Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе рассмотрения степени разработанности проблемы наметились противоречия: между объективной потребностью в целостном научном осмыслении процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, и доминированием криминологических и педагогических подходов в исследованияхмежду необходимостью изучения механизмов влияния частных социальных институтов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей как объект социологического анализа
    • 1. 1. Социологическая интерпретация понятия «ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей»
    • 1. 2. Социологическая характеристика процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
    • 1. 3. Механизмы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Социологический анализ ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, в условиях регионального сообщества
    • 2. 1. Специфика процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, в Ставропольском крае
    • 2. 2. Анализ ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами
    • 2. 3. Пути оптимизации ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами
  • Выводы по 2 главе

Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из наиболее трудных социальных проблем, не перестающих на протяжении длительного периода времени быть предметом внимания теоретиков и практиков, является процесс ресоциализации лиц, совершивших правонарушения и преступления.

Эскалация отклоняющегося поведения молодежи и реформирование i основных институтов социализации, таких, как семья, школа, детские и молодежные организации, выводят эту проблему на новый уровень. В современной России ресоциализация лиц, преступивших закон, имеет принципиальное значение для решения широкого круга социально-практических задач, стоящих перед частными социальными институтами, не только по профилактике и искоренению уголовной преступности, но и социальных отклонений в целом. Во многом это обусловлено тем, что ресоциализация, в наиболее широком смысле, предполагает коррекцию социально запущенной личности с деформированной системой ценностно-нормативных представлений и возвращение в общество социально здорового человека.

Особое значение имеет ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей (от 14 до 18 лет), которые в настоящее время составляют значительную часть криминогенно пораженного населения. Государство строит свою политику и законодательство так, чтобы не отчуждать, не изолировать подростка, совершившего преступление, от семьи, школы без крайней на то необходимости. В современных условиях к условным наказаниям ежегодно осуждается от 70 до 75% несовершеннолетних правонарушителей, при этом в воспитательных колониях, среди подростков, отбывающих наказание, 50−60% ранее имели условный приговор. Это говорит о недостаточной успешности ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества.

Практика показала, что исправление правонарушителя возможно не только в результате самого факта отбывания наказания, но и посредством повышения эффективности целенаправленного социального воздействия. Поэтому в условиях роста подростковой преступности, которая дает в будущем взрослую преступность, необходимость социологического осмысления процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, приобретает особую значимость.

Несмотря на значительное число исследований по проблеме ресоциализации правонарушителей и преступников, в том числе и несовершеннолетних, в рамках криминологии, педагогики, юриспруденции, данная проблема не получила должного социологического анализа и по-прежнему представляет практический и теоретический интерес для социологов. Особенного внимания заслуживает ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, подвергшихся наказанию, не связанному с лишением свободы, и, как следствие, не изолированных от общества.

Чаще всего в научных исследованиях проблемы социализации/ресоциализации несовершеннолетних рассматриваются в связи с фундаментальными институтами: семьи, образования. Большое внимание уделено пенитенциарной системе исправления правонарушителей. Вместе с тем, в современных условиях очевидна необходимость изучения частных социальных институтов (института правосудия, института охраны общественного порядка, института социальной защиты, и др.) как агентов ресоциализации правонарушителей, а также механизмов, способствующих устранению деформаций процесса их социализации, приведших к правонарушению. В современной науке явно недостает работ, посвященных ресоциализации правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами. Данная проблема требует всесторонней теоретической разработки и эмпирического социологического исследования.

Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость свидетельствуют об актуальности и новизне темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема правонарушений и преступности несовершеннолетних и методы ее профилактики, в том числе посредством ресоциализации, всегда вызывала научный интерес. В разные годы и в русле разных специальностей ее разрабатывали В. А. Авдеев, P.M. Абызов, Ю. М. Аванесов, М. А. Алемаскин, Д. М. Антонян, М. М. Бабаев, Н. В. Валуйсков, Е. Л. Воронова, А. И. Долгова, В. Д. Ермаков, Д. З. Зиядова, К. Е. Игошев,.

B.И. Игнатенко, Ю. А. Кашуба, Д. А. Корецкий, М. С. Крутер, А. В. Лапшин,.

C.Я. Лебедев, С. А. Меликян, Э. Б. Мельникова, Г. М. Миньковский, В. А. Плешаков, Г. М. Погорелова, Л. А. Ревякина, С. Л. Сибиряков, О. А. Третьякова, А. П. Фильченко и др. Работы этих ученых существенно помогли сформировать общую концепцию настоящего исследования.

Анализ современной социогуманитарной литературы, а также научных источников по проблемам социализации молодежи, социологии воспитания и отклоняющегося поведения несовершеннолетних свидетельствует о том, что в последние 10−15 лет наметились тенденции проведения количественных и качественных исследований процессов социализации, десоциализации и ресоциализации молодежи.

В настоящее время понятие «ресоциализация правонарушителей» входит в предметное поле таких отраслей гуманитарного знания как социология, криминология, юриспруденция, педагогика, психология.

Наиболее общую социологическую трактовку понятия «ресоциализация» дают ряд ученых (Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов), которые рассматривают ее как усвоение новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения. Проблема ресоциализации непосредственным образом связана с понятием «социализация», которое достаточно полно освещено в научной социологической и психологической литературе (Д. Доллэрд, Дж. Кольман, Р. Мертон, А. Парк, Т. Парсонс, Н. Смелзер, В. Уолтер, и др.). Практически все западные и отечественные социологические и психологические школы имеют свое объяснение социализации и ресоциализации.

Теоретическим основам институционализма и социальных институтов, в том числе как агентам социализации, посвящены работы классиков социологии: П. Бергера, Г. Беккера, А. Бандуры, 3. Баумана, Р. Будона, Э. Дюркгейма, Н. Лумана, Р. Мертона, Р. Парка, Т. Парсонса, Г. Спенсера и др. Понятию «социальный институт» отводится центральное место и в отечественной социологической литературе (В. Ф. Анурин, В. В. Волков, М. С. Комаров, А. И. Кравченко, С. С. Фролов и др.). Занимая центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни, понятие социального института предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий людей наиболее существенных типов социальных отношений, путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы.

Учеными подчеркивается, что основной задачей институтов, как агентов социализации, является передача индивиду тех моральных ценностей и норм поведения, которые соответствуют требованиям и ожиданиям общества. Если положительный социальный опыт индивидом не усваивается, то процесс социализации нарушается (Е. В. Андриенко, А. В. Мудрик, К. Ривман, В. П. Устинов, Ч. Тойч и др.). В указанных случаях возникает необходимость ресоциализации.

В рамках социологии молодежи и социологии семьи проводятся исследования различных аспектов поведения несовершеннолетних, в том числе подростков группы риска, изучается влияние семьи на социализацию современной молодежи (В. И. Добреньков, Ю. А. Зубок, С. Н. Иконникова, А. А. Магомедов, И. П. Савченко, В. И. Чупров, В. Н. Шубкин и др.).

Частично проблемы ресоциализации как социально-педагогического процесса находят отражение и в социологии воспитания (Т. И. Барсукова, С. С. Вишневский, В. Д. Семенов, М. М. Шульга и др.).

Сущность процесса социального развития человека рассматривается и с точки зрения философии (И. А. Бокачев, Д. И. Фельдштейн и др.).

На социально-психологическом уровне исследуется возрастная специфика процесса ресоциализации (Л.И. Божович, С. П. Иваненков, В. Т. Лисовский, А.В. Петровский), а также психологические основы ресоциализации — восстановление ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе (С. А. Беличева, В. Л. Васильев, М. И. Еникеев и др.).

Основной массив диссертационных исследований по ресоциализации правонарушителей выполнен в рамках криминологии и педагогикиЕ. Г. Багреева, В. Г. Бочаров, Т. Н. Волкова, Л. В. Гаращенко, М. В. Головизнина, Е. В. Горланова, В. В. Громов, Ю. В. Жулева, И. В. Королева, Н. А. Крайнова, В. А. Лелеков, А. Г. Мусеитов,.

A.С. Новоселова, А. В. Пищенко, М. С. Рыбак, Д. В. Сочивко,.

B. Н. Савардунова, М. Н. Садовникова, Н. С. Фомин, А. М. Шевченко и др. В работах этих ученых дана интерпретация понятия «ресоциализация», выделены ее этапы и особенности, представлен тендерный аспект ресоциализации, обоснованы ее педагогические методы.

Криминологи рассматривают ресоциализацию преступников и правонарушителей как основной элемент системы профилактики правонарушений, исправления и перевоспитания осужденных преступников (Л.А. Волошина, В. Б. Писарев, Н. А. Стручков, В. Е. Южанин, А. М. Шевченко и др.).

В педагогических работах ресоциализация рассматривается как деятельность по преодолению отклонений в поведении несовершеннолетних (Л. В. Гаращенко, Е. В. Горланова, С. Н. Дубинин, И. В. Королева, А. С. Новоселова, В. Н. Савардунова, Т. А. Татуйко, Н. С. Фомин и др.).

Отдельные методы и способы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних представлены в работах В. Н. Булгакова, В. Ю. Голубовского, Т. С. Шестаковой и др.

На психолого-педагогическом уровне идет поиск путей улучшения механизмов социализации и ресоциализации через воспитательно-образовательное воздействие (Б.М. Бим-Бад, С. Г. Вершковский, Н. Ф. Голованова, JI.H. Лесохина, В. М. Логинов, А. В. Мудрик, Н. М. Платонова, С. А. Расчетина, и др.).

Все работы в области криминологии, педагогики, психологии по ресоциализации правонарушителей позволили диссертанту выявить социологический аспект изучаемой проблемы. Не умаляя достоинств работ перечисленных выше авторов, диссертант полагает, что проблема ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей требует глубокого социологического анализа. Малоисследованным остается и вопрос о роли частных социальных институтов в процессе ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества. Кроме того, отмечается отсутствие научно обоснованных критериев и показателей анализа качества и результативности ресоциализации указанного контингента. В силу этого очевидна востребованность и своевременность данного социологического исследования.

В процессе рассмотрения степени разработанности проблемы наметились противоречия: между объективной потребностью в целостном научном осмыслении процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, и доминированием криминологических и педагогических подходов в исследованияхмежду необходимостью изучения механизмов влияния частных социальных институтов на ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, и неразработанностью этого вопроса с научных позициймежду необходимостью изучения на региональном уровне причин, противоречий и критериев успешности ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, с целью оптимизации этого процесса и отсутствием эмпирических исследований.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность обозначенных выше аспектов позволили сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы механизмы влияния частных социальных институтов на ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, в современных условиях и какова социальная результативность этого процесса на региональном уровне?

Объект исследования: процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в современном российском обществе.

Предмет исследования: детерминированность процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами.

Цель исследования: охарактеризовать влияние частных социальных институтов на процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества и наметить пути оптимизации данного процесса.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы его основные задачи:

1. Проанализировать представленные в отечественной и зарубежной науке теоретические подходы к проблеме ресоциализации правонарушителей и дать социологическую интерпретацию понятия «ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей».

2. Дать социологическую характеристику процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества.

3. Охарактеризовать механизмы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами.

4. Провести эмпирический анализ процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества.

5. Предложить пути оптимизации процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными институтами в Ставропольском крае.

Гипотеза-основание исследования строится на предположении о том, что ресоциализация несовершеннолетнего правонарушителя, не изолированного от общества, — это процесс, реально детерминируемый не только основными институтами социализации, но и частными социальными институтами как основными агентами ресоциализации правонарушителя, а также зависимый от степени активности жизненной позиции несовершеннолетнего, выражающей его стремление к дальнейшему правопослушному поведению.

Гипотезы-следствия:

1. Процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, детерминирован совокупностью условий окружающей социальной среды и частными социальными институтами, выступающими агентами ресоциализации.

2. Социальные механизмы и результаты ресоциализирующего воздействия агентов ресоциализации различны на разных стадиях ресоциализации.

3. Ресоциализация может быть наиболее успешной при инкорпорировании несовершеннолетнего правонарушителя в различные виды продуктивной деятельности и в систему позитивных социальных отношений.

4. Ресоциализация может считаться успешной при наличии у несовершеннолетнего правонарушителя адекватной оценки своих поступков, конструирования им осознанной модели правопослушного поведения и видения возможностей реализации положительного жизненного сценария.

Теоретико-методологическая основа исследования строится на понимании общества как самоорганизующейся системы, рассмотрение которой невозможно без учета взаимосвязи и взаимодействия всех ее элементов.

Как процесс ресоциализация имеет тенденцию к постоянному развитию и совершенствованию, что потребовало применения в диссертации процессуального подхода.

В работе использованы: теория Н. Смелзера, который, рассматривая социализацию, как развитие личности по восходящей, определяет такую ее важнейшую черту как ресоциализация, т. е. усвоение новых ценностей навыков, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревшихтеория социального научения А. Бандуры, согласно которой личность человека изменяется под воздействием требований социальной среды, в результате чего происходит обучение определенным формам поведениянормативный подход (Э. Дюркгейм, Р. К. Мертон, Г. Спенсер, Т. Парсонс и др.), утверждающий, что главный способ активного взаимодействия человека с миром — это деятельность, которая корректируется нормами, ценностями, принятыми в обществетеория функционализма Р. К. Мертона, согласно которому взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическими функциямипринцип детерминизма, позволяющий рассматривать социальные процессы в их обусловленности общественными отношениямипринцип конкретности, требующий изучения предмета в его социально-исторической обусловленности.

В целом диссертационная работа строится на необходимой взаимосвязи теоретического и эмпирического уровней научного поиска. Результаты эмпирического исследования, осуществленного на уровне регионального сообщества, подтверждают и конкретизируют теоретические предположения и выводы автора. При этом сфера значимости основных положений и выводов не ограничивается лишь одним регионом Российской Федерации.

Информационная база исследования:

Нормативно-правовые документы («Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 26.06. 1999 г.- распоряжение Правительства Ставропольского края «О мерах по усилению профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ставропольском крае на 2005;2007 годы» № 150-РП от 26.05. 2005 г.- Закон Ставропольского края «О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ставропольском крае» № 51-КЗ от 08.11. 2005 г. и др.) и вторичный анализ социологических данных по проблеме исследования (сведения главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю по правонарушениям и преступности среди несовершеннолетнихсведения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ставропольского края и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научных источников по проблемеанализ документовинтервьюдля подтверждения теоретических концепций и проверки гипотез исследования проведен анкетный опрос специалистов разных профилей по работе с несовершеннолетними правонарушителями и анкетный опрос несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества.

Заочный индивидуальный опрос проводился диссертантом в городах Ставропольского края: Ставрополь, Михайловск, Изобильный, Невинномысск, Пятигорск, Буденновск, Арзгир. В выборочную совокупность исследования вошли 240 специалистов по работе с несовершеннолетними правонарушителями. Тип выборки — квотный. Кроме того, респондентами выступили и сами несовершеннолетние правонарушители. Генеральную совокупность исследования составили 2531 несовершеннолетний, совершившие правонарушения в Ставропольском крае в 2007 году (из них 383 человека осуждены условно) Всего было опрошено 360 респондентов, что составило 14,2% от общего числа несовершеннолетних, совершивших правонарушения (из них 50% осуждены условно). Таким образом, общее число респондентов исследования — 600 человек.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в самой постановке проблемы данной работы, а также в том, что: дана социологическая интерпретация понятия «ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества" — выявлена специфика ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, как социального процесса и охарактеризованы ее явные и латентные функции в современных условияхвведены в научный оборот критерии и показатели социологического анализа ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от обществавыявлены положительные и отрицательные характеристики осуществления процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, в условиях регионального сообществаразработаны рекомендации по оптимизации процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами.

Теоретическая значимость исследования состоит в приращении социологического знания о процессе ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, заключающегося в том, что охарактеризованы механизмы влияния частных социальных институтов на ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества.

Выводы и результаты исследования могут служить основой дальнейшего изучения проблемы ресоциализации личности и теоретической разработки вопросов ресоциализации правонарушителей в современном обществе.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования научного аппарата социологического анализа ресоциализации несовершеннолетних, не изолированных от общества, для оценки качества и результативности частных социальных институтов, как агентов ресоциализации.

Выводы и результаты работы могут быть использованы:

— в различных отраслях социологического знания — социологии молодежи, социологии отклоняющегося поведения, социологии воспитания;

— в практике социально-педагогической деятельностидля разработки и чтения спецкурсов для студентов социологических, юридических и педагогических специальностейдля разработки программ социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями, не изолированными от общества, реализуемых фундаментальными и частными социальными институтами.

Материалы диссертационного исследования могут использоваться специалистами частных социальных институтов, общественными и добровольческими объединениями, занимающимися проблемами современной молодежи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, — это, с одной стороны, процесс, в рамках которого происходит взаимодействие личности правонарушителя с окружающей социальной средой, а также целенаправленное воздействие на внутренние установки личности правонарушителя со стороны основных и частных социальных институтов и отдельных индивидуумов (акторов) в форме комплекса правовых, организационных, психолого-педагогических, воспитательных и иных мер воздействия, происходящий на всех стадиях, начиная с момента совершения правонарушения до момента закрепления стабильного правопослушного поведенияс другой стороны — результат этого процесса: восстановление индивида (несовершеннолетнего) в качестве социализированного члена общества.

2. Основные особенности ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей как социального процесса: соотносимость с совокупностью причин правонарушений несовершеннолетнихспособность реагировать на изменяющиеся причины правонарушенийобусловленность окружающими социальными условиямиразвертывание во времени, возможность разделения отдельные стадиивозникновение новых социальных связей между индивидом и обществомосуществление под воздействием разнообразных факторов, каждый из которых определенным образом влияет на изменение личности и поведения несовершеннолетнегосвязь с функционированием социальных организаций и институтов, интегририрование усилий как формальных, так и неформальных институтоврезультирующее воплощение социальных действий, важным критерием чего является конечный результат процесса: возвращение в общество социально адаптированного человека.

3. Специфика ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, в современных российских условиях состоит в том, что ресоциализация, как и прежде нарушенный процесс социализации, проходит, как правило, в одних и тех же социальных условиях, в том числе, условиях неинституализированного внеобразовательного пространства и микросреды. Данное обстоятельство актуализирует ресоциализирующие функции частных социальных институтов (институт правосудия, институт охраны порядка, институт социальной защиты и др.) путем компенсации негативного влияния социальной среды, формирования позитивного социального окружения несовершеннолетнего и инкорпорирования его в систему продуктивной деятельности.

4. Механизм ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, — это система воздействия агентов и акторов, направленная на преодоление недостатков социализации подростков, приведших к правонарушению. К механизмам ресоциализации относятся: система семейного воспитания (традиционный механизм) — система общественного воспитания (институциональный механизм) — влияние субкультуры (символический механизм) — влияние ближайшего окружения и значимых лиц (межличностный механизм) — рефлексия, индивидуальное переживание и осознание (психологический механизм).

5. Институциональный механизм действует в процессе взаимодействия несовершеннолетнего с фундаментальными и частными институтами обществами, с различными организациями, как специально созданными для его социализации/ресоциализации, так и реализующими эти функции параллельно со своими основными функциями. По оценке специалистов, работающих с несовершеннолетними правонарушителями, не изолированными от общества, первое место в ресоциализации указанного контингента принадлежит институту семьи (75%), последующие места в ранжировании соответственно заняли институт образования, институт охраны общественного порядка (в том числе комиссии по делам несовершеннолетних), институт социальной защиты. В процессе взаимодействия несовершеннолетнего правонарушителя с частными социальными институтами происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также приобретение опыта имитации такого поведения, опыта бесконфликтного ухода от его норм и т. п.

6. Социологический анализ осуществления процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами в Ставропольском крае показал: в целом высокий уровень ресоциализации по всем критериям достигнут у пятой части несовершеннолетних (до 20% респондентов), что говорит о необходимости повышения результативности ресоциализирующего воздействия частных социальных институтов посредством оптимизации данного процесса.

7. Возможны два направления оптимизации ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества: совершенствование системы мероприятий в рамках частных социальных институтов, нацеленных на оптимизацию ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей как процессаразвитие системы мероприятий, нацеленных на оптимизацию профессиональной деятельности конкретного специалиста как актора ресоциализации;

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается применением широкого спектра различных методик, адекватных целям и задачам исследования. Надежность полученных результатов обеспечивается достаточным объемом выборки и качественным анализом данных с использованием математико-статистических методов их обработки.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в 14 научных публикациях автора, общим объемом более 5 п.л., в том числе 1 публикация в журнале, рекомендованном ВАК.

Основные теоретические и методологические аспекты диссертации обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры социологии и социальной работы и научных семинарах аспирантов Северо-Кавказского государственного технического университета.

Материалы, результаты и выводы исследования обсуждались на международных конференциях «Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита» (2004 г.) и «Социальные процессы в современном региональном сообществе» (2008 г.).- на VIII и IX региональных научно-технических конференциях «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону» (2004, 2005 г. г.) — на XXXIV и XXXVI научно-технических конференциях по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов Северо-Кавказского государственного технического университета (2004, 2006 г. г.) — I заочной краевой научной конференции «Семья. Культура. Общество» (2007 г.).

Диссертация обсуждена на кафедре социологии и социальной работы Северо-Кавказского государственного технического университета и рекомендована к защите.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация содержит введение, две главы, состоящие из 6 параграфов, заключение, список литературы из 220 наименований и приложения. В работе представлены графики, диаграммы, 38 таблиц. Объем диссертации — 190 страниц.

Выводы по 2 главе:

1. Программа социологического исследования, разработанная для выявления специфики ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества в региональном сообществе позволила достичь запланированных задач исследования.

2. В ходе эмпирического исследования были подтверждены выдвинутые гипотезы.

3. Выявлены основные причины правонарушений несовершеннолетних в региональном сообществе: недостаточный контроль со стороны взрослых и просчеты в семейном воспитании, конфликтность и непонимание в детско-родительских отношениях, низкий материальный уровень жизни семьи, незанятость подростков. Указанные причины соответствуют общей картине состояния правонарушений несовершеннолетних в различных регионах РФ.

4. Исследование подтвердило корректность использования следующих критериев ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества: ценностного, когнитивного, деятельностного, коммуникативного, эмоционально-оценочного.

5. По каждому критерию выявлены достигнутые уровни: высокий, средний, низкий. Высокий уровень ресоциализации отмечен у пятой части респондентов: по ценностному критерию — 0,8% респондентов, по когнитивному — 19,7%, по деятельностному — 13,3%, по коммуникативному — 30,6%, по эмоционально-оценочному — 22,7%.

6. В целом в Ставропольском крае отмечается позитивная динамика снижения правонарушений несовершеннолетних, но проблемы их ресоциализации решаются частично, выявлены проблемы, затрудняющие оптимизацию данного процесса, среди них: текучесть кадров и неподготовленность к деятельности по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от обществаотсутствие нормативно-правовой базы осуществления ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от обществаотсутствие концепции ресоциализации и реальных механизмов воздействия на несовершеннолетних правонарушителейведомственное разделение функции в работе с несовершеннолетними правонарушителями и пр.

7. Эмпирическое исследование показало, что наибольшую трудность в ресоциализации вызывает работа с несовершеннолетними по формированию у них ценностных позитивных установок, ориентаций на соблюдение законов и отношение к труду, как единственному способу реализации человеческих потребностей.

8. Подтверждена необходимость оптимизации процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей и намечены ее пути, среди которых предложены два направления: совершенствование системы мероприятий, нацеленных на оптимизацию ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей как процесса, имеющего институциональные механизмы и развитие системы мероприятий, нацеленных на оптимизацию профессиональной деятельности конкретного специалиста, работающего с несовершеннолетними правонарушителями.

Заключение

.

1. Исследованная в настоящей работе проблема предопределяется высокой социальной значимостью вопросов, связанных с процессом ресоциализации лиц, совершивших правонарушения и преступления в несовершеннолетнем возрасте.

2. Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяют утверждать, что никакая форма девиантного поведения, включая правонарушения, не может рассматриваться вне контекста иных проблем несовершеннолетнего, и, в силу этой причины, нельзя создать технологию, которая «исправит» его противоправное поведение. В данном случае необходим процесс ресоциализации несовершеннолетнего, способствующий перевоспитанию социально запущенной личности с деформированной системой ценностно-нормативных представлений, адаптацией к социальной жизни, и, как следствие, возвращению в общество социально здорового человека.

3. Данное исследование подтвердило, что ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества — сложная проблема, решение которой обусловлено взаимодействием фундаментальных и частных социальных институтов (семьи, образования, общественности, социальной защиты, института правосудия, института охраны общественного правопорядка и т. д.) и самой личности в социокультурном, психологическом, нормативно-правовом совершенствовании.

4. Общее решение проблемы видится только комплексным, с привлечением всех сил общества, прежде всего, частных социальных институтов. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками в процессе ее ресоциализации.

5. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, позволяет успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний подход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воздействия», а поэтому не учитывающий другие объективные факторы, например, социальные условия и действия акторов социальных институтов, оказывающие определяющее воздействие на личность.

6. В работе раскрыта специфика ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, как социального процесса, обоснованы ее функции, разработаны критерии и показатели социологического анализа ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, охарактеризованы механизмы, формы и методы указанного процесса.

7. Эмпирическое исследование позволило выявить положительные и I отрицательные характеристики осуществления ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, в условиях регионального сообщества, а также определить пути оптимизации этого процесса.

8. В работе доказано, что возможности ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей частными социальными институтами широки и многообразны. Вместе с тем подчеркивается сложность решаемых задач.

9. Диссертационное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования и данных эмпирического анализа позволяют утверждать, что ресоциализация несовершеннолетнего правонарушителя, не изолированного от общества, — это процесс, реально детерминируемый не только воздействием основных институтов социализации, но и целенаправленным воздействием частных социальных институтов как основных агентов ресоциализации, а также активной жизненной позицией несовершеннолетнего, выражающей его стремление к дальнейшему правопослушному поведению.

10. Эмпирическое исследование отразило детерминированность процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, совокупностью условий окружающей социальной среды и частными социальными институтами.

11. Специфические особенности ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей как социального процесса обуславливают применение определенных социальных механизмов ресоциализирующего воздействия агентов ресоциализации (частных социальных иснтитутов) на ее разных стадиях.

12. Исследование подтвердило, что ресоциализация может быть наиболее успешной при инкорпорировании несовершеннолетнего правонарушителя в различные виды продуктивной деятельности и в систему позитивных социальных отношений. При этом необходимым условием является наличии у несовершеннолетнего правонарушителя адекватной оценки своих поступков, осознанной модели правопослушного поведения и видения возможностей реализации положительного жизненного сценария.

13. Эмпирические данные, полученные в ходе опроса, позволяют говорить о необходимости и возможности оптимизации процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, в Ставропольском крае.

14. Внимание к проблемам несовершеннолетних правонарушителей, к устройству их дальнейшей судьбы со стороны государства, субъектов Российской Федерации, основных и частных социальных институтов общества уже само по себе можно оценить как положительную тенденцию оптимизации существующей ситуации. Естественно, одним из важнейших путей ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, является работа с семьей, воспитавшей подростка-правонарушителя. Более эффективной будет помощь, оказываемая семье на ранних этапах, на стадии роста и развития, пока ребенок не достиг возраста 14−18 лет и не попал в категорию «трудный подросток».

15. Проведенное социологическое исследование ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами не претендует на полное освещение проблемы. В диссертации рассмотрены далеко не все аспекты ресоциализации указанного контингента, а разработанный критериальный аппарат исследования предполагают его дальнейшее экспериментальное изучение и развитие, в чем и заключается эвристическое значение работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Г., Макадей И. Социально-психологические аспекты социализации личности // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита / Материалы I Международной научно-практической конференции. Ставрополь: СКСИ, 2004. — С. 199−201.
  2. Н., Хилл С., Тернер С. Социологический словарь / Пер. с англ. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1997.
  3. В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. — № 8. — С. 80−86.
  4. В.А. Правовое регулирование посткриминального поведения несовершеннолетних: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002. -С. 26.
  5. В. А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних. — М., 1996 г.
  6. В. А. Юридическая природа условно-досрочного освобождения несовершеннолетних // Уголовное право. 2000. — № 3.
  7. Ю. М. Вопросы ресоциализации осужденных. Исправительно-трудовые учреждения // Бюллетень ВНИИ МВД СССР. 1982. — Вып. 21. С. 44.
  8. А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996. — 304 с.
  9. Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. — М.: Права человека. Тюремная библиотека, 2000. -Выпуск 10. С.58−84.
  10. В. Г. Неформальные группы подростков в условиях города // Социологические исследования. — 1977. —№ 3.
  11. М.А. Психологическая характеристика личности подростка-правонарушителя // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. — М., 1968.
  12. Г. М. Социальная психология. М. 1997, — с. 276.
  13. Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника. — М., 1995.
  14. А. И. Изучение личности несовершеннолетних преступников и деятельность по ее предупреждению. — М., 1990.
  15. Астемиров 3. А. О понятии и сущности исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы // Труды Рязанской высшей школы МВД СССР. Рязань, 1973. — с. 16.
  16. З.А. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних и проблемы применения к ним лишения свободы: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. — М., 1971. — С. 5.
  17. З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. — М., 1970. — С. 83.
  18. Е. Г. Социокультурные основы ресоциализации преступников. Дис.. д-ра юрид. наук. — Москва, 2001. 369 с.
  19. И. А. Особенности мировосприятия в молодежной субкультуре // Мировосприятие и образ жизни / Под научн. ред. Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова. СПб.: «Образование — Культура», 1999. — С. 63−71.
  20. . С. Десоциализация личности осужденного в российских пенитенциарных учреждениях // Материалы XXXIV научно-технической конференции Сев-Кав ГТУ. Общественные науки. Т. 2. — Ставрополь: Сев-Кав ГТУ, 2005.-С.79
  21. Е. С. Американская социология: Традиции и современность. — Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей», 1997. — 176 с.
  22. С. А. Основы превентивной психологии. — М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. -199 с.
  23. П. JI. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. Под ред. Г. С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 84.
  24. Ю. Культурно-воспитательная работа среди заключённых и участие в ней медперсонала // Административный вестник. — 1927. — № 6.
  25. Ю., Лапинскас К Социальная адаптация лиц, освобожденных из исправительно-трудовых учреждений. Сборник научных трудов. -Вильнюс, 1971.-С. 32.
  26. Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Дис.. докт. психол. наук. — М., 1968. С. 124.
  27. Большая советская энциклопедия. — Т.28. — М.: Советская энциклопедия, 1978.-С. 138.
  28. . В. О совершенствовании института уголовной ответственности несовершеннолетних // Уголовное право. — 2003. — № 4.
  29. А. В. Новые особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Российский судья. 2004. — № 2.
  30. К. А. Особенности назначения наказаний несовершеннолетним. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 2000. С. 29.
  31. В.Н. Основы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. — СПб., 1992. — С. 72.
  32. Н.В. Правовые проблемы предупреждения ювенальной преступности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2002. — С. 18.
  33. А.З. Освобождение гражданина от уголовной ответственности // Гражданин и право. — 2000. — № 3.
  34. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. — 1989. — № 1.
  35. В. Л. Юридическая психология. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 624 с.
  36. М. Избранные произведения / Пер. с нем. Общ. ред. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. — 880 с.
  37. Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. — М: Гардарики, 2000. 474 с.
  38. Т. Н. Проблемы отбывания наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы. Дис. .канд. юрид. наук. — Москва, 1995. — 130 с.
  39. JI. В. Социально-педагогические условия ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа. Дис. .канд. пед. наук. — Иркутск, 2003. 250 с.
  40. Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования, 1991. № 4. С.74
  41. Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теории, методология, эмпирическая реальность. — СПб.: Медицинская пресса, 2001. — С. 13.
  42. М. В. Социальный контроль противоправного поведения несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях. Дис.. канд. социол. наук. Саратов, 2005. — 210 с.
  43. Е. В. Педагогические условия ресоциализации дезадаптированных подростков в образовательном процессе. Дис.. канд. пед. наук. — Томск, 2003.-213 с.
  44. Я. И. К вопросу о содержании термина ресоциализация. Материалы VI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». Ставрополь: Сев-Кав ГТУ, 2002.
  45. Я. И. Нарушение семейных отношений как фактор виктимизации подростков. Вестник (Сборник научных трудов) Сев-Кав ГТУ. Серия «Гуманитарные науки» № 2(9). Ставрополь: Изд-во Сев-Кав ГТУ, 2003.-С. 162−164.
  46. В. Ассоциации на пройденные темы // Экономическая наука современной России. -1998. № 1. — С. 36−48.
  47. Григорова 3. Н. Теория и практика третичной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях пенитенциарной системы. Дис.. канд. социол. наук.— СПб, 2003. — 223 с.
  48. В. В., Крылов А. С. Социальные связи в процессе ресоциализации осужденных // Применение наказаний, не связанных с лишением свободы. — М., 1989. С. 37.
  49. Н.В. Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних // Журнал российского права. 2005. № 3. — С. 159- 163.
  50. Гуляева И. JL, Воробьева Д. Н. Теоретические аспекты девиантного поведения современных подростков / Социально-педагогические аспекты работы с дезадаптированными подростками: Материалы научного семинара. Вологда: ВИПЭ Минюста России. — 2004.
  51. Н.И., Долгова А. И., Миньковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. — М., 1974.-С. 10.
  52. Д., Джерри Д. Большой толковый социологический словарь. Т.2, 1999.-с. 66.
  53. В. И., Кравченко А. И., Социология: в 3 т. Т. 3. Социальные институты и процессы. Словарь. М.: ИНФРА, 2002. — 520 с.
  54. В. И., Кравченко А. И. Социология. М.: ИНФРА-М, 2001. -624 с.
  55. А.И., Ермаков В. Д., Беляева Н. В. Проблемы типологии несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 24.-М., 1976.-С. 18.
  56. Н.А. Мотив и цель в преступлениях несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 1972. — С. 27.
  57. Н.К., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982.
  58. С. Н. Педагогические условия ресоциализации личности подростка девиантного поведения в общеобразовательной школе. Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004. — 186 с.
  59. А.С. Особенности административной ответственности несовершеннолетних // Преступность несовершеннолетних: проблемы и пути решения. МосУ МВД России. М., 2003.
  60. А.С. Права привлекаемых к ответственности несовершеннолетних подлежат неукоснительной защите. МосУ МВД России. М., 2003.
  61. А.С. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: некоторые проблемы деятельности // Закон и право. — 2004. — № 11.
  62. Э. Метод социологии/ Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. М.: Канон, 1995. — 349 с.
  63. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Прецеденты и комментарии / Под ред. Алексеевой Л. Б. — М, 2001.
  64. М. И. Основы общей и юридической психологии. — М.: Юристъ, 1996.-С. 597.
  65. В. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания (методика и результаты исследования). — М.: Всесоюзный институт прокуратуры СССР, 1981. С. 34.
  66. Е. Д. Дети, лишенные свободы. М., 2003. — с. 98.
  67. Ю. В. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях: правовые и криминологические аспекты. Дисс. .к. юрид. н. — Рязань, 2000.- 223 с.
  68. Г. И. Предупреждение преступности несовершеннолетних в системе социального контроля // Закон © 1999—2007 гг. (21.10.99).
  69. Т. И. Современное российское общество. М.: Дело, 2004.- 400 с.
  70. Т. И. Социальные результаты реформ и задачи социальной политики // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальной политики / Под общ. ред. Т. И. Заславской. — М.: Дело, 1998. — С. З
  71. И.Э. Уголовно-правовые нормы, поощряющие посткриминальное поведение личности. М., 1991 г.
  72. Д.З., Астемирова М. А. Проблемы уголовной ответственности и наказания, несовершеннолетних // Следователь. — № 7, 2004 г.
  73. В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних. — М., 1993. — С. 16.
  74. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький: Горьк. высш. шк. МВД СССР, 1974. — С. 35.
  75. С.М. Культура и ее воздействие на преступность/YB кн.: Культура и преступность. М., 1999.
  76. . Б., Ушатиков А. И. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. Рязань, 2000. — С. 35−67.
  77. В. П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права. — М.: Юрист, 1995. С. 3.
  78. О.С., Додонов В. Н. Возраст уголовной ответственности в праве современных стран // Закон. — 2004. № 11. — С. 106 — 110.
  79. А.О. Молодые преступники и учреждения для их исправления. — Киев: Университетская типография (И. Завадского), 1878.
  80. Ю. Н., Ермилова Н. Ю., Клочко А. Ю. Социализация личности и ее социальный статус и социальная роль. Вестник (Сборник научных трудов) Сев-Кав ГТУ. Серия «Гуманитарные науки» № 1(11). — Ставрополь: Изд-во Сев-Кав ГТУ, 2004. С. 76−78.
  81. А. И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999. — 351 с.
  82. М. И. Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы. Дис.. канд. юрид. наук. Рязань, 1995. — С. 23.
  83. М. С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994. — С. 197.
  84. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи.— М.: Знание, 1988.64 с.
  85. Ю.А. Профилактика детской безнадзорности и беспризорности в странах СНГ // Журнал российского права. — 2003. № 3. С. 71.
  86. И. В. Творческая деятельность как условие ресоциализации подростков с делинквентным поведением. Дис.. канд. пед. наук. -Биробиджан, 2003. 183 с.
  87. Е.Ю. Административно-юрисдикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Омск, 2001. С. 12.
  88. Н.Я., Сидоров П. И. Профилактика алкоголизма. — М., 1986. — С. 76.
  89. А. И. Социология: Учебник. Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 536 с.
  90. Н. А. Проблемы ресоциализации неоднократно судимых лиц. Дис.. канд. юрид. наук. — Владивосток, 2002. — 255 с.
  91. Криминология / Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина, 1999. С. 531- Криминология / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М., 1997. — С. 283.
  92. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965. С. 134 -138.
  93. И., Морозова М. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК // Российская юстиция. 1999. — № 8.
  94. Курс советской криминологии. Предмет, методология, преступность и ее причины, преступник. М., 1985, — с. 6.
  95. А.В. Правовое регулирование деятельности подразделений милиции по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Омск, 2001.-С. 15−16.
  96. С .Я. Традиции, обычаи и преступность. Теория, методология и опыт криминологического анализа. М., 1995.
  97. Н. С. Влияние личностных особенностей на преступность // Советское государство и право. — 1967. — № 1.
  98. А. Г. Профилактика преступлений. М., 1972.
  99. В. А., Бочаров В. Г., Мусеибов А. Г. Проблемы ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, осужденных за преступления, связанные снаркотиками // Территориальные различия преступности: Сб. научных трудов. М., 1995. — С. 19.
  100. В. В. Преступность XXI века (методология прогноза) // Социологические исследования, 1996. — № 7.
  101. М. А. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. — СПб, 2003 г.
  102. А.И. Специальное предупреждение преступлений. — Омск, 1977. -С. 9.
  103. Наказание и исправление преступников: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю. М. Антоняна. М.: НИИ МВД РФ, 1992.
  104. Материалы парламентских слушаний «О практике применения Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 11 октября 2004 г. Издание Государственной Думы. М., 2005. — С. 5.
  105. Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Дисс. докт. философ, наук. — Ставрополь, 1996. — 253 с.
  106. Н.Л. Предпреступное поведение несовершеннолетних как криминологическая проблема: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1998. — С. 20.
  107. С. А. Предупреждение преступности несовершеннолетних в Южном федеральном округе. Дисс.. к. юрид. наук. Краснодар, 2007.
  108. Р. К., Явные и латентные функции. — Американская социологическая мысль. — М., 1994. — С. 382.
  109. Р. К. Социальная структура и аномия / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1966.-С.310.
  110. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 192 с.
  111. В.П. Критерии адаптации личности с учетом деятельностных стандартов // Проблемы социальной адаптации различных групп населения всовременных условиях. Материалы научной конференции. Владивосток: ДВГУ, 2000. — С. 11.
  112. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты 29.11.1985 резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
  113. Г. М. Особенности мотивации несовершеннолетних // Применение научных методов при расследовании преступлений и изучении преступности. Вильнюс: ВНИИСЭ СССР, 1973. — С. 164.
  114. М.И. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК // Российская юстиция. —1997. — № 8. — С. 29.
  115. А. В. Российское уголовное право. Общая часть. М., 2004. -С. 528.
  116. А. В. Российское уголовное право. Особенная часть. — М., 2004. -С. 23.
  117. А. Личность преступника и наказуемость // Советская юстиция. 1990. — № 13. — С. 6.
  118. А. С. Теория и практика ресоциализации личности социально неадаптивной молодежи. Дис.. д-ра пед. наук. — Пермь, 1999. — 298 с.
  119. Отклоняющееся поведение молодежи: Краткий словарь-справочник. — Владимир, 1996.
  120. Р.И., Тарло Е. Г., Ермаков В. Д. Дети, лишенные свободы. -М., 2003.-С. 101.
  121. .Н. Защита информационных прав подрастающего поколения // Российская юстиция. — 2005, — № 5. — С. 32.
  122. Т. Общетеоретические проблемы социологии, в кн.: Социология сегодня / Пер. с англ. — М., 1965.
  123. Т. О социальных системах. — М.: Академический проект, 2002. 832 с.
  124. Б. Д. Парыгин. Социальная психология как наука. — JL, 1967.
  125. О.Н. Назначение уголовного наказания несовершеннолетним. Автореф.. канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. — С. 56.
  126. А. В. Психология о каждом и каждому о психологии. — М.: Изд-во РОУ, 1996. 328 с.
  127. В. Б., Бриллиантов JI. В. Некоторые проблемы системы ресоциализации осужденных // Применение наказаний, не связанных с лишением свободы. — М., 1989. — С. 95.
  128. А.В., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресоциализация. М.: ПЕР СЭ, 2003.-С. 136.
  129. Н. М. Основы социальной педагогики СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. — 120 с.
  130. В.А., Лаушкин А. С. Отчужденность несовершеннолетних: понятие и характеристика // Преступность и общество: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД РФ, 2004. — С. 81−91.
  131. В.Г. Молодежь в сфере криминогенного влияния//Социологические исследования. 1998. -№ 5.
  132. А. Т. Ресоциализация отбывших уголовное наказание как социально-правовая проблема // Проблемы социальной реабилитации отбывших уголовное наказание. Сборник научных трудов. — М.: ВНИИ МВД России, 1992. С. 3−4.
  133. Приоритеты и тенденции. Доклад Министра внутренних дел генерала армии Р. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД России // Профессионал. 2006. № 2. — С. 8.
  134. Л.М. Групповое преступление несовершеннолетних и его предупреждение. Томск, 1993. — С. 69−84.
  135. Роль органов внутренних дел в предупреждении повторной преступности среди несовершеннолетних: Экспресс-информация. — М.: Академия управления МВД России, 2006. — С. 3.
  136. А.И. Девиантное поведение молодежи // Социологический бюллетень «Зеркало». 1998. — № 2. — С. 45.
  137. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. -М., 1999.-С. 273.
  138. М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. Дис. д-ра юрид. наук.— Саратов, 2001.— 450 с.
  139. В. Н. Влияние воспитательной системы на ресоциализацию несовершеннолетних осужденных женского пола в период отбывания наказания в виде лишения свободы. Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2000. — 194 с.
  140. М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы: понятие и принципы // Сибирский юридический вестник. 2004. — № 2. — С. 81.
  141. Н. Условия назначения наказания несовершеннолетним // Российская юстиция. 2003. — № 11. — С. 35.
  142. А. А. Психолого-педагогические особенности ресоциализации личности делинквентов средствами спортивной деятельности. Дис.. канд. психол. наук. СПб, 2002. — 138 с.
  143. Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 224 с.
  144. И.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социологические исследования. — 2002. — № 2. С. 90−95.
  145. М.А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним. — Казань: Издательство Казанского университета, 1988.-С. 24.
  146. М. В. Трансформация семьи как социального института и проблемы правовой защиты детей // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития / Материалы XI годичного научного собрания СКСИ. Ставрополь: СКСИ, 2004. — С. 216−219.
  147. Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 686 с.
  148. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993. -740 с.
  149. Состояние преступности в России. Статистический сборник. — М., 2006.
  150. П. А. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992. — с.210.
  151. Социальная педагогика. Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001.-416 с.
  152. Социальная педагогика. Учебное пособие/ Под ред. М. А. Галагузовой. — М.: Владос, 2000. 600 с.
  153. Социальная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. В. А. Никитина. М.: ВЛАДОС, 2000. -272 с.
  154. Социальная работа. Учебное пособие / Под общ. ред. В И. Курбатова. — Р/нД.: Феникс, 1999. 576 с.
  155. Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы / Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск № 2. -М., 2000.- 147 с.
  156. Социально-психологические и социально-педагогические проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних: Сб. научных трудов. — М.: Академия МВД СССР, 1981. С. 40−58.
  157. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском языках. ИНФРА-М, 1998. — С. 255.
  158. Социология для технических вузов / Под научн. ред. докт. филос. н., проф. С. Н. Яременко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 416 с.
  159. Социология. Учебное пособие. Общ. ред. Э. В. Тадевосяна. — М.: Знание, 1995.-271 с.
  160. Социология преступности / Пер. с англ. А. С. Никифорова, А. М. Яковлева. — М.: Прогресс, 1966. — 366 с.
  161. Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.
  162. Справочник сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних / Е. А. Новосельцева, О. В. Довнар. — М.: Объединенная редакция МВД России, 2006.-С. 37−71.
  163. Н. А. Криминология и проблема личности преступника // Теоретические проблемы учения о личности преступника. — М., 1979. — С. 39−48.
  164. Н. А. Некоторые аспекты исполнения наказания и перевоспитания // Воспитание и правопорядок. — 1981. № 1.
  165. М. П. Педагогика социальной реабилитации осужденных: поиски и находки // Наказание: законность, справедливость, гуманизм / Материалы научно-практической конференции. Рязань: РВШ МВД РФ, 1994.-С.123.
  166. В.А. Воспитание и самовоспитание // Советская педагогика, 1965. — № 12.
  167. Т. А. Условия ресоциализации при организации образовательного процесса в педагогических колледжах. Дис.. канд. пед. наук. — Тобольск, 2001. 169 с.
  168. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Под ред. Проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. -2-е изд., изм и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА ИНФРА * М), 2000.- с. 158.
  169. JI. В., Тихомирова М. Ю. Юридическая энциклопедия. — М., 1999.-526 с.
  170. В. М. Социальная адаптация, освобожденных от наказания. Дис. д-ра. юрид. наук. Харьков, 1991. — С. 54.
  171. А. П. Уголовно-правовые и криминологические проблемы мотивации противоправного поведения несовершеннолетних. Дисс. докт. юрид. наук. Академия МВД СССР, 1983.
  172. В .Я., Черненко М. Д. О преступности несовершеннолетних и некоторых правовых вопросах борьбы с ней//Вестник МВД России. —1999.
  173. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. Р. А. Адельханяна. — М.: Волтерс Клувер, 2004 752 с.
  174. Уголовный кодекс РФ. М., 2004 г.
  175. Н.Д. Соблюдение норм международного права по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних // Российская юстиция. — 2005. № 6. — С. 66.
  176. . Итоги борьбы с преступностью несовершеннолетних // Административный вестник. — 1927. — № 10−11.
  177. Р. М. Лишение свободы: его социальное назначение и функции. Дис.. канд. юрид. наук. — Казань, 2000. 156 с.
  178. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.- М.: Политиздат, 1986.-590 с.
  179. Г. И. Предупреждение и раскрытие групповых преступлений несовершеннолетних. — М., 1997.
  180. М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. — М.: ВЛАДОС, 2000. 432 с.
  181. Н. С. Теория и методика социально-педагогической поддержки осужденных в процессе их ресоциализации. Дис.. .д-ра пед. наук. — Москва, 2005.-355 с.
  182. О. Е. Возрастной критерий уголовной ответственности //Соц. Законность. 1968. — № 12.
  183. С. С. Социология. М.: Логос, 1996. — С. 111.
  184. Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.
  185. Р.С. Проблемы судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних: Монография. Уфа: Издание Башкирского университета, 2001. — С. 55.
  186. В. Н. Психолого-педагогическая терапия: проблемы и опыт их решения.- Екатеринбург: Изд. Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 1999.— 126 с.
  187. М. Ф. Социальные институты и мобильность в трансформирующемся обществе. Дисс. док. социол. наук. М., 2005 — 317 с.
  188. А. Е. Социологические проблемы социальной защиты подростков. / Под общ. ред. акад. В. А. Горшкова. — Ставрополь: СГУ, 1997. 106 с.
  189. А. Е. Новая институциональная теория. — М.: ТЕИС, 1998. — 51 с.
  190. С. В. Освобождение несовершеннолетних из воспитательных колоний и их социальная адаптация. Дис. .канд. юрид. наук. Москва, 1997.-С. 74.
  191. М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л., 1973. -С. 32.
  192. А. М. Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений. Дис. .д-ра. социол. наук. — Ростов/нДону, 2004. 294 с.
  193. Т.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в сфере свободного времени: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2004. — С. 13.
  194. Т. Социальная психология / Пер. с англ. — Р/нД.: Феникс, 1999.-544 с.
  195. Е. Н. Социализация и индивидуализация как процессы становления личности // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития / Материалы XI годичного научного собрания СКСИ. -Ставрополь: СКСИ, 2004. 400 с.
  196. Е. Н. Социализация: процессы, стадии, феномены // Научно-популярный альманах «Социальная работа: региональный контекст». — Ставрополь: СКСИ, 2003. 176 с.
  197. И. В. Предупреждение преступности среди освобожденных от наказания. -М., 1974.
  198. Н.Е. Социальная адаптация личности. Дисс. канд. социол. наук. Саратов, 1999, — с. 9.
  199. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г. В. Осипова. Москва: ИСПИ РАН, 1995.
  200. В. Е Процесс ресоциализации и его обеспечение в уголовном судопроизводстве. Рязань, 1992. — С. 16−21.
  201. М.В. Назначение наказания в отношении несовершеннолетних. // Вестник Тамбовского Государственного Университета, 2003 г.
  202. A.M. Преступность и социальная психология Социально-психологические закономерности противоправного поведения. — М. 1971. — С. 141.
  203. A.M. Социальная психология о преступности. М. 1975. -С. 12.
  204. ЯрошенкоТ. М. Возраст в социологическом исследовании // Социологические исследования. — 1977. — № 1.
  205. Н. Я. Толковый словарь обществоведческих терминов. — СПб: Лань, 1999.
  206. Bandura A. and Walters D. Н. Social learning and personality development. -New York, 1969. 363 p.
  207. Parsons Т., The sozial system, Glencoe, 1952.
  208. Malinowski B. Anthropology // Encyclopedia Britannica. First Supplementary Volume. London New York, 1926.
  209. Merton R. K. Sozial theory and sozial structure. Glencoe, 1957.
Заполнить форму текущей работой