Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Право и политика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Более того, государство — «главный политик», центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества: если все другие субъекты политики (политические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы… Читать ещё >

Право и политика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин «политика» (от грея, polis — город-государство) впервые появился в Древней Греции.

В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов, народов, национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика как явление возникает вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие особыми (а порой и антагонистическими, т. е. прямо противоположными) интересами. Поэтому политики не существовало в первобытном обществе, где даже индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины.

Нерегулируемая политическая борьба может взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, в связи с чем возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии.

Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Более того, государство — «главный политик», центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества: если все другие субъекты политики (политические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех участников политики.

Государство представляет собой наиболее мощный и совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти, за приближение к ней. В результате такой борьбы государство может стать «достоянием» какой-либо одной партии, социальной группы, и тогда обществу грозит беда: тоталитарные режимы являются следствием именно такого поворота событий. Государство — «собственность» общества, оно должно принадлежать только обществу в целом (демократия) и выражать общие интересы всех социальных групп и слоев.

Политика может быть и антигосударственной (деятельность нелегальных партий, террористических организаций и т. п.). Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы.

Право имеет политическую природу, так как по своей сути является нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных групп. Однако взаимоотношения права и политики далеко не однозначны.

В отечественной литературе советского периода существовал такой подход: в праве опосредствуется только государственная политика, причем не вся, а лишь та ее часть, которая для своей реализации нуждается в общеобязательной форме и государственной охране, т. е. возведении в закон (С. С. Алексеев).

Вместе с тем право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости (т.е. пока право используется государством в соответствии с его природой). Как только государство начинает использовать законодательную власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников улетучивается и в руках государства остается бессодержательная юридическая форма («неправовой закон»), использование которой в интересах политической конъюнктуры имеет свои пределы и может привести к разрушению всей политико-правовой системы. Поэтому нет достаточных оснований для того, чтобы говорить о служебной роли права по отношению к политике, тем более о верховенстве политики над правом. А в правовом государстве политика вообще должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой