Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Каков источник возмещения вреда (убытков) , причиненных изданием не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стоит обратить внимание на то, что ст. 1069 ГК РФ указывает на источник, за счет которого должно происходить возмещение вреда. Это казна соответствующего публично-правового образования. Однако ст. 16 ГК РФ определяет субъектов ответственности, предусматривая, что убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием. Вместе с тем по смыслу правил, закрепленных… Читать ещё >

Каков источник возмещения вреда (убытков) , причиненных изданием не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный в сфере государственного управления, возмещается за счет казны РФ или казны субъекта РФ. В ст. 1071 ГК РФ указываются субъекты, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет. Это либо финансовые органы, либо те субъекты, на которые эта обязанность может быть возложена в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ. Согласно данному пункту в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Стоит обратить внимание на то, что ст. 1069 ГК РФ указывает на источник, за счет которого должно происходить возмещение вреда. Это казна соответствующего публично-правового образования. Однако ст. 16 ГК РФ определяет субъектов ответственности, предусматривая, что убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием. Вместе с тем по смыслу правил, закрепленных в ст. 126, 214 и 215 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут возместить вред, причиненный их органами и должностными лицами, только за счет соответствующей казны.

В связи с принятием ГК РФ в судебной практике возникает вопрос: какой государственный орган должен быть привлечен к участию в деле в качестве ответчика в тех случаях, когда стороной в обязательствах по возмещению вреда является государство? Ответ на поставленный вопрос дают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Верховный Суд РФ, обобщая судебную практику по гражданским делам за первый квартал 2001 г., в своем обзоре[1] указывал, что при предъявлении исков к государству о возмещении вреда в соответствии со ст. 1069 и 1070 ГК. РФ от имени казны РФ в качестве ответчика должен выступать Минфин России. Приказом Минфина России от 12.02.1998 № 26[2] на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Минфина России по республикам (кроме Республики Татарстан), краям, областям, автономным областям, округам и г. Санкт-Петербургу возложены организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны РФ на основании доверенности, выданной Минфином России каждому управлению федерального казначейства. Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет казны РФ от ее имени должен выступать Минфин России в лице Главного управления федерального казначейства.

Согласно п. 3 ст. 158 БК РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в п. 1 указанной статьи БК РФ.

Исходя из разъяснения, данного в п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 (в ред. от 26.02.2009) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», рассматривая иски, предъявленные согласно ст. 16, 1069 ГК РФ, арбитражным судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничивать источники взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит ст. 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.

В настоящее время в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2007 года[3] также отмечается, что в суде от имени Минфина России могут по его специальному поручению выступать другие органы (ст. 125 ГК РФ).

По мнению Президиума Верховного Суда РФ, суды при рассмотрении дел не делают различий между ст. 242.2 и 242.3 БК РФ. В связи с этим денежные суммы взыскиваются с казны РФ. Между тем БК РФ проведено различие между взысканием задолженности, возникшей из-за неисполнения бюджетным учреждением договора, и взысканием судом суммы в возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. В соответствии с п. 1 ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения — должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Поэтому при рассмотрении судебных дел о взыскании денежных средств по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения ответчиком по делу должно выступать данное бюджетное учреждение.

  • [1] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2001 г. (по гражданским делам): утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 4 июля 2001 г.
  • [2] О порядке организации и ведения Министерством финансов Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах: приказ Минфина России от 12.02.1998 № 26// Документ опубликован не был.
  • [3] Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой