Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Систематизация технологий социальной работы в зависимости от характера трудной жизненной ситуации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определение границ возможных для субъекта целей — в этом качестве могут выступать различные объективные обстоятельства и факторы, оказывающие влияние на процесс жизнедеятельности человека и принятие им каких-либо решений. Это могут быть временные, образовательные, социальные, ценностные и другие факторы. Например, помогая человеку решить проблему поиска новой работы и последующего… Читать ещё >

Систематизация технологий социальной работы в зависимости от характера трудной жизненной ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная диагностика

Целью социальной диагностики является получение полной и объективной информации о клиенте, систематизация полученной информации, ее оформление для дальнейшего использования.

Социальная диагностика это комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих состояние этого явления и тенденции дальнейшего развития[1].

Технология социальной диагностики предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы клиента и резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успехов в отношениях с людьми, в самореализации в различных сферах (профессиональной, межличностном общении и т. д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций.

Результатом социальной диагностики является социальный диагнозу который заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов системы социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи. Постановка социального диагноза — процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы[2].

Социальная диагностика включает в себя три стадии (этапы):

1. Стадия осмысления — это одна из наиболее «болезненных» для клиента и одна из самых сложных для социального работника. Она определяется теми задачами, которые должны быть решены на указанном этапе социальной диагностики.

Во-первых, в ходе совместной деятельности клиента и социального работника необходимо провести сопоставление реальности с тем идеалом, с которым идентифицирует себя клиент (субъект). При этом, осмысливая собственную проблему, человек (группа) с необходимостью должен признать собственные ошибки, просчеты, завышенные требования, критерии или оценки.

Во-вторых, необходимо осмыслить и адекватно оценить ранее принятые решения и осуществленные на их основе действия.

В-третьих, следует провести анализ той системы социальных связей и отношений, в которые включен субъект, а также содержание его статусно-ролевых характеристик.

В завершении стадии осмысления делается вывод о причинах расхождения желаемого и действительного, об истинных корнях тех проблем, которые затрудняют процесс социального и личностного функционирования субъекта[3].

2. Стадия разработки альтернативных целей. В процессе осуществления социальной диагностики необходимо исходить из того, что определение целей клиента (субъекта) является одним из эффективных рычагов социальной регуляции его поведения и деятельности. Социальные цели, имея ценностно-рациональную природу, отражают не только ценности человека (группы, общества), но и его возможности в конкретных обстоятельствах.

Важнейшей задачей социального работника на этой стадии является помощь человеку в постановке перед собой таких целей, которые максимально соответствуют его возможностям, способностям и социально-ролевым характеристикам. Именно этим определяется содержание данной стадии социальной диагностики, включающее в себя три элемента.

Определение границ возможных для субъекта целей — в этом качестве могут выступать различные объективные обстоятельства и факторы, оказывающие влияние на процесс жизнедеятельности человека и принятие им каких-либо решений. Это могут быть временные, образовательные, социальные, ценностные и другие факторы. Например, помогая человеку решить проблему поиска новой работы и последующего трудоустройства, необходимо учитывать не только собственные желания и устремления клиента, но и уровень его образования и квалификации, востребованность данной работы на рынке труда и т. д. Социальный работник, опираясь на проделанный ранее анализ ситуации, совместно с клиентом должен попытаться найти наиболее приемлемый для клиента диапазон новых целей.

Расширение социальной свободы субъекта — это деятельность, направленная на высвобождение индивидуального начала человека (группы), активизацию его творческих и социальных сил. Задача социального работника состоит в том, чтобы суметь «рассмотреть» в клиенте активное, творческое начало, помочь найти новые возможности для приложения творческих сил с максимальной результативностью. При этом необходимо помнить, что в качестве подобных начал могут выступать любые возможности и способности человека, которые в силу различных обстоятельств не были реализованы на предыдущих этапах его жизнедеятельности. Раскрытие и последующая реализация этих способностей могут стать основой для решения той проблемы (комплекса проблем), с которой стапливается субъект. Например, решение проблемы поиска новой работы зачастую осложняется для человека тем, что он не видит или не хочет видеть иные возможности для самореализации, кроме тех, которые для него привычны и комфортны.

Построение нового идеала — это то, что позволит субъекту максимально эффективно выстроить всю систему последующей жизнедеятельности. Выбор идеала предполагает совместную деятельность социального работника и клиента. Необходимо, чтобы найденный в ходе этой совместной деятельности идеал был приемлемым для человека и рассматривался им как перспективный и в принципе достижимый.

Таким образом, стадия разработки альтернативных целей дает возможность найти возможные пути и способы деятельности для решения тех проблем, которые осложняют процесс личностного и социального функционирования субъекта, поставить перед ним новые цели и раскрыть те его способности и возможности, которые позволяют их реализовать.

3. Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние. На этом этапе предполагается преобразование сформированного ранее идеала в конкретные цели субъекта, которые могут и должны быть достигнуты им в процессе последующей жизнедеятельности. Решение этой задачи требует осуществление пяти процедур.

Во-первых, необходима рационализация целей субъекта, т. е. их осознание, четкие формулировки целей и построение алгоритма достижения. Если на предыдущей стадии социальной диагностики цели субъекта формулировались в виде перспективы, то теперь они должны быть представлены как четкая последовательность.

Во-вторых, обязательно определение социальных партнеров и союзников субъекта, т. е. выявление тех людей, групп и организаций, на помощь и поддержку которых может рассчитывать субъект в процессе реализации ранее намеченных целей. Чем шире круг возможных партнеров и союзников, тем более вероятным становится факт достижения субъектом собственных целей. Вместе с тем не следует стремиться к искусственному расширению этого круга.

В-третьих, требуется определение тактических приемов достижения субъектом поставленных целей. Социальный работник и клиент совместными усилиями должны определить наиболее эффективные и результативные пути и способы деятельности субъекта в процессе реализации ранее намеченной программы. Причем пути и способы деятельности должны лежать в поле возможностей и способностей клиента, его социальных партнеров и союзников.

В-четвертых, неизбежен поиск материальных средств реализации поставленных целей. Это могут быть средства финансовые, организационные, технические, технологические и др. Все они должны быть доступны субъекту. Только в этом случае последующее использование выбранных материальных средств позволит человеку (группе) добиться поставленных целей.

В-пятых, завершающий этап — это разработка программы и технологии перевода субъекта в иное качественное состояние. Наконец, появляется возможность разработать и предложить субъекту конкретный план его последующей деятельности. Реализация этого плана позволит клиенту преодолеть возникшие социальные или личностные затруднения и выстроить новую, более эффективную систему последующей жизнедеятельности.

Таким образом, процесс социальной диагностики позволяет выявить и с достаточной степенью достоверности установить те проблемы, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека (группы), а также основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем.

Социальная диагностика основывается на следующих принципах[4]:

  • 1) объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, которое исключает любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
  • 2) причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в ходе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов (явлений), а выяснять закономерности их возникновения и функционирования;
  • 3) комплексный подход объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления. Выделение отдельных поступков, отношений, действий возможно лишь условно, для накопления конкретных данных. При диагностике эти данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
  • 4) научная обоснованность и подтверждаемость они особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоят судьбы конкретных людей.

Систему методов социальной диагностики условно можно подразделить на две основные группы: методы диагностического исследования и методы анализа диагностической информации, определения приоритетности проблем[5].

Методы диагностического исследования позволяют получить наиболее достоверную информацию о явлении, объекте исследования. К ним относятся:

  • — сбор первичной информации, ознакомление с документальными и статистическими материалами;
  • — диагностическая беседа: позволяет получить достоверную информацию, уточнить некоторые предположения и восстановить более широкий контекст происхождения симптомов;
  • — наблюдение: позволяет получить достаточно полную информацию о клиенте, о его психологических особенностях, оценке им конкретной ситуации, о его отношении к окружающим и др.;
  • — интервью: позволяет получить дополнительную диагностическую информацию о социальном объекте;
  • — анкетирование: предназначено для выявления мнений и конкретных фактов у относительно большого круга лиц;
  • — тестирование: нацелено на получение более углубленной информации с помощью вопросов, рисунков и других исследовательских материалов.

К методам анализа диагностической информации можно отнести:

  • — метод классификации: классификационными критериями могут быть принадлежность к конкретной категории лиц, нуждающихся в социальной помощи, с учетом возраста, пола, семейного положения; характер социального явления с учетом его продолжительности, времени активного проявления и стабильного развития, а также причин и последствий;
  • — метод корреляции: позволяет выяснить характер и степень взаимовлияния исследуемых событий, явлений, особенностей поведения;
  • — метод сравнительного анализа проблем: используется, когда специалистам остаются неясными причины определенных явлений, обнаруженных в ходе проведения диагностики;
  • — метод контент-анализа: используется для сравнительного подсчета смысловых единиц (смысловыми единицами могут быть высказывания воспитателей, учителей, дневниковые записи подростков, их сочинения, стихи и даже письма);
  • — метод дифференциации: предполагает проведение условного расчленения полученных в ходе диагностики результатов, а затем осмысление и анализ выбранных компонентов (элементов) исследуемого явления.

Перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики.

  • [1] См.: Социальная работа // Российский энциклопедический словарь / под ред. В. И. Жукова. М., 2004.
  • [2] См.: Технология социальной работы / под рсд. И. Г. Зайнышева. М., 2000.
  • [3] См.: Там же.
  • [4] См.: Технология социальной работы: учебник для вузов / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. М., 2011.
  • [5] См.: Циткылов П. Я. Технология социальной работы: учеб, пособие для вузов. М., 2011.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой