Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лекция 24. Право всемирной торговой организации (ВТО). Концептуальная основа и организационная структура ВТО

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы уже знаем о том, что один из документов, подписанный по итогам Гаванских международных конференций по торговле и занятости 1946 и 1947 гг. — Устав Международной торговой организации, — остался не у дел (без ратификации). В результате другой документ этих конференций — Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) осталось классическим многосторонним международным договором, без особой… Читать ещё >

Лекция 24. Право всемирной торговой организации (ВТО). Концептуальная основа и организационная структура ВТО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общие сведения и история создания

Всемирная торговая организация/ВТО (World Trade Organization/WTO) совсем недавно отметила свой двадцатилетний юбилей. Она была создана 15 апреля 1994 г. в результате подписания в г. Марракеш (Марокко) трех основных документов — (1) так называемой Марракешской декларации; (2) Решения о принятии Соглашения об учреждении ВТО и присоединении к нему и (3) самого Соглашения об учреждении ВТО с рядом приложений к нему, называемого еще Марракешским соглашением, подробный рассказ о котором, а также о его приложениях и займет, собственно, большую часть всего дальнейшего изложения[1]. В п. 2 Марракешской декларации подписавшие ее министры отметили, что считают создание ВТО событием, которое «…возвещает новую эру в международном экономическом сотрудничестве, отражая широкое стремление работать в рамках более справедливой и более открытой многосторонней системы торговли в интересах благосостояния всех народов», что «…либерализация торговли и более строгие правила… приведут к большей открытости в [международной] торговле» .

Предыстория практических шагов, в конечном итоге приведших к образованию ВТО, — таких как (1) Бреттон-Вудская (валютнофинансовая) конференция 1944 г., имевшая своим результатом создание МВФ, МБРР и учреждение новой международной валютной системы, основанной на «золотом» долларе США, и (2) Гаванские международные конференции по торговле и занятости 1946 и 1947 гг., закончившиеся подписанием Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и Устава Международной торговой организации (МТО) — кратко уже описывалась в§ 4 Лекции 2. Осталось добавить буквально несколько слов.

Не следует, конечно, полагать, что описанные события 1944- 1947 гг. были первыми и единственными попытками практического воплощения идеи межгосударственного сотрудничества в области торговой и таможенной политики. Сама идея, как мы уже знаем, много старше. Вспомним, например, призыв И. Канта «К вечному миру», в основе которого лежит не только довольно отвлеченное для не особенно культурных людей понятие всемирного гражданства, но и взаимный корыстолюбивый интерес " …дух торговли, который рано или поздно овладевает каждым народом, — вот что несовместимо с войной" ; ниже я расскажу о конкретной политэкономической теории, положенной в основу ВТО, — ее автором является шотландский экономист Д. Рикардо, творивший примерно в одно время с И. Кантом. Было бы странно, если бы попытки реализации этих идей были отложены более чем на полтора века.

Классическая форма межгосударственного сотрудничества в области внешней торговли имеет устоявшееся во всем мире наименование — таможенный союз (ТС), — а первые успешные попытки их создания восходят уже к первой трети XIX в. — к двусторонним договорам Пруссии с рядом германских земель об отмене сперва некоторых, затем — всех таможенных пошлин, а впоследствии и о полном объединении территорий для таможенных целей. Примером старейшего, действующего на сегодняшний день образования такого рода является Южно-Африканский таможенный союз, созданный в 1910 г. Возможно, что если бы не две Мировые войны и нс Великая депрессия 1929−1933 гг. — т. е. если бы не события, красноречиво засвидетельствовавшие недостаточность подобного (хотя бы и многостороннего) договорного сотрудничества государств в области таможенно-тарифного регулирования, — то все по-прежнему ограничивалось бы более или менее обширными таможенными союзами[2], а мысль о необходимости расширения сферы такого регулирования и его выведения па качественно новый, наднациональный уровень до сих пор казалась бы экономико-философской фантазией вроде «Утопии» Т. Мора.

Мы уже знаем о том, что один из документов, подписанный по итогам Гаванских международных конференций по торговле и занятости 1946 и 1947 гг. — Устав Международной торговой организации, — остался не у дел (без ратификации). В результате другой документ этих конференций — Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) осталось классическим многосторонним международным договором, без особой администрирующей его организации и (главное!) без особых органов, уполномоченных на принятие решений, имеющих обязательную силу для государств-участников ГАТТ, равно как и органов, уполномоченных на разрешение межгосударственных споров в связи с исполнением (нарушением) ГАТТ. Продолжая описание перипетий, постигших данное международное соглашение, следует сказать, что оно подвергалось систематическому пересмотру в ходе семи так называемых раундов переговоров — Аннессинского (1949, местечко Аннесси во Франции), Торквейского (1950, город Торки в Великобритании), Женевского (1956) раундов, раундов Диллона (1960−1961) и Кеннеди (1962−1967), проходивших также в Женеве, и, наконец, Токийского (1973−1979) и Уругвайского (1986−1994) раундов переговоров. В настоящее время продолжает оставаться незавершенным восьмой — Дохийский — раунд переговоров, начавшийся аж в 2001 г.

Систематический пересмотр ГАТТ имел два центральных результата. Первый — содержательный. Это — поэтапное снижение таможенных пошлин, в общей сложности — более чем в 10 раз (с условных 40% в 1947 г. до условных 4% к началу Уругвайского раунда). Второй результат выражался в распространении действия ГАТТ по миру — в увеличении количества стран — его участниц; ко времени начала Уругвайского раунда переговоров их было уже 125 (для сравнения — подписантами ГАТТ в 1947 г. были всего лишь 23 страны). Чем завершился Уругвайский раунд, мы уже знаем — наконец была создана администрирующая структура под ГАТТ (а заодно и новые, ему подобные соглашения — ГАТС и ТРИПС (см. далее)), правда с немного другим, нежели первоначально запланированное, названием — не Международная, а Всемирная торговая организация (ВТО вместо МТО). До вступления Марракешского соглашения в силу ее деятельность выражалась в мероприятиях, проводимых так называемым Подготовительным комитетом. Со вступлением названного Соглашения в силу — с 1 января 1995 г. — деятельность ВТО выражается в мероприятиях, проводимых Конференцией министров стран-участниц и созданными ею органами (см. о них ниже)[3].

Если верить содержанию брошюры «Десять вещей, которые может сделать для Вас ВТО», ВТО помогает странам-членам «…(1) сократить расходы и повысить уровень жизни»; (2) урегулировать споры и снизить напряженность в торговых отношениях; (3) стимулировать экономический рост и обеспечить занятость; (4) сократить затраты на ведение международного бизнеса; (5) поощрять лучшие управленческие практики; (6) развиваться; (7) заявить о себе во всеуслышание на международной арене; (8) поддерживать нормальное состояние окружающей среды и здоровья населения; (9) способствовать делу мира и стабильности; (10) стать эффективными настолько, чтобы о вас заговорили"[4]. Говоря более прагматичным языком, все основные задачи современной ВТО так или иначе выходят на (1) либерализацию международной торговли и (2) регулирование торговых отношений стран-членов, основанное на принципах равенства прав, взаимности уступок и прозрачности (публичности, доступности или транспарентности) правил внутренней торговли.

В отличии от Европейского Союза ВТО формально является межгосударственной (международной), а не надгосударственной (наднациональной) организацией. Однако по существу по крайней мере некоторые черты последней ВТО все-таки имеет, что будет видно из нижеследующего изложения, посвященного системе органов ВТО и их полномочиям. Здесь пока отметим лишь, что ВТО имеет статус юридического лица, правоспособность которого складывается из правоспособности государств-участников, делегированной ими в пользу ВТО с целью обеспечения исполнения возложенных на нее функций (см. ст. VIII Марракешского соглашения). С точки зрения своей организационно-правовой формы ВТО представляет собой нечто вроде некоммерческой корпорации, основанной на началах паритетного членства, т. е. (в отличии от Европейского Союза, где число голосов каждого государства определяется в соответствии с количеством его населения) в рамках ВТО каждое государство-участник имеет один голос, исключение составляет… Европейский Союз как единственный «коллективный» член — ему принадлежит столько голосов, сколько туда входит государств. Каждый член ВТО делает денежные взносы, размер и сроки внесения которых определяются Комитетом ВТО по бюджету и финансам и утверждаются Генеральным советом. Каждый член ВТО имеет право свободного уведомительного выхода из организации без объяснения причин — уведомление о выходе вступает в силу через шесть месяцев после его получения Генеральным директором ВТО (правда, прецедентов реализации этого права пока не было). Штаб-квартира организации располагается в Женеве, в Центре Уильяма Рэппарда (William Rappard), на Ру де Лозанна, 154 (не очень далеко, кстати сказать, от упоминавшегося уже Дворца Наций) — в небольшом «сереньком» четырехэтажном здании на берегу Женевского озера[5].

ВТО имеет три рабочих языка — английский, французский и испанский. На них, соответственно, выполняются все документы Организации и обеспечивается перевод на ее заседаниях.

По данным официального сайта[6], по состоянию на 2 марта 2013 г. ВТО объединяла 159 членов — 158 стран и одно надгосударственное образование (Европейский Союз). Российская Федерация стала одним из последних государств, принятых в Организацию (22 августа 2012 г.) наряду с Черногорией (29 апреля 2012 г.), Самоа (10 мая 2012 г.), Вануату (24 августа 2012 г.), Лаосом (2 февраля 2013 г.) и Таджикистаном (2 марта 2013 г.). Не являются членами, по имеют статус наблюдателей при ВТО Азербайджан, Алжир, Андорра, Афганистан, Багамы, Беларусь, Босния и Герцеговина, Бутан, Ватикан (Святой Престол), Ирак, Иран, Йемен, Казахстан, Коморские о-ва, Либерия, Ливан, Ливия, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские о-ва, Сербия, Сирия, Судан, Узбекистан, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия. Совсем никак не связаны с ВТО многочисленные заморские территории и коронные земли Великобритании[7] и Франции[8], неприсоединенные территории США[9], внешние территории Австралии и Новой Зеландии, а также такие более или менее самостоятельные государства, как Аруба, Восточный Тимор, Гренландия, о-ва Кука, Кюрасао, Мальтийский орден, Маршалловы о-ва, Микронезия, Монако, Науру, бывш. Нидерландские Антильские о-ва, Палау, Сан-Марино, Северная Корея, Сомали, Тувалу, Туркменистан, Фарерские о-ва, Южный Судан. Юридически в ВТО не участвуют государства непризнанные или частично признанные[10], хотя де-факто на их территории нормы ВТО могут распространяться (при условии, что страны, в состав которых они входят, сами участвуют в ВТО).

  • [1] Тексты Соглашения и Приложений есть и в БД «Гарант», и в «КонсультантПлюс»; их перечень — см.: URL: wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13, URL: docsonline.wto.org/gen_browseDetail.asp?preprog=3; страницу со ссылками на них см.: URL: wto.org/english/docs_e/legal_e/legal_e.htm#displite. Не путать с Марракешскими соглашениями, устанавливающими правила реализации механизмов Киотского протокола по изменению климата, подписанными в ноябре 2001 г.
  • [2] Собственно, на уровне региональном именно так и происходит.
  • [3] См. кратко: The World Trade Organization. Geneva, 2009 и подробно: Understanding the WTO. Geneva, 2011. — Доступны для скачивания: URL: wto.org/english/res_e/doload_e/inbr_e.pdf и URL: wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/understanding_e.pdf. — На рус. яз. — см.: Всемирная Торговая организация и Россия: справоч. материал. Изд. Комитета РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО. М., 2011 (URL: opzt. ni/_flles/1666.pdf).
  • [4] Подробнее см. страничку URL: wto.org/english/thewto_e/whatise/whatise.htm; там же можно скачать названную брошюру и пройти еще по нескольким ссылкам, в том числе «Кто мы такие?» (Who we are?), «Чем мы занимаемся?» (What we do?) и «Чего мы добиваемся?» (What we stand for?). См. также: URL: wto.org/english/res_e/doload_e/10b_e.pdf (брошюра «10 выгод от вступления в ВТО» (Женева, 2008) и URL: wto.org/english/res_e/doload_e/10mis_e.pdf (тоже брошюра «10 обычных заблуждений, касающихся ВТО» (Женева, 2008).
  • [5] Сайты — URL: wto.org/ или URL: wto.ru/ru/newsmain.asp (на рус. яз.; очень запущенный, с давно не актуализированной информацией). — См. также сайт против вступления (участия) России в ВТО — URL: stop-vto.ru/.
  • [6] URL: wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm.
  • [7] Ангилья, Бермуды, Британские Виргинские о-ва, о-ва Гернси, Джерси и Мэн, Гибралтар, Кайманы, Монтсеррат, Питкэрн, о. Св. Елены, Тёркс и Кайкос, Фолклендские о-ва.
  • [8] Гваделупа, Гвиана, Майотта, Мартиника, Новая Каледония, Полинезия Фр" Реюньон, Сен-Бартелеми, Сен-Мартин, Сен-Пьер и Микелон, Уоллис и Футуна.
  • [9] Виргинский о-ва, Восточное Самоа, о. Гуам, Пуэрто-Рико, Сев. Марианские о-ва.
  • [10] Абхазия, Косово, Нагорный Карабах, Палестина, Приднестровье, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Сомалиленд, Турецкая Республика Северного Кипра, Южная Осетия.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой