Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы рефлексивного обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшей фазой технологии развития критического мышления является фаза рефлексии, на которой у учащегося появляется возможность оценить свой путь решения поставленной проблемы, свой вклад в решение этой проблемы, работу в группе, паре, определить успехи и неудачи. Все это в конечном итоге ориентирует учащегося на развитие способности размышлять о мыслях; формировать познавательные стратегии… Читать ещё >

Методы рефлексивного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей фазой технологии развития критического мышления является фаза рефлексии, на которой у учащегося появляется возможность оценить свой путь решения поставленной проблемы, свой вклад в решение этой проблемы, работу в группе, паре, определить успехи и неудачи. Все это в конечном итоге ориентирует учащегося на развитие способности размышлять о мыслях; формировать познавательные стратегии, способности планировать свою познавательную деятельность. На этой стадии реализации технологии РКМ появляется возможность активного использования разных методов рефлексивного обучения: диагностико-аналитических, нарративных (повествовательных), графических и интерактивных (групповых).

Диагностико-аналитические методы рефлексивного обучения

Цель диагностико-аналитических методов рефлексивного обучения —

диагностика и анализ знаний по определенной теме, проблеме, разделу курса.

К преимуществам диагностико-аналитических методов относится простота заполнения и проверки; их можно адаптировать к любой дисциплине, в том числе к обществознанию, данные методы позволяют ориентироваться на нужный учителю круг вопросов и проблем и диагностировать определенный уровень усвоения учащимися пройденного материала.

К диагностико-аналитическим методам относится, например, работа с таблицей в разной форме.

Таблица 1

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Таблица 2

Понял

Не понял

Интересно

Таблица 3

Связь с будущей профессией

Связь с материалом других дисциплин

Просто интересно

Таблица 4

Легко

Сложно

Важно

Ключевые моменты текста (Сообщения)

На чем остановилось внимание

Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (Анализ)

Кроме того, к рассматриваемым методам относится «Трехчастный дневник» (автор Черил Форбс). Учащимся предлагается записать:

1) реакцию на прочитанное или на прошедшую дискуссию:

Цитаты

Комментарии к цитатам

  • 2) собственные размышления учащихся и ассоциации, которые возникают у них в связи с той или иной формой. Фиксируются: мысли, выписки из прочитанных вне программы книг; отрывки из разговоров — все, что может углубить и продвинуть понимание и оценку изучаемой темы. Записи служат основой для написания творческих работ;
  • 3) письма учителю (комментарии уроков, свое в них участие, вопросы, указание, чтобы хотелось узнать).

Несмотря на явные преимущества диагностико-аналитические методы рефлексии имеют ряд недостатков, которые следует учитывать в практике обучения обществознанию. Излишняя схематичность данных методов побуждает учащихся записывать информацию кратко, и нередко ограничиваться цитированием лекции или учебника. Самостоятельное творчество учащихся часто сводится к минимуму, т.к. они работают по схеме, заданной учителем. При использовании рассматриваемых методов затруднен индивидуально ориентированный подход.

Нарративные (повествовательные) методы рефлексивного обучения

Отчасти преодолевают недостатки рассмотренных методов нарративные (повествовательные) методы рефлексивного обучения. Данные методы обеспечивают развитие аналитических умений, творческого мышления учащихся, способствуют развитию навыков письменной речи. Форма нарративных методов отражает индивидуальность учащихся и помогает развивать собственный познавательный стиль. Кроме того, эти методы дают возможность личностно-эмоциональной оценки изученного материала.

Наиболее распространенным методом рефлексии в режиме ТРКМ выступает синквейн — эмоциональная и интеллектуальная реакция на результат занятия в виде стихотворения.

Форма синквейна из пяти строк включает:

  • 1) существительное, отражающее основное понятие урока/тему урока;
  • 2) описание темы в двух прилагательных;
  • 3) название действий (два-три глагола, относящиеся к теме урока);
  • 4) предложение из четырех слов, выражающих отношение автора к теме;
  • 5) слово, передающее основную идею урока (обобщение происшедшего).

Например Вариант синквейна из 7 строк.

Я думаю, что … (общая идея).

Потому что … (наиболее понравившиеся мысли в четыре предложения). Поэтому … (выводы в двух предложениях).

К нарративным (повествовательным) методам рефлексивного обучения относится аналитическое сочинение. Учащимся предлагается ответить в форме сочинения на следующие вопросы.

  • — Насколько хорошо я понял и усвоил тему?
  • — Какую информацию было проще понять и запомнить?
  • — Какой из вопросов темы усвоен хуже других?
  • — Почему мне было сложно разобраться именно в этом вопросе? Каковы причины непонимания, незнания?
  • — Что показалось наиболее интересным, значимым в теме?
  • — Как материал темы связан с моей будущей профессиональной деятельностью?
  • — С какими другими областями знаний (предметами) связана данная тема? В чем проявляется эта связь?

В качестве методов рефлексивного обучения на уроках обществознания учащимся можно предложить написать проблемное сочинение или эссе по заданной теме. Однако такого рода работы требуют хорошего владения письменной речью, а литературная форма вызывает у некоторых учеников затруднение. Кроме того, такие формы рефлексии могут вызывать у учеников отторжение из-за опасения, что учитель получит информацию об их незнании. И наконец, такие сочинения сложно оценивать.

Графические методы рефлексивного обучения

Определенный интерес на стадии рефлексии в ТРКМ у учащихся вызывают графические методы. Их основная цель — актуализировать интеллектуальный потенциал учащихся, такие методы побуждают учащихся не только припоминать и анализировать усвоенную информацию, но и планировать пути самостоятельного изучения темы. Графические методы рефлексии оригинальны, способствуют формированию интереса к самостоятельной работе, а их особая форма облегчает рефлексивную работу.

К такого рода методам относятся следующие.

  • 1. Составление опорной схемы-коллажа по учебным материалам. Это схематическое изображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием или проблемой. Коллаж может быть представлен в виде «Солнечной системы», где «ядро» — ключевое понятие, «лучи» — дополнительная информация.
  • 2. Метод «Сталкер» (М. В. Голубева).

Основная цель этого метода — рефлексивный анализ уровня усвоения конкретной темы, раздела или курса в целом. Учащимся предлагается заполнить графическую схему по мере прохождения темы (рис. 28.1).

Графические методы рефлексии не всегда гибки, особенно когда используются жестко фиксированные схемы, они подходят не для всех тем; их следует использовать избирательно и нечасто, а их разработка требует больших усилий учителя.

Метод «Сталкер».

Рис. 28.1. Метод «Сталкер»

Интерактивные (групповые методы) рефлексивного обучения

Цель таких методов — повышение объективности оценки, стимулирование познавательного интереса. Такие методы позволяют обсуждать результаты своей рефлексии, дают ценный материал для осмысления и анализа, кроме того, они позволяют учащимся познакомиться с опытом своих одноклассников по изучению предмета, а значит повышают объективность оценки своих знаний, и, наконец, они развивают коммуникативные навыки учеников.

Среди интерактивных методов рефлексивного обучения особое место занимает фокусированное групповое интервью или «Фокус-группа» (Р. Мертон).

Фокус-группа как метод используется для обсуждения процесса изучения той или иной темы. Учащимся предлагается серия вопросов по освоению темы, но обсуждается не столько содержание темы, сколько свои пути и методы ее изучения, качество своих знаний по разным вопросам. При конструировании логики вопросов может использоваться принцип «воронки»: сначала общие вопросы, потом конкретные или принцип «пирамиды»: сначала более узкие вопросы, йотом вопросы более общего плана.

Использование интерактивных (групповых) методов обучения рефлексии требует от учителя специальной подготовки и хорошего контакта с аудиторией. Важно помнить, что эти методы связаны с затратой значительного времени, их нерационально применять в рамках небольшого раздела.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой