Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экологическое сознание городского населения: состояние и перспективы развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проанализированы результаты исследований экологического сознания граждан России за период с 1989 по 2001 гг. Из анализа вытекают следующие выводы. Граждане Российской Федерации вполне осознают, что в стране и обществе существуют экологические проблемы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье нынешнего и последующих поколений. Россияне обеспокоены проблемами загрязнения воздуха и воды… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экологическое сознание городского населения как объект социологического исследования
    • 1. 1. Систематизация современных теоретических подходов к изучению экологического сознания
    • 1. 2. Характеристика социальной основы экологического сознания
  • Глава 2. Экологическое сознание населения г. Смоленска
    • 2. 1. Состояние экологического сознания городского населения
    • 2. 2. Социальные детерминанты экологического сознания городского населения

Экологическое сознание городского населения: состояние и перспективы развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы.

Актуальность темы

исследования. Современный крупный город, как место проживания большого количества людей и концентрации промышленных производств, сталкивается с серьезными экологическими проблемами местного значения. Это загрязненность и загазованность воздуха, загрязнение речной и водопроводной воды, почвы, шум и скопление огромных объемов твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, появление «стихийных» свалок, которые не только загрязняют окружающую природную среду, но и нарушают нормальную жизнедеятельность горожан. Их образ жизни зачастую становится причиной возникновения экологических проблем.

В условиях необходимости решения экологических проблем экосознание приобретает приоритетное значение для сохранения безопасности, нормальной жизнедеятельности и устойчивого развития как мирового сообщества в целом, так и отдельных стран. Проблематика, связанная с экологическим сознанием, отличается неоднозначностью, в ней фиксируются сложные и противоречивые субъектно-объектные отношения социума и окружающей среды. Испытывая на себе негативное влияние экологических проблем, общество вынуждено искать пути их решения на глобальном, национальном и местном уровнях.

В связи с этим, одной из главных задач органов местного самоуправления и коммунальных служб становится создание нормальных условий жизни городского населения. Принятые в ходе реформирования системы местного самоуправления законодательные акты включают решение локальных экологических проблем в сферу компетенции муниципальных образований.

Однако органы местного самоуправления в областных и районных центрах Российской Федерации недостаточно эффективно решают экологические проблемы в условиях, когда в результате реформы им предлагается самостоятельно находить финансовые и материальные ресурсы, необходимые для предотвращения экологического кризиса. Муниципальные власти не в состоянии обновить парк мусоровозов и наладить регулярный и эффективный вывоз отходов с контейнерных площадок у жилых домов. Они не могут обеспечить подачу чистой и безвредной для здоровья водопроводной воды, качественную уборку улиц и т. д. На все это требуются денежные средства. Однако при реформировании местного самоуправления в РФ необходимо учитывать не только финансово-экономические и социально-политические, но и экологические аспекты жизни городских муниципальных образований. Население города представляет собой не просто социальную систему, а социоэкосистему, которую можно обозначить как городское местное сообщество, и все ее социальные, политические, экономические и культурные элементы не могут устойчиво развиваться в ситуации, когда среда, в которой они существуют, находится на грани разрушения.

Проведение мероприятий по организации социального взаимодействия органов местного самоуправления и населения городов могло бы способствовать решению насущных экологических проблем. Чтобы такое социальное взаимодействие стало эффективным, требуется в достаточной мере развитое экологическое сознание жителей городских муниципальных образований. Согласно положениям «Повестки дня на XXI век», принятой в 1992 году в Рио-де-Жанейро1, правительствам и организациям сферы частного предпринимательства настоятельно рекомендуется способствовать, развитию экологических установок на потребление посредством экологического воспитания. В «Локальной повестке на XXI век» эта задача возлагается на плечи местного самоуправления. Кроме того, первая Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) отметила рост.

1 Повестка дня на XXI век — Рио-де-Жанейро, 1992.-A/CONF.151/26/REV.l (VOL.I). экологического сознания жителей многих стран и их интерес к возможностям невраждебного обращения с природой, безвредного для окружающей среды потребления и экологически чистых способов производства. Их поиск напрямую зависит от состояния экологического сознания горожан. Высокий уровень экологического сознания необходим для формирования таких способов деятельности, которые наносили бы наименьший вред окружающей среде. Особого внимания здесь заслуживает участие граждан в местном самоуправлении в сфере решения экологических вопросов, ведение горожанами домашнего хозяйства и их экологическая деятельность в городе. К сожалению, вторая конференция ООН по окружающей среде и развитию в Йоханнесбурге (2002) констатировала, что, несмотря на отмеченный рост экологического сознания, большинство положений «Повестки дня на XXI век», принятых в 1992 г., за прошедшее десятилетие так и не было реализовано на местном уровне.

Анализ накопленного научного материала показал, что взаимодействие природы и общества до недавнего времени изучалось односторонне: исследовались проблемы влияния окружающей среды на человека, а влиянию человека на природную среду, его экологическим установкам и экологической культуре уделялось недостаточно внимания. Изучение экологического сознания городского населения Российской Федерации может способствовать также разработке системы практических рекомендаций для решения экологических проблем городов при непосредственном участии их населения. Таким образом, актуальность диссертации обусловлена: во-первых, необходимостью и своевременностью целостного теоретического осмысления феномена экологического сознания, городского населения как сложного социально-культурного феномена, обусловливающего трансформацию всех сфер взаимодействия системы «общество — природа» в условиях возросшего количества экологических проблемво-вторых, важностью изучения социальных характеристик экологического сознания для привлечения к принятию оптимальных решений в сфере экологической безопасности подавляющего большинства городского населенияв-третьих, необходимостью эффективного решения экологическ^и:>с проблем муниципальных образований и неспособностью органов местного самоуправления самостоятельно, без участия населения, справиться с нимив-четвертых, необходимостью реформирования местного самоуправления не только в финансово-экономической и социаль" неполитической сфере, но и в сфере экологической деятельности властей ш жителей городовв-пятых, необходимостью получения социологической информации об уровне развития экологического сознания для дальнейшего его повышенигзг у населения городов РФ и для определения того, насколько возмож: гз:о эффективное взаимодействие с органами местного самоуправления в сфере решения экологических проблем.

Степень научной разработанности темы. Исследование экологического сознания как сложного социального феномена, обусловливающего трансформацию взаимоотношений в системе «общество — природа» в условхг^гх экологической угрозы и реформирования российского местного самоуправления является предметной областью социальной филосос^жси, социологии культуры и духовной жизни, экономической социологнси, социальной психологии и социальной экологии.

Научный интерес к экологической проблематике в социальных науках существует достаточно долго. Вначале он выражался в изучении влиянсия окружающей среды на человекаТак еще в середине XIX века на проблемч^пвл взаимоотношений человека и природы обратили внимание О. Конт, К. Маркс, Ф. ЭнгельсВ этот период Э. Б. Тайлор приступил к изучению экологического мышления.

В начале XX столетия проблему взаимодействия «общество — природа» в своих трудах поднимают социологи Чикагской школы (Э. У. Берджесс, JI. Вкср>т, Р. Э. Парк), В. И. Вернадский, Э. Jlepya, П. Тейяр де Шарден, К. 3.

Циолковский. К проблеме изучения экологического мышления обращается Н. А. Бердяев.

В 1920;е годы феномен экологического мышления исследовал Л. Леви-Брюль, в середине столетия — Л. Н. Гумилев. В семидесятые над изучением воздействия природы на общество работал А. Л. Чижевский, в 80 — 90-е это воздействие изучали Р. Атфилд, Л. Уайт, В. П. Казначеев и Е. А. Спирин, В. А. Кутырев и Н. Н. Моисеев.

Термин «экологическое сознание» появился в социальных науках во второй половине XX века. Так, в 1970 — 1980;е гг. появляются научные работы Р. У. Биджиевой, Э. В. Гирусова, в которых нашло отражение философское осмысление феномена экологического сознания2.

В это же время за рубежом создаются первые теоретические концепции и на их основе проводятся первые эмпирические исследования экологического сознания. Различные концепции экологического сознания выдвинули К. Д. Ван Лир, P. X. Вейгель, Дж. Вейгель, Р. Э. Дэнлап, Й. Кляй, М. П. Мэлони, М. Й. Розенберг, М. Д. У орд, Х.-Й. Фиткау3.

Стоит особо выделить появившуюся в середине 80-х теоретическую публикацию А. Н. Кочергина, Н. Г. Васильева, Ю. Г. Маркова4, в которой они связывают дальнейшее существование общества в ноосфере с формированием и распространением экологического сознания, что позволило бы сохранить биосферу.

В 1980 — 90-е гг. феномен экологического сознания активно на теоретическом и эмпирическом уровне изучали В. В. Бахарев, С. Д. Дерябо, Т.В. 2.

Биджиева Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях социализма. — М, 1981; Гирусов Э. В. Система «общество — природа» (проблемы социальной экологии) М.: изд-во Моск. ун-та, 1976.

3 Weigel R. Н., Weigel J. Environmental concern — The development of a measure.//Environment and Behavior. — 1978. — № 10. — P. 55 — 73- Dunlap R. E., Van Liere K. D. The «New Environmental Paradigm»: A proposed measuring instrument and preliminary results // Journal of Environmental Education. — 1978. — № 9. — P. 10 — 19- Maloney M. P., Ward M. D. Ecology: Let’s hear it from the people // American Psychologist. — 1973. -№ 28. — P. 583 — 586- Kley J., Fietkau H.-J. Verhaltenswirksame Variablen des UmweltbewuBtseins // Psychologie und Praxis. — 1979 — Nr. 1. — S. 13 -22.

4 Кочергин A. H. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования/А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев. — Новосибирск, 1987.-218 с.

Иванова, И. В. Кряж, Д. Ж. Маркович, М. Межевич, Н. А. Разыграева, JI.H. Савина, Э. Хольцер, Й. Шан5.

В этот период проблемы экологии и экологического сознания нашли отражение в работах социологов У. Бека, Р. Инглехарта, Н. Лумана, А. Г. Стегний, И. А. Халий, О. Н. Яницкого6. Они подготовили теоретическую основу для изучения феномена экологического сознания в социологии.

Также в это время внимание уделяется изучению экологического сознания как реакции отдельных слоев общества на их новое социальное положение. В этой области работали А. Дафф, С. Котгров, Н. Уотс и Д. Хендли7. Кроме того, исследуется соотношение экологического сознания и экологического поведения. Г. де Хаан, У. Кукартц, А. Францен, У. Фурер, Д. о.

Краузе, П. Прайзендерфер, Д. Скотт и Ф. К. Уиллитс обнаруживают, что экологическое поведение, не наносящее вреда окружающей среде, не всегда является следствием экологического сознания.

5 Бахарев В. В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума. — Ульяновск: УлГУ, 1999. -447 е.- Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 310 сИванова Т. В. Экологические ценности в общественном сознании//Вопросы психологии. — 1999. — № 3. — С. 83 — 88- Кряж И. В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений//Вопросы психологии. — 1998. -№ 1. — С. 65 — 75- Маркович, Д. Ж. Глобализация и экологическое образование//СОЦИС. — 2001. — № 1. — С. 17 — 24- Schan, J., Holzer Е. Konstruktion, Validierung und Anwendung von Skalen zur Erfassung des individuellen Umweltbewusstseins // Zeitschrift fur Differentielle und Diagnostische Psychologie. — 1990. — Nr. 11 (3). — S. 185 — 204.

6 Beck U. Risikogesellschaft. Auf dem Weg in eine andere Moderne — Frankfurt a. M. 1986; Inglehart R. Changing values and the rise of environmentalism in western countries. — Berlin: Wissenschaftszentrum, 1982; Luhmann N. Okologische Kommunikation: kann d. moderne Gesellschaft sich auf okolog. Gefahrdungen einstellen? — Opladen, 1990; Стегний А. Г. Артикуляция экологической проблематикиопыт контент-анализа//Личность. Культура. Общество. — 2000. — Том II. — Вып. 1(2). — С. 181 — 194- Халий И. А. Экологические инициативы в крупном индустриальном центре//СОЦИС. — 1992. -№ 12. — С. 71 — 80- Яницкий О. Н. Экологическая социология как риск-рефлексия//СОЦИС. — 1999. — № 6. — С. 50 — 66.

7 Cotgrove S., Duff A. Environmentalism, middle class radicalism and poiitics//Sociological Review. — 1980 — N. 28. -P. 333 — 351- Handley D., Watts N. Political psychology and environmentalist politics // Zeitschrift fttr Umweltpolitik.

— 19Sl.-Nr.2.-S.295−320.

8 De Haan G., Kuckartz U. UmweltbewuBtsein. Denken und Handeln in Umweltkrisen. — Opladen: Westdeutscher Verlag, 1996; Franzen A. Umweltbewusstsein und Verkehrsverhalten: empirische Analysen zur Verkehrsmittelwahl und der Akzeptanz umweltpolitischer Massnahmen. — Chur: Rtiegger, 1997. — 152 S.- Krause D. Environmental Consciousness. An Empirical Study // Environment and Behavior. — 1993. -N. 25 (1). — P. 126 — 142- Scott D., Willits F. K. Environmental Attitudes and Behavior. A Pennsylvania Survey // Environment and Behavior. — 1994. — N. 26 (2).

— P. 239 — 260- Preisend5rfer P. Umwelteinstellungen und Umweltverhalten in Deutschland: empirische Befunde und Analysen auf der Grundlage der Bevolkerungsumfragen «UmweltbewuBtsein in Deutschland 1991 — 1998» — Opladen, 1999.

К критическому разбору различных концепций экологического сознания зарубежных авторов обратились Г. Катценштайн, Д. Урбан, У. Фурер и X. Шпада9.

В начале XXI века проблему амбивалентности экосознания и его модернизации в результате «встречи» экологических традиций Запада и Востока одновременно с философской, литературоведческой, культурологической и лингвистической точки зрения рассматривают А. Г. Егоров, М. А. Можейко и О. Н. Старостина10.

Эмпирическими социологическими исследованиями экологического сознания занимаются:

— в России — А. Н. Авдонин, Б. 3. Докторов, Л. В. Корель, М. В. Лисаускене, А. В. Мозговая, В. О. Рукавишников, В. В. Сафронов, И. А. Сосунова, Б. М. Фирсов и др." ;

— в Германии — Д. Болыио, X. Груненберг, А. Дикман, К.-Х.

Клингенберг, У. Кукартц, П. Прайзендёрфер, А. Райнганс-Хайнце, Ш. Рэдикер 12.

И др. ;

9 Katzenstein H. Umweltbewufitsein unci Umweltverhalten. UmweltbewuBtsein: Konzepte und empirische ErfassungHagen: FernUniversitat in Hagen, 1995. — 144 S.- Urban D. Was ist Umweltbewusstsein? Exploration eines mehrdimensionalen Einstellungskonstruktes // Zeitschrift fUr Soziologie. — 1986. — Nr. 15 (5). S. 363 — 377- Fuhrer U. Sozialpsychologisch fundierter Theorierahmen flir eine BewuBtseinsforschung // Psychologische Rundschau. — 1995. -Nr. 46. — S. 93 — 103- Spada H. UmwcltbewuBtsein: Einstellung und Verhalten // Kruse/Graumann/Lantermann Okologische Psychologie. Ein Handbuch in SchlUsselbegriffen Psychologie — Weinheim: VerlagsUnion, 1996. — S. 623 -631.

10 Егоров А. Г., Старостина О. H. Амбивалентность традиционного экосознания в русской культуре // Историософское и литературное наследие А. С. Хомякова и современная Россия: материалы международной научной конференции. — Смоленск, 2001. — С. 183 — 190- Можейко М. А. Экологическое сознание восточных славян как результат «встречи» экологических традиций Запада и Востока // Там же. — С. 166−173.

11 Авдонин А. Н., Экологическое сознание: состояние и причины пассивности / Р. Б. Камаев, Д. С. Рыжевская // СОЦИС. — 1997. — № 8. — С. 88 — 92, Докторов Б. З., Сафронов В. В., Фирсов Б. М. Уровень осознания экологических проблем: профили общественного мнения II СОЦИС. — 1992. — № 12. — С. 51 — 58, Корель Л. В. Экологическое сознание на дальнем острове // СОЦИС. — 1995. — № 4. — С. 46 — 51, Лисаускене М. В., Экологические движения и экологическое сознание в Прибайкалье / Т. И. Лихачева, 3.B. Грицынина, Ю. В. Лисаускайте // СОЦИС. — 1999. — № 8. — С. 111 — 116, Мозговая А. В. Экологически устойчивый образ жизни. Факторы становления // СОЦИС. — 1999. -№ 8. — С. 104 -111, Рукавишников В. О. Факторная модель структуры общественного мнения и проблемы экологии в современной России // СОЦИС. — 1992. — № 12. — С. 58 — 71, Сосунова И. А. Проблемы развития экологического сознания в Российской Федерации: опыт конкретного социологического исследования / И. А. Сосунова, Е. А. Кублицкая И Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2004. — N 4. — С. 106 — 111.

2 Bolscho D. Umweltbewusstsein zwischen Anspruch und Wirklichkeit — Frankfurt/M., 1995; Kuckartz, U., Grunenberg, H. Umweltbewusstsein in Deutschland 2002 — Berlin, 2002; Kuckartz, U., Radiker S., Rheingans-Heintze A. Umweltbewusstsein in Deutschland 2006 — Berlin, 2006; Klingenberg K.-H. [Hrsg.] Wende im Tourismus: vom UnnveltbewuBtsein zu einer neuen Reisekultur — Stuttgart, 1991; Diekmann A., Preisendorfer P. UmweltbewuBtsein, okonomische Anreize und Umweltverhalten in Deutschland. Empirische Befunde aus der Bemer und Miinchner Umweltbefragung // Schweizerische Zeitschrift fiir Soziologie. — 1991. — Nr. 17(2). — S. 207 — 231.

— в США — Д. Г. Гэллап, А, М. Гэллап, Р. Э. Дэнлап и др.13.

Однако, несмотря на наличие научных материалов об экологическом сознании, в настоящее время отсутствуют фундаментальные работы об экологическом сознании населения российских городов и его учете при решении органами местного самоуправления локальных экологических проблем. Зарубежный опыт изучения экологического сознания довольно обширен, однако практически не известен в Российской Федерации. В сообществе социологов России проблема экологического сознания обсуждается на недостаточном уровне. Данная диссертация является опытом рассмотрения экологического сознания городского населения России на рубеже XX и XXI веков в контексте решения экологических проблем на уровне городского местного самоуправления. В качестве объекта для подобного рассмотрения выступает административный центр Смоленской области город Смоленск, который можно считать типовым городом для исследования экосознания, поскольку большинство городского населения РФ концентрируется именно в административных центрах.

Выбор проблематики настоящего диссертационного исследования определяется его актуальностью, уровнем разработанности и обусловливает постановку цели и задач исследования, а также выбор предмета и объекта представленной работы.

Цель исследования заключается в выявлении факторов, влияющих на состояние экологического сознания городского населения (на примере экологического сознания населения г. Смоленска). Цель исследования определила постановку следующих задач:

1) систематизировать современные теоретические подходы к изучению экологического сознания;

2) охарактеризовать социальную основу экологического сознания;

3) выявить состояние экологического сознания городского населения;

13 Дэнлап Р. Э., Гэллап Д. Г., Гэллап А. М. Здоровье планеты И СОЦИС. — 1992. — № 12. — С. 11 — 32.

4) выявить социальные детерминанты экологического сознания городского населения;

5) сформулировать предложения по оптимизации экологического сознания городского населения и по организации его эффективного взаимодействия с местным самоуправлением в сфере локальной экологии.

Объект исследования — экологическое сознание как социокультурный феномен.

Предмет исследования — специфика экологического сознания городского населения.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют:

— концепция социальной экологии Чикагской школы (Э. У. Берджесс, Р.Э. Парк). Горожане приспосабливают свою жизнь к определенным «естественным структурам» города, воспринимая их как данный жизненный мир. В результате подобной адаптации образуются «естественные ареалы» (natural areas) в которых происходит взаимодействие жителей с их окружающей средойприродой, пространственной организацией, административно-политической и социально-культурной инфраструктурой городской территории.

— концепция «экологической коммуникации» (Н. Луман). Обществооткрытая система. Экологические проблемы — это факторы, нарушающие ее равновесие. Однако внутри общества существуют факторы, поддерживающие равновесие и нивелирующие действие деструктивных внешних факторов. Важнейший из этих факторов — общественное сознание, неотъемлемым элементом которого является сознание экологическое.

— концепция «общества риска» (У. Бек). Социальное и экологическое развитие тесно взаимосвязаны. Производство материальных благ неизменно влечет за собой создание «экологических рисков». Социальные условия воздействуют на восприятие и осмысление объективно существующей экологической опасности, они могут либо поддерживать, либо блокировать рост экологического сознания. Экологическое сознание складывается из предпосылок экологического и социального характера.

— идея экологического сознания как постматериалистической ценности (Р. Инглехарт). Фундаментом для развития постматериалистической ценности является материальное благосостояние.

Актуальность темы

охраны окружающей среды вызвана интенсивным развитием постматериалистических ценностей в обществе, удовлетворившем насущные материальные потребности. Включение масс в активное решение проблем окружающей среды и развитие экологического сознания возможно только на основе устойчивого материального благосостояния.

— идея об оптимальном и равноправном взаимодействии общества и природы (А. Н. Кочергин). Подобное взаимодействие возможно лишь в результате распространения экологического сознания, в результате чего произойдет формирование ноосферы, при этом биосфера сохранится в наилучшем состоянии.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют единство исторического и логического подходов, системный подход, анализ документов и данных статистики, контент-анализ, фундаментальные положения социальной философии, общей социологии (классической и современной), социологии культуры и духовной жизни, экологической социологии, общей и экологической психологии, экологической антропологии.

Информационная и эмпирическая база исследования включает: государственные документы: Федеральный Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (6 октября 2003), Градостроительный кодекс Российской Федерации (29 декабря 2004). № 190-ФЗдокументы Смоленской областной администрации, администрации г. Смоленска и Смоленского городского совета об охране окружающей среды, утилизации отходов производства и потребления, благоустройстве городских территорий и т. д.- аналитические материалы о деятельности органов местного самоуправления г. Смоленска при участии граждан в сфере решения экологических проблем города и модернизации системы управления отходамипротоколы заседаний Совета «Агенда» — добровольного органа, созданного гражданами города Смоленска для сотрудничества с органами местного самоуправления в сфере решения актуальных экологических проблем города, в частности усовершенствования системы управления отходамиданные исследований, проведенных в рамках настоящего диссертационного исследования: а) результаты социологического исследования экологического сознания смолян в отдельном городском микрорайоне, проведенного совместно Хагенским университетом (ФРГ) и Смоленским университетом в 2000 году при непосредственном участии автора (выборка многоступенчатая гнездовая) — б) результаты социологического исследования экологического сознания смолян, проведенного в 2000 году в центре города (выборка сплошная случайная, опрошено 1200 жителей) — в) данные социологического исследования экологического сознания студентов юридических и управленческих специальностей смоленских вузов (реализованная выборочная совокупность N=171) — г) данные, полученные при выявлении частоты и объема внимания к тематике местных экологических проблем в ведущих смоленских газетах «Рабочий путь» и «Смоленские новости» за 2000 — 2005 годывторичные данные: результатов эмпирических исследований экологического сознания в Российской Федерации: (Б. 3. Докторов, Р. Э. Дэнлап, JL В. Корель, А. В. Мозговая, В. О. Рукавишников, Д. С. Рыжевская и PP.).

Научная новизна исследования отражена в положениях, выносимых на защиту:

1. Систематизированы современные теоретические подходы к изучению экологического сознания.

Выявлены две традиции трактовки феномена экологического сознания: в рамках первой традиции экосознание интерпретируется как самостоятельная ценность или установка, во второй традиции экосознание рассматривается уже как сложный многоуровневый комплекс установок и ценностных ориентации, связанных друг с другом. Внутри последней традиции (комплексного подхода) обнаруживается столкновение взглядов: с одной стороны экологическое сознание интерпретируется как явное экологическое поведение, а с другойкак элемент общественного сознания или как комплекс установок и ценностных ориентации. Обнаружена общность понимания «экологического сознания» отечественными и зарубежными теоретиками. Для них экологическое сознание — это взаимоотношения человека и природы, осознание экологической опасности и экологических противоречий, изменение ценностных ориентаций от материалистических к постматериалистическим, готовность к охране природы и устранению экологической опасности, а также осознание гражданской ответственности за действия по отношению к окружающей среде.

2. Охарактеризована социальная основа экологического сознания.

Социальная основа экологического сознания характеризуется, во-первых, наличием объективных и субъективных факторов, влияющих на его уровень и состояние. К объективным факторам относятся экологические проблемы, экологические кризисы, экологические катастрофы, экологическая политика государств и органов местного самоуправления, урбанизация и культурное запаздывание, а также деэкологизация, невозможность неограниченного экстенсивного роста, Болонский процесс и глобализация. К субъективным факторам относятся экологическое воспитание, способность к усвоению экологических установок и субъективное отношение к природе.

Во-вторых, социальную основу экологического сознаниясоставляют социальные и демографические переменные. Это образование, профессиональная принадлежность и престиж профессии, доход, политическая ориентация, возраст, пол. Значение факторов социальной структуры для экологического сознания следует дифференцировать (высокий уровень образования не всегда является условием высокого уровня экологического сознания).

3. Выявлено состояние экологического сознания городского населения.

Состояние экологического сознания городского населения можно охарактеризовать следующим образом. Городское население обеспокоено экологической ситуацией по причине соприкосновения с экологическими проблемами в повседневной жизни (проблема вывоза мусора, близость экологически опасных объектов промышленности и энергетики) и осознает необходимость охраны окружающей среды. Ситуация в сфере управления отходами отрицательно оценивается горожанами: этот негативный настрой не стабилен, а проявляется тогда, когда вопрос об отходах встает особенно остро — весной и осенью. Готовность городского населения к деятельности по улучшению экологической ситуации выражена слабо — это свидетельствует о пассивности экологического сознания горожан: решительных действий они ожидают от органов местного самоуправления. В экологическом сознании городского населения присутствуют: осознание неблагоприятного воздействия экологических проблем на состояние здоровья нынешнего и последующих поколений, обеспокоенность проблемами загрязнения воздуха, воды и канализации, недостаточная информированность о фактах экологической опасности, неготовность к деятельности по ее устранению, противоречие, заключающееся в осознании безотлагательности решения проблем экологии и ориентированности на первоочередное решение экономических проблем.

4. Выявлены социальные детерминанты экологического сознания городского населения.

Экологическое сознание городского населения детерминируется социально-демографическими и социально-экологическими признаками. Особое воздействие на его формирование оказывают такие субъективные факторы как экологическое воспитание его членов, их способность к усвоению экологических установок. Среди объективных факторов определяющее влияние на экологическое сознание горожан могут осуществлять локальные экологические проблемы, экологическая политика органов местного самоуправления, деэкологизация, урбанизация и культурное запаздывание. Это явления и процессы, которые сильнее и интенсивнее других явлений и процессов воздействуют на жизнь местных сообществ. По данным проведенных исследований представляется возможным установить, что на экологическое сознание городского населения сильно воздействуют также субъективные факторы. Экологическое воспитание и субъективное отношение к природе обеспечивают развитие аффективно-оценочного и когнитивного компонентов экосознания.

5. Сформулированы предложения по оптимизации экологического сознания городского населения и по организации его эффективного взаимодействия с местным самоуправлением в сфере локальной экологии: для оптимизации совместного участия местных властей и населения муниципальных образований органам местного самоуправления необходимо организовывать совместную экологическую деятельность (изучить и использовать опыт других стран по привлечению членов местных сообществ к участию в процессах управления муниципальными образованиями, разработать нормативную базу, закрепляющую формы гражданского участия в процессах муниципального управления, активно участвовать в развитии экологического сознания, проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки с участием них членов местных сообществ, разработать и обнародовать в органах местной печати практические рекомендации для граждан по уменьшению объемов отходов домашнего хозяйства и т. д.), тем самым улучшая экологическую обстановку в городах и повышая уровень экосознания граждан.

Научно-практическая значимость исследования заключается в выявлении места и роли феномена экологического сознания в научных поисках методов решения экологических проблем на локальном уровне, разработке подходов к повышению качества жизни населения в контексте рационализации и оптимизации совместной экологической деятельности граждан и властей в рамках муниципальных образований. Результаты диссертационного исследования могут служить основой для дальнейшей теоретической разработки проблем, связанных с экологическим воспитанием и образованием, а также для пропаганды бережного отношения и эксплуатации природных ресурсов. Практическая значимость исследования заключается в представлении еще мало изученного в нашей стране подхода к гражданскому участию в местном самоуправлении в сфере экологии, как одного из возможных путей реализации экологической политики местных органов власти, в том числе в модернизации экологического поведения населения в целом и системы муниципального управления отходами в частности. При этом особое значение приобретает экологическое сознание горожан.

Материалы диссертации используются в процессе преподавания учебных курсов «Социология города» и «Социальная экология» в Смоленском государственном университете. Результаты исследования представлены в Администрацию Смоленской области в рамках Конкурса молодых ученых, отмечены Первой премией в номинации «Гуманитарные науки» и могут применяться органами управления, отвечающими за экологию, в целях оптимизации деятельности по охране природы. Материалы диссертации можно также использовать для подготовки лекций и методических разработок в помощь практическим работникам и студентам профильных и общеобразовательных учебных заведений.

Выводы по главе 2.

Подводя итог второй главы, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, экологическое сознание городского населения детерминируется социально-демографическими и социально-экологическими признаками. Особое воздействие на его формирование оказывают такие субъективные факторы как экологическое воспитание его членов, их способность к усвоению экологических установок. Среди объективных факторов определяющее влияние на экологическое сознание местного сообщества могут осуществлять экологические проблемы, экологическая политика органов местного самоуправления, деэкологизация, урбанизация и культурное запаздывание. Это явления и процессы, которые сильнее и интенсивнее других явлений и процессов воздействуют на жизнь местных сообществ.

Во-вторых, по данным проведенных исследований представляется возможным установить, что на экологическое сознание населения г. Смоленска, сильно воздействуют субъективные факторы. Экологическое сознание смоленской молодежи и среднего поколения развито лучше, чем экосознание старших поколений вследствие достаточно позднего внедрения экологического воспитания в образовательный процесс в советской школе, которое обеспечило развитие аффективно-оценочного и когнитивного компонентов. Низкий уровень экологического сознания старших поколений горожан определяется таким объективным фактором как деэкологизация, господствовавшим в эпоху стремительной индустриализации. Деэкологизация отрицательно повлияла на развитие когнитивного и социально-нормативного компонентов экологического сознания смолян, поскольку в свое время слишком сильно отдалила горожанина от природы. Соответственно и такой объективный фактор как урбанизация тоже постоянно оказывал влияние на экосознание городского населения.

В-третьих, у большинства горожан все же сохраняется память о гармоничном взаимодействии с окружающей средой. Это проявляется в глубоко укоренившейся привычке избавляться от отходов непосредственно на месте их производства, т. е. на месте проживания. Однако, если это не наносило вреда природе, когда большинство населения проживало в сельской местности, то в городе подобный способ утилизации перестает быть оптимальным. При этом следует учитывать, что изменилось и качество отходов. Большинство современных городских отходов имеет искусственное, неорганическое происхождение и окружающая среда не в состоянии перерабатывать их самостоятельно. Например, факты выброса мелкого мусора (окурков, стеклянных и пластиковых бутылок, обрывков бумаги, пластика и т. п.) с балконов свидетельствуют об отрицательном воздействии на экологическое сознание такого объективного фактора, как культурное запаздывание.

Заключение

.

К рассмотренным в диссертационном исследовании проблемам относятся: феномен экологического сознания и его трактовка в социальных науках, в том числе в социологии, в контексте экологических проблем и их неблагоприятного воздействия на жизнедеятельность и безопасность населения планеты, влияние экологического сознания городского населения на решение практических вопросов экологии городов, а также состояние экологического сознания населения города Смоленска и населения Российской Федерации.

Целью диссертационного исследования являлось определение факторов, влияющих на состояние экологического сознания городского населения (на примере экологического сознания населения г. Смоленска). Поставленная цель была достигнута путем выполнения поставленных задач.

Систематизированы современные теоретические подходы к исследованию сущности экологического сознания. Экологическое сознание является элементом общественного сознания и в свою очередь обладает сложной внутренней структурой взаимосвязанных и влияющих друг на друга уровней. Выявлено что при научном познании феномена экологического сознания исследователи, как правило, опираются на многоуровневые и комплексные определения экологического сознания. Сделан вывод о том, что главной чертой экологического сознания современных местных сообществ должно быть восприятие окружающей среды как партнера человека по социальному взаимодействию. Экологическое сознание изучается многими социальными науками и может быть в частности выделено в качестве объекта социологического исследования.

Охарактеризована социальная основа экологического сознания. Она складывается из понимания невозможности неограниченного экстенсивного природопользования, превращения человека в основную геологическую силу на земле и понимания того, что конструктивное развитие возможно только в результате коэволюции окружающей среды и человеческого общества, осознания наличия социальных и экологических проблем, порожденного общественным дискурсом. Социальная основа экосознания зависит и от социальных систем и их представлений, влияющих на экологическое сознание. В качестве социальной основы экосознания выделяются также социальные и демографические переменные (пол, возраст, уровень образования и доходов, профессиональная принадлежность и престиж, политическая ориентация и т. д.). Они являются предпосылкой различия в интерпретациях одних и тех же экологических проблем в зависимости от социальной группы и различных представлений о том, как следует их решать. Таким образом, содержание экологического сознания одной группы отличается от содержания экологического сознания другой группы.

Проведены исследования состояния современного экологического сознания смолян в конце XX — начале XXI в. Сделаны следующие выводы.

Положение в сфере управления отходами оценивается смолянами отрицательно, однако их негативный настрой не носит постоянного характера, а проявляется, как правило, тогда, когда вопрос об отходах встает особенно остро — весной или осенью. Поэтому такой аспект экосознания как обеспокоенность состоянием окружающей среды у жителей города присутствует, но не является стабильным. Другой аспект экологического сознания — готовность к деятельности по улучшению экологической ситуациивыражен слабо. Это свидетельствует о пассивности горожан.

Состояние экологического сознания большинства смоленской студенческой молодежи находится на низком, ниже среднего, и среднем уровне, тогда как уровень их натуралистической эрудиции относительно высок, т. е. знания о природе, проблемах окружающей среды не обязательно являются предпосылкой для непрагматического практического взаимодействия с ней, активной деятельности по ее охране или даже спасению, для любви к ней. Несмотря на хорошую натуралистическую эрудицию студенчество слабо проявляет познавательную активность в отношении окружающей среды и не стремится овладеть необходимыми умениями и навыками для бережного и бескорыстного взаимодействия с ней. У него отсутствуют предпосылки для возникновения обеспокоенности актуальными кризисными или предкризисными состояниями природной среды. Если студенческая молодежь вступает во взаимодействие с природными объектами, то оно носит скорее прагматический характер. Однако уровень развития экологического сознания студенчества представляется достаточной базой для организации и проведения мероприятий по экологическому воспитанию в целях повышения уровня экологического сознания в условиях, когда у всего населения РФ наблюдается тенденция роста экосознания.

На основе анализа результатов социологических исследований выявлено отношение смолян к вопросам охраны окружающей среды и экологическим проблемам, которое позволило бы судить о наличии у них экосознания и о том, как оно отражается в попытках решения практических вопросов экологии (покупка экологически чистых продуктов-, проблема утилизации отходов домашнего хозяйства). Вследствие соприкосновения с экологическими проблемами в повседневной жизни (проблема вывоза мусора, загрязненность и загазованность улиц, близость атомной электростанции) жители города осознают необходимость охраны окружающей среды. Смоляне осознают необходимость очистки города от мусора, но не могут принять в ней участие, вследствие недостаточной информированности о способах и методах сокращения объемов производства* отходов в собственном домашнем хозяйстве. Жители города понимают полезность и экологичность введения в Смоленске новой технологии по управлению отходами, что в перспективе может стать одним из путей выходаиз. неблагоприятной экологической ситуации.

Проанализированы результаты исследований экологического сознания граждан России за период с 1989 по 2001 гг. Из анализа вытекают следующие выводы. Граждане Российской Федерации вполне осознают, что в стране и обществе существуют экологические проблемы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье нынешнего и последующих поколений. Россияне обеспокоены проблемами загрязнения воздуха и воды, а также проблемами канализации. В зависимости от своей профессиональной деятельности респонденты могут ставить на первые по актуальности места разные экологические проблемы. Россияне недостаточно полно информированы о том, каким образом она проявляется, и показывают в своей массе недостаточную готовность к активной борьбе по устранению экологической опасности и предотвращению экологической катастрофы. При осознании необходимости решения экологических проблем, приоритетным для большинства россиян остается решение проблем экономического благосостояния. Граждане России понимают опасность экологических проблем не только для страны, но и для всего мира в целом и приветствуют мероприятия по охране окружающей среды на планете. Экологическое сознание россиян неоднозначно, неравномерно и иногда противоречиво. Об этом свидетельствуют типологии экосознания жителей Российской Федерации, предложенные Мозговой А. В. и Грицыниной 3. В., Лисаускене М. В., Лисаускайте Ю. В., Лихачевой Т. И.

На основе анализа результатов исследований экологического сознания населения города Смоленска и изучения опыта зарубежных и отечественных исследователей экосознания выявлены субъективные и объективные факторы, влияющие на экологическое сознание. Эти факторы взаимосвязаны между собой. Субъективными факторами являются экологическое воспитание, усвоение экологических установок, субъективное отношение к природе. К объективным факторам относятся экологические проблемы, экологические катастрофы, экологическая политика государств и органов местного самоуправления, деэкологизация, невозможность неограниченного экстенсивного роста и глобализация.

Разработаны предложения по повышению уровня экологического сознания местного сообщества и по организации его эффективного взаимодействия с местным самоуправлением в сфере локальной экологии, что позволяет рассматривать перспективы развития экологического сознания в позитивном ключе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Экологическое сознание: состояние и причины пассивности / А. Н. Авдонин, Р. Б. Камаев, Д. С. Рыжевская // СОЦИС. 1997. № 8. — С. 88 -92.
  2. О.В. Экологический менеджмент в Голландии / О. В. Аксенова // СОЦИС. 1995. № 8. — С. 46 — 53.
  3. Г. М. Экологическая ситуация в стране / Г. М. Баренбойм // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. 1992. № 5. — С. 77 — 85.
  4. П. А. Экологический кризис / П. А. Водопьянов // Новейший философский словарь / Под редакцией Грицанова А. А. М.: «Книжный Дом», 2003.
  5. Э. В., Платонов Г. В. Мир в поисках концепции устойчивого развития / Э. В. Гирусов, Г. В. Платонов // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. 1996. № 1. — С. 3 — 14.
  6. Э.В. Система «общество природа» (проблемы социальной экологии) / Э. В. Гирусов. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976.
  7. Государственный доклад о состоянии природной среды Российской Федерации (1997) // ЭКОС. 1999. — №№ 1 — 2.
  8. Градостроительный кодекс Российской Федерации (7 мая 1998). № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 19. — Ст. 2069.
  9. Градостроительный кодекс Российской Федерации (29 декабря 2004). № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. — № 19. — Ст. 16.
  10. Ю.Дарулис П. В. Отходы областного города. Сбор и утилизация. Смоленск, 2000. — 520 с.
  11. С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С. Д. Дерябо. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.-310 с.
  12. В. И. Болонский процесс новая волна реконструкции / В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев // Московский Университет. -2004. № 13. — С. 4.
  13. Доклад о состоянии окружающей природной среды Смоленской области (1999) / Государственный комитет по охране окружающей среды Смоленской области. Смоленск, 2000. — 272 с.
  14. .З. Уровень осознания экологических проблем: профили общественного мнения / Б. З. Докторов, В. В. Сафронов, Б. М. Фирсов // СОЦИС. 1992. № 12. — С. 51 — 58.
  15. Р.Э. Здоровье планеты / Р. Э. Дэнлап, Д. Г. Гэллап, А. М. Гэллап // СОЦИС.- 1992. № 12.-С. 11−32.
  16. Инвайронментальная социология: потрясение основ // СОЦИС. 1992. № 12. -С. 32−39.
  17. А. В, Время великого размежевания: от техногенно-потребительской к духовно-экологической цивилизации / А. В. Иванов, И. В. Фотиева, М. Ю. Шишин // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. 1999. № 6. — С. 3 — 26.
  18. Т. В. Экологические ценности в общественном сознании / Т. В. Иванова//Вопросы психологии. 1999. № 3. — С. 83 — 88.
  19. В. П. У истоков экологического мышления в России (Экологическая философия Н. А. Умова) / В. П. Казарян // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. 1998. № 1. — С. 77 — 90.
  20. JI.B. Экологическое сознание на дальнем острове / JI.B. Корель // СОЦИС.- 1995. № 4.-С. 46−51.
  21. А. А. Трансформация экологического сознания / А. А. Кочергин, А. Н. Кочергин // Социальные трансформации (Выпуск 4): Материалы международного коллоквиума. Смоленск: СГПУ, 2003. — 312 с.
  22. А. Н. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования / А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н.Г. Васильев- отв. ред. Г. А. Антипов- АН СССР, Сиб. отд-ние, И-нт истории, филологии и философии -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. -218 с.
  23. И. В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений / И. В. Кряж // Вопросы психологии. 1998. № 1. — С. 65 — 75.
  24. А. А. Экологическое действие как форма риск-рефлективности / А. А. Кузьмина // СОЦИС. 1999. № 6. — С. 50 — 66.
  25. В. А. Естественное и искусственное: борьба миров / В. А. Кутырев. Ниж. Новгород: Нижний Новгород, 1994. — 200 с.
  26. М. В., Лихачева Т. И., Грицынина 3. В., Лисаускайте Ю. В. Экологические движения и экологическое сознание в Прибайкалье / М. В. Лисаускене, Т. И. Лихачева, 3. В. Грицынина, Ю. В. Лисаускайте // СОЦИС. -1999. № 8.-С. 111−116.
  27. В. И. Социальная экология: учеб. пособие / В. И. Малофеев — отв. ред. Э. А. Манукен. М.: Дашков и К, 2003. — 256 с.
  28. .М. Устойчивое развитие и экологические потребности / Б. М. Маклярский // СОЦИС. 1995. № 4. С. 51 — 58.
  29. Д. Ж. Социальная экология и экономическое образование / Д. Ж. Маркович // Ученые записки / Московский ун-т М., 1998. — № 3. — С. 12 -18.
  30. Д. Ж. Экологическое образование как составляющая часть общей культуры и профессионального образования / Д. Ж. Маркович // Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. М., 1998.-С. 340−359.
  31. Д. Ж. Глобализация и экологическое образование / Д. Ж. Маркович // СОЦИС. 2001. № 1. — С. 17 — 24.
  32. Н. Н. Размышления о рациональном обществе / Н. Н. Моисеев // Экология и жизнь. 2001. № 1. — С. 7 — 13.
  33. А. В. Экологически устойчивый образ жизни. Факторы становления / А. В. Мозговая // СОЦИС. 1999. № 8. — С. 104 — 111.
  34. Областной закон об отходах производства и потребления в Смоленской области // Дарулис П. В. Отходы областного города. Сбор и утилизация. -Смоленск, 2000, С. 506 — 514. 37.0йзерман Т. И. Проблемы экологии: генезис идей и современность / Т. И.
  35. Ойзерман // СОЦИС. 2002. № 3. — С. 3 — 12. 38. Олейников Ю. В. К разработке Экологического Кодекса России / Ю. В. Олейников, А. Т. Шаталов // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. — 1993. № 6. С. 3 — 5.
  36. А. И. «Экологический кризис» как псевдопроблема / А. Н. Павленко // Вопросы философии. 2002. № 7. С. 66 — 80.
  37. Г. В. Устойчивое развитие путь к ноосфере / Г. В. Платонов, Э. В. Гирусов // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. -1997. № 1. С. 49−67.
  38. X. А. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество (реферат Е. А. Самородовой из International Sociology. Stoony Brook, NY. 1999 March, vol. 14, No. 1. P. 7 32) / X. А. Прадес // СОЦИС. — 2000. № 4.-С. 75−83.
  39. В. Ф. Экология: Термины и понятия. Стандарты, сертификация. Нормативы и показатели: учеб. и справочное пособие / В. Ф. Протасов, А. С. Матвеев. М.: Финансы и статистика, 2001. — 208 с.
  40. . Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь / Б. Б. Прохоров. М.: 1999. — С. 289.
  41. Российская Федерация. Федеральный Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (6 октября 2003): офиц. текст.
  42. Российская Федерация. Закон о местном самоуправлении в Российской Федерации (6 июля 1991): офиц. текст.
  43. Российская Федерация. Федеральный Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (28 августа 1995): офиц. текст.
  44. Российская Федерация. Федеральный Закон о финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации (25 сентября 1997): офиц. текст.
  45. В. О. Рационально ли общественное мнение по вопросам экологии? / В. О. Рукавишников // СОЦИС. 1994. № 1. С. 50 — 58.
  46. В. О. Факторная модель структуры общественного мнения и проблемы экологии в современной России / В. О. Рукавишников // СОЦИС. 1992. № 12. С. 58−71.
  47. В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 280 с.
  48. Социальные трансформации (Выпуск 10): Материалы международного коллоквиума «Социальные трансформации: Механизми научного и социокультурного взаимодействия (Феномен экосознания). Смоленск, 2006.
  49. О. Н. Социокультурное отношение к лесу / О. Н. Старостина // Материалы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Выпуск 13. М., 2004. — 483 с.
  50. О. Н. Трансформация языческого экосознания восточных славян / О. Н. Старостина // Социальные трансформации (Выпуск 5): материалы международного коллоквиума. Смоленск: СГПУ, 2003. — 223 с.
  51. О. Н. Трансформация экосознания восточных славян под воздействием христианства / О. Н. Старостина // Социальные трансформации (Выпуск 4): материалы международного коллоквиума. -Смоленск: СГПУ, 2003. 312 с.
  52. А. Г. Артикуляция экологической проблематики- опыт контент-анализа / А. Г. Стегний // Личность. Культура. Общество. 2000. — Том II. -Вып. 1(2). С. 181−194.
  53. А. Г. Терминология экологической проблематики. Критический анализ / А. Г. Стегний // СОЦИС. 1999. № 10. С. 128 — 135.
  54. И.С. Городской образ жизни. Теоретический аспект / И. С. Туров // СОЦИС. 1995. № 1. С. 131 — 134.
  55. В. Г. Экология и экономика природопользования: учебно-методическое пособие / В. Г. Федцов, JI. А. Дрягилев — под ред. П. В. Забелина. М.: Издательство РДЛ, 2002. — 232 с.
  56. С.Р. Крайне зеленые / С. Р. Фомичев // СОЦИС. 1995. № 8. С. 36 -41.
  57. И. А. Экологическое и национально-патриотическое движения в России: союзники или противники? / И. А. Халий // СОЦИС. 1995. № 8. С. 26−36.
  58. И. А. Экологические инициативы в крупном индустриальном центре / И. А. Халий // СОЦИС. 1992. № 12. С. 71 — 80.
  59. Ф. Экологическая этика как норма современного общества / Ф. Цогоева // Материалы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Выпуск 13. — М.: Изд-во МГУ, 2004. 483 с.
  60. Экологическая мысль восточных славян: Антология /отв. ред. М. А. Можейко. -Мн.: Красико-принт, 1995. 585 с.
  61. Экологический кодекс России // Вестник Московского Университета. Серия
  62. Философия. 1993. № 6. С. 5 — 9. 68. Экология и образование (материалы «круглого стола» журналов «Вопросы философии» и «Экология и жизнь») // Вопросы философии. — 2001. № 10. С. 3 -27.
  63. О. Н. Россия как экосистема / О. Н. Яницкий // СОЦИС. 2005. — № 7. — С. 88 — 89.
  64. О.Н. Экологическая социология как риск-рефлексия / О. Н. Яницкий // СОЦИС. 1999. № 6. С. 50 — 66.
  65. О.Н. Модели и механизмы реализации российской экополитики / О. Н. Яницкий // СОЦИС. 1995. № 4. С. 34 — 46.
  66. О.Н. Эволюция экологического движения в современной России / О. Н. Яницкий // СОЦИС. 1995. № 8. С. 15 — 26.73 .Яницкий О. Н. Экологическое движение в «переходном обществе». Проблемы теории / О. Н. Яницкий // СОЦИС. 1998. № 10.
  67. О.Н. Методологические вопросы исследования социально-экологических проблем / О. Н. Яницкий // Вопросы философии. 1982. № 3.
  68. О.Н. Экологическое движение / О. Н. Яницкий // СОЦИС. 1989. № 6. С. 26−38.
  69. О.Н. Экологическое движение и контекст: становление гражданского общества в посттоталитарной среде / О. Н. Яницкий // СОЦИС. 1992. № 12. С. 40−51.
  70. О.Н. Экология города. Зарубежные междисциплинарные концепции / О. Н. Яницкий. М.: Наука, 1984.
  71. Alisch. Armut und soziale Integration / Alisch, Dangschat. Opladen, 1998.
  72. Balzer. Stadtentwicklungsplanung und Lokale Agenda 21 / Balzer, Berggotz I I Hermann W. (Hg.): Lokale Agenda 21. AnstoBe zur Zukunftsfahigkeit. -Stuttgart, 2000. S. 98- 108.
  73. Beck U. Risikogesellschaft. Auf dem Weg in eine andere Moderne / U. Beck, -Frankfurt a. M.: Suhrkamp Verlag, 1986 379 S.
  74. BoIscho D. Umweltbewusstsein zwischen Anspruch und Wirklichkeit: Anmerkungen zu einem Dilemma / D. Bolscho. Frankfurt/Main: VAS, 1995. -49 S.
  75. Busygina I. Die Gouverneuere im foderativen System Russlands / I. Busygina //Osteuropa 1997. Jg. 47. S. 544 — 557.
  76. Buttel F. H. The politics of environmental concern. The impact of party identification and political ideology on environmental attitudes / F. H. Buttel, W. L. Flinn // Environment and Behavior. 1978. — № 10. — P. 17 — 36.
  77. Clausen L. Produktive Arbeit, Destruktive Arbeit / L. Clausen. Berlin, New York: de Gruyter, 1988. — 181 S.
  78. Diekmann A. Empirische Sozialforschung / A. Diekmann. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 4. Aufl., 1998. — S.
  79. Dienel P. Die Planungszelle / P. Dienel Opladen, 1978.
  80. Die Wirtschaftslobby hat versagt // Markt. 2001. Nr. 22. S. 2.
  81. Dunlap R. E. The «New Environmental Paradigm»: A proposed measuring instrument and preliminary results / R. E. Dunlap, K. D. Van Liere // Journal of Environmental Education. 1978. — № 9. — P. 10 — 19
  82. Eulefeld G. Hrsg. UmweltbewuBtsein und Umwelterziehung: Ansatze und Ergebnisse empirischer Forschung / G. Eulefeld [Hrsg.]. Kiel: IPN, 1991. — 264 S.
  83. Franzen A. Umweltbewusstsein und Verkehrsverhalten: empirische Analysen zur Verkehrsmittelwahl und der Akzeptanz umweltpolitischer Massnahmen / A. Franzen. Chur: Rtiegger, 1997. — 152 S.
  84. Friedrichs J. Methoden empirischer Sozialforschung / J. Friedrichs Opiaden: Westdeutscher Verlag, 14. Aufl., 1990. — 384 S.
  85. Fuhrer U. Sozialpsychologisch fundierter Theorierahmen fur eine BewuBtseinsforschung / U. Fuhrer U. // Psychologische Rundschau. 1995. — Nr. 46.-S. 93−103
  86. Gebauer M. Kind und Umwelt: Ergebnisse einer empirischen Studie zum UmweltbewuBtsein von Grundschulern / M. Gebauer. Frankfurt/Main: Lang, 1994. — 198 S.
  87. Grettenberger D. Umweltschutz und UmweltbewuBtsein: Ansatzpunkte einer effizienten Umweltpolitik / D. Grettenberger. Stemenfels: Verl. Wiss. & Praxis, 1996.-288 S.
  88. Harry J. Conservation: An upper-middle class social movement / J. Harry, R. Gale, J. Hendee // Journal of Leisure Research. 1969. — № 3. — P. 246 — 254.
  89. Heine G. Umweltbezogenes Recht im Mittelalter / G. Heine // Herrmann B. (Hg.) Umwelt in der Geschichte: Beitrage zur Umweltgeschichte / hrsg. von Bemd Herrmann Gottingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1989. — 152 S.
  90. Hermann W. Agenda 21 und Lokale Agenda // W. Hermann (Hg.): Lokale Agenda 21. AnstoBe zur Zukunftsfahigkeit Stuttgart, 2000. S. 1 — 5.
  91. Homburg A. Umweltpsychologie: Umweltkrise, Gesellschaft und Individuum / A. Homburg- E. Matthies. Weinheim- Munchen: Juventa Verlag, 1998. — 248 S.
  92. Hucke J. Umweltpolitik in der Bundesrepublik Deutschland: Entwicklung der Umweltpolitik in der Bundesrepublik Deutschland / J. Hucke. Hagen: FernUniversitat in Hagen, 1991. — 80 S.
  93. Jungk. Zukunftswerkstatten / Jungk, Mullert. Munchen, 1997.
  94. Katzenstein H. UmweltbewuBtsein und Umweltverhalten. UmweltbewuBtsein: Konzepte und empirische Erfassung / H. Katzenstein. Hagen: FernUniversitat in Hagen, 1995. — 144 S.
  95. Kley J. Verhaltenswirksame Variablen des UmweltbewuBtseins / J. Kley, H.-J. Fietkau // Psychologie und Praxis. Nr. 1. — S. 13 — 22.
  96. Konferenz der Vereinten Nationen fur Umwelt und Entwicklung im Juni 1992 in Rio de Janeiro. Dokumente. Agenda 21 Bundesministerium fur Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit — Bonn: Kollen Druck+Verlag GmbH, 1998. -360 S.
  97. Kropp S. Umwege der Systemreform: Dezentralisierung und lokale Selbstverwaltung in Russland / S. Kropp // Aus Politik und Zeitgeschichte В -1995. Nr. 46. S. 34−44.
  98. Kropp S. Demokratisierung durch autoritare Lenkung? / S. Kropp // Der Staat. Zeitschrift fur Staatslehre, Offentliches Recht und Verfassungsgechichte, 36. Band. 1997. H. S. 55 80.
  99. Kuckartz U. UmweltbewuBtsein und Umweltverhalten / U. Kuckartz. Berlin: Springer, 1998. — 114 S.
  100. Kuckartz U. Umweltbewusstsein in Deutschland 2000. Ergebnisse einer representativer Bevolkerungsumfrage / U. Kuckartz. Berlin: Bundesministerium fur Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit, 2000. — 81 S.
  101. Kuckartz U. Umweltbewusstsein in Deutschland 2002. Ergebnisse einer representativer Bevolkerungsumfrage / U. Kuckartz, H. Grunenberg. Berlin: Bundesministerium fur Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit, 2002. — 107 S.
  102. Kiihlhorn G. Wie umweltbewusst sind die Deutschen / G. Kuhlhorn // Markt. -2001. Nr. 22. S. 1−2.
  103. Lappe L. Das UmweltbewuBtsein von Jugendlichen: eine qualitative Befragung Auszubildender/ L. Lappe, C. J. Tully, P. Wahler. Miinchen: DJI, Verl. Dt. Jugendinst., 2000. — 232 S.
  104. Littig B. Die Bedeutung von UmweltbewuBtsein im Alltag oder: Was tun wir eigentlich, wenn wir umweltbewuBt sind? / B. Littig. Frankfurt/Main: Lang, 1995.- 158 S.
  105. Luhmann N. Okologische Kommunikation: kann d. moderne Gesellschaft sich auf okolog. Gefahrdungen einstellen? / N. Luhmann. Opladen: Westdt. Verl., 3. Aufl., 1990.-276 S.
  106. Luhmann N. Die Gesellschaft der Gesellschaft / N. Luhmann. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1998. — 594 S.
  107. Liibke u. a. Zur Stadtplanung und Burgerbeteiligung in der Russischen Foderation und in Deutschland / Liibke u. a. (Hg.). Kassel/Jaroslawl, 1999.
  108. Maloney M. P. Ecology: Let’s hear it from the people / M. P. Maloney, M. D. Ward // American Psychologist. 1973. — № 28. — P. 583 — 586
  109. Miller R. Umweltpsychologie: eine Einfuhrung / R. Miller. Stuttgart- Berlin- Koln: Kohlhammer, 1998. — 200 S.
  110. Miller R. Einfuhrung in die Okologische Psychologie / R. Miller. Hagen: FernUniversitat in Hagen, 1986. — 272 S.
  111. Poferl A. UmweltbewuBtsein und Alltagshandeln: eine empirische Untersuchung sozial-kultureller Orientierungen / A. Poferl, K. Schilling, K.-W. Brand. Opladen: Leske + Budrich. 1997. — 263 S.
  112. Pongratz H. Die Bauern und der okologische Diskurs: Befunde und Thesen zum UmweltbewuBtsein in der bundesdeutschen Landwirtschaft / H. Pongratz. -Miinchen: Profil, 1992. 301 S.
  113. Preisendorfer P. Umwelteinstellungen und Umweltverhalten in Deutschland: empirische Befunde und Analysen auf der Grundlage der Bevolkerungsumfragen
  114. UmweltbewuBtsein in Deutschland 1991 -1998 / P. Preisendorfer. Opladen: Leske + Budrich, 1999. — 266 S.
  115. Samdahl D. M. Social determinants of environmental concern: Specification and test of the model / D. M. Samdahl, R. Robertson // Environment and Behavior. 1989. — № 21. — P. 57 — 81.
  116. Schan, J. Konstruktion, Validierung und Anwendung von Skalen zur Erfassung des individuellen Umweltbewusstseins / J. Schan, E. Holzer // Zeitschrift fur Differentielle und Diagnostische Psychologie. 1990. — Nr. 11 (3). — S. 185 — 204.
  117. Schimank U. Soziologische Akteurmodelle / U. Schimank. Hagen: Fernuniversitat in Hagen, 1998. — 160 S.
  118. Schleicher K. Hrsg. UmweltbewuBtsein und Umweltbildung in der Europaischen Union: zur nachhaltigen Zukunftssicherung / K. Schleicher [Hrsg.]. 2., erw. Aufl. — Hamburg: Kramer, 1996. — 509 S.
  119. Schmals K. Zivile Urbanitat / K. Schmals // Schmals/Heinelt (Hg.) Zivile Gesellschaft Opladen, 1997 — S. 399 — 423.
  120. Schlilein J. A. Manager und Okologie: eine qualitative Studie zum UmweltbewuBtsein von Industriemanagern / J. A. Schulein, K.-M. Brunner, H. Reiger. Opladen: Westdt. Verl., 1994. — 207 S.
  121. Selle K. Zur sozialen Selektivitat planungsbezogener Kommunikation / K. Selle // Harth u. a. (Hg.) Stadt und soziale Ungleichheit. Opladen, 2000 — S. 293 -309.
  122. Spada H. UmweltbewuBtsein: Einstellung und Verhalten / H. Spada // Kruse/Graumann/Lantermann Okologische Psychologie. Ein Handbuch in Schliisselbegriffen Psychologie. Weinheim: VerlagsUnion, 1996. — S. 623 -631.
  123. P. С., Dietz Т., Guagnano G. The New Ecological Paradigm in social-psychological context // Environment and Behavior. 1995 — № 27 (6). — P. 723 -743.
  124. Szagun G. Umweltbewusstsein bei Jugendlichen- emotionale, handlungsbezogene und ethische Aspekte / G. Szagun, E. Mesenholl, M. Jelen. -Frankfurt/Main: Lang, 1994. 187 S.
  125. Urban D. Was ist Umweltbewusstsein? Exploration eines mehrdimensionalen Einstellungskonstruktes / D. Urban // Zeitschrift fur Soziologie. 1986. — Nr. 15 (5). S. 363−377
  126. Vierhaus H.-P. UmweltbewuBtsein von oben: zum Verfassungsgebot demokratischer Willensbildung / H.-P. Vierhaus. Berlin: Duncker & Humblot. 1994.-644 S.
  127. Waldmann K. Hrsg. UmweltbewuBtsein und okologische Bildung- eine explorative Studie zum UmweltbewuBtsein Jugendlicher und Beitrage zu Konzeption und Praxis okologischer Bildung / K. Waldmann [Hrsg.]. Opladen: Leske + Budrich, 1992. — 176 S.
  128. Weigel R. H. Environmental concern The development of a measure. / R. H. Weigel, J. Weigel // Environment and Behavior. — 1978. — № 10. — P. 55 — 73
  129. Wenke M. Konsumstruktur, UniweitbewuBtsein und Uniweltpolitik: eine makrookonomische Analyse des Zusammenhanges in ausgewahlten Konsumbereichen / M. Wenke. Berlin: Duncker & Humblot, 1993. — 126 S.
  130. Winter G. Umweltbewusstsein im Licht sozialpsychologischer Theorien / G. Winter // Umweltlernen / Fitkau H.-J., Kessel, H. (Hrsg.) Konigstein/Taunus: Hain, 1981.-S. 53−117.
  131. Wollman- H. Im Bannkreis der. Machtfrage Entwicklung und Stand der lokalen Selbstverwaltung in Russland / H. Wollman // Archiv fur Kommunalwissenschaften. — 1993. Hbd.T. Jg. 32. S. 1 — 20-
  132. Wollman, H. Kommunale Selbstverwaltung in RuBland seit 1990 / H. Wollman //Osteuropa. 1996. Jg. 46. S. 676 — 696.
  133. Wollman H. Der Systemwechsel in Ostdeutschland, Ungarn, Polen und Russland / H. Wollman // Aus Politik und Zeitgeschichte B. 1997. Nr. 5.
Заполнить форму текущей работой