Освещение проблем молодёжи на телевидении
Достойная личность ведущего. Журналист ответственен перед аудиторией, СМИ, в котором он работает, и своей совестью. Поэтому он обязан, прежде всего, честным и правдивым в своих расследованиях и отчётах, при сборе информации. Личные интересы журналиста не должны влиять на его профессиональную деятельность. Отчёты о проступках, совершаемых молодёжью, не должны препятствовать ей вновь… Читать ещё >
Освещение проблем молодёжи на телевидении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Освещение проблем молодёжи на телевидении
Cодержание Введение
1. Современные молодёжные проблемы и телевидение
2. Региональные молодёжные телевизионные программы и их роль в формировании личности молодого человека Заключение Список использованной литературы Приложение
Введение
Проблема развития человека и проблемы развития общества — две стороны одного процесса. Жизнь, благополучие и возможность самореализации каждого из нас зависят от потенциала развития современного детства.
Дети, как зеркало, отражают и лучшие, и худшие черты любого общества. Огромная роль в формировании нового человека принадлежит телевидению. Телевидение стало таким средством массовой информации, которое объединяет в своих программах газету, журнал, книгу, все виды искусств, различные способы просвещения, обучения и воспитания.
Вопросы телевидения и его воздействия на население были рассмотрены в работе Федорова А. В. «Что смотрят и что видят на экране молодые зрители». Фёдоров А. В. «за» и «против» //Что смотрят и что видят на экране молодые зрители. М., 1987. В ней автор представил мнение участников молодежного кино-клуба о различных телевизионных фильмах, сериалах, различного рода передачах. Ефимов Э. М. в работе «Школьникам о телевидении», рассказал о лучших молодежных передачах последних лет, достойных внимания. Ефимов Э. М. Школьникам о телевидении. М.: Просвещение, 1986. И. Пименова рассмотрела вопрос «Телевидение и интеграционные процессы в культуре» в одноимённой работе. Процесс изменения роли TV в обществе можно представить, познакомившись с книгой Коробейникова В. С. «Голубой экран». Коробейников В. С. Голубой экран.М.: Молодая гвардия, 1975.
Данный вопрос волнует не только исследователей, но и политических деятелей. Анпилов В. И. говорил: «Телевидение даёт слово молодёжи для обсуждения проблем СПИДА и наркомании, но не для обсуждения права на труд и бесплатное образование».
Психолог А. Подкопаев отметил: «Кровавые сцены отрицательно влияют на всех, и особенно на детей и подростков. А стресс снимают наши реальные действия — резкие движения, крики. И они могут быть символическими, как игра или ритуал. Когда человеку плохо, он считает, что его жизнь хуже некуда — и тут телевидение показывает, что кому-то ещё хуже, и от этого страдальцу становится легче. Но это способ спрятать голову в песок. Наш эфир переполнен насилием».
В ходе проходившей в Санкт-Петербурге научно-практической конференции «Психолого-практические проблемы влияния телевидения на детей и молодёжь» профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Валентин Семёнов отметил: «Психологи и педагоги должны иметь рычаги влияния на TV, так как сегодняшнее телевидение воспитывает у детей отрицательные качества — жестокость, агрессивность и развязность».
Иными словам роль телевидения в формировании современной молодежи, безусловно, огромна. В нашем исследовании рассматривается роль и место освещения проблем молодежи на телевидении, а также проблематика телевизионных передач. При этом следует учитывать, что интересы современной молодежи выходят далеко за пределы молодежного и учебно-образовательного телевидения, в связи с чем в данной работе представлено также размышление о молодежной передаче, вызывающий интерес у зрителя.
В ходе работы решались следующие задачи:
1) определить роль TV в освещении молодёжных проблем;
2) выявить основные направления отражения проблем молодёжи на телевидении.
В ходе исследования использовать следующие методы: наблюдение, беседа, контент-анализ и анкетирование.
1. Современные молодёжные проблемы и телевидение
«Телевидение обрушилось на мир, который не имел времени на подготовку для его встречи», — эти слова французского телекритика Андре Дилижана как нельзя лучше раскрывают характер рождения TV и взаимодействие его с обществом.
Если книгопечатание утверждалось века, фотография, кинематограф, телефон — десятилетия, то TV появилось внезапно и сразу пошло шагать по свету, проникая даже в те страны, где не было еще основ письменности, науки, где до сих пор существует культ животных. Процесс распространения телевидения можно сравнить с лавиной. Возможности TV как инструмента формирования общественного мнения, характер его взаимодействия с личностью вызывают огромный интерес у социологов, политологов и журналистов.
Что произошло сегодня с молодежью? В чём причина отсутствия активной жизненной позиции у большей части молодёжи? Почему они входят в состав неформальных группировок, пропускают занятия в школе и увлекаются наркотиками? Можно сказать, что корни молодёжных бед уходят в массовую культуру, где одно из главных мест занимает телевидение.
Одна из наиболее важных проблем — наркомания. Большинство наркоманов — подростки. А почему они тянутся к наркотикам? Таким образом, в передачах нужно показывать вред, результат употребления наркотиков. Нужно, чтобы молодежь не только видела, знала, но и была готова решать данную глобальную проблему.
Следующая, не менее значимая телевизионная информация должна касаться образования. Каждому старшекласснику интересно и нужно знать о том, где он сможет продолжать свое обучение, каковы его перспективы, как он сможет реализовать свои знания.
Проблема молодежи — это не проблема узкой социальной группы, а общегосударственная проблема. От благополучного решения этого вопроса сегодня, зависит благополучие государства завтра.
В нынешнем молодом обществе появилось много проблем. Как реагирует на это молодёжь? Способна ли она к их решению? Если да, то каким образом? Этим вопросам мы и посвятили свою работу: телевидение, проблемы современного общества и роль молодёжи в их разрешении.
А так как телевидение выполняет информационную функцию, то оно должно раскрывать эти проблемы, помогая молодежи тем самым найти свое «я», видеть перспективу и не свернуть с верной дороги.
Необходимо говорить о взаимоотношениях среди подростков, контакте с родителями, средствах собственной безопасности и о многом другом.
Перечисленные проблемы ставят перед телевидением ряд важных задач, которые TV способно попытаться разрешить, выстраивая соответствующую тематику передач.
Молодое поколение проводит перед телевизором больше времени, чем в окружении своих родителей и учителей. Телевидение формирует представление о культуре, а ведь подростки очень восприимчивы. Все, что они понимают — и чего не понимают, — сидя у экрана, оказывает сильное влияние на их развитие. Многие передачи в последнее время играют недостаточную роль в воспитании подрастающего поколения, а отдельные виды телепродукции, заимствованные из-за рубежа, прививают ребёнку такие качества, как агрессивность, жестокость, склонность к насилию.
В разработанной нами анкете (Приложение 1) на вопрос: «Уделяется ли должное внимание проблемам молодежи на TV?», большинство ответили, что нет. Они правы. По телевидению сейчас транслируют насилие, «пустые» развлекательные передачи, которые несут бездуховность, пошлость. Практически отсутствует на TV жизнеутверждающая, оптимистическая тональность, популяризация здорового образа жизни.
Почему же на телевидении не показывают то, что нравится молодежи? Ответ на этот вопрос прост: за что платят деньги, что спонсируют — то и показывают. Телевидение и другие средства СМИ в угоду коммерциализации и подражания Западу превращаются в носителей бездуховности и безнравственности, тем самым в ещё большей степени влияя на деградацию личности и общества в целом.
Нельзя не согласиться, что деньги сейчас играют определяющую роль, но решение молодёжных проблем должна ставить государственная политика. Государственная власть, правительство должны задуматься: каким же будет будущее поколение, если в юности ничем не занимались и ничего не видели, кроме боевиков и глупых комедий. Молодежь, часто упрекают в том, что она ленива и не может решать свои проблемы! А как мы можем действовать, если к нам не прислушиваются, не дают нам поучаствовать в общественной жизни? Почему не дают возможность сделать нашу жизнь менее противоречивой и более насыщенной, полезной и интересной.
Телевидение по отношению к молодежи является познавательным, информационным, воспитательным органом. Оно формирует общественное мнение, вырабатывает нравственность и активность. Думается, что все помнят, когда после футбольных матчей в Москве, произошло выступление граждан. Можно было бы это остановить, если бы не транслировали по телевидению. Люди, сидящие дома и смотрящие передачи, видя как поступают другие — присоединились к группе фанатов «бомбивших» свой город.
2. Региональные молодёжные телевизионные программы и их роль в формировании личности молодого человека Очень важно освещение проблем молодежи, и тем более на телевидении, так как сегодня оно охватывает почти 100% зрительской аудитории. Это доказывают и результаты нашего анкетирования, проведенного среди старшеклассников г. Ярославля, которые чаще всего берут всю информацию из телевидения.
При работе над темой нами была разработана анкета и проведен опрос, в котором приняло участие 50 человек от 14 до 70 лет. При анкетировании были выделены следующие категории опрашиваемых: 1) 14 — 17 лет; 2) 18 — 24 года; 3) взрослые: 25 — 70 лет.
Основные задачи опроса:
Выявить источники, из которых чаще всего узнают информацию.
Определить предпочтение передач в каждой возрастной категории.
Определить место молодежных программ и проблем на TV.
Анкетируемым было предложено ответить на следующие вопросы:
Из каких источников вы чаще всего узнаете информацию? Перечислите их, пожалуйста?
Какие передачи вы предпочитаете?
Как вы считаете, оказывается ли должное внимание проблемам молодежи на телевидении?
Из ответов на первый вопрос следует, что информацию узнают преимущественно из телевидение, интернет, друзья; из телевидения — респонденты в возрасте от 18 до 24 лет; из газет, телевидения — респонденты в возрасте 25−70 лет.
На второй вопрос респонденты разных возрастных групп ответили следующим образом: передачи развлекательного характера выбрали респонденты в возрасте 14−17 лет, развлекательного и познавательного характера — респонденты в возрасте от 18 до 24 лет, передачи познавательного характера — респонденты в возрасте 25−70 лет.
На вопрос, оказывается ли должное внимание проблемам молодежи на телевидении, большинство респондентов всех возрастных групп ответили отрицательно.
Таким образом, TV должно стать действенным способом решения проблем, возникающих в молодёжной среде.
Размышляя о модели молодежной программы, мы пришли к выводу, что она должна соответствовать следующим требованиям:
не должна содержать в себе большое количество негатива;
иметь познавательную информацию;
содержание должно быть адресным (школьники, студенты, работающая молодёжь и т. д.) и исходить из того, что молодёжь живёт не только развлечениями и досугом, но и будущим, в котором расчёт будет сделан на образованность, компетентность, профессионализм.
информация должна быть не навязчивой, внятной и доступной каждому; молодёжь телевидение программа доступное время показа. К сожалению, на TV прослеживается «вредная» тенденция: более достойные телепередачи демонстрируют не в самое удобное время и на второстепенных каналах. А если бы каждый день молодежным проблемам уделялось хотя бы 12 минут, то этого бы вполне хватило, и противоречий, возникающих в молодежной среде было бы намного меньше;
достойная личность ведущего. Журналист ответственен перед аудиторией, СМИ, в котором он работает, и своей совестью. Поэтому он обязан, прежде всего, честным и правдивым в своих расследованиях и отчётах, при сборе информации. Личные интересы журналиста не должны влиять на его профессиональную деятельность. Отчёты о проступках, совершаемых молодёжью, не должны препятствовать ей вновь интегрироваться в жизнь общества. До настоящего времени корреспонденты не очень соблюдали этику, а это значимо. Результат передач и материала во многом зависит от его преподнесения. А это — искусство. Перед журналистом поставлена задача не приукрашивать действительность, информировать не только об успехах, но и об отрицательных явлениях, — а это дело сложное. Но в любой бочке меда, есть ложка дегтя. По этому же принципу нужно и составлять программы. В передачи развлекательного характера нужно включать серьезные моменты.
Обобщая все это, мы можем сказать, что молодежная программа должна содержать анализ проблем, постоянно рождаемых жизнью, свежесть мысли и слова. Правдивость и реалистичность информации, а так же ее доходчивость, интересность и реалистичность, а значит, и действенность — все это путь к совершенствованию нашего мира при помощи нашего же участия. Понимая, что нужно не только говорить, но и делать, мы отсняли программу на TV, из которой вы можете узнать мнение старшеклассников по этому же вопросу.
Заключение
Роль телевидения в наше время возрастает с каждым днем. Его вездесущий глаз проникает и в открытое космическое пространство, и в океанские глубины, и в кратеры вулканов, — всюду, где происходят важные события, представляющие большое значение и живой интерес для миллионов людей. А сейчас можно постараться, чтобы из сына не вырос свин, а из молодого человека утвердился законопослушный гражданин и просто умный и мудрый человек.
Список использованной литературы Багиров Э., Карцев И. Телевидение. XX век. М.:1968.
Баженова Л.М., Собкин В. С., Шариков А. В. О телевизионных предпочтениях школьников 80-х //Советская педагогика, 1988. — № 6.
Варбанский А. М. Телевидение. М.: Связь, 1973.
Ефимов Э. М. Школьникам о телевидении. М.: Просвещение, 1986.
Коробейников В. С. Голубой экран. М.: Молодая гвардия, 1975.
Проблемы телевидения и радио. М.:Искусство, 1973.
Фёдоров А.В. «за» и «против» // Что смотрят и что видят на экране молодые зрители. М., 1987.
Приложение АНКЕТА Уважаемый респондент!
Мы изучаем тему: «Освещение молодёжных проблем на телевидение». Поэтому нам интересно Ваше мнение по следующим вопросам:
Из каких источников вы чаще всего узнаёте информацию? Перечислите их, пожалуйста.
Какие передачи вы предпочитаете?
Как вы считаете, оказывается ли должное внимание проблемам молодёжи на телевидении?
Укажите, пожалуйста, свой пол и возраст.
Большое спасибо за ответы!