Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Яркий пример — отрешение от должности 6 апреля 2004 г. Президента Литвы Р. Паксаса. Конституционный суд Литвы признал, что Президент трижды грубо нарушил Основной закон страны, во-первых, предоставив литовское гражданство за финансовую поддержку, во-вторых, не обеспечив охрану государственной тайны, в-третьих, оказав неправомерное влияние на принятие решений по поводу имущественных отношений… Читать ещё >

Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, смерти или отрешения от должности.

Пример

Отставка Президента Б. Н. Ельцина была оформлена им президентским указом. Президент РФ Б. Н. Ельцин 31 декабря 1999 г. издал Указ № 1761, которым в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ прекратил с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г. исполнение полномочий Президента РФ. В этом Указе констатировалось, что в соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ полномочия Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства РФ с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г. Того же числа Исполняющий обязанности Президента РФ — Председатель Правительства РФ В. В. Путин издал Указ № 1762 Президента РФ о том, что он приступил в соответствии со ст. 92 Конституции РФ к временному исполнению полномочий Президента РФ с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г.

При досрочном прекращении исполнения Президентом РФ своих полномочий проводятся выборы нового Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ.

Что касается процедуры отрешения Президента РФ, то она состоит из двух основных этапов.

Первый — это выдвижение обвинения против главы государства. Решение о выдвижении обвинения принимается Государственной Думы 2/3 голосов от общего числа депутатов, но инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Основанием для отрешения Президента от должности и, соответственно, для выдвижения обвинения является государственная измена или совершение Президентом иного тяжкого преступления.

На этом этапе предусматривается участие Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного Конституцией порядка выдвижения обвинения.

Второй этап — это собственно рассмотрение Советом Федерации вопроса об отрешении Президента от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято 2/3 голосов от общего числа членов палаты не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Пример

В России была предпринята попытка проведения процедуры отрешения от должности Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. 13—15 мая 1999 г. Государственная Дума рассматривала материалы Специальной комиссии этой палаты по отрешению Президента Б. Н. Ельцина от должности и голосовала по выдвижению обвинения, но пяти пунктам, ни один из которых не набрал необходимых для этого 2/3 голосов депутатов. Так, 17 голосов не хватило для выдвижения обвинения по пункту, набравшему наибольшее число голосов депутатов, — в связи с «развязыванием и проведением военных действий на территории Чеченской Республики в 1994—1996 годах».

Q Зарубежный опыт

В США было три попытки импичмента президента — в 1868,1974 и 1998—1999 гг., но ни один президент США не был отрешен от должности. В 1868 г. для отрешения президента Э. Джонсона в Сенате (верхней палате парламента) нс хватило одного голоса. В 1974 г. Президент Р. Никсон под угрозой импичмента вынужден был сам уйти в отставку. При последней попытке импичмента для отстранения Президента США У. Клинтона, признанного Палатой представителей (нижней палатой парламента) виновным в лжесвидетельстве под присягой и препятствовании правосудию, не хватило голосов в Сенате.

Яркий пример — отрешение от должности 6 апреля 2004 г. Президента Литвы Р. Паксаса. Конституционный суд Литвы признал, что Президент трижды грубо нарушил Основной закон страны, во-первых, предоставив литовское гражданство за финансовую поддержку, во-вторых, не обеспечив охрану государственной тайны, в-третьих, оказав неправомерное влияние на принятие решений по поводу имущественных отношений частных лиц и хозяйствующих субъектов. На основании этого решения Суда за объявление импичмента Президенту Р. Паксасу по двум пунктам проголосовало 86 депутатов (одним больше, чем было необходимо для отстранения главы государства от должности), но третьему пункту — 89 членов Сейма.

В отношении процедуры прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровья Конституция РФ и федеральное законодательство ничего не предусматривают.

Из судебной практики.

Из судебной практики.

Этот пробел восполнил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 июля 2000 г. № 12-П по делу о толковании ст. 91 и ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. Суд решил, что досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности, но состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции РФ. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — волеизъявление Президента может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу Конституции РФ приведение в действие такой процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой. При этом порядок досрочного прекращения полномочий по этому основанию не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом полномочий главы государства.

Таким образом, содержание и назначение ч. 2 ст. 92 Конституции РФ, предусматривающей возможность прекращения исполнения полномочий Президента РФ досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются установленным в ст. 91 Конституции РФ положением о неприкосновенности Президента РФ.

Точка зрения.

Точка зрения.

По мнению М. Н. Малеиной, сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц государства, по мнению ученых, должны доводиться до населения, но осуществляться данный процесс должен в соответствии с действующим законодательством, а не в противоречии с ним[1].

В случае досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий, а также во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их в соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Зарубежный опыт.

Зарубежный опыт.

Согласно Конституции СЛИЛ всякий раз, когда Вице-президент и большинство глав исполнительных органов передают руководителям Сената и Палаты представителей письменное заявление о том, что Президент не способен осуществлять свои должностные полномочия и обязанности, Вице-президент немедленно принимает на себя его должностные полномочия и обязанности в качестве исполняющего обязанности Президента.

Предусмотренное Конституцией РФ положение о временном исполнении Председателем Правительства РФ обязанностей Президента РФ распространяется и на иные исключительные случаи, когда Президент РФ своим решением возлагает на Председателя Правительства РФ выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом РФ решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента РФ на Председателя Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ исполняет обязанности Президента РФ соответственно до момента возвращения действующего Президента РФ к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента РФ.

Пример В связи с предстоящей в 1996 г. Президенту РФ Б. Н. Ельцину хирургической операцией, в целях обеспечения условий непрерывного осуществления государственной власти и в соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ Б. Н. Ельцин своим Указом 9 сентября 1996 г. № 1378 установил, что временное исполнение обязанностей Президента РФ в период, определяемый в соответствии с отдельными указами Президента РФ в связи с проведением хирургической операции Президенту РФ, осуществляется Председателем Правительства РФ В. С. Черномырдиным в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и тактическим ядерным оружием, для чего ему будут переданы соответствующие технические средства («ядерная кнопка»).

Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Правовой статус бывшего Президента РФ определяет Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий». Согласно этому Закону Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий (кроме случая отрешения от должности), предоставляются следующие гарантии:

  • 1) пожизненная государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», включая предоставление специальной связи и транспортного обслуживания;
  • 2) медицинское обслуживание, которое предоставлялось на день прекращения исполнения полномочий;
  • 3) обязательное государственное страхование его жизни и здоровья за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента РФ;
  • 4) неприкосновенность — он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ (неприкосновенность распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку); он может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела, но факту совершения им тяжкого преступления по представлению Председателя Следственного комитета РФ при согласии Государственной Думы и Совета Федерации;
  • 5) ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента РФ независимо от возраста;
  • 6) пожизненное пользование одной из государственных дач;
  • 7) бесплатное пользование залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов;
  • 8) бесплатное пользование на территории Российской Федерации правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи (все виды почтовых и телеграфных отправлений пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных);
  • 9) право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников, которые несут ответственность за исполнение своих обязанностей только перед ним.

Таким образом, можно сделать вывод, что Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, правовые, социальные и иные гарантии сохраняются пожизненно и практически в полном объеме по сравнению с периодом, когда он занимал должность главы государства.

  • [1] См.: Малеина М. II. Человек и медицина в современном праве: учеб.-практ. пособие.М., 1995. С. 67.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой