Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает Центральный банк РФ, если иное не предусмотрено Законом. Нерезиденты имеют право без… Читать ещё >

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотрим существующую проблему подробнее. Основным нормативным актом в РФ в данной сфере является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле«* (далее — Закон), который периодически изменяется и дополняется, а также разъясняется и уточняется посредством подзаконных актов Центрального Банка и Федеральной таможенной службы (ФТС России). Согласно преамбуле данного Закона его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Названный закон распространяется лишь на расчеты резидентов и нерезидентов в валюте Российской Федерации, операции с иностранной валютой и иными валютными ценностями и не регулирует отношений по экспорту и импорту товаров, работ, услуг. Этот немаловажный вывод следует помнить в правоприменительной практике и не связывать нарушения данного закона с последствиями, предусмотренными нормами ГК РФ о сделках.

Закон дает базовые для регулирования и единые для практики понятия, связанные с осуществлением валютных операций, и в первую очередь — самих валютных операций. Валютные операции — это:

  • а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
  • д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;[1]
  • е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;
  • ж) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  • з) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  • и) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации.
Валютные операции можно разбить на следующие группы по субъектному составу.
  • • валютные операции между резидентами и нерезидентами;
  • • валютные операции между резидентами;
  • • валютные операции между нерезидентами.

Другими базовыми понятиями, которыми оперирует законодательство в области международных расчетов и кредитования, являются «резидент» и «нерезидент», которые заимствованы из мировой финансовой практики. Под резидентами понимаются:

  • а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
  • б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
  • д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных байках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»[2], открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов таких счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено Законом. Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет (ст. 14 Закона).

Важное значение для рассматриваемых правоотношений имеет понятие «площадка валютных операций», т. е. уполномоченного банка и счетов в нем. «Уполномоченными банками» являются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Нерезидентами в соответствии с валютным законодательством являются:

  • а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с Законом;
  • б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  • е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;
  • ж) иные лица, не являющиеся резидентами.

Ранее существовал особый порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов, который регулировался Инструкциями ЦБ России от 16 июля 1993 г. № 16 и от 23 марта 1999 г. № 79-И. Однако, в связи с изданием Указаний ЦБ РФ от 29 ноября 2000 г. № 857-У1 и от 20 февраля 2001 г. № 921-У[3][4], вышеназванные инструкции утратили силу. В настоящее время нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты и валюты РФ со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках.

Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает Центральный банк РФ, если иное не предусмотрено Законом. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ (ст. 13 Закона).

Согласно ст. 15 Закона ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства РФ о таможенном деле.

Как и в любом другом государстве, в России ее Центральный банк (далее — ЦБ РФ) определяет валютную политику, международные связи и корреспондентские отношения с зарубежными банками, заключает соответствующие рабочие соглашения, по кредитованию и расчетам. Таким образом, ЦБ РФ и Правительство РФ являются органами государственного валютного регулирования. Для реализации функций, предусмотренных Законом, ЦБ РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. ЦБ РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых Законом, без ограничений. ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Валютный контроль имеет своей целью в первую очередь сбор и обобщение информации по валютным операциям. Вместе с тем сложность и запутанность его осуществления могут повлечь существенное снижение экономической активности участников внешнеторговой деятельности, существенно повлиять непосредственно на торговлю[5].

Сегодня законодателем создай режим, когда уполномоченные банки осуществляют контроль в рамках своего статуса за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона, органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

  • 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности, но валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  • 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • 2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Реализация таких обширных полномочий по поддержанию валютной дисциплины должна осуществляться при соблюдении режима коммерческой банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

Все валютные операции с экономической точки зрения делятся па кредитные и расчетные. К расчетным следует относить чистые платежи или вексельные коммерческие кредиты, как правило, акцептные. Кредитные платежи являются, как правило, процентными. Операции могут быть торговыми — по внешнеторговым сделкам — и неторговыми — по обслуживанию некоммерческих потребностей граждан и международных организаций. Торговые операции могут квалифицироваться по принципу банковской операции, которой последние обслуживаются. Существуют и «чистые» валютные операции — купля-продажа валюты, валютные форварды и фьючерсы1.

  • [1] См.: Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
  • [2] Российская газета. 2013. № 100. 14 мая.
  • [3] См.: Вестник Банка России. 2000. № 66—67.
  • [4] См.: Вестник Банка России. 2001. № 41—42.
  • [5] Подробнее см.: Лисицын А. Ю. Эффективность системы валютно-правового регулирования внешнеторговой деятельности // Реформы и право. 2008. № 4. С. 56—69; Международные валютно-кредитные отношения: учебник / Н. П. Гусаков, И. Н. Белова, М. А. Стренина;2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 132—136; Валютно-правовое регулированиев Российской Федерации: эволюция и современное состояние: монография / И. И. Кучеро.М.: ИНФРА-М: Изд-во ИЗиСП, 2013. С. 185−190.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой