Формирование здорового образа жизни молодежи в современной России
На сегодняшний момент состояние здоровья молодежи является важным индикатором общественного развития. Он отражает социально-экономическое и санитарно-гигиеническое благополучие страны. Является ключевым в экономическом, оборонном, трудовом, и культурном потенциале общества. Считается, что молодежь является наиболее здоровой категорией населения страны. Однако именно в студенческие годы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования формирования здорового образа жизни
- 1. 1. Здоровый образ жизни как элемент образа жизни
- 1. 2. Молодежь России в условиях социальной трансформации
- Глава 2. Конструирование поведения, направленного на формирование здорового образа жизни молодежи
- 2. 1. Особенности формирования здорового образа жизни молодежи в современной России
- 2. 2. Основные направления формирования здорового образа жизни молодежи
Формирование здорового образа жизни молодежи в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Социально-экономические и политические трансформации российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 веков привели к системным сдвигам во всех сферах социальной жизни, в том числе в образе жизни, актуализировав проблему здорового образа жизни российского населения в целом и молодёжи, в частности. Образ жизни это качественная характеристика определённых типов жизнедеятельности людей, показатель уровня их социализации, формируется под влиянием материальной и духовной жизни общества.
Молодёжь дифференцирована не только по уровню доходов и образу жизни, но и по преобладающим ценностям в трудовой и профессиональной сфере. Одна часть молодых людей придерживается общечеловеческих ценностей, когда труд выступает основой благополучия общества и его членов, а профессия — средством их достижения. Другая часть ориентирована на обогащение независимо от социальной значимости труда и профессиональной деятельности. Третья группа исповедует психологию социального иждивенчества. Расширение границ девиантного поведения, снижение качества образования, восприимчивость к субкультурам, негативно влияющим на психическое и физическое здоровье молодых людей, и другие негативные тенденции в способе жизнедеятельности значительной их части представляют реальную угрозу будущему страны.
Здоровый образ жизни тесно связан с состоянием здоровья населения. Возрастание и изменение характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья российских граждан, в том числе и молодёжи. Современный период характеризуется ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, снижением продолжительности жизни, ухудшением демографических показателей. Сложность ситуации заключается в противоречии между социальным потенциалом молодежи, как наиболее динамично развивающейся социальной группой, и снижением её позитивных качественных характеристик. По данным медико-социальных исследований, у 80−85% студентов отмечаются нарушения в состоянии здоровья, около трети поступающих в вузы имеют серьёзные хронические заболевания, препятствующие полноценной, активной жизни человека. Такое положение порождает противоречие между растущей потребностью российского общества в здоровых, социально активных гражданах и ухудшающимся здоровьем молодежи.
Система здравоохранения не может обеспечить полноценное здоровье человека. В общественном сознании формируется представление об образе жизни как эффективном способе сохранения и развития здоровья.
Понимание этой проблемы отражается на государственном уровне: 2008 год был объявлен годом семьи, 2009 год — годом молодёжи. В своем послании Парламенту Российской Федерации на 2013 год Президент Российской Федерации В. В. Путин обозначил в качестве наиболее важного направления в области укрепления здоровья развитие физической культуры и спорта в молодежной среде. Для решения этой задачи увеличивается количество спортивных зданий и сооружений, вводятся дополнительные часы физической культуры в учебных учреждениях.
Вместе с тем, институциональная структура здорового образа жизни формируется медленно, услуги населению в этой области коммерциолизированы, не на должном уровне ведется пропаганда здорового образа жизни, отсутствует система управления на уровне государственной политики. Социально востребованной является система научно-обоснованных мер по формированию здорового образа жизни молодежи, разработка современной модели его развития.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, потребностью в дальнейшем развитии теории и методологии изучения здорового образа жизни, во-вторых, необходимостью выявления факторов, способствующих его развитию, в-третьих, важностью создания у молодых людей установки на ведение здорового образа жизни.
Степень научной разработанности проблемы. Многогранность проблемы здорового образа жизни обусловила междисциплинарный подход к ее научному изучению. Современные исследования в этой области опираются на обширную теоретическую и эмпирическую базу, сформированную отечественными и зарубежными исследованиями.
Основы осмысления образа жизни различных социальных групп заложили представители философской науки, начиная с античного периода (Аристотель, Демокрит, Пифагор, Сократ, Платон1 и др.) и развивая идеи, связанные со способами жизнедеятельности, в контексте общественно-исторического развития. В теориях общественного развития в качестве ключевых рассматривались вопросы отношения человека к бытию, смыслу жизни, соотношение духовного и телесного, наслаждения и аскетизма, потребления и обладания, разумного и неразумного, рационального и иррационального, связь с миром и окружающей средой, стремление к самосохранению и счастью.
Формирование здорового образа жизни было предметом исследования таких философов как Ф. Бекон, Ф. Спиноза, Ж. Ламетри, П. Ж. Кабанис, М. В. Ломоносов, А.Н. Радищев2 и др.
Значительный вклад в развитие данной проблемы разработкой динамики социального здоровья общества, роли государства в укреплении общественного и личного здоровья внесли отечественные и зарубежные социологи конца XIX — начала XX века (М. Вебер, Э. Дюркгейм,.
1 Асмус В. Ф. Античная философия. — М., Высшая школа, 1999;
2 Ф. Бэкон. Сочинения. В двух томах. — М., Мысль, 1977; Ж. Ламетри. Сочинения. — М., Мысль, 1976; Гольбах П., Гельвеций К., Кабанис П., Барнав А., Кондорсе Ж. Французский материализм XVIII века: Учение об обществе. — М., КРАСАНД, 2011; Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. — М., Госполитиздат, 1952; Ломоносов М. В. Собрание сочинений. — М., Книговек, 2012.
П.А Сорокин, М. М. Ковалевский, Н.К. Михайловский1 и др.), учёные в области социальной гигиены (А.П. Доброславин и др.).
В отечественной науке второй половины XX — начала XXI веков (советский и постсоветский периоды) сформировались различные подходы к определению сущности понятия «образ жизни»: как биосоциальной категории (Ю.П. Лисицын2), как интегрального способа бытия индивида во внешнем и л внутреннем мире (A.M. Изуткин, Г. Ц. Царегородцев и др.). Исследователи советского периода (И.В. Бестужев — Лада, Н.В. Полунина4 и др.) рассматривали «образ жизни» как сложно структурированную категорию, выделяя здоровый образ жизни как качественный уровень базисной категории. В рамках этих исследований были выделены критерии здоровго образа жизни (Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина5). Современные российские социологи акцентируют внимание на направлениях трансформации образа жизни от советского к российскому (A.A. Возьмитель, Ж.Т. Тощенко6 и др.), ценностно-нормативном содержании образа жизни (Н.И. Лапин, Р.В.Рывкина7 и др.). С. реди трудов, посвященных изучению здорового образа.
Вебер. Избранные произведения. Пер. с англ. — М., Прогресс, 1990; Э. Дюркгейм. Самоубийство. Социологический этюд. — М., Мысль, 1994; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. -М., Политиздат, 1992; Г. Спенсер. Изучение социологии. Воспитание умственное, нравственное и физическое. — Минск, БелЭн, 2006; Ковалевский М. М. Понятие генетической социологии и ее метод. Социология в России XIX — начале XX веков. — М., 1997; Михайловский Н. К. Что такое прогресс? — М., Либроком, 2012.
2 Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. — М., Медицина, 1982.
3 Изуткин A.M., Царегородцев Г. И. Социалистический образ жизни. М., 1977.
4 Бестужев-Лада И. В. Содержание и структура категории «образ жизни». — М., Наука, 1984; Полунина Н. В. О некоторых аспектах научного подхода к формированию здоровья детей // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья, 1999, № 3.
5 Лисицын 10. П. Полунина II. В. Образ жизни и здоровье детей // Педиатрия, 1990,№ 7.
6 Тощенко Ж. Т. Городской образ жизни // Региональное социальное планирование. — Уфа, 1976; Возьмитель A.A. Образ жизни: тенденции и характер изменений в пореформенной России. — М., Институт социологии РАН, 2012.
7Рывкина Р. В. Образ жизни сельского населения. — Новосибирск, Наука, 1979; Лапин Н. И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования, 2010, № 1. жизни, заслуживают внимание работы А. Н. Аверина, В. Э. Бойкова, И. В. Журавлевой, J1.IO. Ивановой1 и др.
Исследованию проблемы взаимообусловленности качества жизни и социально здорового поведения посвящены работы И. И. Брехмана, Ю. П. Лисицына, С. Б. Добчинова, Е.В. Курашкина2.
Проблемы социального управления формированием здорового образа жизни рассматриваются в работах В. К. Бочкарева, М. Б. Лиги, Ю. В. Кирьяновой, H.H. Клинцовой, П. Д. Косинского, Л. А. Кривоносовой, А. Л. Пиддэ, В. Н. Потрясаева, В. И. Савинкова, A.C. Якунина и3 др.
В настоящее время все большее внимание учёных вызывает образ жизни молодежи: состояние здоровья, в том числе и общественного, степень восприимчивости вредных привычек, отношение к спорту и физической культуре, и др. (И.В. Журавлева, Л.ю. Иванова, А. Н. Корденко, И. Б. Ушаков, Т. П. Резникова, Н. В. Соколова, О. В. Шиняева,)4.
1 Бойков В. Э. Здоровье как базовая ценность в сознании и быту российского населения // Социология власти. — 2009, № 2- Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. — М., Наука, 2006.
2 Курашкина Е. В. Социальные ценность здоровья в контексте междисциплинарного подхода // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России XXI века». — М., МИЦ «Этносоциум», 2010; Добчинов С. Б. Здоровье населения как объект социологического анализа // Проблемы социальной политики: Сборник научных статей. — Улан-Удэ, 1997; Лисицын Ю. П. Образ жизни как основа здоровья. Анализ факторов риска заболеваемости: проблемная статья // Медицинская газета. — 2010, № 19.
3 Бочкарев В. К. Уровень и качество жизни населения как объект управления: региональный аспект: дисс. канд. социол. наук. — М., 2002; Лига М. Б. Здоровье человека и качество жизни // Вестник БГУ. — Улан-Удэ, 2004. № 9- Кирьянова Ю. В. Качество жизни населения реформируемого общества: региональный аспект: дисс.. канд.социол.наук. -Майкоп, 2004; Клинцова H.H. Социальнгая модернизация как фактор оптимизации качества жизни наседения: дисс.. канд. социол. наук. — Казань, 2003; Кривоносова Л. А. Объект социального управления — качество жизни населения территориальной общности // Социология власти. — 2005, № 3- Косинский П. Д. Управление качеством жизни населения региона: системный подход. — Красноярск, 2004— Якунин A.C. Качество жизни в регионах ЦФО в условиях преодоления последствий кризиса // Интеграл. — 2010, № 2- Потрясаев В. Н. Управление процессами повышения качества жизни населения в муниципальном образовании. — Белгород, 2004; Савинков В. И. Влияние социальных реформ на качество жизни населения России: дис. .докт. социол. наук. — М., 2006; Салимова Т. А. Формирование стратегии и тактики управления качеством жизни в регионе // Региональная экономика: теория и практика. — 2006, № 2.
Журавлева И. В. Факторы, влияющие на здоровье студентов // Здоровье студентов: социологический анализ. — М., 2012; Резникова Т. П. Репродуктивное здоровье и.
По исследуемой теме накоплен значительный аналитический материал. Вместе с тем, слабо изученными являются вопросы формирования социально здорового поведения молодых россиян, особенности детерминации данного феномена, пути оптимизации государственной политики в области формирования здорового образа жизни в современной России. Всё это в совокупности обусловило определение цели, задач, объекта и предмета данного диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования — выявление факторов формирования и путей оптимизации здорового образа жизни молодежи в современной России.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
— проанализированы и обобщены теоретические подходы к социологическому изучению образа жизни и здорового образа жизни;
— уточнена социологическая сущность понятий «образ жизни», здоровый образ жизни", «стиль и способ жизнедеятельности» и др.;
— выявлены факторы образа жизни, особенности его трансформации в контексте общественно-исторического развития, показатели и критерии здорового образа жизни;
— определена степень влияния различных факторов на здоровый образ жизни российской молодежиего ключевые особенности;
— выявлены показатели отношения молодежи к здоровому образу жизни;
— конкретизированы направления государственной политики в области формирования здорового образа жизни молодежи. контрацептивное поведение // Здоровье студентов: социологический анализ. — М., 2012; Шиняева О. В. Состояние здоровья студентов Ульяновской области в контексте российских и региональных тенденций // Здоровье студентов: социологический анализ. -М., 2012; Иванова Л. Ю. Активность студентов в сфере физической культуры // Здоровье студентов: социологический анализ. — М., 2012; Провинция: качество жизни и здоровье студентов // Ушаков И. Б., Соколова Н. В., Корденко А. Н. — Воронеж, 2002.
Объектом исследования является молодежь как особая социально-демографическая группа.
Предмет исследования — условия и факторы формирования здорового образа жизни молодежи в современной России.
Теоретико-методологическая база исследования включает теорию социального действия М. Вебера, теорию социальных потребностей А. Маслоу, структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона, символического интеракционизма Д. Мида, теория обмена Дж. Хоманса, сетевая теория, теорию рационального выбора Дж. Коулмана, теорию социального пространства П. Бурдье, диспозитивная теорию саморегуляции социального поведения личности В. А. Ядова, теорию капитала Г. Беккера.
Для достижения поставленной цели использовались методы структурно-функционального и системного анализа, общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, социологические методыметод анализа документов, анкетирование.
Эмпирическая база диссертационного исследования включает:
— результаты социологического исследования «Отношение студентов дневного отделения факультета „ИГСУП“ РАНХиГС к ведению здорового образа жизни», проведенного автором в ноябре 2012 г. (И= 310);
— результаты вторичного анализа выборочного социологического опроса населения «Здоровый образ жизни как социальная ценность и реальная практика», проведенного социологическим центром РАГС при Президенте РФ (руководитель д.ф.н., профессор В.Э. Бойков) 14−21 июня 2010 г. по общероссийской репрезентативной выборке в 24 субъектах Российской Федерации (N=2400);
— результаты вторичного анализ материалов экспертного опроса «Здоровый образ жизни как социальная ценность и реальная практика», проведенного социологическим центром РАГС при Президенте РФ руководитель д.ф.н., профессор В.Э. Бойков) 14−21 июня 2010 г. в 24 субъектах Российской Федерации (N=240);
— результаты вторичного анализа материалов социологического опроса населения «Культурные потребности молодежи в контексте современных социокультурных изменений», проведенного Социологическим центром РАГС при Президенте РФ (руководитель д.ф.н., профессор В.Э. Бойков) 2330 октября 2009 г. в 8 субъектах РФ (N=1050);
— материалы социологических исследований Института социологии РАН, ВЦИОМ, Левада-центр по различным аспектам формирования здорового образа жизни;
— законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и муниципальных образований;
— материалы статистических сборников Федеральной службы государственной статистики.
Основные научные результаты, полученные лично автором и их научная новизна:
— уточнены понятие «образа жизни», как способа деятельности, как системы форм жизнедеятельности человека в условиях определенной социально-экономической, политической, духовной и природной среды и его структура, включающая: способы удовлетворения материальных и духовных потребностей, формы участия в трудовой и общественной деятельностикоммуникативную, интеллектуальную и другие виды деятельности;
— введено в научный оборот уточненное понятие «здоровый образ жизни», которое трактуется как сознательный активный способ деятельности, система форм жизнедеятельности человека, направленные на полноценное выполнение им социально значимых функций через укрепление собственного здоровья на физиологическом и психическом уровне, детерминированные условиями жизни человека и его отношением к ним;
— обоснованы факторы формирования здорового образа жизни молодого поколения: а) объективные (государственная политика, регламентирующая и координирующая деятельность всех социальных институтов в этой сфере) и б) субъективные, отражающие личный выбор человека наиболее предпочтительных мер физического, психического и духовного развития, сознательную и ответственную работу по развитию своих жизненных ресурсов, восприятие здорового образа жизни как фундаментальной ценности своей жизнедеятельности;
— определены критерии эффективности формирования здорового образа жизни молодёжи: развитие социальной инфраструктуры сохранения и укрепления здоровья, рационализация структуры питания, системы труда и досуга в рамках государственной социальной политикиреальные показатели повышения уровня здоровья молодёжисокращение границ распространения вредных привычекэффективность пропаганды здорового образа жизни (оздоровительной и спортивно-массовой работы) средствами СМИ и др.;
— выявлено значение социального самочувствия как интегрального критерия здорового образа жизни;
— сформулированы новые тенденции в развитии здорового образа жизни молодежи: доминирование в осознании необходимости поддержания, развития и сохранения здоровья, отношение молодых людей к своему здоровью как потребительской ценности;
— разработаны модели отношения молодежи к здоровому образу жизни. Эти модели связаны со степенью интереса к здоровому образу жизни, осознанием его необходимости для комплексного развития личности и реализацией этих установок в повседневной жизни. В соответствии с первой моделью, молодые люди активно формируют свое здоровье, вторая модель указывает на то, что они, зная о необходимости поддержания здоровья, не придерживаются здорового образа жизни в полном объеме, третья модель, связана с тем, что молодые люди, признавая необходимость здорового образа жизни, не стараются следовать ему. Последняя модель заключается в том, что молодые люди не интересуются здоровым образом жизни и не прилагают усилий для сохранения и поддержания собственного здоровья.
— предложена такая технология формирования здорового образа жизни, как вовлечение подростков и молодежи в добровольческую деятельность при поддержке государства и внедрение добровольческих программ в образовательных учреждениях путем создания любительских спортивных клубов, спортивных и спортивно-массовых мероприятий по разным видам спорта.
Положения, выносимые на защиту:
— здоровый образ жизни представляет собой направление образа жизни, которое нельзя рассматривать только как отказ от вредных привычек и занятия спортом. Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности личности, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом;
— в условиях современных социальных реалий, когда объективные и субъективные факторы жизни молодых людей зачастую препятствуют сохранению и укреплению здоровья, в сфере государственного управления востребована разработка эффективных программ обучения молодежи здоровому образу жизни;
— отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Отношение молодежи к своему здоровью выражается в форме моделей поведения, которые проявляются через действия, суждения и переживания относительно факторов, влияющих на физическое и душевное благополучие;
— в законодательных актах доминирует взгляд на индивида, как на объект приложения лечебных технологий, а не субъект, формирующий свое здоровье и отвечающий за него. В этой связи на государственном уровне необходимо внедрение и развитие здорового образа жизни молодежи через образовательные учреждения и развитие института добровольчества.
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретической проработкой проблемы, опорой на теоретико-методологическую, методическую и эмпирическую базы по изучаемой проблеме, репрезентативностью выборки эмпирического исследования, широкой источниковой базой, рассмотрением изучаемого явления в его развитии и сущностных связях.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Результаты теоретико-методологического анализа могут быть использованы для дальнейшей научной разработки данной проблемы, в исследовании здорового образа жизни и его взаимосвязи с различными сферами общественной жизни. Обоснованные автором модели здорового образа жизни в совокупности с анализом результатов эмпирических исследований способствуют совершенствованию системы социального управления формированием здорового образа жизни. Рекомендации, разработанные автором, могут быть широко использованы для выработки системы мер по оптимизации внедрения здорового образа жизни и здоровья, как ценности.
Апробация исследования.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Основные положения и результаты исследования изложены в выступлениях на научно-практической конференциях: «Здоровый образ жизни как социальная ценность и реальная практика», РАГС, июнь 2010 г- «Ценности студенческой молодежи в современной России», РАНХиГС, июнь 2012 г.
Основные положения диссертационного исследования изложены в 3 публикациях автора общим объемом 6,9 п.л., в том числе в 1 издании, включенном в перечень ведущих периодических изданий, рецензируемых ВАК РФ.
Структура работы Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Результаты исследования выявили зависимость количества употребляющих наркотики от возраста респондентов. Если в возрастной группе 18−20 лет наркотик пробовал примерно каждый 10−11-й респондент, то в возрасте 23−25 лет таких уже каждый 6−7-й студент обоих полов. Признались, что в настоящее время употребляют наркотики, в младшей возрастной группе 1,6% респондентов, а в группе 23−25 лет наркоманами являются уже 6,3%. Можно сделать предположение, что реальное количество «пробующих» и «употребляющих» в группе 18−20 лет выше, так как доля знакомых, которые употребляют эти опасные для здоровья вещества, у данных респондентов составляет 25,3%'.
При рассмотрении вопроса о том, как факт употребления наркотиков связан с материальной обеспеченностью респондентов, было выявлено, что количество употребляющих наркосодержащие вещества в настоящее время и имеющих таковых среди знакомых почти в два раза выше в высокодоходных группах студентов, чем в низкодоходных. Так, среди опрошенных, имеющих доход свыше 30 тыс. рублей в месяц на человека в семье, являются наркоманами 4,7% юношей и 1,1% девушек, а в группе с доходом до 15 тыс. рублей в месяц на человека в семье употребляющих наркотики юношей -2,3%, девушек — 0,8%.
Говоря о причинах развития таких пагубных привычек, необходимо сказать, что алкоголь, сигареты и наркотики часто используются молодыми людьми для снятия стрессов в виду сильного воздействия на молодежь различных стрессогенных факторов, которые вызывают депрессивные состояния. Депрессия представляет собой эпизодически повторяющееся заболевание. При этом на каждый его эпизод может приходиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Приблизительно в 20% случаев в современных условиях эта болезнь становится хроническим заболеванием без ремиссии, особенно, если не принимаются меры по лечению. По оценкам ВОЗ порядка 20% детей и подростков имеют проблемами в области психического здоровья, что приводит их к инвалидности. Одним из таких заболеваний как раз и является депрессия. Примерно 4−5% населения страдает этим недугом, а риск заболевания в течение жизни достигает 20%. На сегодняшний момент депрессивные расстройства являются четвертой по значению причиной потери трудоспособности (вслед за инфекционными, сердечнососудистыми и респираторными заболеваниями). Однако у молодежи отсутствует привычка снятия стрессов с помощью средств ориентированных на здоровый образ жизни, таких как занятия спортом, физической культурой или обращение за медицинской помощью в тяжелых случаях.
Однако на депрессивные расстройства влияет так же и то, каким способом молодежь проводит свой досуг. На сегодняшний момент социологические исследования говорят о происходящих серьезных изменениях в структуре культурных потребностей молодежи.
Как фиксируют результаты опроса, молодые люди проводят большое количество времени за компьютером (Диаграмма 1). При этом более трети опрошенных (37,9%) тратят на это не менее трех часов в день. Еще 23,3% респондентов отводят на сидение за компьютером от двух до трех часов в день. интересуются 24,3%, то среди подростков 15−17 лет, такие сайты посещают всего лишь 1,5%.
Заключение
.
Здоровье напрямую зависит от образа жизни человека и его социального самочувствия. Режим труда и отдыха, дня, питания, сна, привычки могут, как способствовать развитию здоровья, так и оказывать на него деструктивное влияние. Развитие социально активной, гармоничной личности возможно только при ведении здорового образа жизни, когда человек в полной мере может реализовать его духовный и физический потенциал. Это требует целенаправленного формирования личности и сознания, при котором здоровье становится осознаваемой жизненно необходимой ценностью. Требуется не только формально-декларативный подход молодых людей к здоровому образу жизни, но и его реализация в повседневной деятельности. Здоровое самосохранител ьное поведение должно быть неотъемлемой часть человеческой культуры и способствовать духовному и физическому развитию.
На заре развития здравоохранения в Советском Союзе первостепенной задачей была борьба с инфекционными заболеваниями. Эти задачи выполнялись через разработку и создание системы профилактической вакцинации. Так же активно создавались лечебно-профилактические учреждения, санатории и дома отдыха. Массово развивалась физическая культура и спорт, что позволяло создать условия для формирования здорового образа жизни среди населения и молодежи в частности. Всемирная организация здравоохранения признала профилактический характер советской медицины, а так же уровень доступности и качество лечения самой лучшей в мире.
Нерациональное питание, экологические риски, психоэмоциональные стрессы являются на сегодняшний момент одними из важнейших болезней современной цивилизации. Западные ученые считают, что снижение заболеваемости можно добиться путем упреждающего воздействия на факторы риска. Это заключается, прежде всего, в ведении здорового образа жизни. Основой здорового образа жизни должен быть не только отказ от вредных привычек и соблюдение режимов питания, дня, сна, но и активное занятие физической культурой и спортом, что позволит лучше молодых людям справляться со стрессами и воспитать личную ответственность человека за свое здоровье. Внедрение и реализация здорового образа жизни на государственном уровне началось еще в 70-е г. в таких странах, как США, Финляндия, ФРГ, Япония. Вместе с комплексом мер по нейтрализации болезнетворных факторов риска это позволило снизить уровень сердечнососудистых патологий практически на 40%.
На формирование и развитие здорового образа жизни, оказывают влияние большое факторов. К ним относятся: экономические, экологические, социальные, информационные и политические. К примеру, на представление людей об идеале здорового человека оказывает влияние уклад жизни общества. Образ здорового человека, который был сформирован в послевоенное время, и существовал на протяжении почти 40 лет, был изменен к концу 80-х годов. Первоначально, в соответствии с укладом жизни в этот образ входило наличие розовых щек, нестандартная по нынешним меркам фигурка, упитанное тело и т. д. В результате социальный трансформаций произошедших в обществе поменялось и представление об образе здорового человека. На сегодняшний момент, например, излишний вес уже считается не соответствующим этому образу.
Очень большое влияние на формирование здорового образа жизни оказывают информационные факторы. Медицинское просвещение привело к изменению представлений людей о здоровом питании. Были выявлены связи между разными типами питания и болезнями, что позволило влиять на продолжительности жизнь. Сегодня все больше осознается потребность в экологически чистых продуктах питания. В европейских странах широкий слой населения, который имеет хорошие доходы, платит большие деньги за овощи и фрукты, которые были выращены без использования химических средств. Популярность набирают продукты, в которых имеется пониженное содержание жира, соли, сахара. Люди ограничивают себя в потреблении мясных и молочных продуктов, стараясь больше употреблять продукты насыщенные витаминами.
На сегодняшний момент состояние здоровья молодежи является важным индикатором общественного развития. Он отражает социально-экономическое и санитарно-гигиеническое благополучие страны. Является ключевым в экономическом, оборонном, трудовом, и культурном потенциале общества. Считается, что молодежь является наиболее здоровой категорией населения страны. Однако именно в студенческие годы наблюдается высокий темп роста практически всех классов заболеваний. У молодых людей отсутствует или не четко выраженно осознание взаимосвязи социальной успешности и состояния здоровья. Молодежь часто надеется на собственные способности, таланты и крепкое здоровье, часто эксплуатируя его. При этом забывая, что здоровье является важным жизненным ресурсом. В тоже время внушает опасения и низкая информированность студентов в сфере заботы о своем здоровье и отсутствием мотивом для ведения здорового образа жизни, а основными причинами нежелания или невозможности для здорового поведения являются нехватка силы воли, времени, денег. При этом, как показывают социологические исследования, подавляющая часть молодых людей осознает необходимость ведения здорового образа жизни.
На сегодняшний момент в молодежной среде складываются негативные тенденции в отношении здоровья. Все это требует разработки мер, которые позволят не только сохранить, но и укрепить здоровье подрастающего поколения. Необходимо привитие ориентации на развитие самосохранительной стратегии поведения, что позволит обеспечить эффективную социализацию молодых людей.
Основная проблема заключается в том, что для молодых людей здоровье, как ценность и здоровой образ жизни имеют скорее формально-декларативный характер. При этом отсутствуют действия по реализации принципов здорового образа жизни в реальном поведении. Привитие подрастающему поколению основ здорового образа жизни является психолого-педагогической проблемой, которая требует своего решения. Такое расхождение между представлениями и реальными действиями может быть связано с недостаточно разносторонним взглядом на здоровый образ жизни. Для многих юношей и девушек он заключается в отказе от вредных привычек или правильном питании. С другой стороны здоровый образ жизни не всегда становится основой для поведения. То есть эти принципы для них являются навязанными извне и не связны с установками молодых людей. Все это требует выработки специальных форм обучения здоровому образу жизни, что позволило бы молодежи расширить свои представления о здоровом поведении, связать это с внутренними потребностями.
Еще одной часть проблемы формирования здорового образа жизни является то, что хоть молодые люди и осознают ценность здоровья, но его составляющие не всегда осознаются и не занимают высокие места среди личностных установок. Как уже говорилось, большая часть молодежи осознает необходимость в здоровом образе жизни. Но он не является для них потребностью, что выражается в отсутствии действий направленных на поддержание и развитие своего здоровья. Это может быть связано с тем, что молодые люди не хотят менять свои привычки и стереотипы поведения. Подчас лишь неординарные ситуации, такие как тяжелая болезнь, способны заставить человека изменить его образ жизни и принять ответственность за свое здоровье.
В нашей стране сложилось восприятие здоровья как ценности инструментальной, не имеющей фундаментального характера. При оценке своего здоровья у людей преобладают мотивы, которые связанны с реакцией непосредственно на переживаемые моменты жизни. Люди не связывают здоровье с жизненными перспективами. Молодежь склонна рассматривать свое здоровье как неограниченный ресурс, который позволяет им существовать в современных условиях. То есть пока они способны работать, то они здоровы. Это порождает эксплуататорское отношение к своему здоровью. Молодые люди использовать его до тех пор, пока оно есть, не задумываясь о перспективах. В таком отношении к своему здоровью ярко выражен экономический фактор. Однако на отношение к здоровью оказывает влияние так же социокультурный фактор. Учитываются существующие в группе и обществе установки относительно здоровья и образа жизни.
Все это говорит о том, что у молодых людей складывается потребительское отношение к своему здоровью. Оно воспринимается как экономический ресурс. Считается, что при развитых современных технологиях крепкое здоровье не требуется для успешного профессионального и карьерного роста, большинство предпочитает использовать здоровье здесь и сейчас если есть возможность для получения выгоды, и не считает обязательным его сбережение и укрепление. Нельзя утверждать, что в современном мире молодые люди совершенно не заботится о своем здоровье. Большинство из них в той или иной степени осознают необходимость поддержания своего здоровья. Но при этом действия, предпринимаемые ими, не носят целенаправленного и системного характера. Выявление неприемлемого для здоровья поведения позволяет определить и скорректировать стратегию формирования здорового образа жизни, которая обычно базируется на убеждении юношей и девушек в рамках прикладного подхода к модели «затрата — выгода».
При этом у молодых людей прослеживается 4 модели отношения к здоровому образу жизни. Придерживаясь первой модели отношения, молодые люди активно формируют свое здоровье, следуя здоровому образу жизни. В соответствии со второй моделью они, зная о необходимости поддержания здоровья, не придерживаются здорового образа жизни в полном объеме, необходимом для развития и поддержания здоровья. Третья модель отношения, связана с тем, что молодые люди, признавая необходимость здорового образа жизни, не стараются следовать ему. Последняя модель является наиболее деструктивной и заключается в том, что молодые люди не интересуются здоровым образом жизни и не прилагают усилий для сохранения и поддержания собственного здоровья.
Можно сказать, что в настоящее время существует противоречие между необходимостью формированием здорового образа жизни у молодых людей и недостаточной разработанностью форм, методов и способов действий, направленных на сохранение и развитие здоровья подрастающего поколения, а так же воспитание в них потребности к здоровому образу жизни. Для оздоровления общества требуется разработка и воплощение социальной политики, направленной на привитие через СМИ и молодежных лидеров моды на здоровый образ жизни и несовместимость с употреблением различных спиртосодержащих и наркосодержащих веществ. Так же необходимо организовать систему здорового питания, создать курсы, которые будут направлены на обучение молодых людей различным практикам для улучшения здоровья, психоэмоционального состояния и формирования позитивного мышления. Необходимо развитие добровольческой деятельности, которая с помощью физической культуры и спорта позволит более эффективно формировать здоровый образ жизни молодых людей.
Список литературы
- Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 (ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- Закон РФ от 10.07.1992 N 3266−1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании».
- Постановление Правительства РФ от 21.10.2011 N 856 (ред. от 04.09.2012) «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год».
- Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 (ред. от 06.10.2011) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 2015 годы».
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 2017 годы».
- Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 N 2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года».
- Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 N 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства РФ от 15.09.2005 N 1433-р «О Концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 2015 годы».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 N 364 (ред. от 12.04.2012) «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».
- Письмо Минобрнауки РФ от 05.09.2011 N МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде». 17