Предисловие.
Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности
В данной работе впервые системно осмысляется отечественный опыт реализации корпоративной социальной ответственности; развития социальных инвестиций и социального партнерства; оценки их эффективности, в том числе с использованием авторских наработок, полученных в результате участия в разработке и реализации ряда федеральных и региональных проектов и программ; деятельности организаций… Читать ещё >
Предисловие. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мировой и отечественный опыт социально-экономического развития и модернизации убедительно показывает зависимость успешности этих процессов от консолидации общества на основе не просто взаимного доверия государства, бизнеса и гражданского общества, но и разнопланового социального партнерства. При этом ключевым моментом является формирование условий для полноценного использования потенциала деловой активности, который отнюдь не сводится только к использованию природных и финансовых ресурсов.
Выход страны на цивилизованные рубежи и возможности инновационного развития оказываются решающим образом обусловленными реализацией социального позиционирования бизнеса, его корпоративной социальной ответственности: эффективными социальными инвестициями, развитием человеческого капитала на уровне как отдельных компаний, так и общества в целом.
Данное пособие посвящено рассмотрению технологий реализации корпоративной социальной ответственности, внутренних и внешних социальных инвестиций, социального партнерства, оценке их эффективности.
Эта тематика все более привлекает внимание отечественных исследователей, экспертов. Многое сделано (особенно в работах С. П. Перегудова, И. С. Семененко, С. В. Туркина, В. Н. Якимца) по обобщению зарубежного опыта, выработке рекомендаций по практическому применению этого опыта в нашей стране.
В данной работе впервые системно осмысляется отечественный опыт реализации корпоративной социальной ответственности; развития социальных инвестиций и социального партнерства; оценки их эффективности, в том числе с использованием авторских наработок, полученных в результате участия в разработке и реализации ряда федеральных и региональных проектов и программ; деятельности организаций, обеспечивающих развитие социальных инвестиций и социального партнерства; участия в экспертной группе Минрегионразвития по моногородам. Некоторые из таких наработок являются приоритетными, на них получено авторское свидетельство.
Все эти результаты не могли быть получены без успешного и плодотворного сотрудничества с коллегами и партнерами, которым я приношу глубокую и искреннюю благодарность.
Прежде всего, А. А. Нещадину, А. Р. Фатхуллину, В. К. Кашину, О. А. Лещенко, многолетнее сотрудничество с которыми явилось основой и залогом реализации многих идей.
В ряде вопросов ключевую роль сыграла поддержка таких специалистов, как профессор А. М. Ходачек и профессор В. Н. Якимец.
На разных стадиях работы большое значение имело сотрудничество с А. Ф. Векслер, Е. И. Громовой, О. В. Олейником, В. И. Терентьевой, М. Э. Тульчинской.
Благодаря профессору А. В. Тихонову, профессору О. Я. Гелиху, И. Е. Райхлину, М. М. Тарловой основные идеи прошли экспертизу в ходе нескольких представительных конференций, круглых столов, семинаров. Магистранты социологического факультета Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ помогли раскрыть колоссальные возможности операционализации предложенной методики анализа эффективности социальных инвестиций и социального партнерства.
Данный курс разработан на основе обобщения учебных курсов «Корпоративная социальная ответственность: организация, технологии и оценка эффективности», «Социальные инвестиции и социальная ответственность бизнеса», «Бизнес в России: социальное признание и уважение», «Социальное партнерство и корпоративное гражданство», «Социальная политика: оценка эффективности». Особенно полезен этот учебник будет для студентов, обучающихся на вечерних и заочных отделениях вузов.
В результате освоения данного курса студент должен:
знать
- • содержание, роль и действие социальных функций бизнеса в современном обществе;
- • историю возникновения и развития КСО за рубежом и в России;
- • требования и критерии международных стандартов КСО;
- • основные сферы востребованности КСО и социального партнерства;
- • современный отечественный и зарубежный опыт КСО, соответствующей критериями и стандартами оценки;
- • основные направления социальных инвестиций и социального партнерства бизнеса, актуальные в современном российском обществе;
- • организационную специфику благотворительности, социальных инвестиций и социального партнерства;
- • роль, значение и субъектов востребованности оценки эффективности КСО (со стороны бизнеса и общества);
- • уровни и виды эффективности КСО;
- • основные подходы к оценке эффективности КСО и социального партнерства;
- • методы оценки эффективности КСО и социального партнерства, их возможности и проблемы;
- • основные контактные и целевые группы КСО и социального партнерства;
- • основную информацию о необходимом информационном обеспечении КСО и социального партнерства;
- • основные коммуникативные технологии КСО и социального партнерства;
- • специфику и требования к организации социального аудита и гуманитарной экспертизы;
уметь
- • объяснять причинно-следственные и функциональные связи, взаимодействие бизнеса, государства и общества, важнейших социальных институтов экономики, политики, гражданского общества;
- • анализировать социально-культурные, социальнополитические и экономические факторы восприятия российского бизнеса в обществе;
- • формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- • использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- • оценивать целесообразность, результативность и экономичность КСО и социального партнерства;
- • выявлять зависимости между индикаторами КСО и конечными показателями бизнеса;
- • осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных задач;
- • формулировать цели и требования к содержанию социальных отчетов, их экспертизе;
владеть
- • основным терминологическим аппаратом в области КСО и социальной политики;
- • навыками обработки и анализа эмпирической информации;
- • навыками анализа в области оценки эффективности проектов социальной политики;
- • навыками организации эффективного позиционирования бизнеса в социальной среде;
быть компетентным
• в профессиональном анализе и разрешении социальнозначимых проблем и процессов позиционирования бизнеса в современном обществе, прогнозировать возможное их развитие в будущем.
Учебник рассчитан как на преподавателей, так и на студентов уровня бакалавриата и магистратуры факультетов менеджмента, социологии, прикладной политологии.
Он может быть использован и в практической деятельности по организации эффективных социальных инвестиций и социального партнерства, в разработке и реализации социальной политики на корпоративном и региональном уровнях.
Важную роль играют также прилагаемый к основному тексту справочный материал: перечень международных и отечественных организаций, занимающихся социальной и гуманитарной экспертизой, характеристики международных стандартов социальной отчетности, методики оценки эффективности социальных инвестиций и социального партнерства, список рекомендуемой литературы.