Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственные интересы и международно-правовое регулирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересы государств в международных экономических отношениях состоят в том, чтобы обеспечить национальной экономике источники сырья, доступ к ресурсам, контроль над рынками, гарантировать сбыт национальной продукции и т. п. Разного рода ресурсы (прежде всего исчерпаемые) становятся главной ценностью для ведущих государств. Вокруг основных ресурсов, товарных, финансовых и инвестиционных потоков… Читать ещё >

Государственные интересы и международно-правовое регулирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общество, в том числе межгосударственное, — это переплетение интересов. Понятие «интерес» выражает пути и способы удовлетворения потребностей. Другими словами, интерес — это отношение к своим потребностям.

Интересы государств в международных экономических отношениях состоят в том, чтобы обеспечить национальной экономике источники сырья, доступ к ресурсам, контроль над рынками, гарантировать сбыт национальной продукции и т. п. Разного рода ресурсы (прежде всего исчерпаемые) становятся главной ценностью для ведущих государств. Вокруг основных ресурсов, товарных, финансовых и инвестиционных потоков разворачивается «борьба интересов» — государственных и частных.

Государства стремятся к тому, чтобы в максимально возможной степени воплотить свои экономические интересы в правовые нормы и тем самым легализовать и реализовать их.

Наглядным свидетельством этому служит гонка, которая развернулась между государствами, границы которых выходят к Северному Ледовитому океану, за обеспечение своих притязаний на шельф океана и его ресурсы.

Если представить, что за каждым государством стоит совокупность самых разнообразных интересов, то вся сфера межгосударственного общения предстает как столкновение, поглощение, состыковка, переплетение интересов.

Попробуем дать краткую классификацию государственных интересов. С точки зрения носителей того или иного интереса различаются:

  • • интересы государственные (одного государства);
  • • интересы групповые (нескольких государств, в том числе государств одного цивилизационного типа);
  • • интересы международного сообщества государств в целом;
  • • интересы общечеловеческие.

Соответственно интересы государственные (одного государства) можно подразделить на:

  • • интересы внутреннего развития (внутренние);
  • • интересы государства как субъекта международных отношений (внешние).

С точки зрения предмета, государственные интересы условно подразделяются на интересы: экономические; политические; территориальные; правовые; интеллектуальные (духовные, социокультурные).

Можно различать интересы тактические и стратегические; долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные; нашедшие отражение в праве и не закрепленные в нем.

При этом следует принимать во внимание, во-первых, условность самой классификации; во-вторых, возможность трансформации интересов из одного вида в другой; в-третьих, существующие зачастую различия между объективным интересом и тем, как он понят, осознан, сформулирован, подается вовне; в-четвертых, одновременное присутствие многих видов интересов в каждой практической — даже очень узкой — сфере отношений.

У каждого государства выстраивается своя система ценностей — интересов. Как правило, у государств одного цивилизационного типа интересы имеют много общего.

Внешние долгосрочные стратегические интересы России, например в сфере международных экономических отношений, не всегда совпадают с интересами государств западного цивилизационного типа. Если для Запада главным внешним стратегическим долгосрочным интересом является, в частности, обеспечение доступа к мировым ресурсам и контроля за ними, то для России, с ее пространствами и ресурсами, этот интерес не является жизненно определяющим. Зато острее встает интерес — защитить свои ресурсы перед лицом экспансии многонациональных предприятий, обеспечить эффективное использование ресурсов.

В современных условиях государственные внешние стратегические интересы России могут состоять в том, чтобы обеспечить посильное присутствие России в международных финансовой, инвестиционной, торговой системах; помогать своим предприятиям в освоении ими мирового экономического пространства, защищать их частные интересы.

А вот государственные внешние долгосрочные стратегические интересы США, других развитых государств в международных экономических отношениях можно было бы, по всей видимости, сформулировать следующим образом:

  • • управлять процессом формирования единого мирового экономического пространства;
  • • поставить под контроль источники и трансграничные потоки ресурсов, в частности, через многосторонние организации и договоры;
  • • превратить свои транснациональные корпорации в ударную силу по освоению мирового экономического пространства и т. д.

Ролевые функции «государственного интереса» могут быть различными. Так, не закрепленный в праве интерес «толкает» государства на волевые действия; в этом случае «интерес» выступает как мотив тех или иных действий. С другой стороны, будучи «заложен» в правовую норму, интерес реализуется вместе с нормой в конкретном правоотношении; в этом случае «интерес» выступает как часть правоотношения.

И, наконец, законный интерес может порождать, изменять или прекращать правоотношения; в этом случае «интерес» выступает как юридический факт.

Именно государственный интерес «запускает» волю государств, направляет ее на формирование международно-правовой нормы.

Государственные интересы, как они выражаются отдельными государствами и группами стран, не всегда совпадают с общечеловеческим интересом, т. е. интересами сообщества людей, живущих на планете, в их единстве.

В то же время зачастую отдельные государства и группы государств выступают в целом ряде вопросов выразителями общечеловеческого интереса. Для многих стран государственный интерес и на практике все чаще совпадает с общечеловеческим интересом.

Ясно, например, что общечеловеческому интересу будет соответствовать единое экономическое пространство, отсутствие таможенных границ на пути движения товаров и услуг. Однако государственный интерес большинства стран не «созрел» до полного отказа от импортных пошлин — до полной свободы трансграничного перемещения товаров (услуг), потому что это отрицательно скажется на национальной экономике.

Примером реализованного в международном праве общечеловеческого интереса может служить институт общего наследия человечества. Общим наследием являются ресурсы морского дна, небесные тела, включая Луну. Не исключено, что общим наследием человечества будет признана и Антарктика. Это коллективные ресурсы человеческого общества.

Реализация общечеловеческих интересов требует особых методов регулирования. Очевидно, что наиболее адекватным методом для решения такого рода вопросов является метод наднационального регулирования, зачатки которого уже присутствуют в системе правового регулирования международных экономических отношений.

Общечеловеческие интересы, наряду с государственными интересами, также (и во все большей степени) должны проникать в международное экономическое право и закрепляться в нем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой