Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правоотношения по социальному обеспечению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большинство правоотношений по социальному обеспечению возникают, изменяются или прекращаются при наличии сложного юридического состава, т. е. совокупности установленных законом юридических фактов (событий и действий). Это значит, что отсутствие в юридическом составе хотя бы одного из необходимых фактов препятствует возникновению или изменению правоотношения. Прекращаться правоотношения могут… Читать ещё >

Правоотношения по социальному обеспечению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

Правоотношения в сфере социального обеспечения — это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями и иными уполномоченными государством лицами) и физическими лицами, имеющими на них право.

Ядро системы правоотношений составляют материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социального риска, в денежных средствах, в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества. Указанные правоотношения являются относительными, так как правами и обязанностями наделяются оба их субъекта.

Отличительная особенность социально-обеспечительных правоотношений заключается в том, что участвующее в них физическое лицо (гражданин или семья) при соблюдении установленных законом условий имеет субъективное право на получение пенсии, пособия, субсидии, услуги или льготы, а государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо) обязан ее предоставить.

Материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, поскольку они возникают по поводу предоставления физическим лицам материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг. Эти правоотношения складываются в рамках трех организационноправовых форм: обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения и государственной социальной помощи.

Внутри указанных форм материальные правоотношения можно классифицировать по объектам (т.е. видам обеспечения):

  • — на пенсионные;
  • — по поводу пособий и иных социальных выплат;
  • — по оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;
  • — по бесплатному и льготному социальному обслуживанию.

Однако приведенная классификация является слишком обобщенной и требует конкретизации. В частности, в зависимости от специфики юридических фактов, а также с учетом источников финансирования пенсионные правоотношения можно объединить в следующие группы:

  • — по выплате трудовых (страховых) пенсий (по старости, но инвалидности, но случаю потери кормильца);
  • — по выплате пенсий за выслугу лет и других видов государственных пенсий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
  • — по выплате социальных пенсий (но старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Правоотношения по поводу выплаты пособий очень разнообразны. Их также можно классифицировать с учетом организационно-правовых форм на социально-страховые, социально-обеспечительные и по оказанию социальной помощи. В свою очередь, социально-страховые правоотношения можно объединить в несколько групп по видам страховых пособий:

  • — по временной нетрудоспособности;
  • — по беременности и родам;
  • — в связи с рождением ребенка;
  • — на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др.

При заболевании, утрате трудоспособности и в других случаях ухудшения здоровья возникают материальные правоотношения по оказанию различных видов бесплатной для населения медико-социальной помощи: диспансерного наблюдения; первичной медико-санитарной помощи; скорой медицинской помощи; лечения на дому, в стационарных учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в частных клиниках за счет средств ОМС, по предоставлению лекарств и изделий медицинского назначения бесплатно или по льготным тарифам и др.

Большим многообразием отличаются и правоотношения по социальному обслуживанию:

  • — по оказанию бесплатных или льготных (со скидкой) социальных услуг на дому;
  • — по содержанию в стационарных учреждениях социальной защиты;
  • — по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов;
  • — по обеспечению инвалидов транспортными средствами;
  • — по протезированию и т. д.

В реальности не существует единого правоотношения по социальному обеспечению, позволяющего физическому лицу реализовать свое субъективное право сразу на все виды выплат и услуг. Но при наступлении определенных юридических фактов физическое лицо может быть субъектом нескольких правоотношений, существующих в одно и то же время. Так, инвалиды Великой Отечественной войны могут одновременно являться субъектами нескольких правоотношений — по поводу выплаты трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, а также по протезированию, по обеспечению транспортными средствами.

Материальные правоотношения различаются по юридическим фактам, срокам действия, субъектам, объектам, содержанию.

Большинство правоотношений по социальному обеспечению возникают, изменяются или прекращаются при наличии сложного юридического состава, т. е. совокупности установленных законом юридических фактов (событий и действий). Это значит, что отсутствие в юридическом составе хотя бы одного из необходимых фактов препятствует возникновению или изменению правоотношения. Прекращаться правоотношения могут и при наступлении единичного юридического факта (например, смерти получателя).

По срокам действия правоотношения по социальному обеспечению принято делить на три группы:

  • — правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий);
  • — правоотношения с абсолютно известным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по случаю потери кормильца — до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся 23 лет; все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей и др.);
  • — правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по старости, по инвалидности; правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности; правоотношения по содержанию инвалидов и престарелых в домах-интернатах и др.).

По своей юридической природе правоотношения по поводу предоставления денежных выплат (пенсий, пособий и др.) являются социально-обязательственными. В качестве социальных обязательств они исследовались Р. И. Ивановой[1].

Возникновение и содержание правоотношений по выплате пенсий и пособий не связано с заключением договора. Исключение с 2013 г. составляют правоотношения по выплате накопительной части трудовой пенсии между пенсионером и негосударственным пенсионным фондом (НПФ). Застрахованное лицо самостоятельно заключает с НПФ договор пенсионного страхования для получения по достижении пенсионного возраста накопительной части трудовой пенсии по старости.

В отличие от выплат медицинские и социальные услуги оказываются только на основании заключенных договоров, порождающих соответствующие социальнообязательственные правоотношения.

Обе группы правоотношений отличаются четкой правовой регламентацией, так как все права и обязанности их субъектов определены законом и не могут быть изменены по соглашению сторон. Даже в тех случаях, когда применяется договорная форма или допускается усмотрение государственного органа, рамки договорной свободы и дозволенной меры усмотрения жестко очерчены законом.

В рассматриваемых правоотношениях стороны равноправны. Элемент власти-подчинения в них отсутствует, хотя одним из субъектов выступает государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо).

В социально-обеспечительных правоотношениях государственный орган (учреждение или другой уполномоченный субъект) является исполнителем социальных обязательств государства перед лицами, пострадавшими от социального риска.

Материальные правоотношения по предоставлению ежемесячных и периодических выплат, оказанию медицинских и социальных услуг имеют длящийся характер.

Реализации материальных правоотношений предшествуют или возникают одновременно с ними процедурные правоотношения. В процедурных правоотношениях государственный орган (учреждение или другой уполномоченный субъект) принимает решение о назначении обратившемуся лицу конкретного вида социального обеспечения. Поэтому в материальных правоотношениях по выплате пенсии или пособия он фактически является исполнителем своего решения.

Процедурные правоотношения можно объединить в несколько групп:

  • — по установлению юридических фактов (например, продолжительности стажа, экспертизы временной нетрудоспособности, группы и причины инвалидности и пр.);
  • — вынесению решений о назначении или об отказе в предоставлении конкретных видов социального обеспечения.

Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителей с просьбой удостоверить конкретный факт, назначить определенный вид социального обеспечения. При этом гражданин не только имеет право требовать от компетентных государственных органов рассмотрения своей просьбы, но несет обязанности по предъявлению доказательств наступления необходимых юридических фактов.

Процедурные правоотношения прекращаются вынесением решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение, о назначении конкретного вида социального обеспечения или об отказе в этом.

Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения.

При несогласии с решением компетентного государственного органа гражданин вправе обратиться за разрешением спора в вышестоящий орган или в суд. При рассмотрении спора вышестоящим органом государственного управления (например, органом социальной защиты или органом здравоохранения) возникают административнопроцессуальные, а при рассмотрении спора судом — гражданско-процессуальные правоотношения.

Правоотношения по урегулированию споров вышестоящими органами внебюджетных фондов являются процессуальными правоотношениями в сфере социального обеспечения.

  • [1] См.: Иванова Р. И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М.: Изд-во МГУ, 1986.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой