Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные понятия социологии культуры как системы духовного производства общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По многим показателям, характеризующим степень цивилизованности страны (уровень смертности, в частности детской, число самоубийств, санитария городов, экологическая обстановка и т. п.), Россия еще во многом отстает от развитых стран Запада: сказывается негативное влияние трудностей исторического развития нашей страны. Что же касается духовного производства, то здесь сравнение с Западной Европой… Читать ещё >

Основные понятия социологии культуры как системы духовного производства общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В числе основных понятий социологии культуры самым значительным, наверное, будет понятие «цивилизация» .

• Современная трактовка понятия «цивилизация» означает высший на данный момент истории уровень материальнои духовно-культурных достижений человечества. Развитие технологии в области информатики и коммуникационных систем возвестили начало принципиально новой эры цивилизации — " постиндустриального общества" . Параллельно этому в лоне современной цивилизации происходит обогащение ценностных отношений на уровне духовного производства: духовный мир человека претерпевает процесс обогащения новыми ценностями. Развитие так называемой технотронной (т.е. определяемой развитием техники, электронизированной) цивилизации, в большей мере характерное для стран Запада, рационализирует[1] не только материальную сторону цивилизационных отношений в обществе, но и их духовную составляющую. Иными словами, подвергается рационализации, формализуется духовное производство и воспроизводство, которое делается все более схематичным, ординарным, «подгоняющим» внутренний мир людей под единые стандарты.

По многим показателям, характеризующим степень цивилизованности страны (уровень смертности, в частности детской, число самоубийств, санитария городов, экологическая обстановка и т. п.), Россия еще во многом отстает от развитых стран Запада: сказывается негативное влияние трудностей исторического развития нашей страны. Что же касается духовного производства, то здесь сравнение с Западной Европой, США весьма затруднительно: различие корневых, генетических основ настолько отличает сознание славянина от сознания европейцев, американцев, японцев, что не поддается даже приблизительному сопоставлению.

Итак, развитие цивилизации предполагает взаимодействие двух процессов: общемирового развития человеческой цивилизации и развития специфических национальных культур. Это последнее ставит проблему культурного наследия.

  • Культурное наследие — совокупность признаков и характеристик материального и духовного производства, которую каждое предыдущее поколение оставляет как «приданое» последующему поколению с правом выбора или, лучше сказать, отбора всего лучшего из оставленного и отбрасывания всего худшего, не оправдавшего себя, одиозного.
  • Культурные универсалии — их включает в продукты духовного производства, т. е. в социологию культуры, А. И. Кравченко[2]. Под такого рода универсалиями (т.е. общими понятиями) автор понимает своеобразные неизменные типы развития, элементы культуры. К универсалиям относится множество предметов и явлений, общих для всех культур мира: рождение и смерть, возрастные периоды (юность, зрелость, старость), спортивная культура, календарь, личная гигиена и т. д. В частности, такая культурная универсалия, как украшения, выражает потребность людей чем-то отличаться от себе подобных. Данная потребность может быть выражена индивидуально, например стремление обладать уникальным драгоценным камнем, а может существовать в коллективном выражении, например в национальной одежде или кухне. Культурные универсалии служат основой выработки того, что мы называем вкусом.

Вкус — это способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства; категория, отражающая систему ценностных ориентаций; система эстетических предпочтений, основанная на культуре личности и творческой переработке эстетических впечатлений. Иными словами, вкус — это воспитанное с детства понимание красоты природы, вещей, поступков, характеров. Вкус может быть плохим и хорошим, развитым и неразвитым. Несмотря на то что вкус — личностное свойство человека, он всегда отражает эстетические ценности общества. Всегда существует определяющий, доминирующий вкус, которого придерживается большинство граждан, что, однако, не мешает проявлению и существованию эпатажных форм, бросающих вызов общепринятым нормам поведения. Эпатажные формы культуры, как правило, недолговечны и кратковременны.

Разумеется, у разных народов в силу множества причин, главной из которых были условия обитания в той или иной нише «земного дома», формировался различный вкус. Следует отметить, что, несмотря на кажущуюся примитивность вкуса первых людей, именно он предопределил пути формирования специфического образа жизни народов.

Образ жизни — это философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности отдельного человека, группы людей, общества в целом в единстве с условиями жизни. Он позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей, их труд, быт, культуру и т. д. Как способ жизнедеятельности людей, основанный на единстве природного и культурного, естественного и социального, образ жизни порождает совокупность элементов, так или иначе характеризующих социоприродную картину образцов общепринятых норм поведения индивидов в обществе. В эту группу элементов входят такие явления, как привычки, манеры, этикетные стереотипы, обычаи, обряды, нравы и др.

Привычки — это усвоенные или навязанные с детства нормы поведения дома или в общественных местах; способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности.

Манеры — это внешняя форма поведения индивида, вызывающая у окружающих либо положительные, либо отрицательные реакции. Современные процессы породили массу манер, особенно у молодежи, вызывающих только отрицательные реакции: например, поглощение пива прямо на улице, громкая речь, бесцеремонное обращение, использование нецензурной лексики и т. п. Нашествием, похуже монгольского, является «агрессия» российских средств массовой информации против русского языка. Налицо самая настоящая «идеологическая диверсия» бескультурья против культуры.

За столетия эволюции человеческое общество выработало целую систему манер, особый «культурный комплекс», называемый этикетом.

Этикет — это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. В современных условиях различают повседневный, гостевой, деловой, воинский этикет, дипломатический протокол и этикет и т. п. Этикет имеет классовое содержание. Так, манеры австралийского аборигена радикально отличаются от манер джентльмена из лондонского Сити. Кроме того, этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер: необходимость выбора того или иного слова, жеста или какоголибо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией.

В отличие от манер и этикета обычаи — продукт сознания больших групп людей, например народа.

Обычай — это стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычай народа — это устойчивый для данного народа стиль, заставляющий поступать в одной и той же ситуации одинаковым образом (например, пришел гость — его надо угостить; получил премию — отметил с друзьями и т. д.). Иными словами, обычай — одобряемые и понятные окружающим массовые образцы действий, которые считаются общепринятыми и которым надо следовать, чтобы не прослыть «белой вороной». Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.

Обычаи, имеющие нравственное значение, называют нравами. Это понятие характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Обряды — это традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни общества: рождение, свадьба, смерть и т. п. Расписанный по пунктам обряд, часто имеющий символическое значение, представляет собой ритуал (например, церковный).

Различают также нормы — узаконенные установления, признанный обязательным порядок. Нормы имеют тенденцию к закреплению в поведении людей и могут трансформироваться в законы — нормы поведения на основе всеобщего согласия с ними населения, которые оформляются в законодательных документах, например Конституции, и утверждаются парламентом или каким-либо иными полномочными органами власти, после чего законы становятся обязательными для всех членов общества. Нарушение данного обязательства признается преступлением и наказывается по закону.

• Мода, увлечения также являются элементами культуры. Они обусловлены взаимодействием людей по поводу свободного выбора отношений, не затрагивающих обязательства личности перед обществом, а имеющих дело лишь с личностными пристрастиями человека.

Мода — это инновация в мире одежды, манеры причесываться, пользоваться макияжем и т. д. Истины ради надо признать, что мода при всей кажущейся легкомысленности нередко переходит в мучительный поиск художниками-кутюрье новых линий, форм, подчеркивающих красоту человеческого тела, индивидуальность человека, его культуру и своеобразие.

Увлечения — это мир досуговой культуры, которая все больше и больше становится доминирующим фактором в постиндустриальном обществе.

  • [1] В данном случае под рационализацией (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум) понимается философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
  • [2] См.: Кравченко, А. И. Введение в социологию: учеб пособие. — М., 1995. — С. 36.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой