Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социокультурные особенности развития современного лаосского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Религиозные ценности и современная история стран тхеравады" (М., 1993), в которой буддизм рассматривается как социологический феномен, влияющий на повседневную жизнь народа. Среди работ религиоведческого характера отметим исследование русского дореволюционного автора В. А. Кожевникова «Буддизм в сравнении с христианством» (Петроград, 1916), в котором отмечается загадочность этой всемирной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Народ лао в культурно-исторической ретроспективе
    • 1. Краткий экскурс в историю народа лао
    • 2. Этнодемографическая структура лаосского общества
    • 3. Социально-экономические процессы в лаосском обществе
  • Глава II. Специфика социокультурного развития лаосского общества
    • 1. Диалектика традиций и новаций в развитии лаосского общества
    • 2. Социокультурные ценности буддизма в религиозной и мирской практике
  • Глава III. Проект эмпирического исследования доминирующего типа личности в лаосском обществе
    • 1. Проблема адекватности доминирующего типа личности социокультурным переменам
    • 2. Социально-психологический портрет жителя страны лао
    • 3. Типологический анализ повседневной жизнедеятельности лаосского общества

Социокультурные особенности развития современного лаосского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Азиатским называют некоторые ученые XXI век, имея в виду значительные количественные и качественные изменения, происходящие в странах Азии. Азиатский регион приобретает все большую значимость в контексте мирового развития: быстрыми темпами растет численность населения: по прогнозам демографов, до 2025 года ежегодный прирост населения в Азии составит примерно 50 млн. человек, тогда как в мире в целом -40 млн. человек1, ряд азиатских стран значительно прогрессирует в социально-экономическом, политическом, культурном отношениях. Каждая страна, отдельные группы стран вносят свой вклад в развитие азиатского региона.

Специфика социокультурного развития народов Юго-Восточной Азии, в том числе Лаоса, обусловлена взаимодействием традиций, очень живучих в регионе, с инновациями, возникающими благодаря модернизации этих стран. Здесь встречаются Восток и Запад: Восток как хранитель традиционных ценностей, являющихся его сущностью, и Запад как носитель нововведений, направленных на трансформацию традиций, их адаптацию к новым социокультурным реалиям. Здесь можно усмотреть и противостояние, и взаимопроникновение, то есть диалектическое единство. Речь идет не о «борьбе нового со старым», а о «встраивании» традиционных восточных институтов в современную социальную реальность. В противном случае существует угроза разрушения веками складывавшегося образа жизни народа.

Тема представляется актуальной и с теоретической, и с практической позиций, поскольку успешная трансформация общества связана с осмыслением происходящих процессов, выявлением закономерностей развития для возможного их учета в практике реформирования общества.

1 Рассчитано по: Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.-М. — 1999. — № 38. — С. 2−3.

Состояние научной разработанности темы. Проблемы развития народов стран Азии всегда были предметом пристального внимания ученых мира. Однако Лаос в поле их зрения попал лишь на рубеже XIX — XX веков, после включения страны в состав Французского Индокитая. Первые работы, посвященные новой колонии, носили преимущественно этнографический характер. Особенно значительный вклад в изучение Лаоса в это время внес французский ориенталист, знаток Индокитая Огюст Пави, двадцать лет жизни посвятивший этой стране. В последующих работах, изданных в 30-х годах XX века, проводилась идея о цивилизаторской миссии метрополии, без участия которой, считалось, невозможен прогресс страны. Во французской историографии Лаоса содержатся призывы сплотить западные страны (США, Францию, Великобританию) перед лицом «коммунистической опасности» в Азии. Публикуется ряд работ французских ученых, посвященных Юго-Восточной Азии, в том числе Лаосу, где доминировало положение о якобы имманентном свойстве лаосцев, обусловленном принципом «ничего, обойдется» (бо-пен-ньанг), препятствующим самостоятельному развитию.

Для англоязычной историографии Лаоса характерен акцент на застойности экономического развития страны, почти не затронутой модернизирующими тенденциями, на сильнейшей зависимости от иностранной помощи, прежде всего от США, политической и экономической разобщенности различных областей страны в силу географических условий и неразвитости инфраструктуры. Фундаментальными исследованиями экономики колониального и доколониального Лаоса являются работы Дж.М.Хальперна, опубликованные в 60-е годы XX века, в которых автор детально анализирует эволюцию аграрных отношений в стране. В настоящее время на английском языке издается журнал «Лаос», в котором публикуется информация о повседневной жизнедеятельности народа. Так, в статье Leuth Saysana «Succesful Businessman» описана деятельность известного лаосского бизнесмена, создавшего в 1992 году первый в Лаосе коммерческий банк с первоначальным капиталом 5 млн. дол. США.

1 См.: Laos. — Vientiane, 1995. — P. 26 — 27.

Лаосская национальная литература, посвященная истории страны, неоднородна. В ней можно выделить три группы авторов и, соответственно, работ с определенной ориентацией. Одна группа авторов (К.Д.Сасорит, С. На Тямпасак) находится под влиянием западноевропейских идей. Другая отражает националистические настроения, базирующиеся на буддийской теории. К ним относятся работы Б. Суваннавонга, посвященные обоснованию буддийского пути развития, оппозиционного как западному капитализму, так и «коммунистическому социализму». Работы третьей группы авторов (М.С.Вилавонг) содержат лишь списки династий и правителей, а также летописные сообщения. Причем длительное время (40-е — 70-е годы XX века) работы лаосских авторов печатались только на французском языке.

Источники и литература на лаосском языке представлены, прежде всего, официальными документами, такими, как Конституция ЛНДР -(Вьентьян, 1992), а также Законами о правах человека, о труде, о промышленных предприятиях, об иностранных инвестициях, о правовой деятельности. Национальная научная литература на лаосском языке стала развиваться лишь после обретения страной независимости. Причем внимание ученых привлекают как события далекой древности, так и современные процессы, в содержательном плане их интересуют проблемы культуры, экономики, строительства новой жизни. К числу заметных изданий 90-х годов относится «Наследие Лансанга», опубликованное во Вьентьяне в 1996 году (с переводом частично на французский и английский языки). Один из авторов этого сборника Хампхан Раттанавонг в статье «О национальном и мировом наследии Луанг Прабанга» характеризует историческое и культурное значение этого города, описывая высокий уровень культуры и религиозной практики народа, его населяющего. Другой автор Ненг Ксейванг в статье «Хмонги в Лаосе», сам по этнической принадлежности хмонг, по профессиональному статусу сотрудник Министерства информации и культуры, описывает легендарную тысячелетнюю историю миграции народности мео (хмонг — самоназвание) в далеком прошлом из Китая в Лаос, их жизнь в среде полиэтничного лаосского общества Другой заметной.

1 См.: Lanxang Heritage Journal. — Vientiane, 1996 (на лаосском языке). работой является сборник «Теория и политика» (Вьентьян, 1997), в которой отражена роль партии в решении социально-экономических и культурных проблем.

Современные проблемы жизни народа находят отражение прежде всего в журнальных публикациях. Периодически издаются такие журналы, как «Партийное строительство», «Новая утренняя заря», в которых рассматриваются вопросы, связанные с развитием экономики, внедрением рыночных отношений, развитием отдельных провинций страны, а также вопросы образования, культуры, преодоления отживших традиций и старых верований1. Распространенным жанром в научно-публицистической литературе является интервью, которые охотно дают первые лица республики. Так, в одном из номеров журнала «Партийное строительство» за 1998 год опубликовано интервью с Генеральным Секретарем НРПЛ Кхамтай Сипхандонгом, в котором характеризуется современное положение страны2.

Российская историография Лаоса началась сравнительно недавно. Информация на русском языке о жизни лаосского народа сосредоточена в литературе справочного характера. Прежде всего это периодически переиздающийся справочник под названием «Лаос» (М.Д966, 1980, 1994), содержащий сведения страноведческого плана, в том числе исторический очерк, данные о развитии экономики, культуры. Есть и другие издания подобного рода, например: ЛНДР. Справочник.- М.: Политиздат, 1985, а также: Е. В. Кобелев. Лаосская Народно-Демократическая Республика.- М.: Знание, 1987 и другие.

Для советских исследователей Лаос представлял интерес прежде всего как страна победившей народно-демократической революции, где начиналось строительство социализма, минуя капиталистическое развитие. В те времена было тесное сотрудничество двух стран: Лаоса и СССР, издавались на русском языке книги с описанием борьбы лаосского народа за национальную независимость, начала.

1 См., например: Ньонгсы Ликхамсук. Образование как средство ликвидации отживших традиций и старых верований // Новая утренняя заря, 1998. — № 1 — 2. — С. 29 — 33 (на лаосском языке).

2 См.: Партийное строительство. — Вьентьян. — 1996. -№ 13. — С. 1−14 (на лаосском языке). социалистических преобразований. Это, в частности, работы историка В. А. Кожевникова, назвавшего Лаос в своем диссертационном исследовании малоизвестной страной О Лаосе гу л этого же периода — работы М. И. Исаева, Г. Г. Кадымова, Ю. Я. Михеева 4 и другие. На русском языке издавались также труды видного политического деятеля лаосского освободительного движения Кейсона Фомвихана 5.

Ограниченное число работ, непосредственно посвященных исследуемой теме, не свидетельствует об отсутствии интереса со стороны социологов, культурологов. Предметом внимания ученых оказываются скорее отдельные аспекты изучаемого явления. Существуют исследования экономистов, посвященные Лаосу, прежде всего, это монография В. В. Симонова «Экономическое развитие Лаоса» (М., 1988), в которой анализируются экономические процессы 50−80-х годов XX века. Взгляд на экономику Лаоса конца XIX и конца XX веков содержится в работах С. И. Иоанесян «Лаос. Социально-экономическое развитие (конец XIX- 60-е годы XX в.)» (М., 1972) и в разделе «ЛНДР. Переход к рыночной экономике (опыт реформ)» в сборнике «Социально-экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии: уроки для России» (М., 1997). Опубликованы интересные работы литературоведов, например, книга Ю. М. Осипова «Очерки истории лаосской классической литературы» (СанктПетербург, 1991), религиоведов, прежде всего, речь идет о серьезном исследовании А. С. Агаджаняна «Буддийский путь в XX веке.

1 См.: Кожевников В. А. Борьба народов Лаоса за национальную независимость (1917;1962 гг). — М., 1969. Автореф.дис.. канд.ист.наук. — С. 3. См. также его работу: Очерки новейшей истории Лаоса. — М., 1979.

2 Исаев М. И. Индокитайская хроника. — М., 1987.

3 Кадымов Г. Г. Обновленный Лаос. — Киев, 1987.

4 Михеев Ю. Я. Лаосской Народно-Демократической Республике — 10 лет.-М., 1985.

5 Фомвихан Кейсон. Избранные статьи и речи (декабрь 1975 г.-февраль 1986 г.). — М., 1986.

Религиозные ценности и современная история стран тхеравады" (М., 1993), в которой буддизм рассматривается как социологический феномен, влияющий на повседневную жизнь народа. Среди работ религиоведческого характера отметим исследование русского дореволюционного автора В. А. Кожевникова «Буддизм в сравнении с христианством» (Петроград, 1916), в котором отмечается загадочность этой всемирной религии, Будду автор называет величайшим из пессимистов, обещающим верующему в него покой вечного небытия, в отличие от Христа, который обещает верующему жизнь вечную. Материал о буддизме содержится также в работе Г. А. Шпажникова «Религии стран Юго-Восточной Азии» (М., 1980), где, в частности, подчеркивается, что религиозные традиции постепенно отступают, происходит их трансформация. Есть и публицистические работы: своеобразию жизни в Лаосе посвящена книга журналиста В. Скворцова, отдавшего этой «древней земле королевства десяти тысяч слонов» пятнадцать лет жизни, «Белые слоны удачи» (М., 1983). Видение автора оптимистично, ведь белый слон — символ успеха. Борьба народа за независимость отражена в сборнике очерков, статей, рассказов, воспоминаний журналистов разных стран, работавших в Лаосе, «Путь к победе» (М., 1985), где, в частности, есть интервью лаосского писателя Сувантхонга Бупханувонга русскому писателю Еремею Парнову, в котором сделан акцент на том, что на протяжении многих веков лаосский народ подвергался риску уничтожения как нация 1.

Обширна литература, в которой анализируются проблемы крестьянства Востока, дается типология восточных обществ, рассматривается их специфика по сравнению с Западом 2. И, наоборот, редко встречаются работы, характеризующие проблемы воспитания, нравственных норм, этикета народов Юго-Восточной.

1 См.: Путь к победе. — М., 1985. — С. 148.

См.:Вопросы типологии крестьянских обществ Азии.- М., 1980; Гордон A.B. Крестьянство Востока: исторический субъект, культурная традиция, социальная общность. — М., 1989; Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. — М., 1992; Московское востоковедение. Очерки, исследования, разработки. — М., 1997.

Азии Актуальными для современных крестьянских обществ, к которым относится и Лаос, являются проблемы, связанные с их трансформацией в направлении к рынку. В этой связи принципиальную значимость приобретает вопрос об адекватности доминирующего типа личности социокультурным переменам. Вопрос.

0 соответствии индивидов изменяющемуся обществу занимал еще М. Вебера, рассуждавшего о «духе» капитализма, который должен овладеть массами, чтобы капитализм стал реальностью 2. Эту же проблему поднимает П. Штомпка, комментируя и развивая взгляды Вебера3. Этот вопрос оказывается злободневным и для Лаоса, и для России. Не случайно об этом пишут новосибирские социологи, анализируя процессы становления субъектов хозяйствования в аграрном секторе 4. В данном исследовании выдвигается гипотеза о доминировании в лаосском обществе традиционного типа личности.

В плане выполнения проекта эмпирического исследования особую значимость представляют публикации, связанные с использованием «качественных методов» в социологии, в частности, работа «Судьбы людей: Россия. XX век. Биографии семей как объект социологического исследования» (М., 1996), а также монография «Повседневность середины 90-х годов глазами петербуржцев» (Санкт-Петербург, 1999). Кроме того, использованы идеи казанских ученых, разрабатывающих вопросы теории и методики прикладного исследования: это работы профессоров Э. С. Рахматуллина, М. А. Нугаева, Р. М. Нугаева, Т. Г. Исламшиной, Ф. Г. Зиятдиновой, Н. С. Фатхуллина, В. К. Падерина, А. З. Гильманова, а также работы.

B.П.Модестова, В. В. Фурсовой, В. А. Беляева, А. Л. Салагаева,.

1 См.: Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. — М., 1988; Этикет у народов Юго-Восточной Азии. — Санкт-Петербург, 1999.

См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. — М., 1990. — С. 81. См.: Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996.

C.109.

4 См.: Социальная траектория реформируемой России. — М., 1999. -С.279 — 319.

А.П.Кулапина, Л. Г. Егоровой, Ф. Т. Нежметдиновой, Л. Р. Низамовой, И. Г. Ясавеева и других ученых.

Объектом данного исследования является лаосское общество в контексте его движения от традиционного общества к современному.

Предмет исследования — социокультурные процессы в трансформирующемся лаосском обществе. Под социокультурными процессами понимаются: история возникновения, становления и развития полиэтничного лаосского общества, отражение истории в литературном процессе, социально-экономические формы осуществления хозяйственной деятельности, социализирующая функция семьи, влияние буддизма на повседневную жизнь народа.

Цель исследования — определение социокультурных особенностей развития лаосского общества.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: описание в исторической ретроспективе процессов возникновения, становления, развития лаосского общества в единстве этнодемографического, социально-экономического, культурного компонентованализ традиционных институтов лаосского общества (сельская община, буддизм) в условиях их адаптации к современным социальным реалиям;

— разработка проекта эмпирического исследования доминирующего типа личности в лаосском обществе;

— описание обобщенного образа жителя страны лао;

— определение адекватности доминирующего типа личности социокультурным переменам.

Методология исследования. Методологической базой исследования являются: системный подход для изучения такого сложного объекта, как восточное общество, принцип историзма, а также синтез категорий исторического и логического. Традиционные институты восточного общества — сельская община и буддийский монастырь рассмотрены с позиций структурного функционализма. В качестве основополагающих использованы идеи классиков мировой социологии: К. Маркса — о крестьянстве как субъекте исторического развития, о его единстве с землей как природной лабораторией, М. Вебера — о «духе» капитализма как источнике возникновения рациональной организации производства — для «наложения» их на современное лаосское общество с целью понимания происходящих в нем социокультурных процессов. В проекте эмпирического исследования использован типологический анализ для выявления доминирующего типа личности в лаосском обществе.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1 .Осуществлен синтез исторического, теоретического, эмпирического подходов к изучению лаосского общества, которое рассмотрено как системный объект — в единстве его этнодемографического, социально-экономического и культурного компонентов и их взаимосвязей.

2.Разработан проект эмпирического исследования доминирующего типа личности в лаосском обществе.

3.Создан социально-психологический портрет жителя страны лао.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в контексте трансформирующегося общества оно выполняет рефлексивную функцию, а также теоретико-методологическую функцию, выступая основой для эмпирического исследования. Материалы, касающиеся этнодемографических процессов в лаосском обществе, могут быть использованы в преподавании курса демографии, материалы, касающиеся разработки проекта эмпирического исследования, могут найти отражение в преподавании прикладной социологии.

Апробация работы. Основные идеи исследования изложены на международной научно-практической конференции.

Организационно-экономические проблемы муниципального управления", прошедшей на базе Набережно-Челнинского филиала КГУ 26 мая 2000 года, а также в двух публикациях.

Структура работы соответствует цели, задачам исследования, логике анализа и синтеза данных. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ исторического прошлого, культурных процессов, характерных для Лаоса, свидетельствует о том, что за время существования страны социальные институты неоднократно разрушались и вновь воссоздавались, они и поныне еще не обрели устойчивость. Государственные образования на территории современного Лаоса на протяжении веков не были стабильными, сдерживая социально-экономическое, культурное развитие народа. Поэтому экономическая отсталость приобрела традиционный характер.

Лаос — в центре взаимодействия различных культур, что обусловило своеобразие его этнического состава, демографического развития, социальной структуры, экономических процессов.

В этническом плане это полиэтничная страна с доминирующей этнолингвистической группой лао-таи, составляющей две трети населения страны. Вся история народа лао — это его самоотверженная борьба за выживание, за сохранение своей этнокультурной идентичности. Консолидация народов страны в единую социокультурную общность еще не завершена. Этносы сохраняют свое единство благодаря признанию права на доминирование со стороны преобладающей численно и наиболее развитой во всех отношениях этнической группы.

Демографической особенностью страны является малочисленность населения и слабая заселенность ее территории, вследствие чего до сих пор значительна доля необрабатываемых земель.

Основой экономики Лаоса остается сельское хозяйство, причем это традиционно отсталый сектор экономики: продуктивность земли очень низкая. Обрабатываемые участки по преимуществу — малых размеров, поэтому примитивны способы ухода за полями. Средства малой механизации из-за дороговизны доступны немногим хозяйствам. Развитие сельского хозяйства ведется в основном экстенсивным путем — вовлечением в хозяйственный оборот новых земель растущим сельским населением, использующим отсталую агротехнику. Прогрессивное преобразование сельского хозяйства страны — исключительно сложная задача. Главные трудности: отсталая научно-техническая база сельского хозяйства, архаичность социальной структуры населения, нехватка квалифицированных кадров для реализации программы развития страны. В результате Лаос остается в числе наименее развитых стран мира: около половины жителей страны имеют доходы ниже официального уровня бедности.

Социокультурной особенностью лаосского общества на протяжении веков был и остается буддизм как традиционный религиозный институт и вместе с тем символ единства лаосского народа. Время показало его совместимость с любой общественно-экономической формацией, то есть у буддизма значительные адаптационные возможности. Буддизм прежде всего — фундамент лаосской культуры. С принятием буддизма тхеравады в качестве государственной религии в середине XIV века связано становление и развитие лаосской литературы и искусства вплоть до XIX века.

Буддизм выполнял и выполняет политическую функцию: он использовался для придания божественного характера личности короля и режиму государственной власти. Провозглашение независимости страны не означает отстранения церкви и монашества от общества, возможностей для приспособления учения Будды к политике правительства ЛНДР достаточно. Буддийская сангха всегда была духовной опорой власти. Вместе с тем она была поистине оплотом культуры, выполняла образовательные, просветительские функции, а также оказывала населению медицинскую помощь.

Буддизм глубоко укоренился в обществе и в значительной мере определяет образ жизни и менталитет примерно двух третей населения страны. Половину из них можно квалифицировать как активных, правоверных буддистов, соблюдающих все предписания Учения, остальные — пассивные буддисты, для которых религия связана прежде всего с сохранением традиционных норм и обычаев. Среди сторонников буддизма большинство составляют этнические лао, живущие в городах и на равнинах с поливным рисоводством. Буддизм — господствующая религия, но не официальная религия страны. Исторически сложилось и стало традицией отождествление буддизма с национальной идеологией и культурой.

Специфика современного экономического состояния общества определяется двумя основными тенденциями: сохранением традиционных институтов общества, к которым относятся крестьянская община, патрон-клиентные отношения, и возникновением нововведений, обусловленных развитием института рынка и сопутствующих ему изменений.

Эволюция общества от патриархальной общины к формированию элементов социализма и капитализма свидетельствует о его движении от традиционного общества к современному. Это — движение от общинной жизни, от самообеспечивающейся сельской общины с семейно-родственно-соседскими связями, дающей удовлетворение лишь минимальных потребностей, к обществу рыночного типа, с рациональной организацией труда, с получением прибыли как цели трудовой деятельности.

Вековые традиции общинной жизни на рубеже XX — XXI веков приходят в противоречие с курсом на обновление экономики, связанным с развитием рыночных отношений. В новых условиях общественной жизни традиционные качества лаосского народа, связанные с ведением самообеспечивающегося крестьянского хозяйства, прежде всего практические хозяйственные навыки и умения, ведь сельскохозяйственный труд и ремесло составляли единство, должны дополниться совершенно новыми, адекватными рыночному обществу, а именно: предприимчивостью, целеустремленностью, конкурентоспособностью, умением рационально организовать хозяйство для получения прибыли, то есть проникнуться «духом» капитализма, по выражению М.Вебера. Индивид должен обрести независимость от общины, самодостаточность. В этих условиях веками культивировавшиеся буддизмом ценности: отказ от мира, от обладания, от собственности, проповедь созерцательности оказываются невостребованными, тормозящими развитие общества. Пересматриваются установки буддизма относительно участия людей в социальной, экономической жизни: поощряется предпринимательство, если оно носит «праведный» характер, разрабатывается стратегия сдерживания частной собственности, вырабатывается механизм справедливого распределения материальных благ. В процессе трансформации общества происходит преобразование человеческой индивидуальности — от индивида, составлявшего с общиной единое целое, пассивного, безынициативного, довольствовавшегося малым, к личности индивидуалистического типа с противоположными свойствами: самостоятельной, активной, готовой к риску, способной преодолеть традиционную черту, связанную с надеждой на «авось, все обойдется».

Вместе с тем, несмотря на глубокую укорененность буддизма в сознании и поведении народа, уважение к монахам со стороны населения, происходит обмирщение различных сфер жизни общества. Буддизм все больше превращается в набор практических советов для повседневной жизни, поэтому его называют народным. Сокращается число правоверных буддистов, растет численность пассивных буддистов. Эта тенденция относится прежде всего к молодежи, для которой слово «ват» (монастырь) связано с понятием чего-то традиционного, то есть старомодного, устаревшего. Для сохранения приверженцев среди молодых поколений буддизм должен трансформироваться в соответствии с трансформацией современной жизни в западном стиле.

Перспективы создания новой системы хозяйствования в стране с преобладанием натурального хозяйства связываются руководством страны прежде всего с экономической помощью Запада. Вместе с тем предпринимаются действия по восстановлению некогда развитых отношений с Россией. Считается, что условия для развития страны и привлечения иностранных инвестиций благоприятные: рыночные преобразования осуществляются при сохранении однопартийной системы, политической стабильности, общественного порядка.

Эволюция общества от традиционного к современному изменяет и мировосприятие народа: от мифологического — к реалистическому, от возвышенного, образного, поэтического восприятия мира — к рациональному.

Таким образом, модернизация общества сопровождается модернизацией личности, последнее означает устранение традиционных черт и становление новых, адекватных рационалистическому обществу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — С. 44 — 272.
  2. Вопросы типологии крестьянских обществ Азии. М.: ИНИОН, 1980.- 136 с.
  3. Тендерные тетради. Выпуск первый. Санкт-Петербург, 1997. — 128 с. ГильмановА.З. Перспективы становления местного самоуправления // Социологические исследования. — 1998. -№ 11.- С. 26 — 29.
  4. .А. Историзм // Философский энциклопедический словарь. -М, 1983.-С. 227−228.
  5. . Успех по-русски // Мониторинг общественного мнения.-М.- 1998. № 5. — С.18 — 22.
  6. Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: Издательский центр РГГУ, 1999. 282 с.
  7. М.П. Индокитайская хроника. М.: Политиздат, 1987.- 287с.
  8. Т.Г. Этнические ценности полиэтничного общества: социологический очерк. Казань: Изд-во КГТУ, 1996. — 247 с.
  9. Г. Г. Обновленный Лаос. Киев: Политиздат Украины, 1987. — 120 с.
  10. В. На пороге азиатского века // Азия и Африка сегодня.-М. 1997. — № 1. — С. 24−27.
  11. Е.В. Лаосская Народно-Демократическая Республика.- М.: Знание, 1978.-64 с.
  12. В.А., Седов Л. А. Лаос. Географгиз, 1962. — 46 с.
  13. В. А. Борьба народов Лаоса за национальную независимость (1917−1962 гг.). Автореф.дис.. канд.ист.наук. М., 1969.-21 с.
  14. В.А. Буддизм в сравнении с христианством.-Петроград: Типография М. Меркушева, 1916. 633 с.
  15. Кому принадлежит культура? Общественные науки и перспективы исследования социокультурных перемен. Тезисы международной научной конференции. Казань, 1998. — 110 с.
  16. А.П. Социологические теории: традиции и современность (историко-методологический очерк). Казань: Изд-во КФЭИ, 1995.128 с.
  17. .К. Социальный тип личности. Теоретический очерк. -Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1971. 64 с.
  18. В.И. Аграрный вопрос и «критики Маркса» // ПСС. Т.5. — С. 95 -268.
  19. В.И. О государстве // ПСС. Т. 39. — С. 64 — 72.
  20. Н. Мечети на фоне пагод // Азия и Африка сегодня.-1996.- № 3.-С. 64−68.
  21. Лаосская Народно-Демократическая Республика. Справочник.- М.: Политиздат, 1985. 110 с.
  22. К. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 12.- С. 709−738.
  23. К. Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26, ч. II. — С. 3 — 426.
  24. К. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т. 46, ч.1.-С. 51 -511.
  25. В.П. Кооперативы Лаоса и их влияние на производство предметов повседневного спроса // Кооперация наших дней: опыт, проблемы, перспективы. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1992. С. 162 — 165.
  26. Межэтнические конфликты в странах Зарубежного Востока. М.: Наука, 1991.-276 с.
  27. Ч. Социологическое воображение.- М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998. 262 с.
  28. Ю. 20 лет сотрудничества // Новое время.-1980, — № 40.- с. 13.
  29. Ю.Я. Лаос на пути строительства социализма.- М.: Знание, 1978. 40 с.
  30. Ю.Я. Лаосской Народно-Демократической Республике 10 лет. — М.: Знание, 1985. — 64 с.
  31. А. Злаки и бурьян на конфессиональном поле // Азия и Африка сегодня. 1999. — № 3. — С. 67 — 74.
  32. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.- М.- 1999. № 38. — 6 с.
  33. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН М. — 2000. — № 43. — 6 с.
  34. Ф.Т. Политические традиции социалистического общества. Автореф. дис. канд.филос. наук. Казань. — 1987. — 19 с.
  35. Л.Р. Социальная дифференциация в современной России: от классового состояния к постклассовому // Социальное знание: формации и интерпретации. Казань, 1996. — С. 129 — 140.
  36. М.А., Нугаев P.A. Концептуальные основы исследования татарстанской модели социально-экономического развития. Казань, 1997. — 200 с.
  37. М.А., Нугаев P.M. Проблема идентичности в контексте модернизации общественной жизни // Проблемы культурной идентичности. Казань, 1998. — С. 68 — 74.
  38. А.П. Типология // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. 685 — 686.
  39. В.К., Рахматуллин Э. С. Социальная идентификация в период трансформации (на примере российской интеллигенции 1990-х годов) // Проблемы культурной идентичности. Казань, 1998.-С.141 — 151.
  40. М. Сельские жители России. Судьбы и семьи в XX веке. М.: Институт социологии РАН, 1995. — 60 с.
  41. В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. — 220 с.
  42. Повседневность середины 90-х годов глазами петербуржцев.-Санкт-Петербург.: Европейский Дом, 1999. 267 с.
  43. Политика обновления // Азия и Африка сегодня. 1997. — № 12. — с. 23 — 24.
  44. Путь к победе. Сборник. М.: Политиздат, 1985. — 254 с.
  45. Э.С. Познать общество, в котором мы живем // Научный Татарстан. 1996. — № 3. — С. 49 — 54.
  46. Т.Ф. Страны Востока: модель рождаемости.- М., 1997. -103 с.
  47. В. Белые слоны удачи. М.: Мысль, 1983. — 220 с.
  48. В. Башни Татлуанга // Новое время. 1980. — № 48.- С. 24 -25.
  49. А. Лаос. Приоритетные программы // Азия и Африка сегодня. 1998. — № 12. — С.18 — 22.
  50. Социальная траектория реформируемой России. Новосибирск: Наука, Сибирское предприятие РАН, 1999. — 735 с.
  51. Социально-экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии: уроки для России. М.: Институт востоковедения РАН, 1997. — 118 с.
  52. Судьбы людей: Россия. XX век. Биографии семей как объект социологического исследования. М.: Институт социологии РАН, 1996. — 426 с.
  53. Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение). М.: Стратегия «Издательский Дом», 1998. — 223 с.
  54. Традиционный мир Юго-Восточной Азии. Малая группа и социальная динамика. М.: Наука, 1991. — 256 с.
  55. Урбанизация в странах Азии и Африки // Азия и Африка сегодня.-М.- 1998. № 12.-С. 48−51.
  56. Н.С. Малая социальная группа как форма общественного развития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989.173 с.
  57. Фомвихан Кейсон. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1986.-352 с.
  58. В.В. Фермерство в современной России: проблемы и трудности становления // Тонус.- Научно-публицистический альманах. 1998. -№ 4. — С. 145 — 151.
  59. Ф. По стопам Будды (записки русского буддийского монаха) // Азия и Африка сегодня. М. — 1998. — № 12. — С. 73 — 76.
  60. B.C. Историческое и логическое // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. 232 — 232.
  61. П. Социология социальных изменений.- М.: Аспект-пресс, 1996. 415 с.
  62. А. Луангпрабанг без принцев и нищих // Новое время.-1980.-№ 45.-С. 24−26.
  63. Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.- С. 5 -343.
  64. Ф. Послесловие к работе «О социальном вопросе в России» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.22. — С. 438 — 453.
  65. Этикет у народов Юго-Восточной Азии.- Санкт-Петербург: Центр «Петербургское востоковедение», 1999. 188 с.
  66. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. — 596 с.
  67. В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: методология, методы, математические модели. М.-1991.- № 1. — С.14 — 31.
  68. И.Г. «Переход», «модернизация» или «трансформация»: К вопросу о теоретических рамках исследований преобразования российского общества // Тонус. Научно-публицистический альманах.- Казань. — 1997. — С. 215 — 226.
  69. Конституция Лаосской Народно-Демократической Республики.-Вьентьян, 1992.- 32 с.
  70. Закон ЛНДР о труде, о страховании фирм, о бухгалтерской деятельности предприятий. Вьентьян, 1991. — 107 с.
  71. Закон о промышленных предприятиях. Вьентьян, 1997.- 61 с.
  72. Закон о продвижении иностранных инвестиций в Лаосскую Народно-Демократическую Республику. Вьентьян, 1994. — 17 с.
  73. Закон о регистрации семьи и брака. Вьентьян, 1992. — 21 с.
  74. Интервью с Генеральным Секретарем НРПЛ Кхамтай Сипхандонгом // Партийное строительство. Вьентьян. — 1996.- № 13.-С.1−14.
  75. Кхампхай Сапхангныа. Новый план развития экономики и обороны в Лаосе // Новая утренняя заря.- Вьентьян. 1998. — № 1−2. — С. 15−24.
  76. Наследие Лансанга.- Вьентьян: Институт культурных исследований, Министерство информации и культуры, 1996. 170 с.
  77. Ньонгсы Ликхамсук. Образование как средство ликвидации отживших традиций и старых верований // Новая утренняя заря.-1998.- № 1−2. -С. 29−33.
  78. Партия зовет к новой жизни // Партийное строительство.-Вьентьян. 1996. — № 13. — С. 40 — 46.
  79. Теория и политика. Вьентьян, 1997. — 287 с.136
  80. Report on Foreign investment in Lao PDR by Country. Vientiane, 1996. — 1 p.
  81. Report on Foreign investment in Lao PDR by Sector. Vientiane, 1996. -lp.
  82. BCEL and Commercial Development // Laos.- Vientiane.- 1995. № 4.-P.14−16.
  83. Economic Development in Champassak // Laos.- Vientiane. 1995. — № 4.-P.18−20.
  84. Kingdom of Laos: Khammanh Sipkanhsay. Sapouane Village // Laos.-Vientiane. 1995. — № 4. — P. 28.
  85. Kingdom of Laos: The land of the Million Elephants an of the nohite parasol. Limoges, 1995.
  86. W on the promotion and management of Foreign investment in the Lao PDR. Vientiane, 1994. — 8 p.1.uth Saysana. Succesful Businessman // Laos. Vientiane. — 1995. — № 4. — P. 26 — 27.
  87. Souvansay. Saysomboune: development is under way // Laos.-Vientiane. 1995. — № 4. — P. 22−23.
  88. Visit Laos Year 1999. Vientiane, 1999. — 62 p.
  89. What and How To Do Business in the Lao PDR. A guide to trade and investment. Vientiane. — 1998. — 45 p.
Заполнить форму текущей работой