Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные функции культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во всех странах мира и в любой группе общества имеются лица с ограниченными возможностями. Их число в мире значительно и продолжает расти. Причины и следствия появления лиц с ограниченными возможностями в разных странах различны. Эти различия объясняются разными социально-экономическими условиями и разными мерами государств по обеспечению благосостояния своих граждан. Проводимая в настоящее время… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные подходы к личности с ограниченными возможностями в обществе
    • 1. Человек с ограниченными возможностями в обществе: исторический и методологический аспект
    • 2. Культурный потенциал лиц с ограниченными возможностями
    • 3. Специфика решения проблем лиц с ограниченными возможностями в России
  • Глава 2. Основные параметры социальных функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями в современном обществе
    • 1. Анализ социальных функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями
    • 2. Основные объективные и субъективные условия изменения социальных функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями
    • 3. Основная социально-трудовая функция культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями

Социальные функции культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изменяющееся общество нуждается в активной, полноценной личности, поскольку только такая личность способна эффективно решить комплекс сложных социальных задач, стоящих перед современной Россией. При этом в каждом обществе присутствует определенный слой людей, не участвующий в полноценном выполнении всех социальных функций.

Во всех странах мира и в любой группе общества имеются лица с ограниченными возможностями. Их число в мире значительно и продолжает расти. Причины и следствия появления лиц с ограниченными возможностями в разных странах различны. Эти различия объясняются разными социально-экономическими условиями и разными мерами государств по обеспечению благосостояния своих граждан. Проводимая в настоящее время социокультурная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями — результат развития общества в течение последних двухсот лет. Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх — вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей лиц с ограниченными возможностями и вели к их изоляции.

Изменение социальных функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями в сторону активной жизненной позиции, создает условия для поддержания у них оптимального социально-психологического состояния, представит каждому человеку возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.

Соответственно, являясь полноправными участниками общественного процесса разделения труда, возлагая на себя важные социальные задачи в области производства, распределения и обмена ценностями, лица с ограниченными возможностями гораздо быстрее и безболезненнее будут интегрированы в общество.

Также необходимо отметить, что проблема изучения социальных функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями выходит за рамки частносоциального противоречия в пределах данной общественной агрегации, а является одним из наиболее серьезных вопросов, имеющих отношение к глобальным проблемам человечества.

Степень изученности проблемы. Изучение социальных функций культурного потенциала лица с ограниченными возможностями для отечественной социологической науки — сравнительно новая тема. Её востребованность обществом актуализировалась в условиях спада экономического и замедления темпов социального развития, когда проблема социальной защищенности лиц с ограниченной жизнедеятельностью максимально обострилась.

На протяжении ряда лет различными аспектами проблемы изучения социальных функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями занимался Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. Его исследования носили, в основном, прикладной характер и ориентировались на стабильные социально-экономические условия их жизнедеятельности. В настоящее время появляется необходимость осмыслить данный процесс, основываясь как на значительном опыте социальной работы с лицами с ограниченными возможностями в нашей стране и за рубежом, так и учитывая последние достижения современной социологической теории.

Так, социально-психологические особенности взаимоотношений лиц с ограниченными возможностями и окружением исследуют Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина и К. Пентек, проблемы ценностных ориентации инвалидов-студентов — JT.B. Баумгартен, вопросы содействия занятости лиц с ограниченными возможностями — К. Г. Кязимов.

Процесс социализации в последнее десятилетие XX века изучают А. Г. Асмолов, В. А. Горшков, А. А. Радугин, А. И. Кравченко, М. В. Удальцова, Ф. Г. Эффендиев, Е. Н. Шиянов, с точки зрения теории конфликта подходит к проблемам социализации А. Г. Здравомыслов. Реализация системного подхода в изучении социализации личности нашла наиболее полное отражение в работах Б. Ф. Ломова.

Важное значение для понимания составляющих процесса трудовой социализации имеют фундаментальные теории Э. Дюркгейма, К. Маркса и Ф. Энгельса. Амбивалентная природа труда, вскрытая классиками социологической науки, до сих пор генерирует исследование его различных аспектов. Именно поэтому особое внимание было уделено современным концепциям труда А. И. Кравченко и A.M. Шкуркина.

В зарубежной социальной науке проблемам социализации также уделяется большое внимание: с социально-психологических позиций подходят к ней Ж. Пиаже, JI. Кольберг, Э. Эриксон, К.-Г. Юнгс социально-философских позиций — Э. Фромм и его последователис социологических позиций — Г. Спенсер, Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер, Г. Тард.

Постепенный переход к осознанию необходимости изучения социальных функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями и утверждению социальной модели их поведения был связан с освоением зарубежного опыта социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями и реализации различных технологий социальной деятельности.

Большое значение для отечественных специалистов имел перевод ряда зарубежных изданий1, познакомивших не только с теорией, но и с практикой этого процесса. Развитие исследований по социальной.

1 Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалида. — М., 1991; Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом — Кондуктивная педагогика / Книга для родителей / Пер. С англ. — М., 1996;

Сандаль Е. Социально-психологическая работа над изменением / Пер. со швед. — М., 1995, и др. реабилитации лиц с ограниченными возможностями шло параллельно с возникновением и становлением в Российской Федерации социальной работы как особого вида профессиональной деятельности и как специфической отрасли социально-реабилитационной практики в отношении инвалидов.

К числу первых публикаций, рассматривавших социальные аспекты реабилитации лиц с ограниченными возможностями, относятся работы Т. Е. Болыновой, Н. Ф. Дементьевой, • Е. Н. Ким, А. В. Мартыненко,.

A.И.Осадчих, Е. А. Сигиды, Е. Р. Смирновой, Л. П. Храпылиной и др. Активно развиваются исследования теории и технологии социальной работы, среди которых ведущее место принадлежит публикациям.

B.Альперович, С. А. Беличевой, Н. И. Вшанова, Л. К. Грачева,.

C.И.Григорьева, Л.Г.ГусляковоЙ, В. В. Колкова, О. С. Лебединской, П.Д.

Павленка, А. С. Сорвиной, Е.И.ХолостовоИ, Ю. Б. Шапиро, Т. В. Шеляг, Н. П. Щукиной и многих других3.

Таким образом, имеется значительная литература, посвященная проблемам социальной реабилитации различных категорий лиц с ограниченными возможностями. Вместе с тем, степень социологического освоения проблем изучения социальных функций культурного потенциала.

2 Болыпова Т. Е. Социальное здоровье населения как цель функционирования социальной работы. — Саратов, 1997; Ким Е. Н. Концепция «независимой жизни» в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями. — М., 1997;

Мартыненко А. В. Теоретические и организационно-методические основы медико-социальной работы. -М., 1997; Смирнова Е. РСтратификационный анализ инвалидности // Преодолевая барьеры инвалидности. — М., 1997; Смирнова Е. Р. Когда в семье ребенок — инвалид // Социологические исследования. № 1. — 1997; Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. -М., 1996.

3 В.Альперович. Социальная геронтология. — Ростов-на-Дону, 1997; Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности // Теория социальной работы / Под ред. Холостовой Е. И. М., 1997; Основы теории социальной работы / Под ред. Павленка П. Д, М., 1996; Щукина Н. П — Изоляция смерти как социальная проблема // Медицинские и социальные вопросы геронтологии. — Самара, 1997, и др.- Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Холостовой Е. И. — М., 1997; Социальная работа с инвалидами / Настольная книга специалиста. / Под ред. Е. И-Холостовой и А. И. Осадчих. — М., 1996; Преодолевая барьеры инвалидности. — М., 1997; Российская энциклопедия социальной работы. В 2-хт.т. -М., 1997. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. — М-, 1997; Содержание и методика деятельности центров социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями. — М., 1997, и др. лиц с ограниченными возможностями по-прежнему остается относительно невысокой.

Изучение социальных функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями в условиях современного российского общества как отдельное направление научного исследования находится в настоящее время в начальной стадии своего развития.

Переходное состояние российского общества ставит перед социологической наукой задачу создания единого, комплексного, многоаспектного подхода к пониманию такого сложного социального феномена, как культурный потенциал лиц с ограниченными возможностями.

Теоретической и методологической основой исследования послужила совокупность социологических методов, изложенная в научных трудах российских и зарубежных исследователей (теория социальной мобильности и социальной стратификации, структура общества, социология отклонений, вопросы социальной нормативности, проблемы социализации личности и адаптации индивида к социальной среде), а также классическая социология, социология культуры и духовной жизни, современные теории социального государства, структурно-функциональный анализ, методология социального анализа статистических и демографических процессов, теория социальной работы, социология труда.

В ходе исследования применялись методы кластерного анализа, системного подхода, а также логический анализ процессов социального развития, метод диалектической оценки эмпирических данных. В исследовании применялись методы социальной статистики, методы теоретического моделирования и прогнозирования.

Кроме того, материалом для теоретических выводов послужил анализ нормативно-правовых документов по вопросам социальной политики в целом и ее отдельных направлений (федеральное законодательство, документы Правительства Москвы), а также материалы конференций и симпозиумов, посвященные проблемам социализации лиц с ограниченными жизненными возможностями.

Цель исследования — систематизировать знания и проанализировать основные аспекты изучения социальных функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями.

Поставленная цель приводит к постановке комплекса задач.

Задачи исследования.

1. Рассмотреть основные концептуальные подходы к изучению культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями в обществе.

2. Проанализировать исторические и методологические аспекты социальной позиции личности человека с ограниченными возможностями.

3. Выявить и определить основные параметры социальных функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями в обществах различного уровня развития.

4. Описать объективные и субъективные условия изменения культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями.

5. Рассмотреть активную социально-трудовую позицию лиц с ограниченными возможностями как основное средство изменения их культурного потенциала.

Объект исследования — культурный потенциал лиц с ограниченными возможностями в современном мире, средства и уровни их культурного потенциала.

Предмет исследования — социальные функции культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями.

Гипотеза исследования. Через выработку активной социально-трудовой позиции у лиц с ограниченными возможностями происходит расширение социальных функций их культурного потенциала, что обуславливает полную интеграцию лиц с ограниченными возможностями в общество и изменение социального стереотипа их девиантности. Научная новизна исследования:

• Проанализированы основные концептуальные подходы к личности человека с ограниченными возможностями в обществе, а также исторические и методологические аспекты социокультурной позиции личности человека с ограниченными возможностями.

• Выявлены и определены основные параметры социальных функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями в обществах различного уровня развития.

• Проведена систематизация объективных и субъективных условий изменения культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями.

• Рассмотрена активная социально-трудовая позиция лиц с ограниченными возможностями как основное средство изменения их культурного потенциала.

• Изучены специфика и перспективы социально-трудовых функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями. Практическая значимость работы состоит в возможности применения материалов диссертационного исследования, идей и выводов работы в разработке методов и навыков поведения людей с ограниченными возможностями в процессе социализации, использование положений работы в системе социологического знания: социологии культуры, социологии труда, социологии девиантного поведения, теории социальной работы, а также в процессе дальнейшей научно-преподавательской деятельности.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации обсуждены на заседание кафедры «Социологии, психологии и педагогики» Московского Государственного Технологического.

Университета «Станкин», в докладах автора на методических и аспирантских семинарах кафедры. Материалы исследования использованы в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Разработка избранной темы исследования показала, что выполнить поставленные в диссертации задачи невозможно было бы только в рамках отдельно взятой специальности — социологии культуры и духовной жизни. Применяя инструментарий и данные других направлений социологиидевиантного поведения, семьи и образования, труда, мы еще раз убедились в том, что рассмотрение предмета исследования, исходя из задачи получения наиболее адекватных знаний о нем, невозможно без применения системного подхода, который вывел работу в конечном итоге на междисциплинарный уровень.

Исследовать такой феномен, как самоидентификация личности инвалида в процессе культурной социализации, оказалось невозможным без методологических приемов и теоретических выводов философии, истории, экономики, статистики, психологии, физиологии, медицины. Именно такой подход позволил нам выяснить реальное состояние социализации личности инвалида и оценить перспективы его развития.

Значимость проведенной работы состоит в том, что анализу подвергнута та часть действительности, которая не получила еще должного отражения в отечественной социологической науке, несмотря на то, что социальная востребованность такого рода исследований достаточно высока. Она объясняется, прежде всего, гуманистической направленностью общественного развития современной России.

Задачи сохранения поступательной динамики развития общества, недопущение регресса во всех сферах его жизни, требуют пересмотра отношения социума к инвалидам. Основываясь на анализе данных ряда наук, состояния трудовых ресурсов, других статистических данных, а также используя результаты собственного социологического исследования, мы пришли к выводу, что перспективы развития общества во многом зависят от самоидентификации личности инвалида, динамики отношения общества к инвалидам, от степени включенности последних в систему общественных отношений, в том числе — производственных.

На основании историко-генетического анализа установлено, что общественная значимость проблемы социализации инвалидов определяется их особым местом в исторически определенной системе разделения труда. Поэтому изучение феномена культурной социализации инвалидов в современном российском обществе имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение.

Диссертационным исследованием было установлено, что социализация инвалидов — это многоаспектное социально-личностное изменение, совокупность целенаправленных общественных и управляемых волевых психических процессов специфической агрегации лиц с ограниченной жизнедеятельностью, рассматриваемых в совокупности с их социальными действиями, в результате которых сфера их жизнедеятельности расширяется.

Работа над материалами диссертации подтвердила тезис о том, что базовым механизмом социализации инвалидов является социальная адаптация, то есть создание адекватной модели самоидентификации в ответ на воздействие внешних и внутренних факторов.

Активная социально-трудовая позиция инвалидов, значение которой как для самого инвалида, так и для общества в целом будет постоянно возрастать, стала одним из итогов диссертационного исследования.

Диссертационным исследованием подтверждается тот факт, что существенным основанием расширения пределов жизнедеятельности инвалидов в сфере трудовых отношений является их личная социально-трудовая активность. При этом отчуждение инвалидов от общества более распространяется на их социально-пассивную часть. Активность инвалидов, таким образом, проявляя себя через интенсивность социальной деятельности в различных сферах, рассматривается нами как интегральная составляющая процесса их социализации.

Работа над диссертационным исследованием убедила нас в том, что противоречия в сфере трудовых отношений являются не только социально значимым, но и сравнительно мало исследованным полем научной деятельности. Мы считаем возможным продолжить разработку данной тематики в последующих работах, определяя наиболее перспективное направление как связь внутренних личностных стереотипов личности инвалида и культурной социализации лиц с ограниченной жизнедеятельностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопросы психологии. 1995, № 2.
  2. А.А., Горшков В. А. История русской философии. Курс лекций. -Ставрополь: СГТУ, 1994.
  3. Ю. В эпоху смутного времени // Мир образования. 1996, № 3.
  4. М.М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991.
  5. К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом -Кондуктивная педагогика / Книга для родителей / Пер. с англ. М., 1996.
  6. В. Социальная геронтология. Росгов-на-Дону, 1997.
  7. Американская социология. М., 1992.
  8. Антология социальной работы. В 5 Т. Т. 1−3. М., 1994 -1996.
  9. Н.Г. Инвалидность как социальная и социологическая проблема // Современная семья в изменяющемся обществе. М., 1995.
  10. В.М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. М., 1995.
  11. Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994.
  12. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  13. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1997.
  14. Р.Антонова Н. В. Проблема личной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма, когнитивной психологии // Вопросы психологии, 1996, № 1.
  15. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал, 1992, № 5.
  16. Р.Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия?//
  17. Общественные науки и современность. 1998.№ 5.
  18. В.И., Савичева Н. Г. Гражданское общество в контексте синергетического подхода // Общественные науки и современность, 1999, № 3.
  19. AT. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990.
  20. А.И. Социальная маргиналистика. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Полис. 1993. № 6.
  21. Д. Философия деятельности //Вопросы философии, 1996, № 5.
  22. JI.B. Благотворительность и меценатство в России. Краткий исторический очерк. М., 1993.
  23. А.А., Игнатьева Р. К., Каграманов В. И. Методические принципы создания территориального регистра семей, имеющих детей-инвалидов // Проблемы семьи и семейной политики. М., 1993. Вып. 3.
  24. Баркер Р, Словарь социальной работы / Пер. с англ. М., 1994.
  25. Врачебно-трудовая экспертиза и социально-трудовая реабилитация инвалидов. М., 1974.
  26. А.П. Сдвиг в ценностном измерении? // Социологические исследования, 1993, № 4.
  27. М. Избранные произведения: Пер с нем. М.: Прогресс, 1990.
  28. Вечные философские проблемы. Сборник научных трудов. -Новосибирск, 1991.
  29. JI.T., Минина В. Н. Стратегии социологического исследования бедности // Социологические исследования, 1999, № 1.
  30. JI.C. Педология подростка: Проблема возраста / Собр. соч. в 6 т., Т.4. -М., 1984.
  31. Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии, 1996,№ 3.
  32. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования, 1991, № 4.
  33. АЛ. Психология перехода // Вопросы философии, 1995, № 5.
  34. З. Т. Игитханян Е.Щ. Казаринова И. В. Социальная стратификация городского населения // Социологические исследования, 1995, № 5.
  35. Л. Четыре рода бедности в современной России // Социологический журнал. 1994. № 4.
  36. Л. А. Шейман И.М. Проблема социальной адаптации населения к условиям переходного периода // Социологические исследования, 1994, № 11.
  37. Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования, 1994, № 8−9.
  38. В.А., Медведев Н. П., Морозов Е. Г. Аксиология и современность: проблемы философии и социологии. Ставрополь, 1993.
  39. Г. П. Начало верхнего палеолита и происхождение Homo sapiens. Л., 1968.
  40. В.К., Селкжова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: учебное пособие. Ставрополь: СКИУУ, 1993.
  41. М. Воспитание и наследственность. Социологические исследования. Спб., 1891.
  42. Ю.Р. Принципы самопомощи в Дании // Бюллетень научной информации МГСУ. М., 1994. Т. 8.
  43. Л. Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации // Социальное обеспечение, 1994, № 8, с. 42−47.
  44. Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими86детей-инвалидов. -М., 1992.
  45. С.И. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.
  46. С.И., Демина Л. Д., Растов Ю. Е. Жизненные силы человека. -Барнаул, 1995.
  47. Л.Г. Методология социальной работы // Теория и методология социальной работы. М., 1994.
  48. Л.Г. Типы теорий и моделей социальной работы // Теория социальной работы / Под ред. Холостовой Е. И. М., 1998.
  49. Л.Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. -М., 1997.
  50. Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы, 1995, № 1.
  51. С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации // Семья в России. 1995. № 3−4.
  52. Н.Ф., Лотова И. П. К вопросу о стандартизации социально-медицинских услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания // Проблемы стандартизации социальной работы. М. 1996.
  53. Н.Ф., Устинова Э.В.Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Тюмень, 1995.
  54. Н.Ф., Устинова Э. В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. М., 1991.
  55. М., Шардлоу С. Практика социальной работы. / Пер. с англ. / Под ред. БЛОЛПапиро. М., 1995.
  56. В.И. Социальная помощь в Германии. М., 1998.
  57. В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии, 1996.
  58. Н.М. Индивидуальная стратегия на рынке труда и стратегия занятости // Общественные науки и современность, 1999, № 3.
  59. И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников // Социологические исследования, 1995, № 6.
  60. Т.А., Шабалина Н. Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых // Социологические исследования, 1993, № 1.
  61. О. Н. Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования, 1995, № 6.
  62. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: Пер. с фр. М.: Наука, 1991.
  63. Э. Самоубийство: социологический этюд: Пер. с фр. М.: Мысль, 1994.
  64. А.И. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых (правовой аспект). М., 1985.
  65. Если ваш ребенок не такой, как другие./ Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. О. И. Волжиной. М., 1997.
  66. Г. С. Твои права, человек. М., 1993.
  67. Жить как все. О правах и льготах для инвалидов / Под ред. С. И. Реутова. -Пермь, 1994.
  68. А.И. Институционализация труда в исторической ретроспективе // Социологические исследования, 1994, № 12.
  69. И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. Вып. 2. М., 1992. С.8−16.
  70. И.А. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар // Теория социальной работы. М., 1997.
  71. Занятость и профессиональная реабилитация инвалидов. Сборник № 2. -М.:Научно-практический центр инновационных социальных программ Академии естественных наук РФ, 1997.
  72. Т.И. Социальная неравновесность переходного периода // Общественные науки и современность, 1996, № 4.
  73. Т.И. Социальная структура современного российского общества// Общественные науки и современность, 1997, № 2.
  74. О.Д. Демографический кризис в России // Социологические исследования, 1995, № 9.
  75. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1995.
  76. ЗдравомысловА.Г. Методология и процедура социологического исследования.- М.: Мысль, 1969.
  77. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
  78. Г. Пример чистой, или формальной социологии // Социологические исследования,!984,№ 2.
  79. А.А. Анатомия социальной среды // Вестник Московского университета. Сер. 18,1995, № 4.
  80. И. Метафизика нравов в двух частях / Критика практического разума. Спб.: Наука, 1995.
  81. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология мировой классики. Т.2. М., 1992.
  82. С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80−90 годы) // Социологические исследования, 1995, № 1.
  83. Е.А. Педагогика и психология социальной депривации // Вопросы психологии, 1993, № 3.
  84. Г. А. Психическое развитее ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии, 1993, № 1.
  85. И.М. Поведение на рынке труда: анализ трудовых биографий //Социологические исследования, 1997, № 4.
  86. Н.Н. «Слабое место» социальной реальности// Социологические исследования, 1993, № 2.
  87. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989.
  88. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. -М.: Наука, 1988.
  89. М.Ю. Особенности межличностных отношений в профессионально специализированных интернатах // Вопросы психологии, 1995, № 6.
  90. Концепция социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. -М.: Министерство социальной защиты населения Российской федерации, 1993.
  91. А. Т. Молодежная безработица. Опыт изучения нисходящей мобильности//Вестник Московского университета, Серия 18,1996, № 3.
  92. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии, 1995, № 5.
  93. А.Э. Маргиналы на рынке труда // Россия накануне 21 века. -М.:ИСПИРАН, 1994.
  94. И.Б., Шиянов Е. Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону :Р111У, 1977.
  95. И.Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1977.
  96. А.И. Введение в социологию. М.: Новая школа, 1995.
  97. С.А. Социально-экономический анализ маргиналыю-сти в сфере труда: Дисс. канд. социол. наук. М., 1995.
  98. В.Г. Коллективность и индивидуальность: цивилизационный срез проблемы // Социологические исследования, 1990, № 8.
  99. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева, проф. В. Е. Эминова.- М.: Юрист, 1985.
  100. В.Н. Социальные деформации. М., 1992.
  101. Т.В. Реабилитация: своевременность и комплексность // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995.
  102. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996.
  103. В.В. Социальная безопасность / Учебное пособие по курсу «Теория социальной работы» (часть 1). М., 1998.
  104. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом / Методические рекомендации. Москва-Санкт-Петербург, 1998.
  105. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению / пер со швед. М., 1995.
  106. И.П. Особенности психического развития и коррекции поведения пожилых людей. М., 1997.
  107. А.И. Организация и управление социальной работой в России. М., 1993.
  108. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования, 1993,№ 9.
  109. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования, 1996, № 5.
  110. Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования, 1994, № 5.
  111. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 74. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.
  112. К. Агрессия (так называемое «зло»): Пер. с нем. М.: Прогресс, 1994.
  113. Я.В. Современное массовое сознание. Динамика и тенденции развития. Киев, 1993.
  114. В.Г. Параметры социального здоровья // Человек и труд, 1995, № 7.
  115. К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т. М.: Политиздат, 1986.
  116. Маркузе. Одномерный человек. -М., 1994.
  117. Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования, 1992, №№ 2−4.
  118. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
  119. Дж. С. Основы политической экономии. Т.З. М., 1981.
  120. Милосердие / Учебное пособие. М., 1998.
  121. Молодежь и вызов времени // Свободная мысль, 1996, № 7.
  122. А.П. Синергетика, когнитивная психология и гипотеза техно-гуманитарного баланса //Общественные науки и современность. 1999.№ 4.
  123. П. Развитие народа и развитие личности. Спб., 1912.
  124. В. Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990.
  125. Р.С. Психология в 2 кн., Кн1. Общие основы психологии. -М., 1994.
  126. В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987.
  127. М. Символы // Новый мир, 1995, № 2.
  128. А.Я. Международный опыт социальной работы. М., 1994.
  129. А.Г., Шапиро В. Д. Демографическое старение населения // Демографическое развитие в СССР. М., 1985. С. 82 93.
  130. Организация летнего отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях загородного лагеря. М., 1998.
  131. Основы социально-медицинской работы / Учебное пособие / Под ред.921. СигидыЕ.А.-М., 1998.
  132. В.И., Грицианов А. А. Социологический психологизм: Критический анализ. Минск, 1990.
  133. Организация непрерывного образования в системе реабилитации инвалидов. Спб.: Ленинградский научно исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, 1993.
  134. В.Н., Карпухин О. И. Культура и отчуждение // Социологические исследования, 1990, № 8.
  135. Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. Часть 2. Под ред. А. Г. Эфендиева. М.: Знание, 1994.
  136. Г. Человек в современном мире: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.
  137. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1968.
  138. А.В. Введение в психологию. М.: Академия, 1995.
  139. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность «быть личностью» // Вопросы философии, 1982, № 3.
  140. В.Д. Социальная нормы. Философские основания общей теории. -М.: Мысль, 1985.
  141. М.В. Социальная справедливость в потреблении и её стереотипы // Социологические исследования, 1990,№ 3.
  142. И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования, 1999, № 7.
  143. Проблема личной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии, 1996,№ 1.
  144. Профессиональная реабилитация инвалидов. Реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида / Департамент Федеральнойгосударственной службы занятостинаседения по Калужской области. -Калуга, 1999.
  145. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. -М., 1995.
  146. Психология (словарь) / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.
  147. П.Д. Система подготовки социальных работников в России и роль в этом процессе ГАСБУ // Российский журнал социальной работы, 1996, № 1.
  148. А.М. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994.
  149. А.М., Холостова Е. И. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Социальная работа / Под ред. И. А. Зимней. Вып. 9. М., 1995.
  150. Ф. Принцип активизации в практике социальной работы // Принцип активизации в практике социальной работы. М., 1997. С. 18.
  151. Пожилое население современной России: ситуация и перспективы / Авторы обзора О. Б. Осколкова, О. В. Белоконь. М., 1997.
  152. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты / Межвузовский сборник. Ульяновск, 1994.
  153. В.Г., Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа / Учебно-методическое пособие. М., 1998.
  154. Популярная энциклопедия пожилого человека. Самара, 1996.
  155. Права человека и работа в социальной сфере. Нью-Йорк — Женева, 1995.
  156. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов. М., 1996.
  157. Преодолевая барьеры инвалидности. М., 1997.
  158. Проблемы социальной работы в России / Материалы Первой национальной конференции. М., 1995.
  159. Продолжительность жизни и проблемы старения в странах Запада.94
  160. Научно-аналитический обзор / Отв. ред. С. Л. Зарецкая. М., 1992.
  161. Проектирование развития учреждений социального обслуживания. -М., 1996.
  162. Профессиональная ориентация инвалидов / Учебно-методическое пособие (для специалистов службы занятости. Москва, 1997.
  163. Профессионально-этические нормы социальной работы. М., 1993.
  164. Р. К созданию общей концепции социальной работы «Наука -профессия» // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва — Тула. 1993. T.I. С. 89 -105.
  165. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М., 1997.
  166. Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Дубна, 5−7 октября. М., 1992 г.
  167. Реабилитация детей с ограниченными возможностями. М., 1992.
  168. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т.т. / Под ред. Холостовой Е. И. М., 1997.
  169. Российский журнал социальной работы. М., 1995 -1998, №№ 1−8.
  170. Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации. Том. 1. / Отв. ред. Осадчих А. И. М., 1999.
  171. П.А. Программа помощи «Сломанный цветок»: о программе воспитания и обучения детей-инвалидов с отклонениями в развитии // Народное образование, 1994, № 5, с. 33−38.
  172. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс, 1996.
  173. Российский журнал социальной работы. М., 1995 -1998, №№ 1−8.
  174. А. А, Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М., 1995.
  175. А.А. К проблеме социальной адаптации личности //Вестник СпбГУ. Сер 6, 1995, вып. 3.
  176. С.Л. Основы общей психологии. В 2 т., М., 1989.
  177. А.А. Типы трудовой мотивации и их динамика // Социологические исследования, 1999, № 5.
  178. Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989.
  179. Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс, 1994.
  180. Е.Р. Когда в семье ребенок инвалид // Социологические исследования, 1997, № 1.
  181. А. Исследование о природе и причинах богатства народов //Антология экономической классики. T.I. М., 1991.
  182. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.
  183. Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991.
  184. П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.
  185. П.А. Система социологии. T.I. Социальная аналитика. -М.: Наука, 1993.
  186. Социология труда. М.: МГУ, 1993.
  187. Социология. Текст лекций / Под общ. ред. М. В. Удальцовой. Новосибирск, 1993.1.
  188. Г. Личность и государство. М., 1927.
  189. Е. Маргиналы // В человеческом измерении. М., 1989.
  190. Е. Социальная структура переходного общества (опыт инвентаризации)//Полис. 1994. № 4.
  191. М., Уэллс К. Опыт социальной работы. М., 1994.
  192. А. Территориальные центры социального обслуживания // Вестник социальной работы. М., 1993 № 1. С. 51−57.
  193. Система социальной защиты в Федеративной республике Германии / Обзор.-М., 1993.
  194. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Холостовой Е. И. -М, 1997.
  195. Н. Социология. М., 1994.
  196. Е. Семья нетипичного ребенка: социокультурные аспекты. -Саратов, 1996.
  197. Е.Р. Помощь детям, имеющим нарушения развития: цели и практика ранней интервенции // Российская молодежная ассамблея «Молодежь и здоровье». Саратов, 1995, вып. 2.
  198. Содержание и эффективность, деятельности центров социального обслуживания. М., 1997.
  199. Л.И., Кольчугина М. Б. Пожилые как социальная общность // Социальный облик современного западного общества. М., 1993. С. 170−183.
  200. М.Я., Дыскин А. А. Пожилой человек в семье и обществе. М., 1984.
  201. А.С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях. М., 1994.
  202. П.А. Социологические теории современности. М., 1990.
  203. Состояние социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми в Российской Федерации / Сб. статистических материалов. 4.1−2. -М., 1992.
  204. Социальная защита населения, семьи и детства в России / Сборник документов. Вып. 1." М., 1993.
  205. Социальная работа в условиях перехода России к рыночным отношениям: анализы и прогнозы. М., 1995.
  206. Социальная работа и социальные технологии / Материалы методологического семинара. М., 1996.
  207. Социальная работа с инвалидами / Настольная книга специалиста. М., 1996.
  208. Социальная работа с пожилыми / Настольная книга специалиста. М., 1996.
  209. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. -М., 1994.
  210. Социальные аспекты прав человека в документах мирового сообщества. В 2-х ч. / Состав.: В. П. Мошняга и др. М., 1996.
  211. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. Ред. В. Н. Иванов. -М.Белгород. 1995.
  212. Социальный облик современного западного общества. М., 1993.
  213. Справочное пособие по социальной работе. М, 1997.
  214. Н.С. Состояния личностных затрудненийгжизнедеятельности человека. Курск, 1995.
  215. Теория и методика социальной работы / Отв. Ред. Павленок П. Д. В 2 вып.-М, 1993−1995.
  216. Теория и методика социальной работы / Учебное пособие в вопросах и ответах / Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. М., -1996.223 с.
  217. Теория и методика социальной работы. В 2 Т. М. 1994.
  218. Теория социальной работы / Учебник. М., 1997.
  219. Терлецкий О. В Лысухина Г. В., Ривина Г. М. Особенности развития социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях в Российской Федерации в 1996 году. М., ЦБНТИ, 1997, вып. 3.
  220. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования / Сост. В. Б. Корняк и др. М., 1995.
  221. Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М. 1997.
  222. Л.В. Профессионально-этические требования к социальному работнику // Кадровое обеспечение социальных служб: подготовка и переподготовка. М., 1994.
  223. Р. История западного мышления /Пер. с англ. М.: Крон-пресс, 1995.
  224. А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
  225. М.Ю. Меньшинство как источник социального влияния // Вопросы психологии, 1996,№ 1.
  226. Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии, 1998, № 12.
  227. Е.Н. Социально-гигиенические аспекты инвалидности. М., 1985.
  228. М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. -М.-Воронеж. 1997.
  229. К.А. Обзор подходов в американской социологии // Социологические исследования, 1992, № 5.
  230. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. М., 1912 .
  231. С.С. Социология. Изд. 2-е. М.: Логос, 1996.
  232. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.
  233. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1995.
  234. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
  235. В. Основы социологии: Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997. 132. Ченоушек М. Психология жизненной среды. — М.: Мысль, 1989.
  236. Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995. 2-е изд.-1997.
  237. Е.И. Пожилой человек в обществе. В 2-х частях. М., 1999.
  238. Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника / Библиотечка социального работника. -М.:1993.
  239. Е.И. Социальная работа в структуре социальных наук // Теория социальной работы / Под ред. Холостовой Е.И." М., 1998.
  240. Е.И. Социальная работа как феномен цивилизованного общества // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992. С. 4−15.
  241. ХрапылинаЛ.П. Основы реабилитации инвалидов. М., 1996.
  242. Н. Бедность как социальный феномен российского общества //Социологические исследования. 1994. № 3.
  243. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования, 1995, № 9.
  244. Н.И. Система трудового потенциала работника // Социологические исследования, 1999, № 3.
  245. Е.Е. Проблемы социального обеспечения и реабилитации инвалидов на примере промышленно развитых стран Западной Европы/ Труд за рубежом № 3.-М., 1982.
  246. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Росгов-на-Дону: Цветная печать, 1995.
  247. А.М. Феномен труда:синергетический взгляд // Общественные науки и современность, 1998, № 1.
  248. Г. Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования, 1992,№ 2.
  249. Harris J. The Cultural Meaning of Deafness. Aldershot, Brookfleld: Ave-bury, 1995.
  250. Mercer J. Labelling the Mentally Retarded. In: Social Problems. 1965. Vol. 13. №i.
  251. Goffinan E. Stigma. Notes on the management of spoiled identity. London- New York: Touchstone, 1968.
  252. Park R.E. Race and culture. Glencoe: Free Press. 1950
  253. Andrews F.E. Philanthropic Giving. New York, 1950.
  254. Всеобщая Декларация прав человека. ООН, 1948.
  255. Всеобщая декларация экономических, социальных и культурных прав. ООН, 1966−76.
  256. Конституция Российской Федерации, 1993.
  257. Федеральный Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». 1995.
  258. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1995.
  259. Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». 1995,
  260. Постановление Правительства РФ «О программе социальных реформ в Российской Федерации». 1997.
  261. Распоряжение Правительства РФ «О социальных нормативах и нормах». 1996.
Заполнить форму текущей работой