Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мусульманское право, мусульманская правовая система и мусульманская правовая семья

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но превращение Индии в независимое государство не означало отказа от принятого в колониальный период законодательства. Наоборот, в Конституции Индии утверждается, что созданное ранее право продолжает действовать, а Верховный суд Индии определил, что британские акты применяются, если не противоречат национальному суверенитету. Правовая система Индии после получения независимости развивалась… Читать ещё >

Мусульманское право, мусульманская правовая система и мусульманская правовая семья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мусульманское право (шариат) непосредственно действует в Иране, Афганистане, Судане, Пакистане, Саудовской Аравии, Сомали и некоторых других странах. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют около 1,5 млрд. чел. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Только 18% мусульман живет в арабских странах[1].

Для уяснения вопроса зарождения мусульманской правовой семьи большое значение имеет понятие фикха. Фикх («понимание», «знание») представляет собой мусульманское законоведение, которое нераздельно связано с богословием и основано на изучении Корана, Сунны, Иджмы и Кияса. Богословы-законоведы, овладевшие фикхом, называются факихами («знающие»).

Необходимость создания комплексной правовой системы в исламе возникла в VIII веке, когда владения арабского халифата (феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами. Первоначальным ядром Халифата стала созданная Мухаммадом в начале VII в. в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — умма. В результате арабских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд) стали охватывать огромные пространства Азии и Северной Африки. Теологи, которые являлись одновременно и юристами, при решении спорных ситуаций начали использовать в качестве примера слова и деяния пророка Мухаммеда. Это послужило толчком для формирования фикха, начали формироваться сборники хадисов, которые со временем образовали Сунну.

На основе фикха решаются вопросы соблюдения мусульманских ритуалов, морали и социального поведения. В ряде ситуаций содержания Корана оказывается недостаточно для того, чтобы определить порядок проведения той или иной процедуры, например, ритуала омовения до обязательной ежедневной молитвы. Другой пример: Коран предписывает держать пост во время священного месяца Рамадан, но не поясняет, как именно. Чаще всего ответы на такие вопросы можно найти в хадисах пророка Мухаммеда.

Но бывает, что и Сунна не может внести полной ясности в разрешение вопросов, которые возникают у верующих. Тогда факихи прибегают к другим, вспомогательным источникам права. Речь идет о суждениях по аналогии (кияс) и сложившихся мнениях исламских авторитетов (Иджма). В совокупности эти четыре источника мусульманского права и составляют фикх. При этом каждый из них обладает определенным уровнем приоритетности: сначала суждение делается на основе Корана, если это невозможно, то применяется Сунна, далее Иджма и в последнюю очередь Кияс. В качестве дополнительных источников мусульманского права выступают: адат (обычай), бида (нововведение), таклид (подражание), иджтихад (интерпретация). Шариат изучается в специальных школах шариатского права, которые называются мазхабами, и имеют те или иные отличия в толковании мусульманских правовых норм. Насчитывается пять суннитских и один шиитский мазхаб[2].

Для мусульманского права характерны следующие черты: архаичность, казуизм, отсутствие систематизации норм. Это восполняется в настоящее время принятием законов под влиянием религиозных норм.

Правовые системы мусульманских стран имеют определенные различия. Такие различия существуют, например, между правовыми системами Саудовской Аравии, Ирана, Пакистана, Судана и правовыми системами такой группы государств, как Египет, Ирак, Марокко, Иордания, Алжир. Однако все они сформировались и функционируют на религиозной основе ислама. О верности принципам ислама в законодательстве официально заявлено в конституциях ряда мусульманских государств. Например, в Конституции Исламской Республики Иран 1979 г. подчеркивается, что законы должны соответствовать принципам ислама. Для контроля за этим создан специальный наблюдательный совет из 12 человек, половина из которых являются исламскими богословами.

Во второй половине XIX и в XX вв. развитие права мусульманских стран проходит под воздействием правовых систем Запада.

В. В. Оксамытный говорит о трех моделях государственного восприятия ислама: модель секуляризации (секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели) модель гармонии и модель коранизации.

Модель секуляризации характерна для стран, придерживающихся правил светского государства. В этих странах религия отделена от государственной жизни, и верующие могут воспринимать нормы мусульманского права в личной жизни, если их поведение не противоречит светским законам. Более того, нормы мусульманского права в этих странах не имеют отношение к их правовым системам.

