Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метатеоретические процедуры в современном религиоведении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку задача комплексного анализа общенаучных характеристик религиоведения является чрезвычайно масштабной и едва ли достижимой на современном этапе развития религиоведения, представляется продуктивным сузить ее исследованием метатеоретических процедур в одной из религиоведческих дисциплин, а именно феноменологии религии. В соответствии с основной схемой метатеоретического анализа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема метатеории в современном религиоведении
    • 1. 1. Историография метатеории религиоведения
    • 1. 2. Метатеория как область научного знания
    • I. 3 Предметное поле метатеории религиоведения
  • Глава II. Метатеоретическая проблематика в феноменологии религии
    • II. 1. Проблема дисциплинарного самоопределения феноменологии религии
    • 11. 2. Метатеоретические аспекты развития феноменологии религии
    • 11. 3. Неофеноменология как метатеоретический проект
  • Глава III. Рецепция до-классической феноменологии в неофеноменологии религии
    • III. 1. До-классическая феноменология религии как морфология истории
    • 111. 2. До-классическая феноменология в контексте науки XIX в
    • 111. 3. Проблематика до-классической феноменологии в контексте неофеноменологии

Метатеоретические процедуры в современном религиоведении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современное религиоведение обнаруживает ряд черт, которые позволяют говорить о радикально новом этапе его развития. Прежде всего, это повышение статуса теоретических исследований, в рамках которых осуществляется внутри-научная рефлексия по поводу оснований и особенностей данной области знания.

Становится все более распространенным убеждение, согласно которому i «именно строгость исследовательского аппарата определяет успешность и эффективность религиоведческих описаний и объяснений. С одной стороны, это должно приводить к введению в традиционный контекст науки о религии концепций и категорий философии науки и общей эпистемологии. С другой стороны, это должно сказывать на общем1 уровне внутри-научных исследований, предпринимаемых религиоведами, и носящих, как правило, историографический характер.

Очевидно, что объединение указанных тенденций позволяет произвести комплексный анализ элементов эпистемологии, присущих религиоведческому дискурсу, сопоставить его с типологически близкими предметными областями и выявить их специфику. Тем не менее, в современном состоянии религиоведения включение в его контекст исследовательских стратегий, выработанных в философии науки, оказывается затрудненным. Вероятно, остается справедливым замечание одного из виднейших представителей датского религиоведения Дж. С. 0.

Иенсена, утверждавшего, что «одним из следствий академической маргинализации исследований религии является то, что они редко привлекают внимание представителей других областей, таких как философия науки или критический анализ [знания]"1.

Исследование эпистемологических особенностей религиоведческого дискурса фактически может осуществляться в.

1 Jemen J.S. Rationality and the Study of Religion: Introduction // Rationality and the Study of Religion. Aarhus, 1997. P. 13 нескольких направлениях. Одним из подходов является последовательное выявление присущих науки о религии структурных черт, на основе методов анализа знания, сложившихся к настоящему моменту в философии науки. Несмотря на значительные преимущества, которые обещает применение этого подхода, остается неочевидной степень соответствия уровней современного религиоведения и эпистемологических разработок философии науки, в связи с чем достоверность результатов применения этого подхода едва ли поддается верификации. Другим направлением является систематизация стратегий внутри-научной рефлексии, а также присущих им существенных черт. Наконец, третий метод предполагает синтез указанных подходов в процессе анализа фундаментальных для истории религиоведения идей на базе принципов исследования научной рациональности.

Исследования оснований, теоретических установлений и методологических принципов какой-либо науки традиционно образуют область ее метатеории, в которой результаты внутри-научной рефлексии систематизируются и содержательно интерпретируются, а также сопоставляются с общими принципами рациональности, выработанными в философии науки. Именно этот подход к анализу знания представляет наибольший интерес. Необходимость изучения теоретических и методологических особенностей религиоведения как самостоятельной области знания неоднократно отмечалась в публикациях последнего времени. Тем не менее, как показывают обзоры предпринимавшихся проектов, методика такого исследования до сих пор не является ни общепринятой, ни общепризнанной. Однако к настоящему времени сформулированы некоторые общие принципы, которые и становятся предметом настоящей диссертации.

Одним из таких принципов является сформулированное Э. Шарпом подразделение методологии религиоведения как самостоятельной области исследований на историю и теорию. Границы между этими разделами регулярно нарушаются, что позволяет исследовать общенаучные принципы организации знания, выявленные в философии науки, не утрачивая при этом своеобразия конкретной научной дисциплины. Фундаментальной предпосылкой формулировки метатеории служит стремление к формализации элементов понятийного аппарата, обусловливающей внутреннюю непротиворечивость системы базовых категорий, которая, в свою очередь, определяет исходный эпистемологический топос науки и выступает критерием ее структурной организации. История религиоведения, как институциализированная форма рефлексии религиоведа, оказывается методологией, которая, в свою очередь, неизбежно приобретает черты метатеории.

В полной мере это относится к процессу развития феноменологии религии, фундаментальная роль которой в истории религиоведения бесспорнаименно феноменология религии оказывается сегодня той областью религиоведения, в которой зачастую разрешаются вопросы метатеоретического характера. Одной из причин такого положения дел является интенсивность ее развития, выражающаяся в постоянной формулировке новых проектов. Как правило, в этом процессе обновляется концептуальный и категориальный аппарат феноменологии, однако, что еще важнее, осуществляется сущностная реинтерпретация достигнутых ранее результатов. Показательно, что основатели неофеноменологии (Ж. Ваарденбург, Н. Смарт, М. Пай) рассматривают свои проекты во многом как возвращение к до-классическому этапу и ревитализацию свойственных ей теоретико-методологических оснований. Такое внутри-дисциплинарное «прочтение» возврата к классикам способствует прояснению метатеоретических аспектов как феноменологии религии в частности, так и религиоведения в целом, что дает возможность строгого и комплексного анализа способов организации религиоведческого знания. .

Итак, исследование метатеоретических процедур, благодаря которым осуществляется организация знания и его интерпретация обладает несомненной актуальностью. Она проявляется, помимо всего прочего, в возможности методологических разработок, позволяющих наиболее полно и детализировано представить наши знания о религии, выявить их социальные, идеологические и исторические предпосылки, зачастую не поддающиеся непосредственному наблюдению. Осознанием того, что представление религии в научном сознании напрямую зависит от аппарата ее исследования, иллюстрируется все более последовательным отказом от универсалистких толкований религии, что позволяет говорить о постепенном преобразовании самого понятия «религия» из элемента языка-объекта в термин метаязыка.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступают способы внутри-научной религиоведческой рефлексии и их соотнесение с методами интерпретации научного знания, сформировавшимися настоящему моменту в философии науки.

Предмет исследования — содержательная интерпретация процедур анализа религиоведческого знания, представленных в текстах основателей неофеноменологии религии, а также ее эпистемологические и философские характеристики.

Цель и задачи исследования

Цель данного исследования состоит в последовательном выявлении и анализе специфических особенностей организации знания, свойственных религиоведению, в целом, и феноменологии религии, в частностисистематизации основных способов этой организации, представленных в ключевых для неофеноменологии религии концепцияхих интерпретация в контексте философии науки и эпистемологии.

Ориентация на достижение цели диссертации требует решения следующих исследовательских задач:

— определение специфики методологических проблем современного религиоведении;

— обоснование проекта метатеории религиоведения как области, в которой возможно наиболее продуктивное разрешение вопросов теоретико-методологического характера;

— анализ основных метатеоретических стратегий в истории феноменологии религии;

— системное исследование категориального аппарата до-классической феноменологии религии;

— исследование рецепции категориального аппарата до-классической феноменологии религии в неофеноменологии;

Степень разработанности проблемы и теоретические предпосылки исследования.

Литература

по вопросам методологии религиоведения обширна. Так, существует несколько периодических изданий, в которых указанной проблематике отводится решающее место (Method and Theory in the Study of Religion, Numen), сборников и монографий. Однако к теме диссертационного исследования имеют отношение в первую очередь исследования, в которых осуществляются попытки представить целостную систему анализа религиоведческого знания, причем не только в аспекте его исторического развития, но и в связи с общими вопросами эпистемологии и философии науки. Несмотря на значительные различия в решении конкретных вопросов, они объединены принципиально важным подходом к религиоведению как самостоятельной области знания. Так, целостность религиоведения и его историческое развитие стали предметом исследований И. Н. Яблокова, А. Н. Красникова, М. Г. Писманика, Ф. Г. Овсиенко, Е. С. Элбакян, А. П. Романовой, Е. И. Аринина, JI. Н. Митрохина, А. А. Радугина. Однако.

2 Аринин С И. Философия религии Принципы сущностного анализа. Архангельск, 1998; Добренькое В.

И, Радугин Л А. Методологические вопросы исследования религии. M., 1989; Митрохин Л. Н.

Философия религии: опыт истолкования Марксова наследия. М., 1993; Митрохин Л. Н. Религия и культура (философские очерки). M., 2000, Типсина А. Н. Философия религии К. Ясперса (Критический анализ). Л., 1982; Tuncuna А. Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л, 1990; Угринович Д М. Философские проблемы критики религии. M., 1965; Яблоков И. Н Основы теоретического религиоведения. М, 1994; Красников А. Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск, 2004; Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007. Романова А. П. Проблема религиозного комплекса в современно религиоведении. Астрахань, 2000, Писманик М. Г. 7 поскольку религиоведение является комплексной наукой и междисциплинарной областью знания, отдельные его разделы становились предметом специального внимания. Так, следует назвать труды И. Н. Яблокова, В. И. Гараджи, М. Ю. Смирнова и Д. М. Угриновича, о посвященные теоретическим аспектам социологии религии, М. А. Поповой, М. А. Руткевича, Е. В. Рязановой, Е. А. Торчинова, Д. М. Угриновича по проблемам психологии религии4, А. Н. Красникова и А.П. Забияко5 по методологическим проблемам истории религии. Феноменология религии стала привлекать внимание отечественных исследователей относительно недавно, однако ее отдельные принципы получили освещение в трудах А. П. Забияко, М. А. Пылаева, Ю. А. Кимелева, Т. Г. Человенко, В. В. Винокурова, О. К. Михельсон, М. М. Шахнович6.

Среди работ зарубежных исследователей, обращавшихся* к вопросам теории и метода религиоведения, следует, прежде всего, назватьДж. С. Йенсена, И. Стренски, У. Кинг, Л. Мартина, Р. Бэирда, Б. Сэлера, Р.

Религиоведческие размышления // Религиоведение. 3.2006. С. 189−199- Овсиснко Ф. Г. Сферы изысканий религиоведения и теологии и специфика постижения ими рассматриваемых объектов // Религиоведение.2. 116−130- Элбакян Е. С. Религиоведение и теология: к проблеме демаркации объектов исследования // Религиоведение. 1.2001 .С.110−116.

3 См.: Гараджа В. И. Социология религии. М., 2005; УгриновичД. М.

Введение

в религиоведение. М., 1985; Яблоков И. Н. Методологические проблемы социологии религии. М., 1972; Яблоко в II. Н. Социология религии. М., 1979; Смирнов М. Ю. Очерки истории отечественной социологии религии. СПб., 2008.

4 Попова М А. Критика психологической апологии религии. (Современная американская психология религии). М., 1972; Попова М. А. Фрейдизм и религия. М., 1985; Руткевич А. М Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. М., 1997; Его же вступительные статьи к работам: Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991; Рязанова Е. В Психология религии // Введение в общее религиоведение. М., 2001. С. 306−393- Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1997; УгриновичД. М. Психология религии. М., 1986.

5 Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007. С. 68−149- Забияко А. П., Трофимова 3. П. Методологические принципы исследований в истории религии // Введение в общее религиоведение. С. 454−487.

6 Забияко А. П. Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. М., 1998; Пылаев М. А. Феноменология религии Рудольфа Otto. М., 2000; Пылаев М. А. Модели «священного» в классической феноменологии религии // Религиоведение. 1. 2003. С. 63−73- Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. M., 1989; Ч&ювеико Т. Г. Актуальные проблемы феноменологического анализа религиозных явлений. Орел, 2006; Шахнович М. М. Сравнительный метод в феноменологическом религиоведении // Компаративистика. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2001. С. 92−103- Шахнович М. М. Феноменологическое религиоведение: между теологией и «наукой о религии» // Вестник СПб университета. 2001. Сер. 6. Вып. 4 (№ 30). С. 3−12- Михельсон O.K. История религий и новый гуманизм M. Элиаде // Религиоведение.4.2002. С. 52−71.

МакКатчена, К. Рудольфа, Дж. Смита, Р. Паммера7. Систематическое освещение эпистемологических вопросов религиоведения представлено в трудах Э. Шарпа и Ц. Понятовского, впервые сформулировавшего о понятие «метатеории религиоведения». Именно разработки названных исследователей составляют необходимый базис диссертационного исследования.

Отдельные вопросы феноменологии религии освещались в трудах наиболее видных представителей этой традиции (К. Тиле, Н. Зёдерблома, М. Шелера, Фр. Хайлера, Р. Отто, Г. ван дер Леува, Ю. Блеекера, В. Кристенсена, М. Элиаде, Р. Петтацони, Дж. Китагавы, И. Ваха, Г. Виденгрена, К. Гольдаммера), а также их интерпретаторов (У. Бианки, Д. Алена, О. Хульткранца, Р. Паммера, К. Рудольфа, Т. Рибы, А. Молендайка, Вербловски, М. Момена)9. Радикальная по духу интерпретация оснований феноменологии религии представлена в работах основателей неофеноменологии религии (Ж. Ваарденбурга, Н. Смарта, М. Пая)10-.

7 Jensen J.S. The Study of Religion in a New Key. Theoretical and Philosophical Soundings in the Comparative and General Study of Religion. Aarhus, 2003; Strensky I. Thinking about Religion. An Historical Introduction to Theories of Religion. Blackwell, 2006; King U. Is There a Future for Religious Studies as We Know It? Some Postmodern, Feminist, and Spiritual Challenges // Journal of the American Academy of Religion. 70(2).2002. P. 365−388- Baird R. Category Formation and the History of Religion. The Hague: Mouton, 1971; Martin L. Rationalism and Relativity in History of Religions Research // Rationality and the Study of Religion. Aarhus, 1997; Saler B. Conceptualizing Religion: Immanent Anthropologists, Transcendent Natives, and Unbounded Categories. Leiden, 1993; McCutcheon R.T. The Common Ground On Which Students of Religion Meet: Methodology and Theory Within the IAHR // Marburg Journal of Religion. 1(2) 1996; Rudolph K. Geschichte und Probleme der Religionswissenschaft. Leiden, 1992; Smith J.S. Imaging Religion. From Babylon to Jonestown. Chicago, 1982; Pummer R. Religionswissenschaft or Religiology? //Numen. — 1972. — 19. — P. 91 127.

8 Sharpe E. Study of Religion: Methodological Issues // The Encyclopedia of Religion / Ed. in chif Eliade M. -New York-London: Macmillan Publishing Company, 1987. — Vol. 14. — P. 83−88- Poniatowski Z. Wstep do religioznawstwa. Warsawa, 1962.

9 Bianchi U. Modern Problems of Methodology and Interpretation // The History of Religions. Leiden, 1975. P. 163−200- Allen D. Phenomenology of Religion // The Encyclopedia of Religion / Ed. in chief Jones L. 2ed ed. New York-London, 2005 — Vol. 10. P. 7086−7087- Hultkrantz A. An Ecological Approach to Religion // Ethnos. 31.1966. P.131−150- Pummer R. Recent Publications on the Methodology of the Science of Religion // Numen.22. 1975. P. 161−182- Rudolph K. Ideologiekritik und Religionswissenschaft // Current Progress in the Methodology of the Science of Religion. Warsaw, 1984; Ryba T. The Essence of Phenomenology and its Meaning for the Scientific Study of Religion. Toronto, 1991; Molendijk A.L. Religious Development: C.P. Tiele’s Paradigm of the Science of Religion // Numen.51.2004. P. 321−351 $ IVerblowsky RJ.Z. Marburg — and After? // Numen.7.1960. P. 215−220- Momen M. The Phenomenon of Religion: A Thematic Approach. Oxford, 1999.

10 Waardenburg J. Reflections on the Study of Religion. — The Hague: Mouton, 1978; Waardenburg J. Religionen und Religion: Systematische Einfuhrung in die Religionswissenschaft. Berlin-N.-Y., 1986; Smart N. The Phenomenon of Religion. London, 1973; Pye M. Comparative Religion: Introduction through Source Materials. N.-Y., 1972.

Отдельные методологические вопросы анализа научного знания, принципы которого применяются в исследовании, разработаны представителями философии науки (К. Хюбнером, Н. Мулудом, К. Поппером, П. Фейерабендом, И. Лакатосом, В. Г. Щедровицким, B.C. Степиным, В: Н. Садовским) и логики (А. Тарским, К. Айдукевичем, У.В. О. Куйаном, Е. Д. Смирновой, В.А. Смирновым)11.

Методы исследования. Диссертационное исследование выполнялось в междисциплинарном теоретическом пространстве, которое образуется взаимодействием методов религиоведения, философии науки, эпистемологии. В связи с этим при выполнении работы использованы как универсально-обобщающие, так и специализированные методы научного исследования. В исторической части исследования реализован функционально-морфологический метод анализа знания, позволяющий как выделить элементарные составляющие научного метода, так и соотнести их с контекстом науки исследуемого периода. Применен целостный философско-эпистемологический анализ современных историографических исследований в их обращении к традиционным эпистемам гуманитарного знания. Формально-логический анализ дополнялся методом исторической герменевтики, что позволяло полноценно соотносить личностный и коллективный уровни знания в рассматриваемых концепциях.

Научная новизна результатов исследования заключается в комплексном анализе и последовательном выявлении специфических особенностей организации религиоведческого знания на материале конкретной дисциплины научного комплекса.

11 Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994; Мулуд Н. Анализ и смысл. Очерк семантических предпосылок логики и эпистемологии. М., 1979; Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002; Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986; Стетт B.C. Теоретическое знание. М. 2000; Айдукевич К. Картина мира и понятийный аппарат // Философия науки. Вып. 2. Гносеологические и логико-методологические проблемы. М., 1996; Тарский А. Понятие истины в языках дедуктивных наук // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М., 1999. С. 19−156- Тарский А. Истина и доказательство // Вопросы философии. 1972. № 8. С. 136−145- Смирнов В. А. Генетический метод построения научной теории // Философские вопросы современной формальной логики. М., 1962. С. 263 285- Смирнова Е. Д. Метод идеальных элементов и обоснование аподиктического знания // Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. М., 1996. С. 120−136.

1. Определены исторические и теоретические основания методологических проблем современного религиоведения, показано их взаимодействие внутри феноменологии религии.

2. Обоснован метатеоретический подход к анализу религиоведческого знания, состоящий в последовательном различении личностного и коллективного его уровней, систематическом анализе последнего на основании исторически сложившихся принципов научной рациональности, выделении ядерных и периферийных эпистем.

3. Показана специфика внутринаучной рефлексии в истории феноменологии религии, ее метатеоретические характеристики и особенности.

4. Проанализирован комплекс категориальных аппаратов до-классической феноменологии религии в контексте науки конца XIX в., определено содержание наиболее существенных концептов и понятий.

5. Определены основные стратегии рецепции понятийно-категориального аппарата до-классической феноменологии в неофеноменологии и выявлены границы метатеоретической интерпретации присущих неофеноменологии методов организации знания.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации, использованные в ходе исследования подходы и полученные результаты, заключающиеся, прежде всего, в осознании специфических методов организации религиоведческого знания, позволяют формализовать ряд исследовательских процедур, разработать более строгие методы анализа исследовательского аппарата и детализировать существующее в науке понимание религиоведения. В теоретическом отношении диссертация закладывает основания для анализа методологии религиоведческого комплекса в целом, путем проверки полученных результатов в близких феноменологии религии областях. Разработанные в исследовании процедуры анализа религиоведческого знания могут стать основой для проведения дальнейших исследований в области религиоведения и философии религии.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования.

В практическом отношении диссертация будет полезна студентам и аспирантам, обучающимся по религиоведческим, философским и культурологическим специальностям (направлениям). Содержание и выводы работы могут применяться в преподавании общих и специальных курсов по религиоведению, феноменологии религии, философским проблемам гуманитарного знания, философии науки. Разработанный подход может быть использован при создании специальных учебных пособий и учебно-методических комплексов по истории религиоведения, а также при составлении учебных хрестоматий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Методологические проблемы современного религиоведения вызваны существенным пересмотром сложившихся к 70-м гг. XX в. парадигм организации религиоведческого знания. К теоретическим основаниям такого пересмотра следует отнести многообразие проектов, разработанных в смежных областях гуманитарного знания, в связи с чем основное внимание стало привлекать взаимодействие религиоведческих дисциплин, что привело к ограничительному пониманию феноменологии религии.

2. Метатеоретический подход к анализу религиоведческого знания представляет собой комплексное исследование взаимодействия эпистемологических принципов, элементов теоретических систем и дисциплинарных установлений религиоведения как единой самостоятельной науки. В ходе применения указанного подхода выявляется, что продуктивный анализ систем религиоведческого знания возможен лишь при условии четкого и последовательного различения (и разделения) его личностного и коллективного уровней, благодаря выделению нормативных и теоретических элементов.

3. Специфика внутринаучной рефлексии в феноменологии религии в процессе ее развития определялась последовательным ограничением феноменологического метода, а именно, во-первых, идеальной моделью феноменологии в целом, а также присущим этой модели дисциплинарным процедурам, во-вторых, переосмыслением категории «историзм», выступавшей в качестве структурообразующей для дисциплины в целом.

4. Внутреннее единство до-классической феноменологии достигалось благодаря ее сущностной связи с историей религии, каковая наиболее полноценно представлена в различных интерпретациях морфологического метода.

5. Обращение представителей неофеноменологии религии к концепциям до-классиков феноменологии было связано с представлением о кризисе религиоведения в 70-е гг. XX в. и возможности его преодоления ревитализацией концепций начала к. Х1Х-н.ХХ вв. на базе новых принципов рациональности. Основным пунктом в рецепции до-классической феноменологии стало восприятие «самоосмысления» верующих в качестве необходимого ее основания, и именно это определило новое понимание методологии исследования религии в целом.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации представлялись автором научных публикациях, а также в ходе различных научных форумов, среди которых:

• «Бог. Человек. Мир» (2005, Санкт-Петербург, РХГИ).

• «Религиоведение как междисциплинарная наука».

С.-Петербург, СПбГУ, 2006 г.);

• «Третьи Торчиновские чтения» (С.-Петербург, СПбГУ,.

15−18 февраля 2006 г.).

• «Проблема текста в гуманитарных исследованиях.

Москва, МГУ, 16−17 июня 2006 г.).

• «Четвертые Торчиновские чтения» (С.-Петербург,.

СПбГУ, 7−10 февраля 2007 г.).

Материалы работы использовались автором при чтении студентам Русской христианской гуманитарной академии курсов «Введение в религиоведение» и «Феноменология религии».

Работа была обсуждена и получила рекомендацию к защите на расширенном заседании кафедры религиоведения Русской христианской гуманитарной академии 25 июня 2008 г.

Содержание диссертации отражено в публикациях:

1. Рахманин А. Ю. Семиотика религии как альтернативный метод религиоведения (введение в проблематику) // Философские и духовные проблемы науки и общества: междисциплинарный гуманитарный семинар. СПб, 2002. С.124−131 (0,3 п.л.).

2. Рахманин А. Ю.

Введение

в методологические проблемы семиотического исследования ритуального текста //Религиоведение.3. 2002. С.36−48 (1,1 п.л.).

3. Рахманин А. Ю. Семиозис" религии — процесс или система? (о дискуссионности одного основания семиологии религии) // Acta Eruditorum: научные сообщения РХГА. T.I. СПб.: изд. РХГА, 2005. С. 52−59 (0,4 п.л.).

4. Рахманин А. Ю. К интерпретации категории «опыт» в контексте религиоведческого исследования // Третьи Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Материалы научной конференции. С. Петербург, 15−18 февраля 2006 г. — СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2006. С.267−271 (0,3 п.л.).

5. Рахманин А. Ю. Прагматика религиозной коммуникации и герменевтика священного текста: опыт сопоставления теоретических предпосылок // Проблема текста в гуманитарных исследованиях. (0,2 п.л.).

6. Рахманин А. Ю. К интерпретации категории «историзм» в контексте религиоведческого исследования: содержательный аспект // Четвертые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока: Материалы научной конференции. С.-Петербург, 7−10 февраля 2007 г. — СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2007. С.760−766 (0,3 п.л.).

7. Рахманин А. Ю. О возможных источниках идеи морфологии в «до-классической» феноменологии религии // Религиозность в изменяющемся мире: сб. материалов I Междунар. зим. религиовед, шк., г. Волгоград, 28 янв. — 3 февр. 2008 г. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. С. 119−132 (0,7 п.л.).

8. Рахманин А. Ю. К вопросу о метатеоретическом критерии классификации определений религии // Наука и религия: перспективы диалога в современном мире: Материалы III Междунар. религиовед. Лет. Шк., пос. Соловецкий, Архангельская обл., 2−10 авг. 2008 г. / Ин-т религии и науки «Метанексус». — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. С. 29−35 (0,4 п.л.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 219 страниц,.

Заключение

.

Целью данного диссертационного исследования было не создание непротиворечивой картины современного религиоведения, к чему зачастую побуждает интенсивность и масштабность его более чем векового развития. Напротив, мы стремились к тому, чтобы на примере одной из дисциплин показать всю противоречивость и проблематичность присущего этой науке способа организации знания, а также его функционирования в истории. Систематизация ряда элементов этой организации в пространстве метатеории, задача которой состоит в комплексном анализе религиоведческого дискурса, позволяет, с одной стороны, скорректировать некоторые выводы, касающиеся его эволюции, а с другой — наметить основные стратегии внутринаучной рефлексии. Такая цель неизбежно вынуждает исследователя прибегать к содержательным интерпретациям, зачастую неочевидным в перспективе классической традиции. Однако поскольку метатеоретический анализ основывается на формализованных моделях, постольку его результаты доступны проверке и уточнению. Предложенный в диссертации метод характеризовался двумя особенностями. Во-первых, фиксировались те аспекты внутринаучной рефлексии, которые позволяли систематизировать элементы дискурса науки о религии в одном из ее исторических проявлений, а также наиболее полноценно соотнести коллективный и личностный уровни знания. Во-вторых, производилась попытка включения элементов дискурса в эпистемологическую перспективу в связи с необходимостью систематизации и уточнения полученных результатов. Эти аспекты метода невозможно понимать линейно, поскольку они взаимно дополняют и обосновывают друг друга, отчего исследование вынужденно балансировало между исторической и теоретической интерпретациями материала. Однако именно такое смещение характеризует современные методологические исследования в религиоведении.

Были получены следующие результаты:

— Интенсификация методологических исследований в современном религиоведении связана с повышением общей значимости логико-эпистемологических исследований в гуманитарных дисциплинах и регулярной формулировкой новых проектов, осмысление которых требует метатеоретической интерпретации оснований данной области знания, состоящей в структурном анализе принципов организации религиоведения как самостоятельной науки.

— Принципы организации религиоведения как научной дисциплины относятся к разнородным по существу областям коллективного и личностного типов знания, в связи с чем метатеория религиоведения должна строиться как систематическая и структурно оформленная интерпретация дисциплинарных процедур, в ходе которой исследуются нормативные, общенаучные, теоретические и аналитические установления конкретной религиоведческой теории и дисциплины.

— Критериям метатеории отвечают как способы внутринаучной рефлексии, характерные для различных этапов становления феноменологии религии, так и радикальная реорганизация последней в рамках неофеноменологии, преимущественно сосредоточенной на решении методологических вопросов в целом, что позволяло ее основателям рассматривать свои проекты как варианты преодоления кризиса классической феноменологии 60х гг., вызванного смешением элементов, относящихся к различным уровням ее организации.

— Существенным элементом такой реконструкции феноменологии стала интерпретация морфологического метода, развиваемого в концепциях представителей до-классической голландской традиции, центр которых образует ключевая для всех вариантов феноменологии религии связь феноменологии и истории, задающая логику построения категориального и понятийного аппарата данной дисциплины в целом.

— Наиболее ярким примером метатеоретических процедур стала реинтерпретация категориального аппарата до-классической феноменологии неофеноменологами, в которой основное значение придавалось принципу целостности религиоведческого знания на основе категорий «жизненного мира», в которых концептуализируется «самоосмысление» верующих, что заложило предпосылки нового понимания методологии религиоведческих исследований.

Отметив в качестве существенных тенденций современного религиоведения внимание к метатеоретическим аспектам организации знания, понимание структурного характера его организации, а также способы внутринаучной рефлексии в феноменологии религии, мы формулируем главную проблему диссертационного исследования следующим образом. Религиоведческий дискурс, ориентированный, как правило, на доминирующую традицию академической науки, в процессе своего развития проходит ряд принципиально важных этапов. К ним относится, прежде всего, формулировка нормативных критериев религиоведения, позволяющих отличать последний от типологически близких и генетически родственных типов дискурса, характеризующих иные социогуманитарные науки. В этом процессе формулируются основные концепты религиоведения как самостоятельной научной дисциплины, устанавливается функциональная связь между ними, что предполагает актуализацию внутринаучной рефлексии, в пространстве которой создаются предпосылки для строгой формализации систем элементов и ее содержательной, т. е. метатеоретической интерпретации. Важно при этом, что концепты, благодаря которым осуществляется указанная рефлексия, относятся к принципиально разным уровням знания, прежде всего к коллективному и личностному или нормативному. Если первое разделяют все члены данного научного сообщества, то второе выступает в качестве контекстуальной структуры, благодаря которой ученый относит себя к конкретному сообществу. Сложность анализа состоит в том, что хотя суждения, выражающие коллективное знание, имеют, как правило, форму нормативных или прескриптивных высказываний, для которых характерна модальность долженствования, а суждения, относящиеся к личностному знанию, являются по преимуществу аналитическими, то содержание и тех, и других ограничено одним кругом понятий и концептов. Таким образом, основные метатеоретические процедуры предполагают необходимость семантического анализа, распределяющего указанные элементы в ходе практики интерпретации по различным уровням организации религиоведческого знания.

Эта процедура исторически соответствует внутринаучной рефлексии, делающей своим предметом принципы и критерии религиоведения, а ' также соответствие последним тех или иных эпистемологических проектов. Чрезвычайно важно, что наиболее яркие образцы метатеории в развитии религиоведения были результатом или осмысления и кардинальной реорганизации религиоведения в целом, или включения в его контекст принципиально новых проектов, обосновывавшихся иной по сравнению с традиционной наукой о религии исследовательской идеологией. Показательными примерами метатеории первого типа являются интерпретации сущности феноменологии религии, как одной из областей религиоведения, тогда как примерами второй — возникновение новых проблемных областей (когнитивного религиоведения, прагмалингвистического исследования сакральной коммуникации, семиотики и географии религии). Теоретически же метатеория соответствует немногочисленным опытам анализа религиоведения в целостной перспективе эпистемологии, т. е. попыткам включения ее в контекст философии науки и исследования исторических форм рациональности. Относительно небольшое число второго класса исследований связано с тем, что общенаучные аспекты религиоведения привлекают внимание ученых только в самое последнее время.

Поскольку задача комплексного анализа общенаучных характеристик религиоведения является чрезвычайно масштабной и едва ли достижимой на современном этапе развития религиоведения, представляется продуктивным сузить ее исследованием метатеоретических процедур в одной из религиоведческих дисциплин, а именно феноменологии религии. В соответствии с основной схемой метатеоретического анализа — отражающей как представления об этом подходе в эпистемологии, так и специфику внутринаучной рефлексии, — феноменология рассматривается в системе представлений о конкретном эмпирическом материале и дисциплинарных установлениях в отношении научной теории, и представлений о предметной области и принципах рациональности в отношении дисциплинарных установлений теории. Однако важно, что феноменология религии в истории религиоведения даже на самых сложных и противоречивых этапах его развития рассматривалась как наиболее специфическая дисциплина науки о религии и зачастую попросту с ней отождествлялась. Формальный анализ метатеории как области научного знания, с одной стороны, позволяет систематизировать ключевые аспекты внутридисциплинарной рефлексии в феноменологии религии, а с другой объяснить наиболее серьезные исторические ее преобразования. Наиболее важным вопросом в развитии феноменологии религии был вопрос о ее дисциплинарном самоопределении и статусе в религиоведческом комплексе. На различных этапах развития феноменология рассматривалась ее представителями или как система исследовательских процедур, не имеющая своей проблематики, а потому не являющаяся собственно дисциплиной, или же — напротив — как центральная дисциплина религиоведения, интегрирующая частные исследовательские процедуры в единое теоретико-методологическое пространство.

Основатели феноменологии религии, представители до-классической традиции (П.Д. Шантепи де ла Соссе, К. Тиле, О. Пфлейдерер) по преимуществу понимали под этой областью знания философски фундированную систему процедур описания и классификации исторического многообразия религий. Основным принципами рациональности в этом варианте феноменологии были объективность, систематичность и, что важнее всего, переводимость языков описания материала, поскольку его результаты должны были использовать решительно все исследователи религии вне зависимости от методологических предпочтений. Именно в лоне до-классики формируется представление о необходимости соблюдения некоторых правил описания, которые позволяли бы, с одной стороны, полноценно и детализировано интерпретировать описанный материал средствами философии, и препятствовали бы редукции религиозного многообразия к абстрактным и бессодержательным моделям «Религии» как субстанции — с другой. Эти правила впоследствии, благодаря включению в религиоведческий дискурс гуссерлианской традиции, стали именоваться практикой «эпохэ» (вынесения за скобки скрытых суждений и стереотипов ^ исследователя) и процедурой «эйдетического видения» (поиска в разрозненном материале скрытых сущностных структур, обеспечивающих единство религии). Однако если для до-классиков эпохэ и эйдетическое видение по существу были процедурами, следование которым обосновывалось принципом рациональности (внеконфессиональное и отстраненное исследование истории религии), то для представителей классической традиции (М. Шелер, Г. ван дер Леув, И. Вах, Ю. Блеекер, В.Б. Кристенсен) названные элементы относились к различным уровням организации феноменологии религии.

Например, если для Шелера «эпохе» это, прежде всего, методика, обязательная для всякого обращения к культурным феноменам, не только в контексте феноменологии, но также описательной психологии, то для ван дер Леува обязательный этап, необходимый для эмпирического, отстраненного описания религиозного феномена, способствующий его глубокому пониманию, а для Блеекера «эпохе» — обязательное условие исследования религии, как феноменологического, так и психологического, и социологического. Сходным образом, «эйдетическое видение», рассматривавшееся классиками как основа сравнительных исследований, интерпретировалось различным образом. У Шелера это только предварительный этап, предшествующий постижению сущности, у ван дер Леува эйдетическое видение есть прямая реализация эпохэ, обеспечивающая доступ к чужому сознанию, тогда как Кристенсен был склонен считать его этапом философского постижения религии. Принципиально важно, что эти различия в понимании ключевых элементов организации являлись не просто различиями в интерпретации, но приводили к серьезным перестройкам феноменологии как дисциплинарного направления религиоведения, сказавшихся, в конечном счете, его кризисе середины 60-х гг. и формулировке оснований неофеноменологии.

Возникновение неофеноменологии необъяснимо вне понимания метатеоретических особенностей классической традиции, а также метатеоретических аспектов ее интерпретации современными исследователями. Во-первых, неофеноменологи рассматривали свою деятельность во много как возврат к до-классическому этапу, во-вторых, им приписывается возрождение принципа историзма, ключевого для феноменологии религии в целом, однако оказавшегося в забвении к сер. 60-х гг., наконец, в-третьих, неофеноменология предполагала радикальное изменение в системе религиоведения в целом. Именно здесь со всей отчетливостью проступает «фоновое» научное знание, имущее по преимуществу личностный характер. Неофеноменологи (Ж. Ваарденбург, Н. Смарт, М. Пай) не объясняют причин, по которым они отчасти возвращаются к до-классикам, и эти причины выявляются только в ходе исторического исследования эпистем, доминировавших в интеллектуальной традиции XIX в. Однако именно это возарвщение стало результатом ревитализации существенных принципов до-классической феноменологии, позволившей преодолеть кризис религиоведения во второй половине ХХв. Неофеноменологи практически возрождают взгляд на феноменологию религии, характерный для до-классического периода, который можно сформулировать следующий образом: феноменология религии есть система дисциплинарных процедур по выявлению, описанию и классификации элементов жизненного мира верующих. Данные процедуры подчиняются принципам полноты и переводимости с целью объяснения диахронического преобразования и описания синхронической системности указанных элементов в пределах других дисциплинарных областей. Неофеноменологи, сделавшие метатеорию обязательной процедурой внутринаучной рефлексии, возрождают до-классическое видение специфики феноменологии, состоящей в том, что она ориентировано не столько на формулировку объяснительных теорий религии, сколько на создание условий их взаимодействия и проверку их метаязыковых особенностей.

Следует отметить, что немногочисленные исследователи неофеноменологии и современного религиоведения в целом (Дж. Йенсен, Т. Риба, А. Молендайк) подчеркивают последний аспект метатеории как наиболее существенный. Метатеоретические процедуры в религиоведении, способствующие комплексному анализу элементов его организации и способов внутринаучной рефлексии, позволяют систематично и строго оценивать эпистемологические возможности и особенности, а также исторические аспекты религиоведения. Это, по мнению современных религиоведов, особенно важно, поскольку, в конечном счете, одной из главных задач науки о религии является создание условий мирного сосуществования, толерантности и межконфессионального диалога. Для выполнения этих задач религиоведение должно быть способным реагировать на теоретические и социальные изменения, а это, в свою очередь, требует постоянного прояснения его эпистемологических оснований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Картина мира и понятийный аппарат // Философия науки. Вып. 2. Гносеологические и логико-методологические проблемы. М., 1996
  2. Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. Архангельск, 1998
  3. А. Системный подход к морфологии (на материале морфологии И.В. Гете) // Системные исследования: Ежегодник. М., 1973
  4. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания М., 1995
  5. B.JI. Метапарадигма Львовско-Варшавской философской школы // Исследования аналитического наследия Львовско-Варшавской философской школы. Вып.1. СПб, 2006. С. 11−40
  6. Ц. О сравнительном изучении религии: Наивные размышления простодушного не-философа // Религиоведение.2.2006. С. 153−164
  7. В. О философии Гете (речь, произнесенная в 1899 г. в Страсбурге в связи с установлением памятника молодому Гете) / Избранное: Дух и история. М., 1995
  8. ВоленъскийЯ. Львовско-Варшавская философская школа. М., 2004
  9. В. Проблемы психологии народов. М., 1912
  10. P.M. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шлейермахер. М., 1989
  11. И.Г. Трактат о происхождении языка / Избранные сочинения. М.- Л., 1959
  12. И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977
  13. Гете И.-В. Избранные сочинения по естествознанию. 1957
  14. Гете И.-В. Избранные философские произведения. М., 1964
  15. М.В. И.-В. Гете как гносеолог и науковед. М., 2003
  16. Н.С. Сущность религии и ее исторические формы: Пособие для преподавателей. СПб., 1995
  17. В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984
  18. A.B. Вильгельм фон Гумбольдт и немецкая философская классика // Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984
  19. Добренькое В. FL, Радугин A.A. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989
  20. В. И. Социология религии. М., 2005
  21. В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996
  22. А.П. Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. М., 1998
  23. А.П. Феноменология и аксиология святого в философии религии М. Шелера // Религиоведение.2.2001. С. 109 113.
  24. А.П. Сакральное как категория феноменологии религии М. Элиаде //Религиоведение.3.2002. С.133−138.
  25. И.И. Гете как естествоиспытатель. Л., 1970
  26. Э. Философия символических форм. В Зх тт. T.I. М.-СПб., 2002
  27. Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989
  28. С. К. Математическая логика. М., 1973
  29. С. К. Введение в метаматематику. М., 1957
  30. А.Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск, 2004.
  31. А.Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.
  32. У. Б. Значение религии // Религиоведение.2.2005. С. 115 121.
  33. Кун Т. Структура научных революций. М., 2003.
  34. М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1997.
  35. Г. Е. Немецкая этнология: Учебное пособие для вузов. М., 2004
  36. O.K. История религий и новый гуманизм М. Элиаде // Религиоведение.4.2002. С. 52−71.
  37. Н. Современный структурализм. Размышления о методе и философии точных наук. М., 1973.
  38. Н. Анализ и смысл. Очерк семантических предпосылок логики и эпистемологии. М., 1979.
  39. М. Введение в науку о религии. Четыре лекции, прочитанные в Лондонском Королевском институте в феврале-марте 1870 года. М., 2002.
  40. Ф.Г. Сферы изысканий религиоведения и теологии и специфика постижения ими рассматриваемых объектов // Религиоведение.2. 116−130
  41. Р. Высшее существо: феноменологическая структура и историческое развитие //Религиоведение. 1.2002. С.149−155.
  42. М.Г. Религиоведческие размышления // Религиоведение. 3.2006. С. 189−199
  43. М. Личностное знание. М., 1985
  44. К. Нормальная наука и опасности, связанные с ней // Кун Т. Структура научных революций. М., 2003. С.313−326
  45. К. Миф концептуального каркаса / Логика и рост научного знания. Избранные работы. М., 1983.
  46. К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.
  47. М.А. Феноменология религии Рудольфа Otto. М., 2000
  48. М.А. Модели «священного» в классической феноменологии религии//Религиоведение. 1.2003. С. 63−73.
  49. М.А. Феноменология религии как герменевтика «священного» (к методологии неофеноменологии религии // Религиоведение. 1. 2003. С. 63−73
  50. Религиоведение для студентов педагогических вузов (ред. Григоренко А.Ю.). СПб., 2008
  51. М.Ю. Введение в метатеорию сознания. Киев, 2002
  52. В.Н. Проблемы общей теории систем как метатеории // Системные исследования: Ежегодник. М., 1973. С. 127−146
  53. В.А. Генетический метод построения научной теории // Философские вопросы современной формальной логики. М., 1962. С. 263 285
  54. М.Ю. Очерки истории отечественной социологии религии. СПб., 2008
  55. М.Ю. Религия и религиоведение в научном дискурсе. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Вып. 4. СПб, 2004. С. 165−176
  56. Е.Д. Метод идеальных элементов и обоснование аподиктического знания // Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. М., 1996. С. 120−136
  57. B.C. Теоретическое знание. М. 2000
  58. М. А. Критика психологической апологии религии. (Современная американская психология религии). М., 1972
  59. М. А. Фрейдизм и религия. М., 1985
  60. А. М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. М., 1997
  61. Е. В. Психология религии // Введение в общее религиоведение. М., 2001
  62. А. Понятие истины в языках дедуктивных наук // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М., 1999. С. 19−156
  63. А. Истина и доказательство // Вопросы философит8.1972. С. 136−145
  64. Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1997
  65. Э. Историзм и его проблемы. М., 1994
  66. УгриновичД. М. Психология религии. М., 1986
  67. Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985
  68. П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986
  69. А.А., Бар-Хшлелъ И. Основания теории множеств. М., 1966,
  70. К. Критика научного разума*. М., 1994
  71. М. М. Феноменологическое религиоведение: история и метод // Miscellanea humanitarian philosophiae. Очерки по философии и культурологи. Серия «Мыслитель». Вып. 5: СПб., 2001. С. 301−308.
  72. М.М. Сравнительный метод в феноменологическом религиоведении // Компаративистика. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2001. С. 92−103.
  73. М.М. Феноменологическое религиоведение: между теологией и «наукой о религии» // Вестник СПб университета. Сер. 6. Вып. 4 (№ 30). 2001. С. 3−12.
  74. Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. М., 2002
  75. Е.С. Религиоведение и теология: к проблеме демаркации объектов исследования // Религиоведение. 1.2001.С. 110−116
  76. А.В. Структура теорий в социогуманитарных науках // Наука глазами гуманитария. М., 2005
  77. И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М., 1972.
  78. И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. — 182 с.
  79. Allen D. Phenomenology of Religion // The Encyclopedia of Religion / Ed. in chief Jones L. 2ed ed. New York-London, 2005. Vol. 10. P. 7086−7087
  80. Allen G. The Evolution of the Idea of God: An Inquiry into the Origin of Religion. London, 1897
  81. Baaren van T.P. Science of Religion as a Systematic Discipline: Some Introductory Remarks //Religion, Culture and Methodology. The Hague: Mouton, 1973. P. 2−23
  82. Baird R. Category Formation and the History of Religion. The Hague: Mouton, 1971
  83. Barbosa da Silva A. The Phenomenology of Religion as a Philosophical Problem. Uppsala, 1982.
  84. Baum G. Religious Studies and Theology // Journal of Theology for Southern Africa.70.1990. P. 2−8.
  85. Benson T. Study of Religion: Religious Studies as an Academic Discipline I I The Encyclopedia of Religion (ed. in chief. Eliade M.) N.-Y.-London, 1987. Vol. 14. P. 89−92.
  86. Bianchi U. The Definition of Religion (On the Methodology of Historical-Comparative Research) // Problems and Methods of the History of Religions. Leiden, 1972. P. 15−34.
  87. Bianchi U. Typology of Religion sand the Phenomenological Method // Science of Religion. Studies in Methodology. Proceedings of the Study Conference of IAHR. (ed. Honko L.).The Hague: Mouton, 1979. P. 317−319
  88. Bianchi U. Object and Methodology of the History of Religion // The History of Religions. Leiden, 1975. P. 1−29.
  89. Bianchi U. Modern Problems of Methodology and Interpretation // The History of Religions. Leiden, 1975. P. 163−200.
  90. Bleeker C. J. The Phenomenological Method // Numen.6.1959. P. 96−111.
  91. Bleeker C.J. The Future Task of the History of Religions // IAHR Marburg Congress Proceedings. Leiden, 1961. P. 229−240.
  92. Bleeker C.J. The Contribution of the Phenomenology of Religion to the Study of the History of Religions // Bianchi U., Bleeker C.J., Bausani A. Problems and Methods of the History of Religions. Leiden, 1972. P. 35−45.
  93. Bleeker C. J. The Relation of the History of Religions to Kindred Religious Sciences, particularly theology, sociology of religion, psychology of religion and phenomenology of religion // Numen. 1.1954. P. 152−170
  94. Bleeker C. J. The Sacred Bridge: Researches into the Nature and Structure of Religion. Leiden, 1963
  95. Bleeker C. J. Comparing the Religio-Historical and the Theological Method // Numen. 18.1971. P. 18−35
  96. Bolle K. Religionsgeschichtliche Forschung und theologische Impuls? // Kairos.9.1967.S. 43−53.
  97. Bolle K. History of Religions with a Hermeneutic Oriented towards Theology? // Essays in Divinity. 1.1967. P. 89−118.
  98. Bolle K. Secularization as a Problem for the History of Religions // Comparative Studies in Society and History. 12.1970. P. 242−259
  99. Bumann W. Die Sprachtheorie Heyman Steinthals Dargestellt im Zusammenhang mit. Hein, 1965
  100. Capps W.H. Geo Widengren on Syncretism: On Parsing Uppsala Methodological tendencies // Numen.20(3). 1973. P. 163−184
  101. Capps W.H. Ways of Understanding Religion. N.-Y., 1972
  102. Cain S. Study of Religion: History of Study // The Encyclopedia of Religion (ed. in chief Eliade M.). N.-Y.-London, 1987. Vol. 14. P. 64−83
  103. Chantepie de la Saussaye P.D. Manual of the Science of Religion. London, 1891
  104. Classical Approaches to the Study of Religion. Aims, Methods and Theories of Research (ed. Waardenburg J.). The Hague-Paris, 1973. Vol. 1.
  105. Classical Approaches to the Study of Religion. Aims, Methods and Theories of Research, (ed. Waardenburg J.). The Hague-Paris, 1974. Vol. 2.
  106. Cold E. Allgemeine Religionsgeschichte als Universalgeschichte: eine wissenschaftstheoretische Skizze //Numen.2.1995. P. 217−227.
  107. Colpe C. Theologie, Ideologie, Religionswissenschaft. Munchen, 1981
  108. Contemporary Approaches to the Study of Religion. / Ed. by Whaling F. -Berlin etc.: Mouton, 1984. Vol. 1. — IX, 492 p.
  109. Contemporary Approaches to the Study of Religion. (Ed. Whaling F.). Berlin etc.: Mouton, 1985. Vol. 2.
  110. Crease R.P. Hermeneutics and the Natural Sciences: Introduction // Man and World. 30. 1997. P. 259−270
  111. Crosby D. A. Interpretative Theory of Religion. The Hague-N.-Y.-Paris, 1980
  112. Current Progress in the Methodology of the Science of Religion. (Ed. Tyloch W.). Warsaw, 1984
  113. Davaney S.G., Laderman G. Contesting Religion and Religions Contested: The Study of Religion in a Global Context 11 Journal of the American Academy of Religion. 73(4).2005. P. 979−985
  114. Davis C. The Reconvergence of Theology in Religious Studies // Sciences Religienses / Studies in Religion. 4.1974−1975. P. 205−221
  115. Doniger W. Post-modern and Colonial — Structural Comparisons I I A Magic Still Dwells: Comparative Religion in the Postmodern Age. Berkley, 2000. P. 63−74.
  116. Doniger W. Myth and the Methods in the Dark // Journal of Religion.76(4). 1996. P. 531−547
  117. Donovan P. Neutrality in Religious Studies // Religious Studies.26(l).1990. P. 103−115.
  118. Eliade M. History of Religions and a New Humanism// History of Religion. 1.1961. P. 1−8.
  119. Eliade M. Patterns in Comparative Religion. London, 1958
  120. Engelhardt D. Natur und Geist, Evolution und Geschichte. Goethe in seiner Beziehng zur romantischen Naturforschung und metaphysischen Naturphilosophie // Goethe und die Verzeitlichung der Natur. Munchen, 1998
  121. Evans C. Empirism, Traditionalism, and the Possibility of Historical Religious Knowledge // Christian Perspectives on Religious Knowledge. 1993. P. 134−160.
  122. Ferre F. The Definition of Religion // Journal of the American Academy of Religion.38.1970. P. 3−16
  123. Flasche R. The Comparative Study of Religion. N.-Y., 1958
  124. FrickH. Vergleichende Religionswissenschaft. Berlin-Leipzig, 1928
  125. The History of Religions: Essays in Methodology. Chicago, 1959
  126. Geertz A. W. Cognitive Approaches to the Study of Religion // New Approaches to the Study of Religion (ed. Antes P., Geertz A. W., Warne R.R.) Berlin, 2004. Vol.2. P. 348−399
  127. Goodenough E. R. Religionswissenschaft // Numen.6.1959. P. 77−95
  128. Hultkrantz A. An Ecological Approach to Religion // Ethnos.31. 1966. P.131−150.
  129. Hultkrantz A. The Phenomenology of Religion: Aims and Methods // Temenos.- 1970. 6 — P. 68−88.
  130. James O. E. The Place of History and Philosophy in the Study of Religion //Numen.1.1954. P. 91−105.
  131. James E.O. The Influence of Folklore on the History of Religion I I Numen.1.1962. P. 1−16
  132. Jensen J.S. On a semantic definition of religion // The Pragmatics of Defining Religion: Contexts, Concepts and Contests (eds. Platvoet J.G., Molendijk A.L.) Leiden-Boston-Koln, 1999. P. 409−432
  133. Jensen J.S. Rationality and the Study of Religion: Introduction // Rationality and the Study of Religion. Aarhus, 1997. P.3−24
  134. Jensen J.S. The Study of Religion in a New Key. Theoretical and Philosophical Soundings in the Comparative and General Study of Religion. Aarhus, 2003
  135. Jensen J.S. Universals, General Terms and the Comparative Study of Religion//Numen.48.2001. P. 238−266
  136. Jevons F.B. An Introduction to the Study of Comparative Religion. N.-Y., 1930
  137. Jordan L. H. Comparative Religion: Its Adjuncts and Allies. London, 1915
  138. Jordan L.H. Comparative Religion. A Survey of its Recent Literature. London, 1920. Vol. 1.
  139. Kamppinen M. Religious Models and Problem Solving: A Cognitive Perspective upon the Roles of Rationality in Comparative Religion // Rationality and the Study of Religion. Aarhus, 1997
  140. Kamppinen M. Evolutionary Theory and the Study of Religion: Darwin’s Dangorous Idea // Method and Theory in the Study of Religion. 11.1999. P. 145 149
  141. Keane W. Religious Language // Annual Review Anthropological.26.1997. P. 47−71
  142. King M. Is Scientific Study of Religion Possible? // Journal for the Scientific Study of Religion. 30(1).1991. P. 108−113.
  143. King R. Orientalism and the Study of religion // The Routledge Companion to the Study of Religion (ed. J.R. Hinnells). New York, 2005
  144. King U. Historical and Phenomenological Approaches to the Study of Religion. Some Major Developments and Issues Under Debate Since 1950 // Contemporary Approaches to the Study of Religion. Berlin etc.: Mouton, 1984. Vol.1. P. 29−164
  145. King U. Is There a Future for Religious Studies as We Know It? Some Postmodern, Feminist, and Spiritual Challenges // Journal of the American Academy of Religion. 70(2).2002. P. 365−388
  146. Kishimoto H. Religiology // Numen 14(2). 1967. P. 81−86
  147. Kishimoto H. An Operational Definition of Religion I I Numen 8.1961. P. 236−240
  148. Kitagawa J.M. The Making of the History of Religions // Journal of the American Academy of Religions.36.1968. P. 191−201.
  149. Kitagawci J. Preface // The Comparative Study of Religions. N.-Y., 1958. P. IV-XLII
  150. Klassiker der Religionswissenschaft. Von Friedrich Schleiermacher bis Mircea Eliade. Herausgegeben von Axel Michaels. Munchen, 1997
  151. Kristensen W.B. On the Study of Religious Phenomena // Classical Approaches to the Study of Religion. Aims, Methods and Theories of Research. The Hague Paris, 1973. Vol.1
  152. Laverty S.M. Hermeneutic Phenomenology and Phenomenology: A Comparison of Historical and Methodological Considerations // International Journal of Qualitative Methods.2(3).2003. P. 47−56
  153. Laws on Th. Fundamental Problems in the World-wide Pursuit of the Study of Religion// Marburg Revisited. Marburg, 1989. P. 19−25
  154. Leeuw van der G. Einfuhrung in die Phanomenologie der Religion. Darmstadt, 1961
  155. Leeuw van der G. Der Mensch und die Religion. Anthropologischer Versuch. Basel, 1941.
  156. Lott E.J. Vision. Tradition. Interpretation: Theology, Religion and the Study of Religion. Berlin etc.: De Gruyter, 1988
  157. Martin L. Rationalism and Relativity in History of Religions Research // Rationality and the Study of Religion. Aarhus, 1997
  158. McCance D. New Approaches: Literary Theory // New Approaches to the Study of Religion (ed. Antes P., Geertz A. W., Warne R.R.) Berlin, 2004. Vol.2. P. 58−73
  159. McCutcheon R.T. The Common Ground On Which Students of Religion Meet: Methodology and Theory Within the IAHR // Marburg Journal of Religion. 1(2). 1996. P. l-12
  160. Macquarrie J. Twentieth-century religious thought. The frontiers of philosophy and theology (1900−1970). London, 1971
  161. Martin L. Rationalism and Relativity in History of Religions Research // Rationality and the Study of Religion. Aarhus, 1997
  162. Miller J. F. Inherent Conceptual Limitations of the Scientific Method and Scientific Models for the Study of Religion // Internationales Jahrbuch fur Wissens und Religionssoziologie.9.1975. S. 137−147
  163. Molendijk A.L. Religious Development: C.P. Tiele’s Paradigm of the Science of Religion //Numen.51.2004. P. 321−351
  164. Molendijk A.L. The Heritage of Cornells Petrus Tiele (1830−1902) // Nederlands Archiefvoor Kerkgeschiedenis.80(l).2000. P. 78−114
  165. Molendijk A.L. Tiele on Religion // Numen. 46(3).1999. P. 237−268.
  166. Momen M. The Phenomenon of Religion: A Thematic Approach. Oxford, 1999
  167. Morgan P. The Authority of Believers in the Study of Religions // Discus.4.1.1996. P.1−10
  168. Murphy T. The Concept «Entwicklung» in German Religionswissenschaft: Before and After Darwin // Method and Theory in the Study of Religion. 11.1999. P. 8−23
  169. Murphy T. Elements of the Semiotic Theory of Religion // Method and Theoiy in the Study of Religion. 15.2003. P. 48−67
  170. Neusner J. The Theological Enemies of Religious Studies // Religion. 18(1).1988.P. 21−35.
  171. Nuyen A.T. Phenomenology of Religion: Levinas and the Fourth Voice I I International Journal for Philosophy of Religion.49.2001. P. 19−20
  172. Oxtoby W. G. Religionswissenschaft Revisited // Religions in Antiquity. Leiden, 1968. P. 590−608.
  173. Penner H. Is Phenomenology a Method for the Study of Religion? // Buchnell Rewiew.18.1970. P. 29−54.
  174. Penner H., Yonan E.A. Is a Science of Religion Possible? // The Journal of Religion.52.1972. P. 107−137.
  175. Penner H. The Fall and Rise of Methodology: a Retrospective Review // Religious Studies Review.2.1976. P. 11−16.
  176. Penner H. Impasse and Resolution. A Critique of the Study of Religion. New York, 1989
  177. Pfleiderer O. Philosophy and Development of Religion. EdinburghLondon, 1893. Vol.1, 2
  178. Poniatowski Z. Wstep do Religioznawstwa. Warsawa, 1962
  179. Poniatowski Z. Metareligionswissenschaft // History of Religions. Proceedings of the Xllth Congress of the International Association for the History of Religions, Lancaster, 1975 (eds. Pye M, McKenzie P.). Lancaster, 1980. P. 106−107
  180. Pummer R. Religionswissenschaft or Religiology? // Numen.19.1972. P. 91−127
  181. Pummer R. Recent Publications on the Methodology of the Science of Religion//Numen.22.1975. P. 161−182
  182. Pye M. Comparative Religion: Introduction through Source Materials. N.Y., 1972.
  183. Pye M. The Transplantation of Religions // Numen. 16.1969. P. 234−239.
  184. Pye M. Reflecting on the Plurality of Religions // Marburg Journal of Religion.2(1). 1997. P. l-11
  185. Pye M. Problems of Method in the Interpretation of Religion // Japanese Journal of Religious Studies. 1(2−3). 1974. P. 107−123
  186. Pye M. Comparative Hermeneutics: A Brief Statement I I Japanese Journal of Religious Studies.7(l).1980 25−33
  187. Rappaport R. Ecology, Meaning, and Religion. Richmond, 1979
  188. Raschke C. From the Sacred to the Semiotic: Theorizing Religion at the Turn of the Millennium // Marburg Journal for Cultural and Religious Theory. 1.1999. P.1−10
  189. Religious Transformations and Socio-Political Change: Eastern Europe and Latin America (ed. Martin L). Berlin-N.-Y., 1993
  190. Rudolph K. Geschichte und Probleme der Religionswissenschaft. Leiden, 1992
  191. Rudolph K. Ideologiekritik und Religionswissenschaft // Current Progress in the Methodology of the Science of Religion. Warsaw, 1984. P.239−152
  192. Rudolph K. Religionsgeschichte und Religionsphanomenologie // Theologische Literaturzeitung. 96.1971. S. 241−250.
  193. Rudolph K. Basic Positions of Religionswissenschaft // Religion. 1981. -2.-P. 97−107.
  194. Rusecki M. Istota i geneza religii. Lublin, 1997
  195. Ryba T. Comparative Religion, Taxonomies and 19th Century Philosophies of Science: Chantepie de la Saussaye and Tiele // Numen.8(3). 2001. P. 309−338
  196. Ryba T. The Essence of Phenomenology and its Meaning for the Scientific Study of Religion. Toronto, 1991
  197. Saler B. Conceptualizing Religion: Immanent Anthropologists, Transcendent Natives, and Unbounded Categories. Leiden, 1993
  198. Science of Religion: Studies in Methodology (ed. Honko L.) The Hague: Mouton, 1979
  199. Sharpe E. Comparative Religion. A History. London, 1975
  200. Sharpe E. Study of Religion: Methodological Issues // The Encyclopedia of Religion (ed. in chief. Eliade M.) N.-Y.-London, 1987. Vol. 14. P. 83−88.
  201. Scheler M. Psychology, «Concrete» and «Essential» of Religion // Classical Approaches to the Study of Religion. Aims, Methods and Theories of Research. The Hague Paris, 1973. Vol. 1
  202. Slingerland E. Conceptual Metaphor Theory as Methodology for Comparative Religion // Journal of the American Academy of Religion.72(l). 2004. P. 1−31
  203. Smart N. The Phenomenon of Religion. London, 1973
  204. Smart N. The Science of Religion and the Sociology of Knowledge. Princeton, 1973
  205. Smith J.S. Imaging Religion. From Babylon to Jonestown. Chicago, 1982
  206. Smith J.S. The Map is not Territory: Studies in the History of Religions. Chicago, 1978. P. 127−134
  207. Smith J.K.A. Liberating Religion From Theology: Marion and Heidegger on the Possibility of a Phenomenology of Religion // International Journal for Philosophy of Religion. 1999.46. P. 3−25
  208. Soderblom N. Naturliche Theologie und allgemeine Religionsgeschichte. Leipzig, 1913
  209. Sorensen J. Acts That Work: Cognitive Aspects of Ritual Agency // Cognitive Semiotics. London, 2005. P. 55−83
  210. Sorensen J. Ritual as Action and- Symbolic Expression // Transformation (special edition). Aahrus, 2004'. P. 124−15
  211. Stolz F. Grundzuge der Religionswissenschaft. Gottingen: Vandenhoek und Ruprecht, 1988. — 260 S.
  212. Szolc P.O. Religionswissenschaft in Polen // Numen. 18(1). 1971. P. 45−80>
  213. Streng F. What does, «History» Mean in the History of Religions? // Anglican Theological Rewiew.50.1968. P. 156−178.
  214. Strensky I. Thinking about Religion. An Historical Introduction to Theories of Religion. Blackwell, 2006.
  215. Riis O. The Study of Religion- in Modern Society // Acta Social-. 36(4). 1993. P. 371−383.
  216. Tiele C.P. Elements of the Science of Religion. Edinburgh-London, 1897. Vol.1.
  217. Twiss S.B., Conser W. Introduction // Experience of the Sacred (eds. Twiss S.B., Conser W.). Hanover, 1992. P. 6−25
  218. Waardenburg J. Religion between Reality and, Idea. A Centuiy of Phenomenology of Religion in the Netherlands // Numen. 19.1972. P. 128−203.
  219. Waardenburg J. Phenomenology of Religion: A Scholarly Discipline, a Philosophy, or an Art? // Reflections on the Study of Religion. The Hague: Mouton, 1978. P. 91−112.
  220. Waardenburg J. Phenomenology of religion Reconsidered // Reflections on the Study of Religion. The Hague: Mouton, 1978. P. 86−113
  221. Waardenburg J. Toward a New Style Phenomenological Research on Religion // Reflections on the Study of Religion. The Hague: Mouton, 1978. P. 113−137.
  222. Waardenburg J. Religionen und Religion: Systematische Einfuhrung in die Religionswissenschaft. Berlin-N.-Y., 1986
  223. Wach J. The Comparative Study of Religions. N.-Y., 1958
  224. Wach J. Types of Religious Experience. Chicago, 1951
  225. Werblowsky R.J.Z. Marburg and After? //Numen.7.1960. P. 215−220
  226. Widengren G. Some Remarks on the Methods of the Phenomenology of Religion // Acta Universitatis Upsaliensis.17.1968. P. 250−260
  227. Widengren G. The Opening Address // IAHR Stockholm Congress Proceedings. Leiden, 1975. P. 5−23
  228. Wiebe D. Postulations for Safeguarding Preconceptions: The Case of the Scientific Religionist // Religion. l8(l).1988. P. 11−19.
  229. Weibe D. Religion and Truth. Towards an Alternative Paradigm for the Study of Religion. 1981
  230. Wilson Br. The Academic Position of the Sociology of Religion in Modem Science // Japanese Journal of Religious Studies.9(l).1982. P. 9−40
  231. Whaling F. Additional Note on Philosophy of Science and the Study of Religion // Contemporary Approaches to the Study of Religion. Vol. 1. P. 378 390
  232. Whaling F. Introduction: The Contrast between the Classical and Contemporary Periods in the Study of Religion 11 Contemporary Approaches to the Study of Religion. Mouton, 1984. Vol. 1. P. 1−28
  233. YingerJ. M. The Scientific Study of Religion. N.-Y., 1970
Заполнить форму текущей работой