1. Определите и раскройте этимологию понятия «диалектика».
2. Кого из древнегреческих мыслителей по праву называют «отцом диалектики»?
3. Какие законы диалектики вы знаете?
4. Кто впервые в истории философии сформулировал законы диалектики?
5. Что такое закон?
6. Какая сторона процессов действительности объясняется законом взаимного перехода количественных и качественных изменений?
7. Как законом единства и борьбы противоположностей раскрывается главное в диалектическом учении о развитии?
8. В чем выражается смысл диалектического отрицания?
9. Как вы понимаете тезис: «Предмет одновременно существует и не существует. Он содержит в себе собственное небытие»?
10. Какие этапы существуют в борьбе противоположностей?
11. Какие виды, формы противоречия вы знаете?
12. Сравните содержание двух понятий: «свойство» и «качество».
13. Что такое «мера», «скачек»?
14. Как диалектика объясняет появление нового качества?
15. Чем отличаются друг от друга количественные изменения от качественных? Взаимосвязаны ли они?
16. Произведите сравнительный анализ диалектической и метафизической трактовок «отрицания».
17. Каковы причины отрицания с точки зрения: а) диалектики; б) метафизики?
18. На каком этапе развития возможно отрицание явления: а) по мнению метафизиков; б) по мнению диалектиков?
19. Все ли уничтожается в процессе отрицания? Как отвечает на этот вопрос диалектика? Метафизика?
20. К чему приводит отрицание по мнению диалектики? Метафизики?
21. Что такое категория?
22. Кто впервые разработал учение о категориях?
23. Какие основные категории диалектики вам известны?
24. Чем можно объяснить формирование диалектикой парных категорий?
25. В чем разница между категориями: «сущность» и «содержание»?
26. В чем проявляется диалектика «единичного» и «общего»?
27. Что такое детерминизм?
28. Какие особенности процессов развития фиксируется и раскрывается категорией причины и следствия?
29. Какие могут быть соотношения между причиной и следствием?
30. Каким образом могут повлиять на причинно-следственную связь условия развития явлений и внешние факторы?
31. Может ли служить цель причиной каких-то следствий? Приведите пример.
32. Как вы понимаете случайность?
33. Правомерно ли высказывание: «Некоторые явления наступают безо всяких причин»? Почему?
34. Что такое «форма» и «содержание»? Какое из них является относительно устойчивой системой связи?
35. В чем выражается диалектика формы и содержания?