Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Медико-социальные аспекты инвалидизации детского населения на Севере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты исследования доложены на международной научно-практической конференции «Восстановительная медицина, физическая культура, спорт и здоровье нации в XXI веке» (4−6 апреля 2006 г., г. Архангельск), научной сессии студентов и молодых ученых СГМУ (14 апреля 2006 г.), научно-практической конференции «Роль сестринского персонала в системе общественного здравоохранения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Медико-социальные аспекты инвалидизации детского населения
    • 1. 1. Теоретико-концептуальные и медико-организационные основы детской инвалидности
      • 1. 1. 1. История развития отношения общества к социальному феномену детской инвалидности
      • 1. 1. 2. Нормативно-методические подходы к определению детской инвалидности
      • 1. 1. 3. Организационно-функциональные подходы к комплексной медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
    • 1. 2. Актуальные проблемы социальной адаптации семей с детьми-инвалидами в меняющихся условиях внешней среды
  • Глава 2. База и методика исследования
    • 2. 1. Характеристика базы исследования
    • 2. 2. Характеристика методики исследования
      • 2. 2. 1. Методика определения модуса здоровья детского населения и факторов, его определяющих
      • 2. 2. 2. Методика изучения региональной специфики и прогнозирование детской инвалидности
      • 2. 2. 3. Методика изучения организации медико-социальной помощи детям-инвалидам
  • Глава 3. Медико-социологический анализ здоровья детей с ограниченными возможностями
    • 3. 1. Характеристика здоровья детского населения: состояние и основные тенденции
      • 3. 1. 1. Модус, профиль и формула детского здоровья
    • 3. 2. Региональные особенности эпидемиологии детской инвалидности
      • 3. 2. 1. Структура детской инвалидности по нозологическим формам, главным нарушениям и ведущим ограничениям
      • 3. 2. 2. Прогнозирование основных тенденций инвалидизации детского населения в Архангельской области
  • Глава 4. Медико-социальный портрет семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями
    • 4. 1. Социально-гигиеническая характеристика семей с детьми-инвалидами
    • 4. 2. Биопсихосоциальные детерминанты здоровья детей с ограниченными возможностями
    • 4. 3. Контекстуальные проблемы медицинской активности родителей детей-инвалидов и ближайшего окружения
  • Глава 5. Совершенствование организации системы медико-социальной помощи детям-инвалидам
    • 5. 1. Анализ состояния действующей системы медико-социальной помощи детям-инвалидам
    • 5. 2. Содержание и методика социально-медицинской работы с детьми- инвалидами
    • 5. 3. Управление рисками здоровью детей в условиях современного образа жизни и состояния окружающей среды

Медико-социальные аспекты инвалидизации детского населения на Севере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Высокая значимость проблемы нездоровья детей и подростков обусловлена особой важностью этих возрастных периодов в жизни каждого человека для последующего его успешного становления и профессионального развития на основе наиболее полного раскрытия творческого потенциала личности. Она в значительной степени определяется сохранением старых и появлением новых негативных тенденций в здоровье детей, связанных с современным образом жизни и состоянием окружающей среды. В комплексе медико-биологических, социально-экономических и психолого-педагогических проблем нездоровья особое место принадлежит феномену инвалидизации детского населения, а также обеспечению равного доступа к качественной медико-социальной помощи всех без исключения детей независимо от географического и экономического положения их семей. По результатам общенациональных исследований (Айзман Р.Н., 1996; Аруева Г. Л., 1998; Балыгин М. М., 2001; Васильков А. А., 2001; Великанова Л. П., 2004; Горшкова Е. А., 2002; Евсигнеева М. Е., 2004, Защиринской О. В., 2001; Кобринский Б. А., 2000; Щепин О. П., 2007; и др.) доля детей с ограниченными возможностями в разных странах варьирует в широких пределах (от 0,2 до 7,0%) и имеет тенденцию к росту.

Особенно негативно на здоровье населения, в особенности детского, влияют дискомфортные условия Севера. Дефицит тепла, охлаждение, интенсивные теплопотери приводят к адаптационно-регуляторным сдвигам. Это обусловливает повышенную заболеваемость и выраженную ее сезонность, специфику патологии и устойчивую тенденцию к хронизации заболеваний. В суровых климатических условиях многие заболевания характеризуются ранним началом, неспецифичностью симптоматики, нарушением функционального состояния организма и, как следствие, инвалидизации населения.

В настоящее время одной из основных задач социальной политики государства в области охраны материнства и детства является развитие профилактического направления в системе первичной медико-санитарной помощи и совершенствование всех видов медицинской, социальной и экономической поддержки семей, воспитывающих детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. В связи с этим изучению проблем детской инвалидности отечественными учеными в последние годы уделяется все большее внимание (Зелинская Д.И., 2001; Камаев И. А., Позднякова М. А., 2004; Мастюкова Е. М., Московкина А. Г., 2004; Амасьянц Р. А., 2005; Буторина Т. С., 2006; Буторина О. Ю., 2007; Гуслова М. Н., 2008). Они направлены на адаптацию Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности к отечественной педиатрической практикеобоснование проведения системного мониторинга детской инвалидности с учетом специфики отдельных территорийвнедрение в работу медико-социальных служб международных подходов к организации системы социальной защиты детей-инвалидов на основании использования единых унифицированных стандартов обеспечения доступной медико-социальной помощью должного объема и качества и др.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты детской инвалидности являются предметом научного интереса широкого круга исследователей. Одновременно продолжается поиск оптимальных путей успешной реабилитации и позитивной адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет отнести данную проблему к числу первостепенных и считать ее объектом комплексного взаимодействия специалистов различного профиля.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о влиянии теоретических положений современной концепции социальной защиты населения на содержание и характер научных исследований в медицинском, психолого-педагогическом и социальном аспектах проблемы детской инвалидности. Состояние здоровья детей в условиях Европейского Севера России изучалось с различных позиций — морфофункциональных (Артемова Н.А., 2003; Лебединский В. В., 2005), клинических (Макарова В.И., 2000;

Чумакова Г. Н., 2002; Меньшикова Л. И., 2004), гигиенических (Коновалов О.Е., 2000), социальных (Макарова В.И., Вязьмин A.M., Дьячкова М. Г., 2003) и др.

В медико-социальных исследованиях широко освещены проблемы социальной реабилитации инвалидов (Зелинская Д.И., 2001; Гуслова М. Н., 2008; Бобылева И. А., 2008 и др.), разработаны концептуальные основы медико-психологической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (Вечканов В.А., 2000; Астапов В. М., 2002; Акатов Л. И, 2003; и др.), выявлены личностные особенности детей с различными заболеваниями (Выготский Л.С., 2001; Журавлева И. В., 2002; Захарова Т. Г., 2002 и др.), обосновано использование индивидуального подхода при осуществлении реабилитационных мероприятий (Дыскин А.А., 2000; Е. А. Бочарова, 2005; Аминова З. П., 2008 и др.).

В последние годы всесторонне исследуется зарубежный опыт, раскрывающий пути и средства оптимальной социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (Garzon DL, 2005; Shields N, 2006; Lancioni GE, 2007; Perrin JM, 2007; Homer CJ, 2008; Colver A, 2009 и др.). Проблемы семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматривались в работах Е. Н. Морозовой (2005), Т. А. Кокуевой (2006), Е. Т. Лильина (2007), В. Г. Кальте (2008) и др.

Необходимо отметить, что большинство проведенных исследований касалось различных аспектов реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, которые практически всегда рассматривались обособленно (социальная, педагогическая, психологическая или медицинская реабилитации), вследствие чего проблема комплексной реабилитации детей-инвалидов до сих пор остается трудноразрешимой задачей.

Значительная часть общества не готова принять людей с ограниченными возможностями здоровья как равных, а сами эти люди не способны к позитивной адаптации в социуме и испытывают особую потребность в комплексной реабилитации. Решение данной проблемы требует совместного использования методологических подходов различных научных дисциплин, и, прежде всего, социологии медицины.

Таким образом, выбор темы исследования «Медико-социальные аспекты инвалидизации детского населения на Севере» обусловлен объективными потребностями в изучении причин детской инвалидности и вопросов совершенствования организации медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям.

Объект исследования: семьи, воспитывающие здоровых и больных детей с разной степенью выраженности жизнеограничений. В исследовании приняли участие родители 732 практически здоровых детей и 1 268 детей с ограниченными возможностями. Доля последних составила 26,1% от общего числа детей-инвалидов, зарегистрированных в Архангельской области по состоянию на 01.01.08.

Предмет исследования: биопсихосоциальные детерминанты детского здоровья, состояние здоровья детей-инвалидов, организация медико-социальной помощи детям-инвалидам.

Цель исследования: научное обоснование путей совершенствования организации системы медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям, проживающим на территории Архангельской области.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить модус здоровья детского населения Архангельской области: профиль и формулу, в динамике за 10 лет (1998;2007гг.) и по состоянию на год исследования, а также измерить силу влияния каждого из определяющих здоровье факторов и их групп.

2. По данным официальной статистики и специально разработанной программе выявить региональные особенности инвалидизации детского населения на Севере (состояние и тенденции, структуру причин, главных нарушений и ограничений жизнедеятельности) и сделать прогноз до 2015 года.

3. Дать медико-социальный портрет семей высокого социального риска и установить факторы, позитивно и негативно влияющие на процесс социализации и интеграции детей-инвалидов в общество.

4. Изучить и оценить организацию и управление медико-социальной помощью детям-инвалидам и воспитывающим их семьям во всех муниципальных образованиях области.

5. Обосновать концептуальную модель социально-медицинской работы с детьми-инвалидами и предложить алгоритм разработки региональной программы управления рисками здоровью детского населения на Севере.

Гипотеза исследования. Здоровье ребенка определяется целым комплексом факторов. В процессе экономического развития общества изменяются его социальная структура, трансформируется роль и значение биопсихосоциальных детерминант здоровья. Переход к рыночным отношениям усиливает влияние факторов, выходящих за пределы сектора здравоохранения. В таких условиях необходимо определение наиболее значимых факторов риска, негативно воздействующих на здоровье детей, и установление силы влияния каждого из них. В неблагоприятном климате северных территорий вредное воздействие факторов на здоровье детского населения носит комбинированный характер. Основополагающее значение приобретают социально-экономические и социально-психологические (поведенческие) детерминанты. Единственно возможным решением данной проблемы представляется управление рисками здоровью детей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В условиях системных преобразований общества, связанных с переходом к рыночной системе экономических отношений в здоровье подрастающего поколения сохраняются старые и появляются новые негативные тенденции. Более быстрыми темпами начинает истощаться потенциал здоровья девочек.

2. Усиление социальной дифференциации общества усугубляет экономическое положение малообеспеченных групп населения и особенно высокого социального риска, к которым относятся семьи с детьми-инвалидами. Наряду с традиционными медико-организационными факторами здоровья особое значение приобретают социально-экономические и социально-психологические детерминанты.

3. Особую выраженность негативные тенденции в здоровье детей приобретают в неблагоприятном климате северных территорий России. Здесь выше показатели первичной и общей заболеваемости, нижесредняя продолжительность жизни.

4. Сложившаяся система медико-социальной помощи детям-инвалидам не адекватна изменившимся социально-экономическим условиям жизни общества и возросшим потребностям семей высокого социального риска.

5. Реальным способом эффективного решения проблем детей-инвалидов и воспитывающим их семей может быть разработка и реализация региональной программы управления рисками здоровью детей-инвалидов на основании концептуальной модели социально-медицинской работы.

Научная новизна исследования: 1. Впервые дана комплексная оценка здоровья детского населения Архангельской области на основании определения модуса здоровья, характеристики профиля и расчета его формулы. Разработана методика измерения индивидуальных различий в физическом, психическом, социальном и экономическом благополучии, влияющих на здоровье здоровых и больных детей.

2. В условиях социально-экономического расслоения общества и роста социального градиента определена сила влияния социально-экономических и социально-психологических факторов, негативно влияющих на формирование здоровья подрастающего населения на Севере.

3. Доказана несостоятельность существующей системы организации медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям: несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям и неспособность обеспечить семьи высокого социального риска доступной медико-социальной помощью и достойным уровнем жизни.

4. Разработаны и обоснованы конкретные рекомендации по совершенствованию организации медико-социальной помощи детям-инвалидам и воспитывающим их семьям. Предложена концептуальная модель социально-медицинской работы с детьми-инвалидами и предложен алгоритм разработки региональной программы управления рисками здоровью детского населения «Здоровое поколение».

5. Впервые систематизированы и предложены новые показатели для оценки факторов риска здоровью здоровых и больных детей, а также системы организации и оказания медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями и воспитывающим их семьям.

Практическая значимость исследования:

1. Предложенные и внедренные в практику рекомендации по алгоритму разработки региональной программы управления рисками здоровью детей могут способствовать оптимизации региональной социальной политики властных структур, а также послужить моделью для других северных территорий Европейской части России.

2. Определенное значение для совершенствования управления рисками здоровью детей может иметь комплекс специально разработанных показателей, используемых для анализа и объективной оценки изменений в детском здоровье и организации медико-социальной помощи детскому населению.

3. В условиях экономической дестабилизации и ограничении выделяемых финансовых средств применение в практике работы с детьми-инвалидами новых социальных технологий обеспечивает более четкое планирование и эффективное использование всегда ограниченных материальных, кадровых и финансовых ресурсов.

4. Материалы исследования могут быть использованы для обоснования управленческих решений руководящих органов, а также в дои последипломной подготовке специалистов и руководителей медицинских и социальных учреждений.

Апробация работы. Результаты исследования доложены на международной научно-практической конференции «Восстановительная медицина, физическая культура, спорт и здоровье нации в XXI веке» (4−6 апреля 2006 г., г. Архангельск), научной сессии студентов и молодых ученых СГМУ (14 апреля 2006 г.), научно-практической конференции «Роль сестринского персонала в системе общественного здравоохранения» (20 апреля 2006 г., г. Архангельск), научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием, посвященной 75-летию СГМУ и 60-летпю студенческого научного общества (20 апреля 2007 г.), итоговой научной сессии СГМУ «Здоровье северян — итоги и перспективы в свете реализации национальных проектов» (15 ноября 2007 г.), научно-практической конференции «Биосоциальные ресурсы психического здоровья: проблемы профилактики и сестринской помощи» (5 декабря 2007 г.), итоговой научной сессии СГМУ и СНЦ СЗО РАМН «Повышение качества жизни семьи и развитие здравоохранения Европейского Севера» (17 ноября 2008 г.), научно-практической конференции «Инновации в сестринском деле: образование, наука, практика» (23 апреля 2009 г., г. Архангельск), научной сессии студентов и молодых ученых СГМУ (14 мая 2009 г.), международной научно-пракгической конференции «Системный мониторинг инновационного развития высшей школы» СГМУ (10−11 сентября 2009 г.).

Внедрение результатов в практику. Материалы исследования использованы в подготовке решений органов управления здравоохранением и социальной защиты населения Архангельской области по оптимизации деятельности медицинских и социальных учреждений, оказывающих медико-социальную помощь детскому населению.

Результаты исследования используются в учебном процессе на дои последипломном этапах профессиональной подготовки врачей, медицинских сестер с высшим образованием, специалистов по социальной работе на кафедрах Северного государственного медицинского университета: пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрииполиклинической и социальной педиатрии с курсом кардиологииобщественного здоровья, здравоохранения и социальной работы.

Использование материалов исследования: статистических карт, методики, результатов и практических предложений, подтверждено актами внедрения.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов и предложений, практических рекомендаций, списка литературы и приложенийизложена на 163 страницах машинописного текста. Работа содержит 7 рисунков и 18 таблиц.

Список литературы

включает 303 наименований, из них 226 публикаций отечественных и 77 иностранных авторов.

ВЫВОДЫ.

1. Профиль здоровья детского населения Архангельской области за десятилетний период (1998;2007гг) характеризуется ростом показателей первичной и общей заболеваемости (на 61,6% и 58,3%о). У девочек здоровье ухудшается более быстрыми темпами (28,7% против 21,3% соответственно). Уровень детской смертности имеет тенденцию к снижению (максимальный 1,4, минимальный 1,0, средний 1,2 случая смерти на 1 ООО детского населения). Уровень младенческой смертности снизился с 13,9 в 1998 году до 10,7 в 2007 году (в расчете на 1 ООО родившихся живыми), но остается весьма высоким, в несколько (от 3,5 до 5) раз превышая аналогичный показатель, сложившийся в экономически развитых странах.

2. Формула детского здоровья включает факторы, обусловливающие формирование здоровья детей, среди которых ведущее значение принадлежит медико-организационным факторам (31,2%) — на долю социально-экономических факторов приходится 21,6%- вклад медико-демографических факторов составляет 16,9%- величина вклада поведенческих факторов составляет 15,4%- 14,9% приходится на долю социально-психологических факторов.

3. За анализируемый период (1998;2007гг.) в Архангельской области отмечается рост уровня детской инвалидности с 172,2%ооВ 1998 г. до 194,5%0о в 2007 г. (на 13,0%). В 2007 году по своей величине он практически совпал со среднероссийским показателем (194,5 и 193,7 на 10 000 детей соответственно). Показатель инвалидизации среди девочек увеличился на 29,4 случая инвалидности и с меньшего уровня (с 156,0 в 1998 году до 185,4 в 2007 году (в расчете на 10 000 детей соответственно)). Основными причинами детской инвалидности в Архангельской области выступают три класса болезней: врожденные аномалии [пороки крови], деформации и хромосомные нарушения (27,4%), заболевания нервной системы (26,6%), психические расстройства и расстройства поведения (19,6%). На их долю приходиться 73,6%) от общего числа всех инвалидизирующих болезней. В структуре главных нарушений в состоянии здоровья детей-инвалидов первое ранговое место принадлежит группе висцеральных и метаболических нарушений и расстройств питания (24,7%), второе-третье место занимают двигательные (25,0%о) и умственные (20,6%) нарушения. В структуре ведущих жизнеограничений доля физических и психологических ограничений практически одинакова (51,8%) и 48,2%) соответственно). Прогнозируется устойчивый рост распространенности детской инвалидности. Показатель при сохраняющемся действии негативных факторов достигнет к 2015 году 247,8 на 10 ООО детей (в возрасте 0−17 лет включительно).

4. Социально-экономические ресурсы семей с детьми-инвалидами весьма ограничены: каждая вторая-третья семья неполная (37,1%) — подавляющее большинство родителей имеют лишь средний уровень профессиональной подготовки (74,5%) — в каждой второй семье один из родителей является безработным (49,6%) — подавляющее большинство семей живут в условиях абсолютной бедности (78,1%) — жилищные условия не соответствуют норме у 80,0% семей- 39,2% отцов и 18,7%) матерей систематически употребляют алкоголь.

5. Медицинская активность семей с детьми-инвалидами формируется под воздействием комплекса факторов: демографических, социальных, экономических, психологических и др. Так, чем младше ребенок, тем ответственнее относятся родители к его здоровью (0−4 года — 78,4%±5,8- 5−9 лет — 79,8%±2,9- 10−14 лет — 67,1%±3,1- 15−18 лет — 63,8%±4,0). Работающие родители более ответственно относятся к здоровью своего ребенка, чем не работающие (76,5%±1,9 против 49,6%>±4,6). Ответственность матерей с высшим образованием значительно выше, чем со средним (80,2%±3,9 против 69,3% ±2,1). В семьях с открытым образом жизни достоверно чаще выполняются все рекомендации по пребыванию ребенка на свежем воздухе (79,5%±2,8 против 70,7%±2,3), используются разнообразные методы лечения (70,8% 2,3 против 62,4%±3,3). Благоприятные отношения между членами семьи повышают ответственность (73,1%±2,2 против 67,9%±2,2) и комплаентность родителей.

78,7%±2,1 против 60,0%±3,3) и др. Семьи, удовлетворенные качеством медицинской помощи, имеющие достаточный уровень доходов и живущих в хороших жилищных условиях, следуют медицинским рекомендациям (82,4% ±2,0 против 56,7%±3,1), выполняя нормы режима дня, питания, физической активности (79,6%±2,1 против 64,9%±3,0) и др.

6. Выявленные дефекты в медико-социальной помощи детям-инвалидам обусловлены в значительной степени несовершенством организации и управления ею на уровне учреждений здравоохранения и социальной защиты населения. В ходе исследования установлено, что в учреждениях нет единого автоматизированного учета детей-инвалидов, их потребностей и объемов оказанной им медико-социальной помощи. Электронная база первичных данных действует лишь в 75,0% детских поликлиник, в остальных (25,0%) учреждениях ведется централизованная картотека. Лица, ответственные за ведение учета определены лишь в 67,4% детских поликлиник. Основными причинами являются технические и кадровые проблемы. В учреждениях отсутствует необходимая техника (25,0%), должный комплект специалистов (18,8%), соответствующее программное обеспечение (14,2%), выход в систему интернет (12,5%) и др. Почти в половине (43,7%) детских поликлиник отсутствует психолог, в 62,5% - социальный работник, а в 74,5% - социальный педагог. Проблемы детской инвалидности в территориальных поликлиниках редко обсуждаются на врачебных (в 50,0%) и сестринских (33,3%) конференциях. Существующая система социальных гарантий поддержки семей с детьми-инвалидами не обеспечивает должный уровень их жизни (средний размер пенсии составляет 2340 руб., что почти вдвое ниже прожиточного минимума). Санаторно-курортное лечение доступно лишь каждому десятому (9,4%) ребенку-инвалиду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По материалам исследования было установлено, что в здоровье детей Архангельской области, как и в целом по стране, за последние 10 лет (1998;2007 гг.) произошли существенные сдвиги. Они выразились, главным образом, в увеличении частоты распространенности хронических заболеваний. За десять лет показатели первичной и общей заболеваемости возросли более, чем вдвое (с 1467,2 и 1871,2 до 2370,7 и 2961,6 в расчете на 1000 детского населения). Уровень распространенности детской инвалидности за тот же период увеличился на 13,0%, причем у девочек прирост показателя происходил ускоренными темпами. Одновременно наблюдается тенденция к снижению показателя младенческой смертности (с 13,9 до 10,7 на 1000 детей, родившихся живыми). Однако его уровни до сих пор в 3−5 раз превышают аналогичный показатель развитых странах.

По нашим данным, среди факторов, влияющих на здоровье детей, первые два места принадлежат медико-организационным (31,2%) и социально-экономическим (21,6%). Третью группу образуют медико-демографические параметры (16,9%). Поведение и образ жизни являются общепризнанным фактором здоровья, значимость которого составляет 15,4%. Не меньшее значение принадлежит социально-психологическим факторам (14,9%).

При сравнительной характеристике структуры причин детской инвалидности в Архангельской области и в среднем по России нами выявлены существенные различия. Так, в Архангельской области первое ранговое место занимают врожденные аномалии развития (27,4% против 19,1%), второепатология нервной системы и органов чувств (26,6%) против 30,6%) и третьепсихические расстройства и расстройства поведения (19,6% против 24,1%).

Структура главных нарушений в здоровье детей Севера совпадает с общероссийской. Как и в среднем по стране, в Архангельской области первое место принадлежит висцеральным и метаболическим нарушениям (28,7%) против 24,7%>), второе — двигательным (25,1% против 22,6%) и третьеумственным нарушениям (20,7% против 22,3%).

При распределении детей-инвалидов Архангельской области по направленности жизнеограничений нами не выявлено значимых различий в сравнении со среднероссийской структурой. В их общей совокупности доли детей с соматическими и психическими ограничениями практически совпадают (51,8% и 48,2%) соответственно против 56,1% и 43,9% в РФ).

Нами установлено также, что при сохраняющемся вредном воздействии негативных факторов на здоровье детей в области будет наблюдаться устойчивый рост детской инвалидности и в будущем. Величина показателя достигнет к 2015 году 247,8 случаев на 10 ООО детского населения.

При изучении медико-социального портрета семей детей-инвалидов нами установлено, что они, как правило, являются неполными и состоят только из одного родителя — матери (37,1%) против 26,9%). Последние характеризуются более низким образовательным уровнем и преимущественно (74,5%) имеют общеобразовательную или среднюю профессиональную подготовку.

Подавляющее большинство (78,1%) семей с детьми-инвалидами живет за чертой прожиточного минимума, то есть в условиях абсолютной бедности. Таких в группе здоровых детей в 2,3 раза меньше (33,6%). Это связано с незанятостью основного кормильца в каждой второй семье ребенка-инвалида (49,6% против 17,3%). Жилищные условия последних весьма неудовлетворительны: 40,6% - не имеют отдельной квартиры- 35,6% -благоустроенного жилья. В таких неблагоприятных условиях живет лишь 18,4 — 18,5%) семей здоровых детей. Ситуация усугубляется высокой распространенностью среди родителей детей-инвалидов алкогольной зависимости. В таких семьях злоупотребляют алкоголем 39,2% отцов п 18,7% матерей. В группе здоровых детей их втрое меньше (10,9% и 6,0% соответственно). При этом матери больных детей курят столь же часто (32,1%), как и здоровых (36,9%).

Все это обусловливает наличие неустойчивых взаимоотношений между членами семьи ребенка-инвалида, которые характеризуются частыми конфликтами и ссорами, показатель превышает аналогичный в группе сравнения в 5 раз (54,6% против 11,2%). Основными причинами разногласий являются экономические (35,5%), психологические (29,7%), жилищные (17,8%) проблемы, а также трудности, связанные с воспитанием больного ребенка (17,0%).

По нашим данным, большинство (71,2%) из них ответственно относятся к здоровью своего ребенка и обращаются в детские поликлиники при каждом, даже незначительном, ухудшении в состоянии его здоровья. С увеличением возраста ребенка ответственность родителей снижается с максимального (78,4−79,8%) в 0−9 лет до минимального (63,8%) уровня в 15−18 лет. Как и следовало ожидать, ответственность матерей с высшим образованием за здоровье своего ребенка достоверно выше (80,2% против 69,3%). Они также более активно заняты поиском дополнительной медицинской информации (25,5% против 13,7%) и последовательны в выполнении медицинских назначений (81,1% против 69,3%). Работающие родители более ответственно относятся к здоровью ребенка (76,5%) и соблюдению врачебных предписаний (73,6%) в сравнении с неработающими (49,6% и 65,5% соответственно). Хорошие внутрисемейные отношения (73,1% против 67,9%) и участие в воспитании других членов семьи (80,6%против 70,1%) способствуют формированию более ответственного поведения родителей.

Вместе с тем, весьма настораживает относительно невысокий уровень комплаентности родителей детей-инвалидов (72,0%). Невыполнение врачебных назначений они объясняют отсутствием в аптеке необходимых лекарственных средств (45,5%), утратой надежды на благоприятный исход (28,4%) и, как это ни странно, даже недостатком времени (26,1%). Величина показателя достоверно выше в благополучных семьях (78,7% против 60,0%), имеющих хорошие жилищные условия (79,5% против 70,3%) и воспитывающих ребенка в тесном взаимодействии с другими членами семьи (82,1% против 70,8%).

Показатель достоверно выше у родителей, высоко оценивающих качество предоставляемой медицинской помощи (82,4% против 56,7%).

Из всего комплекса медицинских назначений большинство (73,7%) охотно выполняет лишь рекомендации по пребыванию ребенка на свежем воздухе. Современные реабилитационные возможности учреждений здравоохранения использует лишь каждая вторая семья (51,6%). В 16,1%о случаев оздоровительные мероприятия проводятся исключительно в домашних условиях. Наибольшие усилия родители предпринимают в возрасте ребенка до 10 лет (75,7% против 62,6% в 10−18 лет). Более настойчиво добиваются результатов матери, имеющие высшее образование (88,7% против 63,3%). Работающие также широко используют весь комплекс реабилитационных мероприятий (71,4% против 52,9%). Наиболее активными являются благополучные семьи с тесными внутрисемейными связями (70,8−69,7%) против 62,4−52,2%"), ведущие открытый образ жизни (74,1% против 64,5%о).

Практически все семьи детей-инвалидов (91,3%) проводят реабилитационные мероприятия нерегулярно. Основными причинами является невысокий образовательный уровень (92,8%) против 84,0%) и неудовлетворенность качеством предоставляемой медицинской помощи (95,5% против 88,4%>) и, как следствие, выбор для своего ребенка замкнутого, преимущественно изолированного, образа жизни (94,0%> против 85,9%).

Как оказалось, очень серьезные трудности для родителей представляет использование разнообразных развивающих методик. Подавляющее большинство (85,2%>) из них не владеет специальными знаниями и навыками их применения, что связано, в основном, с их невысокой профессиональной подготовкой (89,4%) против 65,1%). Весьма настораживает тот факт, что доля семей, применяющих такие методики, уменьшается с возрастом ребенка в 2,3 раза (с 22,6%) в 0−9 лет до 9,8% в 10−18 лет). Возможности их применения расширяются в семьях, где доход на одного члена семьи превышает прожиточный минимум (22,6%) против 12,6%).

По нашим данным, большинство (68,4%) детей проводит все свое свободное время преимущественно дома. С увеличением возраста ребенка значение показателя возрастает (с 54,8% в 0−9 лет до 77,2% в 10−18 лет), что свидетельствует о прогрессирующей утрате им социальных связей.

Нами также выявлена высокая доля семей (39,9%), которые практически не получают поддержки со стороны органов и учреждений социальной защиты для приобретения специального оборудования, технических приспособлений, получения образовательных услуг, санаторно-курортного лечения, материальной помощи и др.

Выявленные дефекты в медико-социальной помощи детям-инвалидам обусловлены в значительной степени несовершенством организации и управления ею на уровне учреждений здравоохранения и социальной защиты населения. В ходе исследования установлено, что в учреждениях нет единого автоматизированного учета детей-инвалидов, их потребностей и объемов оказанной им медико-социальной помощи. Электронная база первичных данных действует лишь в 75,0% детских поликлиник, в остальных (25,0%) учреждениях ведется централизованная картотека. Лица, ответственные за ведение учета определены лишь в 67,4% детских поликлиник. Основными причинами являются технические и кадровые проблемы. В учреждениях отсутствует необходимая техника (25,0%), должный комплект специалистов (18,8%>), соответствующее программное обеспечение (14,2%), выход в систему интернет (12,5%) и др. Почти в половине (43,7%) детских поликлиник отсутствует психолог, в 62,5%) — социальный работник, а в 74,5% - социальный педагог. Проблемы детской инвалидности в территориальных поликлиниках редко обсуждаются на врачебных (в 50,0%) и сестринских конференциях (33,3%).

Существующая система социальных гарантий поддержки семей с детьми-инвалидами не обеспечивает должный уровень их жизни (средний размер пенсии составляет 2340 руб., что почти вдвое ниже прожиточного минимума).

Санаторно-курортное лечение доступно лишь каждому десятому (9,4%) ребенку-инвалиду.

С целью совершенствования организации медико-социальной помощи детям-инвалидам первоочередное внимание было уделено оптимизации организационно-функциональной модели социально-медицинской работы. Создание областного Центра детской реабилитации (ОЦДР), установление деловых контактов с существующими ныне медицинскими и социальными учреждениями, развитие сети муниципальных центров детской реабилитации, использование прогрессивных форм и методов социально-медицинской работы с детьми-инвалидами будет способствовать совершенствованию организации дела. На первом этапе интеграции с учреждениями социальной защиты считаем целесообразным создание медико-социальных отделений во всех территориальных детских поликлиниках с последующим их преобразованием в муниципальные центры детской реабилитации. В дальнейшем — формирование межведомственной системы медико-социальной помощи детскому населению. Объединяющей организацией является областной Центр детской реабилитации. Создание медико-социальной помощи детям происходит путем слияния существующих учреждений здравоохранения и социальной защиты и объединения средств на их финансирование. Система медико-социального обслуживания детям во главе с областным Центром детской реабилитации позволит решать не только лечебно-консультативные и организационно-методические задачи, но и обеспечит возможность разработки научных проблем инвалидизации детей и подготовки специализированных кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Н. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования / Р. Н. Айзман. Новосибирск, 1996.-45 с.
  2. М. М. Полноценная жизнь инвалида / М. М. Айшервуд. М.: Педагогика, 2004. — 87 с.
  3. З.М. Организация медико-социальной помощи в условиях реабилитационного центра для детей-инвалидов / З. М. Аминова // Обществ, здоровье и здравоохранение. 2008. — № 3. — с. 94−98.
  4. З.П. Психическое здоровье детей-инвалидов с ДЦП / З. П. Аминова // Психотерапия. 2009. — № 3. — С. 25−27.
  5. Л. К. Роль социальных факторов риска в формировании вегетососудистой дистонии у детей пубертатного возраста / Л. К. Антонова // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. -№ 6. — С. 7−8.
  6. Н. А. Состояние здоровья детей города Северодвинска -Государственного Российского Центра атомного судостроения / Н. А. Артемова, Л. И. Меньшикова, Л. А. Ошуркова// Экология человека. 2003. — № 6.- С. 34−37.
  7. Г. Л. Нарушения психо-речевого развития и направления абилитации детей раннего возраста с психо-неврологической патологией / Г. Л. Аруева, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев // Экология человека. 1998. -№ 4. — С. 56−57.
  8. В. М. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями / В. М. Астапов, О. И. Лебединская, В. Ю. Шапиро // Дет. практ. психолог. 2002. — № 7. — С. 12−16.
  9. Н. Р. Оценка состояния здоровья детей с учетом воздействия образа жизни и окружающей среды в городе и сельской местности: автореф. дис.. канд. мед. наук / Н. Р. Афанасьева. СПб., 1996. — 22 с.
  10. В. Как мы помогаем детям-инвалидам / В. Балабанова // Соц. обеспечение. 1996. — № 8. — С. 24−26.
  11. М. М. Основные медико-демографические параметры развития детей и подростков Москвы / М. М. Балыгин, Б. П. Буй, Т. Ф. Горбунова // Здравоохранение РФ. 2001. — № 6. — С. 14−18.
  12. И. М. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта / И. М. Бгажнокова, А. Н. Гамаюнова // Дефектология. 2000. — № 1. — С. 36−39.
  13. К.П. Ребенок, нуждающийся в специальном образовании / К. П. Беккер, X. Гебельт// Дефектология. 2000. — № 5. — С. 21−25.
  14. Н. JI. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Н. Л. Белопольская // Дефектология. 2004. — № 5.-С. 15−19.
  15. .В. Организация профессионального образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья / Б. В. Белявский // Детская и подростковая реабилитация. 2006. — № 1. — С. 54−56.
  16. И.А. Социализациия ребенка-инвалида в семье / И. А. Бобылева // Семья в России. 2008. — № 2. — С. 51−58.
  17. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : Психол. исследование / Л. И. Божович // М.: Просвещение, 2000. 464 с.
  18. Э.И. Организация санаторно-курортного этапа реабилитации детей-инвалидов / Э. И. Боровик, Е. М. Бондарь, Е. М. Либерман // Здравоохранение РФ.—1996.—№ 3. —С.40−42.
  19. Э.Б. Потребность в санаторно-курортной помощи детей на перспективу / Э. Б. Боровик, Г. М. Баранова, М. Г. Рыбинская // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1988. — № 5. — С. 57−69.
  20. Е. А. Влияние социально-средовых факторов на состояние детей с отклонениями в психическом и речевом развитии / Е. А. Бочарова // Экология человека. 2001. — № 4. — С. 34 -36.
  21. Бригадный подход в реабилитации детей с отклонениями в развитии: метод.рек. / Е. А. Бочарова, А. В. Свирский, А.Г.Соловьев- Ред. П.И.Сидоров// Архангельск: Издат. центр СГМУ, 2005. 20 с.
  22. И. А. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы: метод, рекомендации / И. А. Бунина. М.- СПб., 1998. — 86 с.
  23. О.Ю. Содержание медико-социальной помощи детям —инвалидам с ДЦП и их семьям / О. Ю. Буторина // СОТИС социальные технологии, исследования. — 2007. — № 6. — С. 70−72.
  24. Т.С. Интегративное педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями / Т. С. Буторина, А. Н. Великолуг, Я. В. Лопатина // Экология человека. 2006. № 1. — С. 55−59.
  25. Н. П. Реабилитационная педагогика (психолого-медико-педагогические аспекты) / Н. П. Вайзман // М.: Постатор, 2000. 95 с.
  26. А. А. Медико-социальные проблемы детей сирот / А. А. Васильков // Здравоохранение РФ. 2001. — № 2. — С. 32−34.
  27. Л. П. Клинико-эпидмиологический мониторинг состояния нервно-психического здоровья детей и подростков / Л. П. Великанова // Педиатрия. 2004. — № 1. — С. 67−70.
  28. .Т. Реформы и здоровье населения / Б. Т. Величковский // Экономика здравоохр. 2001. — № 6. — С. 22−27.
  29. Ю. Е. О значении методов лабораторной диагностики для профилактической (превентивной) педиатрии / Ю. Е. Вельтищев, Е. А. Юрьева // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2000. — № 5. — С. 6−14.
  30. Ю. Е. Проблемы охраны здоровья детей России / Ю. Е. Вельтищев // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2000. — № 1. — С. 5−9.
  31. Ю. Е. Рост ребенка, закономерности развития, конституциональные особенности и нарушения детей / Ю. Е Вельтищев// М.: Медицина, 2000. 68 с. — (Рос. педиатр, журн. Прил.)
  32. А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман // Томск, 2003. -121 с.
  33. В. П. Состояние здоровья детей Российской Федерации по данным государственного доклада о состоянии здоровья населения РФ в 1998 г) / В. П. Ветров // Рос. вести, перинатологии и педиатрии. — 2000. № 4. — С. 56−57.
  34. В. А. Этапы и компоненты реабилитационного процесса / В. А. Вечканов // Врачебно-трудовая экспертиза и социально-трудовая реабилитация инвалидов. М., 2000. — № 3. — С. 39−43.
  35. О.И. переосмысление мирового опыта социальной адаптации семьи ребенка-инвалида в российских условиях / О. И. Витвар // Отечественный журнал социальной работы. 2006. — № 1. — С. 26−30.
  36. С. Я. Физическое развитие подростков, родившихся недоношенными / С. Я. Волгина // Здравоохранение РФ. 2002. — № 2. -С. 39−40.
  37. Н. Н. Эффективность новой организационной формы преемственного лечения и реабилитации детей с тяжелой перинатальной патологией / Н. Н. Володин, Д. Н. Дегтярев, 3. X. Шунгарова // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 1994. — № 6. — С. 23−28.
  38. И. М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача / И. М. Воронцов // Рос. педиатр, журн. 1999. — № 2. — С. 6−13.
  39. И. М. Состояние здоровья детей и тенденции развития детского здравоохранения в СЗФО / И. М. Воронцов // Здравоохранение Северо-Запада. 2003. — № 1(2). — С. 87 -90.
  40. JT. С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка / J1. С. Выготский // Вопр. дефектологии. 2001. — № 31−2. — С. 13−14- № 31−5. -С. 3−8.
  41. В. Г. Оценка состояния окружающей среды и здоровья детского населения в районе размещения предприятия по производству рафинированной меди / В. Г. Газимова, И. А. Власова, С. В. Казанцева // Педиатрия.-2001,-№ 5. С. 51−56.
  42. И. М. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе / И. М. Гилевич, JI. И. Тигранова // Дефектология. 2002. — № 2. -124с.
  43. М. Как помочь детям с нарушениями зрения / М. Гимадиева // Соц.защита. Социономика. 2005. — № 2. — С. 32−35.
  44. Т. В. Факторы риска и прогноз смертности детей в возрасте до 1 года на Европейском Севере России : автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. В. Гневашева. Архангельск, 2000. — 18 с.
  45. JI. Центры помощи детям: достижения и перспективы / JI. Годин // Соц. обеспечение.-2001.-№ 8.-С. 14−18.
  46. JI. Некоторые проблемы социальной работы с инвалидами / Л. Голдсворс // Бюл. науч. информации. 2000. — № 4. — 186 с.
  47. А. В. Клинико-иммунологические особенности часто болеющих детей на Европейском Севере : автореф. дис.. канд. мед. наук / А. В. Горенькова. Архангельск, 1999. — 22 с.
  48. Е. А. Реабилитационная педагогика : история и современность / Е. А. Горшкова, Р. В. Овчарова. М.: Ин-т общ. образования МО РФ. -2002, — 153 с.
  49. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской федерации в 2001 году // Здравоохранение РФ. 2003. — № 3. — С. 5−9.
  50. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской федерации в 2005 году // Здравоохранение РФ. 2007. — № 6. — С. 3−33.
  51. О. В. Здоровье и образ жизни семей различных социальных групп населения, имеющих детей раннего возраста / О. В. Гринина, JI. В. Солохина // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1996. -№ 6.-С. 6−9.
  52. Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции / Т. В. Грузинова // Директор школы. 1999. — № 4. — С. 59−64.
  53. .В. Медико-социальная помощь населению как условие формирования инвалидности детей/ Ж. В. Гудинова, В. И. Шамов, С.П.Запарий// Рос.педиатр.журн.-2005.-№ 6.-С.55−58.
  54. В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением / В. П. Гудонис. М.: МПСИ- Воронеж: НПС «МОДЭК», 2000. — 228 с.
  55. Н. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем / Н. Гуровец, JI. Кириллова // Дошкольное воспитание. 2005. — № 1. — С. 67−70.
  56. М.Н. Социокультурная деятельность в реабилитации детей и подростков с инвалидностью и членов их семей / М. Н. Гуслова // Работник соц.службы. 2008. — № 1. — С. 58−66.
  57. Н.Ф. Сравнительный анализ первичной инвалидности вследствие умственной отсталости среди детей и подростков в Москве и Российской Федерации / Н. Ф. Дементьева // Рос.мед.журн. 2007. — № 5. -С. 5−7.
  58. Е. В. Полипрофессиональный подход в психопрофилактической работе с детьми и подростками / Е. В. Дмитриева, И. А. Переслегина, А. В. Занозин // Здравоохранение РФ. 2002. — № 5.- С. 33−35.
  59. Е. В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы / Е. В. Дмитриева. — М.: Центр, 2002. -224 с.
  60. Т. А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина // Социол. исслед. 1991. — № 1.-С. 3−8.
  61. Т. А. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина // Социол. исслед. 2002. — № 5. — С. 103−106.
  62. А. А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан /А. А. Дыскин, Э. И. Танюхина. М.: Логос, 2000. — 224 с.
  63. М.Г. Этнопопуляционные и социальные аспекты здоровья детей Ненецкого автономного округа : монография / М. Г. Дьячкова, Н.Г.Беляков- под ред. А. Л. Санникова. Архангельск: Издат. центр СГМУ, 2005. — 254 с.
  64. О. Н. И вновь о терминологии / О. Н. Ертанова // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. — М., 2001.-С. 424−430.
  65. Г. И. Педагогическая поддержка социализации личности подростка / Г. И. Железовская, О. М. Кодатенко. Саратов: Слово, 2000. -180 с.
  66. И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И. В. Журавлева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002. — 240 с.
  67. X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX в. / X. С. Замский. М.: НПО «Образование», 2003. — 126 с.
  68. Т. Г. Медико-социальная характеристика репродуктивной функции девушек-подростков / Т. Г. Захарова, О. С. Филиппов, Г. Н. Гончарова // Здравоохранение РФ. 2002. — № 5. — С. 30−31.
  69. Т. Г. Репродуктивное здоровье юных матерей и состояние здоровья их новорожденных / Т. Г. Захарова, Г. Н. Гончарова // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2002. — № 3. — С. 11−14.
  70. Д. И., Балева JI.C. Детская инвалидность / Д. И. Зелинская, Л.С.Балева-М.: Медицина, 2001. 135 с.
  71. Г. М. Медико-социальное исследование врожденных аномалий развития у детей Севера: автореф. дис.. канд. мед. наук / Г. М. Зинкер. -СПб., 1996.-28 с.
  72. Л. А. Медико-социальные проблемы детей коренного населения Ненецкого Автономного округа / Л. А. Зубов, Г. Н. Дегтева, Е. Н. Сибилева // Проблемы адаптации человека к экологическим и социальным условиям Севера. Сыктывкар, 2004. — С. 43−45.
  73. Р. К. Состояние здоровья матерей и детей в Российской Федерации / Р. К. Игнатьева // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1994. — № 2. — С. 6−15.
  74. Изучение психического развития аномальных детей / Ю. А. Кулагин, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова // Дефектология. 2003. — № 6. — С. 11−14.
  75. М.М. Реабилитация психически больных людей / М. М. Кабанов. — М.: Медицина. 1985.-215 с.
  76. С. Реабилитация и защита инвалидов / С. Кавокин // Человек и труд.-2001.-№ 8. С.8−11.
  77. Т. И. Проблемы медицинской помощи детям школьного возраста / Т. И. Каганова, Д. В. Печкуров // Здравоохранение РФ. 2003. — № 2. — С. 47−49.
  78. В.Г. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) -основа реабилитации / В. Г. Кальте // Детская и подростковая реабилитация. -2008. № 1. — С. 59−65.
  79. Л.Г. Репродуктивное здоровье населения России / Л. Г. Камсюк // Население и общество. 1999. — № 40. — С. 23−25.юз.Камсюк Л. Г. Проблемы медико-социальной адаптации детей-инвалидов / Л. Г. Камсюк. М., 1990. — 146 с.
  80. В. Ф. Влияние здоровья родителей на здоровье детей в семье / В. Ф. Капитонов // Здравоохранение РФ. 2002. — № 3. — С. 35−37.
  81. Ю5. Капустина Т. А. Этнические особенности распространенности хронических заболеваний уха, горла и носа у детей северных регионов Восточной Сибири / Т. А. Капустина // Педиатрия. 2001. — № 2. — С. 49−51.
  82. В. П. Педагогическая коррекция : исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. — М.: Просвещение, 2004. — 223 с.
  83. М. «Окно в мир». Так называется проект реабилитации детей-инвалидов. / М. Кергина // Соц.работа. 2005. — № 2. — С. 22−23.
  84. Ю.Н. Медико-социальные проблемы совершенствования службы реабилитации детей-инвалидов / Ю. Н. Кириченко // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. — № 3. — С. 37−40.
  85. В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. М.: AcademiA, 2005. — 102 с.
  86. М. В. Состояние здоровья и развитие детей- воспитанников Домов ребенка / М. В. Лещенко, Р. В. Тонкова-Янпольская, Э. Л. Фрухт // Рос. педиатр, журн. 2000. — № 1. — С. 48−49.
  87. Е.Т. Модели изменения отношения семей детей-инвалидов к реабилитации как результат создания мотивации / Е. Т. Лильин // Детская и подростковая реабилитация. 2007. — № 2. — С. 4−6
  88. Ю.П. «Модус» здоровья россиян / Ю. П. Лисицын // Экономика здравоохр. 2001. -№ 2. -С. 32−37.
  89. Ю.П. Образ жизни и здоровье детей / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина // Педиатрия.-1990. -№. -С.61−69.
  90. В. И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. 2001. — № 6. -С.12−15.
  91. В. И. Здоровье детей Европейского Севера : решенные и нерешенные проблемы / В. И. Макарова, Л. И. Меньшикова, В. А. Плаксин // Экология человека. 1997. — № 4. — С. 20−23.
  92. В. И. Развитие и формирование здоровья детей дошкольного возраста в условиях Европейского Севера : автореф. дис.. д-ра мед. паук / В. И. Макарова. Архангельск, 1995. — 39 с.
  93. В. И. Руководство по клиническому исследованию ребенка / В. И. Макарова. Архангельск, 2002. — 276 с.
  94. Макарова 3. С. Немедикаментозные методы реабилитации часто болеющих детей / 3. С. Макарова // Рос. педиатр, журн. 1999. — № 2. — С. 60−61.
  95. Мал л ер А. Р. Педагог и семья ребенка-инвалида: некоторые вопросы педагогической этики / А. Р. Маллер // Дефектология. — 2000. № 5. — С. 15−19.
  96. Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н. Н. Малофеев. М.: Печатный двор, 2002. — 182 с.
  97. JI. В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП / JI.
  98. B. Мардахаев. М.: AcademiA, 2001. — 200 с.
  99. А. В. Концептуальные подходы к планированию и прогнозированию медико-социальной помощи в России как новому виду профессиональной деятельности / А. В. Мартыненко, Н. А. Кравченко // Экономика здравоохранения. 1996. — № 4. — С. 20−26.
  100. О. И. Тактика реабилитации детей с задержками нервно-психического развития / О. И. Маслова // Рус. мед. журн. 2000. — № 18.1. C. 119.
  101. Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. -М.: Просвещение, 2001. 156 с.
  102. В. А. Социально значимые болезни современности / В. А. Медик // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2002. № 5. — С. 18−21.
  103. Э. В. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа / Э. В. Миронова, Н. Д. Шматко // Дефектология. -2005.-№ 4.-С. 13−18.
  104. Е.Н. Метод эмоционально-образной терапии, а психологической реабилитации родителей детей-инвалидов /Е.Н, Морозова //Вестн.пспхосоц. и коррекц.-реабилитац.работы.-2005.- № 4 С. 62−66.
  105. Н.А. Поиск эффективной модели социализации детей инвалидов : опыт социально-философского анализа / Н. А. Москвичева // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2007. № 2. — С. 24−26.
  106. Э. К. Стратификация анализа инвалидности / Э. К. Наберушкина. Саратов: Саратов, изд-во, 2003. — 240 с.
  107. Т. Г. Педагогика развития особых детей : учеб. пособие / Т. Г. Неретина. Магнитогорск, 2001. — 262 с.
  108. И. Г. Социологическое исследование факторов, влияющих на репродуктивное здоровье подростков и юных женщин / И. Г. Низамов, О. В.
  109. Чечулина // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 4. — С. 10−14.
  110. М. М. Международный семинар «Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития» / М. М. Никитина, Г. Н. Пеннин//Дефектология. -2003. -№ 3. С. 87−91.
  111. С. О влиянии системы здравоохранения на здоровье населения / С. Никифоров, В. Казанцев // Врач. 2008. -№ 4. — С. 83−84.
  112. Л. И. Методологический аспект моделирования воспитательных систем. Моделирование воспитательных систем: теория и практика / Л. И. Новикова. М.: РОУ. — 2005. — 321 с.
  113. Организация комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы: метод, рекомендации. СПб., 1999. — 535 с.
  114. Организация работы по повышению уровня здоровья в детских коллективах / Р. А. Дубинский, В. П. Боряк, М. И. Павлюк, JL В. Михайленко // Педиатрия. 2003. — № 4. — С. 91−94.
  115. А. Инвалид может многое / А. Павлов // Соц. обеспечение. 2001. -№ 2. — С. 20−22.
  116. П.Б. Психолгическая коррекция семей, имеющих детей с ДЦП / П. Б. Панич, М. С. Погодаева // Паллиатив. медицина и реабилитация.-2005.-№ 2.-С.16.
  117. О.Н. К влопросу о профориентации детей-инвалидов / О. Н. Панфилова, Г. В. Резапкина // Отеч.журн.соц.работы. 2005. — № 2. -С.53−58.
  118. О. Л. Социальная политика в отношении детей-инвалидов в Российской Федерации / О. Л. Петрякова // Семья в России. — 2006. № 1. — С. 21−25.
  119. Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология / Л. Пожар. М.: Воронеж, 2006. — 122 с.
  120. Е. И. Медико-биологические аспекты здоровья детей на Севере / Е. И. Пряхин // Сибир. мед. обозрение. 2002. — № 1. — С. 3−7.
  121. Е. И. Роль ученых НИИ медицинских проблем Севера СОР АМН в решении вопросов охраны здоровья детей / Е, И. Пряхин // Сибир. мед. обозрение. -2001. -№ 2. -С. 51−52.
  122. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2003.-212 с.
  123. Пути решения медико-социальных проблем онкологических больных / А. Н. Великолуг, Л. А. Зельницкий, М. Н. Панков, Е. П. Стерлева // Экология человека. 2000. — № 1. — С. 131−136.
  124. Г. Н. Адаптированность детского организма как эталон «величины» его здоровья / Г. Н. Разживкина, А. В. Аболенская, Р. А. Маткивский, Е. П. Усанова // Педиатрия. 1996. — № 3. — С. 102−103.
  125. А. Л. Сюжетно-игровая модель организации жизни детей с ограниченными возможностями как форма их интеграции / А. Л. Рева, В. В. Юртайкин // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М., 2001. — С. 237−247.
  126. А. В. Медико-социологические представления о моделях болезни и здоровья / А. В. Решетников // Социология медицины. 2003. -№ 2. — С. 3−18.
  127. А. В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): рук. / А. В. Решетников. М.: Медицина, 2002. — 976 с.
  128. JT.A. Медико-социальные проблемы детской инвалидности / Л. А. Рожвский // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2006.--№ 6.-С. 23−25.
  129. А. В. Правовой статус ребенка в Российской Федерации / А.
  130. B. Россошанский // Сб. норм, актов. М., 1998. — С. 2−24.
  131. А. Г. Актуальные проблемы подростковой медицины / А. Г. Румянцева, Д. Д. Панков. М.: Просвещение, 2002. — 376 с.
  132. О.А. Семья и духовно-нравственное здоровье ребенка-инвалида / О. А. Садилова // Отечественный журнал социальной работы. — 2006. № 1.1. C. 65−68.
  133. Н. О. Не стоит прогибаться под изменчивый мир./H.O. Саленко// Соц.обеспечение. 2005. — № 7. — С. 12−18.
  134. Н.О. Практика реабилитации детей-инвалидов в условиях сельской местности / Н. О. Саленко // Отеч.журн.соц.работы. 2006. — № 3. -С. 72−78.
  135. Л.Е. Особенности оказания психологической помощи детям-инвалидам в условиях сельской местности / Л. Е. Самосей // Работник соц.службы. 2008. — № 3. — С. 72−80.
  136. А. А. Психоматическая «инвалидизация» детей и подростков / А. А. Северный, В. И. Брутман // Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Дубна, 2002. — С. 74−75.
  137. Е. Р. Семья нетипичного ребенка : социальные аспекты / Е. Р. Смирнова // Психологическая и коррекционная работа. М., 1996. — С. 12−16.
  138. Е. Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Е. Р. Смирнова // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилптац. работы. 1997. -№ 3. — С. 51−56.
  139. Е. Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е. Т. Соколова, В. В. Николаева. М.: Просвещение, 2005. — 341 с.
  140. .А. Оценка состояния медицинской реабилитации в реабилитационных учреждениях системы социальной защиты / А. Б. Сырпикова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. -Москва. № 4. — 2003 г. — с.42−44.
  141. Э. И. Комплексная реабилитация детей с основными инвалидизирующими заболеваниями в условиях центра реабилитации / Э. И. Танюхина // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. 2002. — № 4.-С. 45−53.
  142. B.C. Социально-экономический статус и здоровье населения / B.C. Тапилина // Социология медицины. 2004. — № 3. — С. 126−137.
  143. С.П. Реабилитация детей-инвалидов посредством организации совместной деятельности и общения с их здоровыми сверстниками/ С.П.Татарова// Вестн.психосоц.и коррекц.-реабилитац.работы. 2005. — № 2. -С.58−64.
  144. Ю. Р. Состояние здоровья и адаптация первоклассников к обучению в школе в условиях Севера / Ю. Р. Теддер, Т. С. Колосова // Экология человека. 2000. — № 2. — С. 44 -46.
  145. Л.В. психологическое сопровождение ребенка-инвалида в условиях реабилитационного центра /Л.В.Тимашева// Работник соц.службы. 2005. — № 2. — С. 56−61.
  146. С. А. Основные тенденции в отношении факторов риска и здоровья подростков на Крайнем Севере / С. А. Токарев, Е. JT. Уманская, А. А. Буганов // Медицина труда и промышл. экология. 2003. — № 9, — С. 29−32.
  147. А. С. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития / А. С. Тупоногов // Дефектология. 2001. — № 4. — С. 24−28.
  148. Г. Ю. Социально-медицинские характеристики семей, воспитывающих детей-ивалидов / Г. Ю. Уткина, М. С. Скляр // Проблемы соц. гигпены, здравоохранения и истории медицины. 2009. — № 1. — С. 14−17.
  149. Уход за детьми-инвалидами // Вопросы социального обеспечения. — 2006. -№ 15.-С. 39−40.
  150. Факторы риска формирования детской инвалидности, обусловленной последствиями хронических заболеваний органов пищеварения / С. Н. Шереметьева, Е. П. Усанова, Г. Н. Разживина, Р. А. Маткивский // Здравоохранение РФ. 2003. — № 5. — С. 38−40.
  151. Н. Н. Социально гигиенические проблемы формирования здоровья детей и подростков Москвы / Н. Н. Филатов, О. И. Аксенова, И. Ф. Волкова // Здравоохранение РФ. — 2001. — № 4. — С. 30−32.
  152. Функциональные показатели школьников Северного города / О. Л. Ковызина, О. Н. Лепунова, С. В. Панин, В. С. Соловьев // Экология человека. 2002. — № 2. — С. 41−43.
  153. Цели и задачи Российского здравоохранения на 2006−2008 г .г. //Главврач. -2006. прил. — С. 1−115.
  154. В.Б. Показатели инвалидности у детей 0−17 лет в 2002 и 2003г.г./ В. Б. Цибульский // Рос.вестн.перинатологии и педиатрии.-2005.-№ 4.-С.49−52.
  155. В.Б. Возрастная детская инвалидность и ее региональные особенности / В. Б. Цибульский, Т. А. Соколовская // Деткая и подростковая реабилитация. -2005. № 2. — С.4−7.
  156. В.Б. Правовое решение проблем детской инвалидности в Российской Федерации / В. Б. Цибульский // Деткая и подростковая реабилитация. -2005. № 2. — С.7−10.
  157. Л. П. Актуальные проблемы формирования системы мониторинга состояния здоровья детей и подростков / Л. П. Чичерин, Г. И. Куценко, Е. П. Какорина // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 6. — С. 3−7.
  158. Л. П. Актуальные вопросы развития медицинской помощи детям и подросткам / Л. П. Чичерин, А. Л. Линденбратен, И. А. Лешкевич // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001.-№ 5 .-С 46−50.
  159. Н. В. Социальный анализ детей с ограниченными возможностями / Н. В. Шаикина. М.: Просвещение, 2001. — 146 с.
  160. С. Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в общении / С. Г. Шевченко // Дефектология. 2005. — № 1. — С. 30−37.
  161. В.О. Актуальные вопросы информатизации в здравоохранении и медицинской науке / В. О. Щепин, Е. А. Тишук // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории мед. 2005. -№ 4. -С. 3−6.
  162. О.П. Проблемы демографического развития России / О. П. Щепин, Е. А. Тишук // Экономика здравоохр. 2005. — № 3. — С. 5−8.
  163. О.П. Комплексное изучение здоровья населения Новгородской области: методология, основные результаты и перспективы / О. П. Щепин, В. А. Медик // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории мед. 2007. -№ 4.- С. 3−7.
  164. О.П. Интеграция детей-инвалидов в общество с помощью спортивно-оздоровительного туризма / О. П. Шилова // Социальная работа. — 2007. № 2.-С. 41−43.
  165. С.В. Точка опоры: опыт работы с родителями в процессе реабилитации детей-инвалидов / С. В. Юдакова // Работник соц.службы. -2005. -№ 3.- С. 38−46.
  166. Т.В. Региональные особенности инвалидности, обусловленной психическими расстройствами и расстройствами поведения, у детей и подростков / Т. В. Яковлева, Б. Д. Менделевич // Психическое здоровье. 2009. -35. -С. 51−56.
  167. В. Н. Дорога это то, как ты идешь по ней / В. Н. Ярская, Е. Р. Смирнова // Реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями. — М., 1996. — С. 21−44.
  168. С.Ш. Современные принципы организации медико-социальной и психологической помощи детям-инвалидам / С. Ш. Яфарова // Казанский медицинский журнал. 2008. — № 3. — С. 233−237.
  169. A fork in the road: decision time for behavioral pediatrics / KJ Kelleher, SH Scholle, HM Feldman, D Nace // J. Dev. Behav. Pediatr. -1999. Vol. 20, N 3. — P. 181−186.
  170. A review of the evidence for the medical home for children with special health care needs / Homer CJ et al. // Pediatrics. 2008. — Vol.122, N 4. — P. 922−937.
  171. A systematic review of measures of activity limitation for children with cerebral palsy / Harvey A et al. // Dev Med Child Neurol. 2008. -Vol. 50, N 3. -P.190−198.
  172. A systematic review of the self-concept of children with cerebral palsy compared with children without disability / Shields N et al. // Dev Med Child Neurol.2006.-Vol. 48, N2. -P. 151−157.
  173. AAC interventions for children in a family environment: implementing evidence in practice / Granlund M et al. // Augment Altern Commun. 2008. — Vol.24, N 3. -P. 207−219.
  174. Accardo J, Shapiro BK. Neurodevelopmental disabilities: beyond the diagnosis/ J Accardo, BK Shapiro // Semin Pediatr Neurol. 2005. — Vol.12, N 4. — P. 242−249.
  175. An overview of behavioral strategies for reducing hand-related stereotypies of persons with severe to profound intellectual and multiple disabilities: 1995−2007 / Lancioni GE et al. // Res Dev Disabil. 2009. — Vol.30, N 1. — P. 20−43.
  176. Anan A, Yamaguchi M. Process of parental acceptance of a child’s disability: literature review/ A Anan, M Yamaguchi // J UOEH. 2007. — Vol.29, N 1. — P. 73−85.
  177. Betz CL. Health care transitions of youth with special health care needs: the never ending journey/ CL Betz // Commun Nurs Res. 2008. — Vol.41 — P. 13−29.
  178. Block ME, Obrusnikova I. Inclusion in physical education: a review of the literature from 1995−2005 / ME Block, Г Obrusnikova // Adapt Phys Activ Q.2007. Vol. 24, N 2. — P. 103−124.
  179. Canary HE. Creating supportive connections: a decade of research on support for families of children with disabilities / HE Canary // Health Commun. 2008. -Vol.23, N5.-P. 413−426.
  180. Carbaugh AL, Elias R, Rowland D. Aid to people with disabilities: Medicaid’s growing role / AL Carbaugh. R Elias, D Rowland // Annu Rev Public Health. -2006.-Vol.27.-P. 417−42.
  181. Cartwright JD. Provision of educationally related services for children and adolescents with chronic diseases and disabling conditions / JD Cartwright // Pediatrics. 2007. — Vol.119, N 6. — P. 1218−1223.
  182. Catroppa C, Anderson V. Traumatic brain injury in childhood: rehabilitation considerations / С Catroppa, V Anderson // Dev Neurorehabil. 2009. — Vol.12, N 1. — P. 53−61.
  183. Children with intellectual disabilities and pain perception: a review and suggestions for future assessment protocols / van Dijk M. et al. // Eur Arch Paediatr Dent. 2009. — Vol. 10, N 2. — P.57−60.
  184. Ciortan I, Gotia DG, Gotia S. The psycho-social impact of the locomotor deformations in school-aged child / I Ciortan, DG Gotia, S Gotia // Rev Med Chir Soc Med Nat Iasi. 2008. — Vol.112, N 2. — P. 387−392.
  185. Cognitive development in children with cochlear implants: relations to reading and communication / Lyxell B. et al. // Int J Audiol. 2008. — Vol.47. — P.47−52.
  186. Cohen MD. Educational rights of children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder / Cohen MD et al. // Adolesc Med State Art Rev.2008.-Vol.19, N2. -327−338.
  187. Colver A. Quality of life and participation/ A Colver // Dev Med Child Neurol.2009. Vol.51, N 8. — P. 656−659.
  188. Damiano DL, DeJong SL. A systematic review of the effectiveness of treadmill training and body weight support in pediatric rehabilitation / DL Damiano, SL DeJong // J Neurol Phys Ther. 2009. — Vol.33, N 1. — P. 27−44.
  189. Davies S, Hall D. «Contact A Family»: professionals and parents in partnership / S Davies, D Hall // Arch Dis Child. 2005. — Vol.90, N 10. — P. 1053−1057.
  190. Determinants of participation in leisure activities in children and youth with cerebral palsy: systematic review / Shikako-Thomas К et al. // Phys Occup Ther Pediatr. 2008. — Vol.28, N 2. — P. 155−169.
  191. Dwyer G, Baur L, Higgs J, Hardy L. Promoting children’s health and well-being: broadening the therapy perspective/ G Dwyer, L Baur, J Higgs, L Hardy // Phys Occup Ther Pediatr. 2009. — Vol.29, N 1. — P. 27−43.
  192. Freed GL, Hudson EJ. Transitioning children with chronic diseases to adult care: current knowledge, practices, and directions / GL Freed, EJ Hudson // J Pediatr. -2006. Vol. 148, N 6. — P. 824−827.
  193. Garzon DL. Contributing factors to preschool unintentional injury/ DL Garzon // J Pediatr Nurs. 2005. — Vol.20, N 6. — P. 441−447.
  194. Goal attainment scaling in paediatric rehabilitation: a critical review of the literature. / Steenbeek D. et al. // Dev Med Child Neurol. 2007. — Vol.49, N 7. -P.550−556.
  195. Gordon J. An evidence-based approach for supporting parents experiencing chronic sorrow/ J Gordon // Pediatr Nurs. 2009. — Vol.35, N 2. — P. 115−119.
  196. Govindshenoy M, Spencer N. Abuse of the disabled child: a systematic review of population-based studies / M Govindshenoy, N Spencer // Child Care Health Dev.- 2007. Vol.33, N 5. — P. 552−558.
  197. Growth-attenuation therapy: principles for practice / Allen DB. et al. // Pediatrics.- 2009. Vol.123, N 6. — P. 1556−1561.
  198. Guidelines for the care of the child with special health care needs / Goldson E. et al. // Adv Pediatr. 2006. — Vol.53 — P. 165- 182.
  199. Hewitt-Taylor J. The nurse’s role in supporting young people with complex health needs/J Hewitt-Taylor //Br J Nurs. 2008. — Vol.17, N 15. — P. 970−973.
  200. Hibbard RA, Desch LW. Maltreatment of children with disabilities / RA Hibbard, LW Desch // Pediatrics. 2007. — Vol.119, N 5. — P. 1018−1025.
  201. Horbelt CV. A review of physical, behavioral, and oral characteristics associated with Treacher Collins syndrome, Goldenhar syndrome, and Angelman syndrome / CV Horbelt // Gen Dent. 2008. — Vol.56, N 5. — P.416−419.
  202. Imms С. Children with cerebral palsy participate: a review of the literature/ С Imms // Disabil Rehabil. 2008. — Vol.30, N 24. — P. l867−1884.
  203. Imms C. Review of the Children’s Assessment of Participation and Enjoyment and the Preferences for Activity of Children / С Imms // Phys Occup Ther Pediatr. -2008. Vol.28, N 4. — P.389−404.
  204. Informed choice and deaf children: underpinning concepts and enduring challenges / Young A. et al. // J Deaf Stud Deaf Educ. 2006. — Vol.11, N 3. -322−336.
  205. Iwanaka T. Role of surgeons for the better quality of life in neurologically impaired children / T Iwanaka // No To Hattatsu. 2007. — Vol.39, N 2. -P.126−130.
  206. Jeffrey AE, Newacheck PW. Role of insurance for children with special health care needs: a synthesis of the evidence/ AE Jeffrey, PW Newacheck // Pediatrics. -2006. Vol.118, N 4. — P.1027−1038.
  207. Johnson CC. The benefits of physical activity for youth with developmental disabilities: a systematic review/ CC Johnson // Am J Health Promot. 2009. -Vol.23, N3.-P. 157−67.
  208. Kandel I, Merrick J. The child with a disability: parental acceptance, management and coping / I Kandel, J Merrick // ScientificWorldJournal. 2007. — Vol.12. -P.1799−1809.
  209. Keeton VF, Kennedy C. Update on physical activity including special needs populations/ VF Keeton, С Kennedy // Curr Opin Pediatr. 2009. — Vol.21, N 2. — P. 262−268.
  210. Kirichenko luN The medical social issues of developing the rehabilitation service for disabled children / IuN Kirichenko // Probl Sotsialnoi Gig Zdravookhranenniiai Istor Med. 2009. — N 3. — P.37−40.
  211. Koppenhaver DA, Hendrix MP, Williams AR. Toward evidence-based literacy interventions for children with severe and multiple disabilities / DA Koppenhaver, MP Hendrix, AR Williams // Semin Speech Lang. 2007. — Vol.28, N 1. -P.79−89.
  212. Lewis M, Noyes J. Discharge management for children with complex needs / M Lewis, J Noyes // Paediatr Nurs. 2007. — Vol.19, N 4. — P. 26−30.
  213. Matsui K. Support for disabled children and their family during fetal, neonatal and infantile period / К Matsui // No To Hattatsu. 2007. — Vol.39, N 2. — P. 111−115.
  214. Maulik PK, Darmstadt GL. Childhood disability in low- and middle-income countries: overview of screening, prevention, services, legislation, and epidemiology / PK Maulik, GL Darmstadt // Pediatrics. 2007. — Vol.120. — 55 p.
  215. Measuring children’s attitudes towards peers with disabilities: a review of instruments / Vignes C. et al. // Dev Med Child Neurol. 2008. — Vol.50, N 3 -P. 182−189.
  216. Morris C. Measuring participation in childhood disability: how does the capability approach improve our understanding?/ С Morris // Dev Med Child Neurol. -2009. Vol.51, N 2. — P. 92−94.
  217. Msall ME, Park JJ. Neurodevelopmental management strategies for children with cerebral palsy: optimizing function, promoting participation, and supporting families / ME Msall, Park JJ // Clin Obstet Gynecol. 2008. — Vol.51, N 4. — P. 800−815.
  218. Nardocci F. The birth of child and adolescent neuropsychiatry: from rehabilitation and social inclusion of the mentally handicapped, to the care of mental health during development / F Nardocci // Ann 1st Super Sanita. 2009. — Vol.45, N 1. -P. 33−38.
  219. Paediatric traumatic brain injury: a review of pertinent issues / Savage RC et al. // Pediatr Rehabil. 2005. — Vol.8, N 2. — P. 92−103.
  220. Pelchat D, Lefebvre H, Levert MJ. Gender differences and similarities in the experience of parenting a child with a health problem: current state of knowledge/ D Pelchat, H Lefebvre, MJ Levert // J Child Health Care. 2007. — Vol.11, N 2. -P. 112−131.
  221. Perrin JM, Hicks PJ. The future of disability in America: review of the Institute of Medicine report / JM Perrin, PJ Hicks // Ambul Pediatr. 2008. — Vol.8, N 2 — P. 71−72.
  222. Predicting additional care in young children with neurodevelopmental disability: a systematic literature review / Meester-Delver A et al. // Dev Med Child Neurol. -2006. Vol.48, N2-P.143−150.
  223. Raymond JA. The integration of children dependent on medical technology into public schools/ JA Raymond // J Sch Nurs. 2009. Vol.25, N 3. — P. l86−194.
  224. Reichman NE, Corman H, Noonan K. Impact of child disability on the family/ NE Reichman, H Corman, К Noonan // Matern Child Health J. 2008. — Vol. 12, N 6. -P. 679−683.
  225. Rimmer JA, Rowland JL. Physical activity for youth with disabilities: a critical need in an underserved population/ JA Rimmer, JL Rowland // Dev Neurorehabil. -2008.-Vol.11, N2.-P. 141−148.
  226. Roth R. Congenital disabilities and the law / R Roth // Clin Perinatol. 2007. -Vol.34,N2.-P. 263−273.
  227. Sadof MD, Nazarian BL. Caring for children who have special health-care needs: a practical guide for the primary care practitioner/ MD Sadof BL Nazarian // Pediatr Rev. 2007. — Vol.28, N 7. — P. 36−42.
  228. Saito Y. Reflections on the brainstem dysfunction in neurologically disabled children/ Y Saito // Brain Dev. 2009. — Vol.31, N 7 — P. 529−536.
  229. Sanghera P. Abuse of children with disa bilities in hospital: issues and implications / P Sanghera // Paediatr Nurs. 2007.- Vol.19, N 6. — P. 29−32.
  230. Savulescu J, Kahane G. The moral obligation to create children with the best chance of the best life / J Savulescu, G Kahane // Bioethics. 2009. — Vol.23, N 5.-P. 274−290.
  231. Sears C. Disability in children/ С Sears // Practitioner. 2005. — Vol.249. -P.632−634, 637−638.2У4. Sellars G. Learning to communicate with children with disabilities / G Sellars // Paediatr Nurs. 2006. — Vol.18, N 9. — P. 26−28.
  232. Shields N, Taylor NF, Dodd KJ. Self-concept in children with spina bifida compared with typically developing children / N Shields, NF Taylor, KJ Dodd // Dev Med Child Neurol. 2008. — Vol.50, N 10. — P. 733−743.
  233. Sugimoto T. Public support systems for disabled children and adults/ T Sugimoto // No To Hattatsu. 2005. — Vol.37, N 3. — P. 214−217.
  234. Szaniawska-Thiel M, Laguna P. The need for psychological help for haemophilic children and their families / M Szaniawska-Thiel, P. Laguna // Psychiatr Pol. — 2007.-Vol.41, N 6.-P. 813−825.
  235. The practice of physical and rehabilitation medicine in sub-Saharan Africa and Antarctica: a white paper or a black mark? / Haig AJ et al. // J Rehabil Med. -2009. Vol.41, N 6. — P. 401−405.
  236. Thurgate C. Living with disability: Part 3. Communication and care / С Thurgate // Paediatr Nurs. 2006. — Vol. l8, N 5. — P. 40−44.
  237. Tork H, Lohrmann C, Dassen T. Care dependency among school-aged children: literature review / H Tork, С Lohrmann, T Dassen // Nurs Health Sci. 2007. -Vol.9, N 2. — P.142−149.
  238. Training programs for children: literature review / Edouard P. et al. // Ann Readapt Med Phys. 2007. — Vol.50, N 6. — P. 510−519, 499−509.
  239. Transition pathways for young people with complex disabilities: exploring the economic consequences. / Knapp M et al. // Child Care Health Dev. 2008. -Vol.34, N4.-P. 512−520.
Заполнить форму текущей работой