Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Россия в контексте постиндустриальной образовательной модернизации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате возросла эффективность использования факторов производства. В настоящее время по сравнению с концом 1980;х гг. примерно тот же объем ВВП создается при участии примерно вдвое меньшего по объему физического капитала и при сопоставимом объеме человеческого капитала. Опережающее накопление человеческого капитала по отношению к физическому создает внешние эффекты, которые способствуют… Читать ещё >

Россия в контексте постиндустриальной образовательной модернизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Спецификой современной ситуации в России является сочетание постиндустриальных вызовов для ее экономических субъектов со стороны глобальной среды с незавершенностью индустриального развития национальной экономики. Насколько признаки происходящих в экономически развитых странах постиндустриальных образовательных модернизаций имеют соответствия в условиях российской реальности?

Тенденции образовательной модернизации

В пользу наличия ресурсного потенциала российского образования для осуществления успешной социально-экономической модернизации страны свидетельствуют следующие факторы и тенденции:

1. Сравнительно высокие (для соответствующей группы стран по уровню дохода на душу населения) статистические показатели и экспертные оценки образовательного уровня населения и инновационной способности страны.

Место России в мировых рэнкингах по показателям ожидаемой и фактически достигнутой продолжительности обучения (соответственно 53 и 52 места в 2011 г.), которые используются в качестве компонентов при расчете индекса развития человеческого потенциала ПРООН1, выше, чем ее место по совокупному ИРЧП (66 место)[1][2]. Если образовательный компонент вИРЧП России значительно превосходит характерный для стран близкой группы по уровню доходов, то компонент здоровья населения значительно ему уступает. По показателям, характеризующим образовательный уровень населения и инновационную способность страны, российские рэнкинги Мирового экономического форума (МЭФ), как правило, также опережают страновой рэнкинг общей конкурентоспособности (в 2011 г. 67 место по Global Competitiveness Index)[3].

Такое сочетание индикаторов, основанных на статистических показателях (ИРЧП и его компоненты) и экспертных оценках (рэнкинги МЭФ), свидетельствует о том, что в сфере интеллектуального производства Россия имеет относительно значимый потенциал конкурентоспособности, хотя и снизившийся за последние три десятилетия.

По образовательному уровню населения в той части, которая может быть количественно измерена с помощью продолжительности обучения в системе формального образования, Россия продолжает находиться в одной группе с экономически развитыми странами и превосходить средний уровень по другим странам с переходной экономикой. Однако в условиях перехода к постиндустриальному обществу на первый план выходит проблема качественного уровня образования. В этом отношении Россия по многим признакам отстает от стран-лидеров и показывает умеренно негативную динамику.

Тем не менее, итоги стандартных международных тестов указывают на то, что в России сегмент среднего образования пока существенно лучше, чем в других странах, принадлежащих к той же, что и Россия, группе по объему доходов надушу населения, а также примыкает к нижней границе диапазона результатов стран ОЭСР[4].

2. Наблюдающийся с 2000 г. опережающий рост инвестиций (и государственных, и негосударственных) в человеческий капитал по сравнению с физическим.

Проведенные на основе данных начала 2000;х гг. международные сопоставления показали, что даже в тот период с учетом расходов из негосударственных источников и с включением косвенных издержек общий уровень затрат на образовательную сферу в РФ (5,5% ВВП в 2002 г.) соответствовал среднеми;

ровому уровню (по медиане 5,5% ВВП в 2001 г.) и несколько превышал уровень отдельных экономически развитых стран (средний уровень по медиане в 2001 г. составлял 5,9% ВВП1).

В период централизованного планирования государственная экономическая политика отдавала предпочтение накоплению физического капитала. Экономический рост поддерживался непропорциональным увеличением затрат как человеческого капитала, так и, в большей степени, физического капитала. Это приводило к тому, что совокупная факторная производительность снижалась. С формированием современного индустриального общества в позднесоветский период увеличение доли физического капитала по отношению к человеческому за счет снижения уровня инвестиций в последний способствовало замедлению экономики в 1970;1980;е гг.[5][6]

В период экономического подъема 2000;х гг. в России наблюдался восстановительный рост государственных и совокупных (включая негосударственные) расходов на образование (см. рис. 1−1)[7]. Причем уровень инвестиций (и государственных, и негосударственных) в человеческий капитал восстанавливался несколько быстрее, чем в физический капитал.

Динамика инвестиций в человеческий и физический капитал в России (1990;2010 гг.).

Рис. 1-1. Динамика инвестиций в человеческий и физический капитал в России (1990;2010 гг.).

Рассчитано поданным официальной статистики. Всемирного банка, НИУ ВШЭ; методология составления рядов и соответствующая база данных представлены в: Didenko ct al. A dataset on human capital in the former Soviet Union area.

В целом в 2000;е гг. по уровню государственного финансирования образования из консолидированного бюджета Россия находилась в одной группе со странами с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения, но отставала от большинства экономически развитых стран[8].

В результате возросла эффективность использования факторов производства. В настоящее время по сравнению с концом 1980;х гг. примерно тот же объем ВВП создается при участии примерно вдвое меньшего по объему физического капитала и при сопоставимом объеме человеческого капитала. Опережающее накопление человеческого капитала по отношению к физическому создает внешние эффекты, которые способствуют расширению границы производственных возможностей, прежде всего в отраслях интеллектуального производства с интенсивным использованием человеческого капитала.

Возросшая открытость российской экономики, наряду со сравнительно высоким уровнем человеческого капитала, создают потенциал для расширения активного технологического заимствования из-за рубежа.

3. Сравнительно высокие уровни индивидуальной отдачи от инвестиций в инновационные формы накопления человеческого капитала (прежде всего, в дополнительные образовательные практики), особенно у получивших специальности для работы в новых для России отраслях экономики.

Интенсивность трансформационных процессов в идеологической, экономической и социально-политической сферах страны в конце 1980 — начале 2000;х гг. стимулировала резкое повышение мобильности человеческого капитала. По данным исследования К. Сабирьяновой на основе наиболее крупного и репрезентативного панельного опроса домохозяйств, в 1991;1998 гг. профессию (определенную по наиболее подробному уровню классификации ISCO Международной организации труда) сменило около 42% занятых, в 2 раза больше, чем в период попыток эволюционных преобразований (1985;1990 гг.)'.

Расчеты индексных премий за обучение в ДПО по соответствующим данным RLMS-HSE[9][10] показали, что доходы обучавшихся в ДПО (проходивших профессиональную переподготовку или повышавших квалификацию) первоначально1 росли быстрее доходов необучавшихся. Сопоставимые позитивные эффекты от прохождения курсов повышения квалификации на рабочем месте часто наблюдались при проведении аналогичных исследований за рубежом. На микроуровне это подтверждает наличие общих закономерностей в выполнении функций фасилитатора человеческого капитала национальной экономики со стороны российской и зарубежных систем Д ПО.

Среди обучившихся в ДПО доля «успешных» работников больше, а индексные премии за ДПО (в среднегодовом исчислении) заметно выше и распределены немного более равномерно у получивших специальности для работы в новых для России отраслях экономики: офисный персонал, сфера услуг (см. гл. 4). Это свидетельствует о наличии стимулов к структурной модернизации российской экономики на микроуровне.

4. Наконец, важнейшим проявлением новой «образовательной революции» становится быстрое повышение компьютерной грамотности и ее достижение основной частью молодого населения к концу 2000;х гг.

По расчетам Р. И. Капелюшникова и А. Л. Лукьяновой на основе данных RLMS-HSE, уровень компьютерной грамотности российского населения в возрасте от 15 до 64 лет повысился с 31,4% в 2000 г. до 51,2% в 2008 г.[11][12] При этом в когорте 15−19 лет доля лиц, пользовавшихся компьютером в течение последних 12 месяцев, в 2008 г. составила 86,5% (80,7% респондентов пользовались им на учебе или работе). Соответствующие цифры по возрастной когорте 20−29 лет составили 70,5% и 53,6%,.

причем переход к каждой следующей десятилетней когорте сопровождался уменьшением доли пользователей компьютером примерно на 15 процентных пунктов1.

Зафиксированные в России темпы повышения компьютерной грамотности заметно выше темпов ликвидации элементарной неграмотности в Российской империи и СССР в период раннеиндустриальной образовательной модернизации. По нашим расчетам на основе данных переписей населения доля умеющих читать в возрасте 15−64 года повысилась с 27,6% в 1897 г. до 52,2% в 1926 г., а в когорте 15−19 лет уровень грамотности 89,3% был отмечен в 1937 г.[13][14]

Предположительно, наблюдаемые в России значительные возрастные различия в компьютерной грамотности могут объяснить отмеченные в исследованиях на основе данных RLMS-HSE и ОЗПП Росстата сравнительно раннюю восходящую фазу и «сплюснутую» форму возрастных кривых заработков, низкую премию за общий стаж работы, а также высокое вознаграждение компьютерной грамотности со стороны рынка труда[15].

Отмеченные выше позитивные тенденции в сфере образовательной модернизации создают возможность ускоренного экономического развития российской экономики по инновационной модели в долгосрочной перспективе, последние эконометрические исследования подтверждают, что человеческий капитал является более значимым фактором для инновационной способности страны по сравнению с абсорбционной (лежащей в основе догоняющего развития)[16].

  • [1] Индекс человеческого развития (ИЧР) и индекс развития человеческогопотенциала (ИРЧП) — разные переводы английского Human Development Index (HDI). Образовательный индекс являлся и является подиндексом HDI (независимо от перевода). В 2013 г. его назвали «Образовательный компонент Индексачеловеческого развития».
  • [2] Доклад о развитии человека 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: Лучшее будущее для всех. ПРООН. — М.: Издательство «ВесьМир», 2011.
  • [3] J The Global Competitiveness Report 2012;2013. — Geneva: World EconomicForum, 2012. P. 304−305 [Электронный ресурс] //The World Economic Forum URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF GlobalCompetitivenessReport 2012;13.pdf.
  • [4] Киобель А., Соколов И., Худько Е. Влияние государственных расходов накачество образования в России. / под ред. С. Г. Синельникова-Мурылева. — М.:Издательство Института Гайдара, 2011. С. 20−36; Российский работник: образование, профессия, квалификация. / под ред. В. Е. Гимпельсона. Р. И. Капелюшни-кова. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. С. 48−53, 127−131; HanushekЕ. A., Woessmann L. Op. cit.
  • [5] Агранович М. Л., Полетаев А. В., Фатеева А. В. Российское образованиев контексте международных показателей. 2004: Сопоставительный доклад. — М.:АспектПрссс, 2005. С. 30, 74; Агранович М. Л. Российское образование в контекстемировых индикаторов. — М.: «Сентябрь», 2009.
  • [6] Didenko D., Foldvari Р., Van Leeuwen В. Inspiration and Perspiration Factorsin Economic Growth: The Former Soviet Union Area versus China (ca. 1920;2010).Institute of Economic Research, Hitotsubashi University, Global COE Hi-Stat DiscussionPaper Series 283, March 2013. P. 8−10, 15. [Электронный ресурс] // Research Unit forStatistical and Empirical Analysis in Social Sciences URL: http://gcoc.icr.hit-u.ac.ip/english/research/discussion/2008/pdf/gd 12−283.pdf.
  • [7] При этом следует иметь ввиду, что уровень 1990 г. не был максимальнымза советский период: долгосрочный тренд к снижению расходов на образованиенаблюдался в СССР с конца 1940;х гг.: с 9,7% ВНП в 1947 г. до 6,1% в 1990 г.(Didenko D., Foldv&ri Р., Van Leeuwen В. A dataset on human capital in the formerSoviet Union area).
  • [8] Доклад о развитии человека 2011. С. 162−165; Global Education Digest 2010: Comparing Education Statistics Across the World. — Montreal: UNESCO Institute forStatistics, 2010. P. 212−221 [Электронный ресурс] // UNESCO Institute for StatisticU RL: http://www.uis.unesco.org/Library/Documents/GED 2010 EN.pdf.
  • [9] Sabirianova К. Z. The Great Human Capital Reallocation: A Study of OccupationalMobility in Transitional Russia //Journal of Comparative Economics. 2002. Vol. 30.№ 1. P. 197.
  • [10] «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населенияНИУ-ВШЭ» — Обследование домохозяйств по репрезентативной выборке, осуществляемое ежегодное 1994 г. (за исключением 1997 и 1999гг.) Национальным исследовательским университетом — Высшей школой экономики и ЗАО «Демоскоп"при участии Центра народонаселения университета Северной Каролины в ЧапелХилле (США) и Института социологии РАН (Электронный ресурс] //CarolinaPopulation Cente URL: http://www.cpc.unc.edu/proiects/rlms/; http://www.hse.ru/rlms.
  • [11] Обучение, безусловно, дает прибавку к зарплате работника первые 1 -3 месяцапосле его завершения. Иными словами, работодатель получит выгоду от вложенийв обучение своего работника очень быстро.
  • [12] Капелюшников Р. И., Лукьянова А. Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономическогоположения и здоровья населения»). — М: Фонд «Либеральная миссия», 2010. С.30−32, ПО.
  • [13] Там же. С. 31,168.
  • [14] Didenko et al. A dataset on human capital in the former Soviet Union area.
  • [15] Капелюшников P. И., Лукьянова А. Л. Ук. соч. С. 6, 68, 75−76, 181; Российский работник… С. 83−86,139−140.
  • [16] Тонне А. С. Повышение абсорбционной способности (научно-техническаяи промышленная политика) // Стратегия модернизации российской экономики,/отв. ред. В. М. Полтерович. — СПб.: Алетейя, 2010. С. 97−99.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой