Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Наглядные методы обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором… Читать ещё >

Наглядные методы обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:

  • — наблюдение;
  • — рассматривание картин;
  • — демонстрация мультфильмов, видеофильмов, слайдов;
  • — показ образца задания, способа действия и др.

Наблюдение — один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

  • — распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
  • — за изменением и преобразованием объектов;
  • — репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

  • — ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;
  • — планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;
  • — учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;
  • — высокая умственная активность и самостоятельность детей.

Рассматривание картин, иллюстраций в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Таким образом, происходит визуализация образов. Кроме того, это очень важно для развития эстетического вкуса ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент — знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

При рассматривании возможно многократное восприятие как картины в целом, так и отдельных ее деталей, что очень важно для решения указанных дидактических задач.

Реалистичность, простота и ясность замысла художника, выразительность художественных средств в единстве с доступным детям познавательным содержанием — основные требования, предъявляемые к картинам, используемым в обучении дошкольников. Кроме того, метод рассматривания картин позволяет дать дошкольникам первое, самое общее представление о приемах живописи классиков и современности. Можно обратить внимание детей на то, что в изобразительном искусстве (графике, живописи) в наши дни постепенно устанавливаются новые стандарты, особенности современного стиля, условности изображения, подчас необычные, но своеобразные и яркие. Разглядывая понравившуюся картину, ребенок учится видеть перспективу, замечать пропорции, контраст цвета и тени, глубину изображения.

Демонстрация мультфильмов, видеофильмов, слайдов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

  • • расширение знаний детей и развитие их речи;
  • • воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей — их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов: очерковые и сюжетные.

Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми. Дети эмоционально оценивают происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольные учреждения, полезно водить детей на детские спектакли в театр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства.

Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.

Показ образца и способа действия. Показ образца используется в обучении продуктивным видам деятельности. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения. Показ образца используется только на начальных стадиях обучения. Не следует детям предъявлять образец того, что они уже умеют делать. Иначе ребенок начинает механически воспроизводить образец, а выполнение подобной же работы в других условиях вновь потребует разъяснения. В результате получается «выученная беспомощность» (А. Г. Асмолов). Если педагог хочет развить у детей самостоятельность, творческие способности, он должен показывать только те образцы, действия и способы работы, которые представляются для них новыми.

Показ действий, способов работы, последовательности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, в трудовом обучении. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие воспитатель обозначает словом. Слово должно дополнять движение, характеризовать его направление. Иногда к показу отдельных движений, действий педагог привлекает кого-то из воспитанников, подготовив ребенка заранее.

Практические методы обучения. К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

  • — упражнения;
  • — игровой метод;
  • — элементарные опыты;
  • — моделирование.

Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

  • — подражательного характера;
  • — конструктивного характера;
  • — творческого характера;
  • — игровые.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Задания по теме

1. Подберите к каждой группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей приемы их реализации. Заполните таблицу.

Группа методов.

Методы.

Методические приемы.

Словесные.

Беседа.

Рассказ взрослого.

Рассказ ребенка.

Чтение художественной литературы.

Наглядные.

Наблюдение.

Рассматривание картин, иллюстраций.

Демонстрация мультфильмов, видеофильмов, слайдов, спектаклей.

Показ образца, показ способа действия.

Практические.

Упражнения.

Игровой метод.

Элементарные опыты.

Моделирование.

  • 2. Приведите примеры, когда методы обучения и методические приемы заменяют друг друга в конкретных педагогических ситуациях (метод становится приемом, и наоборот, прием может стать методом).
  • 3. Дайте сравнительную характеристику репродуктивных и продуктивных методов обучения. Подготовьте краткое сообщение.
  • 4. Дайте сравнительную характеристику индуктивных и дедуктивных методов обучения. Подготовьте краткое сообщение.

Литература

по теме.

  • 1. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. — М., 1991.
  • 2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. — М., 1990.
  • 3. Гриценко, 3. А. «Пришли мне чтения доброго…» / 3. А. Гриценко.— М., 1997.
  • 4. Гришина, Г. Н. Любимые детские игры / Г. Н. Гришина. — М., 1997.
  • 5. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. — М., 1976.
  • 6. Дошкольник: обучение и развитие: Воспитателям и родителям / В. Белкина, Н. Васильева [и др.]. — Ярославль, 1998.
  • 7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб, пособие для студ. пед. учеб, заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Академия», 2000.
  • 8. Лиштван, 3. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду / 3. В. Лиштван. — М., 1971.
  • 9. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду: (ст. группы) / А. И. Сорокина. — М" 1982.
  • 10. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. — М., 1981.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой