Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Массовые общности. 
Социология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве общностей также иногда рассматривают толпу, театральную публику. Но толпу и публику, по нашему глубокому убеждению, вряд ли можно рассматривать в качестве социальной общности. Если у них даже и есть некий общий (временный), интерес (скажем, разгромить магазин, где продастся некачественная продукция), то этот интерес мимолетный, сиюминутный. Сделав свое дело, толпа тут же рассыпается… Читать ещё >

Массовые общности. Социология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотрим, что представляют из себя массовые общности или большие социальные группы.

Каждый из нас принадлежит к некоторому числу социальных общностей, сознаем ли мы это четко или нет. Это факт объективный, от него никуда не уйти.

Достаточно провести такой эксперимент. На улице спросить первого встречного: «Кто ты?» и он либо не задумается, либо, поразмыслив несколько мгновений, ответит:

  • • русский, еврей, немец, татарин;
  • • школьник, студент, аспирант, преподаватель, артист, футболист, музыкант;
  • • мужчина, юноша, женщина, девушка;
  • • москвич, одессит, киевлянин;
  • • Иванов, Петров, Сидоров.

Ответы могут быть различными, в зависимости от ситуации, места и времени (когда, где, и кем ставится подобный вопрос).

Конечно, могут быть и другие ответы вроде того «А ты кто?», «Я - это Я!». Или, возможно, человек посмотрит недоуменно на спрашивающего, дескать, и так все ясно. Но так отвечает, как правило, недостаточно социализированный индивид. Этот незатейливый эксперимент сразу говорит нам о том, что человек мыслит категориями идентичности, связывает свой статус, собственные роли, свое собственное «Я» с категорией «Мы», т. е. с этнической, возрастной, поселенческой профессиональной и иными общностями. Именно социальные общности и составляют живую артикулирующую ткань социальной структуры общества.

Попробуем разобраться в том, что же представляет из себя социальная общность. Под массовой общностью в социологии понимается исторически сложившаяся, относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся сходными чертами, образом жизни, совместной деятельностью, массовым сознанием, схожим поведением общими связанными ценностями, нормами и некоторыми другими характеристиками, или, иначе говоря,

характеризующаяся определенной культурой.

Социальные общности — это реально существующие и реально фиксируемые объединения людей, которые, как правило, возникают объективно, под воздействием демографических, экономических, территориальных, языковых, политических и других факторов. Общности можно эмпирически зафиксировать и проверить, увидеть их взаимосвязи, взаимодействия. Именно на этот аспект обращает особое внимание американский социолог П. Блау [см. 1, с. 7−28].

В среде социологов существуют достаточно разноречивые взгляды на проблему массовых общностей. Первая трудность состоит в том, какое именно объединение людей справедливо называть общностью, каковы критерии принадлежности к той или иной общности. А во-вторых, какие общности можно выделить в качестве типичных, оригинальных, своеобразных, постоянных, временных и случайных. Тут имеются весьма разноречивые точки зрения. Тем не менее, при большом разнообразии взглядов на этот вопрос справедливо разделить все общности на большие, массовые и малые.

Что же можно отнести к массовым общностям? Практически ни у кого не возникает сомнений, что в качестве глобальных, массовых общностей можно рассматривать:

  • 1. Этнические объединения людей. Действительно, род, племя, народность, нация с полным правом могут называться общностями (или разновидностями этнических общностей). Ибо у них: общий язык (в целом культура, т. е. религия, нравы, обычаи), общая территория, общая экономика, общее управление, общее самосознание, общие черты психологического склада (можно сказать этническая психология). Это, несомненно, устойчивые общности. Они существуют веками, тысячелетиями и достаточно четко объединяют людей в единое целое.
  • 2. Другим важным видом массовых общностей являются социально-стратификационные общности (или классы в широком смысле), а именно: касты, сословия, классы, страты. Что у них общего? Более-менее одинаковые (схоэ/сие) условия. жизни, сходство интересов (экономических, профессиональных), похожее место в системе общественного производства (сходство деятельности), однородность состава, единые нормы жизни (или схожие во многом), общее сознание (классовое, кастовое), групповая психология (то есть сходные установки, чувства, настроение). Разумеется, здесь очень много нюансов. Тем не менее, это достаточно устойчивые общности, некоторые из них существуют веками и тысячелетиями. О них мы будем говорить специально.
  • 3. Третьим важным видом массовых общностей выступают социально-территориальные группы, разновидностями которых являются жители города, села, района, области, региона. Что у них общего? Место жительства, условия и черты быта (с некоторыми вариациями), привязанность к тому или иному виду производства, способы удовлетворения жизненных потребностей, общие интересы, схожий характер ценностей, предпочтений, традиций, способов общения, взаимодействия. Они тоже устойчивы, хотя в XX веке наметилась тенденция к существенным переменам, уменьшению или увеличению их числа. Тем не менее, сельский учитель или врач, хотя, существенно отличаются от других сельчан, имеют с ними много схожего. Они также занимаются огородом, держат кур или поросенка, в грязную погоду обувают резиновые сапоги, ремонтируют свой сарай и так далее. С другой стороны, социальнотерриториальные общности отражают глубокие различия между городским и сельским населением.
  • 4. Демографические общности (мужчины и женщины, пожилые, люди среднего возраста и молодежь). Что у них общего? Биологические характеристики, сходные психологические характеристики, моральные установки, приверженность традициям или новациям, более-менее сходные потребности, сходные черты характера и деятельности (молодые-активны, люди среднего возрастаумеренны, старики-спокойны, стабильны). Эти общности были и будут всегда.
  • 5. Профессионально-образовательные общности (студенты, школьники, учителя, инженеры) военнослужащие. Что у них общего? Наличие определенного уровня образования, профессиональные ориентации, ценности, характер и качество труда, потребности, способы общения, интересы.
  • 6. Религиозные общности, т. е. такие, которых объединяет вера в Бога или богов, культы, обряды, формы взаимодействия, жизненный уклад.

Таким образом, можно выделить шесть основных видов массовых общностей. Конечно, сказать, что общности абсолютно однородны, идентичны, нельзя. Установить границы между общностями не просто. Между ними существует большое число условных, опосредованных связей. Общности различаются качественными признаками и количественными показателями. Скажем, пожилой миллиардер и пожилой крестьянин это не одно и то же, даже городской и сельский старик (или мальчишка) весьма различаются. Но при всем том они имеют много общего. Один и тот же человек может принадлежать к большому числу общностей. Общностное родство весьма относительно, порой условно.

К тому же, каждый человек является индивидуальностью, т. е. имеет нечто особое, специфическое, неповторимое, которое привносится им в эту общность. Тем не менее, все общности будучи особыми дополняют друг друга. Наряду с обозначенными выше массовыми общностями имеют место и такие специфические общности, как:

  • -инвалиды,
  • -пенсионеры,
  • -семейные (одиночки),
  • -воспитанники детских домов,
  • -безработные,
  • -бомжи.

Некоторые социологи склонны считать социальными общностями даже такие формирования, как политические, спортивные и экологические движения (за мир, против загрязнения окружающей среды, болельщиков спортивных команд и т. п.). Об этом пишут Радушны, Кравченко. Но по большому счёту вряд ли можно их считать социальными общностями. Во всяком случае, это неустойчивые общности. Хотя бы по той причине, что это субъективные, а не объективные объединения людей, включающие представителей самых разных формирований, возрастов, профессий.

В качестве общностей также иногда рассматривают толпу, театральную публику. Но толпу и публику, по нашему глубокому убеждению, вряд ли можно рассматривать в качестве социальной общности. Если у них даже и есть некий общий (временный), интерес (скажем, разгромить магазин, где продастся некачественная продукция), то этот интерес мимолетный, сиюминутный. Сделав свое дело, толпа тут же рассыпается, и в качестве таковой исчезает навсегда. Толпа — анонимна, подражательна, лишена статусов, внушаема, возбуждаема, нерациональна. Не является массовой социальной общностью и театральная публика. Посмотрев спектакль, зрители расходятся, и, возможно, многие из них, никогда в театр уже не пойдут.

Массовые общности, это объективно формирующиеся совокупности людей. В каждом обществе имеется собственная специфика жизнедеятельности общностей, их места и роли в социальной структуре.

Несмотря на свою устойчивость, почти все общности в той или иной степени подвергнуты процессу дезорганизации, изменению. Главными причинами подобного являются следующие.

  • • Миграция, урбанизация (сельский житель становится городским). Происходит постоянный рост крупных городов.
  • • Развитие промышленности, образования, науки (крестьянин по происхождению, получив образование, становится инженером, врачом).
  • • Смешанные браки (русский женится на татарке, дети уже не то и не другое).
  • • Расшатывание ценностей. Все большее влияние оказывает массовая культура (сельская молодежь становится приверженцем других ценностей).
  • • Ослабление нормативности жизни в общностях (мусульманин начинает есть свинину, пить водку).
  • • Сильная тенденция к индивидуализму, доминированию частой жизни (особенно в западных высокоразвитых странах).
  • 1. Что такое социальная группа?
  • 2. В каких контекстах используется понятие группа?
  • 3. Какие типы и виды социальных групп выделяют социологи?
  • 4. В чём своеобразие малых групп?
  • 5. Чем отличаются формальные группы от неформальных?
  • 6. Членом, каких первичных и вторичных групп является студент?
  • 7. Какие разновидности референтных групп имеют место в обществе?
  • 8. Может ли быть студент членом проблемной группы?
  • 9. В каких номинальных группах состоит индивид?
  • 10. Какие факторы влияют на жизнедеятельность малых групп?
  • 11. К каким массовым общностям принадлежит личность?
  • 12. Чем характеризуются профессионально-образовательные общности?
  • 13. Что такое особые (специфические) общности?
  • 14. Какие виды этнических общностей функционируют в современном обществе?
  • 15. В чём принципиальное отличие нации от народности?
  • 16. Каковы причины дезорганизации массовых общностей?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой