Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государство и право соединенных штатов Америки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первой стадии (начало XX в. — 70-е гг. XX в.) эти отношения имели циклический характер: периоды классового противоборства сменяются эпохами классового сотрудничества, периоды политической реакции — волнами демократизации. Классовая борьба промышленного пролетариата носила преимущественно экономический характер (повышение зарплаты, улучшение условий труда, предоставление социальных гарантий… Читать ещё >

Государство и право соединенных штатов Америки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения в общественном строе США в XX в.

Понять логику политико-правового развития США в XX в. можно, лишь основываясь на тех изменениях, которые произошли в общественном строе, т. е. в исторически конкретной системе общественных отношений, обусловленной определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов и определяющей положение социальных групп, классов, общностей, их прав и обязанностей.

В XX в. в США произошло утверждение и дальнейшее развитие гражданского общества, представляющего новый по сравнению с традиционным обществом тип стратификационной системы. Гражданское общество олицетворяет собой социальный порядок, основанный не на кастовом или сословном делении, а на классовых различиях. Классами являются социальные группы, имеющие неравный доступ к богатству, власти и неодинаковый престиж. На основе занимаемого в обществе положения классы становятся влиятельными политическими группами. Гражданское общество в США в XX в. включало в себя следующие классы, которые подразделялись на многочисленные страты (слои): 1) высший класс — те, кто владеет и прямо контролирует производственные ресурсы: крупные промышленники и финансисты, главы компаний, корпораций, банков; верхушка политического руководства (элита); военачальники; высшие чиновники; 2) средний класс — собственники, «белые воротнички» (менеджеры, служащие, квалифицированные рабочие), и профессионалы — люди, имеющие университетское образование и большой практический опыт (юристы, врачи, ученые, преподаватели и т. д.); 3) рабочий класс — «синие воротнички», т. е. лица, занятые преимущественно физическим трудом; 4) фермеры — собственники и производители, занятые в сельском хозяйстве.

Социальная структура США на протяжении XX в. не оставалась неизменной. Ее отличительными особенностями являются: 1) отсутствие чрезмерных классовых перегородок, отделяющих один класс от другого; 2) высокая степень подвижности, обусловленная наличием возможностей социального передвижения из нижних «этажей» в верхние. Данное обстоятельство связано с тем, что в США не было традиционного общества с сословным делением. Кроме того, приток населения осуществлялся преимущественно за счет мигрантов. Наконец, более высокая, чем в Европе, заработная плата позволяла рабочим, с одной стороны, поддерживать более высокий жизненный уровень, а с другой — накапливать средства для приобретения собственности.

Этапы развития гражданского общества. Обладая высокой динамикой развития, гражданское общество в США в XX в. прошло два этапа: 1) гражданское общество индустриального типа (30−70-е гг. XX в.); 2) гражданское общество постиндустриального типа (с 70-х гг. XX в.).

На первом этапе под влиянием структурных сдвигов в общественном производстве изменялись пропорции между различными секторами индустриального хозяйства. Так, в 30-е гг. XX в. заметно сократилась доля первичного сектора (добывающая промышленность и сельское хозяйство) и существенно возросла доля вторичного сектора — обрабатывающей промышленности, занявшей главенствующее положение в структуре ВНП и структуре занятости населения. Это отразилось на социальной структуре США: доля фермеров сократилась с 44% в 1880 г. до 20% в 1945 г., и соответственно уменьшилась доля аграрного сектора в ВНП с 40% (в 1869 г.) до 14% (в 1918 г.). Напротив, стала увеличиваться доля новых слоев среднего класса: конторских служащих фабрик и заводов, специалистов с высшим университетским образованием (профессионалов) — инженеров, врачей, учителей. Вслед за первым системным кризисом индустриального хозяйства, получившего в США название «Великой депрессии» (1929- 1933 гг.), в 50-е гг. XX в. наступил период стабильности. В этот период доля промышленного сектора в США составила 34,5% (в 1955 г.), а в обрабатывающих отраслях и строительстве было занято 34,7% совокупной рабочей силы. Устойчивой становится тенденция уменьшения в общей численности занятых в промышленности доли работников преимущественно физического труда («синих воротничков») и увеличение доли интеллектуальных трудовых ресурсов («белых воротничков»). В 1955 г. доля рабочих и служащих в промышленности и торговле в общей численности наемной рабочей силы США составила почти четыре пятых, и «синих воротничков» было чуть больше, чем «белых воротничков». В 1970 г. «белых воротничков» было на 13 млн человек больше (уже в 1,3 раза), чем «синих», причем особенно выросла доля дипломированных специалистов и конторских служащих.

На втором этапе (70-е гг. XX в.) в США происходит резкий взлет сервисной экономики, т. е. небывалый рост третичного сектора — сектора услуг. Это было обусловлено ростом покупательной способности широких слоев американского общества, повышением уровня образования и бытового комфорта и, как следствие, сдвигами в системе потребностей — переходом от материальных к постматериальным потребностям. В США в 70-е гг. XX в. произошло абсолютное сокращение числа занятых в обрабатывающей промышленности, численность которых составила 18% трудоспособного населения, в то время как занятость в информационном секторе возросла с 30,6% (в 1950 г.) до 48,3% (в 1991 г.). В США в секторах услуг и информации, здравоохранения, науки, образования в 1995 г. производилось 43% ВНП. Одновременно с этим в первичном секторе производилось лишь 3% ВНП: 1,4% - в сельском хозяйстве (2% фермеров) и 1,6% - во всех остальных отраслях добывающей промышленности.

Основные направления изменений в общественном строе США в XX в. были связаны с переходом от отношений классового конфликта и классового противостояния к классовому сотрудничеству и социальному партнерству рабочих и предпринимателей. Главным препятствием на пути классовой консолидации было нежелание монополистической буржуазии интегрировать в экономическую, социальную и политическую систему американского общества рабочий класс и многочисленные этнические общности, предоставить им равные права и возможности участия в принятии политических решений, легализовать организации, представляющие их интересы. По этой причине характер отношений между основными классами американского общества на индустриальной и постиндустриальной стадиях развития существенно отличался.

На первой стадии (начало XX в. — 70-е гг. XX в.) эти отношения имели циклический характер: периоды классового противоборства сменяются эпохами классового сотрудничества, периоды политической реакции — волнами демократизации. Классовая борьба промышленного пролетариата носила преимущественно экономический характер (повышение зарплаты, улучшение условий труда, предоставление социальных гарантий) и была обусловлена как падением уровня жизни в периоды экономических кризисов, подобно «Великой депрессии» (1929−1933 гг.), так и воздействием внешних факторов: влиянием Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. в России, «холодной войны» 1946−1991 гг. — периода идеологического противоборства капиталистической и социалистической систем. Конфликт интересов рабочего класса и монополистической буржуазии (промышленной и финансовой) дополнялся борьбой афроамериканцев за свои гражданские права. США — страна иммигрантов: по данным переписи 1998 г. из 270 млн человек лишь 2,6% - потомки коренных американцев (первых поселенцев), а все остальные — потомки иммигрантов со всего света, носители самых различных культур Африки, Азии, Восточной и Западной Европы, Латинской Америки. Чтобы они наилучшим образом «вписались» в экономическую, социальную и политическую жизнь страны, правящий класс проводил политику " плавильного котла" , стремясь создать из разнообразных культур иммигрантов единую американскую культуру, обеспечить принятие ими ценностей и стандартов американского образа жизни. Однако с 60-х гг. XX в. политика «плавильного котла» стала вызывать протест со стороны афроамериканцев, испаноязычных и азиатских этнических групп. Это привело к тому, что классовый конфликт дополнился этнополитическим.

В начале XX в. существенное воздействие на отношения классов в американском обществе оказала социалистическая революция 1917 г. в России. Под ее влиянием классовая борьба американских рабочих и фермеров приняла более организованный характер. В 1919 г. они создали компартию США, которая в начале 20-х гг. XX в. находилась на нелегальном положении. Октябрьская революция в России и обострившаяся в 1917- 1919 гг. в США классовая борьба повергли правящий класс в панику. Президент В. Вильсон неоднократно предупреждал своего министра внутренних дел: «Пальмер! Вы не должны допустить, чтобы я увидел эту страну красной!» .

" Эксперты" определяли число коммунистов в США в 600 тыс., что было явным преувеличением. Дело в том, что тоталитарные идеологии, основанные на идее всеобщего контроля государства за индивидом, подобно коммунизму или фашизму, не находили в США благодатной почвы. Примат гражданских прав и свобод, и прежде всего свобода слова и печати, священный характер частной собственности, невмешательство государства в экономику и частную жизнь, препятствовали широкому распространению в американском обществе тоталитарных идей.

В США усиливается наступление политической реакции. Ее носителями стали ультраправые организации: «Общество защиты Америки», «Лига национальной безопасности», «Национальная гражданская федерация», «Американский легион». Особое место среди них занимал Ку-клукс-клан (англ. Ки Klux Klan, ККК), возрожденный к жизни в 1915 г. и ставший центром притяжения самых реакционных сил американского общества. К 1924 г. в ККК состояло (по различным оценкам) от шести до девяти миллионов человек — практически каждый третий белый мужчина-протестант. ККК строился по территориальному принципу на основе строгой централизации. Была установлена целая система степеней и рангов для клансменов, разработаны устав и программа ККК, пропитанные демагогией, расизмом, шовинизмом и мистикой. Практическая деятельность ККК строилась по принципу безоговорочного повиновения его главе — «Великому магу» .

Идеологией ККК стал антикоммунизм, замешанный на расизме и шовинизме, идее богоизбранности Америки и белого населения.

Всех иностранцев ККК называл «агентами Ленина» и утверждал, что профсоюзы — игрушка в руках «иностранных агитаторов». ККК обвинял евреев в радикализме и победе революции в России и заявлял, что если евреи не будут остановлены, то произведут такую же революцию и в США. Против афроамериканцев ККК выдвигал обвинение в том, что они, подстрекаемые большевиками, якобы готовятся захватить власть на Юге в свои руки.

Клан использовал методы политического террора: убийства, линчевания, садистские избиения, похищения, взрывы и поджоги. Таким образом, идеология и политическая практика ККК позволяют рассматривать его как разновидность американского фашизма. Позднее фашистские тенденции открыто возобладали в нем. Его деятельность в годы Второй мировой войны приняла настолько одиозный фашистский характер, что федеральные власти были вынуждены прибегнуть к косвенной форме его запрещения. В 1944 г. ККК было предложено уплатить федеральные налоги в сумме 750 тыс. долл. В ответ на это ККК объявил о самороспуске. Но в 1947 г. произошло воссоздание Ку-клукс-клана на Юге США.

Одновременно с наступлением политической реакции монополистическая буржуазия в борьбе против рабочего класса и сто организаций, в первую очередь против компартии, использовала всю мощь госаппарата, сто репрессивные возможности. В обстановке антикоммунистической истерии законодательные собрания многих штатов приняли законы о мятежах, «против преступного синдикализма» или «преступной анархии». На основании последнего Закона были осуждены один из основателей компартии США Чарльз Рутенберг и многие его единомышленники. По обвинению в шпионаже был осужден к 10 годам тюрьмы ветеран профсоюзного движения Юджин Дебс, подверглось репрессиям руководство профсоюзной организации «Индустриальные рабочие мира» (1905 г.), выступавшей за ликвидацию капитализма как системы.

В 1919—1921 гг. под руководством министра юстиции в больших масштабах была организована настоящая охота на «красных», в результате облав были арестованы тысячи коммунистов. Полицейские хватали социал-демократов и даже либералов. Полиция засылала в рабочие организации шпионов-провокаторов. Для дискредитации прогрессивных организаций было сфабриковано дело рабочих-революционеров Сакко и Ванцетти. После семилетнего предварительного заключения в 1927 г. они были казнены на электрическом стуле.

В годы частичной стабилизации капитализма (1922−1928 гг.) реакция повела новое наступление на профсоюзы и прогрессивные негритянские организации. Профсоюзы США, объединившись в 1886 г. в Американскую федерацию труда, провозгласили исключительно экономический, неполитический характер своей деятельности и с помощью части экономической профессуры стремились убедить Большой Бизнес в пользе сотрудничества с ними. Монополии усилили политическое давление на рабочий класс, пользуясь тем, что руководство самой мощной профсоюзной организации АФТ почти по всем вопросам занимало соглашательскую позицию, а компартия переживала острую борьбу фракций.

Однако лишь во время «Нового курса» Ф. Рузвельта (1933- 1935 гг.) были приняты законы о трудовых отношениях (права рабочих на профсоюзы, стачки и коллективные договоры с нанимателями), о справедливых условиях труда (ограничение рабочей недели) и социальном обеспечении (пенсии по старости и пособия по безработице и инвалидности). В 1935 г. был создан Комитет (с 1938 г. — Конгресс) производственных профсоюзов (КПП), в который могли вступать лица независимо от цвета кожи. В отличие от АФТ, основанной на территориальном принципе, КПП строился по производственно-отраслевому принципу. В него вошло большое число малоквалифицированных рабочих. Первое время его лидеры выступали с передовой программой, но позднее предали коренные интересы американского пролетариата.

Новый всплеск политической реакции и антикоммунистической борьбы пришелся на начало " холодной войны" . Период 1949—1954 гг. американские историки называют «смутным временем» . Любая критика американского образа жизни рассматривалась как «подрывная деятельность». Проверка граждан на лояльность режиму превратилась в норму. Главным «охотником на ведьм» (т.е. коммунистов и шпионов) был сенатор от штага Висконсин Джозеф Маккарти, возглавлявший парламентскую Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. В 1948 г. комиссия составила список подрывных организаций. Помимо компартии в список попали десятки иных партий и общественных организаций, главным образом правозащитных, которые, с точки зрения властей, занимали прокоммунистические позиции. В январе 1949 г. состоялся судебный процесс над 11 руководителями Коммунистической партии США, которых приговорили к длительным срокам тюремного заключения и крупному денежному штрафу. В 1950 г. комиссия переключилась на государственные органы, армию, деятелей культуры. Тысячи людей лишились работы, были изгнаны с государственной службы, затравлены проправительственной прессой.

В 60-е гг. XX в. в борьбу за свои гражданские права вступили чернокожие американцы и студенчество. Лишившись возможности работать в сельском хозяйстве Юга, чернокожие устремились на Север, в города. Они образовали этнически замкнутые районы — гетто, а белое население постепенно перетекало в благоустроенные пригороды. Гетто стремительно расширялись, умножая нищету, болезни, безграмотность и преступность. Чернокожих не включали в списки избирателей, не разрешали ездить в транспорте с белыми, ходить в школу вместе с белыми и т. д. В борьбе за свои гражданские права афроамериканцы использовали тактику массовых ненасильственных действий, которую предложил священник-баптист Мартин Лютер Кинг (1929- 1968), названный после его убийства национальным героем Америки. Он создал и возглавил Южную конфедерацию христианского руководства. Эта организация призывала черных и белых американцев объединяться для воплощения в жизнь христианских идеалов братства и справедливости. Кинг организовывал массовые демонстрации и марши по штатам Юга, выступал с речами. Наконец, президент Л. Джонсон в рамках программы «великое общество» (1963−1968 гг.) провел через Конгресс пакет законов против расовой дискриминации.

В этот период в США началось молодежное движение. Студенты протестовали против подавления свободы личности. 7 млн американских студентов должны были соблюдать строгие установления и были лишены права голоса в делах общества. Студенты, но всей стране откликнулись на инициативу Мичиганского университета в 1960 г. об образовании " параллельного общества" . Новый импульс студенческому движению придала война во Вьетнаме. Молодежь выступала против этой войны, особенно в крупнейших университетах Америки.

На второй стадии, постиндустриальной, отношения между стратами американского общества все более были ориентированы на классовое сотрудничество и социальное партнерство. Этому способствовало то обстоятельство, что 50−70-е гг. XX в. были «золотым веком» — веком богатства и процветания, изобилия и всеобщего благоденствия. Средний американец имел комфортабельное жилье и машину. В 70-е гг. XX в. на одного человека приходилось почти 50 кв. м жилой площади, а более половины семей обзавелись собственными домами, тратя на это едва ли половину заработной платы. На хорошее питание среднему американцу хватало пятой части доходов, предметы быта стоили еще дешевле. Кроме того, люди имели возможность отдыхать, развлекаться и путешествовать. Приобретенные в результате борьбы гражданские, политические, социальные и экономические права позволили интегрировать рабочий класс и афроамериканское население, как и иные этнические группы, в политическую систему американского общества и однородную культурную среду, основу которой составляет «американская мечта» — миф о богоизбранности США как самой свободной страны, где каждый может добиться всего, чего ни пожелает, если будет прилежно работать.

Институты гражданского общества. Разнообразие социальных, экономических, политических интересов классов, профессиональных групп, этнических общностей, часто отличающихся друг от друга, необходимо согласовывать и доводить до правительственных учреждений. В США устойчивую связь между гражданами и правительством обеспечивает разветвленная система представительства интересов посредством институтов гражданского общества: политических партий, заинтересованных групп, общественных организаций, лоббистских контор. Они призваны: 1) формулировать интересы различных групп американского общества в четких программах и действиях; 2) доводить требования групп до правительственных учреждений; 3) участвовать в выработке и принятии важнейших политических решений, учитывающих интересы представляемых ими классов и групп общества. Технологию, посредством которой взаимодействуют гражданское общество и государство и происходит согласование разнородных интересов, можно определить как круглый стол, где заинтересованные группы ведут политический торг с целью максимального отражения в принимаемых решениях собственных интересов.

Интересы наемных работников представляют профессиональные союзы, которые охватывают 20% рабочих и служащих. Крупнейшим профсоюзным объединением является АФТ — КПП, куда входит 16 млн человек. Потребности предпринимателей отражают объединения работодателей — предпринимательские союзы. Наиболее мощные из них — Национальная ассоциация промышленников (НЛП), включающая руководителей 25 тыс. промышленных фирм, и Торговая палата, членами которой являются 3600 торговых фирм. Они играют важную роль в определении внутренней и внешней политики государства. В 1972 г. возникла новая организация американских предпринимателей — «Круглый стол бизнеса», объединяющая около 200 менеджеров крупнейших фирм с целью разработки программ по экономическим проблемам. В США существует несколько фермерских организаций, которые в основном заняты тем, что стремятся удержать высокие цены на сельскохозяйственную продукцию и выступают преимущественно в качестве группы давления на законодательную власть. Реагируя на требования фермеров, правительство принимает меры по обеспечению стабильности цен, ищет новые рынки сбыта сельскохозяйственной продукции за рубежом, ограничивает ее производство, компенсируя при этом неизбежные потери фермеров в форме выплат из государственного бюджета.

Для поддержки своих кандидатов на выборах предприниматели и общественные объединения в 80-е гг. XX в. создали по всей стране организации исключительно с политическими целями — комитеты политических действий. Они организуют сбор финансовых средств и предоставляют их своим кандидатам для проведения избирательных кампаний. Различные корпорации, фирмы, банки, общественные организации для представительства своих интересов обращаются к услугам лоббистских контор, представители которых в Конгрессе США предпринимают усилия с целью оказания влияния на процесс принятия законов в интересах своих заказчиков. Деятельность лоббистских фирм и организаций регламентирует Закон о федеральном регулировании лоббизма (1946 г.). В соответствии с ним лоббисты должны регистрироваться в Конгрессе, сообщать, чьи интересы они представляют, кто их финансирует и каков их гонорар. Отчеты о расходовании финансовых средств за календарный год лоббисты представляют в Конгресс, отчеты хранятся там в течение двух лет.

Важнейшим институтом гражданского общество в США являются средства массовой информации. В США функционируют 75 тыс. телепрограмм, более 11 тыс. периодических изданий, причем ни государственных, ни партийных телекомпаний и периодических изданий в США не существует. Политическая информация вовлекает широкие массы в решение государственных и общественных дел, формулирует социально значимые ориентиры для власти. Деятельность средств массовой информации регулируются Законом по коммуникации (1934 г.), Законом о свободе информации (1974 г.), судебными прецедентами.

Наконец, систему политического представительства интересов в США венчают две федеральные партии: 1) демократическая партия, созданная в 1828 г. и придерживающаяся либеральной идеологии; 2) республиканская партия, основанная в 1854 г. и опирающаяся на консервативные ценности. Политические партии призваны формулировать общественную волю, выражать потребности общества и в случае прихода к власти реализовывать их в политическом курсе. Механизм двухпартийной американской системы " правящая партия — оппозиция" основан на принципе политической конкуренции, позволяющей оппозиционной партии: а) систематически критиковать деятельность правительства; б) контролировать действия властей с точки зрения их соответствия Конституции и предвыборным обещаниям; в) предлагать альтернативные решения возникающих проблем; г) сменить действующее правительство на следующих выборах. Следовательно, правящая партия, как и оппозиция, должны руководствоваться интересами общества и стремиться улучшить существующий политический порядок.

Гражданское общество в США создало специфический вид режима для управления современным государством — полиархия. Этот режим можно рассматривать как сложную систему принятия решений по общественным вопросам с участием институтов и ассоциаций гражданского общества, осуществляющих контроль над элитами и препятствующую установлению авторитарного правления, концентрации власти и ресурсов в руках какого-либо органа государства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой