Качество жизни.
Обществознание
После того как нам стали известны все источники доходов населения, можно сопоставить различные страны по уровню и структуре потребления товаров и услуг, что позволит более правдиво отразить действительность. Качество жизни тесно связано с качеством питания населения, о нем можно судить, например, на основании данных о потреблении некоторых продуктов питания в нескольких странах мира (на душу… Читать ещё >
Качество жизни. Обществознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
После того как нам стали известны все источники доходов населения, можно сопоставить различные страны по уровню и структуре потребления товаров и услуг, что позволит более правдиво отразить действительность.
О том, как в разных странах проявляется забота о повышении качества жизни, можно судить по такому обобщающему показателю, как индекс человеческого развития, который исчисляет ООН. За исходные данные принимаются три величины: валовой общественный продукт на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни и уровень образования граждан в возрасте 25 лет и старше. Индекс рассчитывается как средняя из этих трех величин, взятая к уровню этих показателей, достигнутых как наивысшие в мире.
Например, в 1993 г. продолжительность жизни была наивысшей в Японии — 79 лет, а во Франции составляла 77, Канаде — 76, России —.
- 65. Среднее число лет обучения в Северной Америке и Западной Европе составляет свыше 11—12 лет, а в СССР достигало только 9 лет. В 1990 г. по индексу человеческого развития 1-е место в мире заняла Канада,
- 2-е — Япония (0,982), 6-е — США (0,976), 8-е — Франция (0,969), 10-е — Великобритания (0,962), 33-е — СССР (0,875).
Рельефное представление о качестве жизни дает сравнение структуры потребительских расходов населения в 1980;е гг.
Структура потребительских расходов населения в 1988 г. (в %). | |||
СССР. | США. | Великобритания. | |
Расходы на покупку товаров и оплату услуг (всего). | |||
В том числе: на покупку товаров. | 87,5. | 46,6. | 59,6. |
Из них: продовольственных товаров. | 44,4. | 15,4. | 15,7. |
на оплату услуг. | 12,5. | 53,4. | 40,7. |
Из них: жилья и коммунальных услуг. | 3,9. | 19,1. | 19,6. |
лечения, образования. | 8,6. | 34,3. | 20,8. |
Подавляющая часть всех потребительских расходов в нашей стране шла на приобретение товаров (87,5%), причем очень большой удельный вес составляли затраты на питание — 44%. В свою очередь, невелики были расходы на оплату услуг, особенно на лечение, образование. В семьях рабочих и служащих расходы на культурно-бытовые услуги достигали только 10% их бюджетов, а на автомобили, мотоциклы и велосипеды —лишь 2%.
О более высоком уровне и качестве жизни свидетельствует структура семейных расходов, например, в США. Здесь удельный вес расходов на питание составляет 16%, на транспорт (семейный и общественный) — 8% (половина американских семей владеет двумя и более автомобилями), на медицинское обслуживание — 13%. Значительна доля расходов на жилье — 22%, поскольку типичным является жилище из 5 комнат. Высока также обеспеченность семей бытовой электроникой.
Качество жизни тесно связано с качеством питания населения, о нем можно судить, например, на основании данных о потреблении некоторых продуктов питания в нескольких странах мира (на душу населения, кг).
Страны. | США. | Германия. | Болгария. | Россия. |
Годы. | ||||
Мясо. | ||||
Рыба. | ||||
Сахар | ||||
Картофель. | 57 (1990 г.). | |||
Хлебопродукты. | 101 (1990 г.). |
Заметно, что в более развитых в экономическом отношении странах в рационе питания преобладает более ценная пища с белками животного происхождения, а в менее развитых странах — в большем количестве продукты из белков растительного происхождения.
О том, как в разных странах проявляется забота о повышении качества жизни по его перспективным направлениям, можно, пожалуй, судить по данным о расходах на здравоохранение и образование.
В 1988 году затраты составили (в % от валового национального продукта):
Страны. | СССР. | США. | Япония. |
На здравоохранение. | 3,3. | 10,4. | 6,5. |
На образование. | 5,3. | 6,4. | 6,5. |
Наконец, имеются обобщающие показатели уровня и качества жизни людей. К ним, конечно, относится показатель средней продолжительности жизни. В нашей стране повысилась с 32 лет в 1896—1897 гг., 47 лет в 1938—1939 гг. до 70 лет в 1989 г., понизившись в 1995 г. до 65 лет. Этот же показатель в 1989 г. составил в Индии 57 лет, Китае — 68, Великобритании и США — 75 и в Японии — 78 лет.
Чем можно объяснить большие различия в структуре потребления, характерные для разных стран?
Как связан уровень развития страны с продолжительностью жизни ее населения?
Какова структура расходов в вашей семье?
Вопросы и задания к теме
- 1. Назовите государства, которые относятся к группе развитых стран.
- 2. Какие страны являются лидерами в современной экономике?
- 3. Дайте сравнительный анализ возможностей для роста производительности труда, которые содержатся в централизованно планируемой экономике и в рыночной экономике.
- 4. Дайте перечень и характеристику основных показателей качества жизни.
- 5. Какие страны имеют сегодня наиболее высокий уровень жизни?
- 6. Охарактеризуйте уровень жизни в нашей стране.