Медико-социальные аспекты инвалидизации детского населения на Севере
Диссертация
Апробация работы. Результаты исследования доложены на международной научно-практической конференции «Восстановительная медицина, физическая культура, спорт и здоровье нации в XXI веке» (4−6 апреля 2006 г., г. Архангельск), научной сессии студентов и молодых ученых СГМУ (14 апреля 2006 г.), научно-практической конференции «Роль сестринского персонала в системе общественного здравоохранения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Медико-социальные аспекты инвалидизации детского населения
- 1. 1. Теоретико-концептуальные и медико-организационные основы детской инвалидности
- 1. 1. 1. История развития отношения общества к социальному феномену детской инвалидности
- 1. 1. 2. Нормативно-методические подходы к определению детской инвалидности
- 1. 1. 3. Организационно-функциональные подходы к комплексной медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
- 1. 2. Актуальные проблемы социальной адаптации семей с детьми-инвалидами в меняющихся условиях внешней среды
- 1. 1. Теоретико-концептуальные и медико-организационные основы детской инвалидности
- Глава 2. База и методика исследования
- 2. 1. Характеристика базы исследования
- 2. 2. Характеристика методики исследования
- 2. 2. 1. Методика определения модуса здоровья детского населения и факторов, его определяющих
- 2. 2. 2. Методика изучения региональной специфики и прогнозирование детской инвалидности
- 2. 2. 3. Методика изучения организации медико-социальной помощи детям-инвалидам
- 3. 1. Характеристика здоровья детского населения: состояние и основные тенденции
- 3. 1. 1. Модус, профиль и формула детского здоровья
- 3. 2. Региональные особенности эпидемиологии детской инвалидности
- 3. 2. 1. Структура детской инвалидности по нозологическим формам, главным нарушениям и ведущим ограничениям
- 3. 2. 2. Прогнозирование основных тенденций инвалидизации детского населения в Архангельской области
- 4. 1. Социально-гигиеническая характеристика семей с детьми-инвалидами
- 4. 2. Биопсихосоциальные детерминанты здоровья детей с ограниченными возможностями
- 4. 3. Контекстуальные проблемы медицинской активности родителей детей-инвалидов и ближайшего окружения
- 5. 1. Анализ состояния действующей системы медико-социальной помощи детям-инвалидам
- 5. 2. Содержание и методика социально-медицинской работы с детьми- инвалидами
- 5. 3. Управление рисками здоровью детей в условиях современного образа жизни и состояния окружающей среды
Список литературы
- Айзман Р. Н. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования / Р. Н. Айзман. Новосибирск, 1996.-45 с.
- Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалида / М. М. Айшервуд. М.: Педагогика, 2004. — 87 с.
- Аминова З.М. Организация медико-социальной помощи в условиях реабилитационного центра для детей-инвалидов / З. М. Аминова // Обществ, здоровье и здравоохранение. 2008. — № 3. — с. 94−98.
- Аминова З.П. Психическое здоровье детей-инвалидов с ДЦП / З. П. Аминова // Психотерапия. 2009. — № 3. — С. 25−27.
- Антонова Л. К. Роль социальных факторов риска в формировании вегетососудистой дистонии у детей пубертатного возраста / Л. К. Антонова // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. -№ 6. — С. 7−8.
- Артемова Н. А. Состояние здоровья детей города Северодвинска -Государственного Российского Центра атомного судостроения / Н. А. Артемова, Л. И. Меньшикова, Л. А. Ошуркова// Экология человека. 2003. — № 6.- С. 34−37.
- Аруева Г. Л. Нарушения психо-речевого развития и направления абилитации детей раннего возраста с психо-неврологической патологией / Г. Л. Аруева, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев // Экология человека. 1998. -№ 4. — С. 56−57.
- Астапов В. М. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями / В. М. Астапов, О. И. Лебединская, В. Ю. Шапиро // Дет. практ. психолог. 2002. — № 7. — С. 12−16.
- Афанасьева Н. Р. Оценка состояния здоровья детей с учетом воздействия образа жизни и окружающей среды в городе и сельской местности: автореф. дис.. канд. мед. наук / Н. Р. Афанасьева. СПб., 1996. — 22 с.
- Балабанова В. Как мы помогаем детям-инвалидам / В. Балабанова // Соц. обеспечение. 1996. — № 8. — С. 24−26.
- Балыгин М. М. Основные медико-демографические параметры развития детей и подростков Москвы / М. М. Балыгин, Б. П. Буй, Т. Ф. Горбунова // Здравоохранение РФ. 2001. — № 6. — С. 14−18.
- Бгажнокова И. М. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта / И. М. Бгажнокова, А. Н. Гамаюнова // Дефектология. 2000. — № 1. — С. 36−39.
- Беккер К.П. Ребенок, нуждающийся в специальном образовании / К. П. Беккер, X. Гебельт// Дефектология. 2000. — № 5. — С. 21−25.
- Белопольская Н. JI. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Н. Л. Белопольская // Дефектология. 2004. — № 5.-С. 15−19.
- Белявский Б.В. Организация профессионального образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья / Б. В. Белявский // Детская и подростковая реабилитация. 2006. — № 1. — С. 54−56.
- Бобылева И.А. Социализациия ребенка-инвалида в семье / И. А. Бобылева // Семья в России. 2008. — № 2. — С. 51−58.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : Психол. исследование / Л. И. Божович // М.: Просвещение, 2000. 464 с.
- Боровик Э.И. Организация санаторно-курортного этапа реабилитации детей-инвалидов / Э. И. Боровик, Е. М. Бондарь, Е. М. Либерман // Здравоохранение РФ.—1996.—№ 3. —С.40−42.
- Боровик Э.Б. Потребность в санаторно-курортной помощи детей на перспективу / Э. Б. Боровик, Г. М. Баранова, М. Г. Рыбинская // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1988. — № 5. — С. 57−69.
- Бочарова Е. А. Влияние социально-средовых факторов на состояние детей с отклонениями в психическом и речевом развитии / Е. А. Бочарова // Экология человека. 2001. — № 4. — С. 34 -36.
- Бригадный подход в реабилитации детей с отклонениями в развитии: метод.рек. / Е. А. Бочарова, А. В. Свирский, А.Г.Соловьев- Ред. П.И.Сидоров// Архангельск: Издат. центр СГМУ, 2005. 20 с.
- Бунина И. А. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы: метод, рекомендации / И. А. Бунина. М.- СПб., 1998. — 86 с.
- Буторина О.Ю. Содержание медико-социальной помощи детям —инвалидам с ДЦП и их семьям / О. Ю. Буторина // СОТИС социальные технологии, исследования. — 2007. — № 6. — С. 70−72.
- Буторина Т.С. Интегративное педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями / Т. С. Буторина, А. Н. Великолуг, Я. В. Лопатина // Экология человека. 2006. № 1. — С. 55−59.
- Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика (психолого-медико-педагогические аспекты) / Н. П. Вайзман // М.: Постатор, 2000. 95 с.
- Васильков А. А. Медико-социальные проблемы детей сирот / А. А. Васильков // Здравоохранение РФ. 2001. — № 2. — С. 32−34.
- Великанова Л. П. Клинико-эпидмиологический мониторинг состояния нервно-психического здоровья детей и подростков / Л. П. Великанова // Педиатрия. 2004. — № 1. — С. 67−70.
- Величковский Б.Т. Реформы и здоровье населения / Б. Т. Величковский // Экономика здравоохр. 2001. — № 6. — С. 22−27.
- Вельтищев Ю. Е. О значении методов лабораторной диагностики для профилактической (превентивной) педиатрии / Ю. Е. Вельтищев, Е. А. Юрьева // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2000. — № 5. — С. 6−14.
- Вельтищев Ю. Е. Проблемы охраны здоровья детей России / Ю. Е. Вельтищев // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2000. — № 1. — С. 5−9.
- Вельтищев Ю. Е. Рост ребенка, закономерности развития, конституциональные особенности и нарушения детей / Ю. Е Вельтищев// М.: Медицина, 2000. 68 с. — (Рос. педиатр, журн. Прил.)
- Венгер А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман // Томск, 2003. -121 с.
- Ветров В. П. Состояние здоровья детей Российской Федерации по данным государственного доклада о состоянии здоровья населения РФ в 1998 г) / В. П. Ветров // Рос. вести, перинатологии и педиатрии. — 2000. № 4. — С. 56−57.
- Вечканов В. А. Этапы и компоненты реабилитационного процесса / В. А. Вечканов // Врачебно-трудовая экспертиза и социально-трудовая реабилитация инвалидов. М., 2000. — № 3. — С. 39−43.
- Витвар О.И. переосмысление мирового опыта социальной адаптации семьи ребенка-инвалида в российских условиях / О. И. Витвар // Отечественный журнал социальной работы. 2006. — № 1. — С. 26−30.
- Волгина С. Я. Физическое развитие подростков, родившихся недоношенными / С. Я. Волгина // Здравоохранение РФ. 2002. — № 2. -С. 39−40.
- Володин Н. Н. Эффективность новой организационной формы преемственного лечения и реабилитации детей с тяжелой перинатальной патологией / Н. Н. Володин, Д. Н. Дегтярев, 3. X. Шунгарова // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 1994. — № 6. — С. 23−28.
- Воронцов И. М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача / И. М. Воронцов // Рос. педиатр, журн. 1999. — № 2. — С. 6−13.
- Воронцов И. М. Состояние здоровья детей и тенденции развития детского здравоохранения в СЗФО / И. М. Воронцов // Здравоохранение Северо-Запада. 2003. — № 1(2). — С. 87 -90.
- Выготский JT. С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка / J1. С. Выготский // Вопр. дефектологии. 2001. — № 31−2. — С. 13−14- № 31−5. -С. 3−8.
- Газимова В. Г. Оценка состояния окружающей среды и здоровья детского населения в районе размещения предприятия по производству рафинированной меди / В. Г. Газимова, И. А. Власова, С. В. Казанцева // Педиатрия.-2001,-№ 5. С. 51−56.
- Гилевич И. М. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе / И. М. Гилевич, JI. И. Тигранова // Дефектология. 2002. — № 2. -124с.
- Гимадеева М. Как помочь детям с нарушениями зрения / М. Гимадиева // Соц.защита. Социономика. 2005. — № 2. — С. 32−35.
- Гневашева Т. В. Факторы риска и прогноз смертности детей в возрасте до 1 года на Европейском Севере России : автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. В. Гневашева. Архангельск, 2000. — 18 с.
- Годин JI. Центры помощи детям: достижения и перспективы / JI. Годин // Соц. обеспечение.-2001.-№ 8.-С. 14−18.
- Голдсворс JI. Некоторые проблемы социальной работы с инвалидами / Л. Голдсворс // Бюл. науч. информации. 2000. — № 4. — 186 с.
- Горенькова А. В. Клинико-иммунологические особенности часто болеющих детей на Европейском Севере : автореф. дис.. канд. мед. наук / А. В. Горенькова. Архангельск, 1999. — 22 с.
- Горшкова Е. А. Реабилитационная педагогика : история и современность / Е. А. Горшкова, Р. В. Овчарова. М.: Ин-т общ. образования МО РФ. -2002, — 153 с.
- Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской федерации в 2001 году // Здравоохранение РФ. 2003. — № 3. — С. 5−9.
- Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской федерации в 2005 году // Здравоохранение РФ. 2007. — № 6. — С. 3−33.
- Гринина О. В. Здоровье и образ жизни семей различных социальных групп населения, имеющих детей раннего возраста / О. В. Гринина, JI. В. Солохина // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1996. -№ 6.-С. 6−9.
- Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции / Т. В. Грузинова // Директор школы. 1999. — № 4. — С. 59−64.
- Гудинова Ж.В. Медико-социальная помощь населению как условие формирования инвалидности детей/ Ж. В. Гудинова, В. И. Шамов, С.П.Запарий// Рос.педиатр.журн.-2005.-№ 6.-С.55−58.
- Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением / В. П. Гудонис. М.: МПСИ- Воронеж: НПС «МОДЭК», 2000. — 228 с.
- Гуровец Н. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем / Н. Гуровец, JI. Кириллова // Дошкольное воспитание. 2005. — № 1. — С. 67−70.
- Гуслова М.Н. Социокультурная деятельность в реабилитации детей и подростков с инвалидностью и членов их семей / М. Н. Гуслова // Работник соц.службы. 2008. — № 1. — С. 58−66.
- Дементьева Н.Ф. Сравнительный анализ первичной инвалидности вследствие умственной отсталости среди детей и подростков в Москве и Российской Федерации / Н. Ф. Дементьева // Рос.мед.журн. 2007. — № 5. -С. 5−7.
- Дмитриева Е. В. Полипрофессиональный подход в психопрофилактической работе с детьми и подростками / Е. В. Дмитриева, И. А. Переслегина, А. В. Занозин // Здравоохранение РФ. 2002. — № 5.- С. 33−35.
- Дмитриева Е. В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы / Е. В. Дмитриева. — М.: Центр, 2002. -224 с.
- Добровольская Т. А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина // Социол. исслед. 1991. — № 1.-С. 3−8.
- Добровольская Т. А. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина // Социол. исслед. 2002. — № 5. — С. 103−106.
- Дыскин А. А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан /А. А. Дыскин, Э. И. Танюхина. М.: Логос, 2000. — 224 с.
- Дьячкова М.Г. Этнопопуляционные и социальные аспекты здоровья детей Ненецкого автономного округа : монография / М. Г. Дьячкова, Н.Г.Беляков- под ред. А. Л. Санникова. Архангельск: Издат. центр СГМУ, 2005. — 254 с.
- Ертапова О. Н. И вновь о терминологии / О. Н. Ертанова // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. — М., 2001.-С. 424−430.
- Железовская Г. И. Педагогическая поддержка социализации личности подростка / Г. И. Железовская, О. М. Кодатенко. Саратов: Слово, 2000. -180 с.
- Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И. В. Журавлева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002. — 240 с.
- Замский X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX в. / X. С. Замский. М.: НПО «Образование», 2003. — 126 с.
- Захарова Т. Г. Медико-социальная характеристика репродуктивной функции девушек-подростков / Т. Г. Захарова, О. С. Филиппов, Г. Н. Гончарова // Здравоохранение РФ. 2002. — № 5. — С. 30−31.
- Захарова Т. Г. Репродуктивное здоровье юных матерей и состояние здоровья их новорожденных / Т. Г. Захарова, Г. Н. Гончарова // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2002. — № 3. — С. 11−14.
- Зелинская Д. И., Балева JI.C. Детская инвалидность / Д. И. Зелинская, Л.С.Балева-М.: Медицина, 2001. 135 с.
- Зинкер Г. М. Медико-социальное исследование врожденных аномалий развития у детей Севера: автореф. дис.. канд. мед. наук / Г. М. Зинкер. -СПб., 1996.-28 с.
- Зубов Л. А. Медико-социальные проблемы детей коренного населения Ненецкого Автономного округа / Л. А. Зубов, Г. Н. Дегтева, Е. Н. Сибилева // Проблемы адаптации человека к экологическим и социальным условиям Севера. Сыктывкар, 2004. — С. 43−45.
- Игнатьева Р. К. Состояние здоровья матерей и детей в Российской Федерации / Р. К. Игнатьева // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1994. — № 2. — С. 6−15.
- Изучение психического развития аномальных детей / Ю. А. Кулагин, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова // Дефектология. 2003. — № 6. — С. 11−14.
- Кабанов М.М. Реабилитация психически больных людей / М. М. Кабанов. — М.: Медицина. 1985.-215 с.
- Кавокин С. Реабилитация и защита инвалидов / С. Кавокин // Человек и труд.-2001.-№ 8. С.8−11.
- Каганова Т. И. Проблемы медицинской помощи детям школьного возраста / Т. И. Каганова, Д. В. Печкуров // Здравоохранение РФ. 2003. — № 2. — С. 47−49.
- Кальте В.Г. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) -основа реабилитации / В. Г. Кальте // Детская и подростковая реабилитация. -2008. № 1. — С. 59−65.
- Камсюк Л.Г. Репродуктивное здоровье населения России / Л. Г. Камсюк // Население и общество. 1999. — № 40. — С. 23−25.юз.Камсюк Л. Г. Проблемы медико-социальной адаптации детей-инвалидов / Л. Г. Камсюк. М., 1990. — 146 с.
- Капитонов В. Ф. Влияние здоровья родителей на здоровье детей в семье / В. Ф. Капитонов // Здравоохранение РФ. 2002. — № 3. — С. 35−37.
- Ю5. Капустина Т. А. Этнические особенности распространенности хронических заболеваний уха, горла и носа у детей северных регионов Восточной Сибири / Т. А. Капустина // Педиатрия. 2001. — № 2. — С. 49−51.
- Кащенко В. П. Педагогическая коррекция : исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. — М.: Просвещение, 2004. — 223 с.
- Кергина М. «Окно в мир». Так называется проект реабилитации детей-инвалидов. / М. Кергина // Соц.работа. 2005. — № 2. — С. 22−23.
- Кириченко Ю.Н. Медико-социальные проблемы совершенствования службы реабилитации детей-инвалидов / Ю. Н. Кириченко // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. — № 3. — С. 37−40.
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. М.: AcademiA, 2005. — 102 с.
- Лещенко М. В. Состояние здоровья и развитие детей- воспитанников Домов ребенка / М. В. Лещенко, Р. В. Тонкова-Янпольская, Э. Л. Фрухт // Рос. педиатр, журн. 2000. — № 1. — С. 48−49.
- Лильин Е.Т. Модели изменения отношения семей детей-инвалидов к реабилитации как результат создания мотивации / Е. Т. Лильин // Детская и подростковая реабилитация. 2007. — № 2. — С. 4−6
- Лисицын Ю.П. «Модус» здоровья россиян / Ю. П. Лисицын // Экономика здравоохр. 2001. -№ 2. -С. 32−37.
- Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье детей / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина // Педиатрия.-1990. -№. -С.61−69.
- Лубовский В. И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. 2001. — № 6. -С.12−15.
- Макарова В. И. Здоровье детей Европейского Севера : решенные и нерешенные проблемы / В. И. Макарова, Л. И. Меньшикова, В. А. Плаксин // Экология человека. 1997. — № 4. — С. 20−23.
- Макарова В. И. Развитие и формирование здоровья детей дошкольного возраста в условиях Европейского Севера : автореф. дис.. д-ра мед. паук / В. И. Макарова. Архангельск, 1995. — 39 с.
- Макарова В. И. Руководство по клиническому исследованию ребенка / В. И. Макарова. Архангельск, 2002. — 276 с.
- Макарова 3. С. Немедикаментозные методы реабилитации часто болеющих детей / 3. С. Макарова // Рос. педиатр, журн. 1999. — № 2. — С. 60−61.
- Мал л ер А. Р. Педагог и семья ребенка-инвалида: некоторые вопросы педагогической этики / А. Р. Маллер // Дефектология. — 2000. № 5. — С. 15−19.
- Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н. Н. Малофеев. М.: Печатный двор, 2002. — 182 с.
- Мардахаев JI. В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП / JI.
- B. Мардахаев. М.: AcademiA, 2001. — 200 с.
- Мартыненко А. В. Концептуальные подходы к планированию и прогнозированию медико-социальной помощи в России как новому виду профессиональной деятельности / А. В. Мартыненко, Н. А. Кравченко // Экономика здравоохранения. 1996. — № 4. — С. 20−26.
- Маслова О. И. Тактика реабилитации детей с задержками нервно-психического развития / О. И. Маслова // Рус. мед. журн. 2000. — № 18.1. C. 119.
- Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. -М.: Просвещение, 2001. 156 с.
- Медик В. А. Социально значимые болезни современности / В. А. Медик // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2002. № 5. — С. 18−21.
- Миронова Э. В. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа / Э. В. Миронова, Н. Д. Шматко // Дефектология. -2005.-№ 4.-С. 13−18.
- Морозова Е.Н. Метод эмоционально-образной терапии, а психологической реабилитации родителей детей-инвалидов /Е.Н, Морозова //Вестн.пспхосоц. и коррекц.-реабилитац.работы.-2005.- № 4 С. 62−66.
- Москвичева Н.А. Поиск эффективной модели социализации детей инвалидов : опыт социально-философского анализа / Н. А. Москвичева // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2007. № 2. — С. 24−26.
- Наберушкина Э. К. Стратификация анализа инвалидности / Э. К. Наберушкина. Саратов: Саратов, изд-во, 2003. — 240 с.
- Неретина Т. Г. Педагогика развития особых детей : учеб. пособие / Т. Г. Неретина. Магнитогорск, 2001. — 262 с.
- Низамов И. Г. Социологическое исследование факторов, влияющих на репродуктивное здоровье подростков и юных женщин / И. Г. Низамов, О. В.
- Чечулина // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 4. — С. 10−14.
- Никитина М. М. Международный семинар «Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития» / М. М. Никитина, Г. Н. Пеннин//Дефектология. -2003. -№ 3. С. 87−91.
- Никифоров С. О влиянии системы здравоохранения на здоровье населения / С. Никифоров, В. Казанцев // Врач. 2008. -№ 4. — С. 83−84.
- Новикова Л. И. Методологический аспект моделирования воспитательных систем. Моделирование воспитательных систем: теория и практика / Л. И. Новикова. М.: РОУ. — 2005. — 321 с.
- Организация комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы: метод, рекомендации. СПб., 1999. — 535 с.
- Организация работы по повышению уровня здоровья в детских коллективах / Р. А. Дубинский, В. П. Боряк, М. И. Павлюк, JL В. Михайленко // Педиатрия. 2003. — № 4. — С. 91−94.
- Павлов А. Инвалид может многое / А. Павлов // Соц. обеспечение. 2001. -№ 2. — С. 20−22.
- Панич П.Б. Психолгическая коррекция семей, имеющих детей с ДЦП / П. Б. Панич, М. С. Погодаева // Паллиатив. медицина и реабилитация.-2005.-№ 2.-С.16.
- Панфилова О.Н. К влопросу о профориентации детей-инвалидов / О. Н. Панфилова, Г. В. Резапкина // Отеч.журн.соц.работы. 2005. — № 2. -С.53−58.
- Петрякова О. Л. Социальная политика в отношении детей-инвалидов в Российской Федерации / О. Л. Петрякова // Семья в России. — 2006. № 1. — С. 21−25.
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология / Л. Пожар. М.: Воронеж, 2006. — 122 с.
- Пряхин Е. И. Медико-биологические аспекты здоровья детей на Севере / Е. И. Пряхин // Сибир. мед. обозрение. 2002. — № 1. — С. 3−7.
- Пряхин Е. И. Роль ученых НИИ медицинских проблем Севера СОР АМН в решении вопросов охраны здоровья детей / Е, И. Пряхин // Сибир. мед. обозрение. -2001. -№ 2. -С. 51−52.
- Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2003.-212 с.
- Пути решения медико-социальных проблем онкологических больных / А. Н. Великолуг, Л. А. Зельницкий, М. Н. Панков, Е. П. Стерлева // Экология человека. 2000. — № 1. — С. 131−136.
- Разживкина Г. Н. Адаптированность детского организма как эталон «величины» его здоровья / Г. Н. Разживкина, А. В. Аболенская, Р. А. Маткивский, Е. П. Усанова // Педиатрия. 1996. — № 3. — С. 102−103.
- Рева А. Л. Сюжетно-игровая модель организации жизни детей с ограниченными возможностями как форма их интеграции / А. Л. Рева, В. В. Юртайкин // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М., 2001. — С. 237−247.
- Решетников А. В. Медико-социологические представления о моделях болезни и здоровья / А. В. Решетников // Социология медицины. 2003. -№ 2. — С. 3−18.
- Решетников А. В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): рук. / А. В. Решетников. М.: Медицина, 2002. — 976 с.
- Рожавский JT.A. Медико-социальные проблемы детской инвалидности / Л. А. Рожвский // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2006.--№ 6.-С. 23−25.
- Россошанский А. В. Правовой статус ребенка в Российской Федерации / А.
- B. Россошанский // Сб. норм, актов. М., 1998. — С. 2−24.
- Румянцева А. Г. Актуальные проблемы подростковой медицины / А. Г. Румянцева, Д. Д. Панков. М.: Просвещение, 2002. — 376 с.
- Садилова О.А. Семья и духовно-нравственное здоровье ребенка-инвалида / О. А. Садилова // Отечественный журнал социальной работы. — 2006. № 1.1. C. 65−68.
- Саленко Н. О. Не стоит прогибаться под изменчивый мир./H.O. Саленко// Соц.обеспечение. 2005. — № 7. — С. 12−18.
- Саленко Н.О. Практика реабилитации детей-инвалидов в условиях сельской местности / Н. О. Саленко // Отеч.журн.соц.работы. 2006. — № 3. -С. 72−78.
- Самосей Л.Е. Особенности оказания психологической помощи детям-инвалидам в условиях сельской местности / Л. Е. Самосей // Работник соц.службы. 2008. — № 3. — С. 72−80.
- Северный А. А. Психоматическая «инвалидизация» детей и подростков / А. А. Северный, В. И. Брутман // Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Дубна, 2002. — С. 74−75.
- Смирнова Е. Р. Семья нетипичного ребенка : социальные аспекты / Е. Р. Смирнова // Психологическая и коррекционная работа. М., 1996. — С. 12−16.
- Смирнова Е. Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Е. Р. Смирнова // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилптац. работы. 1997. -№ 3. — С. 51−56.
- Соколова Е. Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е. Т. Соколова, В. В. Николаева. М.: Просвещение, 2005. — 341 с.
- Сырникова Б.А. Оценка состояния медицинской реабилитации в реабилитационных учреждениях системы социальной защиты / А. Б. Сырпикова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. -Москва. № 4. — 2003 г. — с.42−44.
- Танюхпна Э. И. Комплексная реабилитация детей с основными инвалидизирующими заболеваниями в условиях центра реабилитации / Э. И. Танюхина // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. 2002. — № 4.-С. 45−53.
- Тапилина B.C. Социально-экономический статус и здоровье населения / B.C. Тапилина // Социология медицины. 2004. — № 3. — С. 126−137.
- Татарова С.П. Реабилитация детей-инвалидов посредством организации совместной деятельности и общения с их здоровыми сверстниками/ С.П.Татарова// Вестн.психосоц.и коррекц.-реабилитац.работы. 2005. — № 2. -С.58−64.
- Теддер Ю. Р. Состояние здоровья и адаптация первоклассников к обучению в школе в условиях Севера / Ю. Р. Теддер, Т. С. Колосова // Экология человека. 2000. — № 2. — С. 44 -46.
- Тимашева Л.В. психологическое сопровождение ребенка-инвалида в условиях реабилитационного центра /Л.В.Тимашева// Работник соц.службы. 2005. — № 2. — С. 56−61.
- Токарев С. А. Основные тенденции в отношении факторов риска и здоровья подростков на Крайнем Севере / С. А. Токарев, Е. JT. Уманская, А. А. Буганов // Медицина труда и промышл. экология. 2003. — № 9, — С. 29−32.
- Тупоногов А. С. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития / А. С. Тупоногов // Дефектология. 2001. — № 4. — С. 24−28.
- Уткина Г. Ю. Социально-медицинские характеристики семей, воспитывающих детей-ивалидов / Г. Ю. Уткина, М. С. Скляр // Проблемы соц. гигпены, здравоохранения и истории медицины. 2009. — № 1. — С. 14−17.
- Уход за детьми-инвалидами // Вопросы социального обеспечения. — 2006. -№ 15.-С. 39−40.
- Факторы риска формирования детской инвалидности, обусловленной последствиями хронических заболеваний органов пищеварения / С. Н. Шереметьева, Е. П. Усанова, Г. Н. Разживина, Р. А. Маткивский // Здравоохранение РФ. 2003. — № 5. — С. 38−40.
- Филатов Н. Н. Социально гигиенические проблемы формирования здоровья детей и подростков Москвы / Н. Н. Филатов, О. И. Аксенова, И. Ф. Волкова // Здравоохранение РФ. — 2001. — № 4. — С. 30−32.
- Функциональные показатели школьников Северного города / О. Л. Ковызина, О. Н. Лепунова, С. В. Панин, В. С. Соловьев // Экология человека. 2002. — № 2. — С. 41−43.
- Цели и задачи Российского здравоохранения на 2006−2008 г .г. //Главврач. -2006. прил. — С. 1−115.
- Цибульский В.Б. Показатели инвалидности у детей 0−17 лет в 2002 и 2003г.г./ В. Б. Цибульский // Рос.вестн.перинатологии и педиатрии.-2005.-№ 4.-С.49−52.
- Цибульский В.Б. Возрастная детская инвалидность и ее региональные особенности / В. Б. Цибульский, Т. А. Соколовская // Деткая и подростковая реабилитация. -2005. № 2. — С.4−7.
- Цибульский В.Б. Правовое решение проблем детской инвалидности в Российской Федерации / В. Б. Цибульский // Деткая и подростковая реабилитация. -2005. № 2. — С.7−10.
- Чичерин Л. П. Актуальные проблемы формирования системы мониторинга состояния здоровья детей и подростков / Л. П. Чичерин, Г. И. Куценко, Е. П. Какорина // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 6. — С. 3−7.
- Чичерин Л. П. Актуальные вопросы развития медицинской помощи детям и подросткам / Л. П. Чичерин, А. Л. Линденбратен, И. А. Лешкевич // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001.-№ 5 .-С 46−50.
- Шаикина Н. В. Социальный анализ детей с ограниченными возможностями / Н. В. Шаикина. М.: Просвещение, 2001. — 146 с.
- Шевченко С. Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в общении / С. Г. Шевченко // Дефектология. 2005. — № 1. — С. 30−37.
- Щепин В.О. Актуальные вопросы информатизации в здравоохранении и медицинской науке / В. О. Щепин, Е. А. Тишук // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории мед. 2005. -№ 4. -С. 3−6.
- Щепин О.П. Проблемы демографического развития России / О. П. Щепин, Е. А. Тишук // Экономика здравоохр. 2005. — № 3. — С. 5−8.
- Щепин О.П. Комплексное изучение здоровья населения Новгородской области: методология, основные результаты и перспективы / О. П. Щепин, В. А. Медик // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории мед. 2007. -№ 4.- С. 3−7.
- Шилова О.П. Интеграция детей-инвалидов в общество с помощью спортивно-оздоровительного туризма / О. П. Шилова // Социальная работа. — 2007. № 2.-С. 41−43.
- Юдакова С.В. Точка опоры: опыт работы с родителями в процессе реабилитации детей-инвалидов / С. В. Юдакова // Работник соц.службы. -2005. -№ 3.- С. 38−46.
- Яковлева Т.В. Региональные особенности инвалидности, обусловленной психическими расстройствами и расстройствами поведения, у детей и подростков / Т. В. Яковлева, Б. Д. Менделевич // Психическое здоровье. 2009. -35. -С. 51−56.
- Ярская В. Н. Дорога это то, как ты идешь по ней / В. Н. Ярская, Е. Р. Смирнова // Реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями. — М., 1996. — С. 21−44.
- Яфарова С.Ш. Современные принципы организации медико-социальной и психологической помощи детям-инвалидам / С. Ш. Яфарова // Казанский медицинский журнал. 2008. — № 3. — С. 233−237.
- A fork in the road: decision time for behavioral pediatrics / KJ Kelleher, SH Scholle, HM Feldman, D Nace // J. Dev. Behav. Pediatr. -1999. Vol. 20, N 3. — P. 181−186.
- A review of the evidence for the medical home for children with special health care needs / Homer CJ et al. // Pediatrics. 2008. — Vol.122, N 4. — P. 922−937.
- A systematic review of measures of activity limitation for children with cerebral palsy / Harvey A et al. // Dev Med Child Neurol. 2008. -Vol. 50, N 3. -P.190−198.
- A systematic review of the self-concept of children with cerebral palsy compared with children without disability / Shields N et al. // Dev Med Child Neurol.2006.-Vol. 48, N2. -P. 151−157.
- AAC interventions for children in a family environment: implementing evidence in practice / Granlund M et al. // Augment Altern Commun. 2008. — Vol.24, N 3. -P. 207−219.
- Accardo J, Shapiro BK. Neurodevelopmental disabilities: beyond the diagnosis/ J Accardo, BK Shapiro // Semin Pediatr Neurol. 2005. — Vol.12, N 4. — P. 242−249.
- An overview of behavioral strategies for reducing hand-related stereotypies of persons with severe to profound intellectual and multiple disabilities: 1995−2007 / Lancioni GE et al. // Res Dev Disabil. 2009. — Vol.30, N 1. — P. 20−43.
- Anan A, Yamaguchi M. Process of parental acceptance of a child’s disability: literature review/ A Anan, M Yamaguchi // J UOEH. 2007. — Vol.29, N 1. — P. 73−85.
- Betz CL. Health care transitions of youth with special health care needs: the never ending journey/ CL Betz // Commun Nurs Res. 2008. — Vol.41 — P. 13−29.
- Block ME, Obrusnikova I. Inclusion in physical education: a review of the literature from 1995−2005 / ME Block, Г Obrusnikova // Adapt Phys Activ Q.2007. Vol. 24, N 2. — P. 103−124.
- Canary HE. Creating supportive connections: a decade of research on support for families of children with disabilities / HE Canary // Health Commun. 2008. -Vol.23, N5.-P. 413−426.
- Carbaugh AL, Elias R, Rowland D. Aid to people with disabilities: Medicaid’s growing role / AL Carbaugh. R Elias, D Rowland // Annu Rev Public Health. -2006.-Vol.27.-P. 417−42.
- Cartwright JD. Provision of educationally related services for children and adolescents with chronic diseases and disabling conditions / JD Cartwright // Pediatrics. 2007. — Vol.119, N 6. — P. 1218−1223.
- Catroppa C, Anderson V. Traumatic brain injury in childhood: rehabilitation considerations / С Catroppa, V Anderson // Dev Neurorehabil. 2009. — Vol.12, N 1. — P. 53−61.
- Children with intellectual disabilities and pain perception: a review and suggestions for future assessment protocols / van Dijk M. et al. // Eur Arch Paediatr Dent. 2009. — Vol. 10, N 2. — P.57−60.
- Ciortan I, Gotia DG, Gotia S. The psycho-social impact of the locomotor deformations in school-aged child / I Ciortan, DG Gotia, S Gotia // Rev Med Chir Soc Med Nat Iasi. 2008. — Vol.112, N 2. — P. 387−392.
- Cognitive development in children with cochlear implants: relations to reading and communication / Lyxell B. et al. // Int J Audiol. 2008. — Vol.47. — P.47−52.
- Cohen MD. Educational rights of children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder / Cohen MD et al. // Adolesc Med State Art Rev.2008.-Vol.19, N2. -327−338.
- Colver A. Quality of life and participation/ A Colver // Dev Med Child Neurol.2009. Vol.51, N 8. — P. 656−659.
- Damiano DL, DeJong SL. A systematic review of the effectiveness of treadmill training and body weight support in pediatric rehabilitation / DL Damiano, SL DeJong // J Neurol Phys Ther. 2009. — Vol.33, N 1. — P. 27−44.
- Davies S, Hall D. «Contact A Family»: professionals and parents in partnership / S Davies, D Hall // Arch Dis Child. 2005. — Vol.90, N 10. — P. 1053−1057.
- Determinants of participation in leisure activities in children and youth with cerebral palsy: systematic review / Shikako-Thomas К et al. // Phys Occup Ther Pediatr. 2008. — Vol.28, N 2. — P. 155−169.
- Dwyer G, Baur L, Higgs J, Hardy L. Promoting children’s health and well-being: broadening the therapy perspective/ G Dwyer, L Baur, J Higgs, L Hardy // Phys Occup Ther Pediatr. 2009. — Vol.29, N 1. — P. 27−43.
- Freed GL, Hudson EJ. Transitioning children with chronic diseases to adult care: current knowledge, practices, and directions / GL Freed, EJ Hudson // J Pediatr. -2006. Vol. 148, N 6. — P. 824−827.
- Garzon DL. Contributing factors to preschool unintentional injury/ DL Garzon // J Pediatr Nurs. 2005. — Vol.20, N 6. — P. 441−447.
- Goal attainment scaling in paediatric rehabilitation: a critical review of the literature. / Steenbeek D. et al. // Dev Med Child Neurol. 2007. — Vol.49, N 7. -P.550−556.
- Gordon J. An evidence-based approach for supporting parents experiencing chronic sorrow/ J Gordon // Pediatr Nurs. 2009. — Vol.35, N 2. — P. 115−119.
- Govindshenoy M, Spencer N. Abuse of the disabled child: a systematic review of population-based studies / M Govindshenoy, N Spencer // Child Care Health Dev.- 2007. Vol.33, N 5. — P. 552−558.
- Growth-attenuation therapy: principles for practice / Allen DB. et al. // Pediatrics.- 2009. Vol.123, N 6. — P. 1556−1561.
- Guidelines for the care of the child with special health care needs / Goldson E. et al. // Adv Pediatr. 2006. — Vol.53 — P. 165- 182.
- Hewitt-Taylor J. The nurse’s role in supporting young people with complex health needs/J Hewitt-Taylor //Br J Nurs. 2008. — Vol.17, N 15. — P. 970−973.
- Hibbard RA, Desch LW. Maltreatment of children with disabilities / RA Hibbard, LW Desch // Pediatrics. 2007. — Vol.119, N 5. — P. 1018−1025.
- Horbelt CV. A review of physical, behavioral, and oral characteristics associated with Treacher Collins syndrome, Goldenhar syndrome, and Angelman syndrome / CV Horbelt // Gen Dent. 2008. — Vol.56, N 5. — P.416−419.
- Imms С. Children with cerebral palsy participate: a review of the literature/ С Imms // Disabil Rehabil. 2008. — Vol.30, N 24. — P. l867−1884.
- Imms C. Review of the Children’s Assessment of Participation and Enjoyment and the Preferences for Activity of Children / С Imms // Phys Occup Ther Pediatr. -2008. Vol.28, N 4. — P.389−404.
- Informed choice and deaf children: underpinning concepts and enduring challenges / Young A. et al. // J Deaf Stud Deaf Educ. 2006. — Vol.11, N 3. -322−336.
- Iwanaka T. Role of surgeons for the better quality of life in neurologically impaired children / T Iwanaka // No To Hattatsu. 2007. — Vol.39, N 2. -P.126−130.
- Jeffrey AE, Newacheck PW. Role of insurance for children with special health care needs: a synthesis of the evidence/ AE Jeffrey, PW Newacheck // Pediatrics. -2006. Vol.118, N 4. — P.1027−1038.
- Johnson CC. The benefits of physical activity for youth with developmental disabilities: a systematic review/ CC Johnson // Am J Health Promot. 2009. -Vol.23, N3.-P. 157−67.
- Kandel I, Merrick J. The child with a disability: parental acceptance, management and coping / I Kandel, J Merrick // ScientificWorldJournal. 2007. — Vol.12. -P.1799−1809.
- Keeton VF, Kennedy C. Update on physical activity including special needs populations/ VF Keeton, С Kennedy // Curr Opin Pediatr. 2009. — Vol.21, N 2. — P. 262−268.
- Kirichenko luN The medical social issues of developing the rehabilitation service for disabled children / IuN Kirichenko // Probl Sotsialnoi Gig Zdravookhranenniiai Istor Med. 2009. — N 3. — P.37−40.
- Koppenhaver DA, Hendrix MP, Williams AR. Toward evidence-based literacy interventions for children with severe and multiple disabilities / DA Koppenhaver, MP Hendrix, AR Williams // Semin Speech Lang. 2007. — Vol.28, N 1. -P.79−89.
- Lewis M, Noyes J. Discharge management for children with complex needs / M Lewis, J Noyes // Paediatr Nurs. 2007. — Vol.19, N 4. — P. 26−30.
- Matsui K. Support for disabled children and their family during fetal, neonatal and infantile period / К Matsui // No To Hattatsu. 2007. — Vol.39, N 2. — P. 111−115.
- Maulik PK, Darmstadt GL. Childhood disability in low- and middle-income countries: overview of screening, prevention, services, legislation, and epidemiology / PK Maulik, GL Darmstadt // Pediatrics. 2007. — Vol.120. — 55 p.
- Measuring children’s attitudes towards peers with disabilities: a review of instruments / Vignes C. et al. // Dev Med Child Neurol. 2008. — Vol.50, N 3 -P. 182−189.
- Morris C. Measuring participation in childhood disability: how does the capability approach improve our understanding?/ С Morris // Dev Med Child Neurol. -2009. Vol.51, N 2. — P. 92−94.
- Msall ME, Park JJ. Neurodevelopmental management strategies for children with cerebral palsy: optimizing function, promoting participation, and supporting families / ME Msall, Park JJ // Clin Obstet Gynecol. 2008. — Vol.51, N 4. — P. 800−815.
- Nardocci F. The birth of child and adolescent neuropsychiatry: from rehabilitation and social inclusion of the mentally handicapped, to the care of mental health during development / F Nardocci // Ann 1st Super Sanita. 2009. — Vol.45, N 1. -P. 33−38.
- Paediatric traumatic brain injury: a review of pertinent issues / Savage RC et al. // Pediatr Rehabil. 2005. — Vol.8, N 2. — P. 92−103.
- Pelchat D, Lefebvre H, Levert MJ. Gender differences and similarities in the experience of parenting a child with a health problem: current state of knowledge/ D Pelchat, H Lefebvre, MJ Levert // J Child Health Care. 2007. — Vol.11, N 2. -P. 112−131.
- Perrin JM, Hicks PJ. The future of disability in America: review of the Institute of Medicine report / JM Perrin, PJ Hicks // Ambul Pediatr. 2008. — Vol.8, N 2 — P. 71−72.
- Predicting additional care in young children with neurodevelopmental disability: a systematic literature review / Meester-Delver A et al. // Dev Med Child Neurol. -2006. Vol.48, N2-P.143−150.
- Raymond JA. The integration of children dependent on medical technology into public schools/ JA Raymond // J Sch Nurs. 2009. Vol.25, N 3. — P. l86−194.
- Reichman NE, Corman H, Noonan K. Impact of child disability on the family/ NE Reichman, H Corman, К Noonan // Matern Child Health J. 2008. — Vol. 12, N 6. -P. 679−683.
- Rimmer JA, Rowland JL. Physical activity for youth with disabilities: a critical need in an underserved population/ JA Rimmer, JL Rowland // Dev Neurorehabil. -2008.-Vol.11, N2.-P. 141−148.
- Roth R. Congenital disabilities and the law / R Roth // Clin Perinatol. 2007. -Vol.34,N2.-P. 263−273.
- Sadof MD, Nazarian BL. Caring for children who have special health-care needs: a practical guide for the primary care practitioner/ MD Sadof BL Nazarian // Pediatr Rev. 2007. — Vol.28, N 7. — P. 36−42.
- Saito Y. Reflections on the brainstem dysfunction in neurologically disabled children/ Y Saito // Brain Dev. 2009. — Vol.31, N 7 — P. 529−536.
- Sanghera P. Abuse of children with disa bilities in hospital: issues and implications / P Sanghera // Paediatr Nurs. 2007.- Vol.19, N 6. — P. 29−32.
- Savulescu J, Kahane G. The moral obligation to create children with the best chance of the best life / J Savulescu, G Kahane // Bioethics. 2009. — Vol.23, N 5.-P. 274−290.
- Sears C. Disability in children/ С Sears // Practitioner. 2005. — Vol.249. -P.632−634, 637−638.2У4. Sellars G. Learning to communicate with children with disabilities / G Sellars // Paediatr Nurs. 2006. — Vol.18, N 9. — P. 26−28.
- Shields N, Taylor NF, Dodd KJ. Self-concept in children with spina bifida compared with typically developing children / N Shields, NF Taylor, KJ Dodd // Dev Med Child Neurol. 2008. — Vol.50, N 10. — P. 733−743.
- Sugimoto T. Public support systems for disabled children and adults/ T Sugimoto // No To Hattatsu. 2005. — Vol.37, N 3. — P. 214−217.
- Szaniawska-Thiel M, Laguna P. The need for psychological help for haemophilic children and their families / M Szaniawska-Thiel, P. Laguna // Psychiatr Pol. — 2007.-Vol.41, N 6.-P. 813−825.
- The practice of physical and rehabilitation medicine in sub-Saharan Africa and Antarctica: a white paper or a black mark? / Haig AJ et al. // J Rehabil Med. -2009. Vol.41, N 6. — P. 401−405.
- Thurgate C. Living with disability: Part 3. Communication and care / С Thurgate // Paediatr Nurs. 2006. — Vol. l8, N 5. — P. 40−44.
- Tork H, Lohrmann C, Dassen T. Care dependency among school-aged children: literature review / H Tork, С Lohrmann, T Dassen // Nurs Health Sci. 2007. -Vol.9, N 2. — P.142−149.
- Training programs for children: literature review / Edouard P. et al. // Ann Readapt Med Phys. 2007. — Vol.50, N 6. — P. 510−519, 499−509.
- Transition pathways for young people with complex disabilities: exploring the economic consequences. / Knapp M et al. // Child Care Health Dev. 2008. -Vol.34, N4.-P. 512−520.