Помощь и поддержка в Московском государстве
Благотворительность частных лиц в данный период только начинает оформляться, однако она либо укладывалась в традиционные формы частной помощи через монастырь, либо имела ограниченные сферы распространения. Благотворительность была делом частных лиц и в отличие от Византии не поддерживалась законодательно, а тем более на уровне налоговой политики. Поэтому она не могла противостоять росту… Читать ещё >
Помощь и поддержка в Московском государстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В период становления Московского государства византийская система приходит в кризисное состояние. Ослабленная татаро-монгольским нашествием княжеская власть практически утратила контроль над деятельностью церкви. В свою очередь, церковь отходит от практики благотворительности, когда в государстве начинают складываться товарно-денежные отношения. Таким образом, начало противоречий между церковью и властью связано не только с разделением полномочий, но и с преобразованиями в экономической сфере.
Историческая справка
- ? За период с середины XV до середины XVI в. территория России увеличилась более чем в шесть раз.
- ? Население страны в конце XV в. составляло примерно 5—6 млн человек, в середине XVI в. — около 9 млн (по другим данным — 6—7 млн человек)[1].
Если в Византии выкуп пленных, помощь в голод считались экстраординарными видами императорской помощи, то в России сложилась иная ситуация. В период оформления Московского царства, как и в предшествующие столетия, проблема выживания населения во время голода была не менее острой. Суровые климатические условия определили характер землепользования как рисковый, с большой вероятностью потери урожая. Наиболее характерные проблемы были связаны с ранними морозами и засухой.
Историческая справка
- ? В 1485 г. снег уничтожает молодые весенние всходы, ситуация повторяется в 1512, 1515, 1525, 1535, 1553, 1557, 1561, 1570.
- ? В 1589—1590 гг. летняя засуха усугубляется ранней зимой, в результате чего гибнет урожай, голод охватывает многие города и села.
Государственная власть была вынуждена заниматься проблемой голода, создавая особые учреждения — приказы, например Житный приказ, который ведал житными дворами, где хранился запас зерна на случай голода.
Издается ряд законов, регламентирующих действие местных властей, церкви, феодалов и «скудных людей» в период голода. В частности, предусматривалось введение государственной монополии на установление цены на зерно, раздача хлеба в долг, крестьянам предоставлялось право переходить от феодала в другие земли.
Отсутствие регулярной армии, большое пространство, слабая защищенность границ создавали угрозу пленения оседлого населения, следовательно, перед властью вставала проблема выкупа пленных. Это вынуждало государство ввести специальный налог на выкуп пленных, а также учредить орган управления и контроля — Полоняничный приказ.
Таким образом, то, что в Византии было экстраординарным, в Московском царстве становится постоянным видом помощи. Это отражается на технологиях помощи, которые осуществляли различные приказы (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Основные формы государственной поддержки в Московском государстве.
Приказ. | Формы государственной поддержки нуждающихся. |
Патриарший казенный | Милостыня, кормления, содержание нищих, богаделен. |
Аптекарский | Организация аптек, обеспечение лекарствами, борьба с эпидемиями. |
Тайных дел | Выплаты, содержание верховых нищих, детей-сирот, вдов, раненых, бывших пленников. |
Дворцовый (приказ Большого Дворца) | Выплата милостыни, содержание богаделен. |
Полоняничный | Выкуп пленных, сбор налога. |
Житный | Организация житных дворов. |
Византийская система помощи пыталась противостоять распространению праздности, нищенства, в том числе профессионального, — на это были направлены все ее составляющие и вся предшествующая история античной благотворительности. В Московском государстве легализуют институт нищенства, он получает свое институциональное и правовое оформление. Тому было множество причин, но особо необходимо выделить следующие:
- 1. Отход церкви от дел благотворительности. Монастыри, осуществляя помощь только в экстренных случаях, создали вокруг себя систему кормлений. Церковь разрешала селиться вокруг монастырей неограниченному количеству нищих, чтобы кормиться за счет подаяний паломников, шедших на богомолье. За один только XVII в. было основано 220 новых монастырей, а к началу XVIII в. их было уже 1201. Рост монастырей способствовал росту системы кормлений возле них.
- 2. Оформление политики нищепитательства, начиная с периода правления Ивана IV. Будучи не в состоянии организовать благотворительные учреждения, власть была вынуждена переложить проблемы поддержки нищих на общество, санкционировав законодательно защиту нищих. При этом византийская традиция помощи, «раздача из казны народу и сенату», приобретает гипертрофированные формы. «Раздача народу» осуществляется не только представителями власти, царем, патриархом, деятелями церкви, боярами, но и иными слоями населения.
Сложились определенные группы нищих, которые кормились от различных институтов церкви: богадельные, кладбищенские, соборные, монастырские, церковные, патриаршие. В светской системе кормления существовали свои разряды нищих: дворцовые, дворовые, «гулящие» и «леженки», которые имели свою систему пропитания.
Историческая справка
В 1669 г. лично царем Алексеем Михайловичем из казны было выделено нищим 6772 руб. 19 коп. На эти деньги в то время можно было купить 2257 лошадей, или 3386 коров, или 33 860 овец, что могло бы существенно поправить положение бедных дворов в деревне.
Сколько средств было пожаловано нищим всего, остается только догадываться, но то, что эти средства были велики и способствовали росту социального иждивенчества среди населения, очевидно. Всесословная милостыня, которая была санкционирована властью как страховая система населения, не могла не разрушить византийскую систему благотворительности, тем более что она уже не соответствовала новым веяниям времени.
3. Благотворительность частных лиц в данный период только начинает оформляться, однако она либо укладывалась в традиционные формы частной помощи через монастырь, либо имела ограниченные сферы распространения. Благотворительность была делом частных лиц и в отличие от Византии не поддерживалась законодательно, а тем более на уровне налоговой политики. Поэтому она не могла противостоять росту распространения профессионального нищенства.
«Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить», — писал В. О. Ключевский.
- [1] См.: История государственного управления России: учебник / отв.ред. В. Г. Игнатов. Ростов н/Д: Феникс, 2002.