Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние семьи на жизненный путь ребенка-инвалида

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Международная научная школа для молодых специалистов «Социальная политика: новые модели и направления» (г. Руза Московская обл., 2009 г.) — XI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мцре: методология, опьгг эмпирического исследования» (г. Екатеринбург, 2009 г.) — XXV Международная научно-практическая конференция «Изменяющаяся Россия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы социологического анализа жизненного пути личности в ситуации инвалидности
    • 1. 1. Жизненный путь ребенка-инвалида как предмет социологического анализа
    • 1. 2. Роль семьи в конструировании жизненного пути ребенка-инвалида
  • Глава II. Особенности влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида в современных условиях
    • 2. 1. Типы влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида
    • 2. 2. Ребенок-инвалид как субъект конструирования своего жизненного пути

Влияние семьи на жизненный путь ребенка-инвалида (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Динамизм развития современного общества способствует выдвижению определенных требований к личности вне зависимости от ее психических и физических возможностей. Возникает потребность в человеке, способном к такому жизнеустройству, которое сочетало в себе, с одной стороны, управление социальными рисками, сопровождающими его на протяжении всей жизни, с другой, возможности для самореализации.

Все более ослабевающее влияние на жизненный путь стереотипов и обычаев, а также влияние общемировых тенденций индивидуализации социальной жизни, ведет к тому, что личность не стремится прожить жизнь по традиционной схеме, свойственной большинству, а конструирует жизненные события, все больше ориентируясь на собственные потребности и интересы. На смену во многом стандартизированной жизни, приходит жизненный путь, определяемый преимущественно самим субъектом.

Вместе с тем в социальной структуре общества имеются социальные группы, которые в силу имеющихся ограничений (физических, психических, социальных) оказываются в ситуации суженного пространства индивидуального выбора, когда управление социальными рисками, конструирование жизненного пути осуществляют в первую очередь социальные институты: семья и государство (посредством социальной полигики). К ним относятся, в том числе, дети-инвалиды.

По данным статистики, количество детей-инвалидов с каждым годом продолжает увеличиваться. Так, в настоящее время зафиксировано в РФ 13 млн. инвалидов, 700 тысяч из них дети1. Несмотря на то, что дети-инвалиды представляют собой достаточно многочисленную и дифференцированную по своему составу социальную группу, ее жизненный путь е| социологии практически не исследован. Это определяет необходимость в теоретическом.

Доклад Уполномоченного по правам человека. О положении детей в РФ. ЬКр//0шЬш15п1ап.20У.ш/(!0?ит/5р!пу.Ь (ш анализе данной темы. Социологический анализ жизненного пути у детей-инвалидов требует понимания его последовательности, содержания, направленности, исследования факторов, оказывающих на него влияние, а также выявления предпосылок его нарушений.

В обществе существует два основных варианта воздействия на формирование содержания и направленности жизненного пути ребенка-инвалида Первый вариант заключается в том, что государство создает условия для восстановления физического и психического здоровья ребенка, позволяя ему успепшо социализироваться в окружающем мире, обеспечивая возможности для тех, кто не может успешно включиться в социальную жизнь наравне с людьми, не имеющими ограничений. Влияние семьи в этом случае оказывается в качестве дополняющего воздействия на жизненный путь ребенка. Второй вариант предполагает рассмотрение семьи как ведущего субъекта конструирования жизненного пути при решении задач, направленных на восстановление здоровья ребенка, а также выбору варианта самореализации. Государство в этом случае берет на себя роль субъекта, помогающего семье реализовать эту функцию посредством определенных социальной политикой мер.

Изменения, произошедшие в семейной социальной политике российского государства за последние десятилетия, способствовали тому, что в настоящее время происходит возвращение семье ответственности за решение важных для нее вопросов, которой она была лишена на протяжении длительного времени. Часть полномочий государство передает семье, оставляя за ней право, решать проблемы (материальные, педагогические, психологические и т. д.), удовлетворять потребности ребенка-инвалида в самореализации, самоутверждении как полноценного человека, исходя из собственных ресурсов в интересах ребенка. Таким образом, семья, а не государство, становится ведущим субъектом жизненного пути ребенка-инвалида.

Актуальность в новых социально-экономических условиях приобретает выявление особенностей влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида. Характер этого влияния может быть различным. В одних случаях семья сама принимает на себя роль ведущего субъекта жизненного пути ребенка-инвалида. В других ситуациях, несмотря на то, что у семьи значительно расширились возможности выбора развивающей, образовательной и других траекторий жизненного пути для ребенка-инвалида, ресурсы общества и собственные ресурсы семьи, которые могли бы быть направлены на помощь ребенку, зачастую остаются невостребованными.

Выделенные возможные типичные варианты влияния семьи требуют специального социологического анализа. На основе теоретического и эмпирического анализа этих влияний появляются возможности разработки социальных технологий создания необходимых условий для самореализации инвалидов. Социологический анализ также позволяет выйти на проблему формирования оптимальных форм взаимодействия семьи, общества и самого ребенка-инвалида в конструировании его жизненного пути.

Содержание социологических проблем связано с определением тех форм влияний семьи, которые являются типичными для современных условий. На основе теоретического и эмпирического анализа этих влиянии появляются возможности разработки технологий создания необходимых условий для самореализации инвалидов. Социологический анализ также позволяет выйти на проблему формирования оптимальных форм взаимодействия семьи, общества и самого ребенка-инвалида в конструировании его жизненного пути.

Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью социологического осмысления следующих противоречий: между потребностью личности в самореализации и наличии физических или социальных ограничений в ее осуществлении в ситуации инвалидности, преодолеть которые представляется зачастую невозможным без помощи семьимежду ожиданиями инвалидов в соответствии с декларируемыми принципами равенства прав и возможностей современного общества и реальными практиками влияния семьи на жизненный путь инвалидовмежду существующими в обществе стереотипами в восприятии инвалидов как социально ущемленных, зависимых и неспособных к активной жизнедеятельности и установками на самостоятельность и максимальную самореализацию, формируемыми семьей у детей-инвалидовмежду необходимостью реализовать ребенком-инвалидом свои природные задатки и способности и влиянием семьи, которое может ограничивать самореализацию.

Разрешение этих противоречий требует специального социологического анализа, раскрывающего как теоретические аспекты влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида, так и эмпирического анализа тех противоречий, которые возникают в процессе выбираемых семьей вариантов конструирования жизненного пути ребенка-инвалида. Степень научной разработанности проблемы.

В социологической литературе тематика жизненного пути ребенка-инвалида является малоизученной. Совокупность источников, затрагивающих данную проблематику, представляется возможным разделить на три группы.

Первую группу источников составляют работы, посвященные анализу жизненного пути. Первоначально работы социологов концентрировались вокруг изучения жизненных планов и перспектив отдельных групп, чаще всего социально значимых для определенного периода развития общества. Степень освоения данного проблемного поля достаточно велика. Исследования жизненного пути, образа жизни представлены в работах уральских социологов, среди которых такие авторы как Е. С. Баразгова, Ю. Р. Вишневский, Г. Е. Зборовский, Л .Я. Рубина, М. Н. Руткевич, О. В. Рыбакова,.

Ф.Н. Филиппов, В. Т. Шапконовосибирских — ДЛ. Константиновский, Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкинленинградских — В. Т. Лисовский, В. А. Ядовприбалтийских М.Х. Титмаукраинских — Е. И. Головаха, Л. В. Сохань. Несмотря на то, что данные работы в большинстве своем были посвящены проблемам формирования жизненных планов молодежи, рабочих, они явились теоретической основой для разработки тематики жизненного пути и жизненных стратегий, жизненных целей и перспектив и других социальных групп.

Под влиянием изменений социальных ценностей в сторону значимости отдельной человеческой жизни акценты постепенно сместились на исследования жизненного пути отдельной личности. Работы К. А. Абульхановой-Славской, Е. С. Балабановой, В. А. Берковских, М. Е. Еникеева, Н. А. Логиновой, Е. Ю. Мещеркиной, Н. Ф. Наумовой, Т. Е. Резник, Ю. М. Резника, с одной стороны, восходят к традициям изучения проблематики жизненного пути в целом, с другой стороны, являются логичным дополнением различных подходов к жизненному пути личности.

Современный этап исследований жизненного пути представлен в аспекте изучения жизненных стратегий в работах Г. Н. Березиной, О. В. Дудника, О. Н. Ежова, Т. Е. Резник, Ю. М. Резника и многих других.

Вторая группа источников представлена работами, посвященными анализу проблем социализации детей-инвалидов.

Научный интерес представляет детство как значимый этап социализации личности. Социологические аспекты социализации нашли отражение в исследованиях Ю. Р. Вишневского, EJB. Грунт, Г. Е. Зборовского, И. С. Кона, A.B. Меренкова, Л. Л. Рыбцовой, В. Т. Шапко и др.

Значимую роль в социологическом анализе детства сыграли публикации Е. В. Брееевой, Л. Б. Волынской, Й. С. Кона, Ф. Э. Шереги, С. Н. Щегловой.

Особое значение для исследования влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида имеют источники, в которых рассматривается тема инвалидности, а также детской инвалидности. Необходимо отметить, что отдельные аспекты инвалидности представлены в научной литературе достаточно широко. Медико-социальное направление исследований представлено в работах С. И. Блохиной, Н. Ф. Дементьевой, В. П. Козловой A.B. Осадчих, Е. И. Холостовой, Л. П. Храпылиной и других. Инвалидность с психолого-педагогической точки зрения изучали Л. С. Выготский, А. И. Захаров, А. Г. Лигвак, Н. Н. Малофеев, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, A.B. Смирнов, A.B. Суворов и другие исследователи. Проблематика детской инвалидности получила свое развитие в исследованиях: Л. К. Грачева, Н. И. Гурвич, Н. Ф. Дементьевой, Т. А. Добровольской Д. В. Зайцева, A.B. Старшиновой, Т. И. Черняевой, Н. Б. Шабалиной, Б. Ю. Шапиро, Е.Р. Ярской-Смирновой.

Особо следует отметить работы современных исследователей, активно развивающих идеи социальной интеграции и независимой жизни. Российские социологи HJ3. Васильева, Т. А. Добровольская, Д. В. Зайцев, Ю. Н. Казаков, Е. А. Миронова, Э. К. Наберушкина, П. ВРоманов, СБ. Степухович, B.C. Ткаченко, Т. Я. Черняева, Н. Е. Шабалина, Е.Р. ЯрскаяСмирнова в своих публикациях акцентируют внимание на проблемах социальной интеграции инвалидов.

Идеологии независимой жизни инвалидов посвящены труды Н. В. Васильевой, Д. В. Зайцева, E.H. Ким, Т. Малевой, П. В. Романова, Э. Г. Тучковой, Б. Ю. Шапиро.

К следующей группе относятся источники, связанные с изучением семьи, ее роли в жизни ребенка-инвалида. Общетеоретические вопросы семьи изучались А. Й. Антоновым, А. Г. Вишневским, С. И. Голодом, Т. А. Гурко, Б. С. Павловым, Г. Г. Силласте, С. А. Сорокиным, А. Г. Харчевым и другими исследователями.

Социологический анализ семей, воспитывающих детей-инвалидов, актуализировался в 1990;е годы. Появились первые работы, отражающие специфику влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида с точки зрения системно-экологического подхода, обнаруживая тесную связь между инвалидностью одного из членов семьи и семьей как целостной системой. Вопросам, затрагивающим жизнедеятельность семьи, ее социальные проблемы, систему социальной защиты семьи с ребенком-инвалидом посвящены работы Е. Ф. Агильдиевой, И. А. Дворянчиковой, Д. В. Зайцева, Э. Р. Калимуллиной, Э. К. Наберушкиной, JI. Н. Овчаровой, Г. Г. Силласте, А, В. Старшиновой, С. В. Степухович, Т. И. Черняевой, Л. Шипицыной, Е.Р. Ярской-Смирновой, JI.B. Ясной.

Несмотря на имеющийся научный потенциал изучения тематики жизненного пути и инвалидности, к теоретическому анализу влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида исследователи обращаются нечасто. Имеются только единичные работы, непосредственно цосвященные изучению жизненного пути ребенка-инвалида (A.B. Федоров). Также проблемы влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида разрабатывались А. А. Вороновым, Н. А. Дворянчиковой, Е. ЛЕриной, А. В. Старшиновой, Т. И. Черняевой, Н. В. Шахматовой, Е.Р. Ярской-Смирновой, JLB. Ясной.

Таким образом, потребность в социологическом анализе данной темы сохраняет свою актуальность.

Объектом диссертационного исследования выступает жизненный путь ребенка-инвалида.

Предмет исследования — влияние семьи на жизненный путь ребенка-инвалида.

Цель диссертационного исследования состоит в изучении содержания, особенностей влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида, а также противоречий, характерных для данного процесса.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— раскрыть специфику социологического подхода к понятию жизненный путь;

— исследовать особенности жизненного пути ребенка-инвалида- -сформировать типологию семей, воспитывающих ребенка-инвалида, и провести анализ влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида в соответствии с выделенными типами;

— раскрыть роль ребенка как субъекта конструирования своего жизненного пути.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили работы зарубежных и отечественных социологов, психологов, философов, педагогов* посвященные анализу жизненного пути и жизненных стратегий, теорий инвалидности. Данные работы позволили выстроить концепцию влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида В основе исследования лежит концептуальное положение о решающей роли семьи в жизненном пути ребенка-инвалида.

Методологическую основу диссертационного исследования составил системно-экологический, структур но-функциональный, социокультурный подходы, теория социального капитала Дж. Коулмана Системно-экологический подход позволил рассмотреть семью как целостную систему и раскрыть взаимосвязь между ребенком-инвалидом и его социальным окружением. Структурнофункциональный анализ (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) позволил выделить в социальной структуре общества особую социальную группу детей-инвалидов и обозначить функции, выполняемые данной группой в общей системе социального взаимодействия. Социокультурный подход послужил основанием для оценки детской инвалидности как проблемы, формируемой исключительно обществом, ограничивающей ресурсы и возможности инвалидов. Концептуальные идеи, развиваемые в рамках теории человеческого и социального капитала, позволили оцепить возможности различных типов семей по ресурсному обеспечению детей-инвалидов.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили исследования, проведенные автором в 2006 — 2009 г.:

1. Анкетный опрос родителей детей-инвалидов. Объем выборки составил 364 респондента. Выборка осуществлялась методом целевого отбора.

2. Полуструктурированное интервью с родителями, воспитывающими детей-инвалидов (22 человека).

3. Анализ устных биографий, собранных методом нарративного интервью с инвалидами (18 человек).

4. Фокусированное интервью с детьми-инвалидами (14−18 лет) по зрению. Объем выборки — 28 человек.

Положения диссертации, содержащие научную новизну, заключаются в следующем:

— выявлена специфика социологического подхода к пониманию жизненного пути детей-инвалидов, которая заключается в рассмотрении типичных для данной социальной группы жизненных событий и обстоятельств, образа жизни, особенностей процесса социализации;

— раскрыта специфика двух основных этапов жизненного пути ребенка-инвалида: начальный этап, когда семья выступает в качестве ведущего субъекта, способствующего преодолению ограничений, вызванных имеющимися у инвалида нарушениями здоровья, и этап самостоятельного конструирования жизненного пути, когда личность выступает как субъект, готовый к активной социальной реабилитации, самореализации в разнообразных сферах жизнедеятельности;

— выявлены и раскрыты основные противоречия жизненного пути ребенка-инвалида. Выделяются противоречия между заинтересованностью семьи в самореализации ребенка-инвалида и отсутствием у нее целенаправленной деятельности по созданию необходимых для данного процесса условиймежду конструированием семьей жизненного пути ребенка-инвалида с ориентацией на субъект-объектные отношения и ожиданиями со стороны семьи постоянно возрастающей самостоятельности ребенка в процессе осуществления его жизненных плановмежду необходимостью в высоком уровне самоорганизации ребенка-инвалида и отсутствием у семьи установки на ее формирование;

— выделены основные типы влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида в зависимости от характера его инвалидности и выбранной семьей стратегией социальной реабилитации: опека, развитие, нормализация, доверие, невмешательство в ситуацию;

— доказано, что тип влияния семьи определяет отношение ребенка-инвалида к своему дефекту или заболеванию, оценку собственной личности, возможности освоения социального опыта. Ребенок-инвалид становится активным субъектом конструирования собственного жизненного пути в условиях, когда семья формирует у него установку на преодоление ограничений, вызванных инвалидностью. В таких семьях развиваются умения и навыки, обеспечивающие успешную самореализацию, самоутверждение ребенка-инвалида в будущей взрослой жизни, преодоление иждивенческой позиции, адекватное отношение к помощи со стороны окружающих, самостоятельность в принятии решений, касающихся основных жизненных событий;

— разработаны рекомендации по совершенствовашро работы учреждений социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов. Теоретическая и практическая значимость работы.

В теоретическом плане работа вносит вклад в развитие социологического знания о жизненном пути, инвалидности, влиянии семьи на жизненный путь ребенка-инвалида.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут использоваться при разработке и чтении курсов «Социология инвалидности», «Социальная работа с семьей ребенка-инвалида», «Социология детства», «Технологии социальной работы с детьми-инвалидами».

Выделенные типы влияния семьи позволяют в дальнейшем выработать рекомендации по оптимизации жизненного пути детей-инвалидов, разрабатывать и корректировать образовательные и социальные программы для родителей детей-инвалидов, для специалистов по социальной работе и социальных педагогов. Данные исследования могут быть использованы в дальнейшем при изучении семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Апробация и внедрение результатов исследования отражены в опубликованных статьях и учебно-методических пособиях, обсуждались на выступлениях на международных, региональных и городских научно-практических конференциях:

Международная научная школа для молодых специалистов «Социальная политика: новые модели и направления» (г. Руза Московская обл., 2009 г.) — XI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мцре: методология, опьгг эмпирического исследования» (г. Екатеринбург, 2009 г.) — XXV Международная научно-практическая конференция «Изменяющаяся Россия. Социально-экономические инновации» (г. Челябинск, 2008 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социальной работы с семьей в контексте региональной демографической политики», (г. Ульяновск, 2008 г.) — X Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (г. Екатеринбург, 2008 г.) — П Межрегиональная конференция «Актуальные вопросы детской офтальмологии и ретинопатии недоношенных» (г. Екатеринбург, 2007 г.) — Международная научно-практическая конференция «Социальное партнерство в профессионально-трудовой реабилитации людей с инвалидностью: проблемы и перспективы» (г. Пермь, 2007 г.) — VIII Международная конференция памяти профессора Л.Н.Согаца «Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология и опыт эмпирического исследования» (г. Екатеринбург, 2006 г.) — Региональная научно-практическая конференция «Социальное служение» (г. Екатеринбург, 2006 г.) — Международная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в понимании и решении проблем инвалидности» (г. Пермь, 2005 г) — Региональная научно-практическая конференция «Социальное служение: неразрывная взаимосвязь духовного и светского опыта» (г. Екатеринбург, 2005 г.) — VII Международная конференция памяти профессора JI.H. Когана «Кросс-культурные исследования: методология, опыт эмпирического анализа» (г. Екатеринбург, 2005 г.).

Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной работы и кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского Государственного университета им. А. М. Горького.

Глава Ь Теоретико-методологические основы социологического анализа жизненного нута личности в ситуации инвалидности.

Заключение

.

Изменения в социальной политике, произошедшие за последние годы, привели к тому, что государство, в соответствии с требованиями рыночной экономики, постепенно передает семье управление социальными рисками, возникающими в процессе жизненного пути детей с ограничениями жизнедеятельности, не снимая в то же время с себя ответственности за ее поддержку. Определение направленности и характера влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида является одной из проблем современного общества.

Попытка развития теории жизненного пути ребенка-инвалида, предпринятая в работе, позволит определить значимость семьи как фактора, влияющего на жизненный путь ребенка-инвалида. Традиционно считалось, что жизненный путь инвалида, а тем более ребенка-инвалида, не приносит ощутимой пользы обществу. Однако эти вопросы в условиях гуманизации современного общества потеряли свою актуальность. Особое значение приобрело выявление важности жизненного пути людей с ограничениями жизнедеятельности для общественного развития. Жизненный путь каждого человека связан с будущей трудовой деятельностью, с потреблением определенных услуг и товаров и т. д. Все это свидетельствует о его значимости для общества. В то же время возникает задача определения соответствия социальной системы потребностям личности в ситуации инвалидности, которые носят индивидуальный характер и существенно различаются на разных этапах жизненного пути.

В современных условиях возникает необходимость конкретизировать знания о возможностях конструирования жизненного пути инвалида таким образом, чтобы жизненный путь не приобретал патологическую направленность, а способствовал как самореализации инвалида, так и общественному развитию.

Влияие семьи на жизненный путь ребенка-инвалида заключается в том, что она выступает субъектом этапа становления жизненного пути ребенка-инвалида. Семья создает объективные условия для развития и самореализации ребенка-инвалида. Данные условия могут носить благоприятный характер, составляя внутренний потенциал семьи. В то же время влияние семьи включает в себя негативные воздействия. Как показало проведенное исследование, семья способна повысить жизненные шансы ребенка, способствуя развитию его творческих и иных способностей, содействуя в получении образования, профессиональной подготовки, приобретении определенного социального статуса. Однако именно семья может минимизировать стартовые возможности ребенка. Это происходит в случае отсутствия у нее активных действий, направленных на определение способов компенсации ограничений ребенка, а также при ориентации семьи главным образом на систему социального обеспечения и социального обслуживания.

Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, как и другие семьи, обладают определенным уровнем социального, финансового и человеческого капитала. В различных семьях создаются разные условия для реализации стремлений ребенка. Так, наличие финансового капитала расширяет диапазон возможностей семьи по удовлетворению потребностей ребенка. Однако наличие финансового капитала при отсутствии установки на реабилитацию ребенка не гарантирует реализации имеющихся у ребенка способностей. Более выгодные стартовые условия жизненного пути имеют те дети, семьи которых постоянно наращивают социальный и человеческий капитал.

Существуют некоторые особенности, отличающие семьи с ребенком-инвалидом от других семей. Появление в семье ребенка-инвалида приводит в действие процесс изменения жизненных планов, целей и перспектив семьи относительно ребенка. В связи с этим семейная система с ребенком-инвалидом более неустойчива и чаще подвержена изменениям.

Формирование новых ценностных ориентации и жизненных перспектив представляет собой достаточно длительный процесс. Семья способна пройти его самостоятельно, опираясь исключительно на внутренние ресурсы, но в большинстве случаев ей требуется помощь ближайшего окружения или специалистов.

Нарушение зрения, безусловно, оказывает влияние на процесс развития ребенка. Однако каким будет это влияние, зависит, в первую очередь, от ближайшего окружения ребенка. Именно среда должна изменившись, приспособиться к новым способам удовлетворения потребностей ребенка: «Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами и для педагога и родителя, прежде всего, важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка82».

Роль семьи на этапе становления жизненного пути ребенка заключается в том, что как главное звено в процессе конструирования жизненного пути, семья формирует основные его элементы: потребности, ценностные ориентации, ценностные установки, интересы, мотивы поведения, позиции и роли. Относительно ребенка-инвалида это может быть роль пассивного наблюдателя, предпочитающего идти вслед за сложившимися жизненными обстоятельствами, а также роль активного члена общества, ориентированного на перспективу и самореализацию. Я. Коломинский сравнивает жизненный путь человека с траекторией запущенной в космос ракеты. Если допустить даже незначительную ошибку на старте, то трасса отклонится на тысячи и тысячи км83. Так и семья может изменить жизненный путь ребенка, делая его более независимым от социальной политики государства, формируя человека как субъекта собственной жизни. В настоящее время возрастает количество семей, которые берут на себя ответственность за решение проблем, возникающих в.

82 Выготский Л. С. Собрание сочинении: в 6-тнт. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. -М.: Педагогика, 1983. -С. 12. мСм. Коломинский Я. Вместо комментария //Знание-сила. 1987. — .№ 7. — С.45. процессе их жизнедеятельности. Социальная политика рассматривается ими не в качестве ограничивающего фактора, а как внешний ресурс, направленный на поддержку в ситуациях, затрудняющих их функционирование.

Семьи демонстрируют различные типы влияния на жизненный путь ребенка-инвалида: развитие, нормализация, доверие, опека, невмешательство в ситуацию. Разные типы влияния оказывают различное воздействие на жизненный путь ребенка-инвалида. Это воздействие не всегда носит положительный характер. Некоторые типы влияния предполагают поиск возможностей для индивидуализации жизненного пути ребенка-инвалида. Такими возможностями выступают получение ребенком образования* в том числе профессионального, развитие способностей ребенка, расширение системы социального взаимодействия.

Другие типы влияния предполагают в большей степени пассивную адаптацию, нежели активные действия по преодолению ситуации. Данные влияния обусловлены рядом факторов: ценностными ориентациями родителей, ожиданиями, установками, уровнем притязаний. Такие семьи нуждаются в практиках раннего вмешательства в их жизнедеятельность. Это позволит восстановить способности семьи к функционированию, минимизировать риски возникновения вторичных нарушений у ребенка, а также снизить негативное влияния данного типа семьи на социальную систему в целом.

Разнообразие влияний семьи предполагает различие в организации поддержки данных семей. Одним семьям требуется минимальная помощь, некоторые семьи нуждаются в специально организованной реабилитационной деятельности и существенной поддержке со стороны общества и государства, поскольку самостоятельно активизировать имеющиеся внутренние ресурсы они не готовы. Как показало исследование, имеются семьи, которые, обладая внутренними ресурсами, способны привлекать ресурсы внешние, стимулируя развитие общественного сектора, направленного на поддержку семей с детьми-инвалидами.

Таким образом, на наш взгляд, требуется совместная работа специализированных реабилитационных центров, общественных организаций, социальных государственных учреждений, и, конечно, родителей.

Со стороны учреждений реабилитационного профиля, общественных организаций, образовательных структур должно осуществляться информационное обеспечение семей специальной литературой, аудиовидеоматериалами, касающимися вопросов социализации, особенностей развития детей с нарушениями зрения. Помимо этого целесообразным будет являться организация и проведение круглых столов для семей, воспитывающих особых детей по обмену имеющимся опытом.

По нашему мнению, назрела необходимость в создании психологической службы поддержки семьи в рамках специализированных реабилитационных центров либо центров помощи семье и детям, куда могут войти как специалисты, так и родители, имеющие детей с нарушениями зрения. Следует помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками реабилитационного процесса Опора на внутренние и внешние ресурсы семьи является значительным потенциалом в процессе реабилитации. Помочь раскрыть и использовать данный потенциал в полной мере — задача специалистов.

В настоящее время актуальной проблемой, возникающей в процессе жизнедеятельности ребенка-инвалида, является его зависимость от ближайшего окружения. Эта зависимость четко прослеживается на этапе становления жизненного пути, зачастую распространяясь и на период реализации жизненного выбора. Как показало исследование, причины зависимости лежат в выборе и реализации определенных влияний семьи.

Наибольшей возможностью для успешного конструирования собственного жизненного пути имеют те дети-инвалиды, у которых семья развивала самостоятельность, коммуникативные навыки, активность. Эти дети с особенностями в развитии ориентируются на помощь окружающих и для них это не составляет проблем. У них сформированы ценностные качества, ориентированные на восприятие себя как личности с индивидуальной особенностью — инвалидностью, самостоятельностью в решениях основных жизненных событий. Процесс социализации детей из таких семей был направлен на возрастание осознанной самостоятельности ребенка.

Современных подросков-инвалидов отличает демонстрация готовности к реализации индивидуально-личностных моделей поведения. Не все из них четко представляют себе собственные возможности, самостоятельно ограничивая тем самым собственный выбор. В то же время семья оказывается неготова к ситуации самостоятельного поведения ребенка, ограничивая тем самым его жизненный путь.

Значимое место в конструировании жизненного пути играет собственная позиция инвалида, основы которой также закладываются семьей на начальном этапе жизненного пути.

Перспективы дальнейшего исследования данной проблемы можно отразить в рамках двух направлений. Первое направление исследования связано с применением выделенных нами взаимодействий для разработки и реализации технологий работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида, поскольку на сегодняшний день востребованными становятся методы, апеллирующие не к ресурсам социальной сферы, а к внутренним и внешним ресурсам самой семьи. Второе направление исследования обусловлено необходимостью в изучении других значимых условий, определяющих конструирование жизненного пути ребенка-инвалида.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Диалектика человеческой жизни /К. А. Абульханова — Славская — Москва: Мысль. 1977. — 224 с.
  2. Абульханова Славская К. А., Березина Т. Н. Время личности в время жизни /К.А.Абульханова — Славская, Т. Н. Березина. — СПб.: Алетейя, 2001.-304 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни /К.А.Абульханова -Славская. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Л.И. Акатов. М.: Владос, 2003. 368 с.
  5. .Н. Психологические основы педагогической реабилитации : Учебное пособие/Б.Н. Алмазов. Екатеринбург, 2000. — 310 с.
  6. И.Р. Структура и развитие мотивов социального поведения : Учебное пособие / И. Р. Алтунина. М.: Изд-во Московского психолого — социального института, 2006. -112 с.
  7. . Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  8. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений /Г.М. Андреева. -5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект — Пресс, 2003. — 364.
  9. Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Н.В. Антипьева М: Владос — Пресс, 2002. — 224 с.
  10. , А. И. Микросоциология семьи : учебник: для вузов по специальности 20 300 «Социология». /А. И. Антонов — Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 2-е изд. — М: ИНФРА-М, 2005. — 368 с.
  11. Л.Н. К проблеме социальной защищенности инвалидов /Отв. ред. З. П. Голенкова //Гражданское общество: теория, история, современность. -М.: Изд-во института социологии РАН, 1999. С. 110 -116.
  12. Л.В. Субъектные и сценарные стретегии жизненного пути личности /Л.В. Бабулина //Мир психологии. -2007. ~№ 1. ~ с. 68−78.
  13. Е. С. Балабанова Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями /Е.С" Балабанова //Социологические исследования. 2002. — № 11. — С. 26−35.
  14. Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии «негативной» адаптации /Е.С. Балабанова // Социологические исследования. 1999. — № 4. — С. 4657.
  15. Е.С. Социально экономическая зависимость как феномен сознания и стратегий поведения населения современной России : диссертация .д-ра соц.н. /Е.С. Балабанова. — Нижний Новгород, 2006. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rsl. ги
  16. Бауман 3. Рассказанные жизни и прожитые истории /3. Бауман //Социологические исследования. 2004. — № 1. — С. 5−14.
  17. Бек У. Общество риска. На пути к модерну /Пер. с нем. В. Седельника иН. Федоровой. -М.: Прогресс, 2000. 384 с.
  18. С. А. Глубокое интервью : Учеб. пособие для вузов / С. А. Белановский. — М.: Никколо Медиа, 2001. — 320 с.
  19. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания Электронный ресурс. Режим доступа: htt://www.zipsites.ru/konstruirovanierealnosti/
  20. П. Л. Личностно-ориентированная социология /П.Л. Бергер, Б. Бергер, Р. Коллинз. М.: Медиум, 1995. — 323.
  21. Берковских В, А. Семья в системе факторов, определяющих жизненные стратегии старшеклассников: диссертация.канд. соц. н. -Ставрополь, 2006. Электронный ресурс. Режим доступа: http://wwvv.rsl. ги
  22. ., Хьюник И. Исследование жизненных путей в социальных науках: темы, концепции, методы и проблемы /Ж. Блоссфельд, И. Хьюник //Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. — Т. IX. -№ 1.(34). — С.15 -44.
  23. С.И., Старшинова A.B. и др. Социальные аспекты реабилитации детей с тяжелыми нарушениями зрения /С.И.Блохина, A.B. Старшинова //Неврологический вестник. 2007. — T.XXXIX. -Выпуск 4. — С.30 — 34.
  24. Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1983. — 212 с.
  25. Е.Б. Дети в современном обществе /Е.Б. Бреева. М.: ЭдиториалУРСС, 1999.-216 с.
  26. Г. Современные стратегии воспитания глазами семейного психотерапевта /Г. Будинайте //Отечественные записки, 2004. № 3. {Электронный ресурс} http://vvww.strana-oz.ru/?numid==18&articIe=865
  27. П., Крюгер Г., Дюбуа М. Современный ребенок в Западной Европе /П. Бюхнер, Г. Крюгер, М. Дюбуа //Социологические исследования. 1996. -№ 4 — С.128−135, № 5 — С. 140−147.
  28. О.С., Демченко Е. П. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека /О.С. Васильева, Е. П. Демченко // Вопросы психологии. 2001. ~ № 2. — С. 74−85.
  29. Н.В., Прямикова Е. В. Социальная компетентность взросления /Н.В.Веселкова, Е. В. Прямикова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005. — 290 с.
  30. М. Избранное. Образ общества /М. Вебер.- М.: Юрист, 1994.506 с.
  31. Ю.Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек ЛО.Р. Вишневский, В. Т. Шапко //Социологические исследования. -2006.- № 6.-С. 26−36.
  32. Л.Б. Престижность возраста /Л.Б. Волынская // Социологические исследования. 2000. — № 7. — С. 120−124.
  33. Выбор молодежью жизненного пути: опыт межрегионального исследования. /Под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титма. М.: Наука и техника, 1988. 158 с.
  34. Выбор судьбы: социальные проблемы жизненного самоопределения молодежи Алтая /Сост. С. И. Григорьев. Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1989. — 128 с.
  35. JI.С. Общие вопросы дефектологии в 6-ти т. Т.5. / Под ред. ТА. Власовой. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  36. М. Этапы профессионального самоопределения подростков /М. Галишникова //Прикладная психология и психоанализ. -2006.- № 2.-С. 59−64.
  37. Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) /Ю.А. Гаспарян. СПб.: ТОО ТК «Петропоплис», 1999.173.
  38. Э. Социология /Пер. с англ. 2-е полн. перераб. и доп. М.: Едигориал УРСС, 2005. — 632 с.
  39. Ю.И. Социология самостоятельной личности: монография /Ю.И. Гилер. М.: Академический проект: Гаудеамус, 2006.- 224 с.
  40. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи /Е.И. Головаха. Киев: Наукова Думка, 1988. -144 с.
  41. Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности /Е.И. Головаха, A.A. Кроник. Киев: Наукова Думка, 1988. — 207 с.
  42. С.И. Семья и брак : историко социологический анализ /С.И. Голод. М., 1998. — 272 с.
  43. А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие / А. С. Готлиб. — М.: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. — 383 с.
  44. A.C. Познавательный потенциал «истории жизни» как стратегии качественного социологического исследования /A.C. Готлиб //Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск Философия. Филология. -2006. -Ж (4). С. 144−153.
  45. И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Ж Ковалева.- М: Канон пресс — Ц., Кучково поле, 2000, — 304 с.
  46. A.B. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека /A.B. Грибакин. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985.-200 с.
  47. С.И. Теоретические основы изучения жизненных сил национальных общностей /С.И. Григорьев //Социологические исследования. 2000. № 2. С. 15−20.
  48. Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях /Т.А. Гурко //Социологические исследования. 1997. — №.1. -С. 72−79.
  49. Т.А. Родительство : социологические аспекты Я. А. Гурко. -М. Центр общечеловеческих ценностей, 2003. -164 с.
  50. И. Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории / И. Ф. Девятко. — М.: Наука, 1993. —175 с.
  51. И. Ф. Методы социологического исследования : Учеб. пособие / И. Ф. Девятко. — М.: Университет, 2002. — 296 с.
  52. И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников /И.Ф. Дементьева //Социологические исследования. -1995.-№ 6.-С. 130−140.
  53. И.Ф. Социальное самочувствие семьи /И.Ф. Дементьева //Социологические исследования. 2008. — № 9. — С. 102−109.
  54. Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь в 2т./Д. Джерри, Д. Джерри. Т. 2. — M.: Вече — Аст, 1999. — 528 с.
  55. А.К., Литвиненко Е. Ю. Курсанты ввузов: жизненные стратегии и инновационный потенциал /А.К. Дегтярев, Е. Ю. Литвиненко //Социологические исследования. 2003. — № 12. — С.69−75.
  56. В.И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник /В.Й. Добреньков, А. Й. Кравченко. М: ЙНФРА-М, 2004. — 768 с.
  57. Доклад Уполномоченного по правам человека. О положении детей в РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: http//ombudsman. gov. m/dogum/spinv.htm
  58. Т.А., Шабалина Н. Б. Как живется семье с нетрудоспособным? /Т.А. Добровольская, Н. Б. Шабалина //Социологические исследования. -1994. № 8−9. С. 133−136.
  59. Т.А., Шабалина Н. Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? ЛГ.А. Добровольская, Н. Б. Шабалина //Социологические исследования. 1992. — № 5 С.103−106.
  60. Ю.Н. Ценностно событийный анализ жизненного пути личности : автореферат дисс.,.канд. соц. н. ЯО.Н. Долгов. — Саратов, 2004. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rsl. ru
  61. О. Н. Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности /О.Н. Дудченко, А. В. Мытиль //Социологические исследования. 1995. — № 6. — С.110 — 119.
  62. М.И. и др. Готовность личности к деятельности в напряженных ситуациях /М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. Минск: Йзд-во «Университетское», 1985. — 206 с.
  63. C.B. Социальное конструирование в системе современных представлений об инвалидности /С.В.Егорова //Социология. 2002. -№ 3. Электронный ресурс http://vestnik.ssu. samara.ru/gum/2002web3/soci/200 230 702.html
  64. О.Н. Парадигма жизненного пути в зарубежной социологии /О.Н. Ежов //Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. -Т. УШ.-№ 3.-С. 22−33.
  65. О.Н. Жизненный путь как подход в социологии и социальной работе /О.Н. Ежов //Социальная политика и социология, 2004. № 4. -С. 58−68.
  66. Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3 -х т. /Т.Ф. Ефремова М.: Астрель — АСТ, 2006. -Т. 1. — 1148 с.
  67. Жизненные планы молодежи /Отв. ред. проф. М. Н. Руткевич. -Свердловск: УрГУ, 1966.-245 с.
  68. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) /Отв. ред. Л. В. Сохань. -Киев: Наукова думка, 1987. 279 с.
  69. Жизненные пути одного поколения /Отв. ред. Титма М. Х. Рига: Зинатне, 1988. — 204 с.
  70. В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях /В.Ф. Журавлев //Социология: 4M. 1993 -1994. — № 3−4. — С.34−43.
  71. C.A., Фортова Л. К. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие /С.А. Завражин, Л. К. Фортова. М.: Академический проект: Трикста, 2005. — 396 с.
  72. Д.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями : диссертация. д-ра соц. н. /Д.В. Зайцев. Саратов, 2005. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rsl. ru
  73. Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями /Д.В. Зайцев //Социологические исследования. 2004.- № 7. С. 127−132.
  74. Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие /Т.И. Заславская. М., 2004.-400 с.
  75. ГЛ. Социология аномального детства: Учебно -методическое пособие /Г.А. Захаров. Екатеринбург, 2002. — 50 с.
  76. Г. Е. Общая социология: Учебник для вузов /Т.Е. Зборовский. -Екатеринбург, 2003. 720 с.
  77. Г. Большие города и духовная жизнь /Г. Зиммель //Логос. -2002. № 3 — 4. — С.23 — 34.
  78. Л.Г. Социология культуры /Л.Г. Ионин. М.: Логос, 1998. -281 с.
  79. Э.Р. Проблемы социальной защиты детей инвалидов в условиях современного российского общества: автореферат диссер.. д-ра соц. н. /Э.Р. Калимуллина — Уфа, 2007. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.rsl. ги
  80. O.A. Возрастная психология: Конспект лекций /O.A. Карабанова. М.: Айрис — пресс, 2005. — 240 с.
  81. Карпинский KJB. Психология жизненного пути личности: Учебное пособие /К.В. Карпинский. Гродно: ГрГУ, 2002. -167 с.
  82. Г. Г. Социокультурный анализ образовательных стратегий детей инвалидов Электронный ресурс. Режим доступа http://www.socpolitika.ni/rus/conferences/3985/3986/3988/document4054.s html
  83. С. Исследовательское интервью /СДСвале. — М.: Смысл, 2003.- 301 с.
  84. А.Г. Оправдание детства: от нравов к праву /А.Г. Кислов. -Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионального педагогического ун-та, 2002. -165 с.
  85. В.И. Мотивы поведения и деятельности /Ковалев В.И. -Москва: Наука, 1988. -192 с.
  86. А.Й. Концепция социализации, нормы, отклонения, социализирующая траектория /А.И. Ковалева //Социологические исследования. 2003. — №
  87. Ю.А., Романова И. П. Проблема инвалидности в современном обществе /ЛО.А.Ковалева, И. П. Романова // Традиции и инновации в понимании и решении проблем инвалидности. Пермь, 2005- С. 16−18.
  88. Л.Н. Цель и смысл жизни /Л.Н. Коган М.: Мысль, 1984.252 с.
  89. Л.Н. Человек и его судьба/ JI.H. Коган М.: Мысль, 1988. -283с.
  90. Н.Н. Методология анализа человеческих документов /Н.Н. Козлова //Социологические исследования. 2004. — № 1. — С. 14−26.
  91. МС. Социология: Учебное пособие для студентов Вузов /М.С. Комаров. М.: Аспект — Пресс, 2003. — 462 с.
  92. Кон И. С. Личность и ее самосознание: в поисках себя /И. С. Кон. {Электронный ресурс} http://www.neuro.netru/sexology/bookl9.html
  93. Кон И. С. Отрытие Я /И.С. Кон. М.: Изд-во полит, лиг — ры, 1978.-367 с.
  94. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности /И.С, Кон.- М., 1979. -175 с.
  95. Кон Й. С. Ребенок и общество: Учебное пособие /Й.С. Кон. — М.: ACADEMIA, 2003. 336 с.
  96. Л. В. Социология адаптации /Л.В. Корель. Новосибирск. Наука, 2005.-424 с.
  97. О. А. Воспитательные стратегии российской семьи в современных условиях: автореферат дисс.канд. соц.н. /О. А. Котова -Курск, 2004. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rsl. ги
  98. Дж. Капитал социальный и человеческий /Дж. Коулман // Общественные науки и современность. 2001. — № 3. — С. 121−139.
  99. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. -М.: Политиздат, 1988. 479 с.
  100. В.Т., Уразалиева Г. К. Культурно- образовательный статус детства /В.Т Кудрявцев, Г. К. Уразалиева //Социологические исследования. 2000. — № 4. — С. 59 — 65.
  101. Е.В. О занятости родителей с детьми инвалидами /Е.В. Кулагина // Социологические исследования — 2004 — № 6. — С. 8588.
  102. Ч. Первичные группы / Ч. Кули // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.- 496 с.
  103. Э. А. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект /Э.А. Куруленко // Вестн. СамГУ. — 1998. — № 1.—С. 53−54.
  104. Е. Характеры и роли /Е. Левенталь. М., 2007. — 336 с.
  105. H.A. Жизненный путь человека как проблема психологии / Н. А. Логинова //Вопросы психологии. 1985. — № 1. -С.103−109.
  106. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности //Под ред. В.АДцова. Л.: Наука, 1983. — 175 с.
  107. H.A. Детство как социально культурная традиция / И. А. Мальковская //Социологические исследования. — 1995. — № 4. -С. 133−135.
  108. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М., 1988. -123 с.
  109. Н.В., Несмеянова М. И. Социальная защита детства /Н.В. Малярова М. И. Несмеянова //Социологические исследования. -1991.-№ 4.-С. 79−83.
  110. И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи. Опыт прикладного исследования. Киев: Наукова ДУМКА, 1993.-117 с.
  111. Е.М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Владос, 2003. — 408 с.
  112. М.О., Кодесс П. Б. Методика исследования жизненных стратегий личности /МО. Мдивани, П. Б. Кодесс //Вопросы психологии. ~ 2006. № 4. — С. 146 — 150.
  113. А. В. Семейное воспитание: Кризис и пути его преодоления /А. В. Меренков, JI. Л. Рыбцова, В. А. Кольцова.— Екатеринбург: Урал. гос. ун-т. —1997. —105 с.
  114. A.B. Методики формирования у школьников навыков самоопределения / A.B. Меренков. Екатеринбург: Сократ, 2006. -184 с.
  115. A.B. Система детерминации человеческой деятельности / A.B. Меренков. Екатеринбург, 2003. — 229 с.
  116. Р.К. Социальная структура и аномия /Р.К. Мертон //Социологические исследования. 1992. — № 2. — С Л18−124- № 3. — С. 104−114- № 4.- С. 91−96.
  117. Р.К. Социальная теория и социальная структура /Р.К. Мертон. М.: ACT, 2006. 873 с.
  118. Е.Ю. Жизненный путь и биография преемственность социологических категорий /Е.Ю. Мещеркина //Социологические исследования. 2002. — № 7. — С. 61−67.
  119. Мид М. Культура и мир детства: избр. произведения / М. Мид -М., 1988.-429 с.
  120. К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ /К.Муздыбаев //Журнал социологии и социальной антропологии. -2004, — Т.УЛ. № 1.-С. 175−189.
  121. К. Стратегия совладания с жизненными трудностями /К.Муздыбаев //Журнал социологии и социальной антропологии. -1998.- T.I.- № 2.-С. 45−57.
  122. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н. Ф. Наумова М.: Наука, 1988. — 200 с.
  123. Н.Ф. Жизненые стратегии человека в переходном обществе / Н. Ф. Наумова //Человек и модернизация России М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2006. — С. 470−492.
  124. Немиров с кий В. Г. Смысл жизни: проблемы и поиски /В.Г. Немировский. Киев: Политиздат Украины, 1990. — 223 с.
  125. B.C. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985- 1995 годы /Под. ред. B.C. Магуна. М.: Изд-во Инстшута социологии РАН, 1998. -148 с.
  126. Е.Ю. /Е.Ю.Мерщеркина //Социологические исследования. 2002. — № 7. — С.61−67.
  127. К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ. /К. Муздыбаев //Журнал социологии и социальной антропологии. Т.7. 2004. — № 1. — С. 175 — 189.
  128. Е.С. Формирующее пространство как условие развития социальной компетентности детей с врожденной патологией / Е. С. Набойченко //Известия Уральского государственного университета. 2004. — № 31. — С. 275−284.
  129. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения /Н.Ф.Наумова. М.: Наука, 1988. -200 с.
  130. В.Г. Социология личности. Теория и опыт исследования /В.Г. Немировский. Красноярск: изд-во Красноярского университета, 1989. -196 с.
  131. Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов /Л.Ф. Обухова. М.: Высшее образование, МГППУ, 2006. — 460 с.
  132. К. Психология влечений человека /Под ред. Б. М. Сегала. -М.: Прогресс, 1972. 274 с.
  133. Г. Й. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация /Г.И. Осадчая //Социологические исследования. 2002. — № 10. ~ с.88−93.
  134. Г. В. Методы изменения в социологии /Г.В. Осипов. М.: Наука, 2003. 168 с.
  135. О соблюдении прав детей ~ инвалидов. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ. 2007 г. Электронный ресурс. Режим доступа http//ombudsman.gov.ru/dogum/spinv.htm
  136. C.B. Человек и его потребности: Учебное пособие /C.B. Орлов СПб.: Питер, 2006. -160 с.
  137. Т. Структура социального действия /Т. Парсонс. М., 2000. — 879 с.
  138. Т. О социальных системах /Под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. -М.: Академический проект, 2002. 832 с.
  139. Й.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретике методологические проблемы модернизации /Й.В. Побережников //Российская политическая энциклопедия. — М., 2006. — 240 с.
  140. H. Исчезновение детства /Н. Постман // Отечественные записки.- 2004.- № 3 (17) Электронный ресурс http://www.strana-oz.ru/?numid=l 8&article=861
  141. M. Только взрослые: инвалидность, социальная политика и жизненный путь М. Пристли //Журнал исследований социальной политики. № 2 (1) С. 53−74.
  142. Прогнозирование социальных потребностей молодежи /Под ред. И.В. Бестужева- Лады.- M: Наука, 1999. 208 с.
  143. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика — Пресс, 2002. — 440 с.
  144. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. учебн. завед. /Под ред. Т. Д. Марциновской. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ACADEMIA, 2005. — 528 с.
  145. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм -Еврознак, 2002. — 656 с.
  146. Рабочая книга социолога /Под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 3-е. М. Едиториал УРСС, 2003. — 480 с.
  147. В.В., Шкаратан О. Н. Социальная стратификация /В.В. Радаев, О. И. Шкаратан. -М.: Аспект -Пресс, 1996. -314 с.
  148. Т.Е. Жизненные стратегии личности в современном обществе : методология социологического анализа: автореферат дисс.канд. соц.н. /Т.Е. Резник М., 2005. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.rsl.
  149. Ю.М. Человек и общество (опыт комплексного изучения) //Личность. Культура. Общество. 2000. Т.2, — Выпуск 4(6). Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.reznik-um.ru/lko/iur reznik 2 3 00. htm
  150. Ю.М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) /Ю.М. Резник, Е. А. Смирнов. М.: Институт человека, 2002. — 260 с.
  151. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование /Т.Е. Резник, Ю. М. Резник // Социологические исследования. 1996. — № 6. — С.110 -119.
  152. Дж. Современные социологические теории /Дж, Ритцер. -Спб., 2002. 686 с.
  153. М.В. Адаптация личности в социуме. Теоретико -методологический аспект /М.В. Ромм. Новосибирск: Наука, 2002. -275 с.
  154. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. -М: Норма Инфра-М, 1999. 666 с.
  155. Л.Я. Советское студенчество. М.: Мысль, 1979. 207 с.
  156. Л.Я. Жизненные планы студентов /Л.Я. Рубина // Социологические исследования. 1978. — № 3. — С. 128 — 135.
  157. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь /М.Н, Руткевич, Л. Я. Рубина. -М.: Политиздат, 1988. 224 с.
  158. М.Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. М.: Мысль, 1970. 253 с.
  159. Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально правовые проблемы /Е.М. Рыбинский. — М.: АСАОЕМ1А, 2004. — 221 с.
  160. О.Г. Жизненные стратегии современного российского студенчества : автореферат дисс.канд. соц.н. /ОТ. Рудакова. М., 2005. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://wwvv.rsl ш
  161. Н.А. Автобиографии рабочих и их изучение /Н.А. Рыбников. М Ленинград, 1930. — 93 с.
  162. A.A. Российское детство в XX веке: История, теория и практика исследования /A.A. Сальникова. Казань: изд-во Казан, ун-та, 2007.-255 с.
  163. В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для вузов / В. В. Семенова. — М.: Добросвет, 1998. — 292 с.
  164. Г. Г. Влияние СМИ на жизненные планы сельской учащейся молодежи /Г.Г. Силласте //Социологические исследования. -2004.- № 12.-С. 95−98.
  165. Г. Г. Социальная адаптация семей с онкологически больными детьми. /Г.Г. Силласте //Социологические исследования. -2004.- № 12.-С. 95 98.
  166. Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции /Н.И. Скок //Социологические исследования. -2005. -№ 4. С.124−127.
  167. Словарь социального педагога и социального работника. /Под ред. И. И. Калачевой. Минск, 2003. — 256 с.
  168. A.B. Самоизоляция личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности /A.B. Смирнов. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2004. — 221 с.
  169. P.A. Факторы формирования адаптационных стратегий социально уязвимых слоев населения Беларуси /Р.А.Смирнова// Социологические исследования. 2005. — № 10. — С.26−35,
  170. И.В. Социализация личности : сущность и особенности на разных этапах жизни /И.В. Солодникова // Социологические исследования. 2007. — № 2. — С. 32- 39.
  171. П.А. Социальная стратификация и мобильность. /П. Сорокин. //Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. — С. 302−373.
  172. Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов /Н.Д. Сорокина //Социологические исследования. -2003. № 10.- С. 59.
  173. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста /Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. М.: Институт социальной работы, 1996. — 210 с.
  174. Социальная философия: словарь /Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. М, Екатеринбург, 2006.- 624 с.
  175. Социологический энциклопедический словарь /Под общ. ред. Г. В. Осипова. -М.: Инфра-М- Норма, 1995. 939 с.
  176. Социальное обеспечение в СССР: сборник официальный материалов /Сост. A.A. Заболзаев, A.B. Левшин. М.: Профиздат, 1965.-544 с.
  177. Социологический словарь: пер с англ. /Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер- под ред. С. А. Ерофеева.- Казань: Изд-во казанского университета, 1997.-420 с.
  178. Социология молодежи: Учебное пособие /под ред. проф. Ю. Г. Волкова. Ростов — на-Дону: Феникс, 2001. — 576 с.
  179. Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. Ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров.- М.: Academia, 2008. 608 с.
  180. Социология семьи: учебник / под ред. А. И. Антонова. М.: ИНФРА-М, 2007. — 640 с.
  181. Социология: Учебник /Под ред. Д. В. Иванова. М.: Высшее образование, 2005. — 326 с.
  182. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ /О соблюдении прав детей инвалидов в Российской Федерации {Электронный ресурс} http://ombudsman.gov.ru/doc/spdoc/0206.sbtml
  183. A.B. Становление идеологии социальной работы в России: анализ актуальных противоречий /A.B. Старшинова -Екатеринбург.: Изд во Урал, ун -та, 1999. — 324 с.
  184. A.B. Социальная работа в детском реабилитационном центре: опыт социологического исследования, проблемы стандартизации /A.B. Старшинова Екатеринбург.: Изд — во Бонум, 1999. -120 с.
  185. A.B., Ерина E.JI. и др. Я научился жить среди зрячих : Научно публицистический альманах / Под ред. A.B. Старшиновой -Екатеринбург.: Изд — во СВ — 96 2008. — 49 с.
  186. A.B. Увидеть мир по-своему /A.B. Старшинова, С. И. Блохина Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2007.
  187. C.B. Социальная идентификация инвалидности / Автореферат. канд. соц. н. /С.В.Степухович. Саратов, 1998. — 18 с.
  188. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы /Под ред. Л. В Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка, 1982. -372 с.
  189. А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники /Пер. с англ. и послесл. Т. С. Васильевой. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 256 с.
  190. Социология: Учебник /Под ред. Д. В. Иванова. М.: Высшее образование, 2005. — 326 с.
  191. Е.А. Молодые инвалиды: Европейская социальная политика понимания // Тезисы докладов к Международной научно-практической конференции «Будущее молодежи России», М. 2003.
  192. Е.А. Социальная политика и ее конструирование социального неравенства по оси «здоровье инвалидность» /Е.А.
  193. Тарасенко //Тезисы докладов и выступлений на Втором Всероссийском конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: в Зт. -М.: Альфа М, 2003. — Т.З. — 808 с.
  194. Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России / Е. А. Тарасенко // Журнал исследований социальной политики. 2004. -Т. 2.- № 1. — С.
  195. Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение): Учебник для вузов /Г.Г. Татарова. M.: NOTA BENE, 1999. — 224 с.
  196. О.Н. Характеристика семьи детей с особыми образовательными потреностями как среды их развития /О.Н. Тверская // Традиции и инновации в понимании и решении проблем инвалидности. Пермь, 2005 — С. 89−92.
  197. М.Х. Жизненный путь поколения : его выбор и утверждение /Под ред. M. X. Титма. Таллин: Ээсти раамат, 1985. -370 с.
  198. M. X., Саар Э. А. Молодое поколение /М.Х. Титма, Э. А. Саар. М.: Мысль, 1986. — 235 с.
  199. B.C. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью : автореферат .д ра соц. н. /B.C. Ткаченко. -Ставрополь, 2007. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rsl. ш
  200. А. В. Возрасты жизни /А. В. Толстых. М., 1988. — 145с.
  201. Традиции и инновации в понимании и решении проблем инвалидности: Материалы научно — практической конференции. Пермь, 17 ноября 2005 г.
  202. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.
  203. A.B. Инвалид делает выбор: жизненные и профессиональные планы /A.B. Федоров //Вестник СПбГУ. Сер. 6. -1997.- Вып.2.—№ 13-С. 136−139.
  204. В. А. Профессиональная интеграция людей с инвалидностью и проблема их нездоровья. /В.А. Фирсов //Социальное партнерство в профессионально трудовой реабилитации людей с инвалидностью: проблемы и перспективы, — Пермь. 2007. — С.70,
  205. С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений./ С. С. Фролов.- 2е изд. перераб. и доп. М.: Логос, 1996. -344 с.
  206. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Общ.ред. и послесл. П. С. Гуревича.-М.: Прогресс, 1989.-272.
  207. М. История безумия в классическую эпоху /М. Фуко.-Университетскаякнига. Санкт-Петербург., 1997.- 574 с.
  208. А. Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. — 367 с.
  209. Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учебно -методическое пособие.- М. 1996. 146с.
  210. Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования) /Г. А. Чередниченко — Ин-т социологии РАН. — СПб.: Изд-во Рус. Христ. гуматнитарного ин-та, 2004. — 504 с.
  211. Т.Н. Нетипичность: практики трансформации социального пространства /Т.И. Черняева //Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. — № 4. — С. 128 -144.
  212. Т.И. Социальная реабилитация «нетипичных детей» /Т.И. Черняева //Социологические исследования. 2005. — № 6. — С. 8593.
  213. С.Н. Самоформирование личности как конструирование повседневной жизнедеятельности : Автореф. дис. .канд. филос. наук / С. Н. Чечулина. — Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 1999.—24 с.
  214. Ф.Э. Дети с особыми потребностями: социологический анализ /Ф.Э. Шереги. -М.: ЦСТ, 2003. 140 с.
  215. Шпак JI. J1. Социология повседневной жизни: Учебное пособие /Л.Л. Шпак. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т. 2001. ~ 376 с.
  216. В.Н. Молодежь вступает в жизнь (По материалам социологического исследования проблем трудоустройства и выбора профессии) /В.Н. Шубкин //Вопросы философии. 1965. — № 5. — С. 57−70.
  217. И.И. Жизненные стратегии подростков /И.И. Шурыгина //Социологические исследования. 1999. — № 5. — С. 52- 62.
  218. Н. Общество индивидов /Н. Элиас. М., 2001. — 400с.
  219. Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Универститетская книга, 1996. — 592 с.
  220. В. А., Семенова В. В. Стратегия социологического исследования : Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник /В. А. Ядов, В. В. Семенова — Йн-т социологии РАН. — 6-е изд. — М: Академкнига: Добросвет, 2003. — 596 с.
  221. Ярская Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами /Е.Р. Ярская — Смирнова, Э. К. Наберушкина. — СПб.: Питер, 2004.-316 с.
  222. Ярская Смирнова Е. Р., Романов П. В. Проблема доступности высшего образования для инвалидов /Е.Р. Ярская — Смирнова, П. В. Романов //Социологические исследования. — 2005. — № 10. — С. 48−56.
  223. Ярская Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности /Е.Р. Ярская — Смирнова //Социологические исследования. — 1999. — № 4. — С.38−45.
  224. Ярская Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е. Р. Ярская — Смирнова. — Саратов, 1997. — 268 с.
  225. Л. В. Проблемы семей, воспитывающих детей инвалидов /Л.В. Ясная //Формирование гражданского общества в современной России: социологические исследования 1994−1995 г. М., 1996. С.212−223.
Заполнить форму текущей работой