Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Меры по совершенствованию межгосударственного правового взаимодействия в раскрытии и расследовании преступлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В обновленных в значительной степени в последние годы УПК государств так называемого ближнего зарубежья встречаются и другие заслуживающие внимания (в контексте рассматриваемых нами проблем) нормы. Так, в УПК Республики Молдова в 2012 г. наряду с другими принципиальными изменениями включена ст. 1381 «Трансграничный надзор». В соответствии с этой статьей представители органа уголовного… Читать ещё >

Меры по совершенствованию межгосударственного правового взаимодействия в раскрытии и расследовании преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовую основу межгосударственных отношений составляют международные договоры, которым принадлежит важная роль в обеспечении безопасности, защиты основных прав и свобод человека, а также законных интересов государств. Вопросы правового обеспечения международного сотрудничества в сфере раскрытия и расследования преступлений регламентируют положения Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Говоря о необходимости закрепления в уголовно-процессуальном законодательстве России порядка создания и функционирования международной следственной группы (далее — МСГ), считаем необходимым обратиться к опыту законотворчества Украины.

Пунктом 8 ст. 1 Закона Украины от 16 июня 2011 г. № 3529-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с ратификацией Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной помощи в уголовных делах» УПК Украины был дополнен ст. 119−1 «Международная следственная группа» и 119−2 «Порядок деятельности международной следственной группы» .

В соответствии со ст. 119−1 УПК Украины для проведения расследования на ее территории может быть создана МСГ, в состав которой включаются представители органов прокуратуры, дознания, досудебного следствия Украины и компетентного органа одного или более заинтересованных иностранных государств.

О создании международной следственной группы для проведения расследования на территории Украины либо об участии прокурора, представителей органа дознания и досудебного следствия Украины в МСГ, созданной в иностранном государстве, Генеральный прокурор Украины (или его заместитель) выносит постановление па основании соглашения с компетентным лицом иностранного государства (ч. 3 ст. 119−1 УПК Украины). Данное постановление о создании МСГ на территории Украины объявляется обвиняемому.

Что касается непосредственно порядка деятельности МСГ, который был установлен ст. 119−2 УПК Украины, то проведение членами данной следственной группы следственных и других процессуальных действий осуществляется по правилам предоставления международной правовой помощи. Члены МСГ (в частности, прокуроры, представители органа дознания и досудебного следствия Украины) взаимодействуют и обмениваются материалами расследования с представителями компетентных органов иностранных государств непосредственно.

Новый УПК Украины, вступивший в силу 20 ноября 2012 г., внес ряд принципиальных изменений в законодательное регулирование рассматриваемой нами процедуры.

Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что нормы, составлявшие ранее ст. 119−1 и 119−2, объединены в одну статью (ст. 571 УПК Украины) и перемещены из гл. 11 ранее действовавшего Кодекса «Основные положения досудебного следствия» в гл. 43 УПК Украины «Международная правовая помощь при проведении процессуальных действий»[1]. Такое перемещение данной группы правовых предписаний представляется вполне логичным и оправданным. Нас и в прежнее время настораживало то, что законодатель Украины не счел необходимым по родовому признаку поместить их в имевшийся ранее в Кодексе разд. IX «Международное сотрудничество в уголовных делах» .

Во-вторых, более компактно, но (и это главное) более емко в новом нормативном акте сформулированы основания для создания МСГ. Прежняя редакция содержала их перечень (для расследования особо сложных дел; необходимости проведения процессуальных действий па территории Украины и других государств; координации действий компетентных органов Украины и нескольких стран и др.). Новая формулировка оснований — «для проведения досудебного расследования обстоятельств уголовных правонарушений, совершенных на территориях нескольких государств, или если нарушаются интересы этих государств» — применима к значительно большему кругу ситуаций. Думается, данное изменение также должно быть оценено положительно, поскольку в определенной мере снимает возможные барьеры на пути раскрытия и расследования любых криминальных проявлений, затрагивающих интересы нескольких государств.

В-третьих, заслуживает внимания редакция ч. 4 ст. 571 ныне действующего УПК Украины. Она гласит: «Следственные (розыскные) и иные процессуальные действия выполняются членами общей следственной группы того государства, на территории которого они проводятся». Данная норма вызывает размышления двоякого рода. С одной стороны, она представляется логичной, поскольку лишает всякого смысла обсуждать вопрос о самостоятельном производстве прокурорами, следователями и полицейскими иностранных государств следственных (а по УПК Украины — еще и розыскных) и иных процессуальных действий. Ведь существуют стабильные правовые категории, которые негоже подвергать сомнению. Даже для производства следователем РФ ряда процессуальных действий на территории другого района или города предусмотрены специальные процедуры. Рассматриваемая ситуация, казалось бы, из этой же сферы.

Однако, с другой стороны, возникает вопрос: какой смысл создавать совместную международную следственную группу, если ее члены (участники) не наделены правом производства следственных действий? То, что они вправе присутствовать при выполнении следственных действий или участвовать в них, полагаем, не вызывает сомнений. Что же касается их полномочий на самостоятельную деятельность в рамках достижения общей цели, то здесь вопрос остается нс вполне разрешенным. Нам представляется, ответ на него лежит в иной плоскости.

Значимость создания и функционирования МСГ (в иной терминологии — ССГ) состоит не в том, чтобы дать возможность иностранным следователям работать на чужой территории (надо ли говорить, что в этой ситуации неизбежно возникает серьезный комплекс иных проблем правового и управленческого характера — о правилах использования национального законодательства, обеспечении перевода и др.), а в использовании фактора времени. В этом плане мы полностью солидарны с А. Г. Волеводзом, который пишет: «Смысл создания ССГ в ином — члены группы, выполняя процессуальные действия по единому плану, сразу, в кратчайший срок передают полученные результаты в уголовное дело (руководителю ССГ) и готовы выполнять очередные следственные действия, вытекающие из выполненного. Таким образом, обеспечивается обычный режим собирания, проверки и использования доказательств, но только с распределением ролей на основе юрисдикции государствучастников»[2].

Если представить себе то же самое сотрудничество, но без создания МСГ, то ситуация в смысле сроков получения стороной соответствующей информации выглядит удручающе. А. Г. Волеводзом приводятся следующие данные: «Средний срок исполнения ходатайств об оказании взаимной помощи по уголовным делам на практике составляет: для стран — членов СНГ и государств Балтии — до 2,5 месяцев; для стран Европы — от 6 месяцев (Швейцария и Германия) до 10−12 месяцев (Великобритания); для США и других государств, расположенных на американском континенте — от 12−14 до 20 и более месяцев»[3].

Сами украинские специалисты, комментируя рассматриваемую норму, рекомендуют решать проблему следующим образом: в силу особых обстоятельств руководитель совместной группы в соответствии с законодательством стороны, на территории которой действует группа, может поручить командированным членам такой группы проведение определенных следственных мероприятий и иных процессуальных действий. Условием допустимости такого поручения называется его «одобрение компетентными органами стороны, на территории которой действует совместная следственная группа, и стороны, которая командирует». Кроме того, командированные члены такой группы могут обратиться к собственным компетентным органам с просьбой об осуществлении этих мероприятий[4]. По существу эти рекомендации не вызывают возражений, хотя и не вполне понятно, какие обстоятельства следует считать «особыми» и в какой форме предлагается получать «одобрение компетентных органов». (Излишний консерватизм здесь не самый надежный помощник.) Однако соответствуют ли комментарии специалистов Украины требованиям ч. 4 ст. 571 УПК Украины? Думается, что не в полной мере.

Таким образом, проблема, на наш взгляд, остается, и она требует ясного и однозначного разрешения в национальном законодательстве.

Последнее, четвертое, наше суждение касается использованной законодателем Украины терминологии. В ст. 571 нового УПК этого государства в словосочетании «международная следственная группа» термин «международная» заменен словом «совместная». Более того, в ч. 4 данной статьи употреблено слово «общая» («общая следственная группа»), хотя мы относим этот фрагмент (и тому есть подтверждения[5]) в сферу неточности перевода. Ведь официальный текст УПК на русском языке парламентом Украины, естественно, не принимался. В рассматриваемой ситуации, вероятно, нет смысла и нам создавать дополнительные лексические проблемы. В конце концов, в какой-то степени они носят вкусовой характер, да и нет ничего хуже, чем споры о словах. Однако, говоря об адаптации соответствующих правил УПК Украины к российскому законодательству, на наш взгляд, предпочтительнее все же вести речь о «международных», а не о «совместных» следственных группах. Термин " совместная группа" (используемый в международно-правовых актах) применим к более широкому кругу объединений, например следователей и оперативных работников органов внутренних дел и федеральной службы безопасности. Здесь же словосочетание «международная группа» подчеркивает ее межгосударственный характер.

И еще одно немаловажное обстоятельство, определяющее, почему национальные члены МСГ осуществляют свои полномочия на территории своего государства. В рамках совместных расследований в любом случае применяется уголовно-процессуальный закон, действующий в конкретной территории, если международным договором не предусмотрено иное (ч. 1, ст. 2 УПК РФ). Трудно себе представить, чтобы российский или иностранный следователь настолько глубоко знал особенности зарубежного уголовно-процессуального законодательства, чтобы быть готовым к производству следственных действий на «чужой» территории.

Интересный пример международно-правовой договоренности, затрагивающий действие территориального признака уголовно-процессуального закона, мы находим в Соглашении между Российской Федерацией и Киргизской Республикой по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Киргизской Республики (Москва, 28 марта 1996 г.)[6]. Его ст. 10 гласит: «По решению Смешанной комиссии или договоренности между компетентными органами Сторон в рамках настоящего Соглашения могут создаваться совместные оперативно-следственные группы для расследования конкретных преступлений или происшествий, руководствуясь при этом законодательством Стороны, в производстве которой находится уголовное дело» .

С учетом рассмотренного нами выше процессуального порядка создания и функционирования международной следственной группы, предусмотренного УПК Украины, считаем целесообразным трансформировать его в российское уголовно-процессуальное законодательство. В связи с этим предлагаем дополнить УПК РФ ст. 4591 «Производство предварительного следствия международной следственной группой», в которой предусмотреть основания для создания МСГ, процессуальный порядок ее функционирования и изложить данную статью в следующей редакции:

" Статья 4591. Производство предварительного следствия международной следственной группой

  • 1. Производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено международной следственной группе для расследования обстоятельств преступлений, совершенных на территории нескольких государств, или если иным образом нарушаются интересы этих государств.
  • 2. Международная следственная группа может создаваться по письменному соглашению Генеральной прокуратуры Российской Федерации и компетентных органов иностранных государств для проведения расследования на территории Российской Федерации в составе представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, следственных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, органов по контрою за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации и компетентных органов заинтересованных иностранных государств.
  • 3. О создании международной следственной группы для проведения предварительного следствия на территории Российской Федерации и об участии прокурора, сотрудников органов дознания и предварительного следствия Российской Федерации, созданной в иностранном государстве, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель выносит постановление на основании соглашения с компетентным органом иностранного государства. В постановлении о создании международной следственной группы для проведения расследования на территории Российской Федерации должны быть указаны:
  • 1) цель создания международной следственной группы и ее задачи;
  • 2) состав и руководитель международной следственной группы;
  • 3) срок, на который создается международная следственная группа, а также порядок его продления.
  • 4. В соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи и в пределах норм, установленных уголовнопроцессуальным законодательством иностранных государств, к работе международной следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Постановление о создании международной следственной группы на территории Российской Федерации объявляется подозреваемому, обвиняемому.
  • 5. Проведение следственных и других процессуальных действий международной следственной группой осуществляется по правилам предоставления международной правовой помощи, но не нуждается в обращении к компетентным органам иностранного государства с запросом (поручением) о международной правовой помощи.
  • 6. Руководителем международной следственной группы на территории Российской Федерации является должностное лицо Следственного комитета Российской Федерации, следственных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации и органов по контрою за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации, наделенное полномочиями по процессуальному руководству или производству предварительного следствия.
  • 7. Руководитель международной следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, непосредственно руководит действиями членов группы, определяет исполнителей следственных и других процессуальных действий, а также дает им указания о направлении расследования" .

* * *

В обновленных в значительной степени в последние годы УПК государств так называемого ближнего зарубежья встречаются и другие заслуживающие внимания (в контексте рассматриваемых нами проблем) нормы. Так, в УПК Республики Молдова в 2012 г. наряду с другими принципиальными изменениями включена ст. 1381 «Трансграничный надзор». В соответствии с этой статьей представители органа уголовного преследования иностранного государства при определенных условиях правомочны проводить на территории Молдовы негласное наблюдение за лицами, предположительно участвовавшими в совершении преступления. Десятки норм данной статьи закрепляют правила, в соответствии с которыми в чрезвычайных ситуациях такое наблюдение может быть осуществлено без какого-либо запроса об оказании юридической помощи. Примеры можно продолжить.

Расширение делового и торгово-экономического международного сотрудничества России, увеличение потока безвизового въезда и выезда граждан Российской Федерации и иностранных государств, «полупрозрачность» значительной части границ неизбежно влекут за собой и увеличение числа криминальных проявлений. Задача уголовно-процессуальной пауки — отслеживать и исследовать их, а законодателя — принимать своевременные и адекватные решения.

  • [1] Здесь и далее указывается по кн.: Уголовно-процессуальный кодекс Украины / пер. Л. И. Фокина. Харьков: Одиссей, 2012 (руководитель группы редакторов перевода проф. О. В. Каплина).
  • [2] Волеводз А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / науч. ред. А. Б. Соловьев. М.: Юрлитинформ, 2000. С. 225−227.
  • [3] Волеводз А. Г. Правовые и методические основы деятельности органов предварительного следствия России по розыску, аресту и обеспечению конфискации за рубежом денежных средств и имущества, полученных преступным путем: дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. С. 182−183.
  • [4] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Украины (к ст. 571). URL: pravo-ukraine.org.ua/resyrsi/kz/ugolovno-protsessualnyj-kodeks/5742-statya-571
  • [5] 13 частности, мы располагаем первым неофициальным переводом УПК Украины на русский язык, выполненным в мае 2012 г. преподавателями Донецкого юридического института МВД Украины. В нем в ч. 4 ст. 571 анализируемый вид следственной группы (на украинском языке «спільної») переведен более точно — «совместной» .
  • [6] Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 30 января 2002 г. № 11-ФЗ (СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 377).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой