Особенности жизненных ценностей женщин в религиозных и светских семьях
К смерти ребенка иногда они относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал — бог взял». Сейчас родители больше внимания уделяют планированию: родители, прежде чем принять решение родить следующего ребенка, учитывают те обстоятельства, сколько детей им по силам вырасти и воспитать. В то же время если семья имеет несколько детей, то правильное воспитание его становиться успешней. В семьи… Читать ещё >
Особенности жизненных ценностей женщин в религиозных и светских семьях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Общая характеристика ценностей и ценностных ориентаций личности
1.2 Особенности ценностей в современном обществе
1.3 Религиозные традиции и ценности в семейных отношениях ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МУСУЛЬМАНСКИХ И СВЕТСКИХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация экспериментального исследования и характеристика психодиагностических методик
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Семья в России, оказавшись в условиях трансформации общества и резких изменений в его социальной структуре, имеет тенденцию к сохранению своего престижа в общественном сознании в качестве одной из базовых ценностей. Вместе с тем, ее значение как социального института в том его виде, в котором он унаследован современным обществом от старой эпохи, падает. В силу многих социально-экономических и социально-психологических причин в иерархии социальных семейных ценностей особо значимым в настоящее время выступает неформальное, индивидуально-личностное начало, детерминирующее систему брачно-семейных ценностей и происходящие в ней изменения.
В результате традиционные семейные ценности — супружество, родительство (дети), прочность брака постепенно теряют в своей значимости, уступая место так называемым альтернативным ценностным ориентациям — профессиональной деятельности, карьерному росту, самостоятельно достигнутому социальному положению, личной и материальной независимости. В настоящее время все большее число людей отдает предпочтение самореализации во внесемейной сфере жизнедеятельности, профессиональной и социально-статусной сферах. С этим связана перспектива усиления самореализации личности и выдвижения на первый план психологической и духовно-культурной совместимости супругов в качестве основы супружеского благополучия.
И так как в наше время все больше образуются мусульманские семья, мы хотим исследовать, на сколько различны и сходны семейные ценности в светских и религиозных семьях.
Цель исследования: выявить и провести сравнительный анализ ценностных ориентаций личности женщин в светских и мусульманских семьях.
Объект исследования: жизненные ценности.
Предмет исследования: Особенности жизненных ценностей женщин в религиозных и светских семьях.
Гипотеза исследования: семейные ценности в светских и мусульманских семьях различны.
Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) Организация экспериментального исследования особенности семейных ценностей в молодых семьях.
3) Провести сравнительный анализ ценностных ориентаций личности в светских и религиозных семьях.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, математико-статистический анализ данных.
Выборка: для более полного изучения данной проблемы нами запланировано провести исследование с испытуемыми в количестве 30 семейных пар.
Практическая значимость курсовой работы система ценностей личности определяет направленность поведения, деятельности. Зная систему ценностей данного индивида, т. е. то, что ему дорого, значимо, необходимо в жизни, можно предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отношениях в семейной жизни. Супруги хорошо знают систему ценностей друг друга и могут предвидеть поведение партнера.
Экспериментальная база исследования: молодые семьи городов Стерлитамака и Уфы.
Структуру курсовой работы составляют введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Общая характеристика ценностей и ценностных ориентаций личности Термин «ценность» широко используется в социологической и философской литературе. Все многообразие предметов и явлений окружающего человека мира оценивается им с точки зрения полезности, необходимости для обеспечения жизнедеятельности. Целостностью, как правило, наделены как лицо, так и предметы, идеальные состояния вещей, действия, ситуации, моральные нормы, принципы. Ценностями также являются мировоззренческие взгляды, представления, идеалы, понятия о равенстве, братстве, свободе, демократии и др. 16; с.199]
В круг ценностей могут входить отдельные качества человека: доброта, отзывчивость, заботливость, нежность.
Система ценностей, сформировавшись у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, помогает легко и просто классифицировать многообразие явлений предметов действительности с точки зрения их полезности необходимости.
Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний, намерений.
Поэтому можно утверждать, что ценностные ориентации личности (система ее ценностей) не являются чем-то произвольным. Они прежде всего базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях, стремлениях.
Из системы ценностей личности вытекает и мотивации деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений. Например, решение о вступлении в брак или же о его расторжении прежде всего вытекает из системы ценностей личности, которая сама базируется на системе потребностей.
Принимая решение о расторжении брака, человек прежде всего мотивирует его тем, что не удовлетворяются, с его точки зрения, важные потребности.
Система ценностей — один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С ее помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов.
Это придает поведению человеку определенную стабильность, устойчивую направленность, организованность. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей конкретного человека, то, в принципе, мы можем предвидеть его поведение в тех или иных жизненных обстоятельствах.
Система ценностей личности определяет направленность поведения, деятельности. Зная систему ценностей данного индивида, т. е. то, что ему дорого, значимо, необходимо в жизни мы можем предвидеть, как человек будет реагировать на уступки в межличностных отношениях в семейной жизни, супруги хорошо знают систему ценностей друг друга и могут предвидеть поведение партнера. 16; с.199]
Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе, существуют одинаковые общечеловеческие ценности. Примерно одинаковыми будут и их групповые ценности, если они принадлежат к одной и той же социальной группе. Однако это еще не означает, что их представления и взгляды совпадают, так как индивидуальные особенности, жизненный опыт, личная судьба каждого неизбежно дают такие вариации, которые бывают весьма далеки друг от друга. Поэтому разногласия, расхождения, споры между супругами, особенно молодыми, просто естественны и закономерны. Должен пройти какой-то период времени, и немалый, чтобы произошла взаимная притирка взглядов. Мы называем данный процесс взаимной адаптацией в области индивидуальных систем ценностей.
Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети в нашем субъективном восприятии выступают как определенные ценности.
В качестве ценностей может выступать буквально все, что связано с удовлетворением самых разнообразных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических, нравственных.
Ценностная система личности — сложное идеальное образование нашего сознания и самосознания. Социологам и психологам еще предстоит много изучать в данной области. Отметим, что в социологии принято говорить не о системе ценностей личности, а о системе ценностных ориентаций, но мы полагаем, что это одно и то же. [16; с.200]
Система ценностей дает возможности личности решить, что для нее значимо и важно в брачной и семейной жизни. Такими ценностями могут быть: дети, их здоровье и благополучие; любовь, ласка, нежность, заботливость со стороны партнера; материальное благосостояние семьи и удовлетворительные жилищные условия; удовлетворенность сексуальной жизнью в браке; здоровье как свое собственное, так и другого партнера; хорошие взаимоотношения с родителями родственниками той и другой стороны; возможность всецело отдаваться любимому творчеству, любимой профессии, профессиональный успех и карьера.
Ценности личности организованы в определенную иерархическую структуру по степени их важности, актуальность необходимости в данный период жизни человека. Подобная иерархическая структура не является застывшей. Напротив она достаточно гибка и динамична. Так, для молодого человека, только что закончившего школу, предел мечтаний поступить в любимый вуз и приобрести желанную профессию. В данный период потребность в получении образования выборе профессии является самой важной ценностью, занимающей первое место в системе ценностей. Когда мечта осуществилась, эта ценность уходит на третий или четвертый план. Например, через некоторое время молодой человек влюбляется в красавицу-сокурсницу. Теперь его высшую ценность представляет ее внимание, ее ответное чувство. Молодые люди поженились, и со всей остротой перед ними встал жилищный вопрос. Квартира в данный период у молодоженов является ведущей ценностью.
Как мы убедились, одна и та же ценность может занимать разное порядковое место по значимости в различные периоды жизни человека. Естественно, что значительные расхождения в индивидуальных системах ценностей и приводят к многочисленным конфликтам различной разрушительной силы для брачного союза.
Итак, расхождения супругов во взглядах и представлениях весьма многолики. Для большей точности научного осмысления мы их называем расхождениями в индивидуальных системах ценностей. Они порождают особую группу конфликтов между супругами. К сожалению, подобные конфликтные ситуации раньше не изучались, и мы не имеем конкретной социологической информации по этому вопросу. Сейчас можно лишь утверждать, что анализ мотивов разводов, увлечение которым мы и сами пережили, ничего не дает для понимания конфликтов супругов на базе несовместимости их ценностей. [16; с.202]
1.2 Особенности ценностей в современном обществе Семья — это первичная ячейка общества, которая выполняет следующие функции: репродуктивная, воспитательная, экономическая, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Для большинства семей ценности одинаковые, это — любовь и верность, рождение детей и их воспитание, доверие друг другу, материальное благополучие, хорошие отношения с родителями, наличие жилья. [18; с.157]
В семье главным образом рождаются и воспитываются дети. Настоящее воспитание в семье требует большого физического труда и терпения от родителей. Это зависит от атмосферы в семьи и духовно — личностных качеств каждого члена семьи. В большинстве случаев дети являются отражением своих родителей.
Общество развивается и каждому этапу развития характерны свой тип отношений между членами семьи и свои семейные ценности. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство и воспитывала детей, а муж был главным добытчиком и хозяином, собственником имущества изменились. На сегодняшний день большинство женщин работают на руководящих должностях, зарабатывают столько же, а то и больше мужей, принимают одинаковое участие в общественных делах. С одной стороны, это привело к равности супругов и дало свободу женщине, но с другой стороны сказалось на снижении уровня рождаемости и увеличении числа разводов.
Супруги сейчас предпочитают иметь одного или двух детей, тогда как раньше был повсеместно распространен тип многодетной семьи. Среди причин уменьшения рождаемости демографы называют изменение отношения к семейным ценностям. Многие родители имеют очень скромные зарплаты и более чем скромные жилищные условия. Зато своего единственного ребенка стараются хорошо одеть, стремятся дать ему разностороннее образование. Раньше наблюдалась высокая рождаемость, и родители меньше внимания уделяли проблемам материальной обеспеченности.
К смерти ребенка иногда они относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал — бог взял». Сейчас родители больше внимания уделяют планированию: родители, прежде чем принять решение родить следующего ребенка, учитывают те обстоятельства, сколько детей им по силам вырасти и воспитать. В то же время если семья имеет несколько детей, то правильное воспитание его становиться успешней. В семьи, где один ребенок, воспитание сильно усложняется. В многодетных семьях создается коллектив и здесь есть с кого брать пример, за кого отвечать. В такой семье естественным образом воспитываются чувство товарищества и дружбы, сопереживания, любовь друг к другу и искореняются чувства эгоизма и жадности. 15; с.58]
Вместе со снижением рождаемости изменилась и структура семьи. Современная семья в основном состоит из двух поколений: родителей и детей. Раньше семьи, как правило, объединяли три-четыре поколения: родители родителей, родители и дети. Часто современные дети не знают имен своих умерших бабушек, племянники родственников своих родителей. Психологи считают, что дети должны знать своих предков, а для этого надо изучать и рисовать свое семейное дерево. При изучении «корней» дети знакомятся ценностями нескольких поколений, у них формируется уважение к семейным традициям.
Взаимоотношения в семьи зависят от справедливого распределения домашних обязанностей в семье между супругами и детьми. Распределение, безусловно, оказывает отрицательное влияние на воспитание детей и для благополучия семьи.
Современной семьи все меньше присущи единовластие. Для большинства семей характерно равное участие супругов в управлении семьей. При этом в тех вопросах, в которых компетентна жена, ей принадлежит первенство, а в вопросах касающихся других областей решающее право голоса принадлежит мужчине. Как раньше, мужчина не является единовластным хозяином семьи. Зато сейчас появились семьи, где главой является жена. В таких семьях нарушается психологическое равновесие, на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, в результате она не может дать детям нормального воспитания и она не может заменить отца.
Как показывает статистика, молодое поколение в целом разделяет взгляды родителей по их отношению к манерам поведения, ответственности, трудолюбия, порядочности, терпимости и уважения. Однако, взгляды молодого поколения к вопросам морали и секса отличаются от отношения к этим вопросам взрослых. Важными личностными качествами молодые люди считают независимость, решительность и настойчивость, в то время для их родителей более значимы послушность, бережливость, экономное отношение к деньгам.
1.3 Религиозные традиции и ценности в семейных отношениях Всем известно, что семья — ячейка общества. К сожалению, в последнее время отношение к семье и браку в обществе изменилось не в лучшую сторону. Люди перестали серьезно подходить к созданию прочной и счастливой семьи, воспитанию детей, как достойных членов общества. Согласно статистике каждый второй брак в России заканчивается разводом.
Общество должно стремиться оставить после себя достойное молодое поколение. А такое воспитание человек сможет получить только в семье, в окружении близких и любимых людей.
Ислам ставит во главу угла создание крепкой семьи. Согласно установившимся стереотипам в современном обществе многие считают мусульманскую семью отсталой и представляют такую картину, где муж устанавливает авторитарный режим правления, может завести несколько жен и поступать с ними, как ему вздумается. Общественное мнение утверждает, что женщина в мусульманской семье бесправна, она в роли служанки и занимается только домом и детьми. 20; с.98]
Так представлять мусульманскую семью и отношения между мужем и женой, а также считать это нормой в исламе — крайне несправедливо и оскорбительно по отношению к исламу. Нельзя судить о религии, только основываясь на примерах неудачных семей и поступков мусульман. Человеку свойственно ошибаться, многим мусульманам сегодня просто не хватает знаний о своей религии.
Мусульманам предписано строить семью на основе взаимного согласия и любви. Мусульманский брак — это договор между мужчиной и женщиной, согласно которому они начинают совместную жизнь, проявляя по отношению друг к другу взаимную любовь, доверие, содействие, понимание. Семья для человека должна быть источником радости, спокойствия, наслаждения жизнью.
Только в семье, где правят любовь и взаимное уважение, могут сформироваться личности с высокой нравственностью, к которой призывает ислам. Поэтому семья и является ячейкой общества, тем строительным материалом, благодаря которому строится успешное общество.
Самая главная радость в жизни мусульманина — это его праведная жена. Она хранит семейный очаг, заботится о своем муже и детях. В обществе жены мусульманин находит покой и утешение, он всецело полагается на нее, когда его настигают беды, несчастья, усталость.
В исламе женщина вправе сама выбирать себе мужа. Никто не может принудить ее выйти замуж за человека, который ей не нравится. Но это не значит, что мусульманка не должна слушать советы родителей, которые накопили богатый жизненный опыт.
Самые главные качества, по которым мусульмане выбирают себе спутника жизни, — это отношение к религиозным обязанностям и нрав человека, т. е. характер. Если выбор сделан осмысленно, основываясь на этих двух качествах, то семья будет крепкой и счастливой.
Долг супругов состоит в рождении детей и воспитании их в духе богобоязненности и нравственности, которые являются основными принципами ислама. 20; с.75]
Дети, в свою очередь, должны почитать своих родителей. Вот что предписал Господь Всевышний об отношении к родителям. Делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!». Не кричать на них и обращайся почтительно. Особое место ислам отводит матери.
Как видно, в основе мусульманской семьи лежит ненасильственный, добровольный, свободный брак между мужчиной и женщиной. Основными принципами семейной жизни являются: вера в единого Бога, покорность Ему во всех делах, любовь между супругами, уважение по отношению к родителям и воспитание достойных и благонравных детей.
В исламе развод разрешается, но является самым нелюбимым деянием перед Богом. В Коране указывается на святость и неразрывность супружеских уз. Ислам призывает к терпению и согласию супругов.
Украшением любой семьи являются, несомненно, дети. Дети приносят нам радость. Родители возлагают большие надежды на своих детей. Это наши будущие помощники и опора в старости. Станут ли они такими — зависит от того, насколько успешно удастся нам воспитать их, сформировать их как личности. 20; с.76]
В мусульманской семье, где соблюдаются предписания ислама, супруги осознают ту ответственность, которая возложена на них в деле воспитания детей. Дети могут стать источником радости для родителей, но могут стать и источником бед и несчастий не только для семьи, но и для общества.
Воспитание детей начинается с периода грудного вскармливания. В Коране Господь повелевает женщине кормить грудью ребенка до двух лет.
Несколько лет назад врачи советовали кормить грудью только до года, а сейчас они рекомендуют кормить до двух лет, как и сказано в Коране. Как известно, грудное молоко укрепляет иммунитет, лечит не только тело, но и душу ребенка. Кроме этого, кормление грудью полезно и для самой женщины. Оно помогает избежать таких болезней, как рак молочных желез и половых органов.
К сожалению, многие современные женщины отказываются кормить своего ребенка грудью, боясь деформирования груди. А в некоторых случаях ребенок сам отказывается от грудного молока, которое отравлено алкоголем, табаком и наркотиками.
Мусульманка, как мать, осознает всю важность грудного кормления и старается сохранить грудное вскармливание до двух лет.
С ростом ребенка увеличивается его потребность во внимании обоих родителей. Важно не упустить моменты воспитания определенных качеств в детях по мере возрастания их способностей понимать жизненные ценности.
Сегодня, когда со всех сторон нас атакует информация о разврате, насилии, становится все труднее сберечь ребенка от этого негатива и воспитать в нем благонравие. Очень важно для мусульманской семьи воспитать в ребенке веру в единого Бога. Без веры ребенок может вырасти человеком, который потеряет свое здоровье, предаваясь пагубным привычкам. Только окружив его в семье атмосферой благонравия и любви к Богу, можно направить воспитание ребенка в нужное русло. 20;79]
В настоящее время стало как-то не модно заводить семью. Молодежь считает, что нужно как следует «нагуляться», потом только подумать о создании семьи. В результате от «нагулявшихся» и потерявших в результате этого часть своего здоровья родителей рождаются больные дети. Педиатры обеспокоены тем, что с каждым днем здоровых детей рождается все меньше. Сегодня многие общественные деятели и известные политики бьют тревогу о том, что идет распад общества, который может привести к демографическому кризису.
Распад общества — это результат распада семьи в обществе. Не приведет ли это к распаду всего государства? Не пришло ли время для кардинального пересмотра жизненных ценностей?
Ислам не считает мелочью свободные половые связи и супружескую измену. В исламе это не только аморальный поступок, это преступление, грозящее человечеству гибелью. В исламе семья — добродетель, праведность. Спасение человечества сегодня в возрождении истинных семейных ценностей, тех, которые приняты в исламе, христианстве, иудаизме. 20; с.95]
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МУСУЛЬМАНСКИХ И СВЕТСКИХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация экспериментального исследования и характеристика психодиагностических методик Для выявления особенностей жизненных ценностей в светских и религиозных семьях на базе г. Стерлитамака и г. Уфы, было проведено исследование, в котором приняло участие 30 человек, состоящих в браке не более пяти лет.
Исследование состояло из трех этапов:
1 этап — организация исследования и подбор методик;
2 этап — выявление жизненных ценностей изучаемых молодых семей;
3 этап — анализ полученных данных, выявление особенностей жизненных ценностей молодых семей проживающих в условиях городской и сельской местностей, математическая обработка результатов.
Для выявления особенностей жизненных ценностей молодых семей была использована методика «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной.
Методика состоит из 60 утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе. Перед началом тестирования испытуемому дается следующая инструкция:
«Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утверждение по 5-балльной шкале следующим образом:
— если для Вас смысл утверждения не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка поставьте цифру 1;
— если для Вас имеет небольшое значение, то поставьте цифру 2;
— если для Вас имеет определенное значение — поставьте цифру 3;
— если для Вас это ВАЖНО — поставьте цифру 4;
— если для Вас это ОЧЕНЬ ВАЖНО — поставьте цифру 5.
Просим Вас помнить, что здесь не может быть правильных и неправильных ответов и что самым правильным будет правдивый ответ. Старайтесь не использовать для оценки утверждения цифру «3».
Прежде чем приступить к обработке полученных данных, необходимо убедиться в том, что бланк ответов заполнен целиком.
Далее суммируем баллы ответов в соответствии с ключом. Таким образом, получаем первичные тестовые результаты. В шкале достоверности при подсчете необходимо учитывать знак. Все ответы со знаком минус инвертируются. Так, если испытуемый ставит 5 баллов в ответе на утверждение, относящееся к шкале достоверности, то ему соответствует 1 балл. Если же за утверждение с отрицательным значением испытуемый ставит 1 балл, то ему будет соответствовать 5 баллов.
После подсчетов все результаты заносятся в таблицу. Предложенные ценности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические). Это концептуально важно для определения направленности деятельности личности или группы. К первым относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соответственно, ко второй подгруппе ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они в свою очередь отражают эгоистически-престижную направленность личности.
При всех низких значениях — направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах — направленность личности противоречивая, внутриконфликтная. При высоких баллах ценностей 1-й группы направленность личности является гуманистической, 2-й группы — прагматической.
Значимые различия между жизненными ценностями испытуемых были выявлены с помощью критерия Стьюдента.
В данном параграфе были описаны этапы нашего исследования, а также методика используемая в ходе данного эксперимента.
2.2 Анализ и результат исследования Нами было проведено исследование по изучению жизненных ценностей молодых семей проживающих в условиях городской и сельской местностей. В целях исследования мы выбрали «Морфологический тест жизненных ценностей» для определения мотивационно — ценностной структуры личности. Полученные результаты мы представили в виде таблицы:
Таблица 1
Таблица особенностей жизненных ценностей испытуемых.
Жизненные сферы | Жизненные ценности | ||||||||||||||
Профессия | Образование | Семья | Общественная активность | Увлечения | Физическая активность | Развитие себя | Духовное удовлетворение | Креативность | Социальные контакты | Собственный престиж | Достижения | Материальное положение | Сохранение индивидуальности | ||
Религиозные семья | 65% | 66% | 79% | 56% | 53% | 57% | 70% | % | 61% | 56% | 49% | 65% | % | % | |
Светские семья | 77% | 71% | 75% | 59% | 73% | 57% | 68% | 66% | 64% | 66% | 63% | 77% | 80% | % | |
По жизненным сферам:
Сфера профессиональной жизни: более развита у женщин относящиеся к светским семья. Мы считаем это связано с тем, что половина испытуемых из религиозной семьи на данный момент не работают, часть из них находится в декретном отпуске, часть являются студентами.
Сфера образования: исследование показало, что образование одинаково представляет ценность для всех испытуемых. Это можно связать с тем, что в современном обществе, образование само по себе очень ценно и важно для жизни.
Сфера семейной жизни: показатели в этой сфере так же не отличаются друг от друга, высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о том, что семья представляет высокую ценность для современной молодежи. Семья-это главный социальный институт, это основа основ, вся личность индивида формируется первоначально в семье.
Сфера общественной активности: эта шкала показала средние балы по двум группам, но по сравнению с остальными ценностями, данная сфера общественной активности, набрала наименьшие баллы среди светских семей и в мусульманских. Независимо о того, что в обществе необходимы социальные контакты, социальная активность для полной и успешной социализации.
Сфера увлечений: эта шкала показала, что, увлечения как ценность интересуют больше женщин относящиеся к светским семьям. Это можно связать с тем, что мусульманки меньше времени уделяют на увлечения, как хобби, и как времяпровождения.
Сфера физической активности: исследование показало, что образование одинаково представляет ценность для всех испытуемых, физическая деятельность выступает для испытуемых как ценность средней степени.
По жизненным ценностям:
Высокие баллы по двум группам показали следующие шкалы: развитие себя, креативность, и активные социальные контакты. Думаю это связано с тем, что в городах большая потребность реализовать себя. Люди не хотят быть как все, и стремятся к высшему, новому. Саморазвиваются и совершенствуются.
Такая жизненная ценность как собственный престиж более развита у женщин светских, для мусульманок, это менее значимо, они мало беспокоятся о том, что о них думают люди.
Ценность «духовное удовлетворение» более выражено в религиозных семьях — это руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
Креативность как ценность имеет большую важность для городской семьи, чем для сельской. Она включает в себя реализацию своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность. Последнее не характерно для сельской местности.
Следующий показатель — собственный престиж. Тут имеются значимые различия между группами испытуемых. Для мусульманских женщин, это менее значимо, они мало беспокоятся о том, что о них думают люди.
Сохранение индивидуальности представляет собой большую ценность для светских женщин, нежели для религиозных. В большом обществе, чтоб не затеряться в толпе, просто необходимо как-то заявлять о себе. Светские женщины очень озабочены проявлением своей индивидуальности и прибегают ради этого к разным способам самовыражения.
При выявлении значимых различий жизненных ценностей личности в религиозных и светских семьях мы использовали критерий Стьюдента. Для наглядного представления всех результатов, нами была составлена таблица.
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов исследования в религиозных и светских семья.
Параметры | Религиозные семья | Светские семья | t-критерий | |
Профессиональная жизнь | 30,7 | ; | ||
Образование | 26,5 | 28,5 | ; | |
Семья | 31,5 | 0,01 | ||
Общественная активность | 22,2 | 23,7 | 0,01 | |
Увлечение | 22,1 | 29,3 | ; | |
Физическая активность | 22,8 | 22,7 | 0,001 | |
Развитие себя | 21,1 | 20,3 | 0,01 | |
Духовное удовлетворение | 24,7 | 19,7 | ; | |
Креативность | 18,3 | 19,3 | 0,001 | |
Социальные контакты | 16,7 | 19,7 | ; | |
Собственный престиж | 14,8 | ; | ||
Достижение | 19,6 | 23,2 | ; | |
Материальное положение | 18,3 | 23,9 | ; | |
Сохранение индивидуальности | 17,9 | ; | ||
Есть значимые различия в параметрах «Семья», «Общественная активность», «Развитие себя» с достоверностью 0,01.
Также имеются значимые различия в параметрах «Физическая активность», «Креативность», с достоверностью 0,001.
Таким образом, из приведенных результатов методики мы видим, что такие жизненные сферы как образование, креативность, сохранение индивидуальности, физическая активность, представляют ценность для женщин как в мусульманских семьях, так и в светских семьях.
Развитие себя, семья, духовное удовлетворение, более выражены у женщин мусульманок.
Для женщин в светских семьях представляют ценность такие категории как профессия, достижения, и материальное обеспечение. Исследование показало менее низкие баллы по этим жизненным ценностям в религиозных семьях.
В целом, по результатам исследования, можем говорить о том, что жизненные сферы в религиозных и светских семьях хорошо развиты, низких баллов не наблюдается.
ценностный ориентация личность семейный женщина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены особенности жизненных ценностей личности женщин в религиозных и светских семьях.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы сделали следующий вывод: Ценности человека определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу его отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро жизненной активности человека. Несомненно, ценности личности человека, формирующиеся в процессе его жизнедеятельности, оказывают влияние на всю его жизнь, в том числе и на взаимоотношения в собственной семье. Ведь семья — это социальная группа, ведущая деятельность которой — сохранение, развитие и передача из поколения в поколение общечеловеческих ценностей. Поэтому ценности супругов, как жизненные, так и семейные, приобретенные в процессе создания и функционирования семьи, играют определенную роль в семейных отношениях, особенностях детско-родительских взаимодействий, складывании типа семейной системы.
В результате проведения экспериментального исследования мы обнаружили, что наша гипотеза о том, что жизненные ценности молодых семей в религиозных и светских семьях, значительно отличаются, оказалось верной. Таким образом, результаты проведенного исследования говорят о следующем. Несмотря на то, что мы рассматривали семьи, которые находятся в одной фазе жизненного цикла, а испытуемые не отличаются по возрасту, в выборке выявлены значимые различия особенностей жизненных ценностей личности супругов проживающих в условиях городской и сельской местностей.
Так, по результатам нашего исследования можем сделать вывод о том, что такие жизненные сферы как: образование, креативность, сохранение индивидуальности, физическая активность, представляют собой ценность для двух групп испытуемых. Жизненная сфера, как семья, более присуща для женщин в религиозных семьях. Думаю, это можно связать с тем, что в религия ставит во главу угла создание крепкой семьи, семья была всегда на одном из первых мест в Исламе. Что касается непосредственно жизненных ценностей, то тут более развиты такие ценности как: развитие себя, и духовное удовлетворение.
Профессия, достижения и материальное положение ценно для женщин в светских семьях.
1. Алексеева Е. Е Анализ личностных изменений у студентов в процессе изучения ими психологических проблем семьи/Алексеева Е. Е // Психология в вузе. — 2003. — № 4.
2. Антонов А. И. Влияние средств массовой информации и массовой культуры на представление о браке и семье в общественном мнении // Вестник РГНФ. — 2004. — № 1.
3. Гордон Л. А. Проблемы социально-демографического развития / Гордон Л. А// Вопросы статистики. — 2005. — № 8.
4. Госпорьян А., Новикова М. Тенденции развития семьи в России./Госпорян А., Новикова М. // Социальное обеспечение. — 2005 г. — № 24.
5. Грызулина А., Романова О. Родительская позиция: авторитет любви и требовательности/ Грызулина А., Романова О // Учитель. — 2002 г. — № 4.
6. Денисенко Н. Б., Далла Зуанна Ж-П. Сексуальное поведение российской молодежи /Денисенко Н.Б., Далла Зуанна Ж-П // Социальные исследования. — 2001. — № 2.
7. Долбик-Воробей Т. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости. /Долбик-Воробей Т // Социальные исследования. — 2003 г. — № 1.
8. Домострой // Семья: Книга для чтения. В 2-х Т.- М., 1991. Т.1.
9. Домострой: Памятники литературы Древней Руси. — М., 1985.
10. Калмыкова Н. М. Социальные факторы дифференциации брачного поведения населения Москвы/ Калмыкова Н. М // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология М., — 2000. — № 2.
11. Коран. Сура 4.40 (36)//Семья: Книга для чтения. В 2-х Т.- М., 1991. Т.1.
12. Кривцова Е. В., Мартынова Т. Н. Семья глазами студенческой молодежи / Кривцова Е. В., Мартынова Т.Н.// Психология в вузе. — 2003. — № 4.
13. Лидерс А. Г. Всероссийская научная конференция «Психологические проблемы современной российской семьи"/ Лидерс А. Г // Психология в вузе. — 2003 г. — № 4.
14. Лидерс А. Г. Всероссийская научная конференция Психологические проблемы современной российской семьи /Лидерс А. Г // Психология в вузе. — 2003. — № 4.
15. Немцов А. А. Семья в системе жизненных ценностей студенческой молодежи/ Немцов А. А // Психология в вузе. — 2003. — № 4
16. Малкина_Пых И. Г. Семейная терапия: Справочник практического психолога/ Малкина_Пых И.Г. — М.: Эксмо, 2005
16. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов/ Хмелев Е // Воспитание школьников. — 2001. — № 8.
17. Реан А. А. Развитие и социализация личности в семье./ Реан А.А.
18. Рогов Е. И. Психология отношений мужчины и женщины/ Рогов Е. И — М., 2002 г.
19. Мудрик А. В Социальная педагогика/Мудрик А.В. — М.ACADEM.A — 1999 г.
20. Семейная педагогика в Исламе, перевод с турецкого — ООО «Издательская группа «САД» 2008 — 1-е издание — 152 стр.
21. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов /Хмелев Е. // Воспитание школьников. — 2001. — № 8.