Специфика формирования доступности платных потребительских услуг1
Министерство спорта РФ как соисполнитель программы «Доступная среда» участвует в составлении методических рекомендаций по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг спортсменам-инвалидам, инвалидам-зрителям и другим маломобильным группам населения к спортивным мероприятиям с учетом особых потребностей инвалидов, в разработке и реализации мер поддержки учреждений… Читать ещё >
Специфика формирования доступности платных потребительских услуг1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В ходе первого этапа анализ рыночных возможностей должен быть согласован с анализом доступности услуг потребителям, поскольку от этого зависит реализация стратегии маркетинга.
Научно-технический прогресс и коммерциализация сферы услуг вносят серьезные изменения в ее функционирование. Дорогостоящие современные техника, оборудование, технологии, все шире применяемые в строительстве и оснащении объектов указанной сферы, не только требуют привлечения значительных финансовых и иных ресурсов, но и определяют необходимость разработки маркетинговой стратегии обеспечения конкурентоспособности и доступности услуг.
Проблема доступности услуг в различных отраслях и видах деятельности сферы услуг рассматривается по-разному. Так, исследования относительно доступности медицинской помощи осуществляются в рамках двух основных методологических подходов2:
- — поведенческого, анализирующего влияние демографических, социальных характеристик населения, ценностных оценок здоровья и потребности в медицинских услугах, а также наличия медицинских учреждений по месту жительства;
- — контекстуального (организационного), исследующего влияние макроэкономических факторов, в том числе состояния экономики в целом и конкретной ее отрасли в частности, ценностных ориентаций потребителей, определяющих выбор приоритетов развития (в данном примере, касающемся здравоохранения, — системы предоставления услуг, организации на региональном уровне и на уровне учреждения здравоохранения).
Доступность социальных услуг в сферах образования и культуры исследуется на основе изучения управленческих аспектов реорганизации сетей массового обслуживания независимо от доходов и места жительства граждан3. Оценивалось влияние на устойчивость функционирования сетей таких параметров, как ценность (приобретаемая выгода) услуги для потребителя, цена (затраты государства и потребителя) за Использована статья Восколович Н. А. Специфика формирования доступности платных потребительских услуг. — М.: Вести. Моек, ун-та. сер. 6. Экономика, 2012, № 3. С. 3−11.
См.: Панова Л. Доступность первичной медицинской помоши в оценках петербуржцев И Русский народный сервер против наркотиков. 1998;2010. URL: http://www. narcom/ru (дата обращения: 12.11.2010).
Концепция и механизмы обеспечения доступности социальных услуг (сферы — образование, культура) // НИУ ВШЭ: сайт. 2008. URL: http://www.hse.ru/org/projects/ 16 973 117 (дата обращения: 17.02.2010).
оказание услуги, издержки потребления услуги (прямые — в виде оплаты доступа, косвенные — как затраты времени на получение услуги), затраты учреждения на производство услуги. Вместе с тем анализировалась дифференциация социальных групп населения в зависимости от доступности услуг и последствия возникающей дискриминации.
Доступность товаров и услуг организаций коммунального комплекса определяется в двух аспектах — как доступность приобретения, отражающая физическую доступность благ для потребителей, и как экономическая доступность, характеризующая соответствие платежеспособного спроса потребителей стоимости товаров и услуг1. В соответствии с этим доступность товаров и услуг коммунальных организаций оценивается по нескольким признакам: по виду (физическая и экономическая доступность), предмету оценки (уровень комфорта, бесперебойность и качество обслуживания и т. п.), сфере деятельности, периоду оценки (текущий, долгосрочный, прогнозный).
В области физкультуры и спорта проблема доступности услуг рассматривается относительно создания условий для безбарьерного доступа к спортивным объектам и сооружениям инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечения возможностей физического доступа путем использования современных технических средств и технологий. Реализация данного направления применительно к конкретной группе потребителей в российской сфере спорта достигается посредством участия в государственной программе «Доступная среда», рассчитанной на 2011;2015 гг.
Доступная среда — это совокупность условий и требований к создаваемой человеком окружающей городской (архитектурный дизайн, транспортная и инженерная инфраструктура) и информационной среде, позволяющая беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию3.
Доступная среда, согласно положениям Конвенции ООН о правах инвалидов и Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, понимается как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные в целях устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Из этого следует, что доступность среды обусловлена возможностями ее использования соответствующей группой населения.
Методические рекомендации по разработке критериев и оценке доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. — М., 2009. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175 «О государственной программе «Доступная среда» на 2011;2015 годы* // Интернетпортал Правительства Российской Федерации. URL: 1Шр://правительство.рф/gov/ results/14 607/ (дата обращения: 15.04.2010).
В Российской Федерации требования по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры определены рядом федеральных законов и нормативно-правовых положений1.
В России проживает около 13 млн инвалидов, что составляет примерно 9% от общей численности населения страны.
О готовности Российской Федерации к решению проблемы создания доступной среды для нормальной жизнедеятельности инвалидов свидетельствует подписанная ею в 2008 г. Конвенция ООН о правах инвалидов (далее — Конвенция)2. Положения Конвенции требуют от подписавших се участников реализации мер по предоставлению инвалидам равного с другими гражданами доступа к физическому повседневному окружению (т.е. физические объекты, здания, сооружения, транспорт, услуги информации и связи и т. п.), а также к другим объектам и услугам, предназначенным для населения.
Цели программы «Доступная среда» заключаются в формировании к 2016 г. условий для беспрепятственного доступа к основным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также в устранении социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся таковыми*.
Министерство спорта РФ как соисполнитель программы «Доступная среда» участвует в составлении методических рекомендаций по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг спортсменам-инвалидам, инвалидам-зрителям и другим маломобильным группам населения к спортивным мероприятиям с учетом особых потребностей инвалидов, в разработке и реализации мер поддержки учреждений спортивной направленности по адаптивной физкультуре и спорту в субъектах РФ, в подготовке специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ*> // Российская газета: сайт. 1995. 24 ноября. URL: http:// www.rg.ru/1995/ll/24/invalidy-dok.html (дата обращения: 12.05. 2010); Федеральный закон Российской Федерации от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Российская газета: сайт. 1995. 4 августа. URL: http://www.rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html (дата обращения: 12.05.2010).
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 // Организация Объединенных Наций: сайт. URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 18.11.2009). Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175 «О государственной программе „Доступная среда“ на 2011;2015 годы» // Интернетпортал Правительства Российской Федерации. URL: Ьир://правитсльство.рф/gov/ results/14 607/ (дата обращения: 15.04.2010).
Целевые индикаторы программы «Доступная среда» относительно сферы спорта можно условно разделить на три группы (табл. 5):
- — индикаторы потребления спортивных услуг;
- — индикаторы наличия инфраструктуры;
- — индикаторы получателей субсидий.
Целевые индикаторы государственной программы РФ «Доступная среда «на 2011—2015 гг.
Таблица 5
Индикаторы потребления спортивных услуг. | Индикаторы наличия инфраструктуры. | Индикаторы получателей субсидий. |
Доля инвалидов в их обшей численности:
|
| Доля субъектов РФ, имеющих карты доступности спортивных объектов и услуг, в их общей численности. |
Составлено автором по материалам программы «Доступная среда».
Ресурсное обеспечение выполнения программы «Доступная среда» базируется на многоканальной основе, в том числе используются субсидии, выделенные из федерального бюджета.
Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку учреждений спортивной направленности по адаптивной физкультуре и спорту предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитных обязательств на основе соглашения, заключенного между Минспортом России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ1. Субсидия предоставляется с учетом:
- — бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения соответствующего целевого расходного обязательства в бюджете субъекта РФ, соглашения, содержащего сведения о целевом назначении субсидии и ее размере;
- — перечня учреждений спортивной направленности с пообъектным распределением бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
- — значения целевого показателя эффективности использования субсидии (доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов-спортсменов в общей численности этой категории населения);
- — обязательства субъекта РФ о предоставлении отчетов о расходах, достигнутом значении целевого показателя в установленные сроки, а также о порядке контроля и ответственности сторон.
Размер софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидии определяется с учетом:
- — уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ на текущий год;
- — стоимости оборудования, инвентаря, экипировки, компьютерной техники, транспортных средств, приобретаемых для оснащения учреждений спортивной направленности;
- — количества учреждений спорта на территории субъекта РФ, количества субъектов РФ — получателей субсидий;
- — общего размера субсидии и др.
Оценка эффективности реализации программы «Доступная среда» по целям (задачам) определяется как процентное соотношение фактически достигнутого показателя (индикатора) к его целевому значе;
Приложение № 7 к государственной программе «Доступная среда» на 2011;2015 годы // Интернет-портал Правительства Российской Федерации. URL: http://npaвительство.рф/gov/results/14 607 (дата обращения: 15.04.2010).
нию1. При этом за пределами анализа остаются затраты на ресурсное обеспечение, дифференциация показателей по различным видам спортивных объектов, видам спорта и т. п.
Несовершенство законодательства в сфере создания доступной среды для инвалидов обусловлено несогласованностью нормативно-правовых положений субъектов Российской Федерации с общегосударственным, международным законодательством. Разноречивость действующих федеральных, региональных и муниципальных целевых программ по формированию доступной среды для людей с ограниченными возможностями, различия в их ресурсном обеспечении и подходах к оценке результативности выполнения также вносят значительный диссонанс в решение проблемы.
Представляется целесообразным расширить осуществляемые пилотные проекты в плане охвата как объектов и сооружений сферы услуг, так и контингента потребителей услуг, поскольку равный доступ должен быть обеспечен всем категориям потребителей.
Основные факторы доступности платных потребительских услуг населению можно разбить на шесть групп — половозрастные, физиологические, информационные, инфраструктурные, транспортные и стоимостные (табл. 6).
Таблица 6
Факторы доступности платных потребительских услуг населению.
Половозрастные. | Физиологические. | Инфраструктурные. | Информационные. | Транспортные. | Стоимостные. |
Показатели. | |||||
В общем числе потребителей:
| 1. Доля лиц с ограниченными физическими возможностями. |
|
в Интернете. |
|
|
Приложение N? 9 к государственной программе «Доступная среда» на 2011;2015.
годы // Интернет-портал Правительства Российской Федерации. RUL: http://npa;
вительство.рф/gov/results/14 607 (дата обращения: 15.04.2010).
С учетом основных групп факторов можно выделить три критерия доступности платных потребительских услуг:
- — социальный (поведенческий), определяющий ценностные оценки погребности населения в услугах;
- — физический, характеризующий доступность материальных объектов сферы услуг для потребителей (доступность инфраструктуры спорта, влияние транспортных факторов и т. п.);
- — экономический, обусловливающий соответствие платежеспособному спросу потребителей стоимости услуг, а также капитальные затраты государства, муниципальных органов и других собственников.
Для определения реальной доступности платных потребительских услуг населению относительно регионов необходим дополнительный анализ с учетом трех предлагаемых критериев социальной, физической и экономической доступности, для чего требуется проведение дополнительных выборочных и сплошных обследований.
Формирование сети объектов и сооружений сферы услуг должно базироваться на принципах специализации, типизации и рационального размещения, как, например, это осуществляется в розничной торговой сети.
Рациональное размещение сервисных объектов должно учитывать высокую эффективность капитальных вложений, создавать комфорт для потребителей (например, близость размещения к месту жительства, работы, учебы, транспортная доступность, свобода потребительского выбора по комплексности, качеству, стоимости услуг), а также вписываться в градостроительную инфраструктуру.
По аналогии с розничной торговой сетью целесообразно использовать принципы равномерного и ступенчатого размещения объектов потребительского назначения.
Равномерность предполагает их размещение по всей территории с учетом плотности населения и максимального охвата населенных пунктов. Смысл равномерности размещения заключается в обеспечении доступности услуг для массового потребителя при сохранении традиций и предпочтений местного характера.
Ступенчатость размещения должна быть ориентирована на создание комплексности обслуживания, достигаемой путем сочетания объектов и сооружений различной сложности и технологичности.