Роль интуиции в поведении лидера малых студенческих групп
История и теория интуитивных актов изначально, со времен предфилософии, привлекала внимание исследователей самых разных убеждений и научных школ. Автор не берется судить об успехе своей попытки описать всю глубину и сложность этой проблематики, учитывая, тем более, специфику цели диссертации. Она подразумевала решение частных задач, касающихся роли интуиции в поведении лидеров малых студенческих… Читать ещё >
Содержание
Проблема сущности интуиции и ее роли в поведении людей в истории гуманитарного знания всегда была одной из наиболее любопытных, привлекавших особое внимание представителей самых разных дисциплин: философии, психологии, этики, теологии, социальной психологии, социологии.
В этом смысле актуальность проблем интуиции, которая очень тесно связана с наиболее фундаментальными вопросами о природе человека, в истории гуманитарных наук не нуждается, видимо, в особенно подробной аргументации.
Отметим лишь некоторые из причин роста актуальности проблем интуиции в последнее время. Первая группа таких причин связана с резким усложнением общественной жизни в силу смешения в ней самых разных экономических укладов, парадигм духовной жизни, разрывов поколенческих ценностей. В результате сформировалась мощная система пограничных жизненных ситуаций, где огромная роль интуиции в принятии поведенческих решений несомненна.
Кроме того, существует и логика научных исследований такой, быстро усложняющейся и по-новому структурирующейся жизни общества, где роль интуиции закономерно растет. Впрочем, такой вывод действителен и для естественных наук, где проникновение к новым знаниям о мироздании дается ценой потери наглядности, а порой и прямой беспомощности так называемого «здравого смысла», все более уступающего место научной интуиции.
Подчеркнем также, что изучение природы интуиции стимулируется и бурным распространением компьютеризации. Невзирая на все попытки, даже в компьютерах последнего поколения, смоделировать акты интуиции в структуре искусственного интеллекта не удается, что, по закону обратной связи, резко увеличивает интерес к самой проблеме интуиции.
Есть, наконец, и целый ряд более частных процессов, косвенно влияющих на рост актуальности проблем интуиции: обвальное распространение парапсихологии, неудачи ранее казавшихся незыблемыми теорий общения, простое накопление банков эмпирических данных, выход на проблемы интуитивных политических решений в современной политологии, имиджелогии, социальной психологии, социологии.
Приведенные факторы, видимо, достаточно убедительно показывают особый статус проблем интуиции в истории гуманитарного знания, где они чаще всего воспринимались как своеобразный вызов рациональности научного знания вообще.
Этот статус прослеживается даже при беглом анализе степени разработанности проблемы.
Одной из главных проблем диссертации было ограничение поля исследования в истории разработки проблемы, поскольку за две с половиной тысячи лет исследований в этой области накопился колоссальный банк теорий и идей. Конкретные принимавшиеся ограничения приводятся в тексте работы. Пока же отметим лишь основные исторические этапы исследований интуиции.
В античности первое мощное противоречие в толковании интуиции оформилось в концепциях Сократа и Платона. Для первого она представляет собой особый этап духовного развития, когда «внутренний голос» («даймоний»), предостерегая, позволяет сохранять хрупкую гармонию мудрости и любви как единственного и маловероятного пути личного самосовершенствования.
Для Платона1 же интуиция есть способ «вспоминания» опыта предыдущих рождений, иррациональное чувствование мудрости, не спровоцированной ни обстоятельствами, ни личным опытом.
Противоречие рациональной (в основном) и иррациональных сократических и платонических трактовок сохранилось надолго.
Отметим также, что в античности оформились и менее известные подходы. Например, пифагорейцы2 считали интуицию умением следовать мистике чисел (идея, принятая в современной нумерологии). Для классической «средней Стой» она есть умение следовать долгу любых обстоятельств, для Аристотеля4 — это умение строения правильного силлогизма при недостаточных основаниях.
В Средневековье трактовка проблем интуиции была лишь одним из аспектов спора об универсалиях.
В средневековом реализме (Бл. Августин, Ф. Аквинский, А. Кентерберийский5) интуиция была, в сущности, атрибутом так называемой теофании, опыта непосредственного общения человека с Богом. В номинализме (П. Абеляр, У. Оккам6) интуиция есть просто средство генерирования полезных абстракций, преодоления разрыва между единично-конкретным и абстрактно-всеобщим уровнем познания.
В Новое время оформляется мощная рациональная трактовка природы интуитивного акта, который, таким образом, всегда есть особый этап познания. Эта традиция характерна для работ Ф. Бэко
Платон. Диалоги. -М., 1998.
2 См.: Асмус В. Ф. Античная философия, — М., 1974.
3 Философия стоицизма. М., 2000.
4 Аристотель. Соч: в 4 тт.- М., 1976.
5 Бл. Августин. Исповедь- Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992- Кузанский Н. Соч. М, 1979
6 См.: История философии/ Под ред. В. А. Александрова. — М. 1972. на, Р. Декарта, В. Лейбница, Д. Юма, Т. Локка1 и др. Отметим, что такая традиция совершенно по особому трактовалась в классической немецкой философии. При всех разногласиях, ее представители (Г. л
Гегель, И. Кант, Л. Фейербах, И. Фихте) постоянно указывали, что интуиция не может быть каким-то «банком готовых, но скрытых истин» в человеческой психике. Напротив, она выражает, скорее всего, принципиальную непознаваемость явлений и человеческий протест против этого (например, через категории умопостигаемой причины о и вещи-в-себе И. Канта).
В русской философии и теологии понятие интуиции трактовалось достаточно оригинально, хотя и в русле упоминавшейся идеи теофании. Н. Бердяев4 сформулировал общую средневековую идею исихазма, гармонического покоя страстей как единства двух путей личного развития: Богочеловека, формирования чувствования божественного начала в разрозненных фактах обыденной жизни, и Чело-векобога, преодоления рациональности логических рассуждений интеллектуалами.
Чрезвычайно пестра и разнородна мозаика идей и теорий по проблемам интуиции в XX веке. Можно даже выделить несколько своеобразных школ. Одна из них — неофрейдизм. Невзирая на всю разницу классической модели 3. Фрейда и постфрейдистских моделей Э. Фромма, М. Адлера, К. Юнга, К. Хорни5, общая фрейдистская
Бэкон Ф. Жизнь. Мировоззрение. Мысли. Максимы, Афоризмы. Минск, 1998- Локк Д. Соч: в 3 тт. -М., 1985-Декарт Р. Соч. М., 1973- Юм Д. Соч. М, 1982- Лейбниц В. Соч: 1982.
2 Немецкая классическая философия. Москва-Харьков, 2000.
J Там же. Т. 3.
4 Бердяев Н. Самопознание. Москва — Харьков, 2000.
5 Фрейд 3. Избр. соч. M., 1999- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1984- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1996- Юнг К. Психологические типы. М., 1996. традиция рассмотрения интуиции как особого взаимодействия сознания и подсознания осталась сравнительно неизменной.
Интуиция трактуется здесь как умение сознания учитывать бессознательные символы, что, в общем, в русле платоновских идей.
Ближе к традиции Аристотеля позитивистские теории интуиции. Например, в школе логико-семантического анализа Л. Витгенштейна1 интуиция сводится к умению оперирования неопределенностями речи.
Очень сложны и любопытны основные положения теории интуиции в экзистенциальной школе (включая в нее, помимо классических работ Г. Гуссерля, Ж.-П. Сартра, А. Камю, М. Мерло-Понти, и бергсонианскую традицию). Подробнее эти положения приводятся в тексте первой главы работы. Отметим лишь главное: интуиция трактуется здесь как особый вид интенции, устремленности сознания на объект, как размывание в ней субъект-объектной дихотомии.
Подчеркнем также, что в собственно социологическом знании о
— например, в творчестве Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Спенсера и др., многие идеи таких школ действовали одновременно. Возможно, это было связано с тем, что проблемы интуиции не были в центре внимания в становящейся системе социологического знания.
Напротив, начиная с идеи «социальной физики» О. Конта, интуиция воспринималась как некая полумистическая гипотеза, не вписывающаяся в модель романтики эмпирических исследований.
1 Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Пер. с нем. и сверено с авториз. англ. переводом И. Добронравовым и Д. Лахути/ Под ред. д-р. философ, наук проф. В. Ф. Асмуса. М., 1958.-133 с.
2 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000- Сартр Ж.-П. Стена. М., 1992.
3 Вебер М. Избр. соч. M., 1990. История социологии/ Под ред. Е. Н. Елсукова. — Минск,
1997.
Лишь изредка (например, в творчестве Г. Спенсера) она использовалась как объяснение механизма восприятия людьми «искусственного отбора».
Кроме того, гипотеза интуиции используется при объяснении многих фактов и феноменов коллективизма (например, при описании аттитюдов Т. Парсонсом, «фонового ожидания» Г. Горфинке-лем, самообновление элит Г. Моски и В. Парето1).
Чрезвычайно широк фронт исследования интуиции в русской гуманитарной мысли XX века. Количественно наибольшее число исследований интуиции в психологии. Классическими, в этом смысле, стали известные работы П. Симонова, Л. Выготского, Б. Теплова, Б. Гальперина, Д. Узнадзе и др.- в социальной психологии — работы В. Бехтерева, Г. Андреевой, Б. Парыгина, и др.2
Отметим, что многие из таких работ находятся на стыке социологии и философии. Примером, в этом смысле, может быть работа И. Ириной «Интуиция и рост научного знания"3.
В социологии работы, точно по избранной проблематике, автору неизвестны. Некоторые социологические аспекты интуиции ис
1 См.: Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова М., 1994- Пар-сонс Т. Система современных обществ. М., 1997- Буржуазная социология на исходе века. Критика новейших тенденций. М., 1986- Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург, 2000.
2 Андреева Г. М. Социальная психология.М., 1997- Парыгин Е. Д. Основы социально -психологической теории. М., 1971- Андреева Г. М. Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978, Гальперин П. Я.
Введение в психологию. М., 1976- Теплов Б. М. Соч. в 2 тт. М., 1968.
3 Ирина В. Р., Новиков А.А.В мире научной интуиции. Интуиция и разум.- M., 1978. следовались в ряде диссертационных работ.1
В связи с тем, что в диссертации автора интересовал и чисто прикладной аспект роли интуиции в поведении лидеров малых групп, в работе широко использовались и работы по истории, где проблемы интуиции в поведении политических лидеров всегда были в фокусе исследования, начиная с античной историографии (Свето-ний, Тацит, Плутарх).
В целом, на позицию автора в наибольшей степени повлияла концепция Марио Бунге.3
Идеи, выраженные в приведенной выше литературе, позволяют выделить и общие логические подходы в понимании природы интуиции:
«интеллектуально ориентированный», где базовым является тезис об интеллектуальной основе интуиции (Сократ, Аристотель, номиналисты, Ф. Бэкон, Д. Локк, интеракционисты4) —
«субстанциональный», настаивающий на том, что интуиция есть чувствование какого-то глобального безличного начала вне или внутри человеческой психики (Конфуций, 3. Фрейд, К. Юнг,
См.: Губин В. Д. Проблема интеллектуальной интуиции в философии Э.Гусерля. Авто-реф. Дисс. уч. ст. М., 1969., Атапов А. А. Интуиция и ее место в творчестве, — Иркутск- Госуниверситет, — 1996., Кузнецов А. Е. Интуиция как философская проблема: Гносеологический ана-лиз.-Улан-Уде, 1997.
2 Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1992- Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987- Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990.
3 Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.
4 Платон. Диалоги. М., 1992- Аристотель. Соч: в 4 тт. М., 1976- Бэкон Ф. Соч. М., 1972- Лосев А. Ф. Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993- Бэкон Ф. Жизнь. Мировоззрение. Мысли, максимы, афоризмы. M., 1998- Тард Г. Соч. Спб, 1908.
Э. Фромм1) —
«когнитивный», в рамках которого интуиция есть исключительный феномен познания (И. Кант, Г. Гегель, JI. Витгенштейн, л
А. Пуанкаре, Л. Берталанфи) —
«социальный». Интуиция здесь трактуется как выражение опыта общежития людей и социальных групп, включая и политические элиты (марксизм, П. Сорокин, Т. Парсонс, Д. Леви-Стросс3) —
«экзистенциально-психический», где интуиция понимается как глобальное начало жизни психики, принципиально важное для понимания природы человеческой души (экзистенциализм, А. Бергсон, Л. Выготский, П. Симонов, П. Гальперин и др.4) —
«этический», где интуиция понимается как бытие нравственного закона (Сенека, Эпиктет, Эпикур, М. Аврелий, А. Швейцер, И. Кант5) —
«теологический», сводящий интуицию к чувствованию Бога (средневековый реализм, П. Чаадаев, Н. Гоголь, Н. Бердяев, В. Соловьев, П. Флоренский, современные «антропные теории"6) —
1 Древнекитайская философия. М., 1978- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1992- Фромм Э. Анатомия любви. М., 1984- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1996- Юнг К. Психологические типы. М., 1995.
2 Немецкая классическая философия. М. — Харьков, 2000- Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986- Витгенштейн Л. Избр. соч. М., 1998- Пуанкаре А. Мысли о научной интуиции. М., 1978.
3 Ойзерман Т. И. Формирование философии раннего марксизма. М., 1982- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994- Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
4 Гальперин.
Введение в психологию. М., 1976- Выготский Л. С. Избр. соч. М., 1970.
5 Философия стоицизма. М., 1992- Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1974.
6 Флоренский П. Соч. M., 1992- Гоголь Н. В. Избранные места из переписки с друзьями. М., 1996- Соловьев В. Соч. М., 1993- Бердяев Н. Самопознание. М., 2000.
Автор убежден в невозможности широкой компиляции таких подходов. В силу этого одной из основных задач работы является выбор по отношению к описываемым в первом разделе фундаментальным теориям интуиции.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Принимаемым объектом исследования было социальное поведение лидеров малых групп.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом же исследования были качественные особенности и закономерности интуитивных актов в таком поведении лидеров малых групп.
ЦЕЛЬЮ диссертационного исследования было формирование общетеоретической модели закономерностей интуитивных актов лидеров малых групп и апробация такой модели на эмпирическом материале.
Достижение такой цели подразумевало решение ряда конкретных задач: изучение имеющихся теоретических и эмпирических материалов с целью формирования базовой методологической модели интуиции и лидерства в малых группах-
выделение конечного и обоснованного перечня эмпирических и теоретических характеристик интуитивного акта-
обоснование реальных функций интуиции и их специфики для поведения лидеров студенческих групп-
подготовка инструментария, определение генеральной совокупности, выборки и проведение эмпирических социологических исследований-
обобщение данных эмпирического исследования и апробация теоретической модели.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ Научные взгляды и пристрастия автора складывались под влиянием идей социально-ролевой и интеракционистской школ гуманитарного знания (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Спенсер, Т. Парсонс, К. Маркс, П. Сорокин, М. Мид и др.)1.
Для разработки базовой концепции, кроме того, широко использовались идеи экзистенциальной и неофрейдистской школ философии и психологии.
Конкретные параметры и трактовка природы лидерства в диссертации взяты по базовой концепции И. А. Федорова — общая трактовка природы интуиции — в соответствии с упоминавшимся «сократическим подходом».
Наиболее фундаментальными ориентирами научного мировоззрения автора являются: отрицание мистических моделей интуиции и сводимость ее видов к общему качеству, признание законов материалистической диалектики и принципа монизма истины, социальная детерминация разума, группового характера лидерства, общих принципов структурно-функционального анализа.
Основная гипотеза исследования может быть пояснена с помощью следующих положений: интуиция есть реальный и, в принципе, поддающийся рациональному объяснению механизм принятия поведенческих решений-
1 См.: Окатов В.Н.
Введение в историю социологии. Тамбов, 1992- История социологии/ Под ред. Е. Н. Елсукова. М., 1997.
2 Федоров И. А. Имидж как программирование поведения людей. Рязань, 1997.
такой механизм срабатывает лишь в сложных и важных для субъекта ситуациях (или тех, которые человек, пусть неправильно, считает субъективно важными и сложными) —
этот механизм основан на мгновенном учете опыта похожих ситуаций уже в момент принятия решений, причем у лидеров малых групп такой опыт более социализирован-
надежность интуиции в среднем ненамного выше надежности чисто рациональных методов-
существует конечный набор методов и рекомендаций, позволяющих оптимизировать использование интуитивных актов, в том числе у лидеров малых групп.
Положения, выносимые на защиту:
1. Интуиция, видимо, возникла как атрибут разума, выражающий необходимость мгновенного учета наиболее вероятных последствий возможного поведенческого решения в сложных ситуациях. В первобытном обществе ее развитие провоцировалось приоритетом важности быстрого решения над размышлением.
2. Интуиция показывает единство онто — и филогенеза.
3. Сложность бытия малой группы выдвигает объективно высокие требования к интуиции лидера, который решает сложные поведенческие задачи чаще других.
4. Интуитивный акт имеет ряд атрибутов и частных характеристик: быстротечность, приоритет так называемого «вспомогательного образа», фрагментарную рационализацию начальных стадий, эстетичность, образность (эйдетичность) и так далее.
5. Существует ряд социологически устанавливаемых признаков использования и стихийного самообучения интуитивным актам лидерами малых студенческих групп.
6. В поведении лидеров малых групп возможно выделить несводимые друг к другу виды интуитивных актов: интуиция как воображение, интуиция как прогностика, фронезис (житейская мудрость) и так далее.
7. Склонность к использованию актов интуиции зависит от ряда факторов: демографические характеристики, профессия, социальная роль, привычка, частота повтора сложных управленческих ситуаций.
Эмпирическая база исследования включала:
— данные авторского социологического исследования-
— результаты 8 социологических и социально-психологических исследований, осуществленных с участием автора информационно-аналитическим отделом мэрии города Тамбова в 2000 — 2001 году-
— банки данных иных исследований.
Авторское социологическое исследование «Роль интуиции в поведении лидеров студенческих групп» проводилось в 2000 году. Выборка квотная, 1000 человек, с использованием контрольных и экспертных групп. Базовые методы — анкетирование, стандартизированное и нестандартизированное интервью, анализ документов, фокус-группы. Генеральная совокупность — студенты ТГУ им. Г. Р. Державина.
Исследования с участием автора, в которых уточнялись отдельные аспекты избранной тематики:
1. «Социально-психологическая напряженность горожан». 2001 год. Выборка простая интервальная — 1300 человек. Базовые методы — анкетирование, интервью, фокус-группы. Генеральная совокупность — жители города Тамбова.
2. «Телефонный мониторинг политических ожиданий электората». 2001 год. Объем еженедельной простой механической выборки — 1200 человек. Генеральная совокупность -жители города Тамбова. Длительность мониторинга — 4 недели, совокупный объем выборки — 4800 человек.
3. «Групповые оценки горожанами деятельности СМИ». 2001 год. Выборка простая механическая — 1200 человек. Базовые методы — анкетирование, экспертные и контрольные фокус-группы. Генеральная совокупность — жители города Тамбова.
4. «Электоральные ожидания четвертого избирательного округа города Тамбова». 2001 год. Выборка простая механическая — 1000 человек. Базовые методы — анкетирование, интервью и др.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.
Материалы работы апробированы в деятельности информационно-аналитического отдела мэрии города Тамбова, в авторских публикациях.