Организация в культурно–досуговой деятельности молодых семей как направление современной работы с молодежью
Учреждаемые органами правительства гранты, стимулируют молодежь к созданию и реализации новых идей, в том числе в сфере оптимизации культуры семейных отношений. Районные администрации заинтересованы в том, чтобы население, и в первую очередь молодежь, активно включалось в решение проблем территорий, поэтому они с готовностью предоставляют помещения для проведения обучающих встреч, оказывают… Читать ещё >
Организация в культурно–досуговой деятельности молодых семей как направление современной работы с молодежью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оглавление Введение
1. Теоретические основы культурно-досуговой деятельности отношений молодых семей как элемента молодежной политики
1.1 Особенности культурно-досуговой деятельности молодых семей
1.2 Современное состояние организации социокультурной деятельности молодых семей и факторы его обуславливающие
2. Анализ практических аспектов культурно-досуговой деятельности государства отношений молодых семей как элемента молодежной политики
2.1 Обзор направлений социокультурной деятельности в отношении молодых семей в России и Пермском регионе
2.2 Анализ особенности семейного досуга молодых семей
2.3 Условия организации социально-культурной деятельности на основе внедрения педагогической модели развития семейного досуга Заключение Список литературы
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что динамика модернизационных процессов в России свидетельствует о коренных изменениях в политической, социально-экономической и духовной сферах общества. Современный социум создаёт напряжённую ситуацию для досуговых интересов семьи по ряду причин усиливается расслоение семей по уровню доходов, развивается депопуляция, формируются межэтнические браки, растёт число разводов, внебрачных детей, разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.
Особое значение имеет анализ социально-культурных условий развития досуга молодой семьи, которые представляют собой совокупность технологических компонентов современной социально-культурной деятельности, включающих педагогические технологии культуротворчества и рекреации, охраны здоровья, развития просветительства, менеджмента клубной работы.
Научный интерес к изучению молодой семьи как социального института воспитания достаточно постоянен и находит отражение в современных социологических, социально-культурных и психолого-педагогических исследованиях. Практика свидетельствует, что досуговые интересы современной молодой семьи не разрушаются, они видоизменяются, обретая новые черты, осваивая и утверждая новые ценности, развивая и совершенствуя организационные формы семейного досуга.
Сложившиеся противоречия между традиционными формами организации семейного досуга в учреждениях культуры и духовными потребностями современной российской молодой семьи обуславливают необходимость выявления условий, способствующих совершенствованию деятельности клубных учреждений в процессе организации культурно-досуговой деятельности с целью удовлетворения духовных потребностей современной российской молодой семьи.
В современных условиях социально-педагогические аспекты взаимодействия молодой семьи и учреждений социально-культурной сферы отражены в исследованиях С. А. Беличевой. Т. П. Гавриловен, В. И. Загвязинского, Р. М. Капраловой, обоснован дифференцированный подход в работе с семьей с учетом её типа — Г. И. Куцепо, Е. И. Наседкиной и др.
Вместе с тем, при научной разработанности множественных аспектов жизнедеятельности современной молодой семьи как социального института воспитания конкретных исследований по развитию досуговых интересов современной семьи не проводилось.
Объект исследования — культурно-досуговая деятельность молодых семей. Предмет исследования — теоретические и практические аспекты организации культурно-досуговой деятельности молодых семей.
Цель исследования состоит в разработке оптимальных условий организации культурно-досуговая деятельность молодых семей. Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
1) изучить особенности специфики культурно-досуговой деятельности в отношении молодых семей;
2) определить современное состояние организации социокультурной деятельности молодых семей и факторы его обуславливающие;
3) провести обзор социокультурной деятельности в отношении молодых семей на примере некоммерческого партнерства «Семейная корпорация «Фортуна» г. Пермь по реализации технологий формирования культуры молодой семьи, работы с молодыми семьями;
4) разработать условия организации социально-культурной деятельности на основе внедрения педагогической модели развития семейного досуга.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, наблюдение, анализ педагогического опыта, беседы.
База исследования — ПГГПУ и открытый социум.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснована социально-педагогическая модель развития досуговых интересов молодой семьи, в которой реализованы принципы дифференцированного подхода, культурного обслуживания, которые становятся базисом развития социально-культурной активности семьи.
1. Теоретические основы культурно-досуговой деятельности отношений молодых семей как элемента молодежной политики
1.1 Особенности культурно-досуговой деятельности молодых семей Понятие «семья» имеет множество определений, и каждый человек для себя интерпретирует его по-разному. Более того, понимание семьи видоизменялось на протяжении нескольких веков, как и само общество, условия жизни, в которых эта семья существовала. Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества [13, c.45].
Семья является социально-культурным образованием, где индивид получает первый опыт организации жизнедеятельности в основных её проявлениях — в производительной деятельности, в организации досуга и быту. В семье он приобретает навыки общения и повседневного поведения, уроки будущей семейной жизни, разумного проведения свободного времени, представления о жизненных целях и ценностях, приобщается к нормам и эталонам культуры [10, c.74].
Весьма серьёзную роль в воспитании играет семейный досуг как потребность личности в общении и самореализации, совместной деятельности, отдыха, развлечений и др. Его социальная роль заключается в том, что он служит средством восстановления физических и духовных сил человека, подготавливает его к дальнейшей трудовой и общественной деятельности. Повышению роли досуга способствует благоприятный уклад семейной жизни: взаимное поддержание здоровья, жизненного тонуса, правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между её членами, планирование труда и отдыха.
Внутрисемейное общение оказывает сильное влияние на все стороны жизни семьи. Для него характерны особая доверительность, поиск моральной защиты и сопереживания, психофизиологический комфорт. Это позволяет каждому члену семьи не скрывать своё эмоциональное состояние, поделиться радостями, рассказать о неудачах, обидах, получить совет по самому интимному вопросу, восстанавливать и пополнять свои духовные силы.
В последнее время наблюдается процесс коренного изменения в отношении понимания слова «семья», особенно со стороны государства. Начало данной тенденции «во всеуслышание» было положено всего несколько лет назад, а именно 2008 год был объявлен Годом семьи. На тот момент в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин отметил: «Рассчитываю, что его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей» [3, c.58].
Государством в области социальной работы с молодыми семьями были поставлены цели и задачи, важнейшие целевые показатели: обеспечение благоприятных условий для выполнения семьей своих основных функций, создание условий для их саморазвития; адресная поддержка молодых семей, оказавшихся в кризисных жизненных ситуациях; создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охрана материнства и детства, подготовка подростков и молодежи к семейной жизни; формирование комплексной доступной сети социальных услуг, совершенствование системы социально-психологической, правовой помощи молодой семье; подготовка кадров для социальной работы с молодыми семьями; преодоление ведомственной разобщенности в организации работы с молодой семьей [10, c.76].
Сегодня молодые семьи, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества. Молодая семья в силу своей специфики, имеет одинаковые проблемы: недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности, жилищная необустроенность, необходимость психологической адаптации к новым условиям семейной жизни.
Несмотря на предпринимаемые меры по решению проблем молодой семьи во многих ведомствах, учреждениях, организациях существенных изменений в улучшении положения молодых семей не происходит. Для того чтобы изменить ситуацию, представляется необходимым привести принципы работы с молодой семьёй в соответствии с современными экономическими, социальными и культурными реалиями.
Произошла актуализация внимания на семейной политике по нескольким направлениям: семья и общество, семья и устойчивое развитие, семья и культура, семья и здоровье, спорт и отдых, семья и социально-ответственный бизнес. Государство поставило перед семьей следующие задачи: возрождение семьи как нравственной ценности, сохранение семейных традиций, восстановление семейных корней, через формирование патриотизма, которое в свою очередь основывается на культуре праздников. Еще одной задачей является увеличение численности страны за счет семьи, а именно поддержка многодетных семей [12, c.66].
На сегодняшний день, государство уходит от системы стандартов, на первое место становится развитие личности, которое происходит в семье. Иными словами, сегодня возникают предложения и услуги, которые можно купить для развития ребенка: учреждения дополнительного образования, кружки, клубы, театры со спектаклями для всей семьи, журналы, книги для семьи, семейные кинофильмы, выставки.
Сейчас заметно меняется отношение к семье и внутри семьи. Вследствие этого, формируется ценностное отношение к семье как к центру воспитания культуры и культурного досуга ребенка, и в целом культуры досуга семьи.
В настоящее время начала увеличиваться цена культуры. Материальные вещи отходят на дальний план, в центре общественных интересов стоит человек, его внутреннее развитие. Сегодня формируется возврат к духовности человека. Люди все чаще обращаются к религии, верованиям в поисках ответов на вопросы о своем происхождение, а самое главное предназначении. Стало быть, начинает культивироваться духовное начало в человеке, а значит, семья уже иначе пытается строить свое досуговое общения в семье, опираясь на нравственные взгляды, позиции, принципы членов семьи [12, c.70].
Досуг во многом определяет качество жизни. Возможность полноценно отдыхать, проводить свободное время с пользой для здоровья и развитиянеотъемлемое право каждого человека, поэтому нельзя недооценивать роль досуга в нашей действительности.
Семья, как наиболее характерный пример малой группы, с функцией организации рационального досуга и контроля, заметно взаимообогащает досуговые интересы. Вся деятельность семьи пронизана рекреационными актами. Семейный досуг — это вечерние чаепития, воскресные обеды, походы, хождения в гости, поездки, чтения, интеллектуальные игры. Функция первичной социализации осуществляется во многом формированием рекреационно-досуговых ценностей и мотивов членов семей.
В свою очередь, качество семейного досуга полностью зависит от таких факторов как: уровень образования и культуры всех членов семьи; уровень обеспеченности семьи; возраста; индивидуальных особенностей и интересов каждого из членов семьи; традиции и ценности, которых они придерживаются и на которые ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях; место жительства; социальная принадлежность семьи, а также уровень оказания услуг культурно-досуговой деятельности государственными учреждениями [14, c.122].
1.2 Современное состояние организации социокультурной деятельности молодых семей и факторы его обуславливающие Семейная жизнь — культурно-исторический процесс, который разворачивается во времени и идёт в социальном окружении [9, c.11]. Несмотря на смену семейных ролей в этом социальном институте в течении истории ее становления, семья остается одним из самых консервативных социально-культурных институтов. Она противится изменениям извне. Но формирование новой семьи для многих сегодня представляется сложным процессом, влекущим за собой множественные проблемы. Это отрицательно сказывается на воспитании детей, а также на моральном состоянии мужчин и женщин, их трудовой и общественной активности. Общество не может безучастно относиться к этим явлениям. В особой заботе нуждаются молодые семьи, они нуждаются в подготовке к семейной жизни, в формировании культуры молодой семьи.
Демографический кризис также можно наглядно проследить на примере отсутствия культуры молодой семьи: уменьшение количества заключённых браков, увеличение числа разводов, рост количества одиноких матерей, внебрачной рождаемости, рост количества несовершеннолетних матерей — все это следствие культурной безграмотности в отношении формирования семьи.
Социальное положение молодой семьи также крайне плачевное. Эта малая группа — одна из самых незащищённых групп населения. Высокий процент молодых браков — следствие наступившей беременности или даже рождения ребёнка. Среди молодёжи «бытует» искажённое представление о браке, семье, сексе. Каждый четвертый молодой человек готов на свободные отношения, без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь [7, c.103].
Важнейшие перемены модернизации российского общества, проявляющиеся в соотношении личности и общества, обусловили: видоизменение функций семьи, её состава и размера; изменение структуры власти в семье и характера внутрисемейных отношений; механизмов взаимодействия семьи с другими социальными институтами; а также индивидуальных стратегий семейной жизни.
В реалиях современной России ценностные ориентации в семье и обществе пронизаны прагматизмом. Разрушение культурного слоя, размывание нравственных ценностей формируют тип поведения, соответствующий духу времени. Жизнь в семье, требующая непрестанной ответственности за собственные поступки и за своих близких, становится обременяющей и безрадостной [7, c.105].
Богатейший запас веками накапливаемых ценностей культуры и искусства воспринимается узким кругом семей и специалистов. Практика свидетельствует, что отсутствие предложения ценностей культуры в досуговой сфере порождает отсутствие спроса на них; как следствие несформированная потребность не только не развивается, но и не переструктурируется.
В современном обществе происходит смена социально-культурных приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение культурным потребностям индивида, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные культурные ценности. Прослеживается одностороннее негативное влияние финансового состояния семьи на культуру отношений в целом. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей личностной самостоятельности каждого из них. Отсутствие взаимозависимости в данном случае разрушает традиционные культурные связи супругов. А ослабление культурно-эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых социально-культурных проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом [9, c.15].
Уровень экономического развития, темпы экономического роста России во многом оказывают решающее влияние на формирование сильного среднего класса, толерантности в отношении различных вероисповеданий, приоритета личности и интересов семьи. Рыночные отношения как необходимое условие глобализации активизируют миграционные потоки населения, взаимопроникновение культур и развивающаяся культура мира создают объективные предпосылки развития и доминирования этнически смешанных семей в российском обществе.
Досуговые интересы молодой семьи выражают совокупность устойчивых мотивов и предпочтений членов семейной общности, определяющих их деятельностные стратегии в реализации социально-культурной активности в сфере свободного времени. Специфика развития досуговых интересов современной молодой семьи обуславливается процессами модернизации российского общества, что ведет к изменениям в системе организации семейного досуга.
На смену народному досугу пришел «массовый досуг», ставший весьма заметной и проявленной сферой общественной жизни, поглощающий все больше времени, средств и человеческой энергии [12, c.96].
Сегодня можно говорить о сложившейся типологии программ и форм культурно-досуговой деятельности. Среди них выделяются программы, связанные с созданием, освоением и педагогическим использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т. д.; групповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и самоокупаемости.
Целевая направленность культурно-досуговых интересов молодых семей меняется. На выбор содержания и форм культурного досуга современных молодых семей активно влияет телевидение и СМИ, то есть шкала ценностей «модности» досуговых интересов молодых семей подвержена изменениям.
Совершенствование досуга семейных людей — самой многочисленной группы взрослого населения предполагает выделение общения из узкосемейных рамок, а важнейшей задачей организации семейного общения является формирование привычки к культурно обогащающему досугу [14, c.123].
Традиционно организованный семейный досуг учреждений культуры и развлечения остаются прерогативой малообеспеченных молодых семей. С переходом на экономико-рыночные отношения семейный досуг видоизменяется, ориентируясь на запросы аудитории и возможности предоставления культурных услуг со стороны государства учреждениям предоставляется свобода выбора целевого рынка.
В основе разработки современных программ культурно-досуговой деятельности молодых семей должны быть отражены информация о состоянии рынка, запросах семейной аудитории, ценностей культурно-досуговых программах.
