Производство и реализация товаров (работ, услуг) обычно связаны с использованием различной технической, технологической и деловой информации, одна часть которой является открытой, а другая — закрытой. Открытая информация — не скрывается производителем и коммерсантом. Она общеизвестна, представляет познавательный интерес и используется в процессе производства и реализации товаров. Закрытой является информация, которая специально скрывается и защищается производителем от посторонних лиц с использованием института коммерческой тайны, поскольку дает преимущество перед конкурентами.
Объективно коммерческая тайна возникает в процессе производства конкурентоспособного товара или иной деятельности, содержащей элементы новизны, основывающейся на использовании коммерчески значимой информации (КЗИ). Предприниматель, заботясь об увеличении своей прибыли, вынужден засекречивать определенные сведения с грифом коммерческой тайны, и ограничивать доступ к ним.
Можно говорить об объективном процессе возникновения коммерческой тайны на любом этапе жизненного цикла производства товаров (работ, услуг), что обусловлено конкуренцией в рыночной экономике. Предприниматель, который принимает меры в отношении сведений, благодаря использованию которых его товар (работа, услуга) становится конкурентоспособным, в состоянии получать стабильно прибыль и держаться в условиях конкуренции, образно говоря, «на плаву». И наоборот, тот, кто пренебрегает этим правилом и недооценивает преимущества использования КЗИ, рискует оказаться банкротом.
В каких же формах существует коммерческая тайна в процессе производства и обмена товаров? В сфере общественного производства на этапе разработки и освоения новой техники, КЗИ проявляется в форме технических и технологических секретов (ноу-хау, секрет производства), а на этапе обмена (купли-продажи) товаров — в форме деловых секретов, охраняемых институтом коммерческой тайны.