Модель гармонии характеризуется тем, что страны провозглашают ислам государственной религией, но шариат признается лишь одним из источников права, следующим за конституцией, законами и обычаями.

Модель коранизации означает, что государство провозглашает нормы шариата официальным законодательством и распространяет их действие на все население страны[3].

Представляется, что две последние модели могут быть основанием для классификации правовых систем в государствах, где официально применяется мусульманское право.

Из 52 мусульманских государств 11 относятся к романо-германской правовой семье. Это Албания, Босния и Герцеговина, Сейшельские острова, Турция, Эритея и бывшие советские республики: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан; 34 государства имеют смешанные правовые системы, и только в семи государствах наблюдается сильная исламизация, хотя и они имеют проявления дуализма в своих правовых системах. К числу таких государств следует отнести Афганистан, Иран, Ливию, Оман, Саудовскую Аравию, Сомали и Судан. Именно в этих странах развивается ярко выраженная коранизация.

Индусское право и правовая система Индии. Индусское право лежит в основе религиозной правовой системы общины, исповедующей индуизм в Индии. Как и мусульманское право, оно направлено на регламентацию всех аспектов общественной жизни лиц, исповедующих индуизм.

Индусская система права одна из древнейших в мире. Ее источниками являются:

  • — веды — сборники индийских религиозных песен, молитв и гимнов;
  • — древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники, — смрити (в переводе с санскрита «дарованная мудрость» старых жрецов и ученых);
  • — дхармасутры — первые книги по вопросам права; детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Эти правила (на санскрите — дхарма) не проводят четкого различия между требованиями религии, морали и права. Их выполнение, по представлениям индусов, обеспечивает счастливое переселение души после смерти. Дхарма допускала следование обычаям, а также рекомендовала индусам руководствоваться в поведении совестью и справедливостью;
  • — дхармашастры — обширные своды правил, которые приписывают известным ученым;
  • — нибандхазы — комментарии дхармашастр.

Веды по времени относятся ко II тысячелетию до н. э. и позже, содержат древнейшие тексты, в которых изложены и правила поведения. Индусы считают веды божественным откровением и источником религии и права. Однако их практическое влияние на духовную жизнь индусского населения было незначительным.

Создание «смрити» предположительно относится к периоду между 800 и 300 г. до н. э. Это древнейшие произведения индусской литературы, часть которых характеризуется как юридические справочники.

Дхармасутры содержат дхарму — правила поведения. Они детально разъясняли, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. В этом отношении они похожи на шариат. Но они не проводят четкого различия между требованиями религии, морали и права. По представлениям индусов, их рекомендовала индусам руководствоваться в поведении совестью и справедливостью, а также допускала следование обычаям.

Дхармашастры обычно называют священными или брахманскими кодексами либо законами. В сущности дхармашастры являлись сборниками религиозно-правовых и обычно-правовых предписаний, санкционированных государственной властью. Наиболее известный из сборников дхармашастр — «Законы Ману». Этот сборник относительно упорядоченных правил составлен в форме стихов и относится ко II в. до н. э. Его авторство приписывается царю Ману.

Нибандхазы (между XI и концом XVII вв.) призваны разъяснить смысл дхармашастр, сделать их содержание понятными простым людям. Нибандхазы устраняют явные противоречия между различными дхармашастрами. Одни нибандхазы распространяют свое действие на многие дхармы, другие рассматривают только отдельные институты.

Труды правоведов, в частности «смрити», комментарии к ним и юридические сборники были основными источниками классического индусского права доколониального периода. По существу это было систематизированное обычное право, действующее среди индусов. Старинные местные обычаи, которым с давних времен следовали определенные социальные группы, также признавались в качестве источников права. Они учитывались судьей при толковании норм «смрити», и даже могли иметь приоритет перед другими источниками. Основную роль в таком признании играли жрецы, именно они определяли обычаи, заслуживающие правового признания. В Древней Индии правовые институты и нормы развивались в религиозной оболочке, а в европейских государствах право по мере развития освобождалось от религиозных форм. В связи с этим обстоятельством в XI—XII вв. в Индии сформировались школы индусского права, отличающиеся различным подходом к регулированию права наследования.

Но развитие индусского права затормозило мусульманское господство, установившееся в Индии в XVI веке. В тот период обычное индусское право применялось лишь панчаятами каст (объединенные советы каст), но не могло развиваться и укреплять свое влияние посредством деятельности судебных и административных органов государства. Сферой этого права оставались религия, приличия и нравы.

В период британского колониального господства еще больше ограничилась сфера применения индусского права. В частности, в области права собственности и обязательств традиционные нормы очень скоро были заменены нормами общего права Англии. А споры, касающиеся наследования, брака, касты и других традиционных институтов, по-прежнему решались в соответствии с нормами индусского права. Под влиянием социально-экономических перемен и развитием капиталистических отношений в колонии происходит модификация индусского права с помощью таких источников права, как закон и судебный прецедент. Пробелы в индусском праве английские судьи восполняли нормами из английского общего права или создавали на его основе новые прецеденты. Постепенно в судебной практике место классического индусского права заняло «англо-индуистское право», которое очень скоро приобрело характер чисто прецедентного права и в качестве такового стало использоваться индийскими судами. Английские власти иногда отменяли и изменяли те нормы индусского права, которые казались им совершенно неприемлемыми.

Таким образом, в период колониальной зависимости основными источниками права в Индии являлись закон и прецедент, а традиционные источники индусского права носят второстепенный характер и используются преимущественно в бытовой сфере индусской общины.

После достижения независимости система индусского права претерпела новые значительные изменения, коснувшиеся как принципов и источников, так и многих институтов и норм права, однако главным инструментом перемен стал закон. Принятие в 1953—1956 гг. четырех законов, посвященных семейному и наследственному праву, явилось кодификацией индусского права в его современном варианте.

Второй по численности религиозной общиной в стране является мусульманская община, на которую распространяется мусульманское право, имеющая не территориальный, а личный характер. Если в странах Арабского Востока под воздействием государства мусульманское право значительно модифицировано, то в Индии продолжает применяться традиционное мусульманское право, основанное на Коране, Сунне, Иджме и Киясе.

В период, когда страна находилась под управлением Англии, сложилось индийское право, которое в отличие от индусского права носило этнонациональный характер и представляло собой совокупность норм, действующих на территории всего государства. Эти нормы стали обязательны для проживающих в Индии граждан независимо от их национальности и религии. В формировании и развитии индийского права большая роль принадлежит законодательным актам, специально созданным англичанами для Индии с использованием ценности своего общего права. В стране, где действовало одновременно индусское и мусульманское право для двух самых крупных религиозных общин, создание общенационального права на светской основе было весьма прогрессивным и необходимым решением.

Новый импульс в процессе развития индийского права связан с получением независимости. Так, конституция 1950 г. закрепила светский характер государства, в ней осуждается эксплуатация, угнетение, содержатся положения о проведении в стране прогрессивных социальных преобразований, индустриализации, аграрных реформ и преодолении пережитков прошлого, закреплен довольно широкий перечень демократических прав и свобод граждан и установлены их гарантии. В случае нарушения конституционных прав и свобод граждане Индии имеют возможность обращения в Верховный суд.

Но превращение Индии в независимое государство не означало отказа от принятого в колониальный период законодательства. Наоборот, в Конституции Индии утверждается, что созданное ранее право продолжает действовать, а Верховный суд Индии определил, что британские акты применяются, если не противоречат национальному суверенитету. Правовая система Индии после получения независимости развивалась, опираясь одновременно на ценности традиционного индусского и адаптированного общего, а также широко используя позитивный опыт других правовых систем. Закон и судебный прецедент по-прежнему являются главными источниками права современной Индии. В Законе о шариате 1937 г. (Законе о применении мусульманского персонального права), а также в кодексах индусского права 1955—1956 гг. обычай поставлен в подчиненное положение к писаному праву в сфере не только территориального, но и личного права, т. е. индусского и мусульманского. Законодательство и решения судов должны соответствовать конституции, а контроль за их конституционностью осуществляет Верховный суд.

Таким образом, в Индии единой правовой культуры и правовой системы не существует, индийское право полисистемно, а ее правовая представляет смесь и сосуществование различных правовых культур. Большинство отраслей индийского права сложилось под воздействием английского права в колониальный период. Эти отрасли и образуют в совокупности общенациональное право индийского государства, и по этому признаку правовую систему Индии можно отнести к англоамериканской правовой семье. Наряду с национальным правом территориального характера, в Индии продолжают действовать лично-религиозные системы индусского и мусульманского права.

  • [1] URL: blogs.mail.ru/comrnunity/muslimani.
  • [2] URL: ru.wikipedia.org/wiki. Правовая система.
  • [3] Оксамытный В. В. Указ. соч. С. 422.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой