Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технологии многопрофильной целевой социальной защиты населения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальное обеспечение включало в себя следующие формы: пенсии (по старости, инвалидности и пр.), пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, детские и спортивные лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных… Читать ещё >

Технологии многопрофильной целевой социальной защиты населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективное функционирование системы социальной защиты населения невозможно без использования социальных технологий, позволяющих своевременно устранять или локализовывать социальные опасности, риски и угрозы, применять соответствующие механизмы социального контроля за состоянием системы безопасности, использовать действенные механизмы оказания помощи и поддержки наименее обеспеченным и незащищенным слоям населения. Встраивание социальных технологий и механизмов в деятельность государственных и общественных институтов позволяет придать системе социальной зашиты необходимый уровень эффективности с точки зрения сохранения гомеостаза общества.

Основные формы реализации технологии многопрофильной целевой социальной защиты населения должны носить дифференцированный характер, быть общедоступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

Они включают в себя не только пассивные формы (льготы, доплаты, стипендии, пособия, компенсации в денежной и натуральной форме), но и активные формы, обеспечивающие обучение, создание новых рабочих мест, переобучение и переподготовку, программы трудоустройства, размещения, помощь в направлении упрочения социального статуса личности и другие.

Функции по защите социально уязвимых слоёв не должны сводиться только к пассивным формам защиты, а включать широкий спектр направлений по поддержанию социального статуса малообеспеченных и нетрудоспособных личностей в условиях сохранения их нормальных социальных связей и отношений.

Важнейшим структурным компонентом технологии многопрофильной целевой социальной защиты населения становятся целевые комплексные программы социального развития. В этих программах важное значение приобретает не только правильное использование программноцелевых методов, но и выработка стратегически обоснованных приоритетов при разработке данных программ.

Основными методологическими требованиями, обеспечивающими эффективность разработки программ социальной защиты, являются:

  • 1. Определение и правильное обоснование иерархии целевых комплексных программ, выделение важнейших приоритетов и главных объектов социальной защиты, поскольку ограниченность материальных и финансовых ресурсов, выделяемых в социальную сферу, не позволяет в равной мерс успешно развивать все необходимые программы.
  • 2. Целесообразность изменения значимости и ролей субъектов социальной зашиты, расширение в них объектной составляющей, позволяющих наряду с государственными программами федерального, регионального и местного уровней использовать и негосударственные программы, предполагающие полное или частичное включение интересов институтов гражданского общества, бизнес-сообщества по выработке основных направлений, определению целей, задач, материальных и финансовых ресурсов, определяющих эффективную реализацию социальной защиты населения.
  • 3. Адресность оказания социальной поддержки населения, определение тех социальных групп и слоев, которые принимают на себя основные удары и тяготы переходного периода. Основными факторами, влияющими на такое положение являются: дефицит бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, неизжитый принцип остаточного финансирования социальной сферы, отсутствие благоприятной экономической, правовой среды для развития спонсорства и благотворительности, а также необходимость поставить заслон развитию социального иждивенчества.
  • 4. Учет специфических особенностей регионального развития, существующих социальных опасностей и угроз, степени остроты и последовательности решения возникающих и существующих социальных проблем.

Органы государственного управления в регионах разрабатывают и реализуют собственные комплексные программы социальной защиты населения, привлекают дополнительные внебюджетные средства для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения, развивают благотворительность и взаимопомощь. Так, например, в регионах демографического неблагополучия и депопуляции особое внимание должно уделяться программам помощи семье, материнству и детству, пожилым людям и инвалидам. В зонах экологического неблагополучия — экологическим программам защиты населения, в регионах повышенной занятости — программам борьбы с безработицей, по труду и занятости и т. д.

Разработка технологии региональной системы многопрофильной целевой социальной защиты населения включает следующие компоненты:

  • • определение места, роли и значимости региональных программ социальной защиты населения, связанное с разграничением полномочий и ресурсов между федеральными и региональными органами государственной власти;
  • • обеспечение нормативно-правовой базы социальной защиты населения региона, позволяющей не допускать и минимизировать социальные риски, опасности и угрозы;
  • • разработку государственных стандартов услуг в инфраструктуре социальной сферы жизнедеятельности (органах здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, культуре), учитывающих региональную демографическую специфику и местные условия воспроизводства рабочей силы и населения;
  • • анализ и выявление сценариев стратегического функционирования, развития и структурного реформирования инфраструктурных элементов социальной сферы;
  • • создание комплексной системы информационного обеспечения населения о результатах реализации целевых, региональных программ социальной защиты различных социальных групп населения.

В целом, технология региональной системы многопрофильной целевой социальной зашиты представляет собой комплекс законодательноправовых документов, институтов и организаций, проводимых мероприятий, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Эта система включает в себя социальное обеспечение, социальные гарантии, социальное страхование, социальную поддержку и помощь населению.

Социальное обеспечение формируется в нашей стране в 20-е годы XX в. Этот процесс был связан с созданием государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления.

Социальное обеспечение включало в себя следующие формы: пенсии (по старости, инвалидности и пр.), пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, детские и спортивные лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной зашиты населения.

Социальные гарантии обеспечивают предоставление гражданам социальных благ и услуг на основе функционирования принципа социального распределения по потребностям имеющихся в обществе соответствующих ресурсов. К числу основных социальных гарантий относятся:

  • • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание и образование,
  • • минимальный размер оплаты труда,
  • • пенсионные выплаты, включая социальные пенсии (детям-инвалидам, инвалидам с детства, инвалидам, не имеющим трудового стажа, детям, потерявшим одного или обоих родителей, лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа),
  • • стипендии студентам,
  • • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет,
  • • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Социальные льготы являются разновидностью социальных гарантий.

Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями, включающими проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

Социальное страхование осуществляется на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба экономически активному населению при защите его от социальных рисков и угроз. Основными социальными рисками, приводящими к потере трудоспособности, работы и дохода являются: болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца.

Социальное страхование финансируется из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования работников: во-первых, обязательное страхование, которое осуществляется при поддержке государством его фондов и добровольное, при отсутствии соответствующей государственной помощи. Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется наиболее незащищённым слоям населения, которые не способны в силу определенных причин обеспечить себе доход и достойное материальное положение. Социальная помощь осуществляется в двух формах: денежными и натуральными выплатами (бесплатная еда, одежда, обувь и т. д.) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Государственные органы социальной защиты осуществляют соответствующую проверку граждан на нуждаемость. Социальная поддержка предоставляется тем группам населения, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов. Эта помощь служит важным элементом социальной политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода людей, реализацией их права на жизнь.

Социальная поддержка осуществляется не только с помощью материальных средств, но и включает разнообразные формы деятельности социальных служб по оказанию содействия и услуг отдельным лицам или группам населения для преодоления ими возникающих жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Эта деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации 1раждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За последние 15 лет количество учреждений социального обслуживания увеличилось более чем на 30%, включая учреждения для престарелых и инвалидов, центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных, кризисных и геронтологических центров.

Региональная система социальной защиты включает комбинацию двух составляющих: единой скоординированной общегосударственной социальной политики, осуществляемой на территории региона и социальной политики, реализуемой региональными органами государственного управления. Общефедеральная социальная политика в ее региональном разрезе включает территориальную разверстку республиканского социального бюджета на основании единых согласованных принципов. Для отдельных регионов применяется дифференцированный подход при решении специфических проблем социальной защиты (демографических, трудовых, экологических и др.).

Таким образом, социальная защита является важной и значимой технологией обеспечения социальной безопасности, позволяющей согласовывать интересы личности, государства и общества, активизировать социальную активность граждан и организаций, усиливать адресную направленность проводимых мероприятий, т. е. обеспечивать более полное социально справедливое удовлетворение потребностей наиболее уязвимых слоев населения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой