Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Одиночество в социально-генерационной структуре современного российского общества: геронтологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время проблема одиночества настолько остра и глобальна, что писатели и культурологи многих стран посвящают ей свои произведения. Среди них болгарин Павел Вежинов («Барьер»), француз Филипп Соллерс («Забавное одиночество»), японец Иосиэ Хотта («Одиночество на площади»), англичанин Алан Силлитоу («Одиночество бегуна на дальние дистанции»), советский писатель Владимир Маканин («Один… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические проблемы социологического и социально-феномено-логического анализа демографических аспектов одиночества
  • §-1.Проблема одиночества в социологии и социономии
  • §-2.Классификации типов и видов одиночества как социального состояния
  • Глава II. Социогеронтология одиночества: теория и социальная практика
  • §-1.Социальное положение и статус геронтов в современном российском обществе в контексте проблемы одиночества
  • §-2.Практика социальной работы с одинокими геронтами

Одиночество в социально-генерационной структуре современного российского общества: геронтологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблема одиночества неизменно актуальна с тех пор, как возникло человечество и останется таковой до его гибели. Но длительное время отечественная социальная наука уделяла минимальное внимание проблеме одиночества, если не сказать, что замалчивала, в социально-гуманитарной — как научно-теоретической, так и публицистической литературе этой проблемы якобы не существовало. Постоянно делался акцент на коллективизм, чуть ли не имманентно присущий советскому человеку, а социальное одиночество, личностное отчуждение (алиенация) объявлялись предикатом индивидуалистичного капиталистического общества.

Но в настоящее время, наряду с изменениями в экономической, политической, образовательной и иных сферах жизни общества, отношение к данной проблеме претерпело коренные изменения. Одиночество признали не только существующим, но и существенным, и начали его активно исследовать с целью минимизации масштабов и преодоления негативных последствий. В первую очередь, оно стало объектом изучения социальных психологов, социологов и социальных работников, поскольку, увеличиваясь в масштабах, одиночество принимает форму социальной трагедии.

Несмотря на то, что только недавно в России стали уделять должное внимание этой проблеме, ее можно отнести если не к извечным проблемам человечества, то, по крайней мере, к очень древним. Одиночество всегда существовало, увеличиваясь или уменьшаясь, приобретая новые и трансформируясь и модифицируясь в своих старых формах.

Социологический анализ феномена одиночества показывает, что это не только психологическое состояние индивида, но и состояние его физического, физиологического и социального отношения с другими людьми, социального статуса, социалького положения в конкретной социальной среде.

Не случайно, что В. И. Даль в своем знаменитом Толковом словаре русского языка не употребляет термин «одиночество», а только лишь «одинокий» и производные от него слова, понимая под этим человека, живущего отдельно от других людей. Но ощущение одиночества возникает не только тогда, когда человек находится в одиночестве. Его могут испытывать люди, внешне вполне благополучные, у которых есть семья, дети, работа, друзья.

Именно поэтому сегодня существует настоятельная необходимость социологического исследования феномена одиночества, как глобальней проблемы социального отчуждения и социальной изоляции людей друг от друга. i.

В свете вышеизложенного, особую значимость приобретает анализ одиночества как социального явления с позиций социологии, геронтологии и демографии, потому что демографическая ситуация настоящего времени характеризуется повышением процента лиц старшего поколения в общей численности населения. Россия стала седым обществом", что обусловливает настоятельную необходимость исследования проблем людей, составляющих мощный пласт в демографической структуре общества.

Науке известны различные деления человеческой жизни на возрастные этапы. Гиппократ, например, делил весь витальный период на 10 этапов, каждый продолжительностью 7 лет. М. Рубнер считал, что до 9 месяцев человек проходит период младенчествадо 13−14 летпериод раннего детствадо 19−21 года — период юношествадо 41−50 лет — период зрелостис 50 лет начинается период старости, сменяющийся в 70 лет периодом почтенной старости. По данным Всемирной организации здравоохранения возраст от 60 до 74 лет признан пожилым, от 75 до 8 9 лет — старческим, от 90 лет и старше — возрастом долгожителей. Соответственно тому, что объектом нашего исследования являются мужчины и женщины старше 50-ти лет, здесь и далее в работе мы будем употреблять термин геронты для людей этой условно объединенной возрастной группы.

Учитывая, что согласно российскому законодательст1 ву пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, для женщин — 55 лет, исследование затрагивает людей, начиная с предпенсионного возраста. -Это обусловлено I тем, что на данном этапе происходят особые трансформации в жизни личности, основной причиной которых является выход на пенсию. Эти факторы определили потребность во вводе в данное исследование термина геронты, объединяющего мужчин и женщин 50-ти лет и старше.

В контексте нашего исследования необходимо дифференцировать такие понятия как геронтократия, геронто-филия, геронтотимия, геронтофобия, геронтоцид.

Геронтократия царила в Риме, Спарте, Афинах. Причиной тому было небольшое количество людей, доживших до глубокой старости. Они пользовались особыми привилегиями и уважением. В XX веке верховная власть СССР также представляет пример геронтократии (генсеки КПСС). Однако и в Спарте, и в Риме с геронтократией соседствовала геронтофобия, перерастающая в геронтоцид.

Геронтофобия (боязнь старости) возникала, когда слабых, болезненных, нуждающихся в постоянной заботе и уходе стариков становилось много. Общество на возникновение такой обузы отвечало геронтоцидом (умерщвлением геронтов). Например, спартанцы сбрасывали их в пропасть, а римляне топили в Тибре.

Примером геронтофилии (любовь к старости) является отношение к геронтам в Китае. Для китайцев их предки — объект уважения и заботы. Старость, по их традициям, прекрасное время, когда человек может, наконец-таки посвятить свою жизнь себе: заниматься любимым делом, мечтать и распоряжаться своим временем по своему усмотрению. Учитывая при этом характерный для жителей этой восточной страны оптимизм, можно заключить, что старость в Китае — этап жизни, даже более привлекательный, чем все остальные.

Геронтотимия (почитание старости) распространена, например, на Кавказе, где почитание стариков входит е традиционную культуру, являясь элементом обычаев и ритуалов. В Индии геронтотимия так же традиционна, однако почитают здесь не просто старость, как жизненный этап, а мудрых, заслуживших уважение геронтов, полагая, что старость не должна быть праздной и пустой.

Степень разработанности проблемы.

Большое значение в изучение феномена одиночества имеют работы западных и российских ученых. Однако на фоне трудов иностранных ученых, насыщенных эмпирическим материалом, отечественные разработки имеют выраженное психологическое и описательное направление .

Среди зарубежных авторов наиболее известны работы Вейса Р. С., Джонсона Т. Б., Пепло JI. Э., Перлмана Д., Рисмена Д., Садлера У. А., Исследования проблем одиночества и старения нашли отражение в трудах Биксон Т. К., Гудчайлдс Ж. Д., Пепло JI. Э., Рук К. С.

Большой вклад, в изучение феномена одиночества внесли Н. А. Бердяев и И. С. Кон.

В последнее время в отечественной литературе появилось немало перспективных работ по проблеме одиночества. Наибольший интерес представляют работы J1. И. Старовойтовой, Ю. М. Швалб и О. В. Данчевой.

Отдельным списком, по нашему мнению, следует представить философов экзистенциального направления, поскольку экзистенциализм есть философия одиночества.

Наиболее значительны в этом плане работы А. Камю, С. Кьеркегора, Ж. П. Сартра, А. Сент-Экзюпери, М. Хайдеггера, К. Ясперса.

В настоящее время проблема одиночества настолько остра и глобальна, что писатели и культурологи многих стран посвящают ей свои произведения. Среди них болгарин Павел Вежинов («Барьер»), француз Филипп Соллерс («Забавное одиночество»), японец Иосиэ Хотта («Одиночество на площади»), англичанин Алан Силлитоу («Одиночество бегуна на дальние дистанции»), советский писатель Владимир Маканин («Один и одна»), немец Иозеф Рединг («Одиночество в Вавилоне», колумбиец Габриель Гарсия Маркес («Сто лет одиночества»), русские писатели Лев Николаевич Толстой («Смерть Ивана Ильича»), Федор Михайлович Достоевский («Записки из подполья»), русские поэты Юрий Михайлович Лермонтов («Мцыри»), Александр Сергеевич Пушкин («Евгений Онегин»). Не последнее место в этом ряду занимает «Мартин Иден» Джека Лондона, «Человек внутри» Грэма Грина, «Взгляни на дом свой, ангел» Томаса Вулфа, «Последнее лето Клингзора» популярного современного писателя Германа Гессе и, конечно же, произведение, известное всем, классика тематики одиночества — «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.

Замечательная плеяда писателей, интересовавшихся проблемой ' одиночества еще раз свидетельствует о том, что одиночество не знает границ. Для него нет национальности, расовой принадлежности, гражданства, возраста, пола и любых других характеристик.

От одиночества, так же как и от старости, люди не смогли найти панацеи. Старение является закономерным процессом и одним из этапов жизненного пути человека.

В разные времена, в разных цивилизациях и культурах отношение к геронтам было неоднозначным. И длительный период в отечественной социологии не уделялось должного внимания проблемам геронтов. Геронтософия античности (пра-, до-научное знание) в Новое время трансформируется в геронтографию (эмпирический уровень).

Геронтология как наука сформировалась на стыке медицины и философии. Ее рождение связывают с трудами отцов медицины Авиценны и Гиппократа и философов Сенеки и Цицерона. Однако первый специализированный научно-исследовательский институт был создан гораздо позже — во второй половине XX века по инициативе ВВС США по экономическим соображениям. В. Д. Альперович пишет, что «Геронтология — ровесница культуры, она одинаково самая древняя из молодых и самая молодая из древних наук"1. До недавнего времени геронтология в значительной мере имела медицинскую направленность, чем и объяснялась ее односторонность в изучении проблем геронтов, и по большому счету геронтологией называли гериатрию — медицинскую дисциплину, изучающую болезни геронтов, способы их предупреждения и лечения. Однако наука о старении по сути своей комплексна и использует опыт и научные достижения как.

1 Альперович В. Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-н/Д., 1998. С. 18. медицины, физиологии, так и биологии и психологии, философии и социологии, истории, экономики, правоведения, демографии, этнографии, а так же «новых» отраслей знания, таких как биофизика и биохимия, психофизиология и психоанализ. Автором термина геронтология является выдающийся ученый И. И. Мечников, он же дал название и науке о смерти танатология. Основоположником научной геронтологии принято считать Френсиса Бэкона, еще в XVI веке в своем труде «Великое восстание наук» давшем социально-гигиенические рекомендации относительно продления жизни. Большой вклад в становление и развитие новой науки внес французский социолог XVIII века Жан-Антуан Кондорсе.

Социальная геронтология возникла на стыке социологии и геронтологии в XX веке под влиянием необходимости теоретического и эмпирического исследования старости как определенного жизненного этапа и положения геронтов в обществе, базой для которых в отечественной геронтологии стали труды ученых XIX века: А. А. Богомольца, С. П. Боткина, И. И. Мечникова, А. В. Нагорного, И. П. Павлова, А. Н. и С. А. Северцевых, И. Р. Тарханова, И. И. Шмальгаузена. Одной из причин возросшего интереса к проблемам старения стало резкое увеличение количества геронтов в развитых странах и обусловленное этим постарение населения. Социальная геронтология изучает образ жизни геронтов, способы их социальной адаптации к новым условиям в период выхода на пенсию, изменения социальной роли и социального статуса, семейного и материального положения.

В советское время отечественная геронтология обогатилась трудами Д. Ф. Чеботарева, 3. Г. Френкеля, В. В. Фролькиса, но направления их исследований имели биолого-медицинскую сферу. В 1952 году в Киеве был открыт Институт геронтологии Академии медицинских наук, и основным направлением его работы стал поиск геровила — лекарства против старения. Несмотря на трудности становления и развития социальной геронтологии, она как наука продолжала развиваться и свидетельством тому труды отечественных и зарубежных авторов. Наиболее известные отечественные исследования в этой области представлены работами М. Д. Александровой («Проблемы социальной и психологической геронтологии») — В. Д. Альперовича («Социальная геронтология" — «Старость. Социально-философский анализ») — Б. Г. Ананьева («Человек как предмет познания») — А. В. Дмитриева («Социальные проблемы людей пожилого возраста») — Ю. К. Дупленко («Старение: очерки развития проблемы») — Т. В. Карсаевской («Человек стареющий») — Т. В. Карсаевской и А. Т. Шаталова («Философские аспекты геронтологии») — В. Д. Шапиро («Человек на пенсии») — а также А. А. Дыскина, М. Э. Елютиной, Н. Н. Сачук, Д. Ф. Чеботарева, Е. В. Якимовой. Наиболее известны в области геронтологии работы таких зарубежных исследователей как А. Комфорт, К. Тиббиттс.

С социальной геронтологией связана одна их новых отраслей социологической науки — геронтосоциология. Исследования в рамках геронтосоциологии ведутся по трем направлениям:

1. Изучение социальных детерминант биологического и психологического старения человека и адаптационных процессов личности в период старения.

2. Изучение социальных групп и общностей, состоящих из геронтов или включающих их в качестве членов, с целью определения в них места, роли и функции геронтов.

3. Изучение геронтов, как специфической возрастной, демографической, социальной группы и ее взаимодействия и взаимоотношения с обществом в целомисследования в области социальной политики государства по отношению к геронтам, их участия в различных сферах жизни общества.

Основной задачей геронтосоциологии на данном этапе является разработка социологической теории старости и старения.

Целью диссертационного исследования является социологический анализ одиночества геронтов в современной России. Цель предполагает решение следующих задач: проанализировать теоретико-методологические проблемы социологии и социальной феноменологии одиночествавыявить место социогеронтологии в социальной работе в современной России;

— рассмотреть различные классификации типов, видов и форм одиночества;

— определить социальное положение и статус геронтов в современной Россииобосновать специфику организации социальной работы с одинокими геронтами.

Методологической основой исследования, в силу её междисциплинарного характера (и недостаточной практической разработанности) являются, помимо общенаучных методов, методы социоструктурных исследований в классической и современной социологии, теоретические подходы феноменологической социологии, социальной психологии, символического интеракциониз-ма, социальной антропологии и теории социального пространства П. Бурдье. В ходе исследования были использованы концептуальные разработки отечественных ученых.

Эмпирической базой исследования стали результаты социологических исследований и мониторингов, проводимых ВЦИОМ (Б. Дубиным, JI. Гудковым) по отдельным проблемам жизни геронтов в современном российском обществе, а также прикладные исследования регионального характера, проводимые отделом социально-политического анализа и прогнозирования Комитета по региональной политике, национальным отношениям и связям с общественностью Администрации Ростовской области с участием автора.

Объектом исследования в работе выступают граждане РФ в возрасте старше 50-ти лет (т.е., по классификации ВОЗ, — пожилые, старые, престарелые и долгожители), независимо от пола, уровня образования и профессии, социального статуса и имущественного положения, объективно испытывающие и субъективно переживающие состояния одиночества и обозначенные нами термином «одинокие геронты».

Предметом исследования является социологический анализ феномена одиночества и специфики жизнедеятельности одиноких геронтов в РФ конца XX века. Социокультурная специфика геронтов-россиян обусловлена и рассматривается в диссертации как результат воздействия социальных факторов современной российской действительности.

Научная новизна исследования заключается в следующем :

— в самой постановке проблемы: рассмотрении социального феномена одиночества в контексте социологии и социогеронтологии через призму социальной работы;

— в доказательстве актуальности социологического исследования феномена одиночества как глобальной проблемы в контексте социологии и геронтологии;

— во введении в научный оборот дифференцирующих социологический смысл терминов «уник» и «солитьюд», ранее объединенных одним понятием «одиночество" — в выявлении и иерархическом структурировании способов наказания отчуждением;

— в определении особенностей естественного и социально детерминированного одиночества;

— в обосновании детерминант, влекущих за собой потенциальное и реальное одиночество;

— в предпринятой попытке исследования одиночества поколений как в диахронном, так и в синхронном масштабе;

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Фиксация объекта исследования связана с герон-тосоциологией, областью социологии, как специальной теорией среднего уровня, что обусловлено иррадиацией феномена одиночества в современном обществе и потребностью изучения минимизации негативных последствий одиночества.

2. Состояние одиночества — это физическое, физиологическое, социально-психологическое и социальное чувство отчуждения от других людей, от общества, от «общепризнанного» и всего того, что противоречит личным интересам и потребностям человека .

3. Смысл понятия одиночества может быть дифференцирован как «ун'ик» и «'солитьюд». «Уник» — тождественно индивидуальности, означает «единственный в своем роде», это данность, получаемая каждым из нас при рождении. «Солитьюд» -это оставленность, невовлеченность субъекта в социальный процесс, покинутость.

4. Существуют специфические особенности естественного и социально детерминированного одиночества, а также детерминанты, влекущие за собой потенциальное и реальное одиночество. Логическая цепочка формирования одиночества, обусловленного эгоизмом, содержит: отстранение индивида от других (интрапричины) — присоединение экстрапричин и дальнейшая их взаимообусловленность.

5. Одиночество геронтов России по сути является одиночеством поколения, поскольку основными предикатами их жизни становятся объективно обусловленные и субъективно значимые «ненужность», «покинутость», «разочарование», «потеря веры».

6. Формы организации социальной защиты в теории и практике социальной работы с учетом специфики одиноких геронтов в России включают в себя формирование таких личностных качеств в специальной подготовке социальных работников, как толерантность, эмпатия, сочувствие, милосердие, сострадание, что они становятся признаками профессиональной пригодности и квалификационными требованиями, предъявляемыми к данной профессии.

7. Специфика организации социальной работы с одинокими геронтами определяет социально обоснованный и психологически верный принцип терапии одиночества — триаду, структуру которого составляют следующие положения: если одиночество вызвано субъективными причинами, усилия нужно направлять на их устранение или, по меньшей мере, на минимизирование негативных последствийесли одиночество обусловлено объективными причинами, необходимо изменить условия жизнедеятельности, и не последнюю роль в этом должна сыграть социальная помощь и поддержка со стороны государственных и общественных институтов и организацийесли одиночество обусловлено объективными причинами, которые невозможно устранить, необходимо изменить социально-психологическое отношение индивида к сложившейся ситуации при помощи соответствующих организаций и служб.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы: при разработке программ социальной защиты (помощи, поддержки) одиноких граждан и, в первую очередь, инвалидов и престарелыхв проведении социологических исследований о специфике образа жизни геронтовв разработке практических рекомендаций субъектам управления органами СЗНв написании^ методических рекомендаций, чтении спецкурсов на отделениях «социология» и «социальная работа» в ВУЗах.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональной межвузовской научно-теоретической конференции «Социальное развитие, России и актуальные проб/демы социономики» (г. Новочеркасск, май 1997), на межрегиональной научно-теоретической конференции «Социальные проблемы и перспективы: история, теория, практика» (г. Новочеркасск, апрель 1998), на межрегиональной научно-практической конференции.

Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления" (г. Майкоп, март 1999), на межвузовской научно-практической конференции.

Перспективы высшей школы в негосударственном секторе образования" (г. Ростов-на-Дону, апрель 1999), на VII годичном собрании Южного отделения РАО и XIX региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (Адыгея, май 2000), что выразилось в соответствующих публикациях.

По теме диссертационного исследования опубликованы две статьи: «Одиночество в контексте семейной проблематики"//Проблемные семьи. Вып.1. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1999 (6, 5 с) — «О проблеме классификации форм одиночества"//Социальные измерения общественной жизни. Вып.1. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000 (5 с). Материалы диссертационной работы использовались при создании учебного пособия «Социальная работа"/ Под общей редакцией проф. В• И. Курбатова — Ростов н/Д: Феникс, 1999. Основные разделы диссертации легли в основу разработки учебного спецкурса «Социология одиночества».

Структура диссертации включает в себя: введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Краткие итоги диссертационного исследования заключаются в следующем: в любой предметной области социально-гуманитарного знания, в силу сложности и многомерности исследуемых объектов, ускорения протекания социальных процессов и т. п., сегодня наиболее перспективны и продуктивны междисциплинарные исследования.

Это полностью относится и к избранной теме, находящейся на стыке геронтосоциологии, социологии личности, социальной антропологии и феноменологии, теории социальной работы. Под этим углом зрения были определены сущность и содержание социального феномена одиночества, рассмотрена специфика потенциального и реального одиночества.

Вместо достаточно абстрактного понятия одиночество" в научный оборот были введены термины «уник» (тождественно индивидуальности, данность, получаемая индивидом при рождении) и «солитьюд» (невовлеченность субъекта в социальный процесс, оставленность), более точно, на наш взгляд, отражающие предмет исследования. При этом главное внимание автора было направлено на изучение «солитьюд».

В разных культурах и разных цивилизациях отношение к одиночеству не однозначно, что нашло отражение в множественности его трактовок представителями различных философских, социологических, психологических школ — от поиска его причин на молекулярном уровне у индивида, до героически возвышенной апологии .

Но, разумеется, социолога интересует прежде всего не физиология и история, а современное общество и протекающие в нем социальные процессы. Поэтому нами анализировалось влияние на динамику одиночества урбанизации, деперсонализации, социальной изоляции, экономического кризиса и, как следствие, нарастающего социального расслоения общества.

Проблема одиночества тесно связана с проблемами семейно-брачных отношений, ухудшения демографической и экологической ситуации, умножения факторов деприва-ции, девиации и деликвентности. Это непосредственно сказывается на росте женского одиночества и одиночества геронтов.

Мультифакторность одиночества потребовала изучения различных типологий и обоснования авторской классификации типов, видов и форм одиночеств, а также различные модификации измерений одиночества: культурного, космического, социального, психологического, межличностного. Это привело к необходимости критического осмысления существующих в зарубежной и отечественной литературе подходов к теоретическому пониманию одиночества. Таким образом, нами была предложена своя классификация одиночества с учетом специфики российской действительности. В то же время создание более полной классификации — предмет будущих исследований.

Так как существует множество видов одиночестваот одиночества гения до одиночества слепоглухонемого инвалида, от одиночества младенца, найденного в мусорном баке до одиночества долгожителя, пережившего своих детей и внуков, мы ограничились исследованием одиночества геронтов — россиян старше 50-ти лет.

В связи с тем, что сегодня каждый пятый в Россиистарше трудоспособного возраста (а вскоре это будет каждый четвертый), необходим социологический анализ качественной определенности одиноких геронтов в РФ. Нами был проведен выборочный анализ социологических исследований, проводившихся в последние годы в нашей стране и выводы далеко не утешительны: каждая 10-я женщина и каждый 20-й мужчины 60 лет и старше чувствуют себя одинокими, нарастают чувства собственной уязвимости, незащищенности, дезориентированности и бесперспективности жизни.

Разумеется, что социсследования не являются самоцелью, а должны служить инструментом совершенствования организации социальной работы с одинокими геронтами. Поэтому изучался отечественный и мировой опыт, законодательные акты РФ и регионального уровня по организации этой работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Принципы социальной терапии одиночества, оказания социально-психологической помощи требуют не только снятия негативных факторов субъективного порядка, но и организации индивидуальной и групповой переориентации одиноких геронтов на мир общения с другими людьми, обеспечения ресоциализации и использования их богатого социального опыта на благо России.

В новый, XXI век, вошли люди прошлого со своими интересами и потребностями. Помочь им адаптироваться к быстро меняющимся социальным условиям — наша задача. Поэтому считаем, что проделанная работа — это лишь один из первых шагов на трудном, но необходимом всем нам и благородном пути.

В ближайшем будущем следует продолжить разработку теоретических проблем геронтосоциологии и смежных отраслей знаниясовершенствовать и детализировать технологию индивидуального подхода к объекту социальной защиты, оказания адресной помощи, обучению самопомощиследует разрабатывать современные методы, изменять методику и технику проведения социологических исследований как путем создания новых социальных технологий, так и путем подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 229 с.
  3. Г. С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия" — Раритет, 1997. 704с.
  4. Е. П. Введение в социономию. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1997. — 170 с.
  5. М. Полноценная жизнь инвалида. Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. — 88 с.
  6. М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. JI.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1974. — 136 с.
  7. В. Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М.: Изд-во Приор, 1998. 272с.
  8. В. Д. Социальная геронтология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 576 с.
  9. В. Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов н/Д.: Издательство СКНЦ ВШ, 1998. — 104 с.
  10. Американская социологическая мысль: Тексты/ Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — 560с.
  11. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс Политика, 1992. — 608 с.
  12. H. А. Судьба человека в современном мире//Новый мир. 1990. — № 1. — С.207−232
  13. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. — 607 с.
  14. Н. А. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. Париж: Имка-пресс, 1934. -287 с.
  15. Н. А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. — с.44−50
  16. Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  17. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. СПб.: Университетская кн., М.: ACT, 1998. -398 с.
  18. Библия. Библейские общества.
  19. Ш. Цветы зла. М.: Высшая школа, 1993. -511 с.
  20. М. Я и ты. Пер. с нем. М.: Высшая школа, 1993. — 175 с.
  21. Н. Элементы математики. Пер. с фр. М.: Наука, 1968. — 272 с.
  22. П. Социальное пространство и генезис «классов»//Вопросы социологии. 1992. — № 1.1. С.17−36
  23. Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М: Из-во МГУ, 1984. — 200 с.
  24. П. Барьер. Повести. София: Свят, 1986. — 318 с.
  25. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. Пер. с польск. М.: Прогресс, 1989. -2 63 с.
  26. А. Е. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. М.: Знание, 1990. — 240 с.
  27. В. П., Полюхов А. М. Биологические и социальные основы психологической адаптации при старении//Старение и адаптация. Тез. и реф. докл. -29−31 окт. 1980 г. Минск — Киев, 1980. — 182 с.
  28. Ю. Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа человека: Естественно-научный и гуманитарный аспекты. Ростов н/Д.: ИРУ, 1993. — 288 с.
  29. Ю. Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). Челябинск, 1995. 226с.
  30. Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999. — 520 с.
  31. Г. В. Ф. Философия духа. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М.: Мысль, 1977. — 471 с.
  32. Я. Дорога к долголетию. Пер. с чешек. -М.: Профиздат, 1990. 336 с.
  33. Е. И., Панина Н. В. Социальное безумие: история, теория и современная практика. Киев, 1994.
  34. Ф. Д., Мясников В. И., Яздовский В. И. О состояниях напряжения и утомления в условиях изоляции от внешних раздражений//Журн. ВНД, 1963. Т.13, Вып.4. — С.22−28
  35. В. Э Чем старость обеспечим. М.: Мысль, 1988. — 159 с.
  36. А. А. Дерево духовной жизни. М.: Аргус, 1994. — 360 с.
  37. О. Жить, не старея. Пер. с чешек. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 271 с.
  38. И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб.: Ольга, 1996. — 286 с.
  39. . А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. -368 с.
  40. JI. Страх как рамка понимания происходящего/Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. — № 6. — С. 46−53
  41. В. Е. В зеркале философии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 448 с.
  42. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз, 1999. Т.1 — 699 с. Т.2 — 555 с. Т. З — 555 с. Т.4 — 688 с.
  43. Н. Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М., 1995. — 108 с.
  44. Демографические проблемы общества. Сб. ст. / Под ред. В. С. Степащенко. М.: Наука, 1991. — 187 с.
  45. Домострой. М.: Сов. Россия, 1990. — 304 с.
  46. . Жизнь по привычке: быть пожилым в России 90-х годов//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. — № 6. -С. 18−27
  47. . В. Дети трех поколений//Мониторинг: экономические и социальные перемены. 1995. — № 4. — С.30−33
  48. Д. И. Смысл смерти и достоинство личности//Философские науки. 1990. — № 5.1. С.116−120
  49. А. А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан: Рук. для подгот. соц. работников. М.: Логос, 1996. — 224 с.
  50. Э. Самоубийство: социологический этюд. Пер. с фр. СПб.: Союз, 1998. — 494 с.
  51. М. Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат. техн. ун-т, 1999. — 141 с.
  52. Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Д.: Изд-во ЛГУ, 1985. -167 с.
  53. Есть мнение!: Итоги социологического опроса -М.: Прогресс, 1990. 294 с.
  54. В. И. Счастье как проблема социальной психологии. Львов: Вища школа, 1981. — 174 с.
  55. Ф. Застенчивость. Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. — 207 с.
  56. Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы //Вопросы философии. 1995. — № 3.- С. 7 4−82
  57. М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328с.
  58. М. С. Мир общения. Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  59. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. 145с.
  60. Т. В. Человек стареющий. J1.: Знание, 1989. — 32 с.
  61. Т. В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. М.: Наука, 1978. — 216 с.
  62. В. Н. Интегративная концепция человека. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1992. — 207 с.
  63. И. Легко ли не стареть? Пер. с нем. М.: «Прогресс» — «Культура" — Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996. — 208 с.
  64. Ким Н. Ю. Надежда, усталость, старость. //Мониторинг: экономические и социальные перемены. 1999. — № 1. — С.56−58
  65. А. Биология старения. Пер. с англ. М.: Мир, 1967. — 397 с.
  66. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  67. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. -М.: Политиздат, 1987. 350 с.
  68. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. -3 67с.
  69. В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.: Алетейя, М.: Логос, 1998. — 360 с.
  70. О. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. М.: Медицина, 1972. -336 с.
  71. Ч. Социальная самость. Первичные группы/ /Американская социологическая мысль. М. :
  72. Международный институт бизнеса и управления, 1996. С.314−333.
  73. Культура семейных отношений. Сб. ст. М.: Знание, 1985. — 176 с.
  74. А. Грехопадение// Человек. 1993. — № 5. -С. 5−17
  75. В. И. Женская логика. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. — 543 с.
  76. В. И. Стратегия делового успеха. Ростов н/Д., 1995. 416 с.
  77. В. А. «Полюбить жизнь больше смысла ее»// Человек. 1992. — № 4. — С. 5−14
  78. О. Философ и социолог Борис Грушин: В России кипит неслыханный бульон//Комсомольская правда. 2001. — 15 фев. — С. 16−17
  79. С. Страх и трепет. Пер. с дат. М.: Республика, 1993. — 383 с.
  80. Лабиринты одиночества. Пер. с англ. Под ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — 624 с.
  81. С. Н. Диагностика кармы. В 2 книгах. -СПб.: Академия Парапсихологии, 1994−1995. Книга 1- 160 с. Книга 2 352 с.
  82. Ф. и др. Суждения и афоризмы/Ф. Ларошфуко, Б. Паскаль, Ж. Лабрюйер. М.: Политиздат, 1990. — 304 с.
  83. В. И. Личность в экстремальных условиях.- М.: Политиздат, 1989. 304 с.
  84. Ю. А. Три «поколения перестройки»// Мониторинг: экономические и социальные перемены. -1995. № 3. — С.7−10
  85. Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс. 2-е издание. Минск: Вышейн. шк., 1988.- 222 с.
  86. Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс.- Ростов н/Д: Рост. кн. изд-во, 1991. 224 с.
  87. Д. Социальная психология. Пер. с англ. -СПб.: Питер Ком, 1999. 688 с.
  88. С. Г. Особенность адаптации пожи-лых//Социс. 1997. — № 12. — С.48−50
  89. Е. Е. Право социального обеспечения. -М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997. 208 с.
  90. Мид Дж. Интернализованные другие и самость//Американская социологическая мысль. М.: Международный институт бизнеса и управления, 1996.- С. 222−224.
  91. Н. Н. Современный антропогенез и цивили-зационные разломы. Эколого-политологический ана-лиз//Вопросы философии. 1995. — № 1. — С.3−30
  92. М. Опыты. М.: Правда, 1991. — 656 с.
  93. А. Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск: Наука, 1984. — 319 с.
  94. И. В. Концепция неравенства в анализе социальной структуры. Ростов н/Д., 1994. — 23 с.
  95. И. В. Социальное расслоение в России: методология исследования. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1995. — 176 с.
  96. Ф. По ту сторону добра и зла. Избранные произведения. М.: Сирин, 1990. — 416 с.
  97. Ф. Так говорил Заратустра. Избранные произведения. М.: Сирин, 1991. — 448 с.
  98. С. Н. Законы Паркинсона. Пер с англ. -М.: Прогресс, 1989. 448 с.
  99. К. С. Амбивалентность социального (Опыт исследования онтологических оснований)//Вестник СПбГУ. Серия 6. — 1994. — Вып. 4. — С. 11−18
  100. Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород: Ай Кью, 1997. — 249 с.
  101. Д. Некоторые типы характера и общест-во//Соц. исследов. 1993. — № 3 — С. 121−129. № 5- С. 144−151
  102. П. П. Сёрен Киркегор. Урал LTD, 1998. -430 с.
  103. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА’М, 1998. — 672 с.
  104. А. 3. Семья, одиночество, любовь. М.: Сов. Россия, 1986. 192 с.
  105. Е. В. Социальная психология. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — 224 с.
  106. Ю. Б. Мед и яд любви: (Семья и любовь на сломе времен). М.: Мол. Гвардия, 1990. — 446 1.с.
  107. Ю. Б. Три влечения: Любовь, ее вчера, сегодня, завтра. Минск: Университетское, 1986. -270 1. с.
  108. О. В. Системная картина коллективного человеческого поведения (групповой аспект). Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1996. 160 с.
  109. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/Jl. В. Бозрикова, В. В. Водзин-ская, Л. Д. Докторова и др.- под ред. В. А. Ядова.- Л.: Наука, 1979. 264 с.
  110. Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. — 480 с.
  111. Семья: Социально-психологические и этические проблемы. Киев: Политиздат Украины, 1989. 255 с. 112. Смоленцев Ю. М., Пороховская Т. И. Особенности морального отчуждения//Вестн. Моек. ун-та. Сер. 7, философия. — 1995. — № 1. — С.48−55
  112. Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы. К XII Всемирному социологическому конгрессу (Мадрид, 1990). Под общей редакцией Ю. Н. Давыдова, Н. JI. Поляковой. -М., 1990. 204 с.
  113. М. Я., Дыскин А. А. Пожилой человек в семье и обществе. М.:финансы и статистика, 1984.- 175 с.
  114. Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький: ГПИ, 1975. — 119с.
