Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экологическая ситуация в России. 
Экологическая безопасность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Накоплено более 30 млрд т отходов производства и потребления, из которых более 400 тыс. т являются чрезвычайно и высокоопасными и более 30 млн т умеренно опасными. Возрастает количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение. Особую опасность представляют стойкие органические загрязнители, содержащиеся в ранее используемых в сельском… Читать ещё >

Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российская промышленность, энергетические объекты, транспорт, инфраструктурные комплексы постоянно увеличивают техногенную нагрузку на природные экологические системы, возросло негативное воздействие на окружающую среду, состояние здоровья и качество жизни населения.

Качество компонентов окружающей среды 20% территории России характеризуется как удовлетворительное, однако на 15% территории, где сосредоточены большая часть населения страны, производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья, природные экосистемы сильно угнетены или деградировали.

Ежегодно в атмосферный воздух поступает более 30 млн т загрязняющих веществ. Под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха находится 19% городского населения, проживающего в 27 субъектах РФ. В крупных городах вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха составляет от 50 до 90%. Ежегодно возрастают совокупные выбросы парниковых газов, основным источником которых является сжигание ископаемого топлива. Загрязняющие вещества накапливаются в почве и земле, водных объектах, объектах флоры и фауны, которые становятся вторичным источником загрязнения.

За счет загрязнений, привносимых промышленными и бытовыми сточными водами, стоками с сельскохозяйственных угодий, состояние 15% водных объектов, используемых в качестве источников централизованного питьевого водоснабжения, характеризуется как не отвечающее санитарноэпидемиологическим требованиям.

Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Основными негативными процессами, приводящими к деградации земель, почвенного и растительного покрова, являются водная и ветровая эрозия, переувлажнение и заболачивание, подтопление, засоление и осолонцевание. Более половины площади сельскохозяйственных угодий подвержено этим процессам. Опустыниванием в той или иной мере охвачено 27 субъектов РФ на площади более 100 млн га, в результате чего природные пастбища теряют свою продуктивность. Общая площадь загрязненных земель, находящихся в хозяйственном обороте, составляет порядка 75 млн га. Зоны распространения загрязняющих веществ, способных накапливаться в почве, охватывают территорию в 18 млн га непосредственно вокруг промышленных комплексов. Площадь нарушенных земель, утративших свою хозяйственную ценность или являющихся источником отрицательного воздействия на окружающую среду, составляет более 1 млн га.

Накоплено более 30 млрд т отходов производства и потребления, из которых более 400 тыс. т являются чрезвычайно и высокоопасными и более 30 млн т умеренно опасными. Возрастает количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение. Особую опасность представляют стойкие органические загрязнители, содержащиеся в ранее используемых в сельском хозяйстве пестицидах, а также в электротехническом оборудовании, которых накоплено более 75 тыс. т. Ими в первую очередь загрязнены территории, где они производились и использовались, однако вследствие речного стока и атмосферного переноса на большие расстояния загрязнению подверглись удаленные территории, в том числе Арктическая зона РФ.

По результатам инвентаризации выявлено 340 объектов прошлой хозяйственной деятельности, являющихся потенциальным источником угроз жизни и здоровью 17 млн человек, хозяйственному потенциалу нс рекультивированных, но подлежащих рекультивации территорий и акваторий. В настоящее время функционирует свыше 170 тыс. опасных производственных объектов. На фоне общего загрязнения окружающей среды и глобального изменения климата усиливаются масштабы экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Имеются территории с зонами радиоактивного загрязнения (повышенные уровни гамма-фона фиксируются на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварий на Чернобыльской АЭС[1] в 1986 г., на производственном объединении «Маяк» в 1957 г.). Дополнительный вклад в радиоактивное загрязнение окружающей среды внесли техногенные радионуклиды, поступившие с воздушными массами в результате аварии на японской АЭС «Фукусима-1».

Необходимо отметить, что состояние здоровья человека на 20—25% определяет состояние окружающей среды. Численность населения, подверженного воздействию комплексной химической нагрузки, за последние три года в среднем составила около 90 млн человек, физических факторов — 52 млн человек, комплекса биологических факторов — 60 млн человек.

Интенсификация хозяйственной деятельности, сопровождаемая увеличением техногенной нагрузки на окружающую среду, на фоне наблюдаемых изменений климата ослабляет способность экосистем к восстановлению, являющуюся одним из значимых факторов устойчивого развития. Противоречие между экологическими системами, имеющими веками отлаженную замкнутую технологию обмена веществ, и производственными системами, не обеспечивающими в полной мере безотходных технологий и созданными в надежде на самовоспроизводство природных экосистем, создает предпосылки перехода биосферы к критическому состоянию.

Экологический кризис характеризуется рядом признаков:

  • — развитие противоречий во взаимодействии общества и природы достигает опасного для экологических систем предела;
  • — наличие реальной угрозы жизни и здоровью людей;
  • — необратимые изменения в экологических системах, которые сказываются на состоянии всей экологической системы Земли;
  • — истощение экологических систем, ведущее к нехватке природных ресурсов;
  • — деградация экологических систем, нарушение экологического равновесия (при нарушении экосистемы хотя бы на 1/10 часть она становится неустойчивой и в любой момент может произойти ее необратимое разрушение даже от незначительного воздействия).

Можно выделить два основных источника экологической опасности.

нерациональное экологопользование и ведомственный подход в экологопользовании.

Нерациональное экологопользование проявляется в создании и применении средств производства, опасных для окружающей среды и экологических систем, и в совершении действий, ведущих к нарушению экологического баланса. Оно может быть устранено мерами правоприменительной деятельности правоохранительных органов.

Ведомственный подход в экологопользовании устраняется значительно сложнее. При такой системе экологопользования даже соблюдение закона не ограждает природные объекты от причинения вреда. Необходима согласованная работа всех ведомств по охране окружающей среды, рациональному использованию природных богатств, составляющих единую экологическую систему страны, а также дальнейшее совершенствование законодательства.

Несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия химических, физических, биологических и иных факторов на окружающую среду, по предотвращению аварийных ситуаций на опасных производственных объектах, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий, прогнозированию и адаптации к неблагоприятным изменениям окружающей среды, на урбанизированных территориях сохраняются угрозы экологической безопасности.

С учетом оценки экологической ситуации, вызовов и угроз экологической безопасности Российской Федерации разработан и опубликован проект Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия экологической безопасности РФ), определяющий основные направления государственной политики по обеспечению экологической безопасности.

Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности человека, общества и государства от угроз, вызываемых изменениями окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности, а также природных явлений.

Экологическая безопасность достигается проведением единой государственной политики, представляющей собой совокупность скоординированных мер политического, правового, социально-экономического, организационного, информационного и иного характера, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз экологического характера.

Правовой основой обеспечения экологической безопасности являются Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие отношения в сфере обеспечения экологической безопасности.

Экологическая безопасность является составляющей национальной безопасности. Субъектами национальной безопасности, а значит, и экологической безопасности, являются человек, общество и государство (их жизненно важные интересы, имущественные ценности, природные ресурсы и др.). Выявление и предупреждение угроз, обусловленных природными явлениями различной интенсивности, хозяйственной и иной деятельностью, оказывают решающее влияние на уровень экологической безопасности.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

  • 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) законность;
  • 3) системность и комплексность применения государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
  • 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
  • 5) взаимодействие государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Российская Федерация сталкивается как с вызовами, перед которыми стоят все страны, так и с вызовами, обусловленными внутренними факторами.

К вызовам экологической безопасности глобального характера относятся: изменение климата; истощение озонового слоя Земли; деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, что приводит к снижению способности экосистем к саморегуляции; увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей; рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов.

К внутренним вызовам экологической безопасности Российской Федерации относятся: преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики; высокая степень износа основных производственных фондов и низкий уровень технологической модернизации экономики; низкий уровень затрат на охрану окружающей среды; большое число опасных производственных объектов, а также неликвидированных объектов накопленного экологического ущерба.

Угрозы экологической безопасности Российской Федерации, обусловленные вызовами, представляют аварии, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, хозяйственная деятельность, осуществляемая с нарушением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды, требований безопасности, а также незаконная хозяйственная и иная деятельность, включая браконьерство, террористические действия с использованием опасных химических веществ и биологических агентов.

Цель государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности состоит в предотвращении негативных изменений окружающей среды, обусловленных хозяйственной и иной деятельностью, а также природными явлениями.

Проектом Стратегии экологической безопасности РФ предусмотрено решение основных задач государственной политики в области обеспечения экологической безопасности по следующим направлениям:

  • • совершенствование нормативно-правовой базы;
  • • государственное регулирование;
  • • промышленная и научно-техническая политика;
  • • фундаментальная и прикладная наука, технологии и средства обеспечения экологической безопасности;
  • • повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности;
  • • экологическое образование и просвещение;
  • • развитие международного сотрудничества.

Основным источником ресурсного обеспечения мероприятий, предусматриваемых Стратегией экологической безопасности РФ, должны быть государственные, федеральные целевые, региональные, отраслевые и корпоративные программы. Их разработка позволит выявить приоритетные проблемы экологической безопасности, выделить объекты и регионы, которые нуждаются в первоочередном вложении средств, определить механизмы и инструменты экологической политики, которые необходимо подвергнуть корректировке или дополнению.

Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно проекту Стратегии экологической безопасности РФ основные направления, цели и приоритеты обеспечения экологической безопасности определяет Президент России. Он осуществляет координацию реализации данной Стратегии. Федеральное Собрание РФ осуществляет законодательное регулирование в сфере экологической безопасности. Правительство РФ организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности. Совет Безопасности РФ обеспечивает оценку состояния экологической безопасности, формирование государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности и контроль за ее реализацией, прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз экологической безопасности, выработку мер по их нейтрализации, подготовку Президенту РФ предложений о мерах, необходимых для обеспечения экологической безопасности.

Координацию действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных государственных органов и организаций, направленных на реализацию основных задач государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, а также реализацию возложенных на Совет Безопасности РФ задач в сфере обеспечения экологической безопасности осуществляет Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по экологической безопасности. Контроль за ходом реализации данной Стратегии осуществляет Совет Безопасности РФ в рамках ежегодного доклада Президенту России.

Эффективность реализации Стратегии экологической безопасности будет оцениваться достижением заданных Стратегией значений индикаторов (показателей) состояния экологической безопасности. К основным индикаторам (показателям) состояния экологической безопасности относятся: средняя продолжительность жизни; смертность среди младенцев (до одного года) на тысячу родившихся; численность населения в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха; удельный объем выбросов от стационарных источников и автомобильного транспорта на душу населения; удельный объем выбросов парниковых газов на единицу ВВП; удельный объем образованных отходов всех классов опасности на единицу ВВП; доля утилизированных и обезвреженных отходов всех классов опасности от общего количества образующихся отходов всех классов опасности и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что является правовой основой экологии человека?
  • 2. В чем состоит цель экологии человека, каким должно быть отношение человека к природе?
  • 3. Каковы роль и задачи экологического воспитания и экологического образования?
  • 4. Раскройте основные концептуальные положения экологического развития России.
  • 5. Охарактеризуйте экологическую систему как объект правового регулирования.
  • 6. Дайте характеристику экологической ситуации в России.
  • 7. Что понимается под экологической безопасностью, каковы внутренние вызовы экологической безопасности и вызовы экологической безопасности глобального характера?
  • 8. Какова цель государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности и основные направления обеспечения экологической безопасности?
  • [1] Катастрофа на Чернобыльской АЭС привела к радиоактивному загрязнению значительной части Европейской территории бывшего СССР. Наиболее загрязненными в Россииоказались территории Брянской, Тульской, Калужской и Орловской областей. Населенныепункты, отнесенные к зонам радиоактивного заражения, имеются еще в 10 регионах России. Это крупнейшая экологическая катастрофа в истории человечества. Долгоживущих радионуклидов поступило в биосферу в 66 раз больше, чем в результате взрыва в Хиросиме (см.:Природа. 1991. № 5. С. 41).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой