Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное государство. 
Теория государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип индивидуальной свободы, раскрепощая инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, и, таким образом, имел экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его… Читать ещё >

Социальное государство. Теория государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Слово «социальный» (от лат. socialis) означает «общий, общественный», г. е. относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным» в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под «социальным государством» понимают государство, обладающее особыми качествами и функциями.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX— начале XX в. (т.е. позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа — принцип свободы и принцип равенства. При этом сложились два теоретических подхода к соотношению этих принципов.

А. Смит, Дж. Ст. Милль, Б. Констан, Дж. Локк и другие отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Другой подход олицетворял Ж.-Ж. Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который — задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, раскрепощая инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, и, таким образом, имел экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинают формироваться категория социального государства, понимание его особых качеств и функций.

В дальнейшем идея социального государства получает все большее признание, воплощаясь в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и других государств.

Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского эконом иста Дж. Кейнса (1883—1946), под влиянием взглядов которого сформировалась концепция «государства всеобщего благоденствия», исходящая из возрастания социальной функции государства.

Следует отметить, что, несомненно, катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств. Граждане этих стран, несмотря на издержки социалистического строя, обладали таким важнейшими социальными ценностями, как практически всеобщее экономическое равенство, экономическая, политическая и правовая стабильность, доступность услуг здравоохранения и образования, уверенность в завтрашнем дне, достаточное пенсионное обеспечение.

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

Теория и практика правового государства, как уже отмечалось, предшествовали идее и практическому воплощению социального государства, и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества. Социальное государство пришло вслед за правовым, потому что последнее в его классическом либеральном (формальном) варианте опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства вдела гражданского общества. Все эго привело к глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и классовой борьбе и потребовало от государства перехода в новое качественное состояние, выполнения новых функций. В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальное сочетание правового и социального принципов.

Истоки социальной политики государства находятся в далеком прошлом, когда правители (например, римские цезари) заботились о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако о социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства.

В связи с этим момент реального возникновения социальных государств можно отнести к 1960;м гг. В каждой конкретной стране начальную стадию формирования социального государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.

Нужно также учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти взаимоисключающие факторы. Социальное государство должно постоянно поддерживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства. В этой связи не случайно среди современных политических движений Запада сложилось своеобразное «разделение труда»: консерваторы делают больший акцент на индивидуальной и политической свободе — правовом принципе, а социал-демократы и близкие к ним либералы — на сближении доходов и жизненных шансов как материальном условии свободы каждого, т. е. на социальном принципе.

Становление социального государства— это процесс не только экономический и политический, но и нравственный, требующий человеческого измерения.

С учетом сказанного можно определить следующие условия существования социального государства и его характерные признаки.

  • • Демократическая организация государственной власти.
  • • Высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должностных лиц государства.
  • • Мощный экономический потенциал, позволяющий перераспределять доходы, не очень ущемляя при этом положения собственников.
  • • Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в важных областях хозяйства.
  • • Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
  • • Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает как инструмент проведения социально ориентированной политики.
  • • Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
  • • Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
    • —достойных условий существования;
    • — социальной защищенности;
    • — равных стартовых возможностей для самореализации личности.
  • • Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
  • • Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны (впервые это было сделано в конституции ФРГ 1949 г.).

Говоря о функциях социального государства, нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

  • — ему присущи все традиционные функции, обусловленные природой государства как такового;
  • — на содержание всех функций социального государства накладывает отпечаток его общее социальное назначение, г. е. традиционные функции преломляются через призму целей и задач социатьного государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);
  • — в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции, к которым, в частности, относятся:
  • — поддержка социально незащищенных категорий населения;
  • — охрана труда и здоровья людей;
  • — поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  • — сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
  • — поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим такую деятельность);
  • — финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  • — борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
  • — поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
  • — участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
  • — забота о сохранении мира в обществе.

Конституция РФ в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства:

«1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Однако пока Россию можно считать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции расценивать как программную установку.

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

  • • социальное государство в России пока не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
  • • не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
  • • отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий перераспределять доходы не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
  • • не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
  • • отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
  • • снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства;
  • • отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства в обществе;
  • • в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства снижена социальная роль государственности.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой