Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегии технологии развития критического мышления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным, предоставленным торговыми сетями, розничные цены с 1 августа, но 1 сентября выросли в среднем: мясо кур (цыпленок) на 8%; свинина (вырезка) на 6%; говядина (вырезка) на 4,9%; рыба мороженная (минтай) на 1%; молоко питьевое на 1%. На 30% подешевел картофель. Ранее в УФ АС сообщали, что цены на сливочное масло, сахар, соль, муку остались без изменений. Между тем, в конце августа спикер… Читать ещё >

Стратегии технологии развития критического мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кроме методических приемов развития критического мышления выделяют стратегии ТРКМ. В рамках рассматриваемой технологии под стратегией следует понимать способ действий, позволяющий устанавливать определенную последовательность мышления и поведения для получения результата или опыта. Основной задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.

Общие стратегии работы с текстом Традиционный алгоритм действий с текстом включает, как правило, два этана: 1) прочитать; 2) ответить на вопросы, направленные на усвоение прочитанного и/или воспроизведение прочитанного. При таком подходе работа с текстом оказывается, в основном, сосредоточена на послетекстовом этапе. Необходимо использование таких стратегий, которые позволяют сделать процесс работы с текстом не только управляемым, но и связать новую информацию с уже имеющейся, оценить и ранжировать ее.

С целью формирования метапредметных умений на уроках может использоваться комбинация стратегий предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности[1]:

I. Предтекстовая деятельность.

  • 1. Работа с текстом учебника.
  • 1) Прочитайте пункт параграфа (указывается название пункта), из которого вы узнаете, что такое … (указывается основной вопрос, проблема и т. п.). Подумайте и предложите свой ответ на этот вопрос (3 мин).
  • 2) Работа в парах, в группе. Поделитесь своими соображениями с другими (5 мин).

И. Текстовая деятельность. Критический анализ текста пункта параграфа.

Читая текст, делайте по ходу пометки: (++) соответствует тому, что знаю; (-) противоречит тому, что знаю; (+) новое; (??) надо обсудить.

Прочитав пункт параграфа, посмотрите на свои пометки. Заполните таблицу и занесите туда всё то, что представляет для вас особый интерес (новое, требует обсуждения).

III. Послетекстовая деятельность.

  • 1. Работа в парах. Обсудите:
    • — Какие положения пункта параграфа соответствуют вашим представлениям о ???
    • — Что им противоречит?
    • — Что вы узнали нового об этом явлении?

Какие положения ваша пара выносит на обсуждение?

  • 2. Групповое обсуждение. Обсудите содержание пункта параграфа:
    • — Что вам было известно о ???
    • — Что противоречит предшествующим знаниям?
    • — Что осталось неясным?
    • — Что было новым?
    • — Интересным?
    • — О чем вы хотели бы получить больше информации?

Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ» (Дж. Брэмсфорд). Цель стратегии Дж. Брэмсфорда — способствовать решению проблемы, заданной текстом или конкретной ситуацией. В самом общем виде стратегия направлена на выявление проблемы, ее описание (определение сути), выделение вариантов решения проблемы, разработки плана реализации наиболее рационального варианта, формулирование итогов (выводов), проведение рефлексии.

На стадии выявления проблемы задача учеников — определить сначала проблему в самом общем виде, чтобы затем сформулировать в виде предельно точного, конкретного вопроса, начинающегося со слова «Как???» Школьники должны быть готовы рассказать, какой важной информацией по рассматриваемому вопросу они владеют.

На этапе генерирования вариантов решения проблемы от учащихся требуется в режиме «мозговой штурм» предложить как можно больше способов решения проблемы (критика предлагаемых вариантов на этом этапе запрещена).

На этапе анализа предложенных вариантов происходит выбор наиболее рационального способа решения проблемы. Ученики, отбросив все «за» и «против», должны уметь ответить на вопрос, «Почему выбранный вариант решения проблемы наиболее подходящий?».

На последнем этапе школьники определяют план реализации выбранного варианта решения проблемы.

И наконец, на этапе рефлексии ученики анализируют результаты проделанной ими работы.

Стратегия «RAFT». Название этой стратегии может рассматриваться как абривиатура, где Р — означает роль, А — аудитория, Ф — форма, Т — тема. Стратегия направлена на выполнение задания — раскрыть требуемую тему от имени выбранного персонажа (директора, служащего, ученика, артиста, неодушевленного предмета и т. п.) в определенной форме (письма, эссе, рассказа, монолога из спектакля, докладной записки и т. п.) с учетом советов, предложений аудитории (друзей, администрации, семьи, случайных попутчиков и т. п.).

Выполнение такого рода задания способствует понимаю специфики жанра, развитию письменной речи, творческих способносте, формирует умения свободного взаимодействия, анализа ситуации и характеров, позволяет импровизировать. Работа может выполняться в группах.

Логика данной стратегии включает в себя ряд этапов:

  • 1. Выбор темы, роли, определение формы и аудитории.
  • 2. Обсуждение требуемых параметров в паре, группе.
  • 3. Письменное выполнение задания в течение обозначенного времени.
  • 4. Необходимая правка письменной части задания.
  • 5. Прочтение и анализ выполненных в группах работ, обмен мнениями по поводу основных моментов, сходства и различия в изложении темы. Обсуждение особенностей жанра, в котором излагалась тема.

Стратегия «Шесть шляп мышления» (Эд. Де Боно). По мнению разработчика данной стратегии Эдварда Де Боно, процесс решения любой проблемы вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений, все эти операции часто накладываются друг на друга, порождая в голове мыслительный хаос. Если этот «хаос» привести в порядок, то поиск решения проблемы станет более быстрым и продуктивным.

Автор стратегии «Шесть шляп мышления» предлагает разделить процесс мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета (запоминающийся образ). Идея шляп — это метафора, своего рода ролевой язык, на котором идет поиск решения проблемы, отвлекаясь от личных предпочтений. «Смена» шляп позволяет видеть один и тот же предмет с разных позиций, «примеряя» на себя шляпу определенного цвета, ученики учатся думать в заданном направлении.

Белая шляпа используется как опорный сигнал, чтобы направить внимание учащихся на информацию. На этом этапе важно сосредоточиться на конкретных фактах, цифрах, событиях. Учащиеся должны быть готовы ответить на вопрос, что они уже знают, какая еще информация им необходима для решения проблемы и как ее получить.

Красная шляпа символизирует чувства и интуицию. В «рамках» красной шляпы у учащихся есть возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Тем самым создаются условия для снятия эмоциональных барьеров, которые мешают работе, благодаря чему событие, явление или проблема предстает в ярких красках.

Черная шляпа дает возможность высказать критические замечания, оценки, опасения, отвечая на вопросы: «Правда ли это? Что здесь неправильно?» или «Сработает ли это? В чем недостатки предлагаемого решения?» Черная шляпа позволяет человеку увидеть негативные стороны рассматриваемого события, явления или проблемы, позволяет оценить риски.

Желтая шляпа «требует» от участников сосредоточиться на поиске положительных сторон ситуации, явления, проблемы, заставляет раскрыть ресурсы решения проблемы. Учащиеся должны быть готовы ответить на вопросы: «Почему эго стоит сделать? Каковы преимущества этого решения? Почему это можно сделать? Почему это сработает?».

«Примеряя» зеленую шляпу, ученикам важно сосредоточиться на поиске новых идей, возможных альтернатив решения проблем. Таким образом актуализируется творческое мышление ученика, позволяющее обнаружить нестандартный подход к решению задачи.

Синяя шляпа требует от учащихся сосредоточиться на управлении самим процессом работы. Ее «примеряют» в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Главные вопросы, которые стоят перед учащимися на этом этапе, — «Чего мы достигли?», «Что нужно сделать дальше?».

Стратегия «Шести шляп мышления» учитывает все значимые компоненты работы над проблемой — эмоции, факты, критические замечания, новые идеи — и включает их в работу в нужный момент, делая процесс управления своим мышлением более увлекательным.

Например Санкции на импорт[2]

Белая шляпа: Запрет на импорт целого ряда продуктов из стран Евросоюза, 11орвегии и США был введен 7 августа 2014 года. Объем импорта продовольственных товаров вавгусте 2014 г. снизился почти на 18,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Россия вводит полный запрет на поставки говядины, свинины, плодоовощной продукции, т. е. овощей и фруктов, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и молочных продуктов из стран Евросоюза, Соединенных Штатов Америки, Австралии, Канады и Королевства Норвегия».

По данным, предоставленным торговыми сетями, розничные цены с 1 августа, но 1 сентября выросли в среднем: мясо кур (цыпленок) на 8%; свинина (вырезка) на 6%; говядина (вырезка) на 4,9%; рыба мороженная (минтай) на 1%; молоко питьевое на 1%. На 30% подешевел картофель. Ранее в УФ АС сообщали, что цены на сливочное масло, сахар, соль, муку остались без изменений. Между тем, в конце августа спикер городского парламента Вячеслав Макаров утверждал, что некоторые товары в петербургских магазинах подорожали на целых 40%.

Красная шляпа: Я расстроена, лук латук стоит 380 рублей, а в ресторанах нет рукколы, не то чтобы я фанат, но за рукколу обидно. Не хватает сыра Oltermanni и многих йогуртов, к которым я привыкла. Признаюсь, люблю зайти в магазин и купить что-нибудь новенькое с зарубежными цифрами на штрих коде. Сейчас таких товаров становится все меньше. Мясо дорожает. Поэтому я испытываю негодование и страх за то, что будет дальше. Меня крайне напрягают эти оптимистичные бабки в передниках с первого канала, которые дают интервью на фойе своей любимой буренки и заявляют, что смогут заменить банановый йогурт Valio странной субстанцией, которую можно готовить из молока ее коровы.

Желтая шляпа: Все это закончится всего через год.

Черная шляпа: Эго продлится целый год.

Зеленая шляпа: У нас будет стимул чаще ездить в Финляндию на машине и закупаться йогуртами и сыром, насколько экзотичнее теперь станет подарок — «финская говяжья вырезка»?! Будем изучать отечественный товары. Повод стать более патриотичным.

Синяя шляпа: Придется привыкнуть к новому, но в целом существуют альтернативные пути решения и не стоит каждый день носить черную шляпу. Мы оценили и рассмотрели разные подходы к восприятию этой информации и теперь, каждый из нас может под другим углом посмотреть на нее и быть не таким категоричным и пессимистичным.

  • [1] Искровская Л. В. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе обучения истории // Преподавание истории в школе. 2014. № 10. С. 47—48.
  • [2] Сценарий стратегии «Шести шляп мышления» разработан студентами факультетасоциальных наук РГПУ им. А. И. Герцена.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой