Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы правового государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гарантированность нрав и свобод граждан. (Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ содержит систему конституционных гарантий). Реализация данного принципа превращает индивида в равноправного партнера государства, способного предъявлять к последнему правовые притязания, обоснованность которых устанавливает суд, и тем самым способствует утверждению законности в деятельности… Читать ещё >

Принципы правового государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российская правовая доктрина определяет принципы правового государства, опираясь на те конституционные положения, которые закрепляют его основные характеристики.

  • 1. Верховенство закона (ст. 4 и 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ).
  • 2. Легитимность публичной власти. Имеется в виду, что Конституция РФ и действующее законодательство устанавливают пределы государственной власти, которые не могут быть преодолены ею без нарушения правовых норм. Государственные органы должны действовать, соблюдая Конституцию РФ и законодательство (т.е. легитимно).
  • 3. Гарантированность нрав и свобод граждан. (Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ содержит систему конституционных гарантий). Реализация данного принципа превращает индивида в равноправного партнера государства, способного предъявлять к последнему правовые притязания, обоснованность которых устанавливает суд, и тем самым способствует утверждению законности в деятельности государства.
  • 4. Взаимная ответственность государства и личности. Глава 2 Конституции РФ, устанавливая систему прав и свобод граждан, одновременно предполагает возникновение у государства и его органов соответствующих обязанностей по обеспечению их реализации и созданию механизма защиты. Принцип правового равенства «входит» во взаимоотношения человека, общества и государства.
  • 5. Разделение властей. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Данный принцип является системообразующим для государственного аппарата РФ. Причем реализуется он как в «горизонтальном», так и в «вертикальном» аспектах. На " горизонтальный" аспект указывает ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, в которой говорится о том, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ч. 1). Между ними распределяются государственновластные полномочия. На «вертикальный» аспект указывают ч. 2 и 3 той же статьи, где определено, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы, между этими органами и федеральными разграничиваются предметы ведения и полномочия (Конституцией, Федеративным и иными договорами).

Принцип разделения властей связан с воплощением в жизнь модели правового государства в двух важнейших аспектах. Один из них можно назвать " историческим" . Уже в период своего формирования доктрина правового государства исходила из того, что только власть, подконтрольная народу, может быть принуждена к самоограничению, к подчинению праву. Но не всякая верховная власть может быть ограничена. Единая власть, принадлежащая единственному властителю (или органу власти), не сможет отказаться от своих авторитарных «наклонностей», крайне сложно ее и принудить к подчинению силе закона. Если же, разделив властные полномочия между несколькими независимыми центрами власти, наделить такие центры одновременно и возможностями сдерживать друг друга, контролировать, то тогда у народа появляется надежда. Это разделенное государство народ уже в состоянии подчинить верховной власти права. Второй аспект можно определить как функциональный. Распределение между независимыми органами власти полномочий не является ценным, если между этими органами не распределяется четко и неукоснительно ответственность за легитимное осуществление данных полномочий.

Разделение властей — это не некий абстрактный знак победы общества над государством, символ обуздания его тотального давления на народ. Это практический способ заставить власть подчиниться диктату разума (в форме права) и более эффективно (т.е. в интересах большинства членов общества, но при защите прав меньшинства) осуществлять свои функции.

Для правового государства характерно то, что отдельный человек, объединения людей и народ в целом превращаются из пассивного объекта, которым управляют, в участника управления. Такое участие возможно в различных формах: выборы, референдум, народное представительство, народная инициатива, петиции, жалобы (в том числе конституционная жалоба), собрания и сходы граждан, институты народных и присяжных заседателей. Именно преодоление традиционного отчуждения между народом и властью является подлинной основой правового государства. Иными словами, реальное правление народа — это и есть настоящая опора правовой государственности.

В зависимости от форм участия народа в осуществлении государственной власти различают непосредственную демократию и представительную. Непосредственная демократия отличается тем, что сам народ (а не его представители) осуществляет важнейшие государственные функции законодательства и управления, в частности, посредством референдума и выборов.

Для представительной демократии, напротив, характерно участие народа в осуществлении этих важнейших функций не непосредственно, а через своих представителей. Причем представительная демократия может выступать в форме президентской республики (классическим ее примером считают США) с жестким разделением властей, согласно которому органы законодательной и исполнительной власти самостоятельны и независимы друг от друга, правительство не ответственно перед парламентом, а зависит от главы исполнительной власти. Представительная демократия может быть воплощена и в форме парламентской республики (например, в ФРГ), в условиях которой разделение властей не проведено столь жестко: правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Но и в такой республике властные полномочия, как и ответственность за их осуществление, распределены между законодательными и исполнительными органами. Действует механизм сдержек и противовесов (парламент может быть распущен, а правительству — выражено недоверие в ситуации, когда баланс власти безнадежно нарушен). В демократической республике возможно также сочетание черт президентской и парламентской форм правления. Такой вариант демократического правления принято называть смешанной республикой (эта форма существует ныне во Франции и в России). От президентской смешанная республика «взяла» избрание президента непосредственно народом и предоставление ему полномочий по руководству исполнительной властью, а от парламентской — ответственность правительства перед парламентом и возможность роспуска нижней палаты президентом.

Народное представительство является самой важной организационной формой правового государства. Народ передает право на законодательную власть парламенту, при этом сохраняя за собой право контроля за его деятельностью и осуществления иных форм реализации государственной власти. Поэтому покушение на институт народного представительства есть покушение на народный суверенитет, полноту власти народа и его верховенство.

В части 1 ст. 1 Конституции Российская Федерация провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, но рассматриваемый принцип имеет основополагающее значение для характеристики правовой государственности не только Федерации в целом, но и ее составных частей, включая республики, края и области, автономную область и автономные округа.

Общие нормы — принципы, заключенные в гл. I «Основы конституционного строя» Конституции РФ, в дальнейшем детализируются, раскрываются в других ее главах.

Роль важнейшей правовой гарантии реализации принципа правового государства имеет гл. 2 Конституции РФ, в которой закреплены основы конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой