Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные функции современной семьи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение вопросов формирования и расходования денежных средств, пополнения бюджета семьи, материальное положение требует от супругов определенного терпения, старания и взаимопонимания, особенно в годы экономических реформ в стране. Именно эта сторона жизни семьи нередко деформирует отношения, взгляды и установки, в частности, у молодых супругов, имеющих образование и профессию. Изучение этой… Читать ещё >

Основные функции современной семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные функции жизнедеятельности семьи непосредственно связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов. В современной социальной психологии одновременно сосуществуют многие варианты характеристик функций семьи; важную роль играют различные факторы: стадия жизнедеятельности семьи, количество детей, уровень благополучия семьи, место жительства, характер профессиональной деятельности супругов и т. д. Для среднестатистической семьи характерно наличие определенного количества жизненно важных функций, с исключением которых теряется смысл самого существования семьи. Причем ни одну из классификаций нельзя распространять на весь жизненный цикл семьи, так как с течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие корректируются в соответствии с новыми социальными условиями, третьи становятся вспомогательными.

Вместе с тем существуют функции, которые в той или иной форме сохраняются реально или потенциально в течение всего жизненного цикла полноценной семьи. Среди важнейших можно выделить следующие функции: воспитательная, хозяйственно-бытовая, интеллектуального общения и психологической разрядки, сексуальных отношений и деторождения. Эти функции не равны по объему и разнохарактерны по своему содержанию, однако, составляют цельную социально-психологическую систему, в которой реализация любого ее элемента тесно связана с качественными параметрами других. Рассмотрим каждую их них.

Воспитательная функция семьи — формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное психолого-педагогическое влияние родителей и других взрослых членов семьи на детей. Осуществляется посредством таких психологических механизмов, как притязания, ожидания, сравнения, достижения, взаимовлияние, удовлетворенность своей реально сложившейся ролью. В семье складывается более жесткая ролевая структура по сравнению с большинством малых групп. Хочет или не хочет того член семьи (муж, жена, ребенок или родители), но от него ожидают поведения, соответствующего определенному образу (исполнения, например, роли отца — мужчины, лидера; сына — умницы; жены — хозяйки дома и т. д.). От того, как эта роль выполняется, и складывается окружающими оценка, и если они обнаруживают несовпадение реальности с их ожиданиями, то это может вызвать осуждение с их стороны. В свою очередь, в малой социальной группе определяются и постоянно уточняются «верхняя граница» и «нижняя граница» ролевых ожиданий. Таким образом, существует определенный диапазон, в котором поведение («исполнение роли») родителей, детей в семье рассматривается как социально приемлемое. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию не только подрастающего поколения, но и старшего поколения, в частности к реформам в различных сферах жизни современного общества.

Функция хозяйственно-бытовых отношений — общественное воспроизводство средств к жизни, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности в целях удовлетворения многообразных человеческих потребностей. В этом процессе формируются и внутрисемейные отношения, содержание которых в значительной мере определяется видом хозяйственной деятельности (сферой «домашних дел»): организация питания в семье; приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви; благоустройство жилища, создание уюта; организация жизни и быта семьи; создание и расходование бюджета семьи.

Каждый член семьи в силу целесообразности, необходимости решения назревших проблем или своей предрасположенности к ним играет определенную социальную роль: «добытчика», «кулинара», «исполнителя», «мастера на все руки», «потребителя», «инициатора» и т. п. Принятое для любой семьи распределение ролей в этом процессе со временем претерпевает определенные изменения: заметно снижается активность участия в домашнем хозяйстве отдельных членов семьи (мужа или жены, взрослых детей, чрезмерно занятых профессиональной деятельностью или по другим причинам). Таким образом, в течение длительного времени (с поры молодой семьи и до стадии ее зрелости) складывается своеобразная поляризация хозяйственно-бытовых отношений — частичная автономность мужа (жены) от остальных членов семьи. В семье организуется и бытовое обслуживание людей, содержание в определенном состоянии жилища, домашнего имущества, одежды, обуви, различных бытовых приборов и инструментов. Здесь создаются условия для отдыха и сна, восстановления израсходованных физических и душевных сил. И если совместное принятие пищи как общение восстанавливает и укрепляет больше эмоциональный и интеллектуальный аспекты взаимоотношений (общность взглядов, мнений, суждений, настроений, состояний и т. п.), то совместная деятельность по устройству быта, жилья способствует сближению интересов, стремлений, целей, одним словом, развивает больше мотивационный и волевой компоненты каждой личности, создает необходимые предпосылки формирования сплоченности в семье. В этих условиях лучше познаются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.

Решение вопросов формирования и расходования денежных средств, пополнения бюджета семьи, материальное положение требует от супругов определенного терпения, старания и взаимопонимания, особенно в годы экономических реформ в стране. Именно эта сторона жизни семьи нередко деформирует отношения, взгляды и установки, в частности, у молодых супругов, имеющих образование и профессию. Изучение этой проблемы в молодых семьях подтвердило тот факт, что преимущественная роль в создании бюджета семьи отводится мужчине, так как лишь до 45% молодых жен, проживающих в городах, а в небольших населенных пунктах — 25%, имеют возможность участвовать в пополнении семейного бюджета. Такие низкие показатели уменьшаются еще за счет невозможности трудоустройства жен по специальности, ожидания ребенка, проблемы устройства ребенка в детское учреждение, отсутствия собственной жилплощади и др. Однако в современной, особенно городской, семье наблюдается и другая тенденция — преобладающая роль жены в формировании семейного бюджета относительно возможностей главы семьи. Количество таких случаев за последние годы возросло в несколько раз и имеет место в каждой восьмой нуклеарной семье. Возникающие комплексы «зависимости», «неполноценности» и другие психотравмирующие последствия негативно влияют на развитие взаимоотношений между супругами и с их окружением. В этих условиях от супругов требуется достаточный такт, сдержанность, терпение в общении, чувство «границы ранимости» близких и родных. Таким образом, самая объемная функция хозяйственно-бытовых отношений предполагает внимательное изучение супругами всех сфер домашних дел на предмет благоприятных и конфликтных условий действий каждого из них с учетом индивидуальных акцентуаций характера.

Функция интеллектуального общения — наиболее проблематичная из-за нехватки времени и современного ритма жизни, отсутствия между супругами духовной близости, эмоционального контакта, общности взглядов и жизненных ценностей. Главное назначение функции интеллектуального общения — обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи. Наиболее характерным для многих семей является то, что какое-то время ее члены либо просто не общаются, либо общаются крайне мало, либо общение проводится выборочно (чаще между супругами или супругом (-ой) и детьми). Если первые две функции хоть в усеченном виде, но все-таки укрепляются в семье и она благодаря им существует, то функция общения особо уязвима. Важное значение для современной семьи имеет информационная, эмоциональная насыщенность контактов; особая значимость понимания жестов, пауз, сдержанности или интенсивности речи; творческие находки и поиски компромиссных решений и действий; мобильность в растворении стереотипов «отчуждения» и обеспечение преемственности взаимопонимания в семье; сильные и устойчивые тенденции в формировании цельных взглядов, суждений, отношений и оценок, актуализирующих мотивы причастности членов семьи к проблемам другого.

На развитие интеллектуального общения в семье значительное влияние оказывает уровень образования супругов и необходимость постоянного самосовершенствования, в том числе в области музыки, культуры, искусства, литературы, педагогики, психологии, техники и т. п. Это приходит со временем: с возникновением нового жизненного опыта родители методично передают детям многие свои разнообразные знания и умения. В отдельных семьях, например, образуются своего рода лицеи: шахматный, авиамодельный, кораблестроительный, автодела, радиотехники, народного творчества и т. д. Поэтому не случаен тот факт, что многие выходцы из семей артистов, ученых, музыкантов, моряков, военнослужащих продолжают традиции своих предков. Все это составляет важную основу формирования современной семьи, ее духовного потенциала. Тем не менее до 70% семей из российской глубинки считают, что у них значительно меньше возможностей культурного роста, чем у их городских сверстников. По этой и ряду других причин некоторые, особенно молодые, семьи подвергшиеся испытаниям трудностей местного значения, коррозиям не лучших аспектов переустройства общества, не смогли подняться над пороками психологии индивидов или супружеских отношений. В силу этого функция интеллектуального общения для них остается нереализованной. В таких случаях правомерен вопрос: «Может ли быть устойчивой малая социальная группа, если часть ее не функционирует?» Вывод напрашивается сам собой: укрепить семью — значит обеспечить се активное функционирование в любой обстановке, а также научить людей культуре взаимоотношений, развивать у них психологический такт, духовность и гуманность.

Функции интеллектуального общения присущ принцип гуманности — формирование и проявление отношения к другому, как к себе, и к себе, как к другому, предполагающий взаимную щедрость и доброту, уважение и требовательность. Это одно из условий благоприятного социально-психологического климата в семье. Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но главное, в чем нуждается человек, — чтобы его понимали, а полное взаимопонимание проявляется во взаимной готовности и умении сочувствовать и сопереживать, видеть настроение друг друга; понимать, что любит и чего не любит, что хочет и чего не хочет супруг или супруга. Такое взаимопонимание невозможно без наличия особой психологической близости между супругами, которая изменяется с годами и становится прочной основой супружеского и семейного долголетия.

Функция психологической разрядки имеет огромное значение для упрочения ее внутрисемейных связей: наличие психологической закономерности психологической разрядки в семье, эмоционально-психологическая поддержка супругами друг друга, умение разнообразить свободное от работы время, общие господствующие эмоциональные состояния и общая интерактивность семьи.

Наряду с обычными физическими нагрузками, которые испытывает каждый член семьи в сфере своей деятельности и которые прямо или косвенно влияют на семью, существует многообразие факторов нервно-психического свойства, направляющих так называемые невидимые удары на семью. Невозможность пребывания человека длительное время в нервно-психическом напряжении, естественно, требует психологической разрядки, желательного снижения уровня переживаний до фонового значения эмоций. Огромную роль в этом случае играет сама семья, но при одном условии — желанном ожидании встречи с ней. Причем ни жилище, ни мебель, ни другие атрибуты домашнего очага сами по себе не могут создать условия такой психологической разрядки, как непосредственное (в крайнем случае опосредованное) общение с членами семьи.

Например, по мнению исследователей Мичиганского университета, досуг как «жизнь за пределами работы» является одним из основных факторов общего благополучия личности. Они утверждают, что совместный досуг ассоциируется со счастливым браком (особенно в первые годы брака и после того, как дети выросли и покинули дом). Вместе с тем сегодня преобладающее число семей, занятых в различных сферах общественно полезного труда или частного производства, бизнеса и вынужденных заниматься несколькими видами деятельности одновременно, не придают особого значения постоянно возрастающей продолжительности рабочего времени взрослых членов семьи. Для них становится очевидной проблематичность роли досуга в предотвращении психических расстройств и возрастает значимость различных компенсационных мер по поддержанию своего здоровья, психологического здоровья семьи.

Неоценима роль досуга любого человека и в повышении эффективности избранной им деятельности. Если учесть, что значение работы вырастает из жизненного опыта досуговой деятельности, а не наоборот, то забота о повышении уровня работоспособности индивида не может быть выше или значимее заботы о его досуге и досуге членов его семьи. В силу этих и ряда других обстоятельств роль функций психологической поддержки в социальной работе с семьями, усилий самих семей в организации досуга особенно велика.

Функция деторождения и сексуальных отношений — цельность сексуальной потребности, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода и любви как высшего чувства, практически не позволяет отделить одно от другого. Тем не менее каждая из них имеет свои позитивные для брака аспекты из области психологии либо психофизиологии и др. Важной из ценностных ориентации молодых людей при вступлении в брак является ориентация на сексуальные отношения, сам брак в значительной мере выступает как средство для достижения объекта сексуального влечения. Это влечение впоследствии развивается в супружескую любовь.

Любовь — это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть представленным своими личностно значимыми чертами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

Супружеская любовь — это присущее семье высшее чувство, содержание и структуру которого удачно раскрыл русский философ В. С. Соловьев. Он сказал, что в семье есть три вида любви: восходящая, нисходящая и равная. Восходящая — это детская любовь к родителям, и она больше получает, чем отдаст; нисходящая — родительская любовь, и она больше отдает, чем получает; равная — взрослая супружеская любовь, она отдает и получает одинаково. Человеческая любовь по самой своей природе тяготеет к равновесию «даю» и «получаю», хотя бы примерному, колеблющемуся. Такая тяга — в сплаве с наслаждением чувств — это сама суть любви, ее естественная психологическая материя.

Любовь и супружество — великая загадка, к которой психологи только прикоснулись. Механизм одной из «сил притяжения» в психологической практике описывается так: часто психолог, беседуя с супружеской парой, пришедшей на прием, ловит себя на мысли, что если бы каким-то чудом удалось соединить характеры мужа и жены в одном человеке, этот новый человек был бы почти совершенством. В таких парах муж и жена с удивительной точностью выбрали себе в спутники жизни человека именно с теми чертами, которых им самим недостает для того, чтобы стать людьми цельными. Главная цель супружества — дополнить самого себя как личность, приобрести новые для себя психологические качества.

В условиях биархата (главенства обоих полов), приходящего на смену патриархату (главенство отцов), мужчины больше испытывают дефицит психологических качеств. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, к самим детям. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешенным противоречием. Например, с одной стороны, дети — это фактор стабилизации семьи, а с другой — это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.

На взаимоотношения между супругами серьезно сказывается, чаще со временем, сам фрагмент реальной помощи со стороны мужа жене в предродовой и послеродовой период. По данным опроса, среди глав семейств — представителей сложных профессий (дистантных семей) — от 34 до 72% мужей в разных регионах не имели возможности сопровождать жену в роддом и затем забирать ее с младенцем. Более 40% мужей при наличии двух и более детей не участвовали в этой процедуре вообще. Среди них 24% впервые увидели своего ребенка спустя два и более месяца после его рождения.

Сравнение данных исследований, проведенных за последние 20 лет, выявило тенденцию снижения деторождаемости практически во всех семьях. Если на 80-е гг. городские семьи центральной части России имели в среднем (условно) 2,5 детей на супружескую пару, что находилось на уровне восполняемости поколения, то в настоящее время этот показатель составил менее двух детей и лишь 3% опрошенных семей-респондентов выразили желание иметь более двух детей. Исследования, проводимые среди молодых семей, подтверждают эту тенденцию: только 60% опрошенных мужчин имеют установку на одного-двух детей в своей семье. Причем у каждого третьего верхние границы этих установок не подтвердили их спутницы жизни. Падение деторождаемости, известные симптомы эгоизма при наличии одного ребенка в семье создают новые проблемы для семьи и общества и указывают на снижение значимости функции сексуальных отношений и деторождения.

Некоторые авторы (А. И. Антонов, В. М. Медков, Г. Навайтис, А. Г. Харчев) выделяют специфические и несиецифические функции семьи. К специфическим функциям семьи относят: рождение детей (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации). Неспецифические функции семьи связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье[1].

По поводу стран Европы и США можно с уверенностью утверждать, что традиционная семья отошла в прошлое. На американскую семью оказывают влияние такие мощные и устойчивые силы, что возрождения традиционной семьи не предвидится. История американской семьи сопровождается постепенной утратой ее функций. Современные тенденции показывают, что монополия американской семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранится и в будущем. Однако произойдет частичный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться и незамужними женщинами. Функция социализации, выполняемая семьей, будет в большей мере разделена между семьей и посторонними людьми (воспитателями игровых групп, центрами по уходу за детьми). Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет обрести не только в семье. Таким образом, семья займет свое место среди нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Поскольку разрушение функций семьи будет продолжаться, она утратит когда-то присущую ей святость, но, безусловно, не исчезнет из американского общества. Попытки руководителей ведущих стран возродить функции семьи, подчеркнуть ее значимость активно поддерживают СМИ; особенно заметно это на примере российских СМИ. Длительное время тема семьи и семейных отношений находилась под негласным запретом и считалась чем-то интимным и сугубо личным. В последнее десятилетие телепередачи, журналы, газеты активно пропагандируют опыт семейной жизни, придавая особое значение психо-эмоциональной и социокультурной сферам семьи.

  • [1] Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой