: учеб, пособие — М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА),
  • 2016.
  • 13. Трунов, И. Л. Искусство речи в суде присяжных: учеб.-практ. пособие / И. Л. Трунов, В. В. Мельник. — М.: Высшее образование, 2009.
  • [1] Консультирование — это один из самых распространенных видов оказания юридической помощи. В то же время это и наиболее психологизированный вид адвокатской деятельности. Рассматривая профессиональное общение адвоката с доверителем в процессе консультирования как коммуникативный процесс и применяя к немуимеющиеся в психологии классификации видов общения, его можно охарактеризовать как межличностное, непосредственное, деловое, ролевое, законченное, доверительное, кратковременное общение с использованиемвербальных и невербальных средств. В консультировании адвоката как психологическом действии можновыделить следующие стадии:
  • [2] подготовительная стадия;
  • [3] стадия установления психологического контакта;
  • [4] стадия сбора информации;
  • [5] стадия формулирования проблемы доверителя и возможных путей еерешения;
  • [6] стадия обсуждения возможностей решения проблемы;
  • [7] завершающая стадия;
  • [8] оценочная стадия.
  • [9] Психологический контакт и коммуникативный контакт находятся между собой в следующем соотношении: а) они тождественны; б) психологический контакт является частным случаем коммуникативного; в) коммуникативный контакт является частным случаем психологического; г) нет ничего общего между ними.
  • [10] Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. М.: Дело, 2001.С. 182−183.
  • [11] Ария С. Л. О нравственных принципах в адвокатской деятельности // Адвокатура. Государство. Общество. Сборник материалов Всероссийских научно-практических конференций, 2004;2005. М.: Новая юстиция, 2006. С. 140−146.
  • [12] Цит. по: Защита по уголовному делу: пособие для адвокатов / под ред. Е. Ю. Львовой.М.: Юрисгь, 2000.
  • [13] Веллман, Ф. Л. Искусство перекрестного допроса / пер. с англ. К. Адамович. М.: Американская ассоциация юристов, 2011. С. 68—69.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой