Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации
Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает Центральный банк РФ, если иное не предусмотрено Законом. Нерезиденты имеют право без… Читать ещё >
Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассмотрим существующую проблему подробнее. Основным нормативным актом в РФ в данной сфере является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле«* (далее — Закон), который периодически изменяется и дополняется, а также разъясняется и уточняется посредством подзаконных актов Центрального Банка и Федеральной таможенной службы (ФТС России). Согласно преамбуле данного Закона его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Названный закон распространяется лишь на расчеты резидентов и нерезидентов в валюте Российской Федерации, операции с иностранной валютой и иными валютными ценностями и не регулирует отношений по экспорту и импорту товаров, работ, услуг. Этот немаловажный вывод следует помнить в правоприменительной практике и не связывать нарушения данного закона с последствиями, предусмотренными нормами ГК РФ о сделках.
Закон дает базовые для регулирования и единые для практики понятия, связанные с осуществлением валютных операций, и в первую очередь — самих валютных операций. Валютные операции — это:
- а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
- б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
- в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
- г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
- д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;[1]
- е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;
- ж) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
- з) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
- и) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации.
- • валютные операции между резидентами и нерезидентами;
- • валютные операции между резидентами;
- • валютные операции между нерезидентами.
Другими базовыми понятиями, которыми оперирует законодательство в области международных расчетов и кредитования, являются «резидент» и «нерезидент», которые заимствованы из мировой финансовой практики. Под резидентами понимаются:
- а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
- б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
- в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
- д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
- е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных байках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»[2], открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов таких счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено Законом. Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет (ст. 14 Закона).
Важное значение для рассматриваемых правоотношений имеет понятие «площадка валютных операций», т. е. уполномоченного банка и счетов в нем. «Уполномоченными банками» являются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Нерезидентами в соответствии с валютным законодательством являются:
- а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с Законом;
- б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
- в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
- г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
- д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
- е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;
- ж) иные лица, не являющиеся резидентами.
Ранее существовал особый порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов, который регулировался Инструкциями ЦБ России от 16 июля 1993 г. № 16 и от 23 марта 1999 г. № 79-И. Однако, в связи с изданием Указаний ЦБ РФ от 29 ноября 2000 г. № 857-У1 и от 20 февраля 2001 г. № 921-У[3][4], вышеназванные инструкции утратили силу. В настоящее время нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты и валюты РФ со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках.
Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает Центральный банк РФ, если иное не предусмотрено Законом. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ (ст. 13 Закона).
Согласно ст. 15 Закона ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства РФ о таможенном деле.
Как и в любом другом государстве, в России ее Центральный банк (далее — ЦБ РФ) определяет валютную политику, международные связи и корреспондентские отношения с зарубежными банками, заключает соответствующие рабочие соглашения, по кредитованию и расчетам. Таким образом, ЦБ РФ и Правительство РФ являются органами государственного валютного регулирования. Для реализации функций, предусмотренных Законом, ЦБ РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. ЦБ РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых Законом, без ограничений. ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Валютный контроль имеет своей целью в первую очередь сбор и обобщение информации по валютным операциям. Вместе с тем сложность и запутанность его осуществления могут повлечь существенное снижение экономической активности участников внешнеторговой деятельности, существенно повлиять непосредственно на торговлю[5].
Сегодня законодателем создай режим, когда уполномоченные банки осуществляют контроль в рамках своего статуса за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона, органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:
- 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
- 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности, но валютным операциям резидентов и нерезидентов;
- 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
- 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- 2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Реализация таких обширных полномочий по поддержанию валютной дисциплины должна осуществляться при соблюдении режима коммерческой банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий.
Все валютные операции с экономической точки зрения делятся па кредитные и расчетные. К расчетным следует относить чистые платежи или вексельные коммерческие кредиты, как правило, акцептные. Кредитные платежи являются, как правило, процентными. Операции могут быть торговыми — по внешнеторговым сделкам — и неторговыми — по обслуживанию некоммерческих потребностей граждан и международных организаций. Торговые операции могут квалифицироваться по принципу банковской операции, которой последние обслуживаются. Существуют и «чистые» валютные операции — купля-продажа валюты, валютные форварды и фьючерсы1.
- [1] См.: Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
- [2] Российская газета. 2013. № 100. 14 мая.
- [3] См.: Вестник Банка России. 2000. № 66—67.
- [4] См.: Вестник Банка России. 2001. № 41—42.
- [5] Подробнее см.: Лисицын А. Ю. Эффективность системы валютно-правового регулирования внешнеторговой деятельности // Реформы и право. 2008. № 4. С. 56—69; Международные валютно-кредитные отношения: учебник / Н. П. Гусаков, И. Н. Белова, М. А. Стренина;2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 132—136; Валютно-правовое регулированиев Российской Федерации: эволюция и современное состояние: монография / И. И. Кучеро.М.: ИНФРА-М: Изд-во ИЗиСП, 2013. С. 185−190.