Функции культуры и ее структура
Среди них следует различать ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Данные ценности в рамках той или иной культуры представляют собой не произвольную комбинацию, набор, сумму. Они существуют прежде всего как целостность, система. Каждая система ценностей имеет как бы одно основание. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные… Читать ещё >
Функции культуры и ее структура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основными элементами структуры культуры являются язык, знания и убеждения, ценности, идеология и др. В социологии культуры особое место отводится языку. Многие виды культуры невербальны — скульптура, живопись, танцы н т.д. Однако все элементы культуры можно выразить через понятийнологический аппарат, т. е. язык.
Язык — явление социальное, его можно определить как систему коммуникации, действующую при помощи звуков и символов. Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.
Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют его элементы по-своему, индивидуально. А то, что более значимо в восприятии мира, человек путем понятийного упорядочивания более точно и подробно структурирует посредством языка. Понятия, символы выступают в общении людей в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи знания (информации) о них. Как социальное явление язык передается от поколения к поколению непосредственно и (или) через систему образовательных учреждений. Общность языка способствует групповой идентификации и самоидентификации. Но, самое главное, язык играет важную роль ретранслятора культуры. Ведь культура распространяется и жестом, обрядом, мимикой, танцем и т. п. В вещах, предметах и иных формах доносят до современности строй мысли, свои умения, навыки ушедшие поколения. Но с наиболее емкой, доступной, точной передачей культуры, каким есть язык, вряд ли во всех случаях может что-нибудь сравниться, состязаться.
Важными элементами культуры являются убеждения и знания. Именно в них содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения. Убеждение — определенное духовное состояние, свойство, это чувственное переживание знания как личностно значимого, достоверного.
Убеждение — это элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. Высшая (абсолютная) степень убеждённости, у многих олицетворяет вера (уверенность).
В отличие от внушения, убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде.
Любые убеждения в свою структуру включают определенные сведения, информацию (которая может быть научной или обыденной) о данном явлении, о существе норм, принципов поведения, т. е. знания. Убеждения, связанные с объектами природы, содержат информацию о природных процессах в виде представлений о физической картине мира, естественнонаучные, технические знания, технологии, соответствующую информацию о способах действий, приемах и т. д.
Убеждения, связанные с социальными объектами, несут этнические, экономические, политические знания; представления о традициях, обычаях, ритуалах, эталонах поведения; сведения о том, что считается в рамках данной культуры желательным или нежелательным, справедливым или несправедливым и т. д.
Накопление знаний и формирование убеждений тесно связаны с такими элементами культуры как привычки, манеры, обычаи, традиции, обряды. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычка — это установившаяся схема, стереотип поведения в определенных ситуациях.
Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а особый культурный комплекс манер называется этикетом. Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.
В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи — неписаные правила поведения.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции — это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.
Ритуал (обряд) — это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Ритуалы не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила обряда — в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.
Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, предписываемых религиозной традицией, составляет специфический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать определение и описание человеческой реальности.
Поведение людей в обществе определяется их ориентацией на определенные ценности. Ценности — определяющий элемент культуры. Они обеспечивают целостность социальной системы через своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает все полезное и значимое в обществе. Они отражают социокультурные интересы к природным и общественным явлениям, способным удовлетворять потребности общества, группы и индивида. Ценности следует рассматривать как стандарты, образцы социального поведения. Таким образом, социальные ценности — это общепризнанные поведенческие стандарты в обществе или социальной группе; обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры.
Для нас интерес представляют преимущественно ценности, выступающие регуляторами взаимодействия людей в обществе, т. е. социальные ценности.
Среди них следует различать ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Данные ценности в рамках той или иной культуры представляют собой не произвольную комбинацию, набор, сумму. Они существуют прежде всего как целостность, система. Каждая система ценностей имеет как бы одно основание. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в предельно личностно значимой, адресованной к самому человеку форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье. Нравственные ценности, пронизывая всю систему ценностей, апеллируют к свободному выбору человека, подкреплены внутриличностными, наиболее глубокими формами контроля (совесть, стыд, покаяние и т. д.).
Мир ценностей существует в разных видах. Когда мы рассматривали убеждения, то отмечали, что в качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, основанные на теоретическом или обыденном уровне. Соответственно ценности могут быть описаны, интерпретированы, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств. В первом случае мы имеем дело с идеологией; во втором — с обычаями, традициями, ритуалами, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.
Идеология — достаточно сложное и многомерное образование. Она может выступать как в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, так и в виде идеологии класса, социальной группы, сословия.
Идеология любого социального субъекта имеет как бы несколько уровней. Первый — базисный, общечеловеческий, в котором находят свое идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности. Эта система идеологических взглядов, принципов должна быть в культуре каждого социального субъекта.
Общечеловеческие (общенародные, общенациональные) ценности, которые фиксируются в Конституции конкретного государства, представляют второй уровень идеологии социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада.
Третий уровень идеологии, выражая специфические социально-групповые классовые интересы, обосновывает желательные для данного класса формы социального устройства общества. Классовые, групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет их ценности.
Таким образом, можно дать еще одно определение культуры, но уже не как подсистемы общества, а как процесса. Культура — это процесс творчества, усовершенствования ценностей, смыслов, образцов действий индивидов и прежде всего процесс их воспитания, а также процесс исполнения ритуалов, почитания его результатов и достижений. Культура, таким образом, есть единство новации и традиции.
Функционирование культуры как социального явления представляет собой переплетение двух противоречивых тенденций: тенденции к сохранению устойчивости, преемственности тенденции к развитию, модернизации, изменениям.
Культура обладает рядом функций: познавательной, эвристической, передачей социального наследия, регулятивноаксиологической, ценностной и др.
Познавательно-эвристическая функция. Значение материальной и духовной культуры той или иной эпохи дает возможность адекватно судить о степени познания природы и общества. Культура дает не только целостную картину мира при помощи всех форм общественного сознания, но и способствует осуществлению эвристических целей человека. Это значит, что культура дает возможности для поиска наиболее эффективных форм усиления власти человека по отношению к окружающему миру.
Функции передачи социального наследия. Наряду с генетической программой развитие человека осуществляется путем усвоения социального опыта предшествующих поколений. Это становится возможным благодаря культуре, выступающей формой сохранения, социальной трансляции, применения и совершенствования человеческого опыта.
Регулятивно — аксиологическая, ценностная функция. Культура с позиций этой функции выступает как система общественных норм и ценностей в сфере межличностных отношений.
Ценности — основной системообразующий элемент культуры. Регулятивная функция культуры поддерживается общественным мнением, моралью, правом. Культурность выступает оценочным понятием, определяющим соответствие личности социальным нормам и идеалам. Культура регулирует повседневное поведение человека во всех основных сферах социальной жизни. Без регулятивной функции культуры общество вообще не могло бы существовать. В реальной жизни функции культуры взаимодействуют и переплетаются, обогащая и дополняя друг друга.
Интегративная и дезинтегративная функция культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества, чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает' людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.
Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется прежде всего ее приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Реализуя эти и другие функции, культура выступает как важнейший фактор социальных изменений в обществе и самого общества.