Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-политические взгляды Б. Н. Чичерина

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Борис Николаевич Чичерин является одним из самых крупных и многогранных русских мыслителей второй половины XIX в. Он с полным правом может считаться основателем политической науки в России. Его пятитомная «История политических учений» все еще остается наиболее глубоким исследованием этого вопроса не только в российской, но, пожалуй, и в мировой науке. Разработке ключевых идей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Рассмотрение взглядов Б. Н. Чичерина на государство как на правовое, основанное на нравственном начале
    • 1. 1. Биография Б.Н. Чичерина
    • 1. 2. Взгляды Б. Н. Чичерина на конституционную монархию
  • 2. Анализ отношения власти, сторонников и противников взглядов Чичерина к его идеям в XIX веке и в настоящее время
    • 2. 1. Взгляды общественно-политических деятелей на идеи Б.Н. Чичерина
    • 2. 2. Полемика Б. Н. Чичерина с С.В. Соловьевым
  • 3. Выявление актуальности, разработанной Б. Н. Чичериным концепции консервативного либерализма, на сегодняшний день
    • 3. 1. Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина
    • 3. 2. Актуальность консервативного либерализма Б. Н. Чичерина на сегодняшний день
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Социально-политические взгляды Б. Н. Чичерина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Борис Николаевич Чичерин является одним из самых крупных и многогранных русских мыслителей второй половины XIX в. Он с полным правом может считаться основателем политической науки в России. Его пятитомная «История политических учений» все еще остается наиболее глубоким исследованием этого вопроса не только в российской, но, пожалуй, и в мировой науке. Разработке ключевых идей политико-философского учения Чичерин посвятил свои основные труды такие, как «О народном представительстве», «Собственность и государство» в двух томах, трехтомный «Курс государственной науки». Политико-философское учение развивается также в его исследованиях по истории и праву России, развивается оно и в многочисленных обстоятельных статьях Чичерина по тем или иным вопросам текущей российской политики. Наследие Б. Н. Чичерина сегодня востребовано как никогда.

Конечно, какие-то его идеи ушли в прошлое вместе с тем временем, когда они были выработаны, но как у всякого крупного мыслителя у него есть идеи, которые имеют непреходящее значение, идеи «на все времена». Надо признать, что многие идеи Чичерина шли вразрез с традициями русской культуры, точнее, с доминирующими ее традициями.

Современные попытки представить Чичерина в качестве теоретика некоего особого направления в консерватизме, резко оппозиционного либерализму, неубедительны. Чичерин по сути своих взглядов, безусловно, либерал. Он представитель того высокого либерализма, который никогда не будет массовым, никогда не станет политической силой или программой какой-либо партии, потому что не в этом его смысл. А самое главное, он всегда будет обращаться не к среде и массам, а к человеку, к личности, к его «философской» сути, к его внутреннему миру и к его свободной природе.

К числу лучших дореволюционных исследователей творчества Чичерина следует в первую очередь отнести его ближайшего ученика и последователя И. В. Михайловского. Блестящая по точности передачи идей и по лаконичности статья «Чичерин, Борис Николаевич» в словаре Брокгауза и Эфрона, написанная им в соавторстве с Э. Радловым, и сегодня остается одним из лучших изложений идей Чичерина.

Следует также отметить работы Е. Н. Трубецкого, П. И. Новгородцева, П. Н. Милюкова, А. Р. Фатеева, Б. П. Вышеславцева, и уже после революции в эмигрантских кругах появившиеся работы П. Б. Струве, Г. Д. Гурвича, Н. О. Лосского, В. В. Зеньковского.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Обоснование метафизики в русском консервативном Гегельянстве (к характеристике философских взглядов Б.Н.Чичерина) // Социальная философия в России в XIX в. — М., 1985. 93−100.
  2. Л. История европейского права // Вопросы философии. № 5 .- 1995. — С. 56 — 67.
  3. В.Э. Б.Н.Чичерин: Местное самоуправление в государстве // Право и политика. — 2001. — № 4. — С. 78−90.
  4. А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX — начала XX вв. // Вопросы философии. — 1991. — № 8. — С. 45−50.
  5. .Н. Несколько слов о миросозерцании Б.Н. Чичерина// Свободная совесть. Кн.1. — М., 1906, — С. 178−179.
  6. Г. Д. Философия и право //Вопросы философии. — 1991. — № 2. — С. 34−45.
  7. А.Н. Философия истории русского либерализма II пол. XIX в. (Кавелин, Соловьев, Чичерин): Автореф. дис… д. философ, н. Ростов-на-Дону, 1992
  8. А.В. Б.Н.Чичерин о соотношении права, нравственности и политики // Правовая политика и правовая жизнь. — 2003. — N 4. — С.186−195
  9. В.Д. Чичерин. — М.: Юрид. лит., 1984. — 245 с.
  10. Л.М. Борис Николаевич Чичерин о политике, государстве, истории. — Воронеж.: Изд-во Воронеж, ун-та, 1995. — 123 с.
  11. Г. Б. Борис Николаевич Чичерин // Вопросы истории. — 1997. — № 4. — С. 53−67.
  12. В.А. От фронды к охранительству. Из истории русской либеральной мысли 50−60-х годов XIX в. М., 1972.
  13. А.С. Б.Н.Чичерин как социальный мыслитель // Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 6. — С. 12−24.
  14. И. В. Воззрения Б.Н. Чичерина на право и государство // Образование. — 1904. — № 7. — С.24−38.
  15. И.В., Радлов Э. Л. Чичерин // Энциклопедический словарь. Под ред. Ф. А. Брокгауза и А.Ефрона. СПб., 1903. Т.76.С.901.
  16. B.C. Правовое государство: история и современность // Вопросы философии. — 1989. — № 2. — С. 34−41.
  17. Л.И., Сиземская И. Н. Либерализм в России: модель Чичерина//Власть. — 1997. — № 4. — С. 63−68
  18. С.Н. К истории философии права в России. // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2000. — № 1. — С. 56−67.
  19. .Н. Философия права. — СПб.: Наука, 1998
  20. .Н. О народном представительстве. 2-е изд. М. 1899.
Заполнить форму текущей работой