  115. Социальная работа с пожилыми. Настольная книга специалиста. М.: Институт социальной работы, 1995.- 184 с.
  116. Социальные отклонения. М.: Юридическая лит-ра, 1989. — 368 с.
  117. Социология в вопросах и ответах./Под ред. проф. В. А. Чуланова. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 256с.
  118. JT. И. Одиночество: социально-философский анализ. М.: Союз, 1996. — 42 с.
  119. JI. И. Осмысление феномена одиночества в экзистенциализме//Социально-политические, психологические и экономические проблемы (история и современность). М.: Изд-во МГСУ, 1994. — № 3 — С. 103−107
  120. Старость: Популярный справочник. Пер. с польск.
  121. М.: Большая Российская энциклопедия, 1996.352с.
  122. Г. В. Любовь против одиночества. -М.: Знание, 1991. 64 с.
  123. Сумерки богов. М.: Политиздат, 198 9. — 398 с.
  124. В. А. Потребность человека в человеке. М.: Сов. Россия, 1981. — 93 с.
  125. Ю. Б. Чтобы осень была золотой. М.: Медицина, 1988. 112 с.
  126. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1965. — 296 с.
  127. Теория и методика социальной работы/Под ред. акад. В. И. Жукова. М.: Союз, 1994. — 339 с.
  128. Теория общества. Пер. с нем., англ./ Сост. и общая ред. А. Ф. Филиппова. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 1999. — 416 с. 12 9. Томпсон Д. Л., Пристли Д. Социология. Пер с англ. М.: ООО Фирма Издательство ACT- Львов: Инициатива, 1998. — 496 с.
  129. Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. М.: Наука, 1979. — 455 с.
  130. Ф. Г., Дроздов И. В. Живем ли мы свой век. М.: Мол. гвардия, 1983. — 239 с.
  131. Узы брака, узы свободы. Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. М.: Мол. гвардия, 1990. — 224 с.
  132. А. А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978. — 358 с.
  133. Философия социальной работы./Под ред. В. И. Митрохина. М.: МГСУ Союз, 1998. — 208 с.
  134. С. JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. — 511 с.
  135. С. Л. Смысл жизни//Вопросы философии. 1990. № б. — С. 68−132
  136. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — Збб с.
  137. Фрейд 3. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Пер. с нем. Кн.1 / Сост. А. Григорашвили. Тбилиси: Мерани, 1991. — 397 с.
  138. С. С. Социология. ~ М.: Логос, 1996. -360 с.
  139. В. В. Долголетие: действительное и возможное. Киев: Наук, думка, 1989. — 2442. с.
  140. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. — 447 с.
  141. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 271 с. 14 3. Фромм Э, Искусство любить: Исследование природы любви. Пер с англ. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  142. Э. Человек для себя: Исследование психологических проблем этики. Минск: Коллегиум, 1992. -253с.14 5. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  143. Т. Искусство не стареть (Как вернуть гибкость и здоровье). 2-е изд. СПб.: Питер Пресс, 1996. — 224с.
  144. А. Наедине с собой // Урания. 1994. — № 4. — С. 12−19
  145. В. А. Основы социологии. М.: Логос, 1997. — 304 с. 14 9. Холостова Е. И. Пожилой человек в обществе. М.: СТИ, 1999. Часть 1 198 с. Часть 2 — 142 с.
  146. А. А. Социальная работа с мигрантами. -М.: Институт молодежи, 1992. 88 с.
  147. Цицерон Марк Туллий. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1974. — 246 с.
  148. Цицерон Марк Туллий. Философские трактаты. М.: Наука, 1985. — 383 с.
  149. Человек один не может./ Сост. И. М. Ачильдиев.- М.: Сов. Россия, 1989. 208 с.
  150. В. Г. Философия диалектико-материалистического гуманизма. Рыбинск: Рыбинск, дом печати, 1998. — 373 с.
  151. В. Д. Человек на пенсии: (Социальные проблемы и образ жизни). М.: Мысль, 1980. — 208с.
  152. В. Ф. Творчество. Борьба. Духовное одиночество // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. — 1992. — № 6. — С. 71−79
  153. В. В. Основы социальной антропологии. -СПб: Лань, 1997. 192 с.
  154. Ю. М., Данчева О. В. Одиночество: Социаль-но-психологические проблемы. Киев: Украина, 1991.- 270с.
  155. JI. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М.: Прогресс — Гно-зис, 1992. — 304 с.
  156. П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. -М.: Наука, 1985. 175 с.
  157. М. Единственный и его собственность. Рабочее книгоиздательство. Америка, 1922. 292 с.
  158. В., Иванова В. Страхи на постсоветском пространстве: Россия. Украина и Литва//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. — № 3. — С.30−37
  159. Н. П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей. М.: СТИ, 1999. — 242 с.
  160. Э. X. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
  161. В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — 296 с.
  162. К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. — 527 с.
  163. С. A., Horowitz L. М., de Sales French R. Attributional style of lonely and depressed people. Journal of Personality and Social Psychology, 1983. — Vol. 45. P. 127−136.
  164. Bauman Z. Sociology and postmodernity // Socio-logycal Review. Keele, 1988. — Vol. 36. № 4. — P. 790−813.
  165. Homans G. Social Behavior: Its Elementary Forms.- N. Y.: Harcourt, Brace, Jovanovich, 1974.
  166. Parsons Т., Bales R.F. Family, Socialization, and Interaction Process. Glencoe (III): The Free Press, 1995. — 188 p.
  167. Peplau L. A. and Perlman D. (Eds.). Loneliness. N. Y., 1982.
  168. Roselli N. Social work. M.: Socinnovatia, 1994.- 495 p.
  169. Tibbitts C. Social aspects of aging. Journal of the American Geriatrics Society, 1963, V.ll. № 12, p. 75−88.
  170. Young J. Loneliness, depression and cognitive therapy: Theory and application. In: Peplau L. A. and Perlman D. (Eds.). Loneliness. N. Y., 1982. -P. 379−405.
Заполнить форму текущей работой