В последние десятилетия усиливается тенденция «одомашнивания» культурно-досуговой деятельности молодой семьи. Специалисты, изучающие семейный уклад, быт, образ и стиль жизни, отмечают перераспределение функций социальных институтов и учреждений культуры и семьи. Перераспределение касается и временных затрат, интересов, энергии, мотивации и затраченных средств внутри и вне дома. В первую очередь удовлетворяются потребности, связанные с семейным бытом и воспитанием детей. Различный уровень материального благополучия молодой семьи также влияет на расширение не институциональных форм семейного досуга [14, c.124].
Таким образом, семейный досуг стабилизирует молодую семью, он варьируется в зависимости от материального уровня развития молодой семьи, от ее самодостаточности Состоятельные семьи, семьи среднего достатка, малообеспеченные семьи — имеют разные возможности и организуют семейный досуг в зависимости от своих увлечений, самодостаточности, места проживания и национальных интересов.
В последнее время со стороны государства произошло коренное изменение по отношению к молодой семье — на первое место становится развитие личности и именно в семье. Нравственность, ответственность, коллективизм, контактность и открытость — особо значимые ценности для молодой семьи. Молодая семья становится центром воспитания ребенка, личности, а в целом культуры досуга семьи. В обществе возникает понятие «культура досуга».
Подводя итоги исследованию, необходимо заключить, что становление и развитие человека начинается в семье. Семья — это первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Правильно организованная культурно-досуговая деятельность выполняет восстановительную функцию семьи, т. е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья ее членов, удовлетворение различных духовных потребностей.
2. Анализ практических аспектов культурно-досуговой деятельности отношений молодых семей как элемента молодежной политики
2.1 Обзор социокультурной деятельности в отношении молодых семей в России и Пермском регионе Развитие молодой семьи — процесс становления субъектно-объектных отношений молодой семьи в государстве и обществе, в результате которого она получает необходимые условия и выполняет социальные функции и репродуктивные установки [20, c.18].
Технологический процесс социально-культурной деятельности — это целостная система, в которой взаимодействуют все компоненты социально-культурной работы, преобразуясь согласно своему характеру, содержанию и структуре [21, c.36]. Целостная система технологий социокультурной работы в учреждениях культуры понимается по-разному.
Однако технология социально-культурной работы достаточно специфична. Ее структура представляется как система, сама технология социально-культурной работы разбита на несколько подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов. Организационная подсистема включает в себя управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, отделы, сектора, участки работ. Существует также методическая подсистема, представляющая собой сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта. Режиссерская подсистема состоит из режиссерского замысла, плана репетиций, прогона, показа мероприятия.
Существует еще одна — психологическая подситема. Это мотивированная сфера, учитывающая структуру личности посетителя, особенности социокультурных предпочтений участников социально-культурной работы, а также совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное знание, мастерство специалистов. Весь этот механизм — совокупность приемов и операций, необходимых для достижения цели. Последовательное их выполнение влияет на качество выполняемой работы.
Технология социально-культурной деятельности — это сложный, многоплановый, противоречивый процесс, поскольку он решает основные задачи социально-культурной деятельности:
— создание социокультурных программ;
— поиск оригинальных решений в традиционных формах социокультурной деятельности;
— выдвижение новых форм на основе совместного творчества специалистов и инициативных участников (посетителей, зрителей, членов клуба «Молодая семья» и т. д.) [21, c.29].
На сегодняшний день существует широкий спектр современных социально-культурных технологий. Их разнообразие связано со сменой социокультурной парадигмы, а также с обновлением содержания, подходов, менталитета социально-культурной работы с населением в целом. Появление новых технологий также может быть обусловлено необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного и профессионального пространства.
В связи с этим, классификация социально-культурной деятельности достаточно распространенная. Выделяя основные технологии, следует отметить, что количество их увеличивается, а разнообразие возрастает с созданием новых. Характерной чертой всех технологий социально-культурной работы является многообразие средств, форм и методов и их комплексное использование в реализации технологии [21, c.32].
Для оптимального осуществления социально-культурной работы по формированию культуры молодой семьи, наиболее подходящими из существующих сегодня являются культуротворческие и социальные технологии. Они имеют воплощение в социокультурных программах, разрабатываемых и проводимых под патронажем органов местного самоуправления, или по заказу федерального правительства. Программы достаточно разнообразны по формам. Сегодня наиболее распространенные и доступные формы беседы, встречи, психологические тренинги, совместные занятия детей и родителей. При этом часто в ходе проведения данных мероприятий, наблюдателем выступает психолог, дающий совет или пожелание участникам по окончании.
Технологии направления родители-дети. Совместные занятия, посвященные детско-родительским отношениям, положительно сказываются на взаимопонимании поколений и сплочении семьи, а значит, и повышают культуру отношений внутри социально активной семьи. При совместной работе с детьми, развитие получают игровые формы и различные виды терапии, в том числе арт-терапия, музыка-терапия, песочная терапия.
Еще одна эффективная форма оптимизации отношений в семье — творческий семейный концерт. Такие мероприятия организуются в рамках отдельных социально значимых культурных событий, будь то День матери, День защиты детей или Фестиваль клубов молодых семей на городском, краевом или федеральном уровне. А могут иметь частный локальный характер, например организация Юбилея дедушки, в которой принимает участие вся семья.
Технологии направления мужчина-женщина. Потребность в гармонизации семейных отношений может быть осознанной. Молодые люди, состоящие в браке, сегодня имеют беспрепятственную возможность решить волнующие их вопросы на платных семинарах и консультациях для семейных пар. Психологические тренинги, «семейные гостиные» и выездные мероприятия на природе организуются также в рамках реализации социально-культурных проектов и имеют бесплатную основу [24, c.85].
Семейное клубное движение сегодня имеет широкое распространение на территории города и края. Такого рода объединения помогают развитию гражданской активности среди молодежи, сами клубы создаются с целью комплексного и эффективного решения актуальных проблем юридического, экономического и психологического характера, с которыми сталкиваются молодые семьи. В ходе общения внутри клуба предлагаются пути решения задач молодых семей и выхода из тех или иных трудных жизненных ситуаций. Деятельность клуба поддерживается местными властями и общественными организациями подобных направлений (органы социальной защиты, центры планирования семьи, психологические центры, Дворцы творчества).
Семейное движение ширится и набирает силу в Пермском крае. Все большее количество семейных клубов и объединений создается при дворцах молодежи, библиотеках, ЗАГСах, школах, детских садах и других учреждениях в поселениях края.
Помимо плановой молодежной и семейной политики на местах, распространение получает и общественная инициатива. Проектной деятельности уделяется много внимания со стороны государства, ведь демократический строй предполагает активное участие в организации жизнедеятельности граждан, самих граждан [24, c.86].
Учреждаемые органами правительства гранты, стимулируют молодежь к созданию и реализации новых идей, в том числе в сфере оптимизации культуры семейных отношений. Районные администрации заинтересованы в том, чтобы население, и в первую очередь молодежь, активно включалось в решение проблем территорий, поэтому они с готовностью предоставляют помещения для проведения обучающих встреч, оказывают помощь с организацией публикаций в местных СМИ. В процессе реализации проектов, к участию в программах и мероприятиях привлекаются заинтересованные общественные и некоммерческие организации, представители бизнес-структур, все те, кто заинтересован в позитивных социальных изменениях в сфере молодежной и семейной политики.
Такие проекты служат толчком для роста и гражданской и социальной активности благополучных молодых семей, которые желают и способны обучаться, и готовые объединить вокруг себя молодежь и другие молодые семьи для решения своих насущных проблем. Благополучные целеустремленные семьи становятся примером для остальных и побуждают участников молодежных объединений к оптимизации отношений внутри семьи, сплочению семьи на пути к высокой цели.
Наиболее результативными и достойными материальной поддержки со стороны государства, сегодня становятся проекты, целью которых является создание Клубов молодых семей или молодежных общественных организаций, деятельность которых направлена на объединение молодых семей, осуществление комплексных программ, направленных на оказание психологической помощи в формировании гармоничных семейных взаимоотношений и осознанного родительства, организацию досуга, оказание информационно-консультативных услуг, приобретение навыков в решении социальных проблем при успешном взаимодействии с органами власти, общественными организациями и бизнес-структурами [25, c.90].
Основные социально-культурные проекты, реализуемые на территории Перми и Пермского края, осуществляются при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края. Среди основных — Краевой конкурс поддержки общественных и гражданских инициатив. Практика государственного заказа также имеет место в системе грантовой поддержки. Заказы на проекты поступают из Комитета социальной защиты населения г. Перми, Администрации г. Перми, Фонда поддержки социальных инициатив «Содействие». Большинство реализуемых проектов — часть социальных целевых программ: Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента России Владимира Путина, Концепции государственной политики в отношении молодой семьи и др.
Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи определяются основными направлениями государственной семейной политики. В частности молодежный проект «Молодая семья России» реализуется в рамках Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Адресной аудиторией проекта являются демографические целевые группы 6−12 лет; 12−18 лет; 18−25 лет; 25−30 лет.
Молодая семья — это семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей.
Молодежный проект «Молодая семья России» направлен на создание условий для социального, психолого-педагогического, материально-экономического благополучия молодых семей, через координацию и совместную деятельность государственных и негосударственных структур, причастных к обеспечению социальной поддержки молодой семьи.
Главные направления реализации проекта:
— популяризация идей материнства и отцовства, как высших духовно-нравственных ценностей социума;
— формирование позитивной установки молодежи на брак, семью и ответственное родительство;
— создание информационной базы данных о потребностях молодой семьи в юридических, психолого-педагогических, экономических и других консультационных услугах;
— расширение сети консультативных центров по оказанию услуг в решении проблем молодой семьи;
— содействие расширению инфраструктуры района, округа, региона в решении бытовых проблем молодой семьи;
— развитие и поддержка эффективной модели помощи молодой семье на всех уровнях государственного управления;
— создание межведомственной экспертно-консультативной группы (комиссии) с целью распространения и проведения государственной политики по отношению к молодой семье во всех социальных сферах.
Таким образом, на сегодняшний день существует широкий спектр современных социально-культурных технологий. Их разнообразие связано со сменой социокультурной парадигмы, а также с обновлением содержания, подходов, менталитета социально-культурной работы с населением в целом.
Основой социально-культурной деятельности в отношении молодой семьи выступают государственные и региональные проекты.
культурный досуговый молодой семья
2.2 Анализ особенности семейного досуга молодых семей Рассмотрим проведенную нами анкету, направленную на выявление досуговой — деятельности молодых семей.
Среди опрошенных респондентов из числа семей ПГГПУ (80% - девушки) и семей не состоящих в клубе (90% - женщины) представители женского пола. В заявленной тематике женщины проявляют большую активность и исследованиях, а так же это связанно со спецификой образовательного учреждения в котором производилось исследование, с этим же связанно что возраст опрашиваемых базируется в основном пределе 22 — 25 лет в обоих группах; студенческие семьи ПГГПУ (80%) и так семьи не состоящие в клубе (80%). Согласно задачам исследования все респонденты находятся в официальном браке.
Вопрос 1. Стаж вашей семейной жизни
Диаграмма № 1
Студенческие семьи ПГГПУ Не состоящие в клубе
Из данной диаграммы № 1 видно что у студенческие семьи ПГГПУ живут дольше в официальном браке, чем семьи не состоящие в клубе.
Вопрос 2. Есть ли у вас дети
Диаграмма № 2
Студенческие семьи ПГГПУ Не состоящие в клубе Из данной диаграммы № 2 видно что, студенческие семьи не готовы еще к детям.
Вопрос 3. Ваше образование
Диаграмма № 3
Студенческие семьи ПГГПУ Не состоящие в клубе Из данной диаграммы № 3 видно что, у студенческих семей высшее образование, а не у студенческих семей только среднее профессиональное.
Вопрос 4. Ваше основное занятие
Диаграмма № 4
Студенческие семьи ПГГПУ Не состоящие в клубе Из данной диаграммы № 4 видно что, студенческие семьи в основном учатся, а не студенческие семьи работаю.
Вопрос № 5. Ваш род занятий
Диаграмма № 5
Студенческие семьи ПГГПУ Не состоящие в клубе Из данной диаграммы № 5 видно что, студенческие семьи это студенты, а не студенческие семьи это неквалифицированные рабочие.
Вопрос № 6. Род занятий Вашего супруга/супруги
Диаграмма № 6
Студенческие семьи ПГГПУ Не состоящие в клубе Из данной диаграммы № 6 видно что, в обоих выборках лидируют неквалифицированные рабочие.
Вопрос № 7. Где вы проводите свой досуг
Диаграмма № 7
Студенческие семьи ПГГПУ Не состоящие в клубе Из данной диаграммы № 7 видно что, студенческие семьи предпочитают заниматься другими видами досуга, не которые прописаны в анкете. А не студенческие семьи занимаются спортом и находятся дома.
Вопрос 8. Где Вы обычно отдыхаете в каникулы или отпуск
Диаграмма № 8
Студенческие семьи ПГГПУ Не состоящие в клубе Из данной диаграммы видно что, студенческие семьи большинство отдыхают с друзьями, это связанно с тем что они активно любят общаться, а не студенческие семьи направлены на воспитание детей.
Вопрос № 9. Как вы проводите свое свободное время Диаграмма № 9
Студенческие семьи ПГГПУ Не состоящие в клубе Из данной диаграммы № 9 видно что, студенческие семьи отдают предпочтения смотреть телевизор, гулять, а не студенческие семьи гуляют в парках с друзьями и детьми.
Вопрос № 10. Чему вы и ваша семья отдают предпочтение на досуге
Диаграмма№ 10
Студенческие семьи ПГГПУ Не состоящие в клубе Из данной диаграммы № 10 видно что, наибольшие предпочтения студенческие семьи отдают выездам на природу и здоровому образу жизни, а не студенческие семьи свежему воздуху так как у них у большинства есть дети.
Вопрос № 11. Зависит ли выбор Вашего семейного досуга от компании ваших друзей Диаграмма№ 11
Студенческие семьи ПГГПУ Не состоящие в клубе Из данной диаграммы № 11 видно что, у обоих групп не завит выбор семейного досуга от друзей, у них есть свое мне, они сами выбирают свой досуг.
Вопрос № 12. В какой обстановке проведение досуга доставляет вам наибольшее удовольствие Диаграмма № 12
Студенческие семьи ПГГПУ Не состоящие в клубе Из данной диаграммы № 12 видно что, у обоих групп превышает обстановка «на природе».
Вопрос № 13. Мешает ли Вашей семье что-нибудь проводить досуг так, как хочется, и если да, то что именно Диаграмма № 13
Студенческие семьи ПГГПУ Не состоящие в клубе Из данной диаграммы видно что, в основном студенческим семьям ни чего не мешает для проведения досуга, а не студенческим семьям мешает не хватка финансов.
2.3 Условия организации социально-культурной деятельности на основе внедрения педагогической модели развития семейного досуга Функционально сферами развития досуговых интересов современной семьи является коммуникативная, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная деятельность [23, c.102].
В основе концепции развития досуговых интересов современной молодой семьи отражены методологические принципы социально-культурной деятельности, педагогизации окружающей социокультурной среды, учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов; ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества, личностного подхода, диалектического соотношения времени, пространства и содержания культуросообразности технологического процесса, опоры на национальные традиции, специфику народного творчества и фольклора, нравственные и эстетические нормы поведения приоритета общечеловеческих интересов общественно-государственного соуправления.
При этом, необходимо специально выделить организационные принципы СКД, обеспечивающие возможность развития досуговых интересов современной молодой семьи, дифференцированного подхода к организации семейного досуга, в основе которого лежит подразделение семей по социальному признаку, материальному положению, уровню досуговой активности, распределенности педагогического воздействия на сферу досуговой активности семьи по всему полю социально-культурной деятельности всех субъектов семейного воспитания (дети, родители, педагоги, референтные группы детей и взрослых), личностного опосредования досуговых интересов и видов досуговой активности представителей семьи, социально-культурной модерации досуговых интересов как движущей силы социально-культурной активности семьи, самодостаточности и свободы выбора социально-культурных приоритетов семьи в процессе реализации досуговых интересов [22, c.74].
Цели педагогической модели развития семейного досуга:
1) культурное обслуживание;
2) создание условий для досуговых инициатив;
3) возможность дополнительного материального дохода в семейный бюджет;
4) всестороннее личностное развитие;
5) дополнительное образование;
6) культурное обслуживание на уровне создания холдинга;
7) целенаправленное удовлетворение досуговых интересов;
8) эксклюзивный отдых, релаксация;
9) подчинение досуга деловым интересам;
10) создание атмосферы досугового эстеблишмента [21, c.77].
К организационным принципам педагогической модели развития семейного досуга относятся:
1) финансово — экономической вариативности в реализации досуговых интересов на средства бюджета, спонсорства и меценатства;
2) развития альтернативного, неорганизованного любительства;
3) открытости системы клубного общения;
4) соответствия объективным обстоятельствам;
5) инерционного функционирования;
6) самодостаточности;
7) индивидуализации и избирательности досуговых предпочтений;
8) вариативности сервисного обслуживания;
9) вифференциации клубного общения;
10) прагматичности досугового потребления;
11) организации комфортного досуга;
12) корпоративности и престижности досуга;
13) сервисности обслуживания;
14) закрытости клубного общения;
15) индивидуализации и избирательности досуговых предпочтений;
16) прагматичности досугового потребления [21, c.79].
К функциям педагогической модели развития семейного досуга относятся:
1) финансово-экономической целесообразности культурно-досугового сопровождения молодой семьи;
2) спонтанности и нерегламентированности досуговых интересов;
3) обеспечения досуговых форм самодеятельности населения;
4) самоорганизации отдыха на основе семейных традиций ;
5) самоутверждения;
6) развития национально-этнической обрядности;
7) истеблишмента;
8) организации групповой и семейной службы досуга;
9) самоутверждения в эксклюзивности и экзотичности проведения досуга;
10) преемственности национально-этнической традиции;
11) организации личной службы досуга [21, c.81].
Формы осуществления социально-культурной деятельности на основе внедрения педагогической модели развития семейного досуга:
1) коллективные;
2) индивидуальные;
3) стихийные самоорганизующиеся группы;
4) организованные и не институциональные любительские [16, c.225] .
Условия, способствующие осуществлению социально-культурной деятельности на основе внедрения педагогической модели развития семейного досуга:
1) продолжительность свободного времени;
2) развитие взаимоинтереса и досуговых контактов между семьей и учреждением культуры на бесплатной основе;
3) приглашение специалистов из других сфер (педагогов, психологов, социологов и т д), волонтеров;
4) привлечение в качестве участников в массовых мероприятиях по проведению календарных праздников;
5) оптимальная организация досуга семьи в учреждении при условии выявления потребностей и запросов;
6) разработка новых направлений и видов современного досуга;
7) внедрение высоких технологий информации и досуга, развитие специфических условий комфорта и эстетики для отдыха семьи;
8) развитие комплексных видов культурно — досуговых услуг и сервисного сопровождения в рамках учреждения;
9) создание исключительно элитных клубов;
10) создание атмосферы комфорта в открытых культурно досуговых учреждениях;
11) оказание культурных услуг в рамках выездных программ семейного досуга;
12) организация семейного досуга непосредственно в семейном окружении;
13) развитие возможностей обучения детей художественным видам творчества на дому [14, c.125].
Представленная модель организации семейного досуга молодых семей, ее основные содержательные и организационные подходы должны лечь в основу дифференцированного подхода развития досуговых интересов различного типа молодых семей.
Также необходимо отметить, что эффективность использования учреждений в досуговой деятельности семей зависит, прежде всего, от инициативы самих семей. Поэтому необходимо взаимодействовать с различными организациями и социальными институтами с целью создания условий личностей мотивации для реализации досуговых интересов семьи.
Использования следующих методологических блоков: проведение наблюдений за природой, жизнью людей, проведение экскурсий, бесед с родителями и родственниками, использование сравнения и различения настоящего исследования достигнута поставленная ранее цель и решены задачи. Проведены различные виды работ.
Заключение
Изучение теоретических основ культурно-досуговой деятельности отношений молодых семей как элемента молодежной политики позволяет заключить следующее.
Современная молодая семья, как правило, состоит лишь из двух-трех человек. Но именно в этом сообществе происходит реальное развитие и функционирование личности. В этой связи центр формирования культуры объективно перемещается из школы и трудового коллектива в семью. Однако, для того, чтобы это не осталось лозунгом ныне необходимо создать условия, чтобы семья могла на практике реально осуществлять свои социальные функции.
Особая роль в реализации педагогической функции семьи принадлежит совместной досуговой деятельности, которая представляет собой часть свободного времени, используемую для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству.
Анализ аспектов организации социально-культурной деятельности в отношении молодой семьи показал, что перечень технологий по работе с молодой семьей достаточно богат, разнообразен и имеет свои специфичные черты.
Наиболее применяемыми на сегодняшний день технологиями повышения культуры семьи являются культуротворческие и социальные технологии, имеющие разнообразные направления, формы, методы и средства реализации.
Основой социально-культурной деятельности в отношении молодой семьи выступают государственные и региональные проекты.
В рамках исследования представлены условия организации социально-культурной деятельности на основе внедрения педагогической модели развития семейного досуга. Модель организации семейного досуга молодых семей, ее основные содержательные и организационные подходы должны лечь в основу дифференцированного подхода развития досуговых интересов различного типа молодых семей.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (действующая редакция от 25.11.2013)
3. Антонов А. И. Судьба семьи в России 21 века / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. — М.: Издательский дом «Грааль», 2011. — 416 с.
4. Болотина Л. Словарь социального педагога / Л. Болотина // Воспитание школьника. 2010. № 6.
5. Бочарова Н. И., Тихонова О. Г. Организация досуга детей в семье: учеб. Пособие для вузов. — М.: Академия, 2010. — 208 с.
6. Видт Е. И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл / Е. И. Видт // Педагогика. -2010. — № 3.
7. Вдовина М. Межпоколенные конфликты в современной российской семье / М. Вдовина // Социологические исследования. — 2009. — № 1. — С. 102−105
8. Вопилова С. Ф. Организационно-педагогические основы формирования социально-психологической самозащиты подростков в социально-культурной сфере: автореф. Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.05 / Моск. Гос. Ун-т культуры и искусств. — М., 2009. — 21 с.
9. Гукаленко, О. В. Воспитание в современной России / О. В. Гукаленко // Педагогика. — 2009. — № 10. — С. 3−17
10. Гребенников И. В. Семья: воспитательные возможности / И. В. Гребенников. 3-е изд., переработанное и дополненное. — М., 2010. 285с.
11. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. 2-е изд., переработанное и дополненное — М.: Гардарики, 2010. — 375с.
12. Дармодехин С. В. Семья как объект государственной политики / С. В. Дармодехин. — М., 2008. — 206 с.
13. Каптерев П. Ф. О семейном воспитании: учеб. Пособие / сост. И. Н. Андреева. — М.: Академия, 2009. — 168 с.
14. Леденев В. В. Оптимизация социально-культурного уровня семьи / В. В. Леденев // Ориентиры культурной политики. — 2011. — № 7. — С. 122−125
15. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т. В. Лодкина: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Академия ИЦ. 2009. — 386с.
16. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марциновская. — 2-е изд. СПб.: Питер, 2010. — 377с.
17. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов Вузов /Под. ред. М. А. Галагузовой. — М.: Наука. 2009. — 372с.
18. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. — 2-е изд. перераб. М.: Инфра-М, 2010. — 302с.
19. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2011. — 310с.
20. Осухова Н. Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации / Н. Г. Осухова // Первое сентября. — 2009. — № 31.
21. Педагогические технологии: учеб. Пособие для студентов пед. Специальностей. — Ростов н/Д: Март, 2010. — 320 с.
22. СКД: история, теоретические основы, сфера реализации, субъекты, ресурсы, технологии: учебная программа для студентов вузов культуры и искусства. — М.: изд-во МГУК, 2011. — 136 с.
23. Селиванова Н. Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования /Н.Л. Селиванова //Моделирование воспитательных систем, теория — практике. — М., 2009. — 196с.
24. Технологии социальной работы: учеб. Пособие. — М.: Инфра-М, 2010. — 399с.
25. Фирсов М. В. Теория социальной работы: учебное пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. — 3-е изд. — М.: Академический проект, 2009. — 511